Сущность принятия решения в конфликте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность принятия решения в конфликте



Крюкова Т. В.

К78 Основы теории принятия решений в конфликте: Учеб. пособие. — СПб., 2005. — 88 с.

 

 

В учебном пособии изложены основные понятия, подходы и методы теории принятия решений, которые были включены в курс лекций, читаемых студентам направления подготовки 040300 «Конфликтология» (бакалавриат) философского факультета СПбГУ на протяжении последних 5 лет.

В пособии основной акцент делается на изложении рациональных подходов и методов применительно к конфликту. Для усвоения материала студентам-конфликтологам достаточно знаний курса математики, читаемого на философском факультете.

В Приложении дается описание деловой игры на принятие коллективного решения, один из вариантов которой используется в пособии для иллюстрации приводимых методов.

Предназначено студентам, аспирантам философского факультета и всем интересующимся …

 

ББК 22.18:88.4

 

 

© Т.В. Крюкова, 2005

© С.-Петербургский
государственный
университет


Введение

В предлагаемом учебном пособии делается попытка познакомить студентов отделения конфликтологии с основами теории принятия решений применительно к области конфликтов. Прежде всего, автор акцентирует внимание на основных понятиях, сущности и роли принятия решения на всех этапах человеческой деятельности.

Некоторые решения человек принимает не задумываясь и автоматически, а над другими думает продолжительное время, ищет лучший вариант, и не факт, что он его находит. Конечно, опыт и интуиция в ряде случаев могут помочь в принятии решений, но считать такое решение оптимальным нельзя, потому что не доказано, что найденное решение наилучшее из всех возможных при заданных ограничениях и допущениях. Следовательно, необходимо объяснить ход своих мыслей при выборе данного решения и аргументировать его оптимальность. Конечно, такая необходимость возникает в основном при принятии либо наиболее важных решений, либо, если решение касается не только самого индивида, но и других, за которых он несет ответственность. Сегодня очевидно, что неоптимальность решений, принимаемых в жизненных и деловых ситуациях, лишает нас значительной доли возможности и ресурсов. Именно способность принимать целенаправленные решения выделяет человека из окружающего живого мира, и принятию решений нужно научиться.

Существует такая наука, которая носит название «теория принятия решений». Познав ее, можно гораздо лучше принимать типовые решения, да и в уникальных случаях быть осмотрительнее. Теория принятия решений представляет комплекс наук. Тут и методы исследования операций, и кибернетика, и теория игр, и психология, и социология и др. Кроме знаний методов теории принятия решений, конечно, очень важно, чтобы человек, который принимает решение профессионально разбирался в той предметной области, к которой относится задача.

Данное пособие ориентировано как раз на конкретную предметную область — это конфликты, основной предмет исследований в конфликтологии. Существует две основных концепции принятия решений: рациональная и поведенческая. В пособии освещаются эти направления, но основной акцент делается на изложении именно рациональных подходов и методов, пронизанных изрядной долей математики. Некоторые трудности усвоения студентами гуманитарного отделения математических дисциплин еще не являются препятствием на пути изучения предлагаемой дисциплины, а скорее наоборот, стимулом на пути к становлению профессионалом-конфликтологом с широким кругозором, знанием и умением применять также естественнонаучные подходы и методы. Как писал известный математик Томас Саати: «Я люблю обе стороны математики: чистую — как возвышенный уход от реальности, прикладную — как страстное стремление к жизни». Вот как раз некоторые элементы прикладной стороны математики могут и должны быть поняты и усвоены студентами отделения конфликтологии.

В учебном пособии в доступной форме освещаются важные темы и вопросы, связанные с тематическим планом дисциплины. Сначала даются основные понятия и определения. Формулируется задача принятия решения в двух трактовках — «принятие индивидуального решения» и «принятие коллективного решения». В зависимости от этих трактовок и излагается весь материал.

