Механизм реализации программы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизм реализации программы



Программой предусматривается поэтапное выполнение намечаемых мероприятий, более тесная увязка основных элементов государственной политики в области малого предпринимательства с основными механизмами реформирования экономики, осуществляемых в рамках реализации Стратегии развития "Казахстан-2030", Программы действий Правительства Республики Казахстан и основных направлений государственной промышленной политики.

Она позволяет в максимальной степени интегрировать интересы и возможности всех структур центрального и регионального уровней, занимающихся поддержкой, развитием и защитой малого предпринимательства.

Программа направлена на поддержку и защиту малого предпринимательства на государственном уровне путем инициирования разработки и совершенствования правовой базы, гибкого финансово-кредитного механизма, целостной системы информационного, научно-методического и кадрового обеспечения, программных решений по объектам инфраструктуры в тесной увязке с мероприятиями региональных программ.

Отличительной особенностью Программы является более четкое разграничение полномочий и ответственности между центральными исполнительными органами и акимами регионов за решение вопросов поддержки, развития и защиты малого предпринимательства.

О ходе выполнения Программы уполномоченный орган будет ежеквартально представлять отчет Президенту и в Правительство. Правительство по согласованию с Парламентом проводит не менее двух раз в год парламентские слушания по вопросам поддержки и защиты малого предпринимательства.

Кроме того предполагается внесение изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые акты, обязывающие Генеральную прокуратуру два раза в год представлять доклад о состоянии исполнения законодательства по государственном поддержке малого бизнеса.

Возложенные на Агентство Республики Казахстан по поддержке малого бизнеса вопросов координации деятельности центральных и региональных органов исполнительной власти, а также общественных объединений предпринимателей по реализации Программы позволит обеспечить целенаправленное выполнение мероприятий.

 

24. Основные направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РК

Методы государственной поддержки малого и среднего бизнеса

Важнейшие направления государственной поддержки малого предпринимательства:

- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого и среднего предпринимательства;

- создание льготных условий использования субъектами малого и среднего предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

- установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, включая содействие их торговым, научно-техническим, информационным и производственным связям с зарубежными государствами;

- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

К настоящему времени в РК сложились и функционируют системы налогообложения малых и средних предприятий.

Общеустановленная система, при которой малые предприятия и индивидуальные предприниматели платят те же налоги, что и другие налогоплательщики: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на прибыль и др. При этом малые предприятия получают
помимо общих специальные льготы. Так, по налогу на прибыль при определенных условиях они пользуются «налоговыми каникулами», а по НДС с -- необлагаемым минимумом. Упрощенная система налогообложения в форме единого налога на доход или выручку малых предприятий. Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности. Объектом налога здесь выступает потенциально возможный доход (вмененный доход), исчисленный на единицу физического показателя, который корректируется повышающими (понижающими) коэффициентами.

Были также приняты программы поддержки малого и среднего предпринимательства: «Программа государственной поддержки малого предпринимательства». В соответствии с этой программой фонду поддержки малого предпринимательства были выделены ассигнования из бюджета на финансирование приоритетных мероприятий данной программы. Однако из-за отсутствия должного финансирования, а также несогласованности действий исполнителей намеченного мероприятия эта программа не была выполнена. Из 81 намеченного мероприятия полностью выполнено лишь чуть больше половины (53%), частично -- одна четверть (25%) и не выполнено 22% намеченных мероприятий. Определенное внимание уделяется развитию малого и среднего предпринимательства в регионах РК. Почти во всех регионах разработаны собственные программы развития малого бизнеса, более чем в половине из них созданы специальные органы и фонды поддержки малого предпринимательства. Необходимо отметить, что в соответствии с проводимой Национальным банком политикой наметились позитивные тенденции в развитии банковской системы.

Также одной из главных причин отказа банков в кредите является отсутствие у субъектов малого и среднего бизнеса ликвидного, с точки зрения банка, обеспечения. При этом, наблюдается занижение банками оценочной стоимости закладываемого имущества, которая составляет от 50% до 85% рыночной стоимости.

