Предмет и значение курса Истории Казахстана, периодизация. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и значение курса Истории Казахстана, периодизация.



Предмет и значение курса Истории Казахстана, периодизация.

История – наука, находящаяся в постоянном развитии. Ист., прежде всего, это открытие мира, его прошлого. С помощью ист. мы путешествуем в пространстве и во времени. Ист. позволяет узнать и то, как общество оценивает себя, и то, как изменяется его положение с течением времени. Ист. это не только сумма знаний о прошлом, но и всегда историческое мышление, позволяющее ясно осознавать свою гражданскую позицию, свое отношение к происходящим событиям и явлениям, глубоко понимать и раскрывать их сущность и направленность. Ист.воспитывает национальную гордость и патриотизм.

«В потоке истории»

Периодизация дух-сти народов КЗ:

- освоение тер-ии КЗ ариями (Аркаим)

-4-5 тыс лет назад – саки (курганы Иссык, Бесшатыр)

-3-4тыс. протогунская волна – появл-ся тенгрианство

-1,5тыс возникает Тюрк каг-т, появ-ся кыпчаки, огузы

-1300-1100 л. назад духовный центр тюрков запульсировал на Востоке

-1100-900 л. назад накатывает мощная волна арабо-исламского духа. Дух народа проявл-ся в трудах Аль-Фараби, Кашгари, Баласагуни.

-11в испытывает огромное влияние суфиев, Яссауи, кот-ым были проникнуты все ур-ни менталитета

-12-14в народ попадает в цепи 4-ой империи – Чингизизма. Яссы – часть духовной истории казахов.

-15-17в каз ханство закладывает основы общенародной дух-ти. Дух народа выражает себя в выговаривании имени «казах»

-17-19в это борьба с джунгарами, где выразителями нац-го духа явл-ся батыры. Каз народ попадает в объятия 5-ой империи – Российской

-20в нац-ный дух входит в состав 6-ой империи СССР, которая не была заинтересована в подлинном самоопределении каз духа

-с сер 80ых всплеск народного духа. 6-ая империя рухнула, каз самосознание имеет возможность понимания «своего нац-го Я в потоке истории», но это лишь возможность кот-ая должна стать действит-тью, фактом массового сознания не т/о казахов, но и всех казахстанцев

 

Каменный век на территории Кз.

и его периодизация.подразделяется на палеолит –древний, и неолит –новый. Неолит делится на нижний (ранний), средний (мустье), верхний (поздний). Горы были ниже, что позволило климату быть более влажным и жарким (тропический). Расселение древнейших питекантропов и синантропов в г Каратау, они были охотниками и собирателями, жили стадами. Мустье, неандертальцы жили общинами, добывали огонь трением, строили жилища из костей животных, появл период начальной формы матриархальной родовой общины и 1-е религ. Верования. ПОЗДНИЙ усилилось горообразование (Каратау, Тянь-Шаня), климат стал более влажным. Франция (кроманьон) - «человек разумный». Дальнейшее расселение на север. Мезолит- таяние Ледников (потепление) сокращение степей и лугов. Люди стали кочевать вслед за животными. Занимались обработкой кости и изготовляли примет одежду из шкур. Неолит-природа приняла совр вид. Люди нач зан земледелием и скотоводством, освоение Ме, керамика. Появление родового совета и обществ собственности. Усопших хоронили в своих жилищах. Стоянки; Саксаульская, Ботай, пещера Караунгай. В эпоху мезолита происходит 2 важных события: изобретение лука и стрел и микролитическая обработка камня. (Гусбай, Евгеньевка)- наиб тепичн стоянки.

Казахстан в эпоху бронзы.

На рубеже 1-2 четверти II тыс. до н. э. в евразийских степях была изобретена бронза. Арх. памятники племен К.-на эпохи бронзы относятся к андроновской культуре, названной по месту первых раскопок могильника у села Андроново под г. Ачинском в Юж. Сибири. На всей территории К.-на развивалось скот.-земледельческое хозяйство. Андрон. культ. делится на 3 периода: ранняя бр. - XVIII - XVI вв. до н. э., сред. - XV - XII вв. до н. э., позд. - XII - начало VIII вв. до н. э.

