Экономика и культура казахстана в хiv–хv вв 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономика и культура казахстана в хiv–хv вв



Казахстан в эпоху камня.

Эпоха камня – время становления человека и его хоз-ва, характеризуется низким уровнем производит сил.

Делится на 3 основных периода: палеолит, мезолит и неолит.

Палеолит делится на:

1.Ранний(нижний).олдувайская(доашельская) 2,5-600 тыс лет до нэ.люди обезьяноподобные(продонтропы).первобытное стадо. Собирательство, охота, примитивные орудия, пещеры, гроты.орудия:рубила, остроконечники, отщепы, топоры, ножи.др.люди были знакомы с огнем, но не могли его добывать.

Шельская(600-400 тыс до н э). др люди(архонтропы). Собирательство, охота, груботесные камни.

Ашельская(400-150 тыс). архонтропы, палеонтропы. Охота, собир, груб руб орудия, дисковид формы, чоппинг, чоппер,

2. средний (мустье)140-40 тыс.неандертальцы, большие общины, нач форма матриархата, родовые общины.загонная охота,добывание огня трением, строят жилища из костей крупных животных,возникают представления о различиях между жизнью и смертью, орудия из дисковидных нуклеусов.основной материал орудий – халцедон.

3. верхний (поздний). 40-12 тыс. культуры: ориньяк, солютре, мадлен. Кроманьонцы, формирование родовой общины, матриархат. Совершенствуется техника обработки камня, отжимная ретушь, оформление лезвия путем отделения и ли отдавливания тонких чешуек камня с помощью костяных и роговых пластин, это позволило изготовить разнообразный набор орудий.землянки.

Мезолит(12-5). Резкое похолодание на земле наступило около 100 тыс лет назад. Таяние ледников началось 13 тыс лет назад.одомаш животных, окультур растений, лук и стрелы, лодка и рыболовные снасти.микролиты- тонкие аменные пластины длиной 1-2 см. земледелие. разделение труда между мужчиной и женщиной.шалашеобразные жилища.

Неолит. (5-3) родовая община, образование племен.культуры: оюклинская, тюлузская, кельтемирская, атбасарская, махаджарская.неолитическая революция- переход от собир хоз-ва к производящему, ткачество найден ткацкий станок, появляются керамич посуды,зурнотерки, ступки, мотыги и топоры.эпоха глиняных горшков.шлифование, сверление, пиление,зачатки горного дела, коллективный труд, кремация трупа, наконечники в виде шарика для охоты на пушного зверя.

3. Казахстан в эпоху бронзы. Исторический период когда орудия из бронзы вытеснили каменные и медные, в истории получил название бронзовый век.(2800-900 лет до н э)/2-1 тыс до н э. бронза это сплав меди и олова.

Ранняя бр(18-16 вв до н э).средняя (15-13). Поздняя(12-8)

Племена, обитавшие на территории К. в эпоху бронзы, оставили археологические памятники (поселения, могильники, наскальные рисунки). Которые относятся к андроновской археологической культуре (название дано по мету первых раскопок могильника у села Андроново, рядом с городом Ачинском в южной Сибири). Раскопки здесь были проведены в 1913 г. Андриановым.

Главным источником средств существования является скотоводство, особенно кони. Начальная оседлость постепенно переходит в кочевничество из-за недостатка корма для скота. Уменьшение опасности нападений привела к отгонному скотоводству. Разделение общества на социальные слои. Градация захоронений по размерам и богатству. Рядовые общинники (пастухи, Землепашцы), военная аристократия. Конь – главное жертвенное животное. Возникают храмовые комплексы. Распространение каменной скульптуры, изображавшей древних богов.Из бронзы изго­товлялись различные орудия труда-мотыги, укра­шения. Развитая металлургия в сочетании с развитым комплексным земледельческо-скотоводческим хоз-вом. Андроновская культура получила свое название по месту первых находок и разделяется на два этапа - ранней и средней бронзы. Эпоха ранней бронзы носит для Сев. К. название Федоровского, а для Центрального - нуринского периода (ХУШ-ХУ! вв. до н.э.). Средняя бронза в Сев. К. носит название алакульского, в Центрального - атасуского периода (ХУ-ХП вв. до н.э.). Начиная с XII в. до н.э. андроновская культура сменяется кочевыми культурными общностями поздней бронзы: срубной - в Западном Казахстане и бегазы-дандыбаевской - в Центральном (ХП-УШ вв. до н.э.). Для андроновской культуры характерно комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство. Андроновцы жили в жилищах типа полуземлянки. Ско­товодство было оседлым, пастушеским. Особой отраслью хоз-ва андроновских племен было горное дело и металлургия. Отличительной чертой этой культуры - использование керамики. Применялся геометрический орнамент. В эпоху ранней бронзы в северо-западном К. появляются крупные укрепленные поселения городского типа. Наиболее исследованным из них являет­ся Аркаим. Это был своеобразный город с четкой планировкой. Хоронили умерших в каменных ящиках. Встречаются случаи трупосожжения.. Андроновцы жили родовыми общинами, состоявшими из нес­кольких больших патриархальных семей. Несколько родственных общин составляли племя.

