Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цель и задачи изучения курса «История Казахстана».↑ Стр 1 из 13Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель и задачи изучения курса «История Казахстана». История – наука, находящаяся в постоянном развитии,прежде всего открытие мира, открытие его прошлого.История казахского народа представляет собой важнейшую часть всемирной истории, поэтому ее изучение занимает важное место в формировании исторического сознания молодежи.Одной из значительных задач истории является воспитание казахстанского патриотизма. Эта задача стала одной из составных долгосрочных приоритетов, выдвинутых Президентом Н.Назарбаевым в послании народу «Казахстан -2030». В свою очередь, патриотизм невозможен без формирования исторического сознания, связывающего настоящее общество с его прошлым. Поэтому объективное изучение истории и ее популяризация являются сегодня такими важными.
Теории и представления о появлении человечества на Земле. а Божественная теория (теория креацинизма) Данная теория утверждает, что человек сотворен Богом, богами или божественной силой из ничего или из какого-либо небиологического материала. б. Теория космоцентризма (теория внешнего вмешательства). Согласно этой теории появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте теория внешнего вмешательства считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время. Более сложные варианты теории внешнего вмешательства предполагают: а) скрещивание иномирян с предками людей; б) порождение человека разумного методами генной инженерии; в) создание первых людей гомункулярным способом; г) управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума; д) эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом. Еще одной вариацией этой теории является теория панспермии. Панспермия - теория о повсеместном распространении во Вселенной зародышей живых существ. Согласно панспермии, в мировом пространстве рассеяны зародыши жизни (например, споры микроорганизмов), которые движутся под давлением световых лучей, а, попадая в сферу притяжения планеты, оседают на её поверхности и закладывают на этой планете начало живого. Жизнь занесена на планету извне. Эта гипотеза не предлагает никакого механизма для объяснения первичного возникновения жизни. Первые опыты Л. Пастера, поставленные во второй половине XIX века показали невозможность в современных условиях Земли зарождения жизни - простейших живых организмов. Современный вариант этой идеи можно рассмотреть на примере гипотезы Ф. Хойла о возможности существования микроорганизмов в межзвёздном пространстве. Согласно его представлениям облака межзвёздной пыли сложены в основном бактериями и спорами, которые и были внесены на Землю около 7 млрд. лет назад. Согласно расчетам, произведенным им и С. Викрамасингом, ежегодно в верхнюю атмосферу Земли поступает множество космических спор. С. 3 Теория Ч.Дарвина (теория экволюции) Эволюционная теория предполагает, что человек произошел от высших приматов - человекообразных обезьян путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора.
Изменения в общественной жизни в период первобытного общества. Первыми орудиями труда человека были оббитый камень и палка. Люди добывали себе средства существования охотой, которую вели совместно, и собирательством. Сообщества людей были небольшими, они вели кочевой образ жизни, передвигаясь в поисках пищи. Но некоторые сообщества людей, жившие в наиболее благоприятных условиях, начали переходить к частичной оседлости.Важнейшим этапом в развитии человека стало появление языка. Вместо сигнального языка животных, способствующего их координации на охоте, люди получили возможность выражать языком абстрактные понятия «камень вообще», «зверь вообще». Такое применение языка привело к возможности обучать потомство словами, а не только примером, планировать действия до охоты, а не во время её и т. д.Сначала первобытные люди пользовались огнем, получаемым при пожарах, от ударов молний и т. д. Поскольку добывать огонь они ещё не умели, огонь приходилось постоянно поддерживать, но со временем первобытные люди научились добывать огонь сами (подробнее смотри статью Освоение огня древними людьми).Любая добыча делилась между всем коллективом людей. Орудия же труда, бытовая утварь, украшения находилась в пользовании отдельных людей, но хозяин вещи был обязан ею делиться, и кроме того, любой мог взять чужую вещь и пользоваться ею без спроса (пережитки этого до сих пор встречаются у отдельных народов).
