Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Завершение колониального захвата Казахстана россией и его последствия

Поиск

Стараясь всеми силами удержать Семиречье, кокандский хан принял меры для усиления своих войск в Аулие-Ате, Мерке, Пишпеке и Токмаке.

Возведенное в 1859 г. в пограничном районе Старшего жуза и Северного Киргизстана укрепление Кастек ста-д ло одним из опорных пунктов России в этом регионе. Отсюда началось продвижение русских войск через Чуйскую долину в сторону Аулие-Аты, Шымкента и Ташкента. В 1860 г. отряд под командованием полковника Циммермана вошел в Чуйскую долину. 26 августа был взят Токмак, а в сентябре, после 5-дневной осады, — Пишпек, один из главных центров власти Коканда. Несмотря на поражение, хан направил в сторону Верного 2 отряда общей численностью в 22 000 человек. Казахские правители разделились надвое. Одни, склонившиеся на сторону султана Садыка, сына Кенесары, боролись против русских войск, другие поддерживали царскую администрацию и были готовы противостоять кокандскому хану.

В октябре 1860 г. русские войска во главе с Г.А.Колпаковским сразились с кокандскими отрядами. В 3-дневном сражении 19—21 октября 1860 г. вблизи Узынагаша кокандские войска были разбиты. Узынагашская битва выявила военную слабость Коканда.

Вслед за этими событиями казахи из пределов Аулие-Аты, Шымкента и Ташкента стали спешно откочевывать в районы, уже вошедшие в состав Российской империи. В 1863 г. российское подданство приняли 4000 семей рода конырат и 5000 семей из рода бестан-балы. В октябре 1862 г. русскими войсками вторично был взят Пишпек. Это окончательно подорвало власть Коканда над казахскими и киргизскими территориями.

Новое мощное наступление русских войск началось весной 1864 г. В мае из Верного вышли войска под командованием полковника Черняева, которые за короткое время штурмом взяли Аулие-Ату, Ак Мечеть, Тур-кестан, Мерке. Для сопротивления русским войскам кокандский правитель Алимкул пытался заключить союз с Хивой и Бухарой, но безуспешно.

Русские отряды Черняева 22 сентября 1864 г. ворвались в Шымкент. Весной 1865 г. бухарский эмир развернул военные действия против Коканда. В июле 1865 г. после штурма и 3-дневных уличных боев русские отряды овладели Ташкентом — крупным политическим и экономическим центром всего Туркестана.

Весной 1866 г. русские войска достигли территории Бухарского эмирата. Осенью того же года значительные владения бухарского эмира были захвачены, и они вошли в состав созданного Туркестанского генерал-губернаторства.

По февральскому соглашению 1868 г. казахские территории, ранее подчинявшиеся Коканду, отошли к Российской империи и были подчинены туркестанскому генерал-губернатору.

Таким образом, поражение Коканда и Бухары (1868 г.), Хивы (1873 г.) означали полный выход казахов из-под власти этих государств и принятие ими российского подданства. Решающие события произошли в 1864-1865 гг.; присоединение Казахстана к России было завершено.

Процесс присоединения Казахстана к России начался в 30-х годах XVIII в. и занял по протяженности полтора столетия. Территория Казахстана была объектом пристального внимания политиков Московского государства еще с конца XV столетия. Казахско-русские отношения на политико-дипломатическом уровне возникают начиная с XVI в. во времена Ивана IV. Казахское ханство становится заметной политической силой, играя во взаимоотношениях Московского государства со среднеазиатскими ханствами важную транзитную роль. В конце XVI — начале XVII в. в связи с продвижением границ Московского государства к Казахстану казахско-русские отношения укрепляются, приобретают новое содержание. Расположенные вблизи Казахстана Тобольск, Тара, Томск, другие города и поселения становятся пунктами устойчивых казахско-русских торговых связей.

РАЗВИТИЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ

В начале XIX в. в мектепах (школах) Казахстана преподавали шакирдам "Шаригат ул-иман" ("Правила мусульманской религии"), "Аптиек" ("Одна седьмая часть Корана"), давали другие религиозные знания.

Состоятельные родители направляли детей в медресе Бухары, Самарканда, Хивы и Ташкента для продолжения образования. Там шло обучение на арабском языке, изучалась средневековая арабская философия. Кроме того, обучали истории, географии, математике, другим наукам и языкам, в том числе русскому.

