Роль налоговой политики в стимулировании экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль налоговой политики в стимулировании экономики



НЕОКЕНСИАНСКАЯ МОДЕЛЬ

Кейнс утверждал, что стихийный механизм капиталистического хозяйства, не обеспечивая равновесия между спросом и предложением, ведет к безработице, неустойчивости экономического развития. Он и его последователи ратовали за государственное регулирование факторов, воздействующих на эффективный спрос, что и обеспечивает устойчивость экономики.

В числе последователей Кейнса - такие представители неокейнси-анства, как Рой Харрод, Николас Калдор, Евсей Домар, Элвин Хансен, Джоан Робинсон. Не только опираясь на теорию Кейнса, но и критикуя ее за статичность, т.е. ориентацию на количественные зависимости простого воспроизводства, они концентрируют внимание на динамике, т.е. количественных зависимостях расширенного воспроизводства.

Неокейнсианство исследовало проблемы динамики эффективного спроса, использование инвестиций, понятие мультипликатора. Другие же аспекты теории Кейнса, относящиеся к денежной сфере (динамика денежной массы, норма процента, цены), были признаны несущественными и в моделях экономического роста и цикла почти никакой роли не играли.

Определяющим фактором экономического роста и его темпов, по мнению неокейнсианцев, является рост инвестиций. Инвестиции в рассматриваемой модели экономического роста играют важную роль: с одной стороны, они способствуют росту национального дохода, с другой увеличивают производственные мощности. В свою очередь, рост дохода способствует увеличению занятости. Поскольку инвестиции увеличивают производственные мощности, постольку рост дохода должен быть достаточным, чтобы уравновесить увеличивающиеся производственные возможности общества, не допуская возникновения недогрузки предприятий и безработицы. НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Неоклассическая модель экономического роста опирается на идею оптимальности рыночной системы, которая устанавливается автоматически с помощью свободной конкуренции, создающей условия для получения максимальной полезности. В соответствии с этим моделировались системы оптимального роста совершенной конкуренции, в которые, однако, в дальнейшем был введен ряд предпосылок: необходимость полной информированности хозяйственных субъектов об условиях в области предложения и спроса, о технических возможностях производства на всех рынках и т.д.

Чарльз Кобб и Пол Дуглас разработали многофакторную модель экономического роста, получившую название производственной функции или модели Кобба--Дугласа и впоследствии усовершенствованную в работах Роберта Солоу, Джеймса Мида, Яна Тинбергена и других ученых. Неоклассические модели роста преодолевали ряд ограничений кейнсианских моделей и позволяли более точно описывать особенности макроэкономических процессов, а экономический рост рассматривали с точки зрения взаимозаменяемых факторов производства. В самом общем виде производственная функция раскрывает зависимость совокупного продукта (совокупного дохода) Y от двух факторов - капитала К и трудовых ресурсов L: т.е. предполагается, что при данном уровне технологий объем производства зависит от количества применяемых капитала и труда. Однако уровень технологий постепенно совершенствуется, и поэтому в уравнение вводится фактор времени. Впервые это сделал Ян Тинберген, голландский экономист, лауреат Нобелевской премии (1969), и производственная функция приняла следующий вид:

Y(t) = A(t)F[Kб(t),Lb(t),Nc(t)],

где Y(t) - объем производства за период времени /; A(t) -- коэффициент, отражающий развитие научно-технического прогресса за период времени f, Ка(t), LP(t), №(t) - затраты соответственно капитала, труда, природных ресурсов за период времени t; а, р, у - коэффициенты эластичности объема производства соответственно по капиталу, труду, природным ресурсам. Эти коэффициенты отражают увеличение объема производства, вызванное приростом на I % соответствующих факторов экономического роста.