В Центр. К.-не ранний этап - нуринский, названный по находкам в долине реки Нура, средний – атасуский - по группе могильников в долине реки Атасу, поздний - бегазы-дандыбаевский по находкам у аула Дандыбай близ Караганды и в урочище Бегазы в северном Прибалхашье. В то время стали появляться поселения - предшественники городов. Одно из них Аркаим - на границе Челяб. и Куст. обл. В период средней бронзы значительно изменились домостроит.-во, орг.-я поселений. Примером быт. комплекса явл. поселение Тасты-Бутак в Зап. К.-не. Здесь открыты десятки поселений и могильников данного периода. В Вост. К.-не десятки поселений и могильников найдены в долинах Иртыша, Бухтармы, Курчума на Алтае и Тарбагатае. Памятниками сред. бронзы Семиречья являются могильники Тамгалы, Каракудук. В Каратау могильник Таутары. Племена бронз. века образовали культурный пласт, на основе кот. происходило формир. культуры ранних кочевников. Осн. занятием людей было пастуш. скотоводство и мотыжное земледелие. В скот.-ве постепенно изменялся состав стада, увеличивалась доля животных, приспособленных к кочевому образу, таких как лошади, овцы, верблюды. Получило распространение отгонное скотоводство. На пастбищах пастухи сооружали из жердей легкие каркасные жилища со стенами из циновок - предшественники юрт. Появились и войлочные кибитки, приспособленные для кочевья, установленные на четырехколесных телегах. Важную роль в жизни племен того времени играла металлургия. Основным сырьем для изготовления орудий труда и оружия была бронза - сплав меди и олова. Центрами металлургии были Центр. и Вост. К.-н. Материнский род сменил отцовский. Первобытнообщинные отношения постепенно разлагались, усиливалась имущественная дифференциация. Это проявилось в том, что у андроновцев были богатые погребения в виде больших курганов, где вместе с покойным находились богатое оружие, украшении, А также были бедные, в которых находились глиняные горшки, скромные украшения, части жертвенных животных. По своему антропологическому складу андроновцы были представителями европеоидной расы. В языковом отношении они относились к индоиранской группе. Андроновцы поклонялись небу, солнцу, священному огню, верили в загробную жизнь, главным жертвенным животным был конь. Религиозные представления были достаточно развиты.

 

Материальная и духовная культура саков Казахстана.

С сакским временем связана эпоха освоения степных и горных пространств, господство скотоводства в его различных формах в сочетании с земледелием. По мнению ряда исследователей, саки-парадарайя расселялись в Приаралье, низовьях Сырдарьи и Амударьи или в Северном Причерноморье; саки-тиграхауда – в районе средней Сырдарьи и на Тянь-Шане; саки-хаомаварга – в долине Мургаба.

Кочевое скот.-во, для которого были характерны длительные перекочевки на зимние пастбища, было присуще зап. и отчасти центр. К.-ну. Мужчины ездили на лошадях, женщины, дети и старики – в повозках, покрытых войлоком. Зимние стужи кочевники проводили на зимовках, расположенных в песках. Осн. видами скота у кочевников были лошадь, овца, верблюд. На зимниках строились жилища (землянки, полуземлянки).Такое скот.-во было распространено в Вост. К.-не, Семиречье, ряда районов центр. и зап. К.-на. Следующий тип скотоводства – оседлый. Предусматривал постоянную оседлость части населения, которая занималась земледелием. Другая со скотом откочевывала на летние и зимние пастбища, расположенные неподалеку. Так было на юге Казахстана, в долинах рек Сырдарья, Арыси, Келеса. Коневодство было одним из важнейших направлений скотоводства саков. Высокого уровня у саков достигли промыслы и ремесла, связанные с металлом. Как и в эпоху бронзы, продолжали разрабатываться месторождения железа, меди, олова, серебра, золота. Из бронзы саки отливали кинжалы, наконечники стрел, копий, украшения, предметы конской утвари.

Использовался звериный стиль, сформировалось под влиянием южных традиций, с которыми саки познакомились во время походов в Азию и Иран. Саки, как и другие народы, поклонялись силам природы, солнцу, ветру, грозе, грому, которые представились им в образе богов, а боги воплощались в фантастических зверей, птиц, животных, таких как крылатые кони, кони-грифоны. Популярность этих образов в мифологии и фольклоре вызвали в жизни своеобразный звериный стиль в искусстве евроазиатских степей.

Образование Карлукского государства.

Государство Карлуков (756-940 гг.). Впервые о карлуках упоминается под именем Булак, которое относится к 5 веку. Название уч-карлук – распространенный носильный союз кочевых племен, занимавший территорию между Алтаем и Восточным побережьем оз. Балхаш. В середине 7 века в составе карлукского объединения входили 3 племени булак, чигирь, ташлык. Вожди карлуков носили титул Ель-Тебер. В 742 году политическая гегемония в степях Монголии перешла к союзу трех племен: карлуков, уйгуров, басмылов, на короткое время возвысились басмылы, их вождем стал каган, глава карлуков и предводитель уйгуров. В Центр. Азии возникло новое государство уйгурский каганат (744-840). Глава уйгурских племен стал верховным каганом, а вождь карлуков получил титул правого ягбу. Стремление к самостоятельности привело карлуков к тому, что они отошли от уйгурского каганата. В середине 8 века развернулась борьба за тюргешское наследство между карлуками и огузами. В 766 году в руки Карлукского Джагбу перешли Семиречье с двумя ставками тюргешских каганов – Тараз и Суяб. В 940г., тогдашний центр каррлауков г. Баласагун был хахвачен кашгарским гос-м и карлуки подчинились, гос-во распалось.