4. древнейшие письменные источники по ИК. Сведения по истории К. эпохи древности фиксировались письменно на различных языках: древнеперсидском, древнегреческом, латинском, китайском. Древнейшим письменным источником по истории народов Казахстана являются древнеперсидские надписи царей Дария 1 (522-486 гг. до н.э.) и Ксеркса (486-465 гг. до н.э.), составленный на трех основных языках – древнеперсидском, элансском и аккадском, употреблявшихся в Ахеменидской державе.Существовали так же и античные источники. Сведения о населении К. в древнюю Грецию поступали через Персию, а так же через греческие колонии в Причерноморье. Ряд ценных данных по истории Ахеменидского времени содержат свидетельства Ктесия, собранные в его сочинении «История Персии». Некоторое значение для изучения истории К. представляют собой сочинения греческих историков, описывавших походы Александра Македонского, в числе которых следует назвать Диодора, Помпея, Трога, Полибия. Важным источником для истории Ср. Азии и К. является «География» Страбона (1век до н.э.-1век н.э.).

Определенную роль в изучении истории К. начиная со второго века до н.э. играют китайские источники.. Первые достоверные сведения о народах К. были получены от Чжан Цяня. Руководителя первого китайского посольства в западные области, посланного императором У-ди (140-86 гг. до н.э Среди династийных историй наиболее обширные данные о народах К. и Ср. Азии заключены в историческом труде «Исторические записки» Сыма Цяня (145-86гг до н.э.), в частности, в двух главах раздела «Жизнеописание»: «Повествование о сюнну» и «Повествование о Давани». Труд Сыма Цяня охватывает весь исторически обозримый период от мифических времен до времени жизни выдающегося историка.

Д.Асфендияров и П.А.Кунте «Пршлое Казахстана в источниках и материалах»- история казахского народа и его государственности.»- причины и ход образования казахского ханства, сложение его в мощное цетрализованное государство при касым-хане, дальнейшие судьбы казахского народа, в упорной борьбе и мирном сотрудничестве с сослседями защищавшего свои коренные этнические территории.

 

5. саки их культура. Саки, населяли земли КЗ и средней азии в 8-4 вв до н э. В степях К., по сведениям древних иранских источников, обитали кочевые «туры с быстрыми конями». Туры в персидских источниках именовались саками, а в сочинениях греческих авторов фигурируют под именем скифов. Саки, судя по дошедшим до нас описаниям, были скотоводами, занимались разведением лошадей, крупного и мелкого домашнего скота, были великолепными наездниками и стрелками из лука.

В персидских клинописях говорится о трех группах саков: парадарайя (заморские саки), саках-хаомаварга (саки, изготовляющие напиток хаому), саках-тиграхауда (носящие остроконечные шапки). По мнению многих исследователей, саки-парадарайя расселялись в Приаралье, низовьях Сырдарьи и Амударьи или в северном Причерноморье; саки-тиграхауда - в районе Ср. Сырдарьи на Тянь-Шане; саки-хаомаварга – в долине реки Мургаб.

Общественный строй. В 7-3 вв. до н.э сакские племена объединяются в союзы. Во главе этих союзов стоят верховные вожди, их называли царями. Цари избирались военным советом племен, входивших в состав союза. Вождь племенного союза – царь распределял между родами пастбища и угодья для перекочевки. Устанавливал порядок использования этих земель. Царь следил, чтобы не было вооруженных столкновений между родами и племенами или руководил объединенными войсками во время военных походов.В сакском обществе выделяются три группы населения: воины, жрецы, остальные общинники.