Бронзовый век на территории Казахстана. Эпоха бронзы делится на три периода: 1) Ранняя бронза – ХVІІІ – ХVІ вв. до н.э. 2) Средняя бронза – ХV – ХІІІ вв. до н.э. 3) Поздняя бронза – ХІІ – VІІІ вв. до н.э.В бронзовом веке архаические формы хозяйства и быта эпохи неолита сменяются скотоводством и земледелием; временные стойбища бродячих охотников – постоянными, с элементами благоустройства. В начале 2-го тыс. до н.э. у степных племен Казахстана формируется комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство. Эпоха бронзы является временем развития скотоводчества как формы хозяйства, развивается и мотыжное земледелие, применяются новые орудия труда в земледелии.В середине 2-го тыс. до н.э. племена, населявшие современный Казахстан, овладели производством бронзовых изделий. Развивалось горное дело. Известно множество древних разработок руды в районах Джезказгана и Зырьяновска (медь), в горах Атасу, реке Калбы и Нарыма (олово), в Казангункуре, Степняке и Акджале (золото). Обнаружено более 100 поселений и 150 могильноков эпохи бронзы. Найдены литейные мастерские, совершенствовалось изготовление изделий из сплавов различных металлов: орудий труда (ножи, серпы, косы, топоры), оружия (кинжалы, наконечники копий и стрел), украшений (бляхи, браслеты, бусы, гривны).Древние мастера эпохи бронзы хорошо владели техникой литья, чеканки, тиснения, шлифования, пиления и полировки. Для растирания зерна продолжали применяться каменные орудия (зернотерки, ступки, песты). Развивалось производство изделий из других материалов (рога, кости, кремния), изготовлялись керамика, ткани, изделия из кожи и шерсти.Происходит изменение в общественном отношении. Быстрое развитие скотоводства и металлургии требовало главным образом мужского труда, что привело к усилению роли мужчины в обществе, к смене материнского рода отцовским. Складывается патриархально-родовой строй. Происходило накопление продуктов труда, развивался обмен, что влекло за собой зарождение имущественного неравенства, обособление отдельных патриархальных семей, семейной собственности, вело к разложению первобытнообщинного строя. В религиозных верованиях существовал культ огня, культ предков, зарождались космогонические1) культы.
Андроновская культура. Андроновская культура – условное название для целого ряда культур, носители которых родственны по историческим судьбам, развитию.В 1914 году экспедиция Б.Г.Андрианова раскопала первый памятник Андроновской культуры у села Андронова, под г.Ачинском в Южной Сибири, поэтому эта культура получила название Андроновской (установил А.Я.Тугаринов). Археологические памятники Андроновской культуры свидетельствуют о том, что племена, принадлежавшие к ней, вели оседлый образ жизни, жилища строили в поймах рек. Патриархальные семьи селились в больших землянках, полуземлянках, к которым примыкали различного рода хозяйственной постройки, занимались разведением скота, обработкой посевов. Для Андроновской культуры характерно наличие металлических (чаще бронзовых) орудий труда, оружия, предметов украшения (из золота, бронзы, меди), керамических изделий, украшенных геометрическим орнаментом. Общественный строй саков Социальное устройство сакского общества раскрывается на основе археологических материалов. Различия между громадными некрополями сакской знати и рядовыми погребениями наглядно убеждают в далеко зашедшей имущественной поляризации и дифференциации общества. Оно охватило всё население. Но в кочевом скифо-сакском обществе неравенство было скрыто под сильным покровом генеалогических связей.У кочевников род с настоящими кровнородственными отношениями, постепенно уступало место общине, формировавшейся благодаря фиктивным схемам родства. И экономические интересы преобладали в процессе формирования «нового» ряда. Это было универсальным явлением для всей Евразии. Этот переход от первобытности к государственность и получившее название «военной демократии».Вожди сакских племен обладали немалой властью, они решали вопросы войны и мира, посылали послов и заключали союзы, возглавляли войско. Этому способствовала жесткая организация власти. Сакское общество подразделялось на военную аристократию и простых саков. Особый интерес представляют царские курганы. Так, объем насыпи из камня, дерева, земли и щебня Бесшатырского кургана составляет 80 тыс. м3, на сооружение его было затрачено до 60 тыс. человеко-дней. Самые большие курганы достигают высоты 15-20 м, при диаметре до 100 м.Высока была роль народного собрания. В нём равноправное участие принимало всё взрослое мужское население страны. Место человека определялось родоплеменной принадлежностью, его личными качествами. Преобладающим слоем населения были рядовые кочевники. Кочевники строили взаимоотношения с соседними племенами посредством взимания дани с земледельцев и т.д.В схематическом плане структуру общественного сакского периода можно представить следующим образом: (семейно-родственная группа), племя (кочевая община, состоящая из нескольких патронимических групп), союз племен (конфедерация племен одного генеалогического корня, с потестарными функциями власти и начальной формой государственности). Важной было племя для которого характерно: собственная территория, имя, диалект, общность религиозных представлений и культовых обрядов, существования племенного совета для осуждения дел, верховного вождя-военачальника.В обществах ранних кочевников Казахстана существовало предание о священных дарах, как о символе общественного устройства. Таковыми легендами являются генеалогический свод, связанный с именами первопредков Таргитая Колаксая, а также о священных дарах упавших с неба - чаши, секиры, плуга и ярма - олицетворяющих жречество, воинское сословие и производителей, т.е. три основные группы населения.