В этой связи, в целях создания предпосылок для перехода на более высокий уровень развития предпринимательства в Казахстане, необходимо создание альтернативных схем и новых форм государственной поддержки малого бизнеса, изучение современных финансовых механизмов и технологий в развитых и развивающихся странах и внедрение их в отечественную практику.

Проведенный анализ состояния и проблем развития малого и среднего бизнеса, показал, что наряду со многими факторами и причинами, сдерживающими его развитие, до сих пор в числе важнейших остаются финансовые, а именно: сложности в доступности банковских кредитов, неразвитость прогрессивных и альтернативных форм финансово-кредитной инфраструктуры, а также проверенных в мировой практике методов и форм взаимно заинтересованных отношений финансово-кредитной системы, государства и малого бизнеса.

Механизм эффективного кредитования банками субъектов малого бизнеса: оказание финансовой поддержки малому бизнесу путем создания и развития небанковских кредитных учреждений.

В связи с этим, необходимо отметить, что в Казахстане практически сформировано законодательство по поддержке и защите малого бизнеса.

Так, с принятием Закона «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 19 июня 1997 года, к субъектам малого предпринимательства относятся индивидуальные предприниматели, производственные кооперативы, хозяйственные товарищества (кроме акционерных обществ) - предприятия со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и общей стоимостью активов в среднем за год не свыше шестидесяти тысяч расчетных показателей. Кроме того, в данном правовом акте были конкретно определены основные направления и меры по государственной поддержке малого предпринимательства.

Как известно, необходимым условием создания благоприятных условий для развития бизнеса является предоставление реальной возможности субъектам малого и среднего бизнеса для сбыта производимой продукции. В этих целях в Законе «О государственных закупках» было предусмотрено их участие в производстве продукции (работ, услуг) для государственных нужд. Однако предоставление преференций носило чисто декларативный характер. Поэтому отдельным пунктом законодательно закреплен порядок формирования заявок субъектов малого бизнеса.

В настоящее время многие малые предприятия предлагают на внутреннем рынке низко технологичную продукцию и простейшие виды услуг. Это связано с тем, что объем их возможного потребления определяется спросом населения, перерабатывающих предприятий, а также государства в лице организаций, финансируемых из бюджета. В этой ситуации необходимо внести в Закон «О государственных закупках» перечень нормативно-правовых мер, ориентирующих повседневный спрос бюджетных организаций на приобретение на тендерной основе фиксированного объема продукции и услуг у субъектов малого бизнеса, при этом в законодательном порядке наложить запрет на покупку импортных товаров, аналоги которых производятся в Казахстане малыми предприятиями.

На сегодняшний день поддержка, рост и развитие предпринимательского движения в сфере малого и среднего бизнеса является приоритетным направлением государственной политики Казахстана.

Проведенный в работе анализ взаимоотношений субъектов малого и среднего бизнеса с бюджетом показал, что доходы государства должны увеличиваться не за счет повышения налоговой ставки и налогового бремени, а за счет расширения налоговой базы, в результате увеличения количества действующих на рынке предприятий, выхода вследствие облегчения налогов из нелегального бизнеса множества субъектов малого предпринимательства.

Снижение залоговой нагрузки на предпринимателей позволит также увеличить размер собственных средств предприятий, что, во-первых, уменьшит их потребность в заемных средствах для развития своей деятельности; во-вторых, улучшит коэффициенты кредитоспособности заемщика, если все-таки возникнет необходимость в дополнительных финансовых ресурсах.

25. Механизм государственного регулирования занятости и рынка труда в Республике Казахстан

Современный рынок труда - это сфера не столько противостояния предпринимателей и работников, сколько компромиссов и договорённостей сторон: продавцов и покупателей рабочей силы при посреднической роли государства.

Политика на рынке труда в ближайшем периоде будет направлена на:

обеспечение прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре занятости населения;

переориентацию экономически активного населения на новые формы трудовых отношений;

достижение сбалансированности предложения рабочей силы и числа рабочих мест;

предупреждение массовой безработицы на местных рынках труда;

создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест;

развитие кадрового потенциала путём совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров;

рост мобильности трудовых ресурсов.

