Происхождение термина «казах».



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Происхождение термина «казах».



В древних языках алтайских и сибирских народностей слово «казах» означало «прочный», «крепкий» и «великан».

В Восточном Дешт-и-Кыпчаке слово «казах» в IX-X веках употреблялось в социальном смысле и означало «группы людей, ведущих вольный образ жизни и живущих разбоем», а в XI-XII веках оно относилось к этно-социальным группам кыпчаков. Видимо, в это время (в середине XIII века) в период тесных отношений между Золотой Ордой и Египтом был создан «Арабо-тюркский словарь». В нем слову «казах» придаются значения «вольный», «скиталец».

По мнению видного ученого-историка Б. Е. Кумекова, слово «казах» среди них носило не социальный, а этнический смысл, значение.

Термин «Алаш» и казахские жузы.

Слово «алаш» встречается во многих легендах казахского народа. Одна из таких легенд -«Алаша хан».

Слово «алаш», вероятно, появилось в IX-X веках. Оно являлось боевым кличем казахского народа. В некоторых летописях это название употреблялось вместо термина «казах». В одной из казахских легенд рассказывается, что у одного хана родился сын, названный Алаша (от слова «ала» - «пестрый», «пегий»).

О причинах возникновения жузов почти нет никаких сведений. Одни из них считают, что появление термина «жуз» связано с числом 100 (жуз-орда - сотня-орда). Другие связывают его с военно-племенной системой управления (правое крыло, левое крыло и среднее крыло). А третья группа ученых разделение на жузы связывает с особенностями и различиями хозяйства и природно-климатическими условиями жизни в этих регионах.

Считается, что разделение на три жуза произошло в 10-12 веках.

Аналогичное мнение высказывал и Шокан Валиханов, подчеркивая, что поводом для создания казахских жузов были смутные времена, когда казахи «...для обеспечения своих прав в местах своего кочевья составляли союзы...». Этими союзами и являлись жузы.

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ КАЗАХСТАНА В XIV-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XV ВЕКОВ

В регионах с оседлым и полуоседлым хозяйством строились и постоянные жилища. Так, например, кочевые и полуоседлые жители пригородов Отрара, Саурана, Сыгнака и других крупных городов строили постоянные зимовки и кенты, занимаясь одновременно и оседлым скотоводством и земледелием. Они жили в домах, построенных из дерева, глины и камня. В зимние месяцы они поселялись в них, а в другие времена года по традиции жили в юртах.

Так, зимой мужчины носили теплые тымаки - головные уборы из мерлушки и шкур зверей, летом - калпаки из тонкой белой кошмы.

Пролегание Великого Шелкового пути через территорию Казахстана давало возможность местному населению, жившему вдоль этого пути, обменивать свою продукцию на металлические деньги или различные товары Запада и Востока.

В. Рубрук писал, как кыпчаки предложили ему кислый молочный напиток и называли его «айран». Он отмечал, что кыпчаки большинство блюд готовят из мяса. Вместе с тем блюда готовились также из муки, проса, ячменя и пшеницы.

Наиболее распространенным жанром устной литературы были сказки. Среди них «Куламерген — Жоямерген», «Батыр Желим, вышедший из-под земли», «Ер Тостик», «Кендебай с саврасым конем» и другие волшебно-героического и назидательного содержания.

Эпическая поэма о Кобланды-батыре повествует о совместной борьбе кыпчаков и кыятов против кызылбашей и калмыков, в ней также рассказывается о реальных исторических лицах времени Золотой Орды Алшагыре, Казане, Карамане, Айбаке.

В XIII-XV веках наряду с устным народным творчеством появились образцы устной поэзии, созданные известными в народе авторами. Среди них Кетбуга, Котан, Сыпыра-жырау, Асан-Кайгы, имена которых стали легендарными.

В XIV—XV веках наряду с устной литературой стала развиваться и письменная. Большинство из ее произведений было написано на кыпчакском языке. Среди них безымянные «Кодекс Куманикус» и «Огузнаме». В этот период уже были известны поэмы «Мухаббатнаме» узбекского поэта Хорезми, «Хосров и Ширин» кыпчака Кутба, «Жусуп-Злиха» Дурбека и другие литературные произведения.

«Кодекс Куманикус» использовался как словарь кыпчакского языка и предназначался для европейцев, знавших латинский язык и приехавших в Золотую Орду с разными целями. Поэмы «Хосров и Ширин» и «Жусуп-Злиха» - произведения о беспредельной любви, они пронизаны мечтой о справедливом обществе. В них также содержатся наставления и советы правителям заботиться о народе и призывают их установить жесткий контроль за своими приближенными, чтобы они за свои злоупотребления несли наказание.

Широко популярной среди народа была и инструментальная музыка. В народе сохранились инструментальные произведения, передающие настроение человека - кюи «Ескендир», «Камбар-батыр», «Шора-батыр» и др. Кюи-легенды «Поход Жошы хана», «Аксак кулан» («Хромой кулан»), «Ел айырылган» («Разъединение народа»), «Сагыныш» («Тоска») и другие были созданы еще в эпоху Золотой Орды.