Скифо-сакская культура Скифо-саки создали высокую культуру для того времени, влияние которой сказалось на огромных просторах Восточной Европы, Западной и Центральной Азии. Культурное общение народов никогда не достигало тех высот, каких оно достигло при саках. Скифо-саки жили в войлочных повозках на колёсах - кибитках. Из раскопок видно, что некоторые группы саков были земледельцами и жили оседло. Об одежда саков можно судить по данным античных источников, так и по изображениям. На них саки изображены в высоких головных уборах, в облегающих кафтанах до колен, опоясанных ремнём, в бескаблучной обуви, к ремню справа подвешен кинжал, слева - лук. Также находка в кургане Иссык представляет редкую возможность реконструировать парадную одежду, головной убор, обувь и расположение предметов украшения у знатного сака. Погребальный обряд значительно отличается от обрядов предшествующих времен. У саков господствующей формой захоронения были курганные могильники и захоронения в грунтовых ямах. Кремация трупа или погребение его на боку в скорченном положении сменяет захоронение человека в вытянутом положении и т.д. Господствующими верованиями были культ предков, огня, коня и солнца. Главным божеством было солнце В области искусства остались бытовые изделия, выполненные в скифском зверином стиле. Его основой был животный и растительный мотивы.
Государство Карлуков. Первые сведения под именем булак. Племена: булак, чигиль, ташлык. Титул правителя эльтебер. В середине VIII в. развернулась борьба за тюргешское наследие между карлуками и Огузами. Победа за карлуками, перешло все Жетысу. Карлуки продолжают расширять границы. Состоит из многочисленных родоплеменных групп – 9 племен. Население не было этнически однородным. В VIII-X вв. шел процесс тюркизации оседло-Земледельческих жителей. По сведениям Ибн Хаукаля, «требовалось 30 дней, чтобы пройти Земли карлуков с запада на восток». Соперничество на востоке карлуков с уйгурами закончилось поражением карлуков. Затем уйгуры были вытеснены енисейскими киргизами. На западе карлуки вели войну с арабами, активно поддерживали антиарабские выступления. Арабское господство коснулось лишь части Карлукского каганата. Устройство характеризовалось развитой формой удельно-племенной системы. Общество пронизывало социальное и сословное неравенство. Территория поделена на фактически самостоятельные владения, нет единства. В стране насчитывалось около 25 городов и поселений. Большое значение имел шелковый путь. Государство раздирали усобицы. Реальная угроза пришла со стороны Кашгара. В 940 г. государство карлуков пало.
Государство Огузов. Государство Огузов возникло в конце IX века в среднем и нижнем течении Сырдарьи. Столица – город Янгикент. Ранее огузы входили в состав тюркского и тюргешского каганатов. После распада этих государств, а также карлукского каганата, огузы стали переселяться из Жетысу в Присырдарьинский регион. Главой государства являлся правитель носивший титул джабгу. Власть Джабгу передавалась по наследству. Наследники носили титул Инал и на трон избирались советом. Раз в год собиралось народное собрание. Жены Джабгу носили титул Хатун и также принимали участие в управлении государством. С расцветом огузского общества верховная власть стала принадлежать великому и малому курултаям. Огузы делились на группы племен и родов, которые назывались Бой, Оба, Кок, они в свою очередь делились на Уруги и Аймаки. Огузское государство сыграло важную роль в политической и военной истории Евразии. Оно имело активное политическое и экономическое сношение с Киевской Русью. Союз с Киевской Русью привел к победе над Печенегами в междуречье Урала и Волги. В 965 г. – союз с киевским князем Святославом направленный против хазар привел к падению Хазарского каганата. В 985 г состоялся союз с князем Владимиров против Волжских Булгар. В X - XI веках в огузском государстве учащались восстания племен, которые были недовольны высокими налогами из-за длительных войн. В середине Х века сельджукские вожди возглавили восстание против огузских правителей Янгикента и захватили Джент. При последнем правителе огузов Шахмалике, государство усилилось и захватило Харезм в 1041г. Цели, преследуемые огузскими правителями во внешней политике были направлены на захват луго-пастбищных земель на берегах реки Дон, в Причерноморье (война с хазарским каганатом); захват важных торговых путей, соединявших Европу и Азию, пролегавшуб через Поволжье, Мангыстау, Устюрт. В Огузском государстве усиливалась частная собственность. Основным богатством являлась собственность на скот. Основой государственной системы являлся сбор налогов на содержание огромного государственного аппарата. Огузское государство пало под ударами Кыпчакских племен. Хозяйство. Полукочевое и кочевое скотоводство, полуоседлое земледелие. Была и оседлая жизнь, о чем свидетельствуют города Жанкент, Джеит, Жуара, Карнак, Сюткент, Фараб, Сыгнак, Сауран, где проживали огузы. Оседлое население занималось поливным земледелием, ремеслом (ювелирное дело, металлообработка, кожевенное дело). Религиозные представления – язычники, шаманы. Литературное наследие: летописное сказание «Огузнаме».