 

Образование и развитие Кимекского каганата.

Кимекский каганат.

Между 766 и 840 гг. кимеки заняли территорию зап. Алтая, Тарбагатая и Алакольской котловины, дойдя до северных пределов токузогузов, обитавших в Вост. Туркестане. Граница между ними проходила по Джунгарскому хребту. В состав кимекской федерации входили: эймур, имек, кыпчак, макак, татар, баяндур, ланиказ и аджлар. Глава кимекских племён носил титул байгу (ябгу), который носила правящая верхушка тюркоязычных народов – карлуков, аганс, уйгуров и др. Могущество кимекского правителя было значительным. Со времён сложения у кимеков каганата в конце 9 нач. 10 вв. их царь стал носить высший титул кагана. Каган кимеков обладал реальной властью: в пределах своего гос-ва он назначал правителей, которые были представителями племенной знати. Институт наследственной передачи власти имел место не только внутри аганской семьи и ханского рода, но и у племенной знати.

В 9 - нач. 11 в. У кимеков бытовали древние тюркские религиозные верования, значительное место среди которых занимал культ Тенгри и культ предков. Отдельные группы поклонялись огню, солнцу, звёздам, реке и горам. Распространенной формой религии был шаманизм, но некоторые группы кимеков исповедовали манихейство – религию христианского толка. Возможно, ислам получил определённое распространение среди кимакской знати.

В начале 11в. Рухнул Кимекский каганат. Его падение было вызвано двумя причинами: центробежными тенденциями кыпчакских ханов, стремившихся к самоопределению и миграцией кочевых племён Центральной Азии, переселение которых относится к началу 11в.

 

Кул-ра древних тюрков.

Осн-ое культовое поклонение вызывало Небо (Тенгри) и Земля (Иер) – Вода (Суб). По воле Неба правили каганы. Умай – женское божество – покровит-ца домашнего очага. Важным был культ священных гор (ыдук баш) – «священная отюкенская чернь» (Хангайскик горы) – кот-ая считалась покровителем каганского рода. Кроме этого тюрки населяли мир всевозможными духами. Это поддерживало институт шаманизма. Наряду с этим тюрки были знакомы и с иными религиями: буддизмом, христианством, манихейством. С-ма религиозных взглядов тюрков явл-ся монотеистической (бир-тенгри), в основу кот-го лег культ поклонения Кок-тенгри. Наряду с этим имелись пережитки, такие как языческие культы: аластау (поклонение огню) и т.д. У древних тюрков имелся алфавит (рунический), основанный на согдийском письме, в нем насчитывалось 38 букв. Основные пам-ки располагаются на тер-рии Монголии (Орхонно-Енисей, Ардос). В 3-5 вв. Существовало 2 вар-та рунического письма: гуннская и восточная. Тексты надгробных стен Кюльтегина, Бильге-кагана, насыщен эпитетами, метафорами, кот-ые сохранились и у казахов (Верхом на верблюде не скрыться в стаде баранов). Письменность сохранилась до 13 в. Отголосками ее явились эпические сказания: «Коркыт-ата», «Огуз-наме», «Алпамыс».

 

Образование Монгольской империи. Казахстан накануне монгольского нашествия.

В конце 12 – начале 13 веков на территории Монголии образовалось крупное кочевое государство. Под властью одного из представителей родовой верхушки Тимучина (1155 д.р.). Первоначально оно было основано в долинах рек Керулена и Архона. Затем вследствие объединения родственных племен и завоеваний соседних стран Монгольское государство превратилось в могучую империю не только в Центральной Азии, но и во всем мире в 1203 году им были разгромлены Кирийтские затем соседнее Найманское ханства. 1207-1211 годах были покорены народы Сибири и Восточного Туркестана. В 1215 году был взят Пекин. В 1217 году монголы завоевали все земли к северу от реки Хуанхэ. В 1206 году Тимучин был провозглашен всемонгольским ханом и получил титул Чингисхана. Образование Монгольского государства содействовало консолидации ранее малосвязанных племен в единый этнос и прекращению междоусобных войн.

