Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Общественно-политическая жизнь в Казахстане в 1991-2012 гг.
Похожие статьи вашей тематики
Языковая политика в Казахстане. Государство приняло на себя обязательство заботиться о развитии языков всех наций и народностей Казахстана. Закон «О языках Республики Казахстан», который был, принят в 1997 году, устанавливает правовые основы функционирования языков в Республике Казахстан, обязанности государства в создании условий для их изучения и развития, обеспечивает, одинаковы уважительное отношение ко всем, без исключения, употребляемым в Республике Казахстан языкам. Вся многогранная социально-экономическая и общественно-политическая жизнь многонационального Казахстана свидетельствует об особо важной роли языковой политики в республике. Главная задача в области языковой политики – это поднять казахский язык до подлинного уровня государственного языка. Этот процесс должен идти одновременно с развитием других языков республики.
Изменения в области образования. После 1991 года определенный кризис испытывает система образования Казахстана. На 1 января 1993 года в республике было закрыто 303 детских сада на 154 тысячи мест, сокращается количество средних школ. В то же время начался процесс возникновения негосударственных образовательных учреждений – школ и высших учебных заведений. В 1991 году появились школы нового образца и специальные средние учебные заведения: лицей, гимназии, профессионально-технические школы, колледжи. В 1995 году в Казахстане принята новая Конституция, в которой объявлено о всеобщем обязательном бесплатном среднем образовании. В законе РК «Об образовании», принятом 7 июня 1999 года в общеобразовательных школах утверждены три ступени обучения: начальная (1-4 кл.), основная (5-9 кл.), верхняя (10-12 кл.). В рамках Государственной программы «Дарын» образован республиканский научно- практический центр «Дарын», имеющий в 8 областях специализированные школы и школы – интернаты для одаренных детей. В конце 1996 года принята государственная программа информатизации системы среднего образования в целях обеспечения школ республики компьютерными классами.
В 2008-2009 годы школы страны перейдут на новую модель образования, ориентированную на результат. Сокращается количество предметов Госстандарта, уменьшена нагрузка, сделан акцент на развитие компетенции школьника. Программа «О подготовке и издании для общеобразовательных школ учебников и учебно-методических комплексов» предусматривает введение новых технологии, компьютерных программ для эффективного обучения казахскому языку. В 2003 году в Казахстане функционировало 8160 государственных общеобразовательных школ, из них 2016 городских и 6144 сельских. Численность школ, где преподавание велось на: казахском языке – 3379; русском языке – 2299; узбекском языке – 72; уйгурском языке – 16; таджикском языке – 3; турецком языке – 1. Высшее образования. На начало 2002-2003 учебного года в стране насчитывалось 177 высших учебных заведений, в которых обучалось 597 тыс. 489 студентов. Частных высших учебных заведений было 127, в них обучались 257 тыс. юношей и девушек. В октябре 2004 году состоялся III съезд работников образования и науки. В 2005-2010 годы средние школы Казахстана перейдут на 12-летнее обучение, система профобразования будет реструктизирована в соответствии с международными критериями. В вузах будет введена трехступенчатая модель подготовки кадров: бакалавриат–магистратура– докторантура. Развитие науки. 1991 год является началом нового периода в развитии отечественной науки. 15 января 1992г. принят закон «О научной и научно-технической политике Республики Казахстан», в том же году образовано Министерство науки и новых технологий. С 1993 года введена государственная экспертиза научно-технических программ, финансируемых из государственного бюджета. Утвержден единый порядок регистрации отчетной документации по проведенным в республике открытым опытно-конструктивным и проектно-технологическим работам, создана нормативная правовая основа перевода финансирования научно-технических и опытно-конструктивных работ на программно-целевой метод. Закон «О науке», принятый 12 июля 2001 году, стал основой дальнейшего совершенствования управления, организации инновационных и исследовательских процессов, подготовки кадров, интеграции отечественной науки в мировое научное общество. Научный