Религиозные верования.

Хотя в Казахстане исламская религия начала распространяться с VIII века, до XII века она еще не была господствующей. Такое мнение в свое время высказывал первый казахский ученый Шокан Валиханов в своей статье «Исламская религия». Однако Утемис Хаджи в своей книге «Шынгыснаме» (середина XIII века) писал: «Когда вилайет Дешта подчинился Берке-хану, то большую часть неверных он обратил в ислам...».

В XIV веке при Узбек хане (1312-1340 гг.) и могульском хане Тоглук-Тимуре ислам стал широко и повсеместно распространяться среди народа. Постепенно мусульманское вероучение становилось господствующим не только среди представителей кочевой знати. Исламская религия в XIV веке была принята среди подавляющего большинства населения Казахстана.

Другой причиной быстрого распространения ислама было то, что эта религия была суфистского (мистического) толка. И многие ее каноны и обряды были близки верованиям шаманства, которые тогда были еще распространены среди тюрков.

Таким образом, в XIV-XV веках многие элементы ислама и шаманизма сосуществовали параллельно. Казахи наряду с исламом продолжали почитать верховное божество Тенгри (Небо). Это не противоречило исламскому мировоззрению почитания единого Бога - Аллаха.

Одним из сохранившихся элементов шаманства был культ поклонения огню. Огонь считался домашним святилищем, покровителем жилища. Поэтому невеста, вступая в новую семью, должна была, входя в дом отца мужа, принести в жертву огню ложку масла. Казахи верили в очистительную силу огня: оставляя зимовки, разжигали костры и прогоняли между ними скот, чтобы злые духи не преследовали их на летовках. Чтобы оберечь от сглаза, использовали бойтумары (обереги), которые вешали на шею малолетних детей или жеребят, верблюжат. Бойтумары изготавливали из зубов, перьев считавшихся священными зверей и птиц (волков, филинов и других).

Таким образом, в XIV-XV веках на территории Казахстана в основном сосуществовали две религии - ислам и шаманство.

АРХИТЕКТУРА КАЗАХСТАНА В XIV-XV ВЕКАХ

Архитектура.

Этот вид искусства достиг своего расцвета в 10-12 веках в период существования государства Караханидов. К этому времени относятся сохранившиеся до наших дней памятники зодчества близ Тараза - Айша-Биби и Бабаджа-Хатун. Однако монгольское нашествие в XIII веке нанесло значительный ущерб развитию архитектуры.

Лишь во второй половине 13 -начале 14 веков начала возрождаться оседлая городская культура, стали вновь возводиться архитектурные сооружения. Среди них мавзолеи Арыстан-Баба, Ходжа Ахмеда Йасауи, Кок-Кесене, Алаша хана, Дауитбека, Тек-турмаса и другие.

Мавзолейный комплекс Арыстан-Баб находится в трех километрах западнее города Отрар на берегу реки Сырдарьи. Судя по народной легенде, Арыстан-Баб жил в VII-VIII веках. Он был духовным наставником Ходжа Ахмеда Йасауи. Он заново был выстроен в XIV веке по приказу эмира Тимура.

Архитектурным шедевром конца XIV-начала XV веков является мавзолей Ходжа Ахмеда Йасауи, возведенный по приказу эмира Тимура над могилой древнетюркского проповедника ислама, жившего в XII веке.

Построить комплекс эмир Тимур распорядился в 1397 году. Главной целью эмира при возведении этого комплекса являлось его намерение, используя религиозный авторитет Ахмеда Йасауи, привлечь верующих на свою сторону для укрепления власти в Туркестане. Поэтому Тимур потребовал от его создателей, чтобы мавзолей не имел себе равных во всей Средней Азии. В середине центрального зала стоит большой тайказан (котел), отлитый в 1399 году. В нем в праздничные дни готовили еду и бесплатно раздавали верующим.

Кок-Кесене. Одним из ярких образцовзодчества того времени является мавзолей Кок-Кесене, расположенный близ бывшей столицы Белой Орды - города Сыгнака, в 8 километрах к северо-западу от кента Томенарык.

Мавзолей Алаша хана. Одним из наиболее значительных памятников зодчества, относящимся к X-XI векам (достроен в XIV-XV веках), является мавзолей Алаша хана, который расположен на берегу реки Каракенгир в Центральном Казахстане.

Сильно разрушен и мавзолей Рабиги Султан Бегим, относящийся к XV веку. Он расположен в 60 метрах восточнее мавзолея Ахмеда Йасауи. Рабига Султан Бегим являлась дочерью султана Улугбека, сына эмира Тимуа, умерла в 1485 году.

Бани были также обнаружены в Туркестане, Таразе , Отраре и других средневековых городах.

ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.143.40 (0.006 с.)