Осуществить вторжение Чингисхан решил через долину реки Или, где располагались богатые города и правил ими хан найманов Кучлук, которого Чингисхан считал своим врагом. С целью завоевания Жетису и разгрома Кучлука Чингисхан послал войско во главе с одним из военноначальником Жебенойном. В 1218 году отряды Жебе вместе с отрядами Койлыка и Алмалыка выступили против Кучлука. При этом монголы разрешали мусульманам публичные богослужения, запрещенные ранее найманами, что способствовало переходу всего оседлого населения на сторону монголов. Кучлук не сумев организовать сопротивление, бежал. Жители Баласагуна открыли ворота монголам. Перед Чингисханом открылась дорога в пределы Хорезма и Мавереннахра. Хорезм начала 13 века был на вершине своего могущества, он объединял земли собственного Хорезма, Мавереннахра, Ирана, Южного Казахстана. Однако уязвимым местом в государстве было всесилие кипчакской знати, занимавшей ведущие посты в административном и военном аппаратах. Встревоженный вестью о победах монголов Хорезмшах Мухамет отправил своих послов в Монголию вслед за ним в Хорезм прибыло ответное посольство с предложениями о мире. Следовавший за посольством торговый караван остановился в Отраре. Гаирхан заподозрил купцов в шпионаже и приказал казнить их. Разгневанный Чингисхан потребовал выдачи Гаирхана, но Хорезмшах, боясь гнева кипчакской знати, отказался. Более того, Мухамет приказал казнить послов,. Война в 1219 году началась с осады города Отрар. Осада продолжалась 5 месяцев. Гаирхан, зная, что монголы не пощадят его, защищался отчаянно. Предательство одного из военноначальников Караджа ускорила падение Отрара. Выйдя ночью из городских ворот, он сдался монголам. Через эти же ворота осаждающие ворвались в город. Часть войск и жители заперлись в крепости и продолжали обороняться. Только через 1 месяц монголы смогли взять цитадель. Все ее защитники были убиты, крепость разрушена, Гаирхан казнен, а стены Отрара срыты.

Отряды Джучи, совершившие походы по Сырдарье, весною 1220 года подошли к Сыганаку (осада 7 дней). За короткий срок монголам подчинились города Узген, Джен, Баргынлыкен.

В начале 1221 года монгольские отряды подступили к столице Хорезма – Ургенч, который был взят после 5 месячной осады. Хорезмшах бежал в Иран. Для его преследования Чингисхан отправил крупный отряд (Жебе и Субедей).

Узнав о смерти Мухамета, монголы через Кавказ отправились в Дешт-и-Кипчак, где столкнулись с яростным сопротивлением западно-кипчакских племен. Кипчаки и объединенное войско русских княжеств встретились с монголами на реке Калке в 1223 году. Из-за несогласованности действий союзники потерпели поражение. Однако монголы не стали продвигаться вглубь Руси и повернули назад на соединение с основными силами.

 

Образование золотой орды.

Преемником Джучи, умершего в 1227, стал его сын Бату (Батый). Им были предприняты завоевательные походы на тер-ию Зап Дешт-и Кыпчака, в земли волжских булгар и далее на зап. Были разгромлены крупнейшие рус княж-ва, опустошены Польша, Венгрия, Чехия и другие страны. В итоге семилетнего похода (1236-1242 гг.) под властью Батыя оказались земли к зап от Волги до низовий Дуная, включая Крым, Северный Кавказ, западно-кыпчакские (половецкие) степи. Вернувшись в низовья Волги, Батый основал новое монг-ое гос-во, получившее впоследствии название Зол Орда. В него вошли улуса Джучи – Восточный Дешт-и Кыпчак. В вассальную зависимость от ЗО попали разгромленные полчищами Батыя рус княж-ва. Основанное Бату-ханом гос-во наз-сь в вост источниках Улусом Джучи, а также по именам ханов-джучидов (Улус Бату, Улус Берке и т. Д.). В рус летописях - «Орда» или описат-ные выражения «в татары», «из татар». Столица – Сарай-Бату (близ Астрахани), позднее – Сарай-Берке. ЗО была многонац-ным гос-ным образованием. Первонач-но ЗО нах-сь в подчинении вел-го монг хана. Но к 1260 г. Монг империя распалась на независ-ые улусы. ЗО уже при Берке-хане (1256-1266), брате Бату, стала самостоят-ым гос-вом. Его преемник Менгу-хан (1266-1280 г.) чеканил собственную монету, поддерживал Чагатаида Хайду п/в вел-го хана Хубилая. История ЗО заполнена как внутр-ми усобицами, так и беспрерывными войнами с рус князьями. Наибольшего могущества ЗО достигла в 1-й пол-не 14 в., особенно при Узбек-хане (1312-1342 гг.) и его преемнике хане Джаныбеке (1342-1357 гг.). Усиление власти ханов нашло свое выражение в прекращении созыва курултаев и в некоторой централизации власти. В 1312 г. Узбек-хан объявил ислам гос-ной религией ЗО. Степная тюрко-монг-ая кул-ра исламизировалась под воздействием мусульм-ких традиций Поволжья (булгарское население) и Ср Азии (Хорезм).

 

Образование и возвышение гос-ва Ак-Орда.