Любой прирост ВНП, не связанный с краткосрочными изменениями затрат труда или капитала, принято относить к так называемому остатку Солоу. На этот «остаток» приходится 50% прироста ВНП в развитых странах в исторической ретроспективе. Неоклассическая теория рассматривает его как результат действия экзогенного, т.е. совершенно независимого от экономической системы, фактора - технического прогресса. Можно было бы принять такое упрощение, но оно имеет два серьезных изъяна. Во-первых, в неоклассической схеме невозможно увидеть причины самого технического прогресса, поскольку он совершенно не зависит от решений экономических субъектов. И, во-вторых, с помощью этой теории нельзя объяснить большие различия в величине остатка Солоу у стран с одинаковым уровнем развития техники. Другими словами, огромная роль в неоклассической теории отведена внешнему фактору, действие которого очень слабо изучено.

Р. Солоу ограничился рассмотрением равновесного экономического роста, который характеризуется равномерным и одинаковым увеличением эндогенных макроэкономических параметров. Однако с помощью предложенной этим ученым модели можно провести и анализ оптимального равновесного роста, который характеризуется максимально возможным уровнем потребления. Норма накопления капитала, обеспечивающая равновесный экономический рост с максимальным уровнем потребления, называется оптимальной нормой или золотой нормой накопления капитала, определяемой по «золотому правилу» Е. Фелпса.

Итак, величина национального дохода может возрасти и в связи с ростом затрат капитала, труда, и в связи с качественными изменениями: рост квалификации занятых, инновации, совершенствование организации производства, рост образования в целом в масштабе общества и т.п. Смысл введения нового параметра связан с тем, что рост выпуска в эпоху НТР может быть вызван не только (и не столько) увеличением затрат, а некими иными, «неосязаемыми», в виде прироста труда и капитала, факторами. Особое внимание зарубежными и российскими учеными уделяется показателю, который в разных учебниках и монографиях имеет различные наименования: «показатель технических изменений», «изменение в эффективности производства», «индекс эффективности» и даже «мера нашего неведения». Последнее выражение нередко определяется как «остаток Абрамовитца» по имени американского экономиста М. Абрамовитца, исследовавшего этот тип производственной функции в середине 1950-х годов. Дальнейший анализ производственной функции с учетом технического прогресса связан с именами таких американских экономистов, как Р. Солоу, Дж. Мид, Э. Денисон и др.

МОНЕТАРИСТСКАЯ МОДЕЛЬ

Монетаристы считают, что рыночная система в состоянии автоматически достигать макроэкономического равновесия. Гибкость цен и ставок заработной платы гарантирует воздействие изменения совокупных расходов на цены товаров и ресурсов, а не на уровни производства и занятости. Суть монетарной политики - в регулировании объема предложения денег для стабилизации национального рынка. Монетаристы объявляют государственное регулирование вредным для развития предпринимательской инициативы, дестабилизирующим экономику и изначально бюрократичным. Поэтому они призывают к минимизации вмешательства государства в экономику, допуская лишь проведение фискальной политики.

Каждый из этих методов имеет свои плюсы и минусы, поэтому ту или иную политику и поэтому конкретный выбор зависит от системы научно - методологических предпочтений, избираемых соответствующими правительствами. Универсального правила регулирования экономикой не существует.

Заметный вклад в эту теорию внес Д. Рикардо. Он показал, что, несмотря на различия между деньгами металлическими и бумажными, и те и другие являются средством обращения. Зависимость М-Р распространяется на деньги в целом.

Следующий этап развитая данной теории связан с известным английским мыслителем и экономистом Джоном Стюартом Миллем (1806 - 1873 гг.). В своем главном труде "Основы политической экономии" (1848 г.) несколько глав посвящено монетарной теории. Ученый показал зависимость стоимости денег от спроса и предложения, раскрыл содержание биметаллизма, роль кредита в денежном обращении, специфику бумажных денег и опасность их избыточного предложения.

Переход количественной теории денег в новое качество связан с появлением уравнения обмена известного американского ученого, экономиста-математика, профессор Польского университета США Ирвинга Фишера (1867 - 1947 гг.), который нашел четкое логическое выражение самой сути количественной теории денег.

Количественное уравнение обмена стало ключевым в концепции монетаризма. С помощью уравнения обмена можно определить:

- денежную массу необходимую для размещения созданного в течение года реального продукта (М = Р Y / V);

- уровень иен (Р = М V/ Y);

- реальный продукт в ценах на начало года (Y=М V/ Р К)

- скорость обращения денежных единиц (V = Y/М).