потенциал Казахстана складывается из более 320 исследовательских центров, региональных и специальных институтов. В различных отраслях науки работают 900 докторов и 20 тысяч кандидатов наук. Флагманом в этой сфере является Министерство науки, Академии наук Республики Казахстан, в системе которых действуют 35 исследовательских институтов. Академическими научными исследованиями охвачены практически все области фундаментальной науки как технического и гуманитарного профиля. Большое количество казахстанских ученых участвуют в международных исследовательских проектах, также проходят стажировку в ведущих научных центрах США, Великобритании, Германии, Франции, Турции и других стран. Культурное наследие. 2004 год стал важным в развитии культурной политики Республики Казахстан. 13 января Президентом страны была утверждена Государственная программа «Культурное наследие». Ее цель «Развитие духовной и образовательной сферы, обеспечение сохранности и эффективного использования культурного наследия страны». Программа включает в себя следующие направления: 1) воссоздание значительных исторических и архитектурных памятников; 2) создание целостной системы изучения культурного наследия, в том числе современной национальной культуры, фольклора, традиций и обычаев; 3) обобщение многовекового опыта национальной литературы и письменности, создание развернутых художественных и научных серий; 4) создание на государственном языке полноценного фонда гуманитарного образования на базе лучших достижений мировой научной мысли, культуры и литературы. Кул-ра КЗ отличается разнообразием форм и жанров, основанных как на национальных традициях этих народов, так и на основании шедевров мировой классики. В стране действуют более 40 театров различных жанров, осуществляющие постановки на 5 языках, около 30 организаций индустрии развлечений, 2 цирка, 17 тысяч публичных библиотек, 6 тысяч клубов, 92 исторических, художественных и литературных музей. Непревзойденным музыкально-поэтическим достоянием казахского народа является устно-поэтическое, импровизаторское и песенное искусство. Регулярно проводятся айтысы – поэтические состязания акынов – импровизаторов. В Казахстане насчитывается 27 тысяч исторических памятников, ежегодно привлекающих многочисленных туристов из различных стран. Особенно много посетителей привлекает национальный музей «Азрет Султан» с Мавзолеем великого средневекового поэта – суфия Хаджа Ахмета Ясави. Памятными событиями, углубляющими наше историческое сознание и возвышающими патриотический дух, явилось возведение мемориалов памятников, монументов, бюстов легендарным предкам, поэтам, писателем, батырам, общественным деятелям, великим полководцам. Так, только в 2000 году, объявленном Президентом Республики Казахстан годом поддержки культуры, в 13-и областях республики были построены и открыты более 30-и памятников. Значительные события произошли и в культурной жизни страны. Можно назвать празднование 150-летнего юбилея великого Абая Кунанбаева (1995 г.), 1995- 50-летие Победы в Великой Отечественной войне, 150-летие Жамбыла Жабаева (1996 г.), 100-летие Мухтара Ауезова (1997 г.), 100-летие Каныша Сатпаева (1999 г.), 500-летие Мухаммеда Хайдара Дулати (1998 г.), 500-летие древного Туркестана (2000 г.), 200-летие Махамбета Утемисова (2003 г.), 100-летие Алькея Маргулана (2003 г.), 170-летие Шокана Уалиханова (2005 г.), 60-летие Победы в Великой Отечественной войне (2005 г.) и другие. Большинство их решением Юнеско были возведены в ранг международных мероприятий и отмечены в большинстве стран мира. Широко известны достижения казахстанских спортсменов на самых престижных состязаниях. Вершиной достижения казахстанского спорта являются результаты олимпиады в Сиднее. Золотые медали здесь завоевали боксеры Ермахан Ибраимов, Бекзад Саттарханов, Легкоатлетка Ольга Шишкина. Серебряными призерами стали велосипедист Александр Венокуров, борец Ислам Байрамуков, боксеры Булат Жумадилов и Мухтархан Дилдабеков. Штангисты Илья Ильин, Мая Манеза, Чиншанло, вел-ист Винокуров.
Образование, наука и культура Республики Казахстан в 1991-2012 гг.
Система образования
В 1991 г. появились школы нового образца и специальные средние учебные заведения: лицеи, гимназии, профессионально-технические школы, колледжи. В 1995 г. в Казахстане принята новая Конституция, в которой объявлено о всеобщем обязательном бесплатном среднем образовании.