По первой трактовке — принятие индивидуальных решений рассматривается как процесс, состоящий из ряда этапов: анализа исходной информации, формирования альтернатив и выбора наилучшей. Субъектом индивидуального принятия решения является лицо, принимающее решение (ЛПР). Важное внимание уделяется анализу проблемы, выявлению и классификации основных компонентов задачи. Приводятся типовые задачи принятия решений. Компоненты задачи принятия решения могут носить как качественный, так количественный характер, поэтому приводятся процедуры, позволяющие переходить от качественных к количественным показателям на основе вводимых шкал. Рассматривается фактор неопределенности, который является существенным в процессе принятия решений. Сформированные альтернативы чаще характеризуются не одним, а несколькими показателями. Для выбора наилучшей альтернативы необходимо провести их сравнение. Такая операция требует знания определенных методов, и такие задачи относятся к классу многокритериальных. В данном пособии предлагаются методы решения подобных задач. На конкретном примере демонстрируется процедура принятия решения в условиях неопределенности и риска.

Во второй трактовке рассматривается задача принятия коллективного решения, которая характеризуется двумя особенностями: наличием не одного ЛПР, а группы ЛПР со своими целями и интересами; необходимостью определения или выбора правил согласования, или согласованности, решений членов группы. А это суть предпосылки к появлению и развитию конфликта, поэтому принятие любого коллективного решения по своей природе конфликтно.

В пособии приводятся описания процедур и способов организации экспертиз и методов экспертных оценок. Рассматриваются способы согласования альтернатив (вариантов) среди экспертов (членов группы).

В приложении к данному пособию дано описание деловой игры на принятие коллективного решения, которая проводится в начале изучения данного курса. Приобретенный опыт и результаты, полученные в ходе участия в этой деловой игре, используются для иллюстрации многих теоретических выкладок в течение всего лекционного периода, что нашло свое отражение в пособии.

В пособии не рассматривается теория игр, хотя традиционно она считается математической теорией конфликтов, так как на отделении конфликтологии читается самостоятельный курс по данной дисциплине.

Целью данного пособия является знакомство с методами и подходами теории принятия решений, овладение и преломление последних на конфликтологические задачи. Данный научный инструментарий может стать дополнительным ресурсом, которым смогут воспользоваться как субъекты, так и посредники на всех этапах развития и упра­вления конфликтом.

После каждой главы в пособии предлагается список контрольных вопросов для самопроверки. В процессе работы над пособием использовалась отечественная и зарубежная литература, которая отражена в списках основной и дополнительной литературы в конце учебного пособия.


Тема 1. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ КАК ОСОБЫЙ ПРОЦЕСС ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
РОЛЬ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В КОНФЛИКТЕ.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Данная тема является вводной и посвящена рассмотрению сущности принятия решений в любой человеческой деятельности, определению основополагающих категорий и понятий. Без их уяснения невозможно усвоение как методов и подходов, так и конкретных процедур, используемых в данной дисциплине. Раскрывается суть процесса принятия решений и этапов, из которых он складывается. Определяется роль принятия решений в конфликте.

Критерии

В современной науке о принятии решений считается, что варианты решений характеризуются различными показателями их привлекательности для ЛПР. Эти показатели называют признаками, факторами, атрибутами или критериями.

Существуют различные определения этого термина. Приведем некоторые из них. В работе О.И. Ларичева «Наука и искусство принятия решений»[1] под критериями оценки альтернатив понимают показатели их привлекательности (или непривлекательности) для участников процесса выбора. Критерий — это способ описания альтернативных вариантов решений, способ выражения различий между ними с точки зрения предпочтения ЛПР. В работе Э.Й. Вилкас, Е.З. Майминас «Решения: теория, информация, моделирование»[2] предпочтение трактуется как неявное задание критерия. Л.А. Бирман в своей работе «Управленческие решения»[3] под критериями понимает, во-первых, показатели, характеризующие степень приближения к цели каждого из вариантов ее достижения; и, во-вторых, показатели, служащие для объективного сопоставления различных вариантов решения и выбора из них наиболее эффективного. Е.С. Вентцель пишет: «Чтобы сравнивать между собой по эффективности (предпочтительности, удачливости) разные решения, нужно иметь какой-то количественный критерий, так называемый показатель эффективности. Этот показатель выбирается так, чтобы он отражал целевую направленность»[4]. Существуют и другие определения. Все приведенные определения не противоречат друг другу, а скорее уточняют и дополняют друг друга. В данном пособии под критериями и показателями будут подразумеваться идентичные понятия, сущность которых раскрыта в приведенных выше определениях.