Уравнение обмена при всей своей классической четкости не учитывало функции накопления денег, т.е. инвестиционного ресурса. Деньги в уравнении Фишера функционировали как средство обращения и платежа.

15. Способы и методы государственного налогового регулирования

Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения внутреннего валового продукта и национального дохода страны. В ходе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода реализуются фискальная и регулирующая функции налогов. Государство формирует свои доходы и целенаправленно воздействует на экономику.

Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

ь регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении «правил игры», то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;

ь регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

Известны три основных способа увеличения налоговых поступлений в бюджет:

ь Расширение круга налогоплательщиков;

ь Увеличение числа тех объектов, с которых взимаются косвенные налоги;

ь Повышение налоговых ставок и при прямом и при косвенном налогообложении.

Стремление государства увеличить поступления в бюджет принять можно, однако уровень налоговых ставок не должен превышать размера, при повышении которого их дальнейший рост не просто теряет смысл, но отрицательно сказывается на состоянии экономки.

Наиболее распространены следующие методы налогового регулирования:

o изменение массы налоговых поступлений;

o замена одних способов или форм обложения другими;

o дифференциация ставок налогов;

o изменение налоговых льгот и скидок;

o изменение сфер распространения налогов и др.

Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство создает необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг.

Налоговый механизм используется для выравнивания регионального уровня развития страны, стимулируя ускоренный рост в экономически слабо развитых районах путем частичного или полного освобождения от налогов находящихся там предприятий, предоставления им возможности ускоренного списания на издержки производства основных средств и т.д.

Налоговое регулирование затрагивает и социальную сферу. Это относится к экологии, социальной инфраструктуре, социальной защите населения. Расходы фирм, инвестирующих подобного рода мероприятия, как правило, исключаются из налогооблагаемой прибыли.

16 Необходимость и сущность государственного регулирования развития регионов

В условиях командно-административной системы управления экономика любой территории управлялась союзными, республиканскими, отраслевыми органами, а целостного управления экономикой не было. С трансформационными процессами и новыми условиями хозяйствования возникли дополнительные проблемы, связанные с территориальными особенностями формирования рыночных отношений. Это вызывает необходимость разработки и реализации обоснованной региональной политики государства на новом этапе его развития.

Формирование такой региональной политики должно исходить из следующих принципиальных требований:

1. Обеспечение единого общереспубликанского рынка, как интегрированной системы региональных рынков Казахстана.

2. Обоснование важнейших территориальных приоритетов, оптимизация размещения производительных сил, исходя из общих стратегических положений макроэкономической политики государства.

3. Обеспечение приоритета общереспубликанских интересов при формировании межгосударственных и межрегиональных связей

4. Рациональное использование многообразных экономических возможностей регионов, объективных преимуществ территориального разделения труда и экономической кооперации регионов.

5. Ориентация на собственные ресурсы и резервы регионального развития, дополненные системой государственной поддержки приоритетных, отстающих и неблагополучных регионов.

6. Преодоление чрезмерных региональных контрастов в социальных условиях за счёт поддержки отстающих и депрессивных районов. Обеспечение достойного уровня благосостояния в каждом регионе, создание примерно равных шансов для всех граждан независимо от места проживания.

7. Необходимость государственного решения важнейших региональных проблем, имеющих республиканское значение.

8. Обеспечение, мерами государственного воздействия, реализации территориального принципа социальной справедливости при проведении рыночных преобразований в регионах, объективно различающихся по своим параметрам региональная политика является составной частью общей политики государства, направленной на эффективное использование территориальных факторов жизнедеятельности и хозяйствования, для достижения стратегических целей и задач устойчивого социально-экономического развития страны. Цель региональной политики РК заключается в создании относительно равных возможностей для жизнедеятельности населения и эффективном использовании ресурсно-производственного потенциала каждого региона на основе рационального территориального разделения труда и формирования принципов развития территориального самоуправления.

