Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лз 1. Введение в историю Казахстана.

Поиск

1. Предмет истории Казахстана. Роль и место в образовании;

2. Методы и источники изучения истории Казахстана. Периодизация;

3. Историография и литература.

1. Предметом курса «История Казахстана» является история возникновения и развития человеческого общества на территории Казахстана с момента ее заселения первыми людьми в палеолите до сегодняшнего дня.В курсе изучаются такие исторические процессы, как антропогенез, техногенез, социогенз, этногенез, политогнез, культурогенез и другие процессы, протекавшие на территории Казахстана с древнейших времен до современности. Помимо исторических процессов в курсе освещаются наиболее важные и судьбоносные явления, события и факты из истории родной страны, повлиявшие как на судьбу проживавших на территории Казахстана народов, так и на мировые и общеевразийские процессы. В ходе освоения курса студенты знакомятся с историей заселения и освоения территории Казахстана в каменном веке, с развитием присваивающего хозяйства и становлением производящей экономики, распространением ее в бронзовом веке по всей территории Казахстана. Отдельные темы посвящены распространению кочевого хозяйства и быта у населения Казахстана, истории многочисленных кочевых племен и народов, населявших Казахстан в древности и в средневековье, начиная от саков и до казахского народа, включительно, с историей образованных ими государств. Во время изучения дисциплины обучающиеся познакомятся с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, оказавших огромное влияние на историю нашей страны: шаньюем Модэ, каганом Бумыном, Истеми ябгу-каганом, Чингисханом, ханами Урусом, Джанибеком и Киреем, Касымом, Тауке, Аблаем и многими другими выдающимися людьми, как государственными деятелями, так и учеными, Перед студентами пройдет история тюркизации населения Казахстана в раннем средневековье и монгольское завоевание. Значительное внимание уделяется процессу образования казахского народа и истории казахской государственности позднего средневековья. Следующие разделы курса «История Казахстана» рассматривают неоднозначно оцениваемые сегодня процессы присоединения Казахстана к России, проникновения в Казахстан капиталистических отношений, процесс коренной перестройки хозяйства, экономики, культуры и самого казахского этноса в советское время, процесс советской модернизации Казахстана. Заключительные темы посвящены одному из самых важнейших событий современной истории Казахстана – обретению республикой государственной независимости, что стало импульсом к формированию национального государства, кардинальным реформам общества, созданию современной рыночной экономики.

История Казахстана – это история родной страны, неудивительно, что дисциплина под таким названием является обязательной для изучения во всех учебных заведениях Республики Казахстан, в том числе, в высших учебных заведениях. Ее изучение способствует формированию у молодых людей национального самосознания, гражданственности, любви к Родине, воспитанию патриотизма, интереса к истории родной страны. Сегодня перед исторической наукой независимого Ка­захстана стоят огромные и ответственные задачи. История Казахстана должна формиро­вать историческое сознание народа с объективных позиций. Поэтому объективное изучение Отечественной истории и её популяризация являются сегодня такими важными. История Казахстана также является важной и неотъемлемой частью всемирной истории, поэтому её изучение занимает важное место в фор­мировании исторического сознания казахстанской молодежи.

2. История воссоздается на основе исторических источников, которые подразделяются на письменные и вещест­венные. По истории Казахстана первые письменные источники появляются в середине I тыс. до н.э. До этого времени единственным типом исторических источников выступают вещественные источники. К письменным источникам по истории Казахстана относятсянадписи на надгробных камнях, династийные хроники, литературные и научные произведения писателей, ученых, путешественников, освещающие отдельные стороны истории древних и средневековых племен казахских степей. Сюда же относятся военные или мирные договоры, дипломатические протоколы, путевые записи, дневники, прошения чиновников различных стран, посетивших Казахстан. Они выполнены на древнегреческом, латинском, китайском, арабском, персидском, русском, тюркских, европейских языках. В XIX-XX вв. появляются статистические данные, газеты, журналы, фото-, видео-, фонодокументы и записи, информация на электронных носителях.

Методология науки - это учение о методах и процедурах научной деятельности, система принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины, в данном случае - исторической.

В прошлом к изучению истории Казахстана применяли подходы европоцентристский, ретроспективный, формационный, имевшие свои недостатки. Сейчас преимущественно применяются цивилизационный подход и метод исторического синтеза.

Для изучения истории Казахстана применяются самые различные методы исследования. Д иалектический метод играет исключительную роль в теоретиче­ском осмыслении объекта исследования, рассматривая исторический процесс как постоянно развивающийся и изменяющийся. Исторический метод предусматривает конкретное историческое исследование процесса возникновения и развития человеческого общества на территории Казахстана. Он осуществляется через индуктивный и дедуктивный анализ содержания исторического процесса, прежде всего присущих ему причинно-следственных связей. Системно-структурный метод наиболее эффективен при иссле­довании сложных, самоуправляющихся, динамичных систем, состоя­щих из множества взаимодействующих элементов, которые образуют относительно устойчивую целостность. Исследуется взаимодействие системы с «внешней сре­дой» (внешние связи). Сравнительно-исторический метод направлен на исследование исторических фактов при сопоставлении их с серией других сходных, однопорядковых фактов. Здесь используются такие научные приемы исследования,каканалогия и экстраполяция. Статистический метод используется при исследовании количе­ственных сторон исторического процесса, когда объекту изучения присущи массовые числовые показатели. В настоящее время статистический метод начал уступать свое ме­сто методам математизации истории. Но она имеет свои пределы, так как далеко не все противоречивые, во многом зависящие от субъективного фактора исторические процессы укладываются в рамки математических формул.

Только комплексный, интегральный подход к исследованию может привести к позитивным результатам.

Периодизация истории Казахстана основывается на социально-экономических критериях и строится в соответствии со схемой периодизации мировой истории, но с учетом специфики исторических процессов:

I. История Казахстана в Древности (1/1,5 млн. лет назад-п.п. VI в. н.э.);

1. История Казахстана в каменном веке – 1/1,5 млн. лет назад – нач. II тыс. до н.э.

2. История Казахстана в бронзовом веке – нач. II тыс. до н.э. – IX-VIII вв. до н.э.

3. История Казахстана в эпоху ранних кочевников – IX-VIII вв. до н.э. – п.п. VI в. н.э.

II. История Казахстана в Средневековье (сер. VI в.-нач. XVIII вв.);

III. История Казахстана в Новое время (1731-1914 гг.);

IV. История Казахстана в Новейшее время (1914-1991 гг.);

V. История современного Казахстана (с 1991 г. по настоящее время).

3. История Казахстана – молодая наука, но ее изучение в настоящее время идет очень активно. В республике публикуются собрания письменных источников, статьи и монографии, учебная и энциклопедическая литература. В ходе изучения курса предлагается использование в качестве основной следующей учебной литературы и энциклопедических изданий:

1. История Казахстана в 5-ти томах. Тт. 1, 2, 3. – Алматы, 1996-2001.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.123 (0.01 с.)