Правовое положение субъектов аграрного права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое положение субъектов аграрного права.



Аграрное право

Тема №2

Правовое положение субъектов аграрного права.

 

Понятие, классификация и общая характеристика субъектов аграрного права

В рыночных условиях субъектами аграрных правоотношений являются юридические и физические лица как равноправные участники гражданского оборота.

Действующее законодательство значительно расширяет ко­личество субъектов — участников сельскохозяйственного производства от отдельных физических лиц — предпринимателей и крестьянских хозяйств, коллективных сельскохозяйственных предприятий, научных учреждений до их объединений, предприятий и организаций обслуживания сельских производителей.

Если говорить о видах субъектов, то их можно классифициро­вать по разнообразным признакам: в зависимости от права собственности на имущество, целейсоздания; личного состава; сфердеятельности.

В зависимости от права собственности на имущество:

· частные сельскохозяйственные предприятия;

· коллективные предприятия: кооперативы, коллек­тивные сельскохозяйственные предприятия, хозяйственные това­рищества и другие;

· основанные на общегосударственной или коммунальной собственности;

· совместные предприятия (образуются для удовлетворения разнообразных потребностей сельскохозяйственных предприятий и формируются на основе общей собственно­сти). Речь идет о межхо­зяйственных объединениях отраслевого и межотраслевого профи­ля. Они являются важным хозяйственным звеном, объединяющим сельскохозяйственное производство в единый комплекс, и имеют своей целью четкую и бесперебойную работу сельскохозяйственных производителей.

В зависимости от целей деятельности сельскохозяйственные предприятия бывают коммерческие и некоммерческие.

Некоммерческими считаются такие сельскохозяйственные предприятия иорганизации, которые ведут социальную и хозяй­ственную деятельность, не имеющую целью получение прибыли. Такими субъектами являются научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, учебные учреждения, другие организации. В большей своей части бюджет этих предприятий состоит из двухисточников финансирования: бюджетных средств и поступлений в связи с выполнением хозяйственных договоров. В последнем случае это обычная прибыльная деятельность, но прибыль не является ее целью.

По сфере деятельности сельскохозяйственные предприятия можно классифицировать соответственно по под отраслям сельского хозяйства или другим под отраслям, обеспечивающим нор­мальный хозяйственный процесс. Известно, что сельское хозяй­ство объединяет значительный круг предприятий, составляющих агропромышленный комплекс. Кроме чисто сельскохозяйственных под отраслей (растениеводство животноводство, птицеводство, пчеловодство), есть много других структур, являющихся промышленными, но вы­полняющих работы для сельского хозяйства (мелиорация, лесни­чество, химизация). В эту группу входят и промышленные предприятия машиностроения для сельского хозяйства. Наконец, это финансово-кредитные учреждения, биржи, страховые компании и др.

Все субъекты, функционирующие в этих под отраслях, незави­симо от форм собственности, являются участниками аграрного производства.

Субъектам аграрных правоотношений присущи следующие особенно­сти:

· они могут приобретать имущественные и связан­ные с ними неимущественные права. То есть они могут иметь любое имущество, которое необходимо для выполнения своих целей, неимущественные права в виде права на рационализаторс­кие предложения, изобретения, новые технологии и др.

· участники аграрных правоотношений могут при­нимать на себя и определенные обязательства. Имеется в виду, что в процессе заключения хозяйственных договоров стороны при­нимают обязательства, связанные с реализацией сельскохозяйствен­ной продукции. Эти обязательства могут возникать и в силу административной подчиненности субъектов аграрного про­изводства а также вне договорных обстоятельств.

· специфические отношения возникают в процессе формирования имущества. Для субъектов — юридических лиц оно отражается на самостоятельном балансе. Что касается субъектов физических, в том числе и крестьянских хозяйств, такое обособ­ление не является обязательным, ибо они такого документа прак­тически не составляют. Вместо него они должны представить на­логовым органам декларацию о доходах.

· субъекты аграрных правоотношений могут быть истцами и ответчиками в суде.

Правовое положение фермерских хозяйств.

Проведение экономической реформы в Украине, связанной с приватизацией в агропромышленном комплексе, предусматривает создание не только кооперативных форм, но и индивидуальных, частных предприятий с частной формой собственности.

Наибольшее значение и вес как производителей сельскохозяйственной продукции имеют фермерские хозяйства.

Закон «О фермерском хозяйстве» определяет хозяйство как форму предпринимательства граждан Украины, изъявивших желание производить товарную сельскохозяйственную продукцию, заниматься ее переработкой и реализацией с целью получения на земельных участках, предоставленных им для ведения фермерского хозяйства в соответствии с законом.

