Серия игр «Песочная грамота»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Серия игр «Песочная грамота»



(игры, направленные на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму)

Путешествия к звукам

Начнем с игры-сказки «Путешествие в страну "А"».

Есть прекрасная страна — Где принцессу зовут А.

(Взрослый ставит в песочницу фигурку, на которой прозрач­ным скотчем приклеено изображение А, то есть — буква А).

В реке плещутся А-кулы (в песочнице создается река и по­мещаются акулята из коллекции «Киндер-сюрприза», на них тоже наклеена буква А).

А-исты в садах живут (в песочнице создается сад из веточек и появляются птицы, на них также наклеена буква А).

А-пельсины и А-рбузы и А-кации цветут (в песочнице появ­ляются растения, на которых изображена буква А).

Чтобы здесь нам поиграть, Надо много слов назвать. Привести сюда друзей, В чьих названьях — А. — Смелей!

(произнося стихотворную инструкцию, взрослый делает интонационный акцент на звук А). Для того

чтобы начать игру, взрослому придется немножко подготовить­ся:

— отобрать фигурки, в названиях которых есть звук А (5-10 штук),

— наклеить на них букву А,

— подготовленные к игре фигурки расставить рядом с пе­сочницей,

— если нужных фигурок у Вас нет, то можно их нарисовать, вырезать, вылепить,

— приготовить деревянную или пластмассовую букву А или карточку с ее изображением.

Взрослый одновременно проговаривает стихотворение-инст­рукцию и вместе с ребенком строит сказочную страну. Таким образом, речь сопрягается с действием. Ребенок становится не­посредственным участником процесса — положительная мо­тивация сформирована... И тут звучит задание, требующее са­мостоятельной работы. Для того чтобы поиграть в песочнице с привлекательными фигурками, ребенок должен назвать не ме­нее 3 слов, в которых есть звук А.

Важно помнить о последовательности предъявления слов, со­держащих звук, который Вы отрабатываете. Первыми предъяв­ляются слова, содержащие звук в начале слова, потом — в кон­це, потом — в середине. Причем, мы стараемся не брать слова, в которых звук слышится не четко. Ребенку могут помочь Ваши вопросы. Например: «Ты знаешь, у принцессы есть друзья, которых зовут Аня, Антон, и ...?»

«Кто может жить в этой стране? Мама, папа, ба­бушка и ...?»

«Посмотри на другие фигурки, назови их. В ка­ких именах и названиях ты услышал звук А?»

«Как ты думаешь, что любит есть принцесса? Кашу, варенье, малину и ...»

Когда ребенок назовет слова, взрослый объявляет ему о том, что теперь он получил Ключ в страну принцессы А и является ее Почетным гостем (при этом вручается приготовленная Вами буква или ее изображение на карточке). Он может играть с каж­дым жителем этой страны и привносить в песочницу других героев.

Маленький комментарий.Эта простая игра поможет нам решить немало образовательных и психологических задач. И главная из них — развитие фонематического слуха, то есть уме­ния слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в слове. Именно это является основой формирования правильно­го звукопроизношения и правописания. В нашей игре звук выступает не абстрактным символом, а живым сказочным су­ществом. С ним интересно познакомиться, его хочется узнать поближе, поиграть с ним и его друзьями и как можно дольше не расставаться. Подбираемый Вами материал и формы его подачи (яркие фигурки, интонированность речи, пропевание глас­ных звуков) на первых порах должны облегчить процесс узна­вания звука в словах. В дальнейшем мы усложним ребенку задачу, убрав интонационные акценты и меняя сюжеты инст­рукций. Так мы познакомим ребенка со множеством звуков. Как Вы обратили внимание, пока мы не вводили понятие «бук­ва», хотя и использовали его в играх. Таким образом, опираясь на слуховое, зрительное и тактильно-кинестетическое восприя­тие, мы готовим ребенка к обучению чтению. Не опе­рируя пока понятием, он уже узнает буквы. И начи­нает, на первых порах неосознанно, соотносить звуки и их графическое изображение. Это один из элемен­тов опережающего обучения грамоте.

Важно помнить, что у каждого ребенка свой темп усвоения материала. Одному нужно подольше за­держаться в одной стране. Другой, «схватывая все на лету», жаждет новых игр, приключений, зна-

комств. Пожалуйста, давайте познакомимся!.. (Стихи Д. Фро­лова):

С милым звуком Е

«Живет в той сказочной стране

Спокойный, добрый, милый Е.

