Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ЛЗ 2. Казахстан в эпоху камня. Первобытнообщинный строй.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Природные условия, хозяйственная деятельность древних насельников Казахстана; 2. Социальная организация в палеолите и мезолите; 3. История Казахстана в неолите; 4. История Казахстана в энеолите. Ботайская культура; 5. История Казахстана в бронзовом веке. 1. История Казахстана в эпоху палеолита датируется 1/1,5 млн. лет назад – XII тыс. лет до н.э. (нижний или древний палеолит – 1/1,5 млн. лет – 140 тыс. лет назад; средний палеолит – 140-40 тыс. лет назад; верхний или поздний палеолит – 40 тыс. лет назад – 12 тыс. лет до н.э.). Примерно 1,5 млн. лет назад человек вида Homo erectus, расселяясь из зоны своего первоначального обитания, через Ближний Восток и Иран попал в Среднюю Азию и на территорию Казахстана. Первоначально древнейший человек заселил территорию Южного Казахстана (Борыказган, Танирказган, Конырдек, им. Ч. Ч. Валиханова) и Мангистау (Шахбагата, Онежек), природно-климатические условия которых были теплыми и мягкими. Дальнейшее расселение происходило уже в следующих этапах нижнего палеолита – среднем и позднем ашеле, когда происходило активное горообразование в Средней Азии, климат становился суровее и континентальнее, происходили его глобальные колебания, в том числе, оледенения. В этот период человеком осваивается Северное Прибалхашье (Семизбугу). В эпоху среднего палеолита неандертальцы расселились до верховьев рек Ишима и Нуры на севере (Кудайколь, Жаман-Айбат, Обалысай, Огиз-Тау I и II), а на востоке заселили Прииртышье (Козыбай). В эпоху позднего палеолита человек расселился по всему современному Казахстану. Увеличивается количество стоянок в Восточном (Шульбинка, Пещеры, Новоникольская) и в Центральном Казахстане (бассейн р. Туранга, горы Тюлькули и Семизбугу, местонахождения Батпак 7 и Карабас 3), отдельные находки предметов этого времени обнаружены в Северном и в Северо-Восточном Казахстане (Ангренсор 2). Но во второй половине верхнего палеолита произошли серьезные природно-климатические изменения. Большинство памятников верхнего палеолита на территории Казахстана прекращают свое существование, население мигрирует в Сибирь и Северную Азию. Примитивная хозяйственная деятельность сводилась к использованию готовых продуктов природы: сбору дикорастущих злаков, плодов и ягод, охоте на диких животных. Начало мезолита с (XII-X по VII тыс. до н. э.) связано с началом новой геологической эпохи - голоценом - и освоением человеком новых технологий обработки камня. В эпоху мезолита происходит резкое потепление климата, идет бурное таяние ледников, что ведет к значительному изменению растительного и животного мира. Распространяется микролитическая пластинчатая индустрия с вкладышевой техникой. Наибольшая концентрация памятников мезолита выявлена в Северном Казахстане (Виноградовка II, VII, XII; Куропаткино I; Тельмана VII, VIII a, IX a, XIV), в Западном (стоянки у оз. Сары-Айдан) и Южном (местонахождения в районе хребта Каратау - Жаначилик I, II, III; Маятас) Казахстане, ряд стоянок в Притоболье. В хозяйстве мезолитического населения региона первостепенное значение имела охота на лося и быка типа зубра или тура. Практиковалось и собирательство. 2. Взаимоотношения людей в палеолите строились на экономическом равенстве членов коллектива, на естественном половозрелом разделении труда и были по своему характеру коллективистскими. Общественная организация людей в эпоху палеолита прошла сложный и длительный путь развития. Начальным ее этапом было первобытное стадо – объединение для совместной защиты и нападения, охоты и собирательства. В ашельское время постепенно вызревают предпосылки нового социального организма – первобытной общины. А в среднем палеолите уже существует оседлость, естественное разделение труда по полу и возрасту, возникают начальные формы общины. Человеческий коллектив позднего палеолита в социальном отношении характеризуется новой гранью – сложением зрелых форм первобытно-родовой общины. Мезолитическое население объединялось в большесемейные общины охотников, собирателей и рыболовов. 3. В общемировом развитии человечества в эпоху неолита происходит так называемая «неолитическая революция». Возникают скотоводство и земледелие, означавшие переход человека к производящему хозяйству; появляются зачатки горного дела, ткачества, изготовления глиняной посуды. И в то же время проявляется один из принципов исторического развития – неравномерность, поскольку переход к производящему хозяйству в неолите был осуществлен только в локальных районах Передней и Малой Азии. На остальной территории земного шара, в том числе и Казахстана, в эпоху неолита продолжала господствовать присваивающая экономика. В социальном плане господствовала родовая община, культивировавшая коллективный труд и общую собственность на средства производства. На основе родовой общности стали складываться племена и племенные союзы. Неолитические памятники в Казахстане (VI-IV тыс. до н.