Анализ этого и других положений Закона дают возможность определить, что основными признаками, характеризующими хозяйство как субъект аграрных, земельных, финансовых правоотношений и самостоятельную организационно-правовую форму аграрного предпринимательства, являются следующие:

· оно представляет собой сумму трех компонентов: имущественный комплекс, земельный участок, граждане, объединившиеся для осуществления сельскохозяйственной и связанной с ней иной деятельности;

· это самостоятельно хозяйствующий субъект и носитель прав и обязанностей, т.е. обладающий правами юридического лица;

· в деятельности фермерского хозяйства имеют место как хозяйственные задачи, связанные с осуществлением сельскохозяйственной деятельности, но и коммерческие задачи, связанные с получением прибыли.

Основой хозяйства является семья, в состав которой входят супруги, их родители, дети, достигшие 14-летнего возраста, и другие родственники, объединившиеся для работы в этом хозяйстве. Право на создание фермерского хозяйства имеет каждый дееспособный гражданин Украины, достигший 18-летнего возраста, изъявивший такое желание, имеющий документы, подтверждающие его способность заниматься сельским хозяйством, и прошедший конкурсный отбор. Первоочередное право на создание такого хозяйства предоставляется гражданам, проживающим в сельской местности и имеющим необходимую квалификацию и опыт работы в сельском хозяйстве.

Главным вопросом при создании фермерского хозяйства является получение земельного участка — главного средства производства. Граждане, изъявившие желание вести фермерское хозяйство, для получения земельного участка подают районному (городскому) Совету по месту размещения земельного участка заявление, в котором указываются желаемые размеры и месторасположение участка, количество членов хозяйства. В заявлении указывается наличие опыта и соответствующей квалификации, что подтверждается соответствующим документом, и мотивируется размер земельного участка и экономическое обоснование деятельности фермерского хозяйства. Заявление должно быть рассмотрено в месячный срок.

В случае отказа в предоставлении земельного участка для ведения фермерского хозяйства этот вопрос решается судом. Решение суда об удовлетворении иска является основанием для отвода земельного участка в натуре (на местности) и выдачи соответствующего документа, удостоверяющего право на участок. Земельные участки для ведения фермерского хозяйства передаются в частную собственность и предоставляются в пользование, в том числе на условиях аренды, из земель запаса, а также из земель, изъятых (выкупленных) в установленном порядке.

Законодатель ограничивает размеры земельных участков, предоставляемых для ведения хозяйства. Размер участка не должен превышать 100 га, в том числе 50 га пахоты в собственность с рассрочкой платежа до 20 лет. Конкретные размеры земельных участков у фермерских хозяйств колеблются в пределах указанных норм с учетом региональных особенностей и возможностей эффективного использования предоставленных земель. В среднем на одного фермера в Украине приходится 26 га земли.

Земельные участки выделяются, как правило, единым массивом с расположенными на них водными источниками и лесными угодьями. Земли лесного и водного фонда, входящие в состав угодий фермерских хозяйств, не могут передаваться в частную собственность, за исключением небольших (до 5 га) участков лесов и небольших (до 3 га) участков водоемов.

После отвода земельного участка в натуре (на местности) и получения Государственного акта на право частной собственности на землю или право постоянного пользования землей, заключения договора на временное пользование землей, в том числе на условиях аренды, фермерское хозяйство подлежит государственной регистрации в районном (городском) Совете, который передал земельный участок в частную собственность или предоставил в пользование. С этого момента фермерское хозяйство приобретает статус юридического лица.

Осуществляя использование земельного участка как основного средства производства, фермерское хозяйство должно соблюдать определенный комплекс мероприятий. К ним относятся: целевое использование земли, эффективное и рациональное пользование землей, выполнение мероприятий по охране земель, своевременный взнос земельного налога или арендной платы, недопущение нарушения прав собственников земли и землепользователей, сохранение геодезических знаков, соблюдение режима санитарных зон и особо охраняемых территорий, соблюдение правил добрососедства.

В отличие от других организационно-правовых форм хозяйствования в АПК специфическими являются основания прекращения деятельности фермерского хозяйства. Оно прекращает свою деятельность в случаях:

· реорганизации фермерского хозяйства;

· ликвидации фермерского хозяйства;

· признания фермерского хозяйства банкротом;

· если не остается ни одного члена фермерского хозяйства или наследника, который желает продолжить деятельность хозяйства.