Он утром Ели объезжает

И все игрушки проверяет.

И мчатся с ним по веткам Ели, Как по зеленой карусели, ♦Медведь» и «Белочка», «Скворец», И «Лев» и даже... «Огурец»!

Но вот, друзья мои, беда — Забыл другие он слова, Где тоже есть наш милый Е. Поможем мы его беде?»

С волшебником И «На облаке мягком, Что в небе парит, Звук И, как волшебник, Над миром летит...

Он счастье несет

И добра всем желает,

И где что рассыпалось,

Соединяет!

Он любит Индейцев, Изюм и Икру, И любит в песочке Простую игру!

Он рад и с тобою

В песок поиграть,

Чтоб ты все слова

С звуком И мог назвать!»

(В стихотворной инструкции уже не дается конкретных указаний по строительству определенной страны. Это позво­лит Вам и ребенку проявить творческое воображение).

С бедным О

«В огромной, пустынной стране Лимпопо, Живет одиноко прекрасный звук О. Он сирота: ни друзей, ни реки, Зачахнет звук О там один от тоски!

Что делать, ребята? Страну как найти? Как бедный звук О поскорее спасти?

Отметим, что мы не даем последовательность изучения зву­ков, т. к. эту методику несложно найти в учебниках и пособи­ях. Мы предлагаем лишь принцип работы со звуком. На при­веденных примерах Вы сможете сами познакомить ребенка с другими звуками (как гласными, так и согласными), опираясь на свою фантазию, знания и жизненный опыт. Не обязательно, чтобы инструкции к играм были стихотворными. Главное, что­бы они были увлекательными и близкими ребенку. Опыт показывает, что в такого рода игры с увлече­нием играют дети уже с 3 лет. Играя, Вы можете вводить понятия «гласных» и «согласных» звуков.

Живые буквы

Непросто маленькому ребенку понять разницу между звуком и буквой. Для него это лишь абст-

ракция. С миром Звуков мы знакомы. Давайте узнаем, кто же такие Буквы. Конечно, дорогой Читатель, Вы знаете, что бук­ва — это графическое изображение звука. Но такая термино­логия — не для ребенка. Привычное объяснение, что «Звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим и пишем» — тоже пока рановато. Позовем на помощь игру-сказку.

«Мы уже с тобой побывали в царстве Звуков. И ты, наверное, заметил, что на одежде каждого Звука нарисованы какие-то таинственные знаки. Ты, может быть, уже догадался, что если Звуки не произносят своего имени вслух, то они находят друг друга по этим знакам на одежде. Это нужно не только самим жителям страны Звуков, но и нам, путешественникам, гостям этих стран. Давай вспомним наших старых друзей и внима­тельно рассмотрим их одежду.

(В это время взрослый выставляет фигурки звуков, которые были использованы в предшествующих играх. На каждой фи­гурке наклеена буква). Вот они, эти знаки! Путешественники по стране звуков назвали эти знаки "Буквами". Правда, интерес­ное название? Давай его запомним».

Таким образом, мы разделили понятия «Звука» и «Буквы». Теперь мы можем вызывать сказочных жителей не только го­лосом, проговаривая, пропевая звуки, но и прописывая знаки-буквы на песке. Итак, в наших играх появляются новые персо­нажи — буквы (пластмассовые и деревянные, вырезанные из плотного картона, наждачной, бархатной бумаги). Это важно для мануального осознавания ребенком абстрактных символов. Он должен не только зри­тельно запоминать буквы, но и подключать к этому телесную память.

Вернемся к игре-сказке.

«В одной сказочной стране, где текла река (или озеро, или было море — в зависимости от того, что захочет построить ребенок), стоял красивый лес

(были поля и долины), жил маленький гномик (или другой сказочный герой). (В это время Вы достаете фигурку и ставите ее в песочницу.) У гномика был домик (в это время вы предла­гаете ребенку поставить домик в любое место песочного листа). Он в нем жил (Вы ставите фигурку рядом с домиком или про­сите это сделать ребенка). Рядом с домиком росло дерево (пре­красный сад и пр. — Вы просите ребенка «посадить» дерево). Гномик о нем заботился, поливал его, разговаривал с ним, укры­вал, когда было холодно. У нашего гномика было интересное имя — его звали «С-с-с».