э.) образуют несколько территориальных групп, соответствующих районам обитания родственных племен, близких по культуре. На территории Северного Казахстана и Тургайского прогиба существовали, соответственно, атбасарская и маханджарская неолитические культуры, на Мангистау – оюклинская и тюлузская культуры. В Северном Прикаспии в эпоху неолита проживали племена сероглазовской культуры. На территории среднеазиатского междуречья существовала кельтеминарская культура охотников и рыболовов, распространявшаяся и на Южный Казахстан. В неолите в Северном Казахстане наблюдается значительная оседлость в пределах определенных зон обитания, которыми являлись долины рек. В раннем неолите ведущее место занимала охота, но к среднему неолиту охота теряет свое значение и главным занятием становится рыболовство. Существенные отличия были в хозяйстве племен, населявших арало-каспийский регион. Оюклинцы и тюлузсцы занимались преимущественно охотой на диких животных. 4. В энеолите (IV-III тыс. до н. э) на территории Казахстана медные орудия труда не получили широкого распространения. Изготовление орудий труда шло по пути наивысшего расцвета каменной индустрии. В Северном Казахстане складывается и функционирует ботайская культура коневодов (Рощинское, Ботай, Баландино, Красный Яр, Васильковка, Сергеевка), в Нижнем Притоболье - терсекская культура (Терсек-Карагай, Кожай 1, Кумкешу 1), в Восточном – усть-нарымская (Усть-Нарым). Эти культуры, наряду со схожими с ними аятской, суртандинской, образуют единую энеолитическую общность – Урало-Иртышскую историко-культурную область На базе оседлого рыболовства возникает новый тип хозяйства – оседлый (в рамках зоны обитания) многоотраслевой хозяйственно-культурный тип с доминантой коневодства. Лошадь ботайцами использовалась как стабильный источник продуктов питания, сырья для домашних промыслов, была объектом эффективного экспорта. Ими была освоена верховая езда для контроля над табунами и для их загона, выбраковки, а также для охоты. Развитие у ботайцев получили камнеобработка, керамическое производство, ткачество, деревообработка, косторезное дело и другие промыслы. Наступившая в регионе в конце III – начале II тыс. до н.э. резкая аридизация вызвала упадок энеолитической культуры. 5. В начале II тыс. до н.э. на территории Казахстана расселяются племена, освоившие металлургию бронзы. Бронза – это сплав меди с другим цветным металлом, обычно с оловом.Освоение металлургии бронзы вывело население Казахстана на качественно новый уровень в развитии общества, экономики, культуры.В целом бронзовый век Казахстана обычно связывается с существованием андроновской КИО, к которой относятся культуры: петровская (XVII-XV вв. до н.э.), алакульская (XV-XIV вв. до н.э.), федоровская (XIV-XII вв. до н.э.). Племена андроновской КИО занимали территорию четырех природных зон – лесостепи, степи, полупустыни и пустыни – на 1,5 тыс. км с юга на север (от предгорий Тянь-Шаня до сибирской тайги) и на 3 тыс. км с запада на восток (от р. Урал до р. Енисей). В XVIII в. до н.э. на территории Урало-Иртышского междуречья появляются протогорода (Аркаим и другие), захоронения с боевыми колесницами. Формируется социальная дифференциация населения, которое делится на три сословия: воины-колесничие, жрецы, общинники. Начинаются войны за захват скота и меднорудных месторождений. В XVII в. до н.э. формируется петровская культура, также с укрепленными поселками (Петровка, Новоникольское), но демонстрирующая новые культурные традиции. Уже в позднепетровское время андроновское население продвинулось на восток почти до Иртыша и на юг до контактной зоны с земледельческими оазисами Средней Азии и Южного Казахстана. На западе и севере границы проходили по р. Урал и северной лесостепи. Именно в этом регионе складывалась алакульская культура. Алакульская эпоха была периодом довольно стабильного развития андроновского общества. С этого времени андроновцы начинают специализироваться на производстве бронзовых изделий: оружия, орудий труда, украшений, поставляя их на экспорт в Восточную Европу. К XIV в. до н.э. набирает силу процесс аридизации степей, что вынуждает население последующей культуры – федоровской - мигрировать на другие территории. На юге их памятники появляются в Каратау, на р. Чу и Или, в горных долинах Северного Тянь-Шаня, в земледельческих оазисах Средней Азии. Огромная часть федоровцев двинулась на север, проникая в пределы нынешней таежной зоны по бассейнам Иртыша и Тобола, и на восток, вплоть до правобережных притоков Енисея. В XII в. до н.