Объектом государственного регулирования регионального развития является хозяйство республики, как определённая территориально-структуризованная система экономики её отдельных регионов (муниципальных образований). Предметом регулирующего воздействия со стороны государства являются процессы пространственного размещения и развития производительных сил в пределах территории республики, региональные аспекты формирования рыночных отношений, а также экономические, социальные и иные аспекты её отдельных регионов. Субъектом государственного регулирования регионального развития выступают республиканские и территориальные экономические органы. Основными формами государственного регулирования экономики являются нормы права, бюджетно-налоговые рычаги, кредитно-денежные инструменты и стратегическое планирование. Административно-правовое регулирование имеет своей целью организацию, с помощью норм права, различных видов деятельности людей, их социальных общностей; определение компетенции, объёма полномочий и обязанностей государственных и региональных органов управления, коммерческих организаций. Механизм правового регулирования составляют различные источники права -- нормативные акты, законы, указы, подзаконные акты

Цель и приоритеты Стратегии

Цель. Обеспечение устойчивого развития страны и создание благоприятных условий для жизнедеятельности населения на основе формирования конкурентоспособных специализаций в региональной и мировой экономике, рациональной пространственной организации экономического потенциала и расселения населения.

 

 

В условиях функционирования рыночной экономики вопросы развития и размещения экономического потенциала и расселения населения в основном определяются рыночными механизмами.

Вместе с тем государство должно обеспечивать системные условия для устойчивого экономического развития страны, благоприятной жизнедеятельности населения и рационального использования имеющегося ресурсного потенциала.

Соответственно должны претерпеть изменения задачи государства в регулировании процессов территориального развития.

Задачи государства на современном этапе заключаются в стимулировании концентрации экономических и трудовых ресурсов в экономически перспективных районах и благоприятных для жизнедеятельности природно-климатических зонах, создании условий для роста экономической активности субъектов рынка и формировании единого внутреннего экономического пространства, гармонично интегрированного с мирохозяйственной системой.

Реализация вышеуказанных задач должна учитывать геоэкономические и геополитические факторы развития страны. Глобализация и усиление международной конкуренции требуют выработки эффективной стратегии позиционирования страны на мировых рынках.

Регионы и крупные города должны заняться выработкой конкурентной стратегии и поиском места не только в национальной системе разделения труда, но и региональной и мировой.

Настоящая Стратегия определяет стратегические направления территориального развития страны, включая формирование экономического пространства и расселения населения, инфраструктурное обеспечение территорий во взаимоувязке со становлением кластеров, и будет служить основой для разработки или корректировки соответствующих государственных, отраслевых и региональных программ.

Кроме того, данный документ позволит определить основные приоритеты государственных инвестиций (включая средства национальных компаний), направленных на скоординированное развитие производственной, энергетической, инженерной, транспортно-коммуникационной и социальной инфраструктуры республиканского, межрегионального и областного значений.

Намечаемые Стратегией действия должны служить ориентиром для предпринимательского сектора, в том числе внешних инвесторов, при разработке и реализации своих текущих планов и долгосрочных стратегий развития.

 

17. Принципы и основные направления регулирования инвестиционной деятельности. На современном этапе развития Казахстана как нового независимого государства, ориентирующегося на рыночные отношения, главным направлением экономических реформ становится выработка и реализация инвестиционной политики государства, нацеленной на обеспечение высоких темпов экономического роста и повышение эффективности экономики.

Для решения этих задач, а также для обеспечения структурных преобразований экономики на основе программы действий правительства по углублению реформ и в условиях ограниченности внутренних источников финансирования исключительно важное значение приобретает привлечение иностранного капитала в экономику республики. Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций в экономику республики является основой, одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества Казахстана с зарубежными странами.

В процессе перехода Республики Казахстан на рыночные отношения параллельно создавалась и нормативно - законодательная база в области инвестиций.

5 апреля 1997 года №3444 Указом Президента “Об утверждении перечня приоритетных секторов экономики для привлечения прямых отечественных и иностранных инвестиций “, был определен список наиболее приоритетных и важных производств для привлечения инвестиций до 2000 года. В частности, такие отрасли как:

1. Производственная инфраструктура.

