Классификация источников аграрного права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация источников аграрного права.



правоотношений источники можно разделить на:

1) акты, определяющие правовое положение крестьянских фермерских хозяйств,

2) сельскохозяйственных, производственных и потребительских кооперативов,

3) акционерных обществ,

4) сельскохозяйственных товариществ и так далее.

 

По предмету правового регулирования источники можно классифицировать как:

1) нормативные акты о государственном регулировании сельского хозяйства;

2) о сельскохозяйственном землепользовании;

3) о финансах и кредитах;

4) договорных отношениях и так далее.

 

По юридической силе: законы и подзаконные акты.

Среди законов главная Конституция РФ, потом идут кодексы – ГК, ЗК, НК, ТК… Федеральные Законы…

Среди подзаконных актов – указы и распоряжения президента, Постановления правительства, министерства и ведомства распоряжения… Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».

В системе источников большой удельный вес принадлежит актам, принимаемым субъектов РФ, например, закон Воронежской области «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области».

В последнее время для правого регулирования отношений в сельском хозяйстве и агропромышленном комплексе в целом характерно принятие различных программ, носящих нормативный характер.

Роль К РФ в регулировании аграрных отношений.

Конституция РФ является определяющим источником аграрного права России (как и любой отрасли права, в общем-то).

Она составляет фундамент для формирования и развития аграрного права, регулирует в общей форме аграрные отношения, определяет конституционные параметры рыночной аграрной экономике.

Нормы Конституции РФ, имеющие определяющее значение для организации и деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, можно подразделить на несколько групп.

Во-первых, закрепляющие права и свободы граждан в сфере предпринимательской деятельности.

Во-вторых, определяющие формы и виды собственности в том числе на землю и другие природные ресурсы.

Третья группа – нормы, регулирующие трудовые отношения.

Четвёртая группа – это устанавливающие систему государственных органов, их компетенцию, в том числе в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды.

Статьи Конституции, которые нам необходимо прочитать, вспомнить и воспроизвести при ответе на этот вопрос. Статьи 9, 34, 36, 37, 58 и 72.

Роль локальных НА в системе источников аграрного права.

В условиях рыночных аграрных отношений повышается роль локальных нормативных актов, обеспечивающих реальное осуществление сельскохозяйственными организациями свободы аграрного предпринимательства, в особенности права свободного распоряжения своим имуществом.

Под локальным правовым регулированием аграрных отношений понимается основанная на законе, осуществляемое непосредственно сельскохозяйственной организацией правовое регулирование внутрихозяйственных отношений, отдельные стороны которых имеют свои особенности, связанные со спецификой производства и условиями, имеющимися в данном хозяйстве.

Локальные акты делятся на две группы: во-первых, юридические нормативные акты, и вторая группа – индивидуальные локальные акты.

К первой группе относятся нормативные решения, регулирующие аграрные отношения, которые могут создавать и фактически создают признанные государством обязательные для участников правоотношений локальные нормы права.

В качестве примера: Устав сельскохозяйственной организации, также сюда мы можем отнести Коллективные договоры (соглашения), правила внутреннего распорядка, различные правила, инструкции, регулирующие охрану труда в сельском хозяйстве.

Вторую группу составляют индивидуальные локальные решения, обладающие атрибутами, присущие юридическим фактам, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение аграрных правоотношений.

Унификация и дифференциация в аграрном праве.

Акты, относящиеся ко всем сельскохозяйственным формированиям – это унифицированные акты.

Акты, относящиеся к отдельным видам сельскохозяйственных формирований – это дифференцированные акты.

Такое деление первоначально было связано с наличием в аграрном секторе двух основных видов сельскохозяйственных формирований – это колхозы и совхозы. Их правовой статус и производственно-хозяйственная деятельность регулировались и унифицированными, и дифференцированными актами, то есть были акты, которые касались всех видов с/х формирований, и были тех, что отдельных видов.

