Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2: источники аграрного праваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Студенты должны начинать рассмотрение указанной темы с уяснения понятия, признаков и особенностей источников аграрного права. В теории права «источники права» понимаются как в материальном, так и в формальном или юридическом смысле. Источник права в материальном смысле – это общественные, социальные, экономические условия, которые обусловливают процесс нормообразования, правоустановления посредством государственной деятельности и которые составляют социальную основу права. Источник права в юридическом смысле - это нормативные правовые акта органов государственной власти и местного самоуправления, которые служат формой внешнего выражения норм права. Источники аграрного права служат формой выражения и закрепления аграрной политики государства. Источник аграрного права – нормативно-правовой акт, регулирующий правоотношения, возникающие в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий. Задачами аграрного законодательства на современном этапе являются: - обеспечение продовольственной безопасности государства; - государственная поддержка и защита интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей; - устойчивое развитие сельских территорий. Можно говорить о том, что регулятором аграрных правоотношений являются как нормативные акты, являющихся результатом деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, так и правовые акты сельскохозяйственных предприятий и других субъектов аграрных правоотношений, играющие большую роль в правовом обеспечении аграрной и земельной реформы на локальном уровне. Классификация источников аграрного права. Источники аграрного права классифицируются по различным основаниям: по предмету регулирования, по юридической силе, по сфере действия, по уровню систематизации и др. Студентам необходимо уметь классифицировать источники аграрного права по различным основаниям. Традиционно система источников аграрного права выглядит следующим образом: 1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации 2. Конституция Российской Федерации 3. Федеральные конституционные законы 4. Федеральные законы 5. Указы и распоряжения Президента РФ 6. Постановления и распоряжения Правительства РФ 7. Нормативные и иные правовые акты федеральных органов исполнительной власти 8. Нормативные и иные правовые акты субъектов РФ 9. Акты органов местного самоуправления 10. Локальные правовые акты Студентам необходимо усвоить место норм основных отраслей права в системе источников аграрного права. В системе источников аграрного права значительное место занимают нормы основных отраслей права (конституционного права, административного права, гражданского права и др.). Нормы Конституции РФ являются основными для построения любой отрасли российского права. На положениях административного права строятся такие институты аграрного права, как государственное регулирование агропромышленным производством в Российской Федерации и административная ответственность за правонарушения в сельском хозяйстве. Основные положения правового статуса субъектов сельскохозяйственного производства, имущественные отношения, возникающие в агропромышленном комплексе базируются на нормах гражданского права. Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации, в том числе и земель сельскохозяйственного назначения. Также необходимо изучить значение норм других отраслей российского права для регулирования аграрных отношений: уголовного, трудового, финансового и др. Конституция РФ является основным источником для любой отрасли права. Конституционные положения являются отправными и для аграрного права. К таким положениям относятся: - Ст. 9 – Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. - Ст. 36 – Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. - Ст. 42 – Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. - Ст. 71 – определяет предметы ведение РФ, к которым в сфере агропромышленного комплекса относятся: в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; д) федеральная государственная собственность и управление ею; е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального развития Российской Федерации; ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, основы ценовой политики; з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития. - Ст. 72 – определяет предметы совместного ведения РФ и ее субъектов, к которым относятся: б) защита прав и свобод человека и гражданина; в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; г) разграничение государственной собственности; д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; к) административное, трудовое, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. Необходимо отметить, что аграрное законодательство прямо не установлено Конституцией РФ в качестве предмета совместного ведения РФ и ее субъектов. Конституционное размежевание полномочий между Федерацией и ее субъектами в области аграрных отношений важно потому, что они регулируются как гражданским законодательством, относящимся к ведению РФ, так и административным, финансовым, земельным, относящимися к совместному ведению РФ и ее субъектов. Студенты должны определить круг правоотношений, регулируемых непосредственно федеральным законодательством и регулируемых как федеральными, так и региональными нормами. - Ст. 2 закрепляет, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Ст. 17 признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Ст. 18 определяет, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. - Ст. 8 гарантирует в Российской Федерации единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. - Ст. 34 закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. - Ст. 35 говорит о том, что