Полит ист-ия АО харак-ся на 1-ом этапе длит-ной борьбой за освобождение тер-ий Вост. Дешт-и Кыпчака из под власти Зол Орды, позднее вмешат-вом ак-ордынских ханов в дела Зол.Орды, а на заключит-ном этапе своей ист-ии – борьбой п/в грессии правителя Мавереннахра эмира Тимура и Тимуридов. Окончат-но порвать с номинальной зависимостью от Зол.Орды удалось к сер. XIVв. Ханам Ерзену и Мубарак-Ходже (1320-1344). Значит-но укрепилась АО при хане Урусе (60-70 гг XIVв). На него пала основная тяжесть борьбы и защиты АО от агрессии Тимура. В посл. Трети XIV-нач.XVвв. АО, как и соседнее гос-во Могул-н, подвергалась неоднократным вторжениям войск эмира Тимура. Стремясь помешать укреплению хоз-ной и полит. Независимости АО и Могул-на, Тимур предпринял в 70-80 гг. около десятка набегов на тер-ии. Этих гос-в. В итоге оба гос-ва были ослаблены в значит. Степени. Формально степные тер-ии не были присоединены к империи Тимура, но жизненно важный для кочевников Вост дешт-и Кыпчака р-н Юж.Каз-на с его городами Сыгнаком, Отраром, Саураном, Ясы, Сайрамом был потерян. Самостоят-ти АО и Могул-на был нанесен ощутимый удар. В рез-те захватнических войн Тимура и внутр усобиц в кон. XIV-нач.XVвв АО значит-но ослабла. На некот. Время в 1423/24-1428гг. власть своей династии восстановил внук Урус-хана Барак, но вскоре он погиб, и правление на терр. Большей части АО перешло к Шайбаниду Абулхайру. Потомки Урус-хана и Барака во 2-ой четв XVв. Сохранили свою власть в юж р-нах КЗ.

 

Гос-во Магулистан.

Консолидации тюркских и тюркизиров. Племен Притяньшанья в киргизскую народность яв-сь важным фактором постепен обособления Ю-Вост. КЗ и Киргизии и распада М. Ослабление и распад М вызваны и др-ми полит и соц-эк-ми причинами: раздробл-ть страны на уделы, династ-кие распри Чагатаидов и в-ны племен. Знати, недовольство нар. Масс постоянной нестабильностью, поборами, выливавшимися в кочевой среде в массовые откочевки. Последний из прав-лей М, Султан Саид-хан в 1514 отобрал у вассального прав-ля могул-ких ханов Абу Бекр-мирзы дуглата Кашгарию и основал в Вост Туркестане новое гос-во – Могулию. Казахские роды и племена Семиречья с 60-х гг. вошли в состав Казахского ханства. В рез-те распада Чагатайского улуса в сер-не XIV века на тер-ии Юго-Вост КЗ и Киргизии возникло новое коч гос-во – Могулистан. Основатель династии правителей – чагатаид Тоглук-Тимур (1347-1362). Ставка – Алмалыке. Полит глава и верховный собственник земли – хан. В упр-нии гос-вом хану помогал улусбек, при хане имелся совет знати. Чиновный аппарат был развит больше в оседло-землевладельческой части гос-ва, особенно по части сбора налогов и организации военных сил. Полит ист-ия М заполнена феодальными войнами, усобицами, отражением нападений со стороны соседних гос-в, главным образом систематических вторжений Тимура на тер-ию Притяньшанья. В рез-те изнурит-ной борьбы с агрессией Тимура М распался на уделы. Несколько упрочилось положение при Мухаммад-хане (1408-1416). При нем М стал независимым от Тимуридов. В целях централизации гос-ва Мухаммад-хан упорно насаждал в М ислам. Все чаще вост. Рубежи Могулистана стали подвергаться нападениям ойратов. Многократно сражался с ними Вайс-хан (1418-1428). При Есен-Буге (1433-1462) в к.50-х гг. в емиречье откочевала из Вост.Дешт-и Кыпчака часть казахов во главе с султанами Джаныбеком и Киреем.

 

Ногайская орда.

