Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальность 030301.65 ПСИХОЛОГИЯ

Поиск

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тверской государственный университет»

 

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета психологии

и социальной работы

______________________Т.А. Жалагина

______________________________2012 г.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА

Для студентов 3 курса очной формы обучения

Специальность 030301.65 ПСИХОЛОГИЯ

 

 

Обсуждено на заседании кафедры «__»____________ 2012 г. Протокол №   Зав. кафедрой____________   Составитель: Старший преподаватель кафедры психологии труда, организационной и клинической психологии Бессонова Л.А.  

 

 

 

 

Тверь 2012


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Психология труда» предназначен для студентов, обучающихся по специальности 030301 – ПСИХОЛОГИЯ. Рассматриваемые студентами вопросы и феномены психологии труда актуальны для будущих специалистов, работающих с сфере «человек-человек».

Цель курса:

1. Сформировать у студентов систему научных понятий и базовых
научных представлений о трудовой деятельности в контексте основных классических и современных проблем психологии труда.

2. Обеспечить студентов профессиональным владением методами
психологии труда.

Образовательные цели: обеспечить ориентировку студентов в специфических психологических составляющих труда, являющегося предметом многих наук, понимая ее как основу, которая позволит молодому специалисту, с одной стороны, уверенно сохранить профессиональную позицию в научной и практической ра6оте (не "дрейфуя" в социологию труда, физиологию труда, гигиену труда и т.д.) и, с другой стороны, по-деловому взаимодействовать с представителями смежных областей знания о труде при решении комплексных междисциплинарных задач.

Воспитательные цели: укрепление и развитие у студентов интереса к фактам и закономерностям психики на материале разнообразных видов активности людей в труде, культивирование равного уважения к разным видам труда и представителям разных профессиональных общностей, формирование правильного отношении к труду психолога-практика как человека, в сфере деятельности которого не только применяется, но и порождается жизнеспособное и истинное психологическое знание. Формирование у студентов готовности и способности работать не только "по интересам", но и "по заданию", что является важнейшим условием успешной адаптации выпускника университета в различных сферах практики (народное хозяйство, образование, здравоохранение, новые информационные технологии и др.).

Задачи курса:

1. Сформировать ориентацию в специфических составляющих предмета психологии труда позволяющую сохранить специалисту четкую профессиональную позицию в ситуации делового взаимодействия с представителями социологии труда, физиологии труда, гигиены труда и т.д. при решении комплексных междисциплинарных задач.

2. Сформировать систему научных понятий и представлений в контексте основных классических и современных проблем психологии труда.

3. Обеспечить основательное знание теоретических прикладных проблем психологии труда, опираясь на базовую, фундаментальную подготовку студента в целом и органически включаясь в систему такой подготовки.

4. Выработать умение соотносить частные задачи, возникающие в практике психологического обслуживания с фундаментальными проблемами психологии в целом.

5. Обеспечить профессиональное овладение гностическими, конструктивными методами психологии труда будущего специалиста.

6. Сформировать отношение к труду психолога-исследователя и психолога-практика как к деятельности, в ходе которой, не только применяется, но и порождается психологическое знание.

7. При изучении курса применяются такие виды учебной работы как лекции, семинары, дискуссии, деловые игры; формы контроля – промежуточный и рубежный контроль, экзамен.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Выписка из государственного образовательного стандарта по дисциплине «Психология труда»

Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия; эргатическая система, эргатические функции, трудовой пост в организации и его компоненты; субъект труда и его структура; методы психологии труда; психологическое профессиоведение; трудовая мотивация и удовлетворенность трудом; развитие человека как субъекта труда; индивидуальный стиль трудовой деятельности; психология профессионального самоопределения; профессионально-важные качества личности, общие и специальные способности; психологические основы профотбора, расстановки и аттестации кадров; психология профессиональной работоспособности; психологические аспекты социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов; профессиональные конфликты; психология безопасности в труде; история и тенденция развития прикладной психологии в сфере профессионального труда

