ТОП 10:

ТЕМА 2: ИСТОЧНИКИ АГРАРНОГО ПРАВА



Студенты должны начинать рассмотрение указанной темы с уяснения понятия, признаков и особенностей источников аграрного права.

В теории права «источники права» понимаются как в материальном, так и в формальном или юридическом смысле. Источник права в материальном смысле – это общественные, социальные, экономические условия, которые обусловливают процесс нормообразования, правоустановления посредством государственной деятельности и которые составляют социальную основу права. Источник права в юридическом смысле - это нормативные правовые акта органов государственной власти и местного самоуправления, которые служат формой внешнего выражения норм права. Источники аграрного права служат формой выражения и закрепления аграрной политики государства.

Источник аграрного права – нормативно-правовой акт, регулирующий правоотношения, возникающие в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий.

Задачами аграрного законодательства на современном этапе являются:

- обеспечение продовольственной безопасности государства;

- государственная поддержка и защита интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- устойчивое развитие сельских территорий.

Можно говорить о том, что регулятором аграрных правоотношений являются как нормативные акты, являющихся результатом деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, так и правовые акты сельскохозяйственных предприятий и других субъектов аграрных правоотношений, играющие большую роль в правовом обеспечении аграрной и земельной реформы на локальном уровне.

Классификация источников аграрного права.

Источники аграрного права классифицируются по различным основаниям: по предмету регулирования, по юридической силе, по сфере действия, по уровню систематизации и др. Студентам необходимо уметь классифицировать источники аграрного права по различным основаниям.

Традиционно система источников аграрного права выглядит следующим образом:

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации

2. Конституция Российской Федерации

3. Федеральные конституционные законы

4. Федеральные законы

5. Указы и распоряжения Президента РФ

6. Постановления и распоряжения Правительства РФ

7. Нормативные и иные правовые акты федеральных органов исполнительной власти

8. Нормативные и иные правовые акты субъектов РФ

9. Акты органов местного самоуправления

10. Локальные правовые акты

Студентам необходимо усвоить место норм основных отраслей права в системе источников аграрного права. В системе источников аграрного права значительное место занимают нормы основных отраслей права (конституционного права, административного права, гражданского права и др.). Нормы Конституции РФ являются основными для построения любой отрасли российского права. На положениях административного права строятся такие институты аграрного права, как государственное регулирование агропромышленным производством в Российской Федерации и административная ответственность за правонарушения в сельском хозяйстве. Основные положения правового статуса субъектов сельскохозяйственного производства, имущественные отношения, возникающие в агропромышленном комплексе базируются на нормах гражданского права. Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации, в том числе и земель сельскохозяйственного назначения. Также необходимо изучить значение норм других отраслей российского права для регулирования аграрных отношений: уголовного, трудового, финансового и др.

Конституция РФ является основным источником для любой отрасли права. Конституционные положения являются отправными и для аграрного права.

К таким положениям относятся:

- Ст. 9 – Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

- Ст. 36 – Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

- Ст. 42 – Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

- Ст. 71 – определяет предметы ведение РФ, к которым в сфере агропромышленного комплекса относятся: в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; д) федеральная государственная собственность и управление ею; е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального развития Российской Федерации; ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, основы ценовой политики; з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития.

- Ст. 72 – определяет предметы совместного ведения РФ и ее субъектов, к которым относятся: б) защита прав и свобод человека и гражданина; в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; г) разграничение государственной собственности; д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; к) административное, трудовое, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Необходимо отметить, что аграрное законодательство прямо не установлено Конституцией РФ в качестве предмета совместного ведения РФ и ее субъектов. Конституционное размежевание полномочий между Федерацией и ее субъектами в области аграрных отношений важно потому, что они регулируются как гражданским законодательством, относящимся к ведению РФ, так и административным, финансовым, земельным, относящимися к совместному ведению РФ и ее субъектов. Студенты должны определить круг правоотношений, регулируемых непосредственно федеральным законодательством и регулируемых как федеральными, так и региональными нормами.

- Ст. 2 закрепляет, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Ст. 17 признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Ст. 18 определяет, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.

- Ст. 8 гарантирует в Российской Федерации единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

- Ст. 34 закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

- Ст. 35 говорит о том, что право частной собственности охраняется законом.

Студентам необходимо уяснить, что главенствующее положение Конституции РФ среди других законов обусловлено тем, что она имеет наивысшую юридическую силу среди других нормативных актов – законов и обладает прямым действием на всей территории РФ. Соответственно российское законодательство не может в своих нормах противоречить нормам Конституции РФ.