Одним из крупных гос-ных объединений, возникших в ходе распада Зол. Орды, была НО. Она занимала в XIV-XVвв. Часть терр. Западного Каз-на. Обособление Ногайской орды, как полунезависимого владения, началось еще при Едыге, который был крупным детелем в Зол. Орде, фактически державшим в своих руках власть в ней около 15 лет (1396-1411). Был убит в 1419г. Позднее вожди мангытов ориентировались на восточных соседей, были союзниками Абулхаир-хана. Окончательно Ногайская Орда обособилась к сер. XVв., усилившись при сыне Едыге Нурад-Дине (1426–1440). Границы Ног.Орды, как и др. кочевых гос-в, менялись в зависимости от внешнеполитич. Обстановки. Ко второй пол. XVв. Ногаи вышли за пределы левобережья Урала и стали занимать кочевья «узбеков», продвигаясь все дальше к востоку и югу. Кочевья ногаев на сев.-востоке простирались уже до Сибири, на юго-востоке они временами кочевали у Сырдарьи, берегов Аральского моря. Помимо мангытов, в Ног.Орду входили кыпчаки, кунграты, найманы, уйшуны, карлуки, аз, алшин, тама, идр. Ног.Орда возникла как этнополитическое объединение; входившие в нее племена составили основ ногайской народности, сформировавшейся к к. XVв. Во 2–й пол. XVв. Появилось название народности «ногаи», под которым они стали известны соседним народам. В ногайском обществе XIV-XVвв., как и вдругих общ-вах окружающего кочевого мира, сущ-вали раннефеод. Отношения. На высшей ступени сословной лестницы нах-лись князья, ханы, султаны, баи; они стояли во главе орд, улусов, аулов, решали все экон. Вопросы жизни соплеменников. В Ног. Орде сложилась устойчивая улусная система политич. Организации власти и управления. Князь в орде имел наследственную власть, военную, дипломатич., администр. Орда состояла из неск. Улусов, каждый из кот. Объединял множество родоплеменных групп. Во главе улусов стояли мурзы, нередко обладавшие неограниченной властью в своих владениях. Улусные рядовые кочевники-скотоводы обязаны были кочевать со своими мурзами, вносить подать, являться с оружием во время военных походав. Набеги, войны с соседями приносили степной аристократии большие доходы. В XVIв устанавл. Торгово-экон. И политч. Связи Ног.орды с Русским гос-вом. История Ног.Орды теснейшим образом связана с историей соседних ханств Поволжья и Сибири, Средней Азии и Каза-на. Особенно близко связана история ногайцев с историей кочевых узбеков и казахов. После присоединения Казанского и Астраханского ханств к России и в связи с междоусобицами среди ногайского правящего рода, Ног.Орда распалась на неск. Самост. Орд. Часть ее населения на терр. Каз-на сошла в состав Младшего жуза казахов. Ног. Орды в период раздробленности вXVI –XVIIвв. За пределами Каз-на находились а определенных отношениях с Крымским ханством и Российским гос-вом. На сев.-востоке часть ног. Родов отошла под власть сибирских владетелей. Владения Ног.Орды в этом направлении доходили до Иртыша, граничили с терр. Сибсрского ханства.

 

Гос-во кочевых узбеков.

Объединение казахских земель под властью Абулхаира. Придя к власти, Абулхаир начал активную деятельность, направленную на объединение остатков Улуг Улуса и построение централизованного государства. К моменту его воцарения на территории Сибири и Казахстана существовал целый ряд полунезависимых владений. Район Сырдарьи находился под властью Ахмета и Мухаммед хана, которые владели также значительной частью Центрального Казахстана. На Есиле находились земли Мустафы хана, а часть Сибири подчинялась Кажи уссаеду. Наиболее влиятельной группой были потомки бия Едиге, во главе которых стояли братья усса и Жамбырши. В 1430г. Абулхаиру пришлось вести упорную борьбу с Кажи-Мухаммедом за долину Тобыла. После победы над своим противником Абулхаир выступил против Ахмеда и Мухаммед хана. Недалеко от Сырдарьи разгорелась новая битва, где он вновь одержал победу. Его противники бежали к Кши-Мухаммеду и укрывались в Хаджи-Тархане. В 1446 г. Абулхаир совершил поход на Сырдарью и захватил ряд городов – Созак, Сыгнак, Ак-Корган, Узгенд. Сыгнак стал новой столицей государства. В этом же году против него выступил усс-тафа хан, один из по-лунезависимых правителей, удел которого находился на Есиле. Мустафа был разбит, а все его имущество разделено между сторонниками Абулхаира. Это была последняя крупная победа, после чего последовал целый ряд внутренних и внешне-политических поражений.

Внутренняя и внешняя политики Абулхаира. Внутренняя политика Абулхаира полна противоречий. Придя к власти при поддержке кочевой знати, хан стал вести политику централизации и ограничения привилегий правителей кочевых родов. Современники писали, что причиной смут и раздоров в государстве Абулхаира стало то, что «обычай управления государством и устав султанства не соответствовал прошлым порядкам и не было соблюдения обычаев старины». Все это вызвало возникновение оппозиции в лице влиятельных родоправителей и части султаната. Во главе оппозиции стояли внук Кажи-Мухаммеда Ибак-оглан, сын Барак хана Жанибек, брат Кши-Мухаммеда Керей, родственник Абулхаира Жадигер и его сын Бурге-оглан, усса и Жамбырши.

Пользуясь внутренними неурядицами, из Хаджи-Тархана вернулся Ахмет, которому подчинились все кочевые роды северного Приаралья. усса и Жамбырши провозгласили ханом Жагидера и отказались повиноваться Абулхаиру. Положение осложнилось набегами ойратов. Ойраты, западная ветвь монголов, в этот период начинают завоевательные походы против Могулистана. Потеря оседло-земельческих районов, последней опоры Абулхаира, грозила ему гибелью. Поэтому хан, несмотря на трудности внутри страны, вышел в поход против ойратов.