Членство в КСП

Членство в КСП базируется на праве добровольного вступления к членам КСП и беспрепятственного выхода из состава его членов.

Основные задачи КСП

Основными задачами КСП является производство товарной продукции растениеводства и животноводства, а также ее переработка и другие виды деятельности, направленные на удовлетворение интересов членов КСП, трудового коллектива и всего населения Украины.

Объектами права коллективной собственности КСП являются земля, другие основные и оборотные средства производства, денежные и имущественные взносы его членов, выпущенная ими продукция, полученные доходы, имущество, приобретенное на законных основаниях. Объектами права собственности КСП являются также часть в имуществе и прибылях межхозяйственных предприятий и объединений, участником которых является КСП.

Имущество в КСП принадлежит на праве общей частичной собственности его членам.

Субъектом права собственности в КСП является КСП как юридическое лицо, а его члены в части имущества, которое они получают при выходе с предприятия.

Права КСП

ü КСП самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается надлежащими ему объектами собственности.

ü Право коллективной собственности осуществляют общее собрание членов КСП, собрание уполномоченных или созданный ими орган управления КСП, которому переданы отдельные функции по хозяйственному управлению коллективным имуществом.

ü Право собственности КСП охраняется законом. Принадлежащее ему имущество может быть передано государственным, кооперативным и другим предприятиям, организациям гражданам по решению общего собрания членов КСП или сборов уполномоченных.

ü Убытки, причиненные предприятию его членами и другими гражданами, государственными предприятиями, учреждениями, организациями, иностранными организациями, другими юридическими лицами, подлежат возмещению на общих основаниях.

ü Страхование принадлежащего предприятию имущества и других ценностей осуществляется на добровольных основах на условиях и в порядке, установленном законодательством Украины.

 

Органы самоуправления

Вышестоящим органом самоуправления в КСП является общее собрание его членов или собрание уполномоченных. В период между собраниями делами КСП руководит правление. Полномочия общего собрания (собрания уполномоченных) и правление определяются уставом КСП. Общее собрание (собрание уполномоченных):

F принимают устав КСП, вносят в него изменения и дополнение;

F решают вопросы об избрании правления, его председателя и ревизионной комиссии КСП;

F принимают решение о реорганизации и ликвидации КСП, о его участии в акционерных обществах, корпорациях, ассоциациях, концернах и других объединениях;

F решают другие важные вопросы деятельности КСП.

Учет личных крестьянских хозяйств осуществляют сельские, поселковые, городские советы по месторасположению земельного участка в порядке, определенном центральным органом исполнительной власти по вопросам статистики.

Признаки ЛКХ:

· Земля для них является существенным средством к существованию;

· Как правило, они проживут в сельской местности;

· Члены домохозяйства кроме него заняты еще на какой-то работе (в т.о. в школах, заводах и торговой сети и тому подобное);

Для ведения личного крестьянского хозяйства используются земельные участки размером не более 2,0 гектара, находящиеся в собственности физических лиц или в аренде;

Фонды - это однородные по экономическим признакам группы материальных ценностей или денежных средств, которые имеют общее целевое назначение и подчиняются установленному для каждой из этих групп особому правовому режиму.

Оборотными средствами является сырье, топливо, материалы, орудия лова, и т. д. Оборотные средства квалифицируются как материальные расходы, которые сносятся в себестоимость продукции.Они потребляются в течение одного производственного цикла, трансформируясь в производимую продукцию (работы, услуги).

Финансовыми средствами являются деньги в национальной и иностранной валюте, предназначенные для осуществления товарных отношений этих субъектов с другими субъектами хозяйствования, а также финансовых отношений в соответствии с законодательством.

Товарами всоставе имущества субъектов аграрного предпринимательства признаётся выработанная продукция (товарные запасы), выполненные работы и услуги.

Особым видом имущества этих субъектов, в том числе государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, являются ценные бумаги.

Еще одну значительную долю имущества государственного (коммунального) сельскохозяйственного предприятия составляют специальные фонды. Это - денежные средства, которые прямо и непосредственно не участвуют в процессе производства, а служат другим специальным целям, предусмотренным действующим законодательством или уставомпредприятия. К специальным фондам относятся:

- уставный фонд;

- резервный фонд;

- фонд охраны труда и др..

 


Фермерское хозяйство - это форма предпринимательской деятельности граждан Украины, изъявивших желание производить товарную сельскохозяйственную продукцию, заниматься ее переработкой и реализацией с целью получения прибыли, на земельных участках, предоставленных им в соответствии с законом.