Государственное регулирование рынка труда целесообразно рассматривать как многоуровневый процесс. В обобщённом виде иерархию процесса можно представить в виде трёх уровней: макроуровня, регионального уровня и микроуровня.

На макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи:

1. Согласование финансово - кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономических политик с системой целей регулирования рынка труда. К этой задаче относятся вопросы принятия решений о государственных заказах и закупках продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного, экологического и социального назначения, о государственных инвестиционных программах, дотациях, субвенциях, кредитах и налоговых льготах, направленных на поддержание и развитие производства в приоритетных отраслях. Особая задача - регулирование внешнеэкономических связей в интересах занятости.

2.Согласование социальной, демографической, миграционной политик с целями и приоритетами регулирования рынка труда. В число задач этого блока входят минимизация оттока квалифицированных кадров за рубеж, ограничение нежелательных и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых в данном контексте как цена труда.

3. Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения. В число задач данного блока входят организационное развитие Министерства труда и социального развития, в том числе службы занятости и других структур. Основой данного блока является политика Министерства труда и социального развития (службы занятости) на рынке труда.

На региональном уровне государственное регулирование рынка труда в основном должно осуществляться в тех же направлениях. Субъектами регулирования в регионах являются соответственно органы законодательной и исполнительной власти. Перечень составных элементов регулирования рынка труда на уровне регионов уже, чем на общегосударственном уровне. Часть названных выше направлений регулирования осуществляется преимущественно властями федерального уровня: такова в основном демографическая политика, многие аспекты внешнеэкономической политики регулируются также на федеральном уровне. В значительной степени на федеральном уровне регулируются основные направления финансово - кредитной политики. Тем не менее, регионы должны включать регулирование рынка труда в число основных приоритетов и в рамках своей компетенции (разграничения полномочий с федеральными органами) и возможностей соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов регулировать доходы, трансфертные платежи и через уровень жизни - уровень предложения рабочей силы в регионе, регулировать демографическое качество населения (снижение заболеваемости, травматизма, пьянства и, в конечном счёте, смертности трудоспособного населения), регулировать миграционные процессы. На региональном уровне также в интересах рынка труда возможно осуществление программ жилищного, транспортного и производственного строительства, государственных закупок продукции предприятий всех форм собственности для нужд транспорта, связи, экологических, социальных и других, предоставление предприятиям дотаций, кредитов и налоговых льгот, направленных на поддержание и развитие производства в приоритетных отраслях. На региональном уровне во многих случаях более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, индивидуального, малого бизнеса.

На микроуровне регулирование рынка труда включает законодательное и иное нормативное регулирование, финансовое, налоговое стимулирование поведения на рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных и незарегистрированных предпринимателей и домохозяйств.

На предприятиях осуществляется управление персоналом, развитие систем отбора и внутрифирменных перемещений, подготовки и переподготовки кадров. От успешного решения предприятиями задач в сфере управления персоналом зависит как общая ситуация с занятостью в стране и регионе, так и рыночная конкурентоспособность самих предприятий. В конечном счёте именно на предприятиях производится сохранение и создание новых рабочих мест, “деление” рабочих мест, перевод части работников в режимы неполного рабочего времени и отпусков по инициативе администрации.

В домохозяйствах осуществляются основные функции воспроизводства рабочей силы, от уровня благосостояния семей зависит суммарное предложение труда в стране и регионе. Домохозяйства, традиционно являвшиеся в нашей стране в последние десятилетия потребительскими ячейками общества, теперь частично восстановили производственные функции. Фермерские и некоторые другие предпринимательские домохозяйства являются, наряду, с предприятиями субъектами воссоздания рабочих мест. Поддержка экономической активности домохозяйств так же входит в число приоритетов регулирования рынка труда.