Битва между войсками Абулхаира и правителя ойратов Уз-Темир Тайши произошла в местности Кок-Кенесе близ Сыганака. Абулхаир потерпел полное поражение и был вынужден укрыться за стенами Сыганака. Ойраты, не встречая сопротивления, принялись грабить всю долину Сырдарьи. Были захвачены многие города, в том числе Туркестан, Ташкент, Отрар, Абулхаир был вынужден подписать унизительный мир. После этого его авторитет окончательно упал.

В 1465 г. Жанибек и Керей заявили о своих правах на престол, как потомков Орыс хана. Не имея пока реальных сил противостоять Абулхаиру, оба султана и часть поддерживающих их родов в знак протеста откочевала в долину р. Шу. Хан пытался наказать их и даже организовал поход в Жетису. В 1468 г. Его войска вошли в пределы Могулистана, но недалеко от урочища Алматы Абулхаир умер и его войско вернулось назад.

Отцу наследовал Шах-Бодак, известный также как Шейх-Хайдар. Ему не удалось стать правителем, так как против него выступила вся коалиция биев и султанов. Ибак, усса, Жамбырши, Ахмед, ставший ханом в Сарае, Жанибек и Керей заключили между собой союз, направленный против потомков Абулхаира. В итоге Шах-Бодак был убит, а его сыновья Махмуд и Мухаммед Шайбани укрылись в Кажи-Тархане (совр. Астрахань). Однако мангытские эмиры не позволили молодым царевичам долго держаться в этом городе, войска джучидов осадили городские стены. В результате этого внуки Абулхаира вынуждены были бежать в Туркестанский вилайет, и дальше в Бухару и Самарканд. Это по существу было концом государства Абулхаира. Так было покончено с последним остатком былого могущества Улуг Улуса и на его развалинах появились новые государства – Казахское, Ногайское, Сибирское.

 

22. Причины образования казахского ханства в серединеXV века.

В 1428 году в Ак Орде правил Шайбанид Абулхаир, который правил 40 лет, создав свое ханство, простиравшееся от Яика до Балхаша, от низовий Сырдарьи и Аральского моря до среднего течения Тобола и Иртыша. Столицей был Сыгнак. Во второй половине 15 века ханство Абулхаира пришло в упадок. Ситуация обострилась после того, как в 1457 году Абулхаир потерпел поражение от ойратов. Неспособность Абулхаира сплотить общество заставляла основную массу населения искать силы, способные консолидировать все племена и роды и создать стабильную этно-территориальную организацию. Поэтому Джанибек и Керей (правнуки Урус-хана) стали выразителями интересов консолидации всех слоев общества.

Джанибек и Керей отказались повиноваться Абулхаир-хану, мотивируя это традицией наследования власти в степи, откочевали в Могулистан..

Основание в соседнем Могулистане ханства узбек-казахов вызвало опасения Абулхаир-хана. Он собрал войско и в 1468 году пошел походом в Могулистан, но по пути заболел и умер. После смерти Абулхаир-хана политический кризис в его ханстве обострился, начались династийные распри. Власть унаследовал сын Абулхаира Шаих-Хайдар-хан. Джанибек и Керей вмешались в борьбу за власть в Узбекском улусе. Шаих-Хайдар-хан потерпел поражение и погиб, внуки Абулхаира бежали. Джанибек и Керей утвердились на огромной территории Узбекского улуса, появилось политическое образование, сторонники которого носили название казахи.

Таким образом, образование казахского ханства – это переплетение политических и этнических процессов. Его основными этапами стали – откочевка Керея и Джанибека с частью племен и родов в соседний Могулистан. Важным событием стало закрепление за сторонниками Керея и Джанибека имени узбек-казахи, а потом просто – казахи. Затем образование Казахского ханства. И, наконец, после смерти Абулхаира возвращение Керея и Джанибека в Узбекский улус и захват там верховной власти.

 

Заверш присоед каз земель.

К сер 19в неподвластными Рос оставалась лишь тер Юж Каз от Ташкента до Чу на юге и от средн. Течения Сырд. Поскольку эта часть нах. Под властью Кокандского ханства. Опорными пунктами Рос на юге Каз стали военные крепости. В 1825 в Стар жуз был отправлен вооруженный отряд под рук Шубина. Здесь были возведены укрепления. 10янв 1848 в Стар жузе бал назначен рос-ий пристав. После созд-я на Сырдарье неск-их укреплений и вытеснения кокандцев из крепостей Таушубек(51), Ак-Мечеть(53) было реш-но соед-ть Сырдарьинскую и Сибирскую военные линии. С этой целью решено возвести неск-ко укреплений м/д реками Коксу и Или. Весной 54 приставом Стар жуза было заложено укрепление Верное. В55г сюда переместилась резиденция пристава из Капала, Верное стало превращаться в центр Семир-ого края. В марте 58г нач одно из самых крупных вост каз против кокандского владычества. Повстанцы нанесли ряд успешных ударов по кокандцам. Решающего успеха они не добились и под давлением кокандских войск вынуждены были откочевать в районы, наход-ся под властью Рос. Но вост охватило новые районы, были завоеваны нов крепости. Коканд-му прав-лю Худояру удалось склонить на свою сторону часть каз-их родовых прав-ей и ослабить сопрат-ие вост-их. Основные центры вост были подавлены. Вост ускорило свержение власти оканд-их прав-ей и завер-ие присоед-ия Каз к Рос. Рус-им войском в 26авг1860 был взят Токмак, а 4 сент один из опорных пунктов кокандцев Пишпек. Несмотря на это отряд кокандцев был направлен в сторону Верного. В окт они встретились с рус войском в рез-те 3-х дневного сражения кокандцы были разбиты. Успешное наступление Рос нач весной 64. Выступившие из Верного рус войско под рук Черняева штурмом взяли Аулие-Ату, войска Веревкина заняли Туркестан, 22 сент взят Шымкент. 17 июня 65 взят Ташкент. Весной 66 рус войска достигли тер-ии Бухарского эмирата,а в 67 значит-ая ее часть вошла в состав Туркестанского генерал-губернаторства. Т.о в 68 тер Каз вошли в состав Рос-ой империи.

