Понятие и предмет аграрного права в РФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и предмет аграрного права в РФ.



Предметом данной отрасли, как и, в общем-то, любой другой отрасли, является определённой круг общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли права.

Речь идёт о многообразие видов общественных отношений в сельском хозяйстве, которые не могут быть отнесены, взятые в совокупности, к предмету ни одной другой отрасли права.

Несмотря на то, что различные виды общественных отношений в сельском хозяйстве не составляют органического единого отношения, тем не менее, они тесно взаимосвязаны друг с другом и рассматриваются в качестве целостного образования. Именно в этом состоит специфика аграрных отношений.

Ядром этих общественных отношений являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления сельскохозяйственной деятельности.

Понятие «сельскохозяйственная деятельность» в нормативно-правовых актах отсутствует. Однако содержание и границы этой деятельности определяются Федеральным Законом «О развитии сельского хозяйства».

Согласно этому закону под сельскохозяйственным производством понимается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг.

Аграрные отношения можно разделить на несколько групп.

Первая группа. Это, безусловно, земельные отношения. То есть отношения по владению, пользованию и распоряжению землёй – главным средством сельскохозяйственного производства (ибо без земли и вне земли никакой вид сельскохозяйственной деятельности не может осуществляться).

Земельные отношения в целом регулируются отраслью земельного права, нормами аграрного права охватываются небольшая группа этих отношений, ограниченная в основном использованием земли в сельскохозяйственном производстве.

Институт использования земель сельхоз назначения, таким образом, является смежным для двух отраслей – земельного и аграрного права.

В земельном праве акцент делается на правовой режим этих земель и его особенности.

Нормы аграрного права определяют главным образом права и обязанности сельскохозяйственных товаропроизводителей по рациональному использованию этих земель.

Вторая группа отношений. По мере продвижения российского сельского хозяйства в сторону рыночной экономики, расширяется сфера имущественных отношений. Общая основа регулирования этих имущественных отношений, конечно же, установлена гражданским правом, тем не менее специфика этих отношений не может быть учтена этими нормами и должна определяться специальным законодательством, являющимся частью аграрного законодательства.

Предмет аграрного права составляют лишь те имущественные отношения, которые складываются в сфере сельскохозяйственной деятельности.

Следующая группа отношений. Трудовые отношения.

Общая основа регулирования – естественно, трудовым правом. Тем не менее, есть масса особенностей регулирования труда в сельскохозяйственной сфере.

Четвёртая группа отношений. Организационно-управленческие отношения в сфере сельскохозяйственной деятельности.

Можно их подразделить на две группы: внутренние и внешние отношения.

Внутренние отношения – это управленческие отношения, которые возникают внутри сельскохозяйственной организации, предприятия. Регулируются они в основном диспозитивными нормами и локальными актами.

Внешние отношения – это управленческие отношения органов государственной власти, органов местного самоуправления с различными сельскохозяйственными организациями, предприятиями. Они регулируются в основном императивно.

 

Вывод:

Аграрное право – это комплексная отрасль права, которая представляет собой связанную внутренним единством систему правовых норм, регулирующих аграрные общественные отношения в сфере сельскохозяйственной, производственной и связанной с ней иной деятельностью.

Под иной деятельностью понимается социально-экономическая деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей, направленная на социальное развитие села.

Методы правового регулирования в аграрном праве.

Метод отвечает на вопрос – как и каким образом эта отрасль права регулирует отношения, составляющие предмет отрасли.

Поскольку предмет аграрного права составляют не единые отношения, а комплекс тесно связанных между собой земельных, имущественных, трудовых и организационно-управленческих правоотношений, постольку нельзя выделить единый метод правового регулирования.

Применительно к тому или иному виду аграрных правоотношений и с учётом их содержательной стороны будет применяться и метод регулирования. Например, метод равноправия сторон – в имущественных отношениях, метод власти и подчинения либо координации – в организационно-управленческих отношениях.

Основополагающим методом аграрного права является метод сочетания централизованного государственного регулирования аграрных отношений с хозяйственной самостоятельностью и производственной инициативой самих сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Для аграрного права характерно сочетание публично-правовых и частноправовых методов регулирования.

