Казахское ханство в XVII веке. Особенности социально-политического развития. Уложение тауке-хана жеты жаргы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Казахское ханство в XVII веке. Особенности социально-политического развития. Уложение тауке-хана жеты жаргы.



В ист. К.-на ханского периода известен законодат. Памятник «Жеты Жаргы» («Семь установлений»). Его создат. Принято считать хана Тауке, поэтому его также именуют «Законы Тауке-хана». По одной из версий Тауке собрал для совета трех влиятельных биев – из Старшего Жуза Толе бия, из Среднего Казбек бия, из Младшего Айтеке бия, обсудив наиболее часто встречающиеся ситуации правового характера они составили и утвердили законоположения. По времени их появление вероятнее всего относится к 70-м годам XVII века. Это было сложное время в ист. Каз. Ханства. Тауке приходилось вести войну на два фронта – с Аштарханидами за присырдарьинские города и на юго-востоке с ойратами. Изнурительная жестокая война с джунгарами была неизбежной. К тому же внутри ханства не прекращались распри.

В «Жеты Жаргы» были закреплены осн. Принципы и нормы права средневек. Каз. Общества. Обычное право было кодифицировано, дополнено законоположениями предшественников Тауке, ханов Касыма и Есима, «Законы Тауке-хана» юридически закрепляли нормы административного, уголовного, гражданского права, а также положения о налогах, религиозных воззрениях, то есть охватывали практически все стороны жизни.

Согласно «Жеты Жаргы» верховная власть в гос.-ве сосредоточивалась в руках хана, Управление осуществлялось посредством султанов и родоплеменных старшин, через народные собрания – курултаи.

Уголовно-правовые нормы предусматривали преступле­ния: убийство, увечье, изнасилование, побои, оскорбления, неисполнение сыновьего долга, воровство, прелюбодеяния и другие. Наказания предусматривали кровную месть: кровь за кровь, увечье за увечье. Устанавливался откуп от наказаний – кун. Смертная казнь применялась в форме повешения и побивания камнями за убийство мужа женой, убийство женщиной незаконно прижитого ребенка, прелюбодеяние жены, богохульство.

Размер куна зависел от социального положения преступника и потерпевшего. Так, за убийство простого мужчины убийца мог откупиться, отдав его родственникам 1000 баранов, за женщину – 500, за убийство султана или ходжи кун взимался как за семь простых человек. Стоимость раба равнялась стоимости ловчего беркута или охотничьей собаки. Был принцип коллективной ответственности, то есть наряду с личной ответственностью, ее нес не только персонально виновный, но и его родственники.

Каз. Общество сост. Из двух основных соц. Групп, различавшихся не столько по экономическим, сколько по политич. И правовым признакам. Это ак суйек – белая кость, к ней относились только чингисиды – потомки Чингис-хана и ходжи – потомки сподвижников пророка ухаммеда. Остальные группы относились к кара суйек – черной кости.

Чингисиды по праву рождения приобретали титул султана, также употреблялись термины оглан, торе, означавшие нецарствовавших потомков Чингис-хана по мужской линии Чингисиды могли претендовать на ханский престол в любом гос.-ве, где соблюдались традиции монгольской империи, они не относились ни к одному племени Упр.-е каз. Обществом осуществлялось ханом через султанов и правителей родов, которые «собирались осенью в одно место, в середине степи, для рассуждения о делах народных», как гласил один из пунктов «Жеты Жаргы».

На вершине соц. Иерархии находился хан При возведении на ханство соблюдался древний обряд вознесения на войлоке. Хан выполнял следующие функции: он распоряжался всеми землями, всей терр.-ей ханства; был верховным главнокомандующим, объявлял войну и заключал мир, определял внешнеполитич. Курс, был главным действующим лицом в дипломатических отношениях; хан выполнял функции верховного законодателя и судьи. Хана окружали советники, помощники, дружина и прислуга.

В каз. Обществе были баи – богатые и кедей – бедные. Богатство давало огромные выгоды, обществ. Престиж и влияние, но не давало особых политических прав. Даже нищий представитель белой кости обладал всеми правами и привилегиями этого сословия, на которые не мог претендовать бай, обладавший огромным состоянием, но не имевший знатного происхождения. Самой бесправной соц. Группой каз. Общества были рабы (кул). Осн. Источниками рабства были плен, работорговля, долговая несостоятельность. Раб приравнивался к вещи, скоту и находился в полной власти хозяина.