В связи с развитием новой системы образования в Казахстане открывались школы с русским языком обучения в Омске, Оренбурге, Семипалатинске, Уральске и других городах. Превращение крепостей и городов в центры торговых связей со Средней Азией и Восточным Туркестаном потребовало создания специальных учебных заведений по подготовке толмачей (переводчиков)

Особенно следует отметить открытую в 1789 г. Азиатскую школу. В ней готовили переводчиков и писарей из числа имущих слоев коренного населения. Выпускники школы, изучив монгольский, маньчжурский, китайский, персидский и другие языки народов Азии, составили первые группы квалифицированных специалистов.

Открытые в Омске (1813 г.) и в Оренбурге (1825 г.) военные училища стали готовить чиновников для российской правящей администрации. В 1837 г. они были преобразованы в Сибирский кадетский корпус, а в 1844 г. — в Оренбургский Неплюевский кадетский корпус. Хан Внутренней орды Жангир организовал школу с обучением на русском и татарском языках в 1841 г.

Начало изучения Казахстана российскими учеными.

В.И.Даль написал ряд произведений, среди них — повесть "Бокей и Мауляна", в которой описана жизнь казахов Оренбургского края.

В 1833 г. для сбора материалов о пугачевском восстании А.С.Пушкин побывал в одном из центров тогдашнего Казахстана — Оренбурге. Он знакомился с жизнью азиатских племен, казахов. В "Истории Пугачевского бунта" имеются его наблюдения и суждения, приведены сведения об участии в Крестьянской войне казахов, об общности целей восставших с интересами казахов.

В "Истории Пугачева" описываются племенные орды казахов, кочующих в междуречье Волги и Яика. В Уральске А.С.Пушкин записал поэму "Козы Корпеш — БаянСулу". Пребывание великого поэта в Оренбургском и Уральском краях было важным периодом его творчества, он написал - "Капитанская дочка", "Пугачевский бунт".

Экспедиция 1848—1849 гг. Г.С.Карелина на берег Каспийского моря и капитан-лейтенанта А.Бутакова к Аральскому морю. Они изучали берега Сырдарьи, уточняли глубину Аральского моря и впадающей в него Сырдарьи, составляли карты.

А.Левшин "Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей".

КАЗАХСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И КУЛЬТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.

Литература.

В первой половине XIX в. по силе таланта на первом месте среди казахских поэтов стоит имя Махамбета Утемисулы (1803—1846гг.), поэта-воина, яркого выразителя народных чаяний.

Махамбет Утемисулы родился в 1803 г. в нынешнем Урдинском районе Уральской области. Отец будущего поэта был состоятельным, близким к ханскому окружению, влиятельным человеком во Внутренней орде. Пытаясь приблизить к себе начинающего поэта, хан Жангир отправляет 20-летнего Махамбета со своим сыном Зулкарнайном в Оренбург на учебу. Молодой поэт жил здесь в 1824—1829 гг. и был воспитателем ханского наследника. Однако вскоре в отношениях между Махамбетом и Жангиром наступает

охлаждение. В 1829 г. за причастность к выступлениям шаруа Махамбета заключают в Калмыковскую крепость, где он некоторое время находится под следствием.

После поражения восстания и гибели Исатая на поле боя Махамбет призывает народ к продолжению борьбы. Исполнители воли царского правительства — приверженцы султана Баймагамбета — старались избавиться от него. 20 октября 1846 г. по их воле Махамбет был предательски убит. Поэтические произведения Махамбета тесно связаны с жизнью народа, борьбой против несправедливости и прежде всего с восстанием 1836— 1838 гг. Стихи Махамбета являются своеобразной летописью восстания, помогают увидеть причины и цели народного движения.

Поэты 40—60-х годов 19 века: Шернияз, Шоже, Суюнбай.

Шернияз Жарылгасулы - родился на территории нынешнего Уилского района Актюбинской области. Он участвовал в восстании 1836—1838 гг. во Внутренней орде. В народе широко известно его обличительное обращение к султану Баймагамбету.

Шоже Каржаубайулы - родился на территории бывшего Кызылтуского района Кокшетауской области. Слепой от рождения, Шоже с юных лет сочинял стихи, играл на кобызе и пел песни, много путешествовал. В поэтических состязаниях — айтысах — Шоже не знал поражений. Он был также крупным поэтом-эпиком: им был записан лучший в художественном отношении вариант народного эпоса "Козы Корпеш — Баян Сулу".

Суюнбай Аронулы - родился и вырос на территории нынешнего Жамбылского района Алматинской области. С 15 лет он участвовал в многочисленных айтысах, и вскоре стал самым популярным поэтом во всем Семиречье. Он воспевал народных защитников, поднимал социальные проблемы, осуждал неправедные поступки правителей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 661; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.255.198 (0.012 с.)