Управленческие публично-правовые отношения касаются регулирования государством показателей качества продукции, взимания налогов, условий предоставления кредитов и так далее.

Частноправовая сфера – это отношения связанные с созданием и деятельностью сельскохозяйственных организаций, фермерских хозяйств, заключением и исполнением договоров и так далее.

Также в аграрном праве, естественно, метод регулирования характеризуется наличием дозволения, запрета и предписания.

Например, если мы говорим о дозволении. Гражданин самостоятельно выбирает в какой организационно-правовой форме ему вести сельское хозяйство.

Если мы говорим о предписании. Такой пример: если речь идёт об использовании земель сельскохозяйственного назначения. Российское законодательство исходит из того, что земли с/х назначения должны использоваться по назначению. И если в течение трёх лет не используются по назначению, то государство имеет право изъять эти земли.

Запрет. Например, когда речь идёт о регулировании аграрных отношений по охране окружающей природной среды в сельском хозяйстве.

Принципы аграрного права.

Принципы любой отрасли выполняют регулятивную функцию прежде всего. То есть способствуют установлению отправных руководящих начал правового регулирования общественных отношений.

Принципы аграрного права – это выраженные в нормах права основные руководящие идеи, определяющие направление и характер правового регулирования аграрных отношений.

Содержание принципов определяется сущностью аграрных отношений, однако принципы не могут формироваться и функционировать вне аграрной политики и правотворческой деятельности государства. Они постоянно изменяются.

Традиционная классификация принципов:

Общеправовые (принцип законности), межотраслевые (принцип свободы предпринимательской деятельности), отраслевые принципы (государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей), внутреотраслевые принципы (имущественная ответственность, самостоятельность крестьянских фермерских хозяйств).

В настоящее время основными принципами правового регулирования аграрных правоотношений являются:

1) Учёт специфики и особенностей сельскохозяйственного производства.

2) Равенство участников аграрных правоотношений.

3) Право добровольного выбора крестьянами форм и направлений трудовой и хозяйственной деятельности.

4) Равенство, охрана и укрепление форм собственности и базирующихся на них организационно-правовых формах хозяйствования в агропромышленном комплексе.

5) Расширение системы юридических гарантий для свободы аграрного предпринимательства.

6) Закрепление за государством регулирующих функций в сфере аграрного предпринимательства.

7) Органическая связь трудовой деятельности с природно-климатическими условиями. Экологическая направленность этой деятельности.

8) Хозяйственная самостоятельность, материальная заинтересованность и ответственность сельскохозяйственных товаропроизводителей за результаты своей деятельности.

9) Обеспечение законности в деятельности всех участников рыночных аграрных отношений.

10) Демократизация системы управления агропромышленным комплексом.

11) Государственная поддержка агропромышленного комплекса.

5. общая характеристика источников аграрного права: понятие, особенности.

 

Под источниками аграрного права следует понимать документальные формы выражения и закрепления различных норм права, предназначенных для регулирования и охраны аграрных отношений, складывающихся в сфере сельскохозяйственной деятельности.

Особенности этих источников:

1) Так как аграрные отношения регулируются нормами не только аграрного права, большое число среди его источников составляют нормы, содержащиеся в смежных отраслях.

Так, в Гражданском Кодексе есть нормы, определяющие организационно-правовые формы коммерческих и некоммерческих организаций и предприятий, в том числе и сельскохозяйственных; правовой режим имущества хозяйствующих субъектов; право собственности и иные вещные права на землю; договорные отношения и так далее.

Можно выделить две категории источников аграрного права.

Во-первых, это собственные источники данной отрасли. Например, ФЗ «О развитии сельского хозяйства»; ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» и т.д. Их достаточное количество, этих источников.