право частной собственности охраняется законом. Студентам необходимо уяснить, что главенствующее положение Конституции РФ среди других законов обусловлено тем, что она имеет наивысшую юридическую силу среди других нормативных актов – законов и обладает прямым действием на всей территории РФ. Соответственно российское законодательство не может в своих нормах противоречить нормам Конституции РФ. Студентам необходимо рассмотреть нормы федеральных конституционных законов РФ в части регулирования ими аграрных правоотношений (Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 29.01.2010) "О Правительстве Российской Федерации"; Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 09.11.2009) "Об арбитражных судах в Российской Федерации"; Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005) "О чрезвычайном положении"). В настоящее время, как отмечают, повышается роль закона в регулировании аграрных отношений. Студентам необходимо уяснить, что при регулировании аграрных и связанных с ними правоотношений используются два вида правового регулирования: унифицированное и дифференцированное. Унифицированные нормативно-правовые акты составляют основу нормативного регулирования аграрных отношений и являются отправной точкой для формирования всего аграрного законодательства в целом. Такими актами признаются те, которые в равной мере единообразно регулируют аграрные отношения в частном, кооперативном, государственном секторах сельского хозяйства (например, ФЗ «О развитии сельского хозяйства»). Дифференцированное законодательство регулирует и определяет правовое положение отдельных субъектов аграрных правоотношений (например, ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и др.); осуществляет правовое регулирование отдельных отраслей сельского хозяйства ФЗ «О ветеринарии», ФЗ «О племенном животноводстве», ФЗ «О семеноводстве», ФЗ «О селекционной деятельности» и др.) Одной из особенностей аграрного законодательства является то, что в нем содержится большой массив комплексных нормативно-правовых актов, предназначенных специально для регулирования аграрных отношений. Необходимо определить, какие федеральные законы и в какой мере регулируют общественные отношения в агропромышленном комплексе, какие из них главные, головные, а какие косвенно участвуют в регулировании, какие юридические средства обеспечат надлежащее финансирование, кредитование, перераспределение собственности, применение льгот, государственную поддержку в сельском хозяйстве. Особенности аграрного законодательства определяются, в первую очередь, спецификой сельскохозяйственного производства как такового (использование земли как основного средства производства; использовании живых организмов для производства продукции; влияние погодных, климатических факторов на процесс производства; сезонный характер производственной деятельности; традиционный уклад жизни населения, работающего на селе и связанного с сельским хозяйством). В силу этих причин правовое регулирование сельскохозяйственных отношений также обладает определенной спецификой. В частности, в аграрном секторе существуют такие специфические формы организации производства, как крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства; специальными законодательными актами регулируется деятельность сельскохозяйственных производственных и потребительских кооперативов; право на результаты селекционной деятельности закрепляется в нормах специального законодательства и т.д. Предмет регулирования отрасли достаточно сложен и носит комплексный характер, аграрное законодательство массивно и содержит в себе множество разрозненных нормативно-правовых актов, поэтому в науке аграрного права велись споры о необходимости разработки и принятия единого нормативно-правовой акт, который составлял бы ядро и основу данной отрасли. Предлагались проекты различных нормативных актов, в том числе Аграрный кодекс. Одни ученые (например, проф. Быстров Г.Е.), предлагающие такой проект, говорили об Аграрном кодексе как о едином нормативно-правовом акте, который бы регулировал весь комплекс правоотношений, складывающихся в сфере агропромышленного производства. Его структура включала бы в себя разделы, содержащие нормы о государственном регулировании в сельском хозяйстве, особенностях права природопользования и охраны окружающей среды в сельском хозяйстве, особенностях правового регулирования трудовых отношений в сельском хозяйстве, финансировании, кредитовании и ценообразовании в агропромышленном комплексе, договорах в сельском хозяйстве, о системе страхования в сельском хозяйстве, ответственности за нарушения аграрного законодательства, юридической службе в сельском хозяйстве, международном сотрудничестве в области сельского хозяйства Ряд ученых считают (например, Минина Е.Л.), что принятие Аграрного кодекса нецелесообразно. Свою точку зрения они объясняют тем, что объединение в одном нормативном акте всех вопросов, имеющих отношение к сельскому хозяйству и агропромышленному комплексу нелогично и не приведет к более эффективному регулированию аграрных правоотношений. Создание единого нормативно-правового акта приведет к изъятию отдельных норм из многих нормативных актов, что влечет за собой разрушение сложившейся системы и структуры российского законодательства. Теоретические дискуссии по вопросу принятия «головного» закона, определяющего развитие отрасли, приобрели особую актуальность в связи с утратой силы Федерального закона «О государственном регулировании агропромышленного производства» 1997 г. и разработкой проекта Федерального закона «О развитии сельского хозяйства». В результате многочисленных споров указанный закон был принят 29.12.2006.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 546; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.110 (0.009 с.) |