В законе РК «Об образовании» (принятом 7 июня 1999 г.) в общеобразовательных школах утверждены три ступени обучения: начальная (1–4 кл.), основная (5–9 кл.), верхняя (10–12 кл.).
В рамках Государственной программы «Дарын» образован республиканский научно-практический центр «Дарын», имеющий в 8 областях специализированные школы и школы- интернаты для одаренных детей.
В конце 1996 г. принята государственная программа поддержки зарубежных соотечественников. Сюда входит также обучение и переобучение оралманов, вернувшихся на историческую родину.
В 1997 г. принята Государственная программа информатизации системы среднего образования в целях обеспечения школ республики компьютерными классами.
В 2008–2009 гг. школы страны должны были перейти на новую модель образования, ориентированную на результат. Сокращается количество предметов Госстандарта, уменьшена нагрузка, сделан акцент на развитие компетенции школьника.
Программа «О подготовке и издании для общеобразовательных школ учебников и учебно-методических комплексов» предусматривает введение новых технологий, компьютерных программ для эффективного обучения казахскому языку.
В 2003 г. в Казахстане функционировали 8160 государственных общеобразовательных школ, из них 2016 городских и 6144 сельских. Численность учащихся школ, где преподавание велось на: казахском языке — 1 млн. 683 тыс. 700 чел.; русском языке — 1 млн. 300 тыс. 200 чел.; узбекском языке — 87 тыс. 300 чел.; уйгурском — 21 тыс. 500 человек.
На начало 2002–2003 учебного года в стране насчитывалось 177 высших учебных заведений, в которых обучалось 597 тыс. 489 студентов. Частных высших учебных заведений было 127, в них обучались 257 тыс. юношей и девушек.
В октябре 2004 г. состоялся III съезд работников образования и науки. В 2005–2010 гг. средние школы Казахстана перейдут на 12-летнее обучение, система профобразования будет реструктуризована (изменена структура) в соответствии с международными критериями. В вузах будет введена трехступенчатая модель подготовки кадров: бакалавриат — магистратура, докторантура.
Наука Казахстана. 1991 г. является началом нового периода в развитии отечественной науки. 15 января 1992 г. принят закон «О научной и научно-технической политике Республики Казахстан», в том же году образовано Министерство науки и новых технологий. С 1993 г. введена государственная экспертиза научно-технических программ, финансируемых из государственного бюджета. Утвержден единый порядок регистрации отчетной документации по проведенным в республике открытым опытно-конструкторским и проектно-технологическим работам, создана нормативно-правовая основа перевода финансирования научно-технических и опытно-конструкторских работ на программно-целевой метод.
Результаты работ, проведенных в научно-технической сфере, были показаны на выставке в Астане в феврале 1998 г. Составлены проекты государственных программ по развитию в стране машиностроения, атомной промышленности и энергетики, а также заключение о развитии в республике горно-металлургического комплекса. Ученые республики внесли свой вклад в обеспечение процессов государственного управления, с древних времен до наших дней исследована история Казахстана, казахской философии, в контексте взаимовлияния восточной и западной культур, составлены новая философия и методология науки, исследованы развитие конституционного процесса в Республике Казахстан, евразийская интеграция, геополитика, подготовлен прогноз демографического развития.
Закон «О науке», принятый 12 июля 200I г., стал основой дальнейшего совершенствования управления, организации инновационных и исследовательских процессов, подготовки кадров, интеграции отечественной науки в мировое научное сообщество.
Значительный вклад в развитии социально-культурной жизни многонационального Казахстана — вносит деятельность 40 национально-культурных центров и Ассамблеи народов Казахстана.