В профессиональной деятельности выбор критериев часто определяется многолетней практикой, опытом. В подавляющем большинстве задач выбора имеется достаточно много критериев оценок вариантов решений. Эти критерии могут быть независимыми и зависимыми. Зависимыми называются те критерии, при которых оценка альтернативы по одному из них определяет (однозначно или с большой степенью вероятности) оценку по другому критерию. Так мы можем ожидать, что поступление в институт на популярную специальность, как правило, предполагает высокий конкурс и проходной балл. Зависимость между критериями приводит к появлению целостных образов альтернатив, которые имеют для каждого из участников процесса выбора определенное содержание.

На сложность задач принятия решения влияет также количество критериев. При небольшом числе критериев (два–три) задача сравнения альтернатив достаточно проста и прозрачна, качества по критериям могут быть непосредственно сопоставлены и выбран компромисс. При большом числе критериев задача становится трудно обозримой, если эти критерии нельзя объединить в группы по конкретному смысловому значению. Основанием для естественной группировки критериев является возможность выделить плюсы и минусы альтернатив, их достоинства и недостатки (например, стоимость и эффективность). Такие группы, как правило, независимы. Выявление структуры на множестве критериев делает процесс принятия решения значительно более осмысленным и эффективным.

1.3. Оценки по критериям. Количественные
и качественные шкалы

Использование критериев для оценки альтернатив требует определенной градации качества: лучших, худших и промежуточных оценок. Иначе говоря, существуют шкалы оценок по критериям.

В принятии решений принято различать шкалы качественных и количественных оценок. Так, для критерия «стоимость» может быть использована шкала количественных оценок (в денежных единицах). Для критерия «необходимость выезда в пригород» может быть использована шкала качественных оценок («да» либо «нет») или шкала количественных оценок (1 или 0).

Количественные шкалы. Абсолютная шкала. Если требуется определить количество студентов, присутствующих на лекции или количество лекций, на которых присутствовал студент в течение семестра, то число, являющееся результатом такого подсчета, определяется однозначно и является единственным. В этом состоит особенность абсолютной шкалы.

Шкала отношений. Предполагает возможность производить измерения в различных системах единиц. Если оценивать длину предмета в сантиметрах, получим одно значение, если в дюймах — другое и т. д. Это типичные примеры шкалы отношений, в которых отношения числовых оценок остаются неизменными.

Шкала интервалов. В шкале интервалов при переходе от одной системы измерения к другой отношения числовых значений оцениваемых альтернатив не сохраняются, однако сохраняется отношение разностей числовых оценок. Примером измерений в шкале интервалов является определение температуры, которую, как известно можно определять по разным шкалам: Цельсия, Фаренгейта и т. п. Каждый раз мы будем получать разные числа, так как в различных шкалах используются различные точки начала отсчета и различные единицы масштаба измерений. Но эти различные числовые оценки соответствуют одной и той же температуре объекта.

Шкала разностей. Является частным случаем шкалы интервалов, в шкале интервалов при переходе от одной числовой системы измерений к другой меняется лишь точка начала отсчета. Примером количественных оценок в шкале разностей являются системы летоисчисления, отличающиеся точкой начала отсчета (от Рождества Христова, от сотворения мира или от переселения пророка Мохаммеда из Мекки в Медину).

Шкалы качественных измерений. Качественные измерения менее строгие, носят субъективный характер и для них используются другие шкалы, наиболее распространенными из которых являются следующие.

Номинальные шкалы позволяют опознавать, различать, идентифицировать объект. Суть измерений оцениваемых альтернатив в этой шкале — разбиение их на классы по определенному признаку. Всем альтернативам, попавшим в один класс, должно соответствовать одно и то же число. Примером измерений в номинальных шкалах может служить разбиение студентов факультета на курсы, а студентов одного курса на группы и т. д.

Порядковые шкалы позволяют установить порядковые соотношения между объектами и показать, что один объект по какому-нибудь признаку сравнения лучше, важнее другого или равноценен ему. Используются для ранжирования — определения порядка предпочтения альтернатив, выраженности того или иного свойства, например важности, срочности и т. п. Но в порядковых шкалах нельзя определить меру доминирования, т. е. измерить насколько один объект лучше, важнее другого.