26. Формирование государством конкурентной среды в экономике РК

Конкуренция, исполняя в экономике роль системного фактора, определяет основные параметры рыночного хозяйства. Отбрасывая неэффективные хозяйственные звенья, конкуренция предопределяет развитие производства и выступает в качестве механизма регулирования отраслевых пропорций. Выступая методом экономического контроля, способствует стимулированию к непрерывному совершенствованию посредством формирования критерии эффективности.
В институциональной организации рыночной экономики конкуренция как институт рынка занимает особенное положение, позволяя предпринимателям правильно реагировать на рыночные сигналы. Среди прочих рыночных институтов конкуренция характеризуется той специфической особенностью, что лишена свойств самоорганизации и устойчивости. Она не может быть ни результатом согласованных действий, ни следст­вием поведения хозяйствующих субъектов, что указывает на необходимость регулирования самой конкуренции извне как условия ее сохранения.
В связи с этим особый интерес представляет выявление тех институциональных условий, которые обеспечивали бы максимально благоприятную среду для функционирования и развития конкуренции. Только в этом случае конкуренция будет играть роль эффективного координатора и фактора целостности хозяйственной системы.
Изучение эволюции теоретических взглядов на конкуренцию выявляет различное ее понимания. В научной литературе выделяют поведенческую, структурную и функциональную трактовки этого понятия [1]. В поведенческой трактовке конкуренция рассматривается с позиций совершенствования методов конкурентной борьбы, выявления поведенческих особенностей хозяйствующих субъектов, ее содержание сводят к борьбе за платежеспособный спрос. В структурной трактовке акцент переносится на анализ структуры рынка, тех условий, в которых она существует. Содержательная сторона усматривается в степени свободы принятия решений фирмой. В функциональном отношении конкуренция трактуется в качестве стимулятора инновационного процесса. Названные трактовки отражают важные аспекты конкуренции, но все они даются с позиции соперничества между предпринимателями.
Проанализируем конкуренцию не только с точки зрения механизма взаимодействия между соперничающими хозяйствующими субъектами, а как непрерывный поток возобновляющихся соревновательных условий деятельности предпринимательства. С этой точки зрения, трактовка понятия «конкуренции» сводится к формированию и поддержанию условий, обеспечивающих соревновательный характер взаимодействия хозяйствующих субъектов. Такое понимание содержания конкуренции способствует выявлению проблем, заключающихся в обеспечении высокого конкурентного потенциала экономики страны.
Основополагающими характеристиками конкурентной среды выступают:
— неограниченность числа участников, абсолютно свободный доступ на рынок и выход из него. Это предполагает свободу предпринимательской деятельности, наличие различных форм собственности, исключение всех форм дискриминации потребителей. Каждый обладатель денежного дохода, намеревающийся воплотить свою потребность в спрос, имеет право купить нужные ему товары и услуги;
— мобильность материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов. Свободное перемещение капитала приводит к расширению производства и росту объема сбыта, следствием чего является привлечение дополнительных ресурсов, применение более эффективных их комбинаций, использование законсервированных мощностей и освоение передовых технологий;
— полная информированность каждого участника конкуренции о предложении и спросе, ценах, нормах прибыли. Неполная информация может служить источником дискриминации;
— невозможность одних участников рынка оказывать влияние на решения, принимаемые другими участниками. При большом количестве субъектов рынка решения по индивидуальной цене не отражается на рыночной цене. Реальные уровни цен мало зависят от желаний отдельных субъектов экономики и устанавливаются механизмом рынка.
В основе развития конкурентной среды лежит принцип свободы предпринимательства. Предпринимательство выступает структурообразующим фактором, содействующим формированию и развитию конкурентной среды. Качественными особенностями предпринимательства являются полная хозяйственная самостоятельность, конкурентно-состязательный режим функ­ционирования, персонифицированный характер отношений, высокая организационно-функциональная гибкость и мобильность. В то же время конкуренция, противодействуя абсолютному доминированию какого-либо из преимуществ хозяйствующих субъектов, изначально обусловливает существование их самых разнообразных типов и форм.
В качестве базисных принципов организации конкурентной среды выступают:
1) расщепление экономической власти;
2) равенство принципов хозяйствования;
3) многообразие организационных форм хозяйствующих субъектов;
4) наличие рыночной власти как условие реализации предпринимательской функции.
С одной стороны, конкурентная среда должна обеспечивать условия равенства, с другой — она представляет собой процесс реализации имеющихся у хозяйствующих субъектов преимуществ. Данное противоречие, несомненно, угрожает существованию самой конкуренции. При этом не следует забывать, что оно же служит и внутренним мотором ее развития. Поэтому единственно верным способом его разрешения является поддержание конкурентных условий извне, отчего необходимость в упорядочении конкурентной среды становится объективным фактором ее существования [2]. Суть равных принципов хозяйствования сводится к обеспечению таких условий, при которых обеспечивалось бы равновесие извлекаемой из разных видов хозяйственной деятельности выгоды. Рассредоточение экономической власти будет обусловливать многообразие ее организационных форм, а равенство принципов хозяйствования — противодействовать абсолютному доминированию какого-либо из преимуществ этих форм. Преимущества крупных предприятий — экономическая мощь и масштабность, малых — предпринимательская гибкость, а специализированные предприятия выигрывают благодаря своей инновационной деятельности. Сегодня в Республике Казахстан развитие рыночной конкуренции подвергается существенному влиянию под действием не рыночных механизмов («невидимой руки рынка»), а внешних факторов. Данное влияние в основном происходит по причине искаженности в Казахстане «духа» предпринимательства и в силу следующих обстоятельств:
— высокого уровня концентрации отечественной экономики в добывающем секторе, особенно в горнодобывающем и металлургическом;
— несовершенной приватизации;
— передачей в собственность иностранным инвесторам практически всех основных производств;
— приход монополии во власть (вся законодательная часть была поставлена на ее службу).
В Казахстане стало преобладать монопольное или олигопольное поведение субъектов рынка. В начальный период рыночных преобразований это способствовало восстановлению экономики. Особенностью национальной экономики, с одной стороны, была сырьевая направленность, с другой — неадекватность отечественного капитала потребностям общества. Передача в собственность иностранным инвесторам всех основных производств способствовала одновременно подъему производств и в то же время утрате части суверенитета.

