Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Переселение каракитаев в Жетысу.

Поиск

Переселение каракитаев в Жетысу произошло по двум причинам. Первая - завоевание тюркоязычными племенами, передвигавшимися из Центральной Азии на запад, на исконные земли каракитаев. Лишь после этого через Алтай каракитаи стали вторгаться в Жетысу. Вторая - к тому времени начался упадок государства Караханидов, господствовавшего в этих краях. Поэтому хакан государства Караханидов свои восточные границы передал для защиты каракитаям.

По китайским источникам, каракитаи - это потомки киданских племен, живших в Центральной Азии (Северная Монголия), Северном Китае, Маньчжурии и Уссурийском крае. Перемещавшаяся на запад с IV века их часть в мусульманских источниках называлась каракитаями.

В 924 году племена киданей создали государство Ляо, занимавшее территорию от Тихого океана до Алтая, в 1125 году оно пало и в этот год предводитель киданей ЕлюйДаши с 40-тысячным войском вторгся в Жетысу. Утвердившись среди местных племен, каракитаи постепенно подчиняли своей власти все новые территории Жетысу. Воспользовавшись упадком государства Караханидов, в 1125 году Елюй Даши со своим войском захватил центральные районы Жетысу и город Баласагун. Недалеко от него он основал свою ставку - Гуз орду. Затем каракитаи стали распространять свою власть и на Южный Казахстан.

С 40-х годов XII века каракитаи начали захватывать земли государства Караханидов в Центральной Азии.

Общественно-политический строй.

У каракитаев наследование власти имело свои особенности. Правом наследования обладали не только мужчины, но и женщины. Так, например, после смерти гурхана при отсутствии мужчины-наследника власть переходила в руки его жены или сестры. Но обязательным условием было то, что женщина должна была являться потомком из ханского рода. Свидетельством этому является такой факт: после смерти гурхана Елюя Даши в 1143 году трон заняла его жена Табуян. И лишь через семь лет власть перешла в руки совершеннолетнего сына гурхана Иле.

Для усиления своей власти Елюй Даши командование войсками передал в местное управление. Для этого под командование каждого военачальника он передал по 100 воинов. Если местные племена жили в пограничных районах, то им вменялось в обязанность защищать эти границы. А своих приближенных он освобождал от воинской повинности по защите границ.

Каракитаи с приходом к власти не разрушали города и оседлые поселения. По этой причине местное население не оказывало им особого сопротивления. По свидетельству письменных источников, с каждого дома собирали по одному динару. Владельцы удельных земель получали специальные охранные грамоты в знак того, что они находятся под защитой гурхана.

В Отраре и Таразе сбором налогов занимались люди, специально присланные гурханом. А сбор налогов в других регионах и доставка их в столицу каракитаев поручались местным феодалам. Местные жители Жетысу, занимавшиеся земледелием, отдавали в пользу правителя десятую часть урожая. Правители крупных городов ежегодно платили гурхану земельный налог - харадж. Каракитаи значительно ужесточили налоговую политику со второй половины XII века. Отныне они перешли к открытому грабежу народа. Каракитаи стали нападать на мирные поселения, отнимая скот и имущество. Против такого насилия и произвола часто вспыхивали народные восстания.

Внешнее положение.

Каракитайское государство, образованное в Жетысу, постоянно пыталось захватить среднеазиатские владения Караханидов. В 1137 году каракитаи под Ходжентом разгромили войска Караханидов. После этого поражения Караханиды в союзе с сельджуками стали готовиться к новому отпору каракитаям. Сражение произошло в 1141 году в Катаунской степи близ города Самарканд. Каракитаи одержали победу и на этот раз. Затем они вторглись в город Бухару, захватили всю центральную часть Мавераннахра. Тем самым каракитаи расширили свои владения в Средней Азии. Караханиды стали их вассалами и вынуждены были платить дань.

Каракитаи совершили поход на Хорезм и захватили его. Шах Хорезма был вынужден платить ежегодно по 3000 золотых динаров. Таким образом, их западная граница полностью дошла до нижнего течения Амударьи. А восточная граница включала в себя уйгурскую провинцию Гансу. На юге в зависимость от каракитаев попали земли Балха и Хотана. На северо-востоке каракитаи граничили с найманами.

В 1171-1172 годах каракитаи повторно совершили поход на земли Хорезма, так как шах отказался платить дань золотом. Смерть шаха Хорезма аль-Арслана вызвала распри между его сыновьями за власть. Сын шаха по имени Текеш обратился за помощью к каракитаям и при их поддержке захватил власть в Хорезме в свои руки, тем самым поставив себя в прямую зависимость от каракитаев.

