ТОП 10:

Председательство Казахстана в ОБСЕ: итоги и значение



Казахстан приходит к руководству ОБСЕ в весьма непростое время. Системные вызовы, который повлек за собой глобальный финансово-экономический кризис, эрозия режима нераспространения оружия массового уничтожения, терроризм, гуманитарные и экологические катастрофы, голод, бедность, эпидемии, сокращение энергетических ресурсов, конфликты на межэтнической и межрелигиозной почве – это далеко не полный перечень вызовов современной цивилизации, борьба с которыми требует приложения максимума усилий со стороны таких многосторонних институтов, как ОБСЕ.
В этой связи важнейшей задачей казахстанского председательства является всемерное укрепление Организации, содействие повышению ее эффективности и способности адекватно реагировать на современные вызовы и угрозы.
Одним из ключевых вопросов развития ОБСЕ, с точки зрения Казахстана, является расширение консенсуса по основополагающим вопросам повестки дня Организации, преодоление разделительных линий на ее пространстве, укрепление взаимного уважения и обеспечение равного участия всех стран в деятельности ОБСЕ.
Руководствуясь этой целью, Казахстан будет исходить из интересов всех без исключения государств-участников на основе принципов беспристрастности, сбалансированности в подходах и нейтральности, характерных для роли "честного брокера". Мы намерены проводить сбалансированную работу, уделяя равное внимание всем трем измерениям.
В качестве девиза, символизирующего содержательную идентификацию казахстанского председательства, избраны 4 "Т": "Trust, Traditions, Transparency, Tolerance" ("Доверие", "Традиции", "Транспарентность", "Толерантность").
Первое - означает доверие друг другу.
Второе - приверженность основополагающим принципам и ценностям ОБСЕ.
Третье - максимальную открытость и транспарентность в международных отношениях, свободных от двойных стандартов и разделительных линий, нацеленность на конструктивное сотрудничество в преодолении вызовов и угроз безопасности.
Четвертое - отражение глобальных трендов по укреплению межкультурного и межцивилизационного диалога, что приобретает в современном мире все большую значимость.
При определении приоритетов председательства Казахстан стремился учесть интересы всех стран-участниц ОБСЕ, результаты работы предыдущих председательств и итоги Афинского СМИД.
На посту Председателя ОБСЕ Казахстан будет твердо привержен основополагающим принципам и ценностям Организации и приложит все усилия для укрепления эффективности и авторитета ОБСЕВ январе 2010 г. Казахстан первым из постсоветских государств приступил к выполнению функций председателя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Не вызывает сомнений, что придание деятельности данного международного института дополнительной эффективности приобретает исключительное значение. Это тем более справедливо и актуально, если учесть осложнение ситуации в сфере обеспечения безопасности практически на всех уровнях, сопряженное с увеличением количества локальных вооруженных конфликтов различной природы, стремительным распространением оружия массового уничтожения, терроризма, экстремизма, незаконной миграции и других негативных явлений.

Однако при всей важности данной организации в глобальной архитектуре безопасности, наличии надлежащего инструментария и уникальности соответствующего формата международного диалога возможности ОБСЕ до недавнего времени использовались явно недостаточно, на что неоднократно указывали и политические лидеры стран-участниц, и эксперты.

Так, на 17-й ежегодной сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ (июнь 2008 г., Астана) президент Казахстана Н. А. Назарбаев охарактеризовал международную обстановку как кризисную и требующую незамедлительных конкретных действий по решению насущных проблем безопасности, налаживанию и перманентному стимулированию межкультурного и межконфессионального диалога, нивелированию новых разделительных линий в Европе [6], что соответствует внешнеполитическим интересам самой республики и потребностям мирового сообщества в целом.

В условиях, когда международные отношения отличаются крайней сложностью, неоднозначностью и утратой стабильности и предсказуемости, а в мировой повестке дня появился вопрос сочетания взаимопроникающих и дополняющих друг друга финансово-экономического, энергетического, продовольственного, экологического кризисов, необходимы именно отвечающие не только современным реалиям, но и дальнейшим тенденциям в политике и экономике решения, которые регулярно предлагает для обсуждения и реализации Республика Казахстан. В частности, еще несколько лет назад были выдвинуты весьма интересные инициативы о целесообразности синхронного формирования многополярной финансовой системы, закрепления в Договоре о нераспространении ядерного оружия четких обязательств членов ядерного клуба по сокращению ядерных арсеналов и разоружению, а также трансформации активности ОБСЕ в соответствии с интересами всех ее участников [6]. При этом внешнеполитический курс упомянутого молодого независимого государства традиционно ориентирован на укрепление доверия и взаимопонимания, развитие отношений добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества с другими странами, формирование стабильной международной среды и модернизацию в политической, экономической, технико-технологической и прочих сферах.

На качественную трансформацию содержательного наполнения и теоретико-методологического обоснования активности ОБСЕ, совершенствование структуры для оптимального и скоординированного ответа на угрозы, вызовы, риски безопасности в XXI в. изначально и было ориентировано председательство в этом институте Республики Казахстан, поддержанной при согласовании кандидатуры на указанный пост в качестве коллективного кандидата от СНГ.

В первую очередь, требовалось преодолеть блоковость мышления в рамках самой ОБСЕ и рецидивы «двойных стандартов» в отношении бывших советских республик, вернуться к принципам баланса «трех корзин» (военно-политической, экономико-экологической, гуманитарной) и развивать «процесс Корфу», расширяя консенсусное поле по основополагающим аспектам функционирования организации. Не случайно девизом казахстанского председательства стали четыре «Т» — «траст» (доверие друг к другу), «традишн» (традиции, приверженность фундаментальным принципам и ценностям организации), «транспаренси» (транспарентность, открытость в международных отношениях, нацеленных на взаимовыгодное сотрудничество и ликвидацию любых «разделительных линий»), «толерантность» (развитие межкультурного и межцивилизационного диалога).

Целью данной статьи является подведение предварительных итогов председательства Казахстана в ОБСЕ, выявление основных особенностей, проблем и достижений рассматриваемого периода, кратко- и долгосрочных последствий предпринятых шагов. Этому способствовало обстоятельное изучение работ как белорусских, так и зарубежных ученых. В частности, определенный интерес для специалистов в области геополитики, теории и истории международных отношений представляют монография авторитетного белорусского ученого А. А. Розанова «Европейская безопасность и НАТО» [26], монография А. В. Фролова «Взгляды и концепции региональной безопасности в СССР и России» [35], коллективная монография российских исследователей «Региональная безопасность: геополитические и геоэкономические аспекты: теория и практика» [25], изданный в МГИМО под редакцией А. Д. Воскресенского сборник «Восток—Запад: региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений» [4] и ряд других работ.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.176.189 (0.004 с.)