Политическая история. Известны войны саков с персами. В истории, например, освещается борьба Кира с сакской царицей Томирис в 530 г до н э. В 519-518 гг. до н.э. поход против саков предпринял Дарий 1. Его армия едва не погибла в безводной пустыне, поход оказался неудачным. Однако Дарий сумел подчинить себе саков, заставил их плотить дань и посылать своих воинов для участия в персидских войнах. Македонский подчинил себе державу Ахеменидов. В 330-327 гг. до н.э. он захватил столицу Согда Меракаинду и направился к Сырдарье. Александр захватил города левобережья Сырдарьи и оставил там гарнизоны. Жестокость греко-македонских войск вызвало восстание в Ср. Азии, в последствии жестоко подавленное.По приказу Александра на Сырдарье была построена Александрия Эсхата. Постройка города вызвала беспокойство саков, они стали обстреливать греков из луков, в ответ греческие воины пустили в ход катапульты и предприняли вылазку. Однако во время вылазки Александр, видимо, заболел или был ранен. Так неудачей закончилась попытка Александра подчинить себе кочевые племена, жившие за Яксартом (Сырдарьей). После смерти Александра Македонского в 323 г до н.э. держава его распалась на ряд самостоятельных государств.

С 7 века до н.э. у населения обширной зоны степной Сибири. К., Поволжья и юга Европы возникло своеобразное и яркое явление в искусстве, так называемый «звериный стиль». Главной темой его были изображения зверей и мифических чудовищ. Ими украшались бронзовые котлы, жертвенники, оружие, одежда и конская сбруя.Саки поклонялись силам природы – солнцу, ветру, грозе, грому, которые представлялись им в образе богов. Саки говорили на восточноиранском языке. Конь в мифологии саков связывался с солнцем и огнем, кабан – с культом бога грома.

6.Гунны(4 в до н э-3 в н э). Первое упоминание хунну в письменных источниках относится к 822 г. до н.э. В 209 г. до н.э. вождь Моде объявил себя сенгиром и начал активную деятельность по созданию хуннской державы. Вначале были разбиты восточные соседи хунну - племена дунху. Вслед за этим хунну подчинили своих западных и южных соседей. Война между хунну и Китаем закончилась в 188г. до н.э. поражением ханьских войск. В 47 г. до н.э. хунну из-за междоусобиц разделились на две части - северных и южных. Первые приняли подданство Китайской империи, последние сохранили независимость и в 1 в до н э двинулись на запад с Чжи-Чжи.движение гуннов на запад привело в движение другие племена.это событие в истории получило название великое переселение народов. Всего в хуннском государственном аппарате было 24 высших чиновника. В 445 г. Аттила стал единоличным правителем. Аттила свои первые удары обрушил на Восточно-Римскую империю, которую заставил выплачивать в 448 г. ежегодную дань. Затем, объединив германские племена герулов, остготов и гепидов, начал войну против Западно-Римской империи. Битва, произошед­шая в 451 г. между двумя армиями, закончилась поражением Аттилы, но уже в следующем году его войска подошли к Риму и заставили императора бежать из столицы. После смерти Аттилы в 453 г. его держава распалась. Хунну имели хорошо организованное войско. Его основу составляли под­вижная и маневренная конница. Существовала част­ная семейная собственность на скот. Материалы раскопок указывают на имущественное неравенство. Каждый хуннский род владел поло­сой земли, на которой вел хозяйство. Главную роль в жизни гуннов играло скотоводство, особенно коневодство. Без лошадей кочевое скотоводство было невозможным, в военных походах кони не только несли на себе всадника, но и снабжали пищей. У гуннов существовало оседлость и земледелие. Сеяли в основном просо.Охота также играла в жизни гуннов большую роль.В 3-5 вв. н.э. у степных племен развивается искусство полихромного стиля. У гуннов имелись рабы из числа военных и населения подвластных областей. Рабы использовались в качестве домашней прислуги, пастухов, ремесленников, землепашцев.Во главе стоял шаньюй. Ему подчинялись князья, называвшиеся темниками. Они являлись сыновьями, братьями или близкими родственниками шаньюя. Всего темников 24 по количеству родов. Каждый из них имел свой участок земли для кочевки. Темники в своих владениях могли назначать тысячников, сотников.

7.усуни и канглы. уйсуни(3 в до н э -4 в н э). Земли саков-тиграхауда в Семиречье заняли племена усуней, которые пришли сюда из глубины Центральной Азии во 2 веке до н.э. Говорили усуни на древнетюркском языке.Усуни занимали территорию от Чу на западе до отрогов Тянь-Шаня на востоке, от озера Балхаш на севере до побережья Иссык-Куля на юге.Столица усуней город Чигучен (город Красной долины) находилась на берегу Иссык-Куля. Это был укрепленный город с предместьями. Государство усуней делилось на три части: восточную, западную и центральную. Усуни вели упорные войны с кангюями и гуннами за пастбища и торговые пути. Имели широкие дипломатические и родственные связи с Китаем.Хозяйство усуней и их жилища. Китайские источники характеризуют усуней как кочевников. Скотоводство играло в жизни усуней определяющую роль. Кочевые усуни жили в юртах. Ремесленные мастера из дерева изготавливали детали для юрт (кереге – решетку, уык – улину, шанырак – верхнюю часть), лежанки, посуду и др.