Презентации казахстанской культуры на мировой арене. Широкий международный резонанс в рамках ЮНЕСКО получили празднования юбилеев в честь великих людей казахского народа: 1995 г. — 150-летие великого Аба Кунанбаева и 50-летие Победы в Великой Отечественной войне; 1996 г. — 150-летие Жамбыла Жабаева; 1997 г. — 100-летие Мухтара Ауезова; 1998 г. — 500-летие Мухаммед Хайдара Дулати; 1999 г. — 100-летие Каныша Сатпаева; 2000 г. — Год поддержки культуры; 2000 г. — 1500-летие древнего Туркестана; 2002 г. — 2000-летие древнего Тараза; 2003 г. — 200 летие Махамбета Утемисова и 100-летие Алкея Маргулана; 2004 г. — 100-летие Абылхана Кастеева; 2005 г. — 160-летие Абая Кунанбаева, 170-летие Шокана Уалиханова и 60-летие Победы в Великой Отечественной войне и др.
Культурное наследие. 2004 год стал важным в развитии культурной политики Республики Казахстан. 13 января Президентом страны была утверждена Государственная программа «Культурное наследие». Ее цель «Развитие духовной и образовательной сферы, обеспечение сохранности и эффективного использования культурного наследия страны». Программа включает в себя следующие направления: 1) воссоздание значительных исторических и архитектурных памятников; 2) создание целостной системы изучения культурного наследия, в том числе современной национальной культуры, фольклора, традиций и обычаев; 3) обобщение многовекового опыта национальной литературы и письменности, создание развернутых художественных и научных серий; 4) создание на государственном языке полноценного фонда гуманитарного образования на базе лучших достижений мировой научной мысли, культуры и литературы. Кул-ра КЗ отличается разнообразием форм и жанров, основанных как на национальных традициях этих народов, так и на основании шедевров мировой классики. В стране действуют более 40 театров различных жанров, осуществляющие постановки на 5 языках, около 30 организаций индустрии развлечений, 2 цирка, 17 тысяч публичных библиотек, 6 тысяч клубов, 92 исторических, художественных и литературных музей. Непревзойденным музыкально-поэтическим достоянием казахского народа является устно-поэтическое, импровизаторское и песенное искусство. Регулярно проводятся айтысы – поэтические состязания акынов – импровизаторов. В Казахстане насчитывается 27 тысяч исторических памятников, ежегодно привлекающих многочисленных туристов из различных стран. Особенно много посетителей привлекает национальный музей «Азрет Султан» с Мавзолеем великого средневекового поэта – суфия Хаджа Ахмета Ясави. Памятными событиями, углубляющими наше историческое сознание и возвышающими патриотический дух, явилось возведение мемориалов памятников, монументов, бюстов легендарным предкам, поэтам, писателем, батырам, общественным деятелям, великим полководцам. Так, только в 2000 году, объявленном Президентом Республики Казахстан годом поддержки культуры, в 13-и областях республики были построены и открыты более 30-и памятников. Значительные события произошли и в культурной жизни страны. Можно назвать празднование 150-летнего юбилея великого Абая Кунанбаева (1995 г.), 1995- 50-летие Победы в Великой Отечественной войне, 150-летие Жамбыла Жабаева (1996 г.), 100-летие Мухтара Ауезова (1997 г.), 100-летие Каныша Сатпаева (1999 г.), 500-летие Мухаммеда Хайдара Дулати (1998 г.), 500-летие древного Туркестана (2000 г.), 200-летие Махамбета Утемисова (2003 г.), 100-летие Алькея Маргулана (2003 г.), 170-летие Шокана Уалиханова (2005 г.), 60-летие Победы в Великой Отечественной войне (2005 г.) и другие. Большинство их решением Юнеско были возведены в ранг международных мероприятий и отмечены в большинстве стран мира. Широко известны достижения казахстанских спортсменов на самых престижных состязаниях. Вершиной достижения казахстанского спорта являются результаты олимпиады в Сиднее. Золотые медали здесь завоевали боксеры Ермахан Ибраимов, Бекзад Саттарханов, Легкоатлетка Ольга Шишкина. Серебряными призерами стали велосипедист Александр Венокуров, борец Ислам Байрамуков, боксеры Булат Жумадилов и Мухтархан Дилдабеков. Штангисты Илья Ильин, Мая Манеза, Чиншанло, вел-ист Винокуров.
|