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Наименование разделов и тем Всего Аудиторные занятия
Лекции Практич. занятия Самост. работа
Раздел 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
Тема 1.1. Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина, профессия.        
Тема 1.2. Процесс труда и его компоненты .        
Тема 1.3. Субъект труда и его структура        
Тема 1.4. Методы психологии труда.        
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
Тема 2.1. Психологическое профессиоведение        
Тема 2.2. Трудовая мотивация.        
Тема 2.3. Развитие человека как субъекта труда        
Тема 2.4. Индивидуальный стиль трудовой деятельности.        
Тема 2.5. Психология профессионального самоопределения.        
2.6. Психологические основы профотбора, расстановки и аттестации кадров.        
Тема 2.7. Психология профессиональной работоспособности.        
Тема 2.8. Психологические аспекты социально- трудовой реабилитации.        
Тема 2.9. Психология профессионального конфликта.        
Тема 2.10. Психология безопасности        
Итого        

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Необходимость организации со студентами разнообразной самостоятельной деятельности определяется тем, что удается разрешить противоречие между трансляцией знаний и их усвоением во взаимосвязи теории и практики.

Цель самостоятельной работы студентов - научиться самостоятельно, планировать и осуществлять различные аспекты деятельности практики социально-психологической деятельности.

В ходе самостоятельного изучения некоторых вопросов, к экзамену у студентов должны быть оформлены конспекты и словарь терминов.

Для их написания студенты руководствуются данным учебно-методическим комплексом. В нем подробно расписаны вопросы, которые нужно изучить.

Рекомендации к теме 1.1. Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина, профессия

Задание 1. Самостоятельно изучить и составить конспект по следующим вопросам:

1. Деятельность и труд.

2. Психологические особенности труда в отличие от других наук о труде (игра, учение и т.п.).

Задание 2. Выписать в словарь термины:


Предмет психологии труда

Субъект труда

Объект труда

Эргономика

Психотехника

Тектология

Профориентация

Профессиональное самоопределение

Психологические признаки труда


Контрольные вопросы

1. Что изучает психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина, профессия?

2. Что является предметом психологии труда?

3. Какие основные проблемы и задачи решает психологи труда?

4. Какие этапы развития знания о труде Вы знаете?

5. Что такое психотехника? Какова роль Г. Мюнстенберга в развитии науки?

6. Каковы основные направления работы отечественных психотехников?

7. В чем характерная особенность развития отечественной психологии труда во второй половине 20-го века?

8. Каковы особенности психологии труда как междисциплинарного научного направления?

9. Дайте определение понятий «деятельность» и «труд». Охарактеризуйте психологические особенности труда.

Рекомендации к теме 1.2. Процесс труда и его компоненты.

Задание 1. Самостоятельно изучить и составить конспект по следующим вопросам:

1. Обзорная характеристика основных разновидностей объектных условий труда в различных трудовых процессах: физической, социальной и организационной среды.

 

Задание 2. Выписать в словарь понятия:


Процесс труда

Цели труда

Предмет труда

Средство труда

Производственная среда

Предметные условия труда

Социальные условия труда

Витуальные условия труда

Эргатическая система

Эргатическая функция


Контрольные вопросы

1. Что такое «эргатическая система», «эргатическая функция»?

2. Какие основные виды эргатических функций Вы знаете?

3. Что такое трудовой процесс? Какова его структура?

4. Перечислите основные типы предметов труда.

5. Что входит в систему обязанностей и систему прав субъекта труда?

6. Какие основные компоненты производственной среды Вы знаете? В чем их сущность?

Рекомендации к теме 1.3. Субъект труда и его структура

Задание 1. Самостоятельно изучить и составить конспект по следующим вопросам:

1. Внутренняя структура (внутренние условия деятельности субъекта труда) – индивидуально-типологические особенности и профессионально обусловленные способности (психические процессы и профессионально-важные качества, актуализируемые у человека в процессе труда), функциональные состояния.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение субъекта труда.

2. Какие компоненты составляют внешнюю структуру субъекта труда?

3. Какие компоненты составляют внутреннюю структуру субъекта труда?

Рекомендации к теме 1.4. Методы психологии труда

Задание 1. Самостоятельно изучить и составить конспект по следующим вопросам:

1. Преобразующие, или конструктивные методы психологии труда

2. Возможности, ограничения, правила применения эмпирико-познавательных методов.

Задание 2. Выписать в словарь понятия:


Метод

Методология

Методика

Методы психологии труда

Процедура


Контрольные вопросы

1. Перечислите методы построения теории в психологии труда.

