Общие представления о копинг-ресурсах и копинг-стратегиях. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие представления о копинг-ресурсах и копинг-стратегиях.



Копинг – это выработка поведения, имеющего целью уменьшение или исключение психологического дистресса или обстоятельств, его вызывающих. Копинг называют еще совладающим или защитным поведением.

Чаще всего в психологии пользуются моделями стресса и копинга, предложенными Р. Лазарусом (1987 г.). Лазарус считает, что индивидуальные различия в характеристиках копинга зависят от 2 качеств личности: восприимчивости и сопротивляемости. Восприимчивость – это тенденция реагировать на определенные ситуации с большей степенью стресса, чем реагируют другие. Сопротивляемость – это присутствие в человеке внутренних источников для противостояния стрессу.

2 основных принципа, которые нужно использовать при выборе копинг-стратегий: вера и система.

Все копинг – стратегии делятся на 2 группы:

– эмоционально-сфокусированный копинг: усилия направлены на регулирование отрицательных эмоций, возникающих в ответ на стресс;

– проблемно-сфокусированный копинг: усилия направлены на устранение и уменьшение влияния события, являющегося источником стресса.

Сначала нужно использоваться проблемно-сфокусированный копинг, но когда вы почувствуете, что управление ситуацией невозможно или неразумно, то тогда следует перейти к эмоционально-сфокусированному виду, который позволяет нам по-другому интерпретировать обстоятельства и изменить отношение к ним.

Карвер на основе теории Лазуруса провел исследование и предложил эти виды копинга расширить и создать методику для выявления копинг – стратегии. Он выделил 12 типов копинга (1993 г.):

1) Активный копинг. Вы концентрируете свои усилия на том, чтобы что-то сделать с ситуацией, в которой оказались.

2) Подавление конкурирующей деятельности. Вы откладываете все другие дела, концентрируетесь на проблеме, привлекаете для ее решения других людей.

3) Планирование. Вы пытаетесь найти стратегию, как поступить, рассматриваете проблему с разных точек зрения, иногда применяя методы рациональной терапии.

4) Самообладание. Вы останавливаетесь, перестаете суетиться и спешить, оцениваете, какие ваши действия.

5) Использование социальной поддержки. Мы выбираем среди людей того, к кому испытываем большую симпатию или на чье мнение и дружеское участие полагаемся, т.е. пытаемся получить поддержку и совет от этого человека.

6) Позитивный настрой. Вы пробуете найти что-то хорошее в том, что случилось.

7) Религия. Вы всем полагаетесь на Божью волю.

8) Принятие. Вы принимаете реальность того, что случилось. Одним из видов принятия является смена своих установок и позиций.

9) Отказ. Вы отказываетесь поверить в то, что случилось.

10) Поведенческий выход. Вы оставляете все попытки справиться с ситуацией, переключаетесь на выполнение другой деятельности.

11) Использование юмора. Вы пытаетесь превратить проблему в шутку.

12) Самоотвлечение. Вы срочно переключаетесь на какой-то другой вид деятельности.

Ричард Лазарус – коппинг – процессы. Первая психологическая модель эмоционального стресса.

1966 – «Психологические стрессы и процессы совладания».

Лазарус разрабатывает:

1) Понятие когнитивной оценки угрозы: они имеют сложный хар-р, они включают в себя не только перцептивные функции, но и пр-ссы памяти, сп-ть к абстрактному мышлению, учет прошлого опыта субъекта, учет его возможности и сп-ти к обучению.

Угроза – состояние ожидания субъектом вредного, нежелательного влияния внешних условий. Важно значение, которое субъект приписывает этому внешнему стимулу.

Виды оценок:

• первичная (всегда дает ответ на вопрос, обеспокоен ли я этой ситуацией, насколько)

• вторичная (с ставит перед собой вопрос о том, что если он обеспокоен этой ситуацией, что я могу с ней сделать, чтоб справиться с ней)

• переоценка (оценки основаны на обратной связи всех промежуточных результатов с исх требованиями)

2) Факторы, способствующие стрессовым оценкам (назову ли ситуацию стрессовой). Речь только о дистрессе.

• Эмоциональность субъекта, эмоции, ассоциирующиеся с данным событием. Эмоциональность по Лазарусу: общая сигнальная роль эмоций. Эмоции – регулятор поведения, эмоциональное оценивание запускает пр-сс когнитивной оценки угрозы. Эмоции должны переключать внимание субъекта, чтобы в стрессовой ситуации акцентировать внимание на том, что важно. Когда эмоции чрезмерны, могут мешать и даже прервать процесс решения задачи.

• Неопределенность ситуации. Чем более неопределенной является ситуация, чем более непредсказуемо событие, тем выше вероятность, что она будет оценена субъектом как угрожающая

• Значимость события (террористические акты в Москве, Агата Кристи)

• Особенности мотивационно-потребностной сферы, волевая регуляция

• Предшествующий опыт

• Специфика когнитивных особенностей

• специфика известных субъекту способов преодоления. Здесь у Лазаруса появляется представление о коппингах.

Селигман – выученная беспомощность (если человек постоянно в каком-то аспекте терпит неудачи, он отказывается принимать конструктивные попытки что-то сделать)

Психологический стресс возникает в результате того, что возникает некое рассогласование между тем, что в каждой конкретной ситуации индивид требует от самого себя и его представления о том, сможет ли он справиться с этой ситуацией.

Классификация копингов Лазаруса с Фолкманом:

1) конфронтационный копинг

2) дистанцирование

3) самоконтроль

4) поиск социальной поддержки

5) принятие ответственности

6) бегство, избегание

7) планирование, планомерное решение проблем

8) положительная переоценка ситуации

Транзактный подход: стрессовая реакция – это разворачивающийся во времени процесс, и каждый раз есть достижение некоторых промежуточных целей, когда субъект пытается справиться с ситуацией. Сличение промежуточных результатов с исходными требованиями ситуации. Первая транзактная модель – Лазарус и Фолкман.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 829; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.009 с.)