Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Идейные воззрения нац.интеллегенции. Бокейханов,Байтурсынов.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Развитие культуры К-на в 20-30 годах. (Развитие народного образования, музыкальное и театральное искусство). В области культуры советской властью была определена стратегическая задача: отход от традиционного образа жизни; атеизм; воспитание новой элиты, необходимой для нового государственного и партийного аппарата. Одно из центральных мест в этом процессе отводилось образованию. 26 декабря 1919 года был подписан декрет Совнаркома о ликвидации безграмотности. Была создана чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности — Грамчека. В 1920/21 учебном году в Казахстане работало 2412 пунктов по ликвидации неграмотности, в которых обучалось 72 232 человека. Был объявлен массовый культ поход в аул. Были созданы передвижные пункты ликбеза, для работы с женщинами действовали красные юрты. Формировалась система образования, включающая начальное, неполное среднее, среднее. Были школы для переростков, школы-интернаты. Создавались рабфаки. В аулах функционировали карликовые школы, где ученикам давали самые элементарные навыки чтения, письма и счета. 27 августа 1930 года ЦИК и СНК КазАССР приняли постановление о введении всеобщего обязательного начального образования. Это имело важное значение. Созданы были учебники на казахском языке, их авторами были деятели интеллигенции — А. Байтурсынов. Ж. Аймаутов, С. Сейфуллин. Составителем первого школьного учебника алгебры на казахском языке был К. Сатпаев, географии — А. Букейханов. Но надо остановиться и на том факте, что в 1928 году был осуществлен переход казахского алфавита с арабской графики на латинскую — это был серьезный отход от национальных традиций и культуры. Важное значение имел вопрос подготовки кадров интеллигенции, особенно педагогов. Например, в 1924 году только 5,8% учителей имели высшее образование. Для подготовки учителей создавались постоянные и краткосрочные курсы. Открывались педагогические техникумы. Специалисты с высшим образованием готовились в основном в Москве, Ленинграде, Ташкенте. Первым казахстанским вузом стал Казахский государственный педагогический институт, открывшийся в 1928 году, в 1935 году ему было присвоено имя Абая (ныне Алматинский государственный университет). Затем были открыты Алматинский зооветеринарный институт (1929год), Казахский сельскохозяйственный институт (1930 год),Алма-Атинский медицинский институт (1931 год), Казахский государственный университет {1934 год). В 1935 году была издана «История Казахстана с древнейших времен», написанная профессором С. Асфендияровым. Предпринимались меры по созданию н аучных учреждений.. Так еще при Кирревкоме (Казревкоме) была образован;а Ученая комиссия, преобразованная затем в научный отдел. Позже научный отдел стал функционировать при наркомпросе. Были созданы краевой архив, музей. Появились научные учреждения: станция защиты растений, ветеринарно-бактериологический институт, институт удобрений и агропочвоведениия В 1932 году в Алма-Ате была создана стационарная база Академии наук СССР. В 1926 году открылся первый национальный казахский театр, его возглавил Ж. Шанин. Первой пьесой, поставленной на его сцене, была «Енлик-Кебек». В 1934 году был открыт музыкальный театр, ныне театр оперы и балета имени Абая. Огромным успехом пользовался здесь спектакль «Айман-Шолпан». Первой казахской оперой была «Кыз-Жибек» Е. Брусиловского. В 1934 году был создан оркестр имени Курмангазы, руководитель А. Жубанов. В 1936 году открылась филармония имени Джамбула. В мае 1938 года в Москве состоялась первая декада казахского искусства. Почетного звания народной артистки СССР была удостоена К. Байсеитова. В то время творил замечательный казахский художник А. Кастеев. В 1934 году в Казахстане была открыта первая студия художественных фильмов, а в 1938 году «Ленфильмом» был снят первый казахский звуковой фильм «Амангсльды». Многое сделал дл я развития музыкального искусства этнограф и композитор А. В. Затаевич, автор сборников «1000 песен казахского народа» (1925 год), «500 песен и кюев казахского народа» (1931 год). 