Фермерское хозяйство является равноправным участником аграрного рынка. Оно имеет право быть основателем или членом ассоциаций, консорциумов, корпораций, акционерных обществ, других объединений, кооперативов, совместных предприятий из производства, переработки, и реализации сельскохозяйственной продукции, которые обслуживают агропромышленный комплекс, а также несельскохозяйственных предприятий и организаций, в том числе при участии иностранных партнеров, принимать участие в создании коммерческих банков или быть их членом.

Признаки фермерских хозяйств:

· это самостоятельно хозяйствующий субъект и носитель прав и обязанностей, т.е. обладающий правами юридического лица;

· в деятельности фермерского хозяйства имеют место как хозяйственные задачи, связанные с осуществлением сельскохозяйственной деятельности, но и коммерческие задачи, связанные с получением прибыли.

· оно представляет собой сумму трех компонентов: имущественный комплекс, земельный участок и граждане, объединившиеся для осуществления сельскохозяйственной деятельности;

Процедура распоряжения имуществом фермерского хозяйства вводится на срок окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации выращенной (произведенной, произведенной и переработанной) сельскохозяйственной продукции. Указанный срок не может превышать 15 месяцев.

Для осуществления внешнего управления фермерского хозяйства хозяйственным судом назначается распорядитель имущества. Его полномочия могут осуществляться и председателем фермерского хозяйства по согласованию с назначенным распорядителем имущества.

В случае признания хозяйственным судом фермерского хозяйства банкротом и открытия конкурсного производства в ликвидационную массу хозяйства включаются:

Недвижимое имущество, которое находится в общей собственности членов хозяйства, в том числе - насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и другая техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенные для фермерского хозяйства на общие средства его членов, а также право аренды земельного участка и другие имущественные права, которые принадлежат хозяйству и имеют денежную оценку.

Обращение взыскания по требованиям кредиторов на земельные участки, предоставленные в собственность фермерскому хозяйству, допускается тогда, когда в хозяйства отсутствует другое имущество, на которое может быть обращено взыскание.

Имущество, принадлежащее председателю и членам фермерского хозяйства на праве частной собственности, а также иное имущество, в отношении которого доказано, что оно было приобретено на доходы, которые не являются в совместной собственности членов фермерского хозяйства, не включаются в ликвидационную массу.

Недвижимое имущество, а также имущественные права в отношении недвижимого имущества, входящих в состав ликвидационной массы фермерского хозяйства, могут быть проданы только по конкурсу, обязательными условиями которого являются сохранение целевого назначения сельскохозяйственных объектов.

Со дня принятия постановления о признании фермерского хозяйства банкротом его деятельность прекращается. Хозяйственный суд направляет копию постановления о признании фермерского хозяйства банкротом в орган, осуществивший государственную регистрацию хозяйства, и органа местного самоуправления по местонахождению фермерского хозяйства.

Средства, полученные от продажи имущества фермерского хозяйства, направляются на удовлетворение требований кредиторов в порядке, установленном Законом Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом»;.

Имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, распределяется между членами фермерского хозяйства в соответствии с его Уставом.

Фермерское хозяйство несет материальную ответственность за вред, причиненный его членам и лицам, работающим в нем по трудовому договору, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими своих трудовых обязанностей.

Государство гарантирует соблюдение и защиту имущественных и иных прав и законных интересов фермерского хозяйства. Государственные органы и органы местного самоуправления осуществляют контроль за деятельностью фермерского хозяйства в соответствии с требованиями чинно го законодательства. Незаконное вмешательство в хозяйственную деятельность фермерского хозяйства органов государственной власти или органов местного самоуправления, их должностных лиц запрещается.

Фермерское хозяйство имеет право открывать по своему выбору в любом учреждении банка текущие и вкладные (депозитные) счета, распоряжаться собственными средствами.

Возвратная помощь оказывается для производства, переработки и сбыта продукции, на осуществление производственной деятельности и другие предусмотренные Уставом Украинского государственного фонда поддержки фермерских хозяйств под гарантию возврата сроком от 3 до 5 лет.

Для обустройства отдельной усадьбы фермерскому хозяйству предоставляется за счет бюджета помощь на строительство подъездных путей к хозяйству, электро- и радиотелефонных сетей, газо- и водоснабжающих систем. Переселенцы, которые создают фермерское хозяйство в трудонедостаточных населенных пунктах, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины, получают единовременную денежную помощь за счет государственного бюджета в размере, который устанавливает Кабинет Министров Украины.

 

Аграрное право

Тема №2

Правовое положение субъектов аграрного права.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 933; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.046 с.)