2. Обрабатывающая промышленность.

3. Объекты г. Акмолы.

4. Жилье, объекты социальной сферы и туризма.

5. Сельское хозяйство.

.

На улучшение инвестиционной деятельности влияет также и уровень развития малого и среднего бизнеса в республике, так как экономика любого государства не может нормально функционировать и развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса, причем малый бизнес играет все возрастающую роль в экономике республики. Поэтому было принято ряд постановлений, направленных на развитие, улучшение и защиту среднего и малого бизнеса (на поддержку малого предпринимательства).

Но эффективное использование инвестиционных ресурсов не мыслимо без Рынка ценных бумаг и в частности - Фондового Рынка, который в Казахстане, по сути, отсутствует, а значит, это является еще одной проблемой которую необходимо решить.

И вот, в целях реализации стратегии развития Казахстана до 2030 года, 28 января 1998 года за №3834 был принят Указ Президента РК, в котором была принята программа действий и в том числе в области инвестиционной политики, определены цели и приоритеты. В Указе рассмотрены вопросы по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Республике в условиях рыночной экономики, (наряду с экономическими и социальными вопросами), а также освещены вопросы, связанные с обеспечением эффективной защиты иностранных инвестиций. В разделе “Благоприятный инвестиционный климат” принято решение об ускоренном развитии Фондового Рынка, защите и поддержке малого бизнеса, и др.

Таким образом, в политическом и правовом плане в Республике Казахстан создан весьма благоприятный инвестиционный климат.

3. Инвестиционный климат - критерий зрелости рыночных реформ, доверия мирового сообщества к устойчивости прав собственности, к обстановке в данной стране в целом. В 1996 году ведущие рейтинговые агентства объявили о присвоении Казахстану кредитных рейтингов. Осенью 1996 года для выхода на международный финансовый рынок в результате проведенных кредитно-рейтинговых презентаций тремя ведущими международными агентствами Казахстану впервые присвоены рейтинговые оценки на уровне ВВ. Среди стран СНГ и Балтики Казахстан является вторым государством после России, получившим международный кредитный рейтинг. Насколько казахстанская политика устраивает зарубежных инвесторов, можно судить по итогам состоявшегося в начале декабря 1998 г. в Лондоне инвестиционного саммита, в ходе которого Казахстан был назван одной из самых привлекательных для вложения инвестиций стран СНГ.

На данном этапе главным направлением экономических реформ в Казахстане становиться выработка и реализация инвестиционной политики государства, нацеленная на обеспечение высоких темпов экономического роста.

Иностранные инвестиции играют очень важную роль в экономике любого государства или отдельной республики. Уже не первое десятилетие прямые иностранные инвестиции растут быстрее, чем международная торговля. Основными инвесторами, вложившими в экономику Республики Казахстан свои капиталы являются такие крупные страны как США, Германия, Великобритания, Япония, Южная Корея, Франция и др. Эти страны не только оживляют инвестиционный климат в РК, но и помогают развитию отечественной экономики. Привлечение иностранных инвестиций создает условия для реального улучшения производственной структуры экономики Казахстана, создания нового высокотехнологичного производства, модернизации основных фондов и технического перевооружения многих предприятий, эффективного использования имеющегося потенциала квалифицированных специалистов и рабочих республики, внедрения передовых достижений в области менеджмента, маркетинга и ноу-хау, наполнения внутреннего рынка качественными товарами отечественного производства с одновременным увеличением объемов экспорта в зарубежные страны.

С точки зрения политиков и экономистов республики, с участием иностранного капитала можно решать следующие задачи:

· повысить эффективность экспортного потенциала, преодолеть его сырьевую направленность;

· усилить экспортную экспансию страны и упрочить ее позиции на внешних рынках;

· развить импортозамещающие производства;

· повысить научно-технический уровень производства с помощью новой техники и технологий, методов управления и сбыта продукции;

· увеличить налоговые поступления в государственный бюджет;

· содействовать развитию отсталых и депрессивных районов;

· создать новые рабочие места в национальной экономике;

· использовать современный производственный и управленческий опыт через обучение и переподготовку кадров;

· достигнуть экономической самостоятельности Казахстана.