20-30-с годы — это сложное время в истории культуры Казахстана, она сочетала в себе негативные и позитивные моменты. В качестве позитивного, кроме серьезных сдвигов в области образования, науки, следует также назвать успехи в области литературы, искусства. В 1939 году грамотность населения всей республики достигла 65%, а среди казахского населения — 40%. К 1940 году ликвидация неграмотности среди трудоспособного населения в основном была завершена. Но. с другой стороны, это были годы, когда выхолащивалась национальная культура, она отрывалась от своих исторических корней, достижений мировой цивилизации. Это было время, когда волны репрессий тоталитарного режима одна за другой уничтожали казахскую интеллигенцию. Политический портрет Сакена Сейфуллина. Казахский поэт, писатель, политический деятель Сакен Сейфуллин родился 12 июня 1894 года в кочевом ауле Нильдинской волости Акмолинского уезда. Еще в детстве обучился русскому языку. Овладев русской грамотой, старательный юноша в 1906 году поступает в Нильдинскую русско-казахскую школу и через два года ее заканчивает с похвальной грамотой. Затем он учится в Акмолинской приходской школе, Омской учительской семинарии. Здесь учителя и товарищи обращают внимание на поэтический дар Сакена. Уже в 1914 году в Казани выходит в свет его первый сборник стихов "Минувшие годы". В Омске семинарист сблизился с писателем Феоктистом Березовским. Эта дружба сыграла немаловажную роль в формировании передовых демократических взглядов молодого поэта-казаха. После окончания в 1916 году Омской учительской семинарии Сакен устраивается учителем в ауле Селеты-Бугылы Акмолинского уезда. Новый период его жизни и творческой деятельности начинается в 1917 году. После февральской революции он переезжает в Акмолинск, где в декабре 1917 года устанавливается Советская власть. С.Сейфуллин избирается членом ревкома, а затем - членом президиума исполкома и комиссаром народного просвещения уезда. Строительство новой жизни в казахской степи становится делом его жизни. Весной 1920 года Сакен Сейфуллин работает заместителем председателя Акмолинского уездного исполкома. Летом того же года во время подготовки к Учредительному съезду, который должен был провозгласить создание Казахской автономной республики, он становится членом ревкома Казахстана. Его приглашают на Учредительный съезд и выбирают в президиум ЦИКа Казахстана. В июне 1922 года С.Сейфуллин назначается редактором газеты "Енбекши казах" и заместителем комиссара просвещения республики. В октябре того же года, на III съезде Советов Казахстана, его избирают председателем Совета народных комиссаров республики, а в январе 1923 года, на X съезде Советов, он становится членом ВЦП Ка. Руководство республики и народ высоко ценили государственную деятельность С.Сейфуллина на высоком посту. Но в 1925 году он ушел с правительственной должности. Начиная с середины двадцатых годов, Сейфуллин ведет большую педагогическую работу, в разные годы читает лекции по казахской литературе в высших учебных заведениях - в Кзыл-Ординском институте народного образования, Ташкентском педагогическом институте, Алма-Атинском педагогическом институте им. Абая, был ректором Кзыл-Ординского института народного образования. Он руководил созданием писательской организации республики, возглавлял редакцию журнала "Адебиет майданы". Большую работу провел в качестве члена комиссии по организации первой декады казахской литературы и искусства в Москве в 1936 году. Активно участвовал в культурной жизни республики... За большую государственную и общественную деятельность ЦИК Казахстана наградил С.Сейфуллина Почетной грамотой, а ВЦИК СССР за заслуги в развитии казахской литературы - орденом Трудового Красного Знамени. Трагическое развитие событий в 1937 году не обошло и С.Сейфуллина. Он был по ложному обвинению арестован, назван врагом народа, осужден и расстрелян.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.18 (0.008 с.) |