Он носил курточку с изображением своего имени (Вы про­зрачным скотчем наклеиваете на спину фигурки заранее изго­товленную Вами букву «С»). Но самое удивительное было то, что гномик мог произносить, говорить только свое имя: «С-с-с»! Когда он радовался солнышку, выходя утром на крыльцо (ребенок в это время манипулирует фигуркой), он произносил радостно: «С-с-с!». Когда ему было холодно, он прятался у себя в домике, разводил огонь в печи и дрожал. А при этом опять произносил только свое имя: «С-с-с». Когда он злился, он гово­рил: «С-с-с!». Когда ему было приятно, он ел что-то вкуснень­кое и получал от этого удовольствие, он говорил: «С-с-с!» (Важ­но вместе с ребенком произносить этот звук, с различной эмо­циональной окраской, чтобы он «ожил»). Но оставим на некоторое время гномика С и познакомимся с еще одним геро­ем нашей сказки.

На другом конце этой сказочной страны тоже стоял домик (мы просим ребенка поставить домик туда, куда он считает нужным). И рядом с ним рос­ло прекрасное дерево (ребенок «сажает» его). А жил в этом домике другой гномик (Вы достаете фигур­ку и ставите ее рядом с домиком). Звали его — О. Также как и гномик С, гномик О умел произносить, говорить только свое имя. Когда ему было весело,

он говорил: «0-о-о-о!». Когда он грустил, он тихонько говорил: «О-о-о!». Когда он узнавал что-то новое, удивлялся, он говорил: «О-о-о-о!» Гномик О носил курточку с изображением своего име­ни (Вы наклеиваете прозрачным скотчем на спину фигурке за­ранее изготовленную букву «О»). Но оставим ненадолго гноми­ка О и посмотрим, кто еще живет в этой сказочной стране.

Посмотрите, в нашей стране есть еще один домик (который Вы сейчас незаметно поставили на другой край песочницы!) Кто же в нем живет? Кто поливает все эти прекрасные цветы (ребенок «сажает» цветы около домика)? Это еще один житель сказочной страны. Познакомьтесь — гномик К! Он носит кур­точку с изображением своего имени. И, как и другие жители этой сказочной страны, может произносить только свое имя: «К-к-к!» Как от говорит, когда радуется? А когда грустит? А когда сердится? А когда удивляется?

Как-то раз гномикам наскучило сидеть по своим домикам и они пошли страну посмотреть, да себя показать. Ведь им так хотелось иметь друзей. (В это время, совместно с детьми, Вы начинаете передвигать фигурки гномиков по песочнице.)

Вот на поляне встретились два гномика С и О. Они очень удивились друг другу, и каждый из них, естественно, произнес свое имя (дети говорят удивленно: «С-с-с!» и «О-о-о!»). Наши гномики были очень любопытны, они подходили все ближе и ближе друг к другу. Им даже захотелось прикоснуться к дру­гому, проверить, не сон ли это?! И когда их руки соединились, вдруг..! Каждый из них произнес: «С-о!» и: «0-с!» Когда их руки соединялись, они могли произносить не только свое имя, но и имя другого! А когда руки разъединялись, каждый мог произ­носить только свое имя: «С-с!» и «0-о!»

Гномиков очень обрадовало то, что они могут про­износить что-то новое. И они, взявшись за руки, пошли по дорожке, весело распевая: «С-с-о-о!» и «О-о-с-с!»

В это время гномик К тоже гулял и вот вышел на дорожку, по которой шли гномики С и О.

Когда гномик К увидел весело шагающих и поющих С и О, он очень удивился и произнес: «К-к-к!» А С и О уже знали, какие интересные вещи происходят, когда соединяются руки. Поэтому они подбежали к гномику К и взяли его за руки. Но вдруг...

Вдруг все загрохотало, засверкало. Гномики закрыли глаза и плотнее прижались друг к другу. Но все стихло также внезап­но и быстро, как и началось. Гномики открыли глаза и удив­ленно произнесли: «СОК!» И вдруг... у каждого из них в руке оказалось по стаканчику вкусного сока!

Они выпили сок. И радостно заплясали. Разъединяя руки, они произносили только свои имена. Но когда им хотелось сока, они соединяли руки. Они поняли, что умеют творить настоя­щие чудеса1

А когда солнышко закатилось, наступил вечер, наши гноми­ки разошлись по своим домам. Но каждый из них теперь знал, что он не одинок, и когда им захочется, они вновь встретятся. Мы попрощаемся с нашими гномиками, а в другой раз поуча­ствуем в их следующих приключениях. Ведь в этой сказочной стране еще много тех, с кем мы не знакомы...».