Однако довольно часто при проведении экспертизы возникает необходимость измерения показателей, оценки которых носят заведомо субъективный характер. Так, например, на опыте и знаниях специалистов основаны оценки уровня компетентности и степень конфликтности кандидата на вакантную должность или степень изношенности автомобилей и т. д. В этих случаях используется особый тип порядковых шкал — вербально-числовые шкалы. В состав таких шкал входят словесное описание выделенных градаций и соответствующие им числовые значения. Наиболее известная и широко применяемая на практике шкала Харрингтона[5], имеющая следующий вид.

Таблица 1.3.1

Шкала Харрингтона

№ п/п Содержательное описание градаций, проявления свойств (характеристик) Числовое значение свойств
  Очень высокое 0.8–1.0
  Высокое 0.64–0.8
  Среднее 0.37–0.64
  Низкое 0.2–0.37
  Очень низкое 0.0–0.2

Приведенные в таблице числовые значения получены на основе статистического анализа большого массива данных, благодаря чему шкала Харрингтона имеет универсальное применение и может в соответствующих модификациях (например в виде шкалы баллов) использоваться для оценки различных показателей качественного характера.

Существуют другие, более сложные, шкалы, например шкала относительной важности, которая используется в методе анализа иерархий[6], разработанном Т. Саати.

1.4. Многодисциплинарный характер науки о принятии решений

Термин «принятие решений» встречается во многих науках, например в экономике, где исследуется проблема разумного, рационального использования ограниченных ресурсов потребителем (покупателем товаров) и производителем. Считается, что у людей есть «внутренние весы», на которых взвешивается привлекательность различных объектов, их полезность. Экономика определяет правила рационального поведения людей в задачах выбора.

«Принятие решений» один из основополагающих терминов в научной дисциплине «исследование операций».

Принятие решений является одним из направлений прикладной математики — теории полезности, с помощью которой ставятся и решаются задачи обоснования свойств функции полезности в зависимости от тех или иных условий, накладываемых на правила выбора.

Этот термин используется при создании систем искусственного интеллекта. Разработка компьютерных моделей, имитирующих поведение людей при решении различных проблем, базируется на подходах теории принятия решений.

В информатике и вычислительной технике уделяется большое внимание системам поддержки принятия решений, помогающим людям в задачах выбора.

В науке о принятии решений центральным является исследование процесса выбора. Это направление изучает, как человек принимает решение и как ему можно помочь с помощью специальных методов и компьютерных систем.

Термин «принятие решений» используется в когнитивной психологии. Психологи давно изучают особенности системы переработки информации. Рассматриваются гипотезы о том, как влияет организация человеческой памяти на процесс принятия решения. Психологи пытаются экспериментально определить границы человеческих возможностей в задачах выбора. Психологические теории представляют системы мотивированных утверждений о том, как люди решают задачи, требующие принятия решения.

В политологии одним из главных объектов изучения является механизм принятия лидерами политических решений. Принятие коллективного решения по своей природе конфликтно.

Изучение управления конфликтами одна из основных задач конфликтологии, а неотъемлемой составляющей этого процесса является принятие решения.

Итак, принятие решений это прикладная научная дисциплина. Основную роль в ее развитии играет практика, помогающая в решении сложных задач выбора. Создание методов принятия решений требует рассмотрения широкого круга проблем.


Контрольные вопросы

1. Какова роль принятия решения в конфликте?

2. Кто в конфликте может выступать в роли лица, принимающего решение?

3. Дать определения понятиям «альтернатива», «критерий» и привести пример использования этих понятий из книги Р.Фишера и У. Юри[7].

4. Какие вы знаете шкалы оценок по критериям?

5. К каким наукам могут быть отнесены теория принятия решений и конфликтология?

Тема 2. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ

2.1. Роль принятия решения в управлении конфликтом

Функция принятия решения непосредственно связана с целеустремленной деятельностью человека. В личной жизни каждый принимает решения о выборе профессии, устройстве семьи, распределении бюджета и т. д. Формирование и выбор этих решений производится эмпирически: путем логического мышления и интуиции. Важно отметить, что последствия решений затрагивают интересы одного или нескольких лиц.

В роли руководителя человек в процессе управления может принимать решения в политической, экономической, культурной и других сферах. Последствия этих решений затрагивают интересы и влияют на жизнь больших групп индивидов и общества в целом. Поэтому ошибки в принятии решений могут привести к большим моральным и материальным издержкам, потерям. А если все происходит на фоне конфликтов (межличностных, трудовых, производственных и др.)? Проблема принятия решений еще больше усугубляется.