2. Какие эмпирико-познавательные методы применяют в психологии труда?

3. Что такое преобразующие, или конструктивные методы психологии труда?

4. Каковы возможности, ограничения, правила применения эмпирико-познавательных методов?

Рекомендации к теме 2.1. Психологическое профессиоведение

Задание 1. Самостоятельно изучить и составить конспект по следующим вопросам:

1. Т рудовоой пост и его компоненты.

2. Профессионально-важные качества личности, общие и специальные способности.

Задание 2. Выписать в словарь понятия:


Трудовой пост

Профессионально-важные качества

Профориентация

Профессиональное самоопределение

Профессиограмма

Психограмма

"Модуль профессии"

Аналитическая профессиограмма

Профотбор

Профподбор

Схема анализа профессии

Модель специалиста

Профессия

Специальность

Квалификация

Должность

Трудовой пост

Субъективная значимость труда


Контрольные вопросы

1. Что такое профессиография, профессиограмма, психограмма профессии, трудовой пост, профессионально-важные качества личности?

2. Назовите основные компоненты трудового поста.

3. Каковы принципы и цели психологического изучения профессий?

4. Какие методы профессиографии Вы знаете?

5. Опишите программу /схему/ профессиографирования.

6. Какие формы представления результатов профессиографирования Вы знаете? Какова сущность каждого из них?

7. Что составляет структуру профессиограммы и психограммы?

8. Какие методы для профессиографии необходимы?

9. Каковы цели применения, психологические признаки построения классификации профессий?

10. Какова структура и возможности применения многопризнаковой и многоуровневой (четырехъярусной) психологической классификации профессий (Е.А. Климова)?

Рекомендации к теме 2.2. Трудовая мотивация

Задание 1. Самостоятельно изучить и составить конспект по следующим вопросам:

1. Основные показатели удовлетворенности трудом (К. Замфир).

Задание 2. Выписать в словарь понятия:

Мотивация


Потребность

Мотив


Мотивационная сфера

Содержательные теории мотивации

Процессуальные теории мотивации

Удовлетворенность трудом

Контрольные вопросы

1. Раскройте понятия мотивации, потребности, мотива, мотивационно-потребностной сферы, цели, интереса, мотивирования, удовлетворенности трудом.

2. Какие классификации мотивов труда?

3. Приведите примеры содержательно-структурной и процессуальной модели трудовой мотивации.

4. Назовите внешние и внутренние мотивационные факторы труда.

5. Какие основные показатели удовлетворенности трудом Вы знаете?

6. Какие методы применяют для исследования мотивов?

Рекомендации к теме 2.3. Развитие человека как субъекта труда

Задание 1. Самостоятельно изучить и составить конспект по следующим вопросам:

1. Нормативные кризисы профессионального развития личности.

2. Биографический методв изучении кризисов пофессионального развития.

Задание 2. Выписать в словарь понятия:


Оптант

Адепт

Адаптант

Интернал

Мастер

Авторитет

Наставник

Деяние

Действие


Контрольные вопросы

1. Что такое "оптация" и кто такой "оптант"?

2. Как формируются профессиональные цели и мотивация?

3. В чем суть профессионального кризиса?

4. Чем характеризуется кризис профессионального выбора у подростка?

5. В чем сущность периодизации Д. Сьюпера, Б. Ливехуда, Э. Эриксона?

6. Какие уровни выделены в структуре субъекта труда (по Е.А. Климову)?

Рекомендации к теме 2.4. Индивидуальный стиль трудовой деятельности

Задание 1. Самостоятельно изучить и составить конспект по следующим вопросам:

1. Пути и способы формирования индивидуального стиля трудовой деятельности.

Задание 2. Выписать в словарь понятия:


Индивидуальный стиль трудовой деятельности

Интегральная индивидуальность


Контрольные вопросы

1. В чем сущность концепции интегральной индивидуальности В.С. Мерлина?

2. Какие уровни исследования индивидуальности В.С. Мерлин выделил?

3. Что такое «псевдостиль»?

4. Какие пути и способы формирования индивидуального стиля трудовой деятельности существуют?

5. Перечислите методы изучения индивидуального стиля деятельности.

Рекомендации к теме 2.5. Психология профессионального самоопределения.