В процесс подобных игр наряду с игрушками Вы вводите буквы. Например. Гномик С (фигурка гномика) жил в домике (строится домик). На крышу, дверь или окна Вы помещаете букву С.

Рассказывая историю гномика, Вы неоднократно акцентируете внимание ребенка на эту букву. Важ­но, чтобы ребенок научился соотносить изображе­ние буквы на домике и одежде сказочного существа (чтобы гномик нашел дорогу к своему домику). То же происходит и с другими персонажами. Ваша за­дача — постепенно изъять игрушки из песочницы, оставив одни буквы. Вот так мы учимся читать!

Теперь мы можем усложнить наши игры-сказки (Стихи Д. Фролова):

«Ночь. Уснула детвора,

Вдруг, в кладовке, из угла Вылез сам Король Мышей, Выкрал буквы у детей.

Спрятал тут же их в песок, Чтоб никто найти не смог.

Чтобы дети не читали, Чтобы букв они не знали, Чтобы не было веселья, Чтоб их дом стал подземельем...

Побыстрей детей спасайте, Буквы мигом раскопайте, Назовите все, кто знает, Пусть Король в норе рыдает!»

Как Вы уже поняли, к этой игре нужно подготовиться:

— отобрать те буквы, с которыми уже знаком ребенок,

— найти фигурки Короля Мышей и детей (или других сказочных персонажей).

Помните, один из наших принципов — непосредственное, полное проживание процесса. Поэтому в песочнице разворачивается настоящая «пьеса». Сначала ребе­нок строит дом, где живут дети. Играет с этими фи­гурками и знакомыми буквами. Когда наступает «ночь», ребенок укладывает игрушки и буквы спать в песочнице, а сам закрывает глаза. Тем временем Вы, зачитывая стихотворную инструкцию, берете на себя роль Короля Мышей и закапываете буквы в

песок. Когда ребенок откроет глаза, ему нужно будет найти и откопать буквы, узнать и назвать их. Таким образом, развива­ются произвольное внимание, память, мышление. Но самое глав­ное — ребенок приобретает еще один успешный опыт в разре­шении проблемной ситуации, а это делает его более уверенным и способным в дальнейшем преодолевать жизненные трудно­сти.

Идем дальше. Начинаем слоговое чтение.

«Жили-были буквы. Каждая в своем домике, они и радо­вались и вздыхали, произнося свое имя. У кого-то был з-з-звонкий голос, у кого-то глухой; один ш-ш-ш-шипел, другой с-с-с-свистел, третий ж-ж-жужал. Все они были очень раз­ные. И все вроде было хорошо, да вот беда — каждый из них видел и слышал только себя. Поэтому в этой стране не было ни общих дорог, ни прекрасных садов. И даже Солнышко не спешило сюда заглядывать. Как ты думаешь, почему? Ты прав, одна буква, какой бы красивой и звучной она ни была, не может создать слова, не может быть настоящей волшебни­цей. Давай поможем буквам, подружим их друг с другом, и они узнают, какие волшебные вещи могут происходить. Сна­чала познакомим одну букву с другой — образуется пара. Правда, им уже стало веселее. И они уже многое научились делать вместе. Например, сказать: «Д-а, Н-а, О-х, У-х». По­смотри, две подрушки М и О ходят и поют: «М-о!» По-моему, они кого-то ищут. Как ты думаешь, кого? Конечно, двух дру­зей Р и Е. Давай их познакомим! Посмотри, они взялись за руки, и произошло чудо — появилось МО-РЕ. Вот оно (взрослый совместно с ребенком выкапывают море в песочнице). Непоседливые Р-Е побежали искать но­вых друзей. И конечно же, нашли их — это были К-А. Они встали рядом и потекла красавица... РЕ-КА! Она впадает прямо в море. (Взрослый с ребенком изоб­ражают это на песке.) А вокруг стояли ЛЕ-СА и про­стирались ПО-ЛЯ. Посмотри, какое ты сотворил чудо! Страна ожила! А все благодаря тебе, настоящему вол­шебнику!»

По этому принципу Вы можете сочинять и разыгрывать игры-сказки о буквах и слогах, постепенно усложняя и расширяя используемый речевой материал (от слов, состоящих из одного слога, до более сложных слов). Специалисты могут использо­вать эти сказки для введения понятий «слог-слияние» и «слог-примыкание».