Хозяйство усуней было комплексным – скотоводческо-земледельческим. Усуни разводили лошадей, коз, двугорбых верблюдов, ослов. В стаде преобладали овцы и лошади. Лошади были разных пород, в том числе и высокопородные скакуны. Посуду изготавливали в большом количестве. Ее лепили из глины женщины, а мужчины вырезали из березы столики, кубки, черпаки для кумыса. Основными видами керамики были чаши, миски, грушевидные кувшины, котлы с каменными ручками.Усуни разрабатывали месторождения свинца, меди, олова, золота. Они умели плавить железо, из которого изготавливали серпы, ножи, мечи, кинжалы, наконечники стрел. Из цветного камня и благородных металлов ювелиры делали бусы серьги и украшения для одежды. Золотые украшения часто украшались зернью (мелкими напаянными шариками), вставками из бирюзы, сердолика, граната.Усуни умели ткать, прясть и обрабатывать шкуры, занимались резьбой по кости и камню. Для измельчения зерна из двух плоских камней изготавливали ручную мельницу.

Общественное устройство. Усуньское общество не было однородным. В нем имелись богатые люди, племенная и родовая знать, дружинники, жрецы и рядовые скотоводы и земледельцы. Глава государства носил титул гуньмо (кун би). Самыми богатыми считались усуни, имевшие 5-4 тыс. лошадей. Своих лошадей они метили, ставили клеймо (тавро), таким образом, определяли свою собственность. Военачальники и крупные чиновники имели золотые и медные печати, менее знатные – каменные и глиняные. Частная собственность распространялась не только на скот, но и на землю. Богатые вожди использовали лучшие пастбища. У усуней появился новый способ захоронения: рылась яма, сбоку делалось углубление. Труп клали в это углубление, обычно на спину, головой на запад. Рядом с усопшим оставляли пищу, его личные вещи, оружие, ценные предметы, украшения.

Кангюи.(3 в до н э- 5 в н э). В 3 веке до н.э. на юге К. сформировалось объединение Кангюй. Оно занимало обширную территорию в бассейне Сырдарьи и в предгорьях Каратау. В письменных источниках сообщается, что это было кочевое государство, в состав которого входили кочевые и оседлые племена. Говорили они на иранских и древнетюркских языках. Кангюй был связан политическими, экономическими и культурным связями с Китаем, Парфией, Римом, Закавказьем. В период своего расцвета это государство вело войны с соседними племенами, союзами племен: гуннами, усунями и подчинило себе Хорезм, Бухару и некоторые другие области Ср. Азии.Через территорию государства проходил Великий Шелковый путь, который оно стремилось сохранить под своим контролем.Хозяйство. Население занималось скотоводством и поливным земледелием. В хозяйстве преобладали коневодство, овцеводство, также разводили коров, верблюдов, яков.Земледельцы занимались выращиванием злаковых культур. Земля обрабатывалась каменными и металлическими мотыгами. Использовались также орудия труда, изготовленные из кости. Собранный урожай хранили в вырытых в земле и обоженных огнем овинах, а также в глиняных горшках. Строили множество водохранилищ и прудов.Большую роль играла охота. Охотились на косуль, архаров, сайгаков, уток и гусей. Было развито рыболовство.Определенную роль в хозяйстве имело собирательство плодов дикорастущих яблонь, груш, урюка, боярышника, фисташек. Заготавливали горный лук и чеснок.Развито было и ремесло. Жители умели плавить железо, изготавливали из него оружие и орудия труда. Из глины делали разнообразную посуду способами круглой лепки и на гончарном круге. Кангюи использовали в хозяйстве горшки, кружки, сковородки, водоносные кувшины, хумы – бочкообразные сосуды для хранения зерна.Ремесленники обменивали свою продукцию на продукты животноводства и зерно. Это способствовало развитию внешней торговли и связей с соседними племенами. В государстве встречались китайские монеты и зеркала, коралловые бусы из Индии, разные камни из Ирана.Наряду с обменной торговлей пускались в обращение и деньги.Общественный строй. В племенах кангюев существовало имущественное неравенство. В руках знати сосредотачивалось огромное богатство. Остальное население зависело от знатных и состоятельных старейшин, вождей-военачальников, которые использовали свою власть для удержания его в повиновении. Власть у племен кангюев стала переходить от отца к сыну.Войны превратились в средство обогащения имущих. Пленных брали в рабов. Но характер кочевого скотоводства тормозил развитие рабовладения. Для богатой семьи труд члена общины был выгоднее труда раба, содержание которого требовало затрат продуктов. А член общины сам добывал себе пропитание и заодно работал на своего хозяина. В общественной структуре производства труд раба не мог произвести значительный вес. Рабы, в основном, занимались приготовлением пищи, ухаживали за скотом, перерабатывали различное сырье. Имущественное неравенство привело к эксплуатации богатыми бедных.