Казахстан стремится создать благоприятный социальный, финансово-экономический, правовой режим для деятельности иностранных инвесторов и соответствующий их интересам инвестиционный климат, решать одновременно свои проблемы и достигать поставленных целей. В связи с этим был разработан и введен в действие 27 декабря 1994 г. Закон Республики Казахстан "Об иностранных инвестициях", который определил правовой режим, формы осуществления и объекты вложений иностранных инвестиций в Республике Казахстан.

В феврале 1997 г. был принят Закон Республики Казахстан "О государственной поддержке прямых инвестиций", который четко определил положение инвесторов, делающих вливания в приоритетные сектора экономики Казахстана, а также перечень льгот и преференций, предоставляемых иностранным инвесторам.

Необходимость привлечения в экономику страны крупномасштабных инвестиционных ресурсов, рационального и эффективного использования иностранных и отечественных инвестиций потребовала создания единого государственного органа. В соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственной поддержке прямых иностранных инвестиций" был создан Государственный комитет Республики Казахстан по инвестициям, ныне Комитет по инвестициям Министерства иностранных дел Республики Казахстан, основным предназначением которого является содействие инвестиционной активности в целях динамичного развития экономики и общества.

 

18. Методы государственной поддержки аграрного производства

Статьи - АПК
М. Кантуреев В Казахстане сельскохозяйственные товаропроизводители работают в условиях льготного налогообложения, проводятся мероприятия по борьбе с болезнями растений, удешевляется стоимость элитных семян, племенной продукции, минеральных удобрений, работают программы лизинга сельскохозяйственной техники, государственных закупок зерна и животноводческой продукции, внедряются пилотные проекты по кредитованию через систему кредитных товариществ, реализуются "Государственная агропродовольственная программа Республики Казахстан на 2003-2005 гг.", "Государственная программа развития сельских территорий Республики Казахстан на 2004-2010 гг.". Первая программа направлена на обеспечение продовольственной безопасности республики на основе формирования эффективной системы агропромышленного комплекса и производства конкурентоспособной продукции. Для этого предусматривается решение следующих задач: обеспечение продовольственной безопасности; формирование эффективной системы агробизнеса; увеличение объемов продаж сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки на внутреннем и внешнем рынках; рационализация мер государственной поддержки сельскохозяйственного производства. Вторая - предусматривает решение следующих задач: разработку первоочередных мер по развитию экономической деятельности, инвестированию строительства, ремонта и реконструкции объектов социальной и инженерной инфраструктуры; организацию мониторинга социально-экономического развития и экономической безопасности сельских территорий; оценку земельных ресурсов; разработку нормативов и стандартов обеспеченности сельских жителей услугами социальной и инженерной инфраструктуры; реализацию программ стимулирования переселения сельских жителей; определение модели эффективного сельского расселения и проведения мероприятий по ее реализации. Эти задачи предполагаются реализовать в два этапа исходя из возможностей ресурсов из республиканского и местного бюджетов.

