Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. Основные проблемы психологии труда.

Поиск

Рекомендации к теме 2.1. Психологическое профессиоведение

Задание 1. Самостоятельно изучить и составить конспект по следующим вопросам:

1. Т рудовоой пост и его компоненты.

2. Профессионально-важные качества личности, общие и специальные способности.

Задание 2. Выписать в словарь понятия:


Трудовой пост

Профессионально-важные качества

Профориентация

Профессиональное самоопределение

Профессиограмма

Психограмма

"Модуль профессии"

Аналитическая профессиограмма

Профотбор

Профподбор

Схема анализа профессии

Модель специалиста

Профессия

Специальность

Квалификация

Должность

Трудовой пост

Субъективная значимость труда


Контрольные вопросы

1. Что такое профессиография, профессиограмма, психограмма профессии, трудовой пост, профессионально-важные качества личности?

2. Назовите основные компоненты трудового поста.

3. Каковы принципы и цели психологического изучения профессий?

4. Какие методы профессиографии Вы знаете?

5. Опишите программу /схему/ профессиографирования.

6. Какие формы представления результатов профессиографирования Вы знаете? Какова сущность каждого из них?

7. Что составляет структуру профессиограммы и психограммы?

8. Какие методы для профессиографии необходимы?

9. Каковы цели применения, психологические признаки построения классификации профессий?

10. Какова структура и возможности применения многопризнаковой и многоуровневой (четырехъярусной) психологической классификации профессий (Е.А. Климова)?

Рекомендации к теме 2.2. Трудовая мотивация

Задание 1. Самостоятельно изучить и составить конспект по следующим вопросам:

1. Основные показатели удовлетворенности трудом (К. Замфир).

Задание 2. Выписать в словарь понятия:

Мотивация


Потребность

Мотив


Мотивационная сфера

Содержательные теории мотивации

Процессуальные теории мотивации

Удовлетворенность трудом

Контрольные вопросы

1. Раскройте понятия мотивации, потребности, мотива, мотивационно-потребностной сферы, цели, интереса, мотивирования, удовлетворенности трудом.

2. Какие классификации мотивов труда?

3. Приведите примеры содержательно-структурной и процессуальной модели трудовой мотивации.

4. Назовите внешние и внутренние мотивационные факторы труда.

5. Какие основные показатели удовлетворенности трудом Вы знаете?

6. Какие методы применяют для исследования мотивов?

Рекомендации к теме 2.3. Развитие человека как субъекта труда

Задание 1. Самостоятельно изучить и составить конспект по следующим вопросам:

1. Нормативные кризисы профессионального развития личности.

2. Биографический методв изучении кризисов пофессионального развития.

Задание 2. Выписать в словарь понятия:


Оптант

Адепт

Адаптант

Интернал

Мастер

Авторитет

Наставник

Деяние

Действие


Контрольные вопросы

1. Что такое "оптация" и кто такой "оптант"?

2. Как формируются профессиональные цели и мотивация?

3. В чем суть профессионального кризиса?

4. Чем характеризуется кризис профессионального выбора у подростка?

5. В чем сущность периодизации Д. Сьюпера, Б. Ливехуда, Э. Эриксона?

6. Какие уровни выделены в структуре субъекта труда (по Е.А. Климову)?

Рекомендации к теме 2.4. Индивидуальный стиль трудовой деятельности

Задание 1. Самостоятельно изучить и составить конспект по следующим вопросам:

1. Пути и способы формирования индивидуального стиля трудовой деятельности.

Задание 2. Выписать в словарь понятия:


Индивидуальный стиль трудовой деятельности

Интегральная индивидуальность


Контрольные вопросы

1. В чем сущность концепции интегральной индивидуальности В.С. Мерлина?

2. Какие уровни исследования индивидуальности В.С. Мерлин выделил?

3. Что такое «псевдостиль»?

4. Какие пути и способы формирования индивидуального стиля трудовой деятельности существуют?

5. Перечислите методы изучения индивидуального стиля деятельности.

Рекомендации к теме 2.5. Психология профессионального самоопределения.

Задание 1. Самостоятельно изучить и составить конспект по следующим вопросам:

1. Психологические «пространства» профессионального и личностного самоопределения

2. Допустимые (желательные) и нежелательные стратегии профориентационной помощи.

Задание 2. Выписать в словарь понятия:


Профориентация

Профконсультация

Профессиональное и личностное самоопределение

Карьера

Профессиональный выбор


Контрольные вопросы

1. Раскройте понятия: профориентация и профконсультация, профессиональное и личностное самоопределение, карьера и профессиональный выбор.

2. В чем сущность профессионального самоопределения?

3. Чем отличаются профессиональное и личностное самоопределение?

4. Какие конечные цели профориентации?

5. Опишете цели и процедуру профконсультирования?

6. Назовите основные группы методов, используемые в целях профессионального отбора и профессиональной психодиагностики?

Рекомендации к теме 2.6. Психологические основы профотбора, расстановки и аттестации кадров.

Задание 1. Самостоятельно изучить и составить конспект по следующим вопросам:

1. Абсолютная и относительная профпригодность

2. Комплексная система оценки персонала.

3. Психологические установки, влияющие на эффективность оценивания работников.