Это один из элементов аналитико-синтетического способа обу­чения грамоте.

Далее можно предложить ребенку следующую игру. (Стихи Д.Фролова)

«Раз задумал злой Кащей Перессорить всех людей, И слова, какие смог, Закопал с сухой песок. То — волшебные слова: «Здравствуй», «Друг», «Спасибо»... Если их не откопать, То беды не миновать!»

Прежде чем начать игру Вам необходимо подобрать составля­ющие слова буквы. В песочнице Вы совместно с ребенком скла­дываете слова и читаете их. Потом ребенок закрывает глаза, а Вы перемешиваете буквы, частично закапывая их в песок. Открыв глаза, ребенок должен сложить обратно первоначальные слова.

Необязательно начинать с приведенных в стихот­ворной инструкции слов — можно начать с самых простых, односложных. Важно чтобы эти слова были знакомы ребенку, он употреблял их не только в игре, но и в жизненных ситуациях. Для начала, можно взять не три слова, а одно. Далее, Вы будете посте­пенно усложнять задачу. Таким образом, ребенок запомнит не только звучание слова, но и его пра­вильный зрительный образ.

Письмена на песке

«Мы знаем звуки, познакомились с буквами, умеем созда­вать слоги и читать слова. У нас чувствительные руки и гибкие пальцы. Мы уже много построили из песка. Теперь самое вре­мя научиться самим создавать буквы — лепить их и... писать». Игра «Город волшебных букв» (стихи Д. Фролова): «Давайте строить Город Букв! Песок у нас здесь есть. Пусть каждый нарисует сам Какие буквы есть!

На пары делимся друзья, Здесь ты сидишь, а рядом — я, Ты лепишь буквочку мою, А я должна слепить твою. Вот так мы весело играем Из букв мы Город собираем!

Перед началом игры взрослый и ребенок берут из набора каждый себе по букве. Называют их, а потом обмениваются, говоря:

«Вылепи, пожалуйста, мою букву!». Сгребая песок ребрами ладоней, на поверхности песочницы ребенок и взрослый фор­мируют, лепят буквы.

Закончив работу, сверяют песочную букву с ори­гиналом и идут за следующими. И так, пока в пе­сочнице не образуется целый Город Букв.

Многократно играя в эту игру, ребенок учится еще и оптимальному размещению букв на листе. Не беда, если сначала в городе будут «жить» только 2-4 буквы. Потом их станет больше, они будут бо­лее соразмерны друг с другом и пространством пе­сочного листа.

Как варианты этой игры, можно предложить ребенку зада­ние: «Я вылеплю букву, а ты — выкопай ее». Или: «Давай посмотрим, какие чудеса могут творить созданные нами песоч­ные буквы! Они могут превращаться одна в другую! Буква Л — в букву А, буква Г в букву Т, буква О в букву Я...» И другие.

Теперь можно не только лепить, но и писать печатными бук­вами слова на песке. Сначала пальчиком, потом — палочкой, держа ее как ручку. Потом можно будет писать на песке печат­ными буквами известные и любимые ребенком стихотворные строки, часть которых почему-то оказывается засыпанной пес­ком (может, в этом виноваты ветер, мышки и другие существа?). Ребенку предлагается восстановить разрушенное, дописав стер­тое слово (разве это возможно было бы на бумаге?).

На песке легко как создавать слова, так и разрушать их, если они неправильно написаны. Исправлять на песке проще и «безбо­лезненнее», чем на бумаге, где всегда видны следы наших ошибок. Мы хорошо знаем, как труден процесс обучения, как быстро утомляется ребенок, столкнувшись со сложной задачей. Песок позволит Вам дольше сохранить работоспособность ребенка. Вы увидите, когда он действительно устанет, а не просто «увилива­ет» от занятий. Ведь на песке даже трудные задачи решаются легче. Из-за того, что мы длительно не фиксируем внимание ребенка на ошибках, он ощущает себя успешным.

А теперь «прикоснемся» к письменным буквам. И помогут нам в этом Змейки (простые веревочки с узелком на месте головы). Сначала ребенок, взяв «змейку» за голову или хвост, просто (без отрыва) проводит ей по песку. Потом, сложив пальцы ведущей руки, как будто он держит ручку, плавно «идет по змеиному следу» (пишет на песке зигзагообразные линии без отрыва).