Задание 1. Самостоятельно изучить и составить конспект по следующим вопросам:

1. Психологические «пространства» профессионального и личностного самоопределения

2. Допустимые (желательные) и нежелательные стратегии профориентационной помощи.

Задание 2. Выписать в словарь понятия:


Профориентация

Профконсультация

Профессиональное и личностное самоопределение

Карьера

Профессиональный выбор


Контрольные вопросы

1. Раскройте понятия: профориентация и профконсультация, профессиональное и личностное самоопределение, карьера и профессиональный выбор.

2. В чем сущность профессионального самоопределения?

3. Чем отличаются профессиональное и личностное самоопределение?

4. Какие конечные цели профориентации?

5. Опишете цели и процедуру профконсультирования?

6. Назовите основные группы методов, используемые в целях профессионального отбора и профессиональной психодиагностики?

Рекомендации к теме 2.6. Психологические основы профотбора, расстановки и аттестации кадров.

Задание 1. Самостоятельно изучить и составить конспект по следующим вопросам:

1. Абсолютная и относительная профпригодность

2. Комплексная система оценки персонала.

3. Психологические установки, влияющие на эффективность оценивания работников.

4. Психологические основы профессионального обучения (основные требования; компоненты; организация и формы обучения; средства обучения).

Задание 2. Выписать в словарь понятия:


профессиональный отбор

профпригодность

персонал

кадры

штаты

подбор кадров

найм

ротация

увольнение

анализ работы

функциональные обязанности

квалификационные требования

ориентация

адаптация

обучение

оценка персонала

управление человеческими ресурсами


Контрольные вопросы

1. В чем сущность аттестации? Раскройте понятие, цели и задачи аттестации.

2. Какие виды и методы аттестации применяются на практике?

3. В чем состоит проблема создания комплексной оценки персонала
в организации?

4. Какие требования предъявляются к процедуре аттестации?

5. Охарактеризуйте основные методические приемы и способы прове­дения аттестации.

6. Назовите психологические установки, влияющие на эффективность
оценивания работников.

Рекомендации к теме 2.7. Психология профессиональной работоспособности

Задание 1. Самостоятельно изучить и составить конспект по следующим вопросам:

1) Средства снижения профессионального утомления и повышения профессиональной работоспособности (режимы труда и отдыха, чередование операций, нормирование труда, саморегуляция состояний).

2) Психологические методы коррекции и профилактики неблагоприятных функциональных состояний (рационализация условий труда, орудий труда, рабочего места, состава трудовых функций и пр.).

Задание 2. Выписать в словарь понятия:


Трудоспособность

Дееспособность

работоспособность (актуальная, потенциальная)

функциональные состояния человека в трудовой деятельности.


Контрольные вопросы

1. Что такое функциональное состояние, профессиональная работоспособность и трудоспособность?

2. Для каких задач практики необходимо исследовать и оценивать
работоспособность человека?

3. Назовите виды желательных и неблагоприятных функциональных
состояний человека в труде.

4. Дайте характеристику четвертой стадии переутомления.

5. Какие виды стресса встречаются в профессиональной деятельности? Назовите основные концепции исследования стресса.

6. Перечислите пути оптимизации функциональных состояний человека в труде.

7. Назовите методы диагностики функциональных состояний в труде.

Рекомендации к теме 2.8. Психологические аспекты социально-трудовой реабилитации

Задание 1. Самостоятельно изучить и составить конспект по следующим вопросам:

1. Инвалиды и основные направления индивидуальной программы реабилитации инвалидов.

2. Психология трудотерапии как способа восстановления нарушенных психических функций при ранениях верхних конечностей.

Задание 2. Выписать в словарь понятия:


Инвалид

Реабилитация

Дезадаптация

Трудотерапия

Реадаптация


Контрольные вопросы

1. Кого считают инвалидами? Какие направления включает индиви­дуальная программа реабилитации инвалида?

2. Назовите виды психологической реабилитации.

3. Что такое социально-трудовая адаптация и реадаптация инвалидов?

4. В каких случаях трудотерапия может быть эффективной при психопатологии?

5. В чем состоят дефекты трудоспособности при аномалиях развития
ребенка?