В каз. Ханстве имело место земельное пожалование, кот. Приобретало наследственное право – сойургал. Скотоводы платили налог – зякет, делали подношения мясом – согум, сыбага. Земледельцы платили бадж, харадж, Простые люди привлекались к общественным работам – мардикар, Принимали на постой войска – каналга, а также знатных людей – джамалга. Собирался натуральный сбор для снабжения войск – тагар. Мусульманское духовенство владело вакфными землями.

Институт биев в казахском обществе.

Толе би. Толе би Алибекулы – выдающийся общественный деятель, бий Старшего жуза, один из авторов свода законов Жетi Жаргы, оратор. Толе би родился в 1663 г. в урочище Жайсак близ Чу (в Жамбыльской области) После смерти хана Старшего жуза Жолбарыса он правил Ташкентом в течении 6 лет (1743-1749). В историю вошло выражение Толе би: «У благой мысли есть источник, у ее автора – духовный отец Майин». Имеется в виду, что он впитал в себя дух Майин би. С написанием и претворением в жизнь «Семи заповедей» Тауке хана, имя Толе би прочно вошло в сознание народа. За годы великого бедствия «Актабан шубырынды» повысился авторитет Толе би, в связи с его призывом к народу взяться за земледелие, перейти от кочевья к оседлости, сочетая разведение скота с устоями городской жизни, учиться хорошему у соседних народов, дабы позаботиться о грядущих поколениях. Умер Толе би в 1756 г. в Анбуржан-орде (сейчас Шымкентская область). \\

Казыбек би Казыбек Кеддибекулы (1667-1764) родился на берегах Сырдарьи, принадлежал к Среднему жузу, к роду каракесек племени аргын. Благодаря семейным традициям, Казыбек уже в детские годы проявлял красноречие и острый ум, став с годами прославленным бием. О роли казыбек би в судьбе казахского народа можно сказать следующее: он один из инициаторов образования и укрепления единого централизованного казахского государства, остаивавших его независимость, территориальную целостность. Казыбек би умер в декабре 1764 г. у подножья горы Семизбура у источника Теректи. \\ Айтеке би. Айтеке би (подлинное имя Айтых) Бейбекулы. Сведения о его биографии скудные, предполагают, что он родился где-то возле Бухары, даты рождения и смерти приблизительно 1666-1722 годы. Но известно его решающее участие в совещании по поводу объединения 3-х жузов. В двадцать лет Айтеке был уже известным бием, в тридцать лет стал старшим бием Младшего жуза. Он был в числе главных авторов «Жетi Жаргы». Он- помощник и советник Тауке хана, сам батыр участвовал вместе с Тауке-ханом в отражении нашествия на Сайрам. Ему принадлежит выражение, что бий должен быть на высоком представительном уровне уровне, дабы оставить в душах современников и потомков яркий след. Айтеке би вместе и наряду с Казыбек би и Толе би вошел в историю казахского народа как инициатор объединения 3-х жузов, один из авторов свода законов, принятых при Тауке-хане.

 

Хозяйство,материальная и духовная культура казахского народа в 15-18 веках.

Кул-ра КЗ 15-18в. Вобрала в себя все особ-ти кул-ры предшест-щих времен. Наибольшее распространение из жилищ получила юрта-повозка. Огромное значение – долины рек Сырдарьи, Талас и Чу, бассейны Тургая, Ишима и Иртыша (главн зимн стоянки и располагались стационарные жилища и оросительные каналы). В 15-18в. Города постепенно приходили в упадок, трансазиатская торг-ля потеряла значение, нач-сь кул-ная изоляция Ср Азии от остальн мира. Ф-ма религии – ислам, но в то же время обряды шаманизма (культ Тенгри). В каждом доме – статуэтки из камня, дерева, войлока – различные языческие боги, тотемы и предки. В мировоззрении солидное место занимали анимистические представления и культ сил природы, все объяснялось наличием борьбы дуальных начал – кие (добро) и кесир (зло). Большое значение – культ огня (покровитель жилища и домашнего очага, чистоты помыслов и действий).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.181.21 (0.005 с.)