Каракитаи в союзе с шахом Хорезма в 1198-1204 годах вели борьбу с гуридскими племенами Афганистана. Однако после смерти Текеша шах Хорезма Мухаммед в сговоре с султаном Самарканда отказался от прежних своих обязательств и поднялся на борьбу против каракитаев. Каракитаи, лишившись своего союзника, потерпели поражение от гуридских племен. В 1208 году каракитаи были разгромлены на востоке найманами. В 1210 году шах Хорезма также напал на каракитаев. В результате двух сражений в 1212 году каракитайская власть пала. Последний гурхан каракитаев попал в плен найманскому хану Кучлуку, а их земли стали владениями найманов.

КЫПЧАКСКОЕ ХАНСТВО (первая половина XI - начало XIII вв.)

Расселение кыпчаков и их этнический состав.

Территория Кимакского каганата в XI веке полностью вошла в состав созданного Кипчакского ханства. Это были обширные земли от Алтая и Иртыша на востоке до Волги и Южного Урала на западе, от Куландинских степей на севере до озера Балхаш и Джунгарского Алатау на юге.

Усилившись, Кыпчакское ханство расширило свои южные границы, присоединив к себе земли в среднем и южном течении Сырдарьи, степи Приаралья и Прикаспия. А представители кыпчакской знати стали правителями присырдарьинских городов.

Кыпчаки кочевали в приречных районах Ишима, Нуры, Илека и Сарысу. С зимовок на Мангистау и Устюрте они летом перекочевывали в долины рек Эмба, Сагыз, Уил, Хобда и Урал (Яик).

Земли между Алтаем и Волгой называли Кипчакской степью (Дешт – и - Кипчак).

Этнический состав кыпчаков начал формироваться в VII-VIII веках.

Он состоял из двух групп племен. Первая — западное объединение кыпчаков, куда входили одиннадцать племен, в их числе: елъборили, токсоба, йетиоба, дурут и другие. Вторая - восточное объединение кыпчаков, которое состояло из шестнадцати племен. Восемь из них были крупными, восемь - мелкими. Ведущим из племен были бори (волки), которых называли и «ельборили» («народ волков»). Кыпчакские ханы династийно-наследственно были выходцами из этого племени. Название племени «бори» говорит о культе волка как идола, объекта поклонения. А такой культ бытует со времен древних тюркских племен. Название «токсоба» означает «девять племен», «дурут» - «четыре племени», «йетиоба» -«семь племен». Из этого видно, что все они являлись племенными объединениями.

В объединение кыпчаков входили тюркоязычные кимакские, огузские, команские и древние башкуртские племена. С XII века, когда кыпчаки стали господствовать в Приаралье, к ним были присоединены племена канлы, карлуков и жикил.

Посол Плано Карпини писал: «Канлы говорят по-кыпчакски». Монгольское нашествие помешало образования кыпчакской народности, оно было заторможено до XV века.

Общественный строй.

В этом ханстве власть передавалась от отца к сыну по наследству. Особенностью являлось то, что хан избирался из знатных людей племени ельборили. Ставка ханской власти носила название орда. В орде жили правители, знать. Система управления войском по существующей традиции состояла из правого и левого крыльев. Ставка более сильного и влиятельного правого крыла находилась на берегу реки Урал (Яик) на месте города Сарай, а ставка левого крыла - в присырдарьинском городе Сыгнак. Подразделение системы управления на два крыла было рассчитано на нерушимое поддержание ханской власти на западе правым крылом, на востоке - левым.

Социально-экономической основой Кыпчакского ханства был классовый строй. К представителям господствующего сословия относились ханы, их родственники, тарханы, баскаки, беки, баи (богачи) и вожди родов и племен. А к низшему сословию относились простой народ и бедняки, не имевшие скота. К беднякам причислялись и жатаки, занимавшиеся земледелием. В кыпчакском обществе имелись даже рабы. Рабами обычно становились две категории людей: во-первых, бедные должники, не имевшие скота; во-вторых, люди, попавшие в плен. Одним из источников обогащения представителей господствующего сословия была продажа рабов на среднеазиатских базарах.

О том, что в Кыпчакском ханстве существовало рабство, свидетельствовал Махмуд Кашгари, называя рабов «яланкугажи».

Имущественное неравенство в Кыпчакском ханстве между людьми можно проследить по захоронениям умерших.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.168.199 (0.011 с.)