э. на территорию Казахстана с запада проникают племена-носители культуры так называемого ивановского типа, а с востока – племена карасукской культуры, что приводит к формированию культур валиковой керамики – алексеевско-саргаринской в Северном Казахстане и бегазы-дандыбаевской – в Центральном (XII-IX вв. до н.э.). В андроновскую эпоху на территории Казахстана окончательно устанавливается производящая экономика в виде комплексного придомного пастушеско-земледельческого хозяйства, в котором ведущую роль играло скотоводство и подсобную роль – мотыжное земледелие. Основу стада составляли коровы, быки и волы, на втором месте по численности стояла лошади и на третьем – овцы и козы. Изменения в типе хозяйства неизбежно должны были привести к изменениям в общественной организации. Мужчина занял господствующее положение в обществе, в производстве материальных благ, он стал во главе родовой общины, родство стало считаться по отцовской линии. Патриархальные семейные общины раннего этапа состояли из четырех-пяти поколений родственников по мужской линии и совместно проживали в огромных жилищах, достигавших 200 кв. м и более. Каждый патриархально-родовой поселок состоял из нескольких таких жилищ. ЛЗ 3. Племенные союзы и первые государственные образования на территории Казахстана. 1. Древнейшие письменные источники и локализация сакских племенных союзов на территории Казахстана; 2. Участие сакских племен в политических событиях Евразии; 3. Общественная организация и хозяйство сакских племен. 1. В начале I тысячелетия до нашей эры население центрально-азиатских степей перешло к кочевому скотоводству. Это стимулировало политические и социальные процессы в среде населения Казахстана, способствовало становлению государственности и зарождению раннеклассовых отношений. В этот период на политической арене появляются племена известные по письменным источникам как саки. Сведения о населении Казахстана этой эпохи содержатся в трудах древнегреческих и римских авторов, в персидских и китайских источниках. Персы называли саков «могучими мужами» или «турами на быстрых конях» и разделяли их племена на саков-парадарайя (заморские саки), живших в Приаралье, низовьях реки Сырдарьи, саков-хаомаварга (изготавливающие напиток хаому) занимавших долину Мургаба, саков-тиграхауда проживавших в Семиречье. По данным Геродота в Западном Казахстане проживали савроматы, в Северо-Западном – агриппеи, в Восточном – аримаспы (стерегущие золото грифы), в Центральном Казахстане – исседоны, в Арало-Каспийском регионе – массагеты. 2. Племена Древнего Казахстана играли важную роль в мировой политике того времени, были активными участниками исторических событий.В 530 г. до н.э. саки-массагеты разгромили войска персидского царя Кира II, сам царь погиб в сражении. В 519 г. до н. э. часть саков была завоевана царем Дарием I и вошла в состав его сатрапий. В то же время ряд сакских племен выступал союзниками Персидской державы. В составе войска персидского царя Кира II саки участвовали в войне с мидийским царем Крезом. При Дарии I саки входили в его могучую гвардию, в число так называемых «десяти тысяч бессмертных». Они сражались на стороне персов в греко-персидских войнах. В битве при Марафоне в 490 г. до н. э. саки находились в центре боевого построения персов. В 480 г. до н. э. они участвовали в сухопутном вторжении Ксеркса в Грецию. Еще одна страница истории саков связана с борьбой против завоеваний Александра Македонского, который, разгромив и подчинив державу Ахеменидов, начал завоевание Средней Азии (329-327 гг. до н.э.). 3. А рхеологические материалы свидетельствуют о неоднородности сакского общества. Общество состояло из воинов, жрецов и общинников. Каждому из сословий соответствовали традиционные цвета: войнам – красный, жрецам белый, общинникам желтый и синий. Во главе сакских племен стояли не только цари, но и царицы, в истории сохранились имена таких правительниц саков как Томирис и Зарина. Общество находилось на стадии военной демократии. Сакские цари и царицы происходили из сословия воинов. Они обладали значительной властью, решали вопросы войны и мира, возглавляли войско. Власть царей и цариц ограничивалась народным собранием, собранием всех взрослых мужчин племени, где тон задавали «могущественные мужи скифской земли» - военно-племенная аристократия. Каждый сакский мужчина был воином, свободным и полноправным человеком. Имущественное неравенство среди саков усиливало социальное расслоение в обществе, но далеко не всегда играло решающую роль. Принадлежность к знатному роду или личная воинская доблесть были более престижными добродетелями у саков, нежели богатство.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.225.188 (0.011 с.) |