6. Как меняются общение, эмоциональная сфера, самооценка и лич­ностная регуляция поведения у лиц на ранних этапах старения?

 

Рекомендации к теме 2.9. Психология профессионального конфликта

Задание 1. Самостоятельно изучить и составить конспект по следующим вопросам:

1. Причины возникновения конфликтных отношений.

2. Общие характеристики и основные типы конфликтных личностей (Ф.М. Бородкин и Н.М. Коряк).

3. "Психологические игры" на разных этапах выполнения заданий.

4. "Уловки", используемые в ходе публичных обсуждений.

Задание 2. Выписать в словарь понятия:


Конфликт

Управление производственным конфликтом


Контрольные вопросы

1. Какова структура производственного конфликта?

2. Назовите деструктивные и конструктивные функции производственного конфликта.

3. Каковы основные правила остановки "болтливого собеседника" в деловых отношениях (по Н.В.Самоукиной)?

4. Чем характеризуется "конфликтная личность бесконфликтного типа"?

5. Что значит "управлять конфликтом"?

6. Назовите основные неконструктивные способы ("уловки") организации и проведения производственного собрания, способствующие развитию деструктивности конфликтных отношений.

7. Обозначьте основные условия перехода от конфликта к сотрудничеству в условиях организации.

Рекомендации к теме 2.10. Психология безопасности

Задание 1. Самостоятельно изучить и составить конспект по следующим вопросам:

1. Информационная и психологическая безопасность в организациях.

2. Психологические способы профилактики производственного травматизма и аварийности.

Задание 2. Выписать в словарь понятия:


Психология безопасности

Производственная опасность

Несчастный случай

Опасные зоны

Опасная ситуация

Авария

Катастрофа

Организация безопасности труда на производстве


Контрольные вопросы

1. Назовите объективные и субъек­тивные (субъектные) причины несчастных случаев и аварий.

2. Каковы причины ошибочных действий субъекта труда?

3. Что такое информационная и психологическая безопасность в организациях?

4. Какие психологические способы профилактики производственного травматизма и аварийности Вы знаете?

5. Что такое аварийная ситуация?

6. Каково психологическое содержание аварийной ситуации?

7. В чем сущность феномена субъективной предрасположенности к травматизму?


ПЛАНЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ОСНОВНОЙ

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов / Зеер, Эвальд Фридрихович; Э. Ф. Зеер. - 4-е изд., перераб., доп. - Москва: Академический проект: Фонд "Мир", 2006,2008 - 329 с.

2. Носкова О.Г. Психология труда: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Носкова, Ольга Геннадьевна; О. Г. Носкова; под ред. Е. А. Климова. - 2-е изд., стер. - Москва: Academia, 2006. – 382

3. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Пряжников, Николай Сергеевич; Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. - 4-е изд., стер. - Москва: Academia, 2001, 2004, 2007

4. Толочек В.А. Современная психология труда: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Толочек, Владимир Алексеевич; В. А. Толочек. - Москва [и др.]: Питер, 2005. - 478 с

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания, 2001 г.

2. Бодров В.А. Психологический отбор летчиков и космонавтов. М.;
Наука, 1984.

3. Бубнова С.С. Психологические аспекты профессиональной консультации. Психологический журнал, 1990, т. 11, № 1.

4. Буякас Т.М. О феномене наслаждения процессом деятельности и условиях его возникновения (по работам М.Чиксентмихайи) // Вестн. Моск. ук-та. Сер.14. Психология. 1995. №2. С. 53-61.

5. Гаврилов В.Е. Использование модульного подхода для психологической классификации профессий в целях профориентации // Вопросы психологии, 1987. №1. С. 111-117.

6. Геллерштейн С.Г. К построению психологической теории тудовой терапии // Восстановительная терапия и социально-трудовая реадаптация больных нервно-психическими заболеваниями. Материалы Всес. научн. конф. Л., 1965, С. 16-19.

7. Геллерштейн С.Г. Чувство времени и скорость двигательной реакции. М.:Медгиз, 1958. 148 С.

8. Геллерштейн С.Г., Цфасман И.Л. Принципы и методы трудовой терапии психически больных. М.: Медицина, 1964.

9. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства деятельности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. 94 С.

10. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности: Словарь/Авторы-составители Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А; под ред. Б.А. Душкова. – М.: Академический проект, 2003. – 848 с.

11. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб., «Питер», 2000.

12. Журавлев АЛ. Социально-психологические проблемы аттестации ру­ководителей производственных коллективов / Социальная психология и общественная практика. — М., 1985.

13. Замфир К. Удовлетворенность трудом. Мнение социолога. М.: Политиздат, 1983. 142 с.

14. Зараковский Г.М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. М.: Наука, 1966.

15. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: практикум: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 050501 - Профессиональное обучение (по отраслям) / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова. - Москва: Академия, 2008. – 142

16. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. бакалавра и магистра "Психология" и психол. специальностям / Зеер, Эвальд Фридрихович; Э. Ф. Зеер. - 2-е изд., стер. - Москва: Академия, 2007. – 239

17. Зеличенко А.И., Шмелев А.Г. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора // Вестник МГУ. Сер. 14-психология, 1987. № 4. С. 33-43.

18. Карпов А.В. Психологический анализ трудовой деятельности. Учебное пособие. Ярославль, 1988.

19. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М., 1983.

20. Климов Е.А. Психология профессионала. М. - Воронеж, Изд-во «Институт практической психологии», 1996.

21. Климов Е.А. Психология профессионала. Избранные психологические труды. М.; Воронеж: НПО «МОДЭК» 1996. 400 С.

22. Климов Е.А. Введение в психологию труда. Учебник для ВУЗов. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

23. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. 159 с.

24. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995. С. 224.

25. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие для вузов по специальностям: 031000 "Педагогика и психология", 031300 "Социальная педагогика", 033400 "Педагогика" / Е. А. Климов. - 4-е изд., стер. - Москва: Академия, 2010. - 301

26. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М.: Знание. Сер. "Педагогика и психология", 1983. №2. 95 с.

27. Котик М. А., Емельянова А.М. Природа ошибок человека-оператора. – М., 1993.

28. Котик М.А. Психология и безопасность. – Таллин, 1983.

29. Кулагин Е.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., 1984.

30. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития: Хрестоматия. М.: Радикс, 1995. 448 с.

31. Леонова А.В. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1934. 187 С.

32. Львов В.М. Психология труда. Тверь, ООО «Триада», 2005г.

33. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: "Знание", 1996. 308 с.

34. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М.: ИНФРА-М, 1996. 256 с.

35. Мескон M. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Перев. с англ. М.: "Дело", 1992. Гл. 13,18,19.

36. Мясищев В.И. Работоспособность и болезни личности // Мясищев В.Н. Личность и неврозы. М., 1965. С. 17-51.

37. Основы конфликтологии: Учеб. пособие / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М.: Юристъ, 1997. 200 с.

38. Оценка работников управления / Под ред. Г.Х. Попова. — М., 1976.

39. Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии. М., 1995.

40. Пряжников Н.С. Профориентационные игры: Проблемные ситуации, задачи, карточные методики. М.: Изд-во МГУ, 1991. 87 с.

41. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М. Митиной. М.: МПСИ, Флинта, 1998. 184 с.

42. Психология труда/ под ред. проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во Владос-Пресс, 2005.

43. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: Программа предпрофил. подготовки: Рабоч.тетрадь учащегося/Г.В.Резапкина.-М.:Генезис,2007.-143с

44. Романова Е.С., Суворова Г.А. Психологические основы профессиографии. М.: МПГУ им. В.И.Ленина, 1990. 182 с.

45. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 479 с.

46. Травин ВЛ., Дятлов В А. Основы кадрового менеджмента. —М., 1995.

47. Филиппов А.В. Работа с кадрами (психологический аспект). — М., 1990.

48. Шадриков В.Д. Введение в теорию профессионального обучения.
Ярославль. ЯрГУ, 1981.

http://elibrary.ru

http://www.iqlib.ru

РЕЙТИНГ-КОНТРОЛЬ

  1 контрольная точка 2 контрольная точка
темы Темы 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 2.1. Темы 2.2. 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9. 2.10.
Текущая работа студентов 15 баллов 15 баллов
Итоговый контроль за модуль 15 баллов 15 баллов
Всего 30 баллов 30 баллов

 

Для того чтобы получить допуск к экзамену, необходимо за 2 модуля набрать не менее 20 баллов. В том случае, если студент набирает а) 50-54 балла, ему может быть выставлена итоговая оценка «удовлетворительно» без сдачи экзамена; б) 55 – 60 баллов, - начислено 15 дополнительных премиальных баллов и выставлена итоговая оценка «хорошо» без сдачи экзамена (премиальные баллы не начисляются, если студент идет на экзамен).