Среди кангюев были распространены культ природы и культ предков. Они верили в сверхъестественные силы, приносили им в жертву домашних животных. Обожествляли они также солнце, луну и звезды. Небесные светила служили основой летоисчисления, по ним определяли дорогу во время перекочевок, время полевых работ, регулировали религиозные обряды.С середины 1 в. до н.э. у усуней и кангюев начались междоусобицы.

8.Тюркский и зап тюркский каганаты. Первое упоминание этнонима «тюрк» относится к китайским летописям 542 года. Китайцы считали тюрок потомками гуннов. Весной 552 года предводитель тюрок Бумын выступил против своих сюзеренов аваров и нанес им сокрушительное поражение. На развалинах этого государства они создали тюркский каганат. Родоначальником правящей династии стал Бумын-каган (умер в 553 году). В годы правления его приемника Мукан-кагана (553 – 572) Тюркский каганат достиг политического господства в Центральной Азии. Были покорены кидани в Манчжурии, кыргызы на Енисее, их данником стала Северокитайское государство.В 561 – 563 гг. тюрки заключили с Ираном антиэфталитский союз.После завоевания Средней Азии тюрки стали хозяевами торгового Шелкового пути стран Средиземноморья. Иран препятствовал установлению торговых отношений между Византией и каганатом. В 568 году согдийский купец Маниах возглавил посольство тюркского кагана в Константинополь, где было заключено торговое соглашение и военный договор против Ирана. Иран обязался выплачивать тюркам дань в размере 40 000 золотых ежегодно и не препятствовать торговым точкам.Период усобиц (582 – 593) в Тюркском каганате завершился в 603 году выделением Западнотюркского каната.

Западнотюркский каганат (603 – 704).Этнополитическим ядром каганата стали «10 племен» (он ок и бодун), занимавшие территорию от гор Каратау до Джунгарии. К востоку от реки Чу выделились пять племен дулу, а к западу пять племен нушиби. Столица – город Суяб, а летняя резиденция Минг-Булаг (близ города Туркестана). Вершина могущества – достигнута при Джегуй-кагане (610 – 618) и его младшем брате Ток-джабгу кагане (618 – 630). Походы в Тохаристан и Афганистан раздвинули границы государства до северо-западной Индии.

Хозяйство преимущественно кочевое и полукочевое, но было и земледелие. Население занималось торговлей и ремеслами. Первым лицом в каганате был каган – верховный владыка, правитель, военачальник и собственник всех земель. Высшие титулы в каганате – ябгу, шат и эльтебер – принадлежали к каганскому роду. Судебные функции выполняли буйруки и тарханы. Основное население каганата состояло из свободных общинников-скотоводов. На завоеванных землях в основном сохранялось их социальное, экономическое и государственное устройство, но наместники кагана тудуны контролировали сбор подати и посылку дани в каганскую ставку. Шестнадцатилетняя межплеменная война и династийная междоусобица (640 – 657) привели к вторжению в Семиречье Танской империи. Все это привело к возвышению тюргешей и установлению в 704 году политической гегемонии в Семиречье.

9. раннефеод госуд образования на территории КЗ в 8-10 вв.

