Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура Казахстана в XIX веке.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Развитие образования и культуры в Казахстане в 19в. Развитие казахской литературы в 20-60-х годах XIX в. было тесно связано с освободительной борьбой против колониальной экспансии России. В этот период получили дальнейшее развитие все жанры устной литературы. Возникли новые эпические песни, отражающие важные исторические события. Борьбу казахов против набегов казачьих отрядов, кокандских и хивинских феодалов. Поэма "Батыр Нияз" посвящена подвигам казахских батыров, защищавших казахские степи от набегов кокандских и хивинских феодалов. О борьбе казахов против царского колониального гнета рассказывает поэма "Бекет батыр". Поэма "Айман-Шолпан" также посвящена антиколониальной борьбе казахов под предводительством Есета Коти-барулы. Руководители освободительной борьбы казахов 1837-1847гг. стали героями эпоса "Кенесары-Наурызбай", очень популярного среди народа. Махамбет Отемисулы. Развитие Казахской литературы связано с творчеством Махамбета Отемисулы. Он родился в 1803г. в кочевом ауле Бокеевского ханства. Махамбет учился в аульной начальной школе, с юношеских лет проявлял склонность к поэзии. Стремясь удержать талантливого акына в своих руках, хан Жангир посылает его со своим сыном на учебу в Оренбург. Но он не стал дворцовым поэтом, в 1829 г. за участие в волнениях казахов был заключен в тюрьму, где просидел два года. После побега из тюрьмы поэт присоединился к Исатаю и стал одним из руководителей восстания казахов Бокеевского ханства против России. Своими песнями Махамбет призывал народ к борьбе против колониальных и ханских властей. После гибели Исатая в 1838 г. поэт продолжает вооруженную борьбу. Он ведет переговоры с хивинским ханом о совместных действиях, рассылает письма казахским родоправителям, несколько раз пытается пересечь пограничную линию, чтобы поднять на борьбу казахов Бокеевского ханства. Несмотря на тяжелую болезнь (Махамбет страдал от опухоли тазовой кости), он продолжает активную политическую и литературную деятельность. В 1846 г. по приказу полковника Айчувакова Махамбет был схвачен и зверски убит. Поэзия Махамбета подняла казахскую литературу на новую ступень. Она означала дальнейшее сближение устной поэзии с письменной литературой. Казахские поэты первой половины XIX в. Видное место в казахской поэзии занимает Шернияз Жарылгасулы (1817-1871). Он родился в бедной семье в Уильской волости (Актюбинской области). Шернияз активно участвовал в восстании Исатая, после поражения скрывался в аулах и воспевал героические подвиги Махамбета и Исатая. Заметный след в казахской литературе оставил талантливый поэт Суюнбай (1827-1896). Он родился в Жетысу. Красноречивый и находчивый поэт был очень популярен среди казахов, в его произведениях часто чувствовались реальность жизни, думы и мечты казахского народа. Замечательным поэтом первой половины XIX в. был Жанак Сагындыкулы (1770-1856), родившийся в Абралинском крае. Свои песни он сопровождал на кобызе. Жанак побывал во многих уголках казахского края, участвовал в айтысах с поэтами Тубеком и Орынбаем, распространял среди казахов эпические поэмы. Именно ему мы обязаны сохранением поэмы "Козы Корпеш - Баян Сулу". В первой половины XIX в. в казахской степи жили и творили поэты Есет, Абыл, Жанкиси, биографии которых нам, к сожалению, малоизвестны. Есет родился и вырос в конце XVIII в. - первой половине XIX в. в местечке Кызыл Кога, был известным бием и батыром, прославился стихотворениями на лирические и бытовые темы. Абыл (1777-1864) жил и умер в Мангистау. Он был известен как поэт-импровизатор не только среди казахов, но и среди туркмен, каракалпаков. Он сохранил и передал следующим поколениям эпическую поэму "Сорок героев Ногайлы". Музыка. В первой половине XIX в. появилась группа талантливых композиторов, которые оказали огромное влияние на дальнейшее развитие казахского музыкального искусства. Видным деятелем казахской инструментальной музыки явился Даулеткерей Шигайулы. Сын известного султана Шигая (опекун хана Жангира) Даулеткерей родился в богатом ауле Бокеевской орды. Его творчество носит главным образом лирический характер. Высокой художественной выразительностью отличаются кюи "Жiгер", "Кoныр ею шек". Автором более 30 инструментальных произведений был другой выдающийся композитор - Курмангазы Сагырбайулы (1806-1879). Он родился в местности Жидели в Бокеевском ханстве, в семье бедного скотовода. Своими произведениями он значительно развил и обогатил казахскую инструментальную музыку. Особо популярны такие его произведения, как "Кебiк шашкан", "Балбырауын", "Сарыарка", "Юсен ашкан". Таким образом, культура казахского народа первой половины XIX в. преемственно связана с культурой прошлого, с ее лучшими традициями. Вместе с тем новые явления в политическом, экономическом положении и социальной структуре казахского общества оказывали заметное влияние на развитие культуры. В целом в 20-60-е годы XIX в. во всех сферах жизни казахов происходят значительное изменения, связанные с активизацией колониальной политики России, разрушаются традиционные отрасли хозяйства, социальная структура, что привело к общему кризису казахского общества. Культура Казахстана начала XIX в. характеризовалась началом проникновения русской культуры и в первую очередь русского образования, школ с обучением на русском