Кимакский каганат. древнее государство кочевников, располагавшееся на территории современного Казахстана и Южной Сибири примерно с 750 по 1035 годы. Каганат был основан древними тюрками, которые ушли на запад после падения Восточно-Тюркского каганата. Государство занимало территорию в бассейне р. Иртыш и на западе до Уральских гор. Также каганат населяли: эймуры, татары, байандуры, ланиказы, аджлау и др. Столицей государства был город Имакия на Иртыше. Кимакский каганат занимал обширную территорию от рек Тобол и Иртыш и до Каспийского моря и Саян, от тайги и до Казахских степей. Северной границей каганата была Сибирская тайга, восточной были горы Алтая, южная заканчивалась в безжизненной степной зоне. Перед серединой VIII вв. Кимакский каганат граничил с карлуками и тогуз-огузами на юге и с енисейскими кыргызами на востоке. После развала Уйгурского каганата в 840 г. большое количество тюркских племён присоединились к кимакам. В начале XI века кимаки и кипчаки вытеснили огузов в южном направлении, печенегов в западном направлении, карлуков в юго-восточном и угров на север в сторону сибирской тайги. Каганат делился на 12 уделов, во главе которых стояли управители. Власть кагана и управителей была наследственной. Широко была развита система удельного землепользования. Право на удельное владение давалось каганом, владельцы земель обязаны были выставлять ему определённое количество воинов, организовывать сбор налогов и обеспечивать выполнение законов и порядка. Каган пребывал в городе Имакия, расположенном на Иртыше. Кимакский каганат являлся раннефеодальным обществом. Основным видом хозяйства было кочевое скотоводство, занимались и ранним земледелием — возделывали пшеницу, ячмень, даже рис. Было развито и ремесло: металлургия, кожевенное дело, ювелирное искусство и др. Существовал обычай ставить каменные изваяния воинов, из Тюркского каганата была также заимствована руническая письменность. В стране существовали десятки городов, развалины которых обнаружены в Южной Сибири и Казахстане. Умерших хоронили в курганах по способу трупоположения или сожжения (кремация). От тюрков — своих ближайших предков — кимаки унаследовали захоронение вместе с умершим коня, изготовление каменных статуй и поклонение богу Тенгри. Население в массе своей было языческим, исповедовало, как и многие ранние тюрки, тенгрианство — почитало солнце и звезды, занималось астрологией. Некоторая часть кимакского общества приняла манихейство (религиозное учение, распространенное с III века в Иране, Средней Азии и Индии), а также буддисты, позднее, с VIII века, — ислам.