В настоящее время сельскохозяйственные товаропроизводители работают в условиях льготного налогообложения, для них устанавливается специальный налоговый режим: для крестьянских (фермерских) хозяйств применяется уплата единого земельного налога в размере 0, 1% стоимости земельного участка (вместо налогов: земельного, индивидуального подоходного, НДС, на транспортные средства, на имущество); для юридических лиц - патентная система в размере 20% (вместо налогов: корпоративного подоходного, социального, земельного, на имущество, на транспортные средства, на добавленную стоимость). В результате формирования рыночного механизма хозяйствования в аграрной сфере экономики и, прежде всего в сельском хозяйстве, повышается эффективность производства. Растут урожайность сельскохозяйственных культур, продуктивность животных, производство основных видов сельскохозяйственной продукции. Внедрение мероприятий организационно - технологически -экономического характера привело к тенденции повышения рентабельности сельскохозяйственного производства за счет выпуска конкурентоспособной продукции, т. е. появился собственный источник финансирования - прибыль. Анализ показывает, что основными причинами тяжелого финансового состояния сельскохозяйственных предприятий являются: формирование нерегулируемого рынка; разрыв сложившихся хозяйственных связей между сельскохозяйственными предприятиями и всеми хозяйствующими субъектами рынка; неэффективная приватизация сельскохозяйственных предприятий; диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию и услуги, сырье и продовольствие; монополизм агросервисных, заготовительных и торговых предприятий, низкий уровень государственной финансовой поддержки товаропроизводителей; либерализация внешнеэкономической деятельности без учета конкурентоспособности продукции; низкий уровень адаптации сельского населения к условиям рынка. В большинстве сельскохозяйственных формирований из-за недостатка финансовых средств, прибыли, кредитов, инвестиций, государственной финансовой поддержки нерационально используется их производственный потенциал, что не позволяет вести производство на самоокупаемости и самофинансировании. Прямая государственная поддержка должна быть направлена на стимулирование эффективности сельскохозяйственного производства. Бюджетные дотации и компенсации необходимо выплачивать эффективно функционирующим товаропроизводителям, независимо от форм хозяйствования. В регионах массового и устойчивого сельскохозяйственного производства государственные меры поддержки следует направлять на повышение его эффективности, а в регионах депрессивного сельского хозяйства субсидии должны быть переориентированы на создание дополнительных источников доходов для сельского населения. Целесообразно увеличить финансовые государственные расходы на сельскохозяйственное машиностроение и перерабатывающую промышленность. Следует повысить через Продовольственную корпорацию государственный заказ на зерно и хлопок в размере до 50% по ценам, возмещающим затраты и позволяющим получать определенную доходность, с обязательным бюджетным финансированием (50% - на выполнение основных работ и 50% - при реализации продукции). Задачи должны быть направлены: на определение реального соотношения цен посредством свободного ценообразования на рынках материально-технических ресурсов и сельскохозяйственной продукции; обеспечение равных прав и условий для сельскохозяйственных товаропроизводителей (демонополизация и защита экономической конкуренции, содействие развитию предпринимательства, свободное продвижение товаров и ресурсов, прозрачность рынков); определение уровня гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию с учетом оценки издержек производства и соблюдения технологических процессов и соотношения рыночных цен на сельскохозяйственную продукцию и на средства производства; для обеспечения паритета цен определить порядок предоставления дотаций и компенсаций затрат на производство сельскохозяйственной продукции (горюче-смазочные материалы, минеральные удобрения, средства защиты растений, животных и т. д.), государственное регулирование цен на продукцию естественных монополии на материально-технические ресурсы. Одно из направлений решения привлечения кредитных ресурсов и упрощения процесса реализации зерна является система зерновых расписок (зерновых векселей), которые служат в качестве платежного и залогового средства для взаиморасчетов. Зерновая расписка - один из основных инструментов финансирования торговли зерном, ценная бумага, эмитируемая зарегистрированным зернохранилищем. Ликвидность переуступаемых складских расписок, стоимость которых определяется рыночной ценой зерна, должна обеспечиваться обязательным приемом их органами государственной власти в счет погашения кредитов, бюджетных ссуд, оплаты платежей. Их владелец имеет право свободного распоряжения зерном и может в любой момент вывезти его из элеватора, оплатив услуги по хранению. Зерновые расписки могут служить средством исполнения поставок по фьючерсным контрактам и стать единым документом для торговли зерном.

19. Цели денежно-кредитного регулирования экономики Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

Нерегулируемая деятельность коммерческих банков может привести к циклическим колебаниям деловой активности, т.е. в периоды инфляции им выгодно увеличивать денежное предложение, а в период депрессии - уменьшать, усугубляя тем самым кризис. Поэтому необходима взвешенная государственная политика регулирования денежного обращения. Эту роль главного координирующего и регулирующего органа всей денежной системы страны выполняет центральный (эмиссионный) банк.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.184.7 (0.049 с.)