На экзамене студент может получит до 40 баллов, ответив на 2 вопроса экзаменационного билета (за ответ на каждый вопрос – до 20 баллов).

Критерии оценивания ответа на вопрос экзаменационного билета:

4 балла – студент демонстрирует лишь фрагментарное знание содержания материала вопроса;

8 баллов – ответ отражает общее понимание содержания материала, но поверхностен, не освещенными оказываются важные аспекты вопроса;

12 баллов - ответ адекватно отражает содержание вопроса, содержателен, но отдельные стороны материала не достаточно освещены;

16 баллов – при полноте и содержательности ответа присутствуют неточности в формулировках;

20 баллов – ответ полный, глубокий, характеризуется точностью в формулировках, свидетельствует о свободном ориентировании в содержании материала.

Первый модуль

Форма текущего контроля: письменный отчет о выполнении самостоятельной работы – 5 баллов,

ответы на вопросы семинара – 5 баллов,

посещаемость занятий (лекций и семинаров) – 5 баллов.

 

Контрольные вопросы по 1 модулю:

1. Что является предметом психологии труда как науки? Каковы основные проблемы (теоретические и практические) и задачи психологии труда?

2. Дайте понятия «эргатическая система», «эргатическая функция». Перечислите основные виды эргатических функций.

3. Что такое трудовой процесс? Какова его структура?

4. Перечислите методы психологии труда.

5. Опишите трудовой пост и его компоненты.

6. Какова структура профессиограммы и психограммы?

Форма итогового контроля – письменная контрольная работа (15 баллов).

Второй модуль

Форма текущего контроля:

письменный отчет о выполнении самостоятельной работы – 5 баллов, ответы на вопросы семинара – 5 баллов,

посещаемость занятий (лекций и семинаров) – 5 баллов.

 

Контрольные вопросы по 2 модулю:

1. В чем сущность содержательно-структурных и процессуальных моделей трудовой мотивации?

2. Перечислите основные этапы периодизации развития человека как субъекта труда (по Е.А. Климову).

3. Что такое индивидуальный стиль деятельности?

4. Какие типы профессионального самоопределения Вы знаете?

5. Перечислите основные направления профориентации.

6. Какова процедура профконсультирования?

7. Дайте определения следующим понятиям: «профотбор», «работоспособность», «производственный конфликт»?

8. Содержание, цели и функции аттестации.

9. Назовите основные виды реабилитации инвалидов.

10. Психология безопасности – отрасль психологии и область эргономики, её объект и предмет изучения.

 

Форма итогового контроля – письменная контрольная работа (15 баллов).

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА»

1. Предмет психологии труда. Основные проблемы (теоретические и практические) и задачи психологии труда.

2. История отечественной и зарубежной психологии труда как прикладной психологии в сфере профессионального труда.

3. Смежные области психологического и междисциплинарного научного знания о человеке и труде.

4. Понятие «эргатическая система», «эргатическая функция». Основные виды эргатических функций.

5. Трудовой процесс и его структура.

6. Структура субъекта труда.

7. Методы психологии труда.

8. Трудовой пост и его компоненты.

9. Профессионально-важные качества личности, общие и специальные способности.

10. Принципы, методы и цели психологического изучения профессий.

11. Структура профессиограммы и психограммы.

12. Методы профессиографии.

13. Классификация профессий, психологические признаки ее построения. Цели применения.

14. Содержательно-структурные и процессуальные модели трудовой мотивации.

15. Внешние и внутренние мотивационные факторы труда.

16. Основные показатели удовлетворенности трудом.

17. Периодизация развития человека как субъекта труда.

18. Нормативные кризисы профессионального развития личности

19. Исследование индивидуального стиля деятельности в психологии труда.

20. Эффективный индивидуальный стиль деятельности и «псевдостиль». Пути и способы формирования индивидуального стиля трудово



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.239.145 (0.018 с.)