Кыпчакское ханство. В XI веке складывается Дешт-и-Кыпчак (Степь Кыпчаков) – историко-географическая область, которая занимала территорию от Иртыша до Днестра и по Волге и делилась на Восточный и Западный. Одинаковые формы хозяйства, системы общественных отношений и общность языка способствовали объединению племен принявших этноним Кыпчак. Племена Кыпчаков в XI-XII веках были самыми многочисленными из всех тюркоязычных народов Центральной Азии и Восточной Европы. Кочевья Кыпчаков находились по рекам Ишим, Тобол, Нур, Илек, Сарысу. Этнический состав был сложен и многогранен. Все население делилось на 2 крупных объединения: Восточное и Западное. Восточное объединение состояло из 16 племен; Западное – из 11 племен, помимо них в состав объединения Кыпчаков вошли Кимаки, Огузы и другие тюркские племена. С XI века Кыпчаки владели почти всей территорией Казахстана, кроме Жетысу. С укреплением государства основы силы были направлены на южные города и южные районы Руси. В начале XIII века шла борьба за города Отырар, Сыгнак и приаральские районы, но она прекратилась с Монгольским нашествием. По общественному строю ханство было наиболее развитым нежели другие государства Центральной Азии. Население делилось на 2 сословия: 1) ханы, тарханы, баскаки, беки, баи, вожди родов и племен; 2) бедняки, жатаки. Отличительной чертой было наличие рабства, но большого распространения оно не получило. Кыпчаки находились на этапе сложения своей народности. Этот процесс был сложным и длительным и протекал в 3 этапа: 1) VII-VIII века – образование ядра кимакского каганата, в котором кыпчаки играли значительную роль; 2) VIII-XI века – постепенное расселение кыпчаков на обширной территории от Иртыша до Волги. Взаимодействие и интеграция этнополитических объединений Кимаков и Кыпчаков, под консолидирующей ролью кимаков; 3) XI-XIII века – формирование этнической общности Кыпчаков, рост могущества Кыпчакских ханов, власть которых лигитимизировалась ханским династийным родом Ель-Боре.
Государства Караханидов. Карахани́дское госуда́рство — средневековое государство на территории Центральной Азии. После разгрома Уйгурского каганата в 840 году, выходец из знатного рода Эдгиш, который составлял часть племени чигилей, карлукский йабгу и правитель Исфиджаба Бильге-Кюль, который имел прозвище "Кара", открыто заявил о своих правах на верховную власть и принял титул "каган". Неожиданная смерть Богра-кагана (992 год) изменила положение. Караханидские войска, захватив богатую добычу, вернулись в Фергану. Но в 995-996 годах произошли новые восстания Вали отдельных саманидских областей, а Караханиды во главе с Али ибн Сулейманом Арслан-ханом возобновили свои попытки захвата Мавераннахра. И на этот раз Нух II с помощью Себук-тегина подавил восстания и предотвратил нападение Караханидов, хотя и вынужден был уступить им северо-восточные области.
Образование Монгольской империи. Ак-Орда
Белая Орда (ХIII-начало XV вв.)С ХШ до начала XV века в Восточном Дешт-и-Кыпчаке существовало государство Белая Орда Улус Джучи (Жошы) делился на Правое и Левое военные крылья. Джучи назначил управлять левым крылом старшего сына Opдa-Ежена, во владения которого вошла восточная часть Дешт-и-Кипчака, а северной частью Дешт-и-Кипчака до Западной Европы владел Бату хан. Позднее владения Бату стали называть Золотая Орда, а владения Орда-Ежена - Белой Ордой. Столицей был город Сыгнак в среднем течении реки Сырдарьи. Государство Белая Орда процветало почти 240 лет. Территория Белой Орды состояла из земельных владений двух сыновей хана Жошы -Орда-Ежена и Шайбана. Белая Орда занимала территорию от р.Урал до Западно-Сибирской низменности, а также до среднего течения Сырдарьи. Белая Орда была патриархально-феодальным государством. Этнический состав был однородным, ее населяли тюркоязычные племена, которые впоследствии составили казахский народ. Внутреннее и внешнее положение Со второй четверти XIV века Белая Орда окончательно отделяется от Золотой. В 1327 - 1328 годах Мубарак хан от своего имени выпускал в Сыгнаке монеты. В 60-х годах XIV века в результате заговора трон занял потомок Орда-Ежена Урус хан. В 1368-1369 годах в Сыгнаке он чеканил свои монеты. Он преследовал цель - восстановить могущество Золотой Орды. В 1374-1375 годах он захватил столицу Золотой Орды