 

Образование КазАССР.

В конце 1919-начале 1920 г. Шла интенсивная подготовка к образованию казахской советской автономии. В начале янв. 1920 г. В Актюбинске была проведена 1-ая краевая советская конференция с участием депутатов от казахских районов Туркестана и Сибири. В нач. авг. 1920 при Народном Комиссариате по делам национальностей состоялось совещание представителей Казревкома, Сибревкома и ТурЦИКа, на котором окончат-но был решен вопрос о передаче Акмолинской и Семипалатинской областей Казахстану и отношении последней к РСФСР. 17 авг. Проект Декрета об образовании Киргизской (Казахской) Советской Автономной социалистической республики был рассмотрен и одобрен СНК РСФСР, а 26 авг. Этот декрет был утвержден и вступил в действие. 4-12 окт. 1920 в Оренбурге прошел Учредительный съезд Советов КЗ, избравший ЦИК во главе с Мендешевым и СНК во главе с Радус-Зеньковичем. КЗ стал автономией в составе России и столицей был провозглашен Оренбург. В связи с этим в сент. 1920 в состав КАССР вошла Оренбургская губерния. Для более удобного управления партийными организациями КЗ было создано областное бюро Российской Коммунистической партии и Казахское бюро при ЦК РКП.

Казахстан в годы НЭПа

События 1916, революция 17г, гражд-ая война принесли разруху и разорения. Из 307 предп-ий 250 бездействовали. Из 147 скважин 8 были пригодны. Ж/д бездействовали из-за нехватки топлива и разрушения путей. В упадок пришло с/х,посевные площоди сократились на 2 млн. десятин, а валовый сбор зерен – в 3 раза. Поголовье скота уменьшилось более чем на 10,8 млн. голов. В этих усл продолж-сь продразверстка. Нас стало выражать недовольство В 1920-21 прошли откр выступ-я нас в Семип-ой обл, Кустан-ом, Акмол-ом, Петроп-ом уездах. 8-16 марта 1921 созд-ся 10 съезд правящей РКП(б), на нем было принято реш-ие о переходе к новой эк-ой полит. Продразверстка была заменена продналогом, отменена трудовая повиность, разрешалась свобода торговли, аренда земель. Однако летом 21г наступила сильная засуха. Погиб почти весь урожай. Число головавших более 2,3 млн. ч. Нас в 22г сократилась более чем на 1 млн. ч. Декретом ВЦИК нас-я неурожайных р-ов рес-ки было освобождено от продналогов. Для голодающего нас-я были орган-ны продов-ые пункты. Кочевому нас-ю выд-ли ссуды сроком в 3-5 лет. Гос-во практиковало выдачу семян. Огром-ую помощь крест-ву гос-во оказ-ло в форме кредита на преобретения с/х машин и орудий труда. НЭП дала рез-ты к сер 20-х г. К 25г нар хоз было в основном востановлено. В действия было введено более 60 % предп-ий, вост-н транс-т, посевная площадь приблизилась к 3 млн.га.Восстановлен транспорт. Были восстановлены ярмарки, т. к. Уильская, Темирская, Куяндиская и другие. Поголовье скота удвоилось. Вост-ны ярмарки. В 21-22г была проведена земельно-водная реформа, суть к-ой – возврат каз земель. Всего крестьяне получили в пользование более 1 млн. 385 тыс. десятин земли. В 21г был созд союз бедняков “Кошчи”, члены к-ого активно участвовали в проведении земельной реформы.

56. Насильственная коллективизация в Каз-не и её последствия.

В дек. 1927 г. Состоялся XV съезд ВКП (б), известный как съезд коллективизации. Согласно его решениям к весне 1932 года с/х страны должно было превратиться из мелкого единоличного в крупное, коллективное — колхозное.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.047 с.)