Студентам необходимо рассмотреть нормы федеральных конституционных законов РФ в части регулирования ими аграрных правоотношений (Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 29.01.2010) "О Правительстве Российской Федерации"; Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 09.11.2009) "Об арбитражных судах в Российской Федерации"; Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005) "О чрезвычайном положении").

В настоящее время, как отмечают, повышается роль закона в регулировании аграрных отношений.

Студентам необходимо уяснить, что при регулировании аграрных и связанных с ними правоотношений используются два вида правового регулирования: унифицированное и дифференцированное.

Унифицированные нормативно-правовые акты составляют основу нормативного регулирования аграрных отношений и являются отправной точкой для формирования всего аграрного законодательства в целом. Такими актами признаются те, которые в равной мере единообразно регулируют аграрные отношения в частном, кооперативном, государственном секторах сельского хозяйства (например, ФЗ «О развитии сельского хозяйства»).

Дифференцированное законодательство регулирует и определяет правовое положение отдельных субъектов аграрных правоотношений (например, ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и др.); осуществляет правовое регулирование отдельных отраслей сельского хозяйства ФЗ «О ветеринарии», ФЗ «О племенном животноводстве», ФЗ «О семеноводстве», ФЗ «О селекционной деятельности» и др.)

Одной из особенностей аграрного законодательства является то, что в нем содержится большой массив комплексных нормативно-правовых актов, предназначенных специально для регулирования аграрных отношений.

Необходимо определить, какие федеральные законы и в какой мере регулируют общественные отношения в агропромышленном комплексе, какие из них главные, головные, а какие косвенно участвуют в регулировании, какие юридические средства обеспечат надлежащее финансирование, кредитование, перераспределение собственности, применение льгот, государственную поддержку в сельском хозяйстве.

Особенности аграрного законодательства определяются, в первую очередь, спецификой сельскохозяйственного производства как такового (использование земли как основного средства производства; использовании живых организмов для производства продукции; влияние погодных, климатических факторов на процесс производства; сезонный характер производственной деятельности; традиционный уклад жизни населения, работающего на селе и связанного с сельским хозяйством). В силу этих причин правовое регулирование сельскохозяйственных отношений также обладает определенной спецификой. В частности, в аграрном секторе существуют такие специфические формы организации производства, как крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства; специальными законодательными актами регулируется деятельность сельскохозяйственных производственных и потребительских кооперативов; право на результаты селекционной деятельности закрепляется в нормах специального законодательства и т.д.

Предмет регулирования отрасли достаточно сложен и носит комплексный характер, аграрное законодательство массивно и содержит в себе множество разрозненных нормативно-правовых актов, поэтому в науке аграрного права велись споры о необходимости разработки и принятия единого нормативно-правовой акт, который составлял бы ядро и основу данной отрасли. Предлагались проекты различных нормативных актов, в том числе Аграрный кодекс.

Одни ученые (например, проф. Быстров Г.Е.), предлагающие такой проект, говорили об Аграрном кодексе как о едином нормативно-правовом акте, который бы регулировал весь комплекс правоотношений, складывающихся в сфере агропромышленного производства. Его структура включала бы в себя разделы, содержащие нормы о государственном регулировании в сельском хозяйстве, особенностях права природопользования и охраны окружающей среды в сельском хозяйстве, особенностях правового регулирования трудовых отношений в сельском хозяйстве, финансировании, кредитовании и ценообразовании в агропромышленном комплексе, договорах в сельском хозяйстве, о системе страхования в сельском хозяйстве, ответственности за нарушения аграрного законодательства, юридической службе в сельском хозяйстве, международном сотрудничестве в области сельского хозяйства

Ряд ученых считают (например, Минина Е.Л.), что принятие Аграрного кодекса нецелесообразно. Свою точку зрения они объясняют тем, что объединение в одном нормативном акте всех вопросов, имеющих отношение к сельскому хозяйству и агропромышленному комплексу нелогично и не приведет к более эффективному регулированию аграрных правоотношений. Создание единого нормативно-правового акта приведет к изъятию отдельных норм из многих нормативных актов, что влечет за собой разрушение сложившейся системы и структуры российского законодательства.

Теоретические дискуссии по вопросу принятия «головного» закона, определяющего развитие отрасли, приобрели особую актуальность в связи с утратой силы Федерального закона «О государственном регулировании агропромышленного производства» 1997 г. и разработкой проекта Федерального закона «О развитии сельского хозяйства». В результате многочисленных споров указанный закон был принят 29.12.2006.







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.172.213 (0.008 с.)