ТЮРГЕШСКИЙ КАГАНАТ (704-756 ГГ.)Не прекращавшаяся борьба тюрков против таньской экспансии и их ставленников привела к возвышению тюргешей и правлению их в 704г. в Семиречье. Родоначальник этой династии, входившей в состав левого крыла западнотюркского каганата еще с VI в., был Уч-Элик каган. Главная ставка была в городе Суяб. Вторая ставка находилась в городе Кунгут на реке Или. Уч-Элик разделил страну на 20 (уделов), по 7 тыс. воинов в каждом.В Тюргешском каганате преемником Уч-Элика стал его сын Сакал-каган (706-711гг.). В это время внешнеполитическая обстановка была очень сложна, Тюргешский каганат в течение нескольких лет находился в политической дестабилизации, но с восшествием на престол Сулук-кагана (715-738гг.) окреп. Военно-административная власть перешла к племенам «черных» тюргешей, чья орда была перенесена в Талас (Тараз). Сулук-каган, используя дипломатические и военные меры, предотвратил опасность с востока (Таньский двор), что позволило тюргешам активизировать свои действия на западе. В 736г. Сулук предпринял поход против арабов и дошел до Тохаристана, но вслед за этим был ранен. По возвращению в Суяб Сулук был убит своим наместником Бага-Тарханом.Его гибель привела к длительной борьбе за власть между «желтыми» и «черными» тюргешами.Воспользовавшись распадом каганата после гибели Сулука, китайцы постепенно подчиняют Семиречье. В июле 751г. на реке Талас сошлись арабская и китайская армии. Арабские войны под руководством Зияда ибн Салиха разрушили войска китайского полководца Гао Сяньянино, но, несмотря на победу арабов, борьба против них не затихала до IX в. Ее продолжили племена карлуков, создавшие свое государство на территории Тюргешского каганата в 766г.

9. ГОСУДАРСТВО КАРЛУКОВ. Ставка город Суяб. Карлуки – это тюркские племена, населявшие территорию между западным Алтаем и Тарбагатаем.Вожди их носили титул эльтебер, верховный правитель – джабгу, а с 840г. каган. В карлукскую конференцию входили различные кочевые и полукочевые тюркоязычные племена, а также согдийцы, подвергшиеся тюркизации. В середине VII в. в составе карлукского объединения входили три крупных племени: булак, чигль и ташлык. Окончательно утвердились карлуки в Жетысу в 760 г., когда они заняли Тараз и Суяб. Столица карлуков город Койлык и многие их города находились на Великом Шелковом пути. Они укрепили свои позиции в Фергане, несмотря на противодействие арабов. Это противостояние усилилось после принятия карлукским правителем христианства несторианского толка и образования в Таразе мирки несторианского метрополии. В 806г. карлуки участвовали в антиарабском восстании в Согде, хозяйство карлуков было кочевым и полукочевым. После падения державы карлуков, Средняя Азия и часть Южного Казахстана были завоеваны Арабским халифатом. Что дало возможность развития ислама, арабского языка и письменности. Это создало условия для возникновения общемусульманской ментальности, культуры и науки.Однако Карлукский каганат не обладал прочными экономическими связями. Его раздирали междоусобицы, борьба за власть, за пастбища. В этих условиях реальная угроза пришла со стороны Кашгара. В 940г. государство карлуков пало в результате нашествия тюрок-язычников Восточного Туркестана.

ГОСУДАРСТВО ОГУЗОВ. В IX – нач. X веков в бассейне среднего и нижнего течения Сырдарьи и примыкавших к нему степях Западного К. образовалось Огузское государство, столицей которого стал город Янгикент, город на Сырдарье, лежавший на стыке важных караванных путей. Главой Огузского государства был верховный правитель, носивший титул «джабгу». Предводитель Огузского войска носил титул «сюбаши». В состав государства входили племена карлуки, симуры, халадни, днагара и другие. Первоначальное ядро огузской группировки сформировалось в Жетысу. Наиболее компактно они жили в Приаралье, Северном Прикаспии, в низовьях Сырдарьи, в него входили многочисленные тюрко-язычные и ирано-язычные племена. Началом их могущества стали 90-е годы IX века. Они громили тогда кочевья печенегов, обитавших в Приаралье и Прикаспии. Эта борьба между печенегами и огузами длилась более ста лет. Под натиском огузов и их союзников, Хазарского каганата, печенеги откочевали в Причерноморье, где в X в. потрясли своими вторжениями Киевскую Русь и Византию. Но подлинный взлет огузов относится ко второй половине X в., когда в 965г. совместно с киевским князем Святославом, разгромили Хазарский каганат – тюркское государство, чья верхушка приняла иудейскую религию и которое несколько веков успешно противостояло арабам и Византии, Киевской Руси и Огузской державе.А в 985г. огузский джабгу вместе с русскими князьями нанес крупное поражение Волжской Булгарии. Эти события эти события попадают на правление Али-хана, правителя Огузской державы. Его преемник Шахмалик в 1041г. захватил Хорезм. Но в 1043г. Шахмалик попал в руки своих врагов и был казнен. И в IX в. государство огузов стало приходить в упадок, начались междоусобицы, волнения, усилилось внешнее давление сельджуков. В середине XI в. огузская держава окончательно пала под натиском кыпчакских племен.