Осуществляемые в настоящее время земельные и аграрные преобразования, приведшие к реорганизации и приватизации сельхозпредприятий не устранили необходимости принимать и унифицированные, и дифференцированные акты, так как многообразие форм ведения сельского хозяйства возросло.

Ядро аграрного законодательства образуют унифицированные нормативные акты, содержащие правовые нормы, одинаково регулирующие общественные отношения с участием различных видов сельхоз организаций и предприятий.

Унификация в аграрном праве представляет собой процесс создания, объединения, интеграции норм аграрного права в одном источнике в целях наиболее полного и детального правового регулирования общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли.

Такие источники в равной мере адресованы всем формам хозяйствования.

Унифицированные источники позволяют охватить всю совокупность однородных общественных отношений и избежать правовых коллизий и многозначности толкования норм аграрного права. Также они позволяют уменьшить количество источников аграрного права.

Яркие примеры унифицированных источников – ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».

Теперь что касается дифференциации.

Дифференциация представляет собой процесс создания источников аграрного права, характеризующийся выделением совокупности однородных общественных отношений в рамках аграрного права с целью их специального правового регулирования с учётом специфических особенностей этих отношений.

Дифференциация позволяет нам охватить совокупность однородных общественных отношений, требующих специального регулирования, а также избежать правовых пробелов и неопределённости при регулировании общественных отношений, составляющих предмет аграрного права.

Примеры дифференцированных источников: ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» и т.д.

Аграрные правоотношения.

Аграрными правоотношениями являются отношения, складывающиеся в процессе производства сельскохозяйственной продукции, также переработки и реализации этой продукции.

Они регулируются нормами аграрного права и смежных с ним отраслей. Этими нормами также регулируются общественные отношения по материально-техническому снабжению сельскохозяйственных товаропроизводителей, их производственно-техническому обслуживанию и социальному обеспечению.

Особенность аграрных отношения состоит в том, что они не представляют собой единого целостного отношения, а составляют органический комплекс земельных, имущественных, трудовых и организационно-управленческих отношений, складывающихся в процессе сельскохозяйственного производства и учитывающих его специфику.

Структура аграрных отношений включает в себя три элемента: субъекты правоотношения, объект и содержания этого правоотношения.

Субъектами прежде всего являются производители сельскохозяйственной продукции.

Согласно Федеральному Закону «О развитии сельского хозяйства» сельскохозяйственный товаропроизводитель – это организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельхоз продукции, её первичную и последующую переработку и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров, работ, услуг доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% за календарный год.

У сельскохозяйственных товаропроизводителей есть ряд преимуществ и льгот: можно перейти на единый сельхоз налог (около 6%), особые процедуры банкротства, льготные страхование, кредитование и т.д. Поэтому надо чётко отграничивать сельхоз товаропроизводителей ото всех других.

Также сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются: граждане, ведущие личное подсобное хозяйство; сельскохозяйственные потребительские кооперативы и крестьянские фермерские хозяйства.

Субъектами аграрных правоотношений выступают также государственные, кооперативные и частные организации, призванные обслуживать сельскохозяйственное производство.

Также субъектами могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления.

 

Объект аграрных правоотношений отличается разнообразием, что вытекает из комплексного характера данной отрасли.

Это земля, трудовая деятельность, производство сельскохозяйственной продукции, финансовая деятельность и т.д.

Помимо земли, объектами аграрных правоотношений могут выступать и другие природные ресурсы. Например, леса, водоёмы, общераспространённые полезные ископаемые. Значительную роль среди объектов играют животные (поскольку животноводство является одной из основных отраслей с/х производства). Также селекционные достижения являются объектами этих правоотношений (подразумеваются сорта растений, породы животных). Также земельные доли и имущественные паи.

Содержанием аграрных правоотношений являются права и обязанности субъектов этих правоотношений.

Основания возникновения, изменения и прекращения, естественно – это юридические факты.

О юридических фактах мы ей сами на семинаре расскажем.

Примеры юридических фактов: получение свидетельства о праве собственности на земельный участок. Или преобразование фермерского хозяйства в производственный кооператив.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.015 с.)