Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Русская демократическая культура и великий казахский ученый шокан уалихановСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Потребности освоения богатств Казахстана и углубление казахско-русских отношений повлияли на ход изучения края. Среди крупных исследователей края следует выделить имя известного всему миру ученого П.П.Семенова-Т ян-Шанского. Он совершил путешествия на Алтай, в Семиречье и Среднюю Азию. Под его руководством подготовлена географическая серия "Россия. Полное географическое описание". Два объемистых тома этой серии — "Киргизский край" и "Туркестанский край" — дают описание природной среды и занятий населения. Выдающийся востоковед, академик В.В.Радлов (1837— 1918 гг.) на протяжении многих лет изучал язык, обычаи, историю, фольклор и хозяйство казахов. Владея казахским языком, ученый кропотливо собирал произведения казахской народной литературы. Он опубликовал "Образцы народной литературы тюркских племен". Крупный ученый В. В. Велъяминов-Зернов в книгах "Исследование о Касимовских царях и царевичах...", "Исторические сведения о киргиз-кайсаках..." описал историю Казахского ханства в XV—XVI вв. и осветил проблемы Младшего жуза в середине XVIII в. Историю казахско-русских отношений в XVIII в. активно исследовал А.Добросмыслов, его основной труд по истории Казахстана — "Тургайская область. Исторический очерк". Большим вкладом в этнографическую науку стали труды Н.Н.Аристова "Заметки об этническом составе тюркских племен", "Опыт выяснения этнического состава киргиз-казахов Большой орды и каракиргизов". В книге М.Красовского "Область Сибирских киргизов", наряду с материалами по статистике, географии края, уделено внимание вопросам происхождения казахского народа. Л.Мейер в книге "Киргизская степь Оренбургского ведомства" представил важные для науки статистические и историко-этнографические сведения. Великий украинский поэт Т.Г.Шевченко, в 1847— 1857 гг. отбывая ссылку на полуострове Мангышлак, в своем творчестве отразил тему казахской жизни. Его рисунки "Казахская семья", "Казах на лошади", "Байгуши". В стихотворении "Мои думы" поэт сравнивает жизнь казаха и украинца. Большую роль в изучении истории Казахстана сыграли подотделы, отделы и отделения Русского географического общества в Оренбурге, Семипалатинске, Омске и других городах. Областные статистические комитеты, созданные во второй половине XIX в., собрали обширный материал по статистике, истории, этнографии, материальной культуре казахского края. Шокан Уалиханов (1835— 1865 гг.). Имя, данное ему при рождении, было Мухам мед-Канапия, а Шокан (Чокан) — так ласково назвала его мать. Родился Шокан в 1835 г. в крепости Кусмурун (Кушмурун). Детские годы его прошли в Кусмуруне, а затем в ауле его предков — Сырымбете. Уже в начальной частной аульной школе в Кусмуруне Шокан овладел основами арабского, персидского, средневекового тюркского (чагатайского) языков. Осенью 1847 г. 12-летний Шокан был определен в Сибирский кадетский корпус в Омске. В 1853 г. 18-летний Шокан заканчивает кадетский корпус в офицерском звании корнета. Приняв участие в 1855 г. в поездке генерала Гасфорта, он совершил большое путешествие по Центральному Казахстану, Тарбагатаю и Семиречью, проехав через Семипалатинск, Аягуз, Капал в Заилийский Алатау. Участвуя в Иссыккульской экспедиции 1856 г., Шокан осуществляет съемку бассейна озера Иссык-Куль, исследует историю и культуру киргизского народа, пишет "Дневник поездки на Иссык-Куль" и "Записки о киргизах". Осенью 1856 г. Шокан посещает Кульджу, ведет переговоры с китайскими властями об улучшении торговых связей между двумя странами. Путешествие в 1857 г. в земли киргизов принесло Шокану много открытий. Будучи разносторонним исследователем, Шокан уделяет внимание и такому сочинению киргизской народной литературы, как эпос "Манас". Им записан большой отрывок. В 1858—1859 гг. Шокан совершил свою знаменитую поездку в