языке. Организация школ была вызвана, с одной стороны, стремлением к грамотности, местного русского населения, с другой, необходимостью царскому правительству готовить людей для своего административного аппарата в Казахстане. Уже в конце XVIII в. началась организация "гарнизонных школ" в прилинейных районах. В 1789 г. в Омске открылась "азиатская школа", готовившая переводчиков и писарей для местной администрации, в 1813 г. - военное училище, преобразованное в 1847 г. в Сибирский кадетский корпус. В 1825 г. в Оренбурге было создано военное училище, также преобразованное в 1844 г. в Оренбургский кадетский корпус. Во всех этих школах, кроме русских, обучались и дети казахской знати. Царское правительство ставило перед этими школами русификаторские цели - подготовку кадров для своего колониального аппарата. В 1841 г. была организована школа в Ханской ставке, в которую также принимали главным образом детей казахской знати. В 1850г. в Оренбургской пограничной комиссии открылась школа, которая, как говорилось в ее уставе, готовила "способных людей к занятию по пограничному управлению мест письмоводителей при султанах-правителях и дистаночных начальниках в Орде, а также к исправлению и других должностей, на которые исключительно назначаются киргизы". Все эти учебные заведения, несмотря на колонизаторские цели, которые ставились перед ними царской администрацией, и очень небольшой контингент учащихся - детей русских чиновников и казахской аристократической верхушки, все же способствовали распространению русской грамотности в крае. Ш.Ш.Уалиханов. В середине XIX в. заметную роль в культурной жизни Казахстана и России начинает играть зарождающаяся национальная интеллигенция, получившая образование в русских учебных заведениях. Одним из выдающихся представителей национальной интеллигенции является Ш. Ш. Уалиханов. Шокан (Мухаммед-Ханафия) родился в ноябре 1835 г. в местечке Кунтимес, на территории современного Сарыкольского района Костанайской области, в семье старшего султана Аман-Карагайского окружного приказа майора Шингиза Уалиева. В 1847 г. 12-летний Шокан был определен на учебу в Омский кадетский корпус, считавшийся тогда лучшим учебным заведением Сибири, где в совершенстве овладел русским языком, получил обширные знания. По окончании кадетского корпуса в 1853 г. он был назначен на службу при генерал-губернаторе Западной Сибири Г. Гасфорте. 1854-1857 гг. Ш. Уалиханов принимает активное участие в экспедициях по Южному Казахстану и Киргизии. В 1855 г. путешествует по Центральному Казахстану, Семиречью и Тарбагатаю, изучает развалины древних городов, наскальные рисунки, каменные изваяния, записывает предания, песни и сказки казахского народа. В 1856-1857 гг. Уалиханов участвует в военно-научных экспедициях по Кыргызстану, где впервые записал поэму "Манас". Дальнейшей направленности научной деятельности Ш.Уа-лиханова способствовало знакомство с П. Семеновым-Тянь-Шанским, выразившим восхищение ученым-казахом. В 1857 г. по рекомендации П. Семенова-Тянь-Шанского Ш. Уалиханов был избран в члены Русского Географического общества. В 1858-1859 гг. он совершил свое самое увлекательное и опасное путешествие в Восточный Туркестан. В конце 1859 г. Ш. Уалиханов приехал в Петербург, где ученые встретили его как отважного путешественника и исследователя. Весной 1864 г. Ш. Уалиханов принял участие в походе на Ташкент под предводительством генерала Черняева, но вскоре, недовольный его действиями, оставил отряд и вернулся в Алтын-Эмель в аул султана Тезека, где женился на его сестре Айсаре. Русские и западно-европейские востоковеды высоко оценили подвиг казахского ученого. Его работы после возвращения на Родину были переведены на немецкий, английский, французский языки. Неоспоримым свидетельством заслуг Уалиханова стало избрание в возрасте двадцати одного года членом Русского географического общества. Ш. Уалиханов скончался в апреле 1865 г. в урочище Коген Теген, недалеко от подножия Алтын-Эмельского хребта. М. С. Бабаджанов. В конце XIX в. в Оренбургском крае жил и работал казахский этнограф Ходжа Мухаммед-Салык Бабаджанов (1834-1893 гг.), уроженец Внутренней Орды. Окончив Оренбургский кадетский корпус в 1861 г. служил в Пограничной комиссии и вышел в отставку в 1862 г. Большой знаток истории и этнографии казахского народа, он постоянно следил за историко-этно-графической литературой по казахской тематике. С 1860 г. он начал публиковать свои труды на страницах таких газет и журналов как "Северная пчела" (Петербург), "Санкт-Петербургские ведомости", "Волга", "Деятельность", "Охота", "Записи РГО", "Туркменская Туземная газета" и т.д. М.С. Бабаджанов в конце 50-х годов стал регулярно направлять в адрес РГО свои статьи, заметки, археологические и этнографические предметы. В 1861 г. Совет общества по представлению Отделения этнографии избрал его своим членом-сотрудником, а через год наградил серебрянной медалью. Бабаджанов был первым казахом, получившим официальную награду за научные труды. Первые казахские интеллигенты, получившие европейское образование, были выходцами из султановской верхушки, перешедшей на службу царизму. Они были горячими сторонниками русского просвещения и культуры, сближения казахского и русского народов, считали свой народ невежественным и отсталым.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1773; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.13.119 (0.008 с.) |