Общая характеристика источников, понятие, особенности.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика источников, понятие, особенности.



 

Под источниками аграрного права следует понимать документальные формы выражения и закрепления различных норм права, предназначенных для регулирования и охраны аграрных отношений, складывающихся в сфере сельскохозяйственной деятельности.

Особенности этих источников:

1) Так как аграрные отношения регулируются нормами не только аграрного права, большое число среди его источников составляют нормы, содержащиеся в смежных отраслях.

Так, в Гражданском Кодексе есть нормы, определяющие организационно-правовые формы коммерческих и некоммерческих организаций и предприятий, в том числе и сельскохозяйственных; правовой режим имущества хозяйствующих субъектов; право собственности и иные вещные права на землю; договорные отношения и так далее.

Можно выделить две категории источников аграрного права.

Во-первых, это собственные источники данной отрасли. Например, ФЗ «О развитии сельского хозяйства»; ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» и т.д. Их достаточное количество, этих источников.

И вторая категория – это нормы, которые закреплены в нормативных правовых актах других отраслей права. Однако они напрямую адресованы субъектам аграрного права и регулируют общественные отношения в сельском хозяйстве без какого-либо воспроизведения их в актах аграрного законодательства. Например, ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» регламентирует особенности банкротства сельскохозяйственных организаций и крестьянских фермерских хозяйств. Ещё один яркий пример – налоговый Кодекс. Глава 26 прим. 1. Налоговый Кодекс закрепляет особый режим налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей, так называемый «единый сельскохозяйственный налог».

2) Отсутствует единый кодифицированный нормативный акт, в котором были бы объединены и систематизированы если не все, то хотя бы большая часть норм аграрного права.

По этому поводу среди учёных ведётся давняя дискуссия и высказываются две основных точки зрения.

Одна группа учёных считает нецелесообразным объединять в одном нормативном акте все вопросы, имеющие отношение к сельскому хозяйству. По их мнению, это потребует «выдёргивание» из разных актов – ГК, НК, ЗК… Что будет способствовать разрушению сложившейся системы законодательства.

Есть другая точка зрения на этот вопрос. Поддерживается принятие нормативного акта, который будет регулировать весь комплекс аграрных отношений. И вот среди представителей этой группы есть также две точки зрения. Одни считает, что стоит принять Аграрный Кодекс (пойти по стопам Франции и ряда Латиноамериканских стран). Другие считают, что не обязательно кодекс – можно просто специальный аграрный закон. Большие надежды были на 2006 года ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Но надежды не оправдались, и этот закон носит рамочный характер, основная масса норм декларативна, категориальный аппарат не разработанный, агропромышленный комплекс упоминается вскользь, закрепляет 11 механизмом государственной поддержки, но сами механизмы не прописаны.

3) Для аграрного права характерно наличие большого числа норм рекомендательного характера и нормативных актов органов внутрихозяйственного управления. Это обусловлено особенностями регулируемых отношений, наличием большого числа разнообразных кооперативов, товариществ, обществ, внутрихозяйственные отношения которых регулируются в основном актами, принимаемыми их органами и управлениями.

4) Среди источников большую роль играют целевые государственные программы. Они являются основой для текущего правового регулирования экономических отношений государства и сельскохозяйственных товаропроизводителей. Например, «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2008-2012 годы.

5) Наличие актов унифицированного и дифференцированного характера.

Акты, относящиеся ко всем сельскохозяйственным формированиям – это унифицированные акты.

Акты, относящиеся к отдельным видам сельскохозяйственных формирований – это дифференцированные акты.

Такое деление первоначально было связано с наличием в аграрном секторе двух основных видов сельскохозяйственных формирований – это колхозы и совхозы. Их правовой статус и производственно-хозяйственная деятельность регулировались и унифицированными, и дифференцированными актами, то есть были акты, которые касались всех видов с/х формирований, и были тех, что отдельных видов.

Осуществляемые в настоящее время земельные и аграрные преобразования, приведшие к реорганизации и приватизации сельхозпредприятий не устранили необходимости принимать и унифицированные, и дифференцированные акты, так как многообразие форм ведения сельского хозяйства возросло.

Ядро аграрного законодательства образуют унифицированные нормативные акты, содержащие правовые нормы, одинаково регулирующие общественные отношения с участием различных видов сельхоз организаций и предприятий.

Унификация в аграрном праве представляет собой процесс создания, объединения, интеграции норм аграрного права в одном источнике в целях наиболее полного и детального правового регулирования общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли.

Такие источники в равной мере адресованы всем формам хозяйствования.

Унифицированные источники позволяют охватить всю совокупность однородных общественных отношений и избежать правовых коллизий и многозначности толкования норм аграрного права. Также они позволяют уменьшить количество источников аграрного права.

Яркие примеры унифицированных источников – ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».

Теперь что касается дифференциации.

Дифференциация представляет собой процесс создания источников аграрного права, характеризующийся выделением совокупности однородных общественных отношений в рамках аграрного права с целью их специального правового регулирования с учётом специфических особенностей этих отношений.

Дифференциация позволяет нам охватить совокупность однородных общественных отношений, требующих специального регулирования, а также избежать правовых пробелов и неопределённости при регулировании общественных отношений, составляющих предмет аграрного права.

Примеры дифференцированных источников: ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» и т.д.

 

Классификация источников.

 

В литературе утвердилась так называемая «трёхчленная» классификация источников аграрного права.

По способу правотворчества они делятся на:

1) нормативно-правовые акты государства;

2) акты санкционированные;

3) акты делегированные.

Причём последних двух видов в аграрном праве значительно больше, нежели в других отраслях (то есть санкционированных и делегированных актов).

Санкционирующая деятельность – это многообразная правовая деятельность государства по утверждению, рассмотрению, одобрению нормативных актов сельскохозяйственных организаций.

Поручение же государством сельскохозяйственным организациям издавать нормативные акты для регулирования аграрных отношений рассматривается в качестве делегированного правотворчества.

 

Следующее основание классификации.

По субъектам аграрных правоотношений источники можно разделить на:

1) акты, определяющие правовое положение крестьянских фермерских хозяйств,

2) сельскохозяйственных, производственных и потребительских кооперативов,

3) акционерных обществ,

4) сельскохозяйственных товариществ и так далее.

 

По предмету правового регулирования источники можно классифицировать как:

1) нормативные акты о государственном регулировании сельского хозяйства;

2) о сельскохозяйственном землепользовании;

3) о финансах и кредитах;

4) договорных отношениях и так далее.

 

По юридической силе: законы и подзаконные акты.

Среди законов главная Конституция РФ, потом идут кодексы – ГК, ЗК, НК, ТК… Федеральные Законы…

Среди подзаконных актов – указы и распоряжения президента, Постановления правительства, министерства и ведомства распоряжения… Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».

В системе источников большой удельный вес принадлежит актам, принимаемым субъектов РФ, например, закон Воронежской области «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области».

В последнее время для правого регулирования отношений в сельском хозяйстве и агропромышленном комплексе в целом характерно принятие различных программ, носящих нормативный характер.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.92.96.236 (0.014 с.)