Изложенное показывает, что принятие решений — это функция каждого человека в личной жизни и профессиональной деятельности. Особая роль отводится этой функции в процессе управления. Отсюда следует, что принятие решения представляет собой социально-психо­логическую категорию, имеющую принципиальное значение для деятельности человека.

Рассмотрим роль и место принятия решения в процессе управления.

Характерной особенностью управления любыми объектами является достижение определенных целей. Эта общая особенность может быть положена в основу определения процесса управления. Под управлением понимают элемент или функцию организованной системы различной природы, обеспечивающей сохранение определенной ее структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей [8]. Тогда процессом управления называют целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления.

Содержание, вкладываемое различными авторами в понятие «управление конфликтами» неоднозначно и его можно проиллюстрировать выдержками из следующих определений:

«…понимание управления в узком смысле, как “урегулирование или улаживание конфликтов”» [9];

«Понимание управления в широком смысле рассматривается в двух аспектах — внутреннем и внешнем. Внутренний аспект предполагает применение технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте. Внешний аспект отражает управленческую деятельность со стороны руководителя (менеджера) или другого субъекта управления по отношению к конкретному конфликту. Управление включает такие этапы, как предупреждение, прогнозирование, регулирование и разрешение» [10];

«Управление как процесс контролирования конфликта самими участниками либо внешними силами…» [11];

«“Конструктивное управление” как термин лучший, чем “разрешение конфликта”…»; [12]

«Управление в контексте только с процедурами юридического разбирательства» [13];

«Управление как выработка стратегий конфликтного поведения…» [14];

“Управление”, “регулирование”, “разрешение” как самостоятельные термины встречаются во многих источниках [15];

«Управление как прямое воздействие, регулирование как опосредованное…» [16].

Автор не претендует на охват всех существующих в отечественной и зарубежной литературе трактовок понятия «управление конфликтом». Однако отмечает, что перечисленные выдержки характеризуют некоторую несогласованность в понимании данного термина и также указывают на сложность и разную степень детализации в рассмотрении данного явления. Каждый исследователь вносит в определение этого понятия нюансы, которые он считает наиболее важными в изложении своих позиций по данному вопросу.

Появлению научного термина «управление» в общесистемном плане мы обязаны кибернетике и ее основоположнику Н. Винеру. Поэтому правомерно управление применительно к конфликту рассматривать с этих позиций. Тогда суть управления можно выразить как желательное поведение управляемой системы (конфликта) и ее элементов (субъектов), достигаемое прямым управляющим воздействием (изнутри или извне). В этом подходе конфликт рассматривается как система, управление которой включает два элемента: определение траектории состояний системы (т. е. формирование цели и указания путей ее достижения) и удержание системы на этой траектории путем регулирования [17].

Вне зависимости от того, что понимается в разных источниках под управлением конфликтом, этот процесс представляет целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления и состоит из циклически повторяющейся во времени последовательности задач, которые называются функциями управления. Выделение функций в процессе управления может быть выполнено с различной степенью детализации. Наиболее общими агрегированными функциями управления, к примеру, в менеджменте, являются планирование, организация, регулирование и контроль. В управлении конфликтами такими функциями могут выступать: прогнозирование, предупреждение, регулирование и разрешение. Каждая из этих функций может быть представлена совокупностью более частных функций. Так, например, все они включают функции анализа состояния объекта управления, прогнозирование исходов, определение целей, разработки плана достижения целей.

Выполнение общих и частных функций управления требует принятия решений. Принятие решений обеспечивает ответы на вопросы «что делать» и «как делать», возникающие при реализации других функций управления.

Таким образом, функция принятия решений выполняет в процессе управления особую роль — она необходима для осуществления всех других функций управления.

В литературе, посвященной математическим проблемам принятия решений, содержание этой функции определяется как выбор наилучшего решения из множества альтернативных вариантов. Для того чтобы выбирать, необходимо, прежде всего, определить цели, ограничения, альтернативы решений (пути достижения целей) и последствия. В соответствии с кибернетической трактовкой перечисленные параметры представляют элементы траектории состояния системы (конфликта), которые путем регулирования необходимо удерживать в определенных пределах.

Следовательно, содержанием функции принятия решений является не только выбор, но и подготовка к нему, определение необходимых элементов для его осуществления.