Сарай-Берке. Однако Урус хан не смог одержать полной победы над Мамаем. Опасаясь усиления эмира Тимура в Средней Азии, Урус хан возвратился в присырдарьинские владения. Он казнил потомка Жошы - правителя Мангистау Tyй Ходжу, который отказался повиноваться ему. Сын Туй-Ходжи Тохтамыш спасся у эмира Тимура. Именно с этого времени при помощи Тохтамыша эмир Тимур намеревались захватить и Белую, и Золотую Орды. Лишь после смерти Урус хана Тохтамыш при помощи Тимура захватил трон Белой Орды, но под Саураном потерпел поражение от второго сына Урус хана - Tuмура Малика. В 1379 году, одержав победу над Тимур-Маликом, Тохтамыш подчинил себе Сыгнак Укрепив свои позиции, Тохтамыш отказался подчиняться эмиру Тимуру. В 1380году Тохтамыш захватил Золотую Орду и ставку хана Мамая. В 1395 году Тимур возвел на трон Белой Орды сына Урус хана - Койричак-оглана. Походы эмира Тимура и хана Тохтамыша совершенно ослабили Белую Opду. Последний хан Белой Орды Барак пытался вернуть присырдарьинские города, одержал победу над внуком Тимура - Улугбеком. Однако в 1428 году власть в Восточном Дешт-и-Кыпчаке взял в свои руки Абулхаир хан из династии Шайбанидов. Он завоевал многие земли Белой Орды и создал свое ханство. Потомки Урус хана в XV веке создали на территории Белой Орды Казахское государство. Экономическое положение. Столица Ак Орды –город Сыгнак –располагалась в местности, благоприятной для развития земледелия и полукочевого скотоводства. Малые и боьшие поселения свидетельствуют, что местное население занималось и оседлым земледелием. Особенно бурно развивалась городская культура в Белой Орде в период правления хана Ерзена. Он превратил Сыгнак в главный торговый центр между Средней Азии и Восточным Дешт-и-Кыпчаком. Тимур и его завоевания Эмир Тимур (1336-1405 гг.) из тюркизированного монгольского племени барлас. В 370 году эмир Тимур захватил власть в Мавераннахре, которым правил в течение 35 лет, вплоть до самой смерти в 1405 году. Прежде, чем завоевать Золотую Орду, эмир Тимур решил покорить ее ближайшего соседа - Белую Орду. К Тимуру бежал из Белой Орды Тохтамыш - сын казненного Урус ханом правителя Мангистау. Тимур выделил Тохтамышу войско для захвата Белой Орд. В 1377 году Урус хан умер. Тимур посадил на ханский трон в Сауране Тохтамыша, а сам вернулся в Мавераннахр. Сын Урус хана, Тимур-Малик в 1377 году нанес поражение Тохтамышу у Саурана. Только в 1379 г. после победы над Тимур-Маликом, Тохтамыш захватил Сыгнак и мог считать себя правителем Белой Орды. В 1380 году Тохтамыш захватил Сарай, Хаджи-Тархан, Крым, Орду Мамая. Но объединение под властью Тохтамыша Золотой и Белой Орд угрожало могуществу власти эмира Тимура. Между Тимуром и Тохтамышем началась продолжительная борьба что способствовало освобождению русских земель. В 1395 году в долине реки ерек на Северном Кавказе Тохтамыш потерпел сокрушительное поражение. Тимур захватил и разрушил столицу Золотой Орды Сарай-Берке. После этого экономическое положение Золотой Орды окончательно пришло в упадок, В 1371-1390 годах эмир Тимур неоднократно совершал походы на Могулистан. Чтобы противостоять могуществу эмира Тимура, правители Белой Орды и Могулистана в конце 1380-х годов создали политический союз. В ответ Тимур в 1384-1391 годах совершил ряд походов против Золотой Орды и Могулистана В результате походов в 1390-е годы Тимур полностью подчинил Могулистан. Лишь смерть эмира Тимура в 1405 году в Отраре остановила его завоевательные походы. Эти походы вызвали пагубные последствия: значительно уменьшилась численность населения, пришло в упадок хозяйство, были прерваны связи с другими народами и странами. Ногайская Орда. Ногайская орда возникла в ходе распада Золотой Орды 14-16веке. Территория – междуречье Волги и Яика (Зап.каз). Столица – Сарайчик. Основатель – Едиге хан 1396-1411гг. Окончательное обособление ногайской орды произошло при сыне Едиге Нура ад-Дине (1426-1440). Этнический состав: мангыты, кыпчаки, каглы, конраты, уйсуны, карлуки, найманы, кытай, аз, алшын и тама. Господствующим племенем были мангыты, поэтому имеется др. название у ногайской орды – Мангытский Юрт. Общ. устройство: Хан – титул правителя, князь обладал наследственной военной властью, Мурза – правители улусов имели неограниченную власть, ногайская степная аристократия владела огромным богатством. Тумаки – обедневшие скотоводы, переходившие на оседлый образ жизни. Орда могла выставить до 300 тыс. воинов. После присоединения Казанского и Астраханского ханств к России, а также в результате междоусобиц во второй половине 16века ногайская орда распалась на 2 части: Большая Ногайлинская – восточнее Волги, Малая Ногайлинская – западнее Волги. 