 

27.Сущность, структура и механизм государственного регулирования агропромышленного сектора экономики

С древнейших времен и до наших дней земля составляет основу существования человеческого общества. Земля всегда важнейшим первичным фактором производства, а рождаемая ее сельскохозяйственная продукция – материальной основой жизни. Земля служит также пространственным базисом для размещения производительных сил и расселения людей. И даже в ближайшей перспективе, несмотря на достижения научно-технического прогресса, земля остается фундаментом человеческой цивилизации.

Основой решения экологической и продовольственной проблем в аграрном секторе экономики является повышение плодородия земельных ресурсов, увеличение их продуктивности. Выделяют следующие виды плодородия: естественное, искусственное и экономическое.

Естественное, природное плодородие – это результат протекающих в течение многих тысяч лет геологических, климатических и почвообразовательных процессов. От естественного плодородия зависит доступность их для сельского хозяйства и выпуска сельскохозяйственной продукции.

Искусственное плодородие – это плодородие, созданное дополнительно человеком, и целиком зависящее от антропогенных воздействий.

Совокупность естественного и искусственного плодородия составляют экономическое плодородие. Количественно экономическое плодородие выражается в производстве сельскохозяйственной продукции на единицу площади.

Проблемой номер один в мире в сельском хозяйстве стало падение естественного плодородия почв. Тип воспроизводства естественного плодородия определяет и тип производства сельского хозяйства:

 Неполное суженное воспроизводство, или природоемкий тип сельскохозяйственного воспроизводства, при котором наблюдается уменьшение естественного плодородия.

 Простое, суженное воспроизводство плодородия, или природоохранный тип сельского хозяйства.

 Расширенное воспроизводство естественного плодородия, или природоулучшающий тип сельскохозяйственного производства.

Первый тип воспроизводства естественного плодородия соответствует техногенному типу развития аграрного сектора, второй и третий- устойчивому развитию.

Ориентация на воспроизводство только экономического плодородия может привести к крайне неблагоприятным экологическим и экономическим последствиям. По мере снижения естественного плодородия, деградация агроэкосистем во многих районах результативность техники, минеральных удобрений, пестицидов становится меньше.

По видимому, существует объективный природный предел, порог снижения естественного плодородия, при приближении к которому вся техническая мощь человека, созданные им искусственные средства производства становятся менее эффективными. Необходимо знать величину такого экологического порога, чтобы избежать негативных последствий приближения к нему.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.024 с.)