Кашгар, представлявший собой в то время "белое пятно" в европейской науке, ознакомился с политическим и экономическим устройством Восточного Туркестана, собрал материалы по истории и этнографии этого региона. Его капитальный труд "О состоянии Алтышара..." содержит анализ истории, географии, социальной жизни народов Восточного Туркестана и был высоко оценен в научном мире. В годы пребывания в Петербурге (1859—1861 гг.) Шокан Уалиханов не только работает в нескольких военно-политических и научных учреждениях, но и находится в тесной связи с учеными-востоковедами и русскими писателями. Среди друзей Шокана был выдающийся писатель Ф.М.Достоевский. Дружба с писателем, зародившаяся в Омске, продолжалась в Семипалатинске и Петербурге. Весной 1861 г. Ш. Уалиханов тяжело заболел и вернулся на родину. Из-за разногласий с родственниками Шокан вернулся обратно в Омск, где активно включился в подготовку судебной реформы казахов. В 1864 г. Ш. Уалиханов участвовал в военной экспедиции генерала М.Г.Черняева в Аулие-Атинскую крепость. Разочаровавшись в справедливости действий генерала, в июне 1864 г. вместе с другими противниками позиции М.Г.Черняева Шокан вернулся в Верный. В 1865 г. в газете "Русский инвалид" публикуется последний труд Шокана Уалиханова, посвященный восстанию дунган в Цинской империи. В апреле 1865 г. Шокан Уалиханов скончался и был похоронен в местности Кошен тоганы у подножья Алтын Емеля (Алматинской области), где располагался аул султана Тезека — ага султана рода албан. Его работы: "Аблай", "Казахское родословие", "О мусульманстве в Степи", "Следы шаманства у казахов", "О кочевках казахов". НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЛИТЕРАТУРА Созданный в 1868 г. Туркестанский статистический сомитет, Семипалатинский областной статкомитет, распространяли среди казахов и других наро-юв края научные знания, знакомили с основами грамотности. В исследование Казахстана, организацию публикаций тучных исследований большой вклад внесло Русское географическое общество, его Туркестанский и Западно-Сибирский отделы, а также открытый позднее Семипалатинский подотдел. Известен факт участия великого Абая в работе Семипалатинского областного статистического комитета. Из первых библиотек, возникших в Казахской Степи, наибольшую известность приобрела открытая в 1883 г. общественная библиотека в Семипалатинске. "Меры по борьбе с мусульманством в восточной части России" Оренбургского губернатора Крыжановского (1867 г.) являют собой пример административного давления по ограничению числа исламских школ. Первая казахская учительская школа открылась в 1883 г. в городе Орске Оренбургской губернии. Под предлогом борьбы с пантюркизмом и панисламизмом областные генерал-губернаторы зачастую преследовали преподавателей исламских учебных заведений, оказывали на них административное давление. В специальном "Положении" о развитии грамотности среди "инородцев", принятом 26 марта 1870 г., преподавание русского языка в мектебах при мечетях было признано обязательным. Одной из причин, тормозящих дело народного просвещения, была нехватка почти во всех звеньях учебных заведений профессиональных учителей. ПОЛОЖЕНИЕ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ Правительство зорко следило за преподавательским составом мектебов и медресе, предвзято усматривая в них рассадников "пантюркизма и панисламизма". Официальная политика нетерпимости к педагогической деятельности мулл часто заканчивалась грубым вмешательством в дела мусульманских школ, сводилась к их придирчивому инспектированию. Главное, что привлекало внимание царских чиновников при инспектировании религиозных школ, — это состояние преподавания русского языка и наличие у мулл юридических свидетельств на право ведения учебных занятий. Мектебы и медресе, не наладившие преподавание русского языка, как правило, распоряжениями военных губернаторов закрывались.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.238.6 (0.011 с.) |