ГОСУДАРСТВО КИМАКОВ (IX – НАЧАЛО XI ВВ.) В Северном, Восточном и Центральном Казахстане жили тюркские племена кимаков и кипчаков. В IX в. образовалось государство, в состав которого вошли многочисленные тюркские племена, часть из них переселилась из Центральной Азии. Эти события происходили после распада в 840г. Уйгурского каганата в Центральной Монголии. Правил государством джабгу, который с конца IX в. принял титул кагана (хакана). Государство кимаков имело ставку в Кимакии (Гемакии) на Иртыше. Ядром кимакского государства стали 12 племен.Каган кимаков назначал правителей, которые были представителями племенной знати. Здесь действовал институт наследственной передачи власти не только внутри каганской семьи и ханского рода, но и у племенной знати. Зарождение удельно-племенной системы было следствием крупных перемен в общественном строе, вызванных становлением патриархально-феодальных отношений. В IX – начале XI вв. у кимаков бытовал культ Тенгри и культ предков. Отдельные группы преклонялись огню, солнцу, звездам, реке и горам. Падение кимаков вызвано двумя причинами: центробежными тенденциями кыпчакских ханов, усилением междоусобиц; иммиграцией племен Центральной Азии.

10. арабское завоевание южного КЗ и распространение ислама. Ко времени арабских завоеваний большая часть территории Ср. Азии и К. находилась под властью Западно-Тюркского каганата. Между ирано-язычным и тюрко-язычным населением происходило тесное сближение. Расширялись хозяйственные контакты, росли экономические связи. Эти факторы сыграли важную роль в организации отпора арабам.В 705г. арабы от тактики набегов перешли к захвату областей к востоку от Амударьи – Мавераннахра. В 714г. Кутейба захватил Шаш (Чач) и совершил поход на Исфиджаб. Тюргеши в период своего возвышения стали грозной силой, оспаривавшей у арабов господство над Мавераннахром. Так во время правления Сулук-кагана, которому арабы за смелость и отвагу дали прозвище «бодливый», в 737г. предпринял поход против арабов и дошел до Тохаристана, где объединился с карлукским джабгу. Но после его смерти Тюргешский каганат теряет былую власть, и этим пользуется арабский наместник Хорасана Наср ибн Сейя, который совершил несколько завоевательных походов в 737-748гг. в ряд областей Ср. Азии и на юг К. Вторая половина VIII в. полна бурных политических событий, восстаний и мятежей. В 810г. арабы предприняли наступление на карлуков и дошли до города Кунана. В 812г. они организовали поход на Отрар, где разбили войска карлуков, вынудив их джабгу бежать в страну кимаков. С 20-х годов IX в. в Мавераннахре стала править местная династия саманидов, находившаяся в номинальной зависимости от арабского халифата в Багдаде. В 840г. в центрально-азиатских степях произошло важное событие: енисейские киргизы уничтожили Уйгурский каганат, вынудив уйгуров переселиться в Туркестанский оазис и в район Ганьгжоу. Создавшейся ситуацией воспользовался карлукский джабгу Бильге Кюль Кадыр-хан, правитель Исфиджаба, который открыто заявил о своих правах на верховную власть, приняв новый титул кагана. В этом же году началась его война против саманидов. Наместник Самарканда, объявив священную войну неверным тюркам, захватил Исфиджаб. В 893г. саманид Исмаил ибн Ахмед предпринял поход на Тараз. После длительной осады город пал. Но в 904г. Мавераннахр подвергся вторжению большого тюркского войска, которое однако было вытеснено.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИСЛАМА НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА. Сам процесс установления ислама в Казахстане был длительным и сложным. В IX в. в результате саманидских завоеваний были исламизированы карлуки, прежде исповедовавшие несторианство. В 893 г. на месте разрушенной несторианской церкви в Таразе возвели мечеть. С этого времени карлукская знать, а вслед за ней и все население принимают ислам.Укрепление позиций ислама происходит при Караханидах (Х-ХII вв.). Историки отмечают, что после 960 г. разгорается длительная "борьба за веру" Караханидов против своих "неверных" соседей на севере и востоке, отраженная в героических сказаниях о сражениях гази с язычниками. Однако первоначально ислам утверждается, главным образом, в городах, среди оседлого населения.Особая роль в распространении ислама среди кочевников Средней Азии и Казахстана принадлежит Ходжи Ахмеду Яссауи (Хазрет-Султан-ал-Арифин) (1103-1166/67), который среди тюркских мусульман считается вторым святым после Мухаммеда, а город Туркестан, где он проповедовал, - малой Мекко. Некоторое время Ахмед Яссауи был главой бухарской общины суфиев, но, в основном, его проповедническая деятельность проходила в городе Ясы (Туркестан). Перу Яссауи принадлежит знаменитое сочинение "Хикмат" ("Премудрость"), написанное на тюркском (чагатайском) языке. В 1996 г. издан перевод "Хикмата" на казахском языке. О высоком духовном авторитете Хазрет-Султана свидетельствует и величественный архитектурный комплекс, построенный на его могиле по приказу Тимура.Укреплению позиций ислама способствовало принятие мусульманства Золотой Ордой.Еще более усиливаются позиции ислама в XIV в. при Тимуре.В дальнейшем укрепление позиций ислама на территории Казахстана происходило благодаря деятельности миссионеров из арабских государств.