1600г большая ногайлинская при Боре Годунове приняла подданство России, малая ногайлинская вошла в состав казахского ханство, а позднее младшего Жуза. 40. Могулистан (середина XIV-начало XVI веков) К середине XIV века улус Чагатая распался. В его восточной части, включавшей Юго Восточный Казахстан и Кыргызстан, было создано государство Могулистан. А в западной части, в Мавераннахре было создано государство эмира Тимура. Историк Мухаммед Хайдар Дулати писал, что территория Могулистана протяженность 7-8 месяцев пути. Основатель государства - эмир Пуладчи из племени дулат. Ведущая роль вождей племени дулат в улусе Чагатая была известна еще с середины XTV века Не будучи чингизидом, он в 1348 году возвел на трон 18-летнего чагатаида Тоглук-Тимура. Фактически чески власть оставалась в руках эмира Пуладчи. Правителями - ханами в Могулистане были представитель династии чагатаидов. Тоглук-Тимур хан стал основателем правящей династии, находившейся во главе ханской власти до начала XVI века. Столицей государства он сделал город Алмалык. В управлении государством хану помогал улусбек (улусбеги) - глава племени дулат. Ислам был объявлен государственной религией при Тоглук-Тимуре. Как писал Мухаммед Хайдар, только за один день было принудительно обращено в ислам 160 тысяч человек. В своей внешней политике Тоглук-Тимур пытался восстановить свою власть на всех землях бывшего Чагатайского улуса В 1360-1361 годах он дважды совершил походы Мавераннахр. На ханский трон Мавераннахра он возвел сына Ильяса-Ходжу. После смерти Тоглук-Тимура, эмир Тимур поднялся на борьбу за власть. В сражение 1365 году под Ташкентом (известно в истории как Батпактинская «Грязевая битва») победу одержал хан Ильяс-Ходжа. Эмир племени дулат Комар ад-дин, возведя на ханский трон Хизр-Ходжу, старался усилились господствующее положение знати племени дулат. Могульское ханство было ослаблено междоусобицами, захвативший в 1370 власть в Мавераннахре эмир Тимур начал завоевательную войну против Могулистана. В 1380-1390 годах эмир Тимур несколько раз совершал опустошительные набеги. Хан Хизр-Ходжа признал вассальную зависимость от Тимура. Лишь в период правления Мухаммед хана Могулистан вновь обрел независимость. В 1425 году потомок Тимура Улугбек совершил поход на Могулистан и подверг разграблению. Есен-Буга занял ханский трон (1433-1462 гг.) в борьбе с братом Жунусом. Распад ханства начался в период управления внука Жунус хан Абд ар-Раишда. 41. Ханство Абулхаира. (Государство кочевых узбеков) После распада Белой Орды в 1428 году ханом избрали Абулхаира - потомка Шайбами хана, пятого сына Джучи. Шайбани участвовал в походе Багу в Восточную Европу, за безупречную службу Багу выделил в управление Шайбани земли и племена найманов, буйруков и карлуков. На этих землях был создан улус Шайбани. Абулхаир воспитывался у хана Жумандыка. Во время похода на мангытов 16-летний Абулхаир попал в плен, но по решению мангытских биев его освободили из плена Абулхаира, наделенного незаурядным умом и мужеством, в 17 лет избрали ханом. Письменные источники называют ханство Абулхаира «Узбекский улус», «Узбекское ханство» «Улус Шайбани» и «Улус Абулхаира». Так как территория была кыпчакской и население состояло преимущественно из кыпчаков, его называли и Кыпчакским ханством. Ханство Абулхаира существовало с 1428 по 1468 год. Территория его простиралась от Урала до Балхаша, от нижнего течения Сырдарьи до Тобола и Иртыша. В избрании Абулхаира ханом принимали участие правители более 20 племен. Первым шагом Абулхаира являлось усмирение своих противников - хана Махмуд-Ходжи и мангытского эмира Уакас-бия. Наибольших усилий потребовало от Абулхаира покорение южных районов Белой Орды, присырдарьинских земель и Каратау, которыми правили потомки хана Барака - султаны Жаныбек и Керей. После победы в 1431 году в местности Икри-Туп в низовье Сырдарьи Абулхаир подчинил себе бывшую ставку хана Багу - город