Принятие решений представляет собой процесс, который начинается с возникновения проблемной ситуации и заканчивается выбором решения — действия по устранению проблемной ситуации. В процессе принятия решений можно выделить три этапа: постановка задачи, фор­мирование вариантов решений и выбор оптимального решения. Длительность этого процесса существенно зависит от характера проблемной ситуации.

Значение функции принятия решений для деятельности человека и ее особая роль в процессе управления вообще и конфликтом в частности, определяют необходимость рассмотрения социально-полити­ческого, психологического и организационно-технологического аспектов этой функции. Перечисленные аспекты должны рассматриваться в единстве. Тогда будет обеспечена полнота изучения этой функции, что будет способствовать более глубокому пониманию закономерностей процесса принятия решений.

Выполнение функций принятия решений должно базироваться на определенных требованиях, основными из которых являются: своевременность решений и их обоснованность [18]. Несвоевременно принятое решение является недостаточно эффективным. Необоснованность решения увеличивает вероятность его ошибочности, поэтому тщательность обоснования решения — это залог его оптимальности. К другим требованиям еще относят, например, директивность решения, которая определяет обязательность его исполнения, непротиворечивость решения означает его согласованность с ранее принятыми решениями и другие. Непоследовательность в решениях, их взаимоисключаемость резко снижают эффективность управления. Правомочность выполнения функции принятия решений также является необходимым условием обеспечения директивности принятого решения и определяется правами (нормами) для его принятия и ответственностью за его последствия. Требования, сформулированные для управленческих решений, целиком могут быть отнесены и к решениям, которые необходимо принимать при управлении конфликтами.

Для того чтобы оценить возможные варианты решений, необходимо применить соответствующие методы, а это в свою очередь предполагает подготовительный этап — выявление сущности и содержания задачи принятия решения.

Содержание задачи принятия решений

Согласно теории суть задачи принятия решений[19] заключается в определении наилучшего (оптимального, целесообразного) способа действий для достижения целей. На этапах управления конфликтом под целью в широком смысле будем понимать идеальное представление желаемого состояния для конфликтующих сторон, каковым является выгодное для обеих сторон завершение конфликта. Если фактическое состояние не соответствует желаемому, т. е. стороны затрудняются или не знают, как разрешить или хотя бы урегулировать конфликт, то имеет место проблема. Выработка плана действий по устранению проблемы составляет сущность задачи принятия решений. Проблема всегда связана с определенными условиями, которые обобщенно называются ситуацией. Поэтому совокупность проблемы и ситуации образуют проблемную ситуацию. И эта проблемная ситуация в совокупности с первоначальным предметом конфликта, т. е. с основным противоречием между конфликтующими сторонами, представляют исходную информацию, с которой необходимо работать участникам для ее устранения.

Как мы уже рассматривали выше, субъектом всякого решения является лицо, принимающее решение (ЛПР). Это собирательное понятие включает понятия индивидуального ЛПР или группового ЛПР, в смысле группы лиц, вырабатывающих коллективное решение.

В конфликтологии особое внимание уделяется альтернативным методам разрешения конфликтов[20], которые рассматриваются как конструктивные. К ним относятся прямые переговоры, согласительные процедуры (фасилитация) и переговоры с участием посредника (медиация). Во всех этих методах в качестве лиц, принимающих решение, предполагается не менее двух сторон, причем, каждая из сторон может представлять собой либо групповое ЛПР, например, администрация предприятия и профсоюзный комитет, либо индивидуальное ЛПР, например политический лидер или руководитель (менеджер) в организации.

Для помощи субъектам конфликта в сборе и первичном анализе информации и формировании вариантов (альтернатив) решений могут быть привлечены посредники и эксперты-консультанты или другие компетентные специалисты, которые проведут детальное предварительное рассмотрение основной и сопутствующих ей проблем.

Принятие решений происходит во времени, это не одномоментный акт. Очень часто это достаточно длинный и мучительный процесс, направленный на устранение проблемной ситуации. Выделяются три этапа: поиск информации, определение и нахождение альтернатив, и выбор наилучшей альтернативы.

На первом этапе собирается вся доступная на момент принятия решения информация: фактические данные, мнение экспертов. Там, где это возможно, строятся гипотезы и используются экспертные методы[21]. Второй этап связан с определением множества возможных альтернатив, которые, например, на этапе ведения переговоров, выработали конфликтующие стороны. На третьем этапе осуществляется их сравнение и выбор наилучшего варианта (или вариантов) решения.