11.культура кз в 6-10вв. Тюрки с шестого века испытывали сильное влияние буддизма. По мнению многих исследователей, в первой половине 7 в. некоторые правители западных тюрок стали буддистами или покровительствовали буддизму. Это было связано с переходом их к оседлости и городской жизни.На юге К. и в Семиречье буддизм имел достаточно широкое распространение. Об этом говорят в первую очередь находки буддийских сооружений. Памятники буддизма открыты на городищах Чуйской долины Ак-Бешибе, Красной речке, Новопокровском, Новопавловском: храмы, монастыри, часовни, а также находки буддийских статуэток и стрел с буддийскими персонажами и сценами.К числу последних открытий археологов относится подземный монастырь, обнаруженный неподалеку от развалин средневекового города Исфиджаба (Сайрама).В 7-8 вв. н.э. христианство несторианского толка широко распространилось в городах Южного К. и Семиречья. Во многих городах имелись христианские церкви. При патриархе Тимофее (780-819) христианство было принято царем тюрок, видимо, карлукским джабгу. На рубеже 9-10 вв. была образована особая карлукская метрополия, в Таразе и Мерке действовали христианские церкви, христиане проживали и в городах Сырдарьи.О существовании христианских общин в Семиречье свидетельствуют надмогильные сирийские надписи и согдийские надписи на керамике.Своих приверженцев в Семиречье и на юге К. имело и манихейство, в первую очередь среди оседлых жителей. В обнаруженной в Турфанском оазисе древнеуйгурской рукописи манихейского сочинения «Свешенная книга двух основ», говорится о том, что данная книга была написана в Таразе. Манихейские общины существовали в Баласагуне и Чигильбалыке.Среди жителей средневековых казахстанских городов были и приверженцы зороастризма. Памятники зороастризма можно проследить в сырдарьинских городах и в Семиречье. Это остатки башен, которые можно связывать с башнями огня. Они сохранились в городищах Костобе и Красная речка. Многие связанные с зороастризмом культы продолжали бытовать в городах К. и после появления ислама. Однако распространившийся в К. ислам вытеснил и христианство, и буддизм, и зороастризм, и местные культы.Источники 8-9 вв. свидетельствуют об исламизации населения южного К. Это связывают с арабскими завоеваниями этого периода.В начале 10 в. ислам принял родоначальник династии Караханидов Сатук, а его сын Богра-хан в 960 г. объявил ислам государственной религией.

Государство караханидов.

ГОСУДАРСТВО КАРАХАНИДОВ (942 – 1210ГГ.) В 40-е годы X в. произошло падение державы карлуков и возникновение государства караханидов. Родоначальником династии принято считать Сатук Богра-хана, объявившего себя каганом в 942г. Это государство тюркских племен занимало территорию Семиречья, ее центр располагался в Чуйской долине, а ставка – в Баласагуне. Со временем их владения расширились от Амударьи и Сырдарьи до Кашгара. Затем они распались на две части – восточную, включающую Семиречье и Восточный Туркестан с центром в Баласагуне, и западную – Мавераннахр с центром сначала в Таразе, а потом в Самарканде. Крупнейшим событием в истории караханидов было принятие ислама в качестве государственной религии. Это связано с именем кагана Сатук Богра-хана, который в 955г. объявил об этом. В результате междоусобной борьбы в первой половине XI в. государство караханидов приходит в упадок и попадает под власть киданей, которые образовали свое государство в Семиречье.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.029 с.)