Орда-Базар, превратив его в свою столицу. До этого столицей являлся город ТураАбулхаир совершал завоевательные походы в Жетысу против Могульского ханства, в 1446 году захватил Самарканд. Около 1456-57 годов Абулхаир, потерпев сокрушительное поражение от правителя ойратов Уз-Темира близ Сыгнака, покинул свои владения и ушел в Дешт-и-Кыпчак. Причины поражения заключались во внутренней слабости государства, в постоянных династийных распрях и междоусобицах между представителями знати. Абулхаир установил жесткое военное правление. Абулхаир решил покарать султанов Керея и Жаныбека, которые, не желая подчиняться ему, переселились в Жетысу, в Могульское ханство. С этой целью в 1468 году он отправился в поход. В местности Аккыстау близ Алматы он умер. С образованием и укреплением Казахского ханства власть потомков Абулхаира на территории Восточного Дешт-и-Кыпчака прекратилась. 42. Образование Казахского ханства и казахской народности. Историю Казахстана можно разделить на индоевропейский и тюркский периоды. В III – I тысячилетиях до н.э. насельники Казахстана по своим хозяйственным, культурным традициям входили в древнеиранскую ветвь индоевропейской семьи. В эпоху бронзы и раннего железа на основе хозяйственных и культурных традиций возникла предковая база процесса формирования культурно-исторической общности последующих племен и племенных союзов Казахстана, включая и казахскую народность. Таким образом истоки этногенетических процессов, определивших образование казахской народности, восходят к глубокой древности – эпохе разложения первобытного строя. Этническую основу казахской народности, как и ряда других тюркских народов Центральной Азии, составили многочисленные племена от саков, усуней, канглов, гуннов, тюрков, тюргешей, карлуков, огузов, кимаков, кыпчаков, найманов, аргынов, киреев и др., обитавших в разное время на территории Казахстана. В XIII веке этничекое развитие населения Казахстана было задержано монгольским нашествием. Добавился новый этнический компонент – монгольские роды и племена, передвинувшиеся на территорию Казахстана – жалаиры, кограты, мангыты, бырласы и другие. В XV –XVI веках в основном завершился многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории. Особенность Казахстана является то, что на его территории возникли жузы – племенный объединения, принадлежавшие к казахской народности и населявшие общеказаскую территорию. Старший жуз занимал территорию от Сырдаьи до Семиречья включительно. В его состав входили уйсуны, канглы, дулаты, албаны, суаны,сргели, ысты, ошакты, шапрашты, жалаиры. Средний жуз занимал территорию Центрального и часть Северо-Восточного Казахстана. В его составе – кыпчаки, аргыны, найманы, конграты, кириеты, карлуки и др. Младший жуз занимал низовья Сырдарьи, берега Аральского моря, северную часть Прикаспийской низменности. В его составе племенное объединение алшын, такие племена как адай, алаш, байбакты, жаппас, бериш и др. Один из важнейших вопросов истории Казахстана – это вопрос образования Казахского ханства. Возникновение ханства явилось закономерным итогом этнополитических процессов, объединения всех земель региона в одной политической структуре, единения всех казахских родов и племен, завершенения длительного процесса сложения народности. Образование казахского ханства связано с именами Джанибека и Керея. Они откочевали из ханства Абулхайра во владения могольского хана Есен-Буги (1429-1462г.). Таким образом ход образования Казахского ханства связан с внутриполитическим состоянием ханства Абулхайра и Могулистана, которые во второй половине XV века пришли в упадок. Джанибек и Керей отказались повиноваться Абулхайр-хану и откочевали в Могулистан. В 1462 году хан Могулистана умер, что укрепило положение Джанибека и Керея в Семиречье. Согласно датировке Мухаммада Хайдара Дулати время образования Казахского ханства – 1465-1466 годы. После смерти Абулхайр-хана, Джанибек и Керей вернулись в Узбекский улус и захватили там верховную власть. Новое государственное образование стало называться Казахстан.
Казахское ханство в XVII в. Казахское ханство при Есим хане. Достижения: Заключение мирного договора с Бухарой. Внутреполити
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 738; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.250.241 (0.023 с.) |