И вторая категория – это нормы, которые закреплены в нормативных правовых актах других отраслей права. Однако они напрямую адресованы субъектам аграрного права и регулируют общественные отношения в сельском хозяйстве без какого-либо воспроизведения их в актах аграрного законодательства. Например, ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» регламентирует особенности банкротства сельскохозяйственных организаций и крестьянских фермерских хозяйств. Ещё один яркий пример – налоговый Кодекс. Глава 26 прим. 1. Налоговый Кодекс закрепляет особый режим налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей, так называемый «единый сельскохозяйственный налог».

2) Отсутствует единый кодифицированный нормативный акт, в котором были бы объединены и систематизированы если не все, то хотя бы большая часть норм аграрного права.

По этому поводу среди учёных ведётся давняя дискуссия и высказываются две основных точки зрения.

Одна группа учёных считает нецелесообразным объединять в одном нормативном акте все вопросы, имеющие отношение к сельскому хозяйству. По их мнению, это потребует «выдёргивание» из разных актов – ГК, НК, ЗК… Что будет способствовать разрушению сложившейся системы законодательства.

Есть другая точка зрения на этот вопрос. Поддерживается принятие нормативного акта, который будет регулировать весь комплекс аграрных отношений. И вот среди представителей этой группы есть также две точки зрения. Одни считает, что стоит принять Аграрный Кодекс (пойти по стопам Франции и ряда Латиноамериканских стран). Другие считают, что не обязательно кодекс – можно просто специальный аграрный закон. Большие надежды были на 2006 года ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Но надежды не оправдались, и этот закон носит рамочный характер, основная масса норм декларативна, категориальный аппарат не разработанный, агропромышленный комплекс упоминается вскользь, закрепляет 11 механизмом государственной поддержки, но сами механизмы не прописаны.

3) Для аграрного права характерно наличие большого числа норм рекомендательного характера и нормативных актов органов внутрихозяйственного управления. Это обусловлено особенностями регулируемых отношений, наличием большого числа разнообразных кооперативов, товариществ, обществ, внутрихозяйственные отношения которых регулируются в основном актами, принимаемыми их органами и управлениями.

4) Среди источников большую роль играют целевые государственные программы. Они являются основой для текущего правового регулирования экономических отношений государства и сельскохозяйственных товаропроизводителей. Например, «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2008-2012 годы.

5) Наличие актов унифицированного и дифференцированного характера.

Акты, относящиеся ко всем сельскохозяйственным формированиям – это унифицированные акты.

Акты, относящиеся к отдельным видам сельскохозяйственных формирований – это дифференцированные акты.

Такое деление первоначально было связано с наличием в аграрном секторе двух основных видов сельскохозяйственных формирований – это колхозы и совхозы. Их правовой статус и производственно-хозяйственная деятельность регулировались и унифицированными, и дифференцированными актами, то есть были акты, которые касались всех видов с/х формирований, и были тех, что отдельных видов.

Осуществляемые в настоящее время земельные и аграрные преобразования, приведшие к реорганизации и приватизации сельхозпредприятий не устранили необходимости принимать и унифицированные, и дифференцированные акты, так как многообразие форм ведения сельского хозяйства возросло.

Ядро аграрного законодательства образуют унифицированные нормативные акты, содержащие правовые нормы, одинаково регулирующие общественные отношения с участием различных видов сельхоз организаций и предприятий.

Унификация в аграрном праве представляет собой процесс создания, объединения, интеграции норм аграрного права в одном источнике в целях наиболее полного и детального правового регулирования общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли.

Такие источники в равной мере адресованы всем формам хозяйствования.

Унифицированные источники позволяют охватить всю совокупность однородных общественных отношений и избежать правовых коллизий и многозначности толкования норм аграрного права. Также они позволяют уменьшить количество источников аграрного права.

Яркие примеры унифицированных источников – ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».

Теперь что касается дифференциации.

Дифференциация представляет собой процесс создания источников аграрного права, характеризующийся выделением совокупности однородных общественных отношений в рамках аграрного права с целью их специального правового регулирования с учётом специфических особенностей этих отношений.

Дифференциация позволяет нам охватить совокупность однородных общественных отношений, требующих специального регулирования, а также избежать правовых пробелов и неопределённости при регулировании общественных отношений, составляющих предмет аграрного права.

Примеры дифференцированных источников: ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.03 с.)