4. Психологические основы профессионального обучения (основные требования; компоненты; организация и формы обучения; средства обучения).

Задание 2. Выписать в словарь понятия:


профессиональный отбор

профпригодность

персонал

кадры

штаты

подбор кадров

найм

ротация

увольнение

анализ работы

функциональные обязанности

квалификационные требования

ориентация

адаптация

обучение

оценка персонала

управление человеческими ресурсами


Контрольные вопросы

1. В чем сущность аттестации? Раскройте понятие, цели и задачи аттестации.

2. Какие виды и методы аттестации применяются на практике?

3. В чем состоит проблема создания комплексной оценки персонала
в организации?

4. Какие требования предъявляются к процедуре аттестации?

5. Охарактеризуйте основные методические приемы и способы прове­дения аттестации.

6. Назовите психологические установки, влияющие на эффективность
оценивания работников.

Рекомендации к теме 2.7. Психология профессиональной работоспособности

Задание 1. Самостоятельно изучить и составить конспект по следующим вопросам:

1) Средства снижения профессионального утомления и повышения профессиональной работоспособности (режимы труда и отдыха, чередование операций, нормирование труда, саморегуляция состояний).

2) Психологические методы коррекции и профилактики неблагоприятных функциональных состояний (рационализация условий труда, орудий труда, рабочего места, состава трудовых функций и пр.).

Задание 2. Выписать в словарь понятия:


Трудоспособность

Дееспособность

работоспособность (актуальная, потенциальная)

функциональные состояния человека в трудовой деятельности.


Контрольные вопросы

1. Что такое функциональное состояние, профессиональная работоспособность и трудоспособность?

2. Для каких задач практики необходимо исследовать и оценивать
работоспособность человека?

3. Назовите виды желательных и неблагоприятных функциональных
состояний человека в труде.

4. Дайте характеристику четвертой стадии переутомления.

5. Какие виды стресса встречаются в профессиональной деятельности? Назовите основные концепции исследования стресса.

6. Перечислите пути оптимизации функциональных состояний человека в труде.

7. Назовите методы диагностики функциональных состояний в труде.

Рекомендации к теме 2.8. Психологические аспекты социально-трудовой реабилитации

Задание 1. Самостоятельно изучить и составить конспект по следующим вопросам:

1. Инвалиды и основные направления индивидуальной программы реабилитации инвалидов.

2. Психология трудотерапии как способа восстановления нарушенных психических функций при ранениях верхних конечностей.

Задание 2. Выписать в словарь понятия:


Инвалид

Реабилитация

Дезадаптация

Трудотерапия

Реадаптация


Контрольные вопросы

1. Кого считают инвалидами? Какие направления включает индиви­дуальная программа реабилитации инвалида?

2. Назовите виды психологической реабилитации.

3. Что такое социально-трудовая адаптация и реадаптация инвалидов?

4. В каких случаях трудотерапия может быть эффективной при психопатологии?

5. В чем состоят дефекты трудоспособности при аномалиях развития
ребенка?

6. Как меняются общение, эмоциональная сфера, самооценка и лич­ностная регуляция поведения у лиц на ранних этапах старения?

 

Рекомендации к теме 2.9. Психология профессионального конфликта

Задание 1. Самостоятельно изучить и составить конспект по следующим вопросам:

1. Причины возникновения конфликтных отношений.

2. Общие характеристики и основные типы конфликтных личностей (Ф.М. Бородкин и Н.М. Коряк).

3. "Психологические игры" на разных этапах выполнения заданий.

4. "Уловки", используемые в ходе публичных обсуждений.

Задание 2. Выписать в словарь понятия:


Конфликт

Управление производственным конфликтом


Контрольные вопросы

1. Какова структура производственного конфликта?

2. Назовите деструктивные и конструктивные функции производственного конфликта.

3. Каковы основные правила остановки "болтливого собеседника" в деловых отношениях (по Н.В.Самоукиной)?

4. Чем характеризуется "конфликтная личность бесконфликтного типа"?

5. Что значит "управлять конфликтом"?

6. Назовите основные неконструктивные способы ("уловки") организации и проведения производственного собрания, способствующие развитию деструктивности конфликтных отношений.

7. Обозначьте основные условия перехода от конфликта к сотрудничеству в условиях организации.

Рекомендации к теме 2.10. Психология безопасности

Задание 1. Самостоятельно изучить и составить конспект по следующим вопросам:

1. Информационная и психологическая безопасность в организациях.

2. Психологические способы профилактики производственного травматизма и аварийности.

Задание 2. Выписать в словарь понятия:


Психология безопасности

Производственная опасность

Несчастный случай

Опасные зоны

Опасная ситуация

Авария

Катастрофа

Организация безопасности труда на производстве


Контрольные вопросы

1. Назовите объективные и субъек­тивные (субъектные) причины несчастных случаев и аварий.

2. Каковы причины ошибочных действий субъекта труда?

3. Что такое информационная и психологическая безопасность в организациях?

4. Какие психологические способы профилактики производственного травматизма и аварийности Вы знаете?

5. Что такое аварийная ситуация?

6. Каково психологическое содержание аварийной ситуации?

7. В чем сущность феномена субъективной предрасположенности к травматизму?


ПЛАНЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.40 (0.011 с.)