Сравнение альтернативных (взаимоисключающих) вариантов решений предполагает введение и оценку их предпочтительности, т. е. некоторой интегральной оценки качества решений. Эта оценка может быть основана как на объективном анализе (знании, опыте и т. д.), так и на субъективном понимании ценности и эффективности решений.

Для осуществления выбора наилучшего решения индивидуальное ЛПР определяет критерий выбора, т. е. способ выражения различий между альтернативами с точки зрения предпочтения ЛПР. Групповые ЛПР производят выбор на основе «принципа согласия». Конечным результатом задачи принятия решения, реализующим следующую функцию управления, является решение, которое представляет предписание к действию — «регулирование». В теории принятия решений допустимым считается решение, которое удовлетворяет ограничениям (ресурсным, правовым, морально-этическим и т. д.). Решение называется оптимальным или целесообразным, если оно наилучшее из возможных вариантов по критерию выбора для индивидуального ЛПР или удовлетворяет «принципу согласия» группового ЛПР.

После определения основных понятий можно приступить к формулировке задачи принятия решения.

В самой общей форме любая задача может быть представлена в виде «дано», «требуется определить». Руководствуясь этой формой, опишем содержание в виде перечня параметров.

Дано: проблемная ситуация, время принятия решения, выделяемые ресурсы.

Требуется определить: оптимальное (целесообразное) решение.

В постановке задачи на начальном этапе не рассматривается специфика деления на индивидуальное и коллективное принятие решений, поэтому она носит универсальный характер и может быть применена для задач конфликтологии.

Начнем с исходных данных. В основе проблемной ситуации лежит история взаимоотношений, позиции сторон, внутренние и внешние факторы и то основное противоречие, которое стало предметом конфликта сторон. От правильности первичного анализа ситуации зависит очень многое — развитие конфликта и выбор формы завершения.

Однако в ряде случаев, а точнее, почти всегда такой анализ затруднен наличием неопределенности. Прежде всего эта неопределенность связывается с особенностями индивида или группы индивидов, ставящих и решающих задачу, с их способностью собрать и переработать информацию о рассматриваемой проблеме. Постановка задачи является первым шагом в борьбе с неопределенностью. Из бесконечного разнообразия окружающего мира индивид выделяет определенный круг факторов и искусственно разрывает их связь с остальной средой. Тем самым вычленяется относительно обособленная, замкнутая система взаимодействующих факторов, которые составляют содержание задачи. Задание условий позволяет снять некоторую часть неопределенности, а определение характера взаимодействия факторов (элементов задачи) дает возможность качественно сформулировать цели задачи. Например, медиатор, начиная работать со сторонами, выслушивает их позиции, задает вопросы по поводу тех или иных обстоятельств. На этом этапе фигурируют еще весьма расплывчатые намерения и не совсем ясна цель. Но в процессе медиации, благодаря профессионально выстроенной медиатором процедуре, стороны переходят от позиций к выявленным интересам. В результате не только для медиатора становится более понятным предмет спора, но и стороны начинают смотреть на проблему другими глазами. Причем этот процесс уточнения или «снятия неопределенности» продолжается на протяжении всего периода работы с конфликтом. В конечном итоге благодаря таким итерационным шагам удается уточнить и объективно представить проблему спора.

Говоря о проблемной ситуации и сопровождающей ее неопределенности, мы еще явно не касались других исходных данных, которые неразрывно связаны с ней — это время и ресурсы.

Промежуток времени между осознанием проблемы и принятием на себя ответственности за выработку совместного с другой стороной решения и собственно исполнением решения может меняться в зависимости от существа предмета конфликта и других обстоятельств. В большинстве случаев для принятия решения выделяется ограниченный интервал времени, исчисляемый секундами, часами, днями и т. д. При управлении конфликтом такие временные ограничения могут быть обусловлены различными обстоятельствами. Например, оценка «соотношения сторон» или «баланса сил» помогает осознать сторонам дефицит ресурсов, в том числе временных для продолжения конфликта, и это может стать основанием для начала переговоров. Лимит времени является условием некоторого «принуждения» для вступления в процедуру урегулирования, а иногда выступает как дисциплинирующее условие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.065 с.)