Следующий шаг. Ребенок берет змейку за голо­ву, как за ручку, и пишет кружочки, палочки, пе-

тельки. Словом, все то, что Вы когда-то сами делали в первых прописях. Далее вы можете познакомиться с прописными бук­вами. Их писать быстрее и легче, потому что они пишутся без отрыва. Это так здорово, как двигаются змейки, не отрывая руки, мы пишем буквы, слоги, слова на песке. Как Вы думаете, понра­вится это ребенку? Вы правы, конечно, это интереснее, чем пи­сать в тетради.

Этот прием поможет и детям, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата. Ведь на первых порах для них письмо карандашом и ручкой оказывается практически невозможным.

А дальше — сложнее... (Стихи Д. Фролова):

«Змейки на песке играли И хвостом слова писали, За узором шли петельки — Это — письма маме Змейке. Но пронесся ветерок, И засыпал все песок...

И в печали мама Змейка: Письма не прочесть никак! Как узнать ей о змеятах? Что случилось? Где? И как?

Ты теперь у нас Волшебник! Допиши скорей слова, Выручи ты маму Змейку Доброй силой Волшебства!»

Взрослый проговаривает и пишет на песке с по­мощью веревочки знакомое слово, ребенок его чита­ет. Теперь можно предложить ребенку засыпать

любую часть слова песком. А потом — восстановить его, напи­сав веревочкой недостающие элементы. Усложненный вари­ант — ребенку предъявляется сразу фрагмент слова или фразы, без предварительного зачитывания и просмотра написанного.

Предложенные нами модели игр могут Вами творчески обо­гащаться, дополняться, преобразовываться. Также на песок мож­но переносить и все известные Вам игры, направленные на фор­мирование навыков письма.

Песочная грамматика

Важно не просто научиться писать, но и писать правильно. Даже самые скучные орфограммы можно превратить в увлека­тельные игры и сказки. Например, для того чтобы писать гра­мотно, важно различать гласные в сильной и слабой позиции. Маленькому ребенку не обязательно знать это правило — его научать этому в школе. А подготовить его мы сможем с помо­щью такой игры-сказки:

«Теперь мы отправляемся с тобой в страну, где живут целые слова. Как раз сейчас они готовятся к балу. Хозяйка этой стра­ны — Фея Ударение. Она всегда правит балом. А еще — у Феи есть Волшебная Палочка. Когда Фея дотрагивается ей до како­го-то одного гласного звука в слове... Происходит чудо! Этот звук превращается в Принцессу и становится главным в слове. Принцессу почитают остальные звуки, составляющие слово. Преклоняясь перед красотой и величием Принцес­сы, сами они часто становятся едва различимыми. Имя Принцессы — ударный гласный, всегда хо­рошо слышим и мы. И никогда не ошибемся, когда будем писать это слово. Например,

Слово есть у нас ГОРА — Здесь Принцесса — буква А!

В этом слове другую гласную — О почти не видно, плохо слышно. "О" стала Золушкой. Когда мы произносим это слово, имя Золушки "О" слышится нам как имя Принцессы. Конечно, ее имя легко перепутать, написать неправильно и тем самым сильно обидеть ее.

Но не печалься, сказка на то и сказка — в ней царит Добро. В других словах, которые здесь называют "родственными", Зо­лушки тоже становятся Принцессами. Ведь их касается вол­шебной палочкой справедливая Фея Ударение. Попробуй, из­мени слово "ГОРА" так, чтобы Золушка стала Принцессой!»

Для разыгрывания этой и подобных ей сказок на песке Вам потребуются буквы, составляющие слово с безударной гласной и проверочное^к нему; а также палочка, символизирующая уда­рение, фигурки Феи, Принцессы и Золушки.

Рассказывая сказку, Вы выкладываете на песке слово. Ребе­нок берет в руки фигурку Феи и Волшебную Палочку. Совмес­тно с Вами или самостоятельно он произносит написанное на песке слово, интонационно выделяя ударный звук. Держа в руке фигурку Феи, он дотрагивается до буквы палочкой и оставляет над буквой след — ударение. Далее он ставит фигурку Прин­цессы над ударной гласной, а над безударной — фигурку Зо­лушки. Те же действия производятся и с проверочным словом. Можно поиграть и со стихотворной инструкцией (стихи Д. Фролова):

В каждом слове — царство звуков, Там на праздничном балу Фея Ударенья может Отметить Принцессу свою.

Звук ударный отмечает Фея палочкой своей, И отныне его имя Знает каждый из людей.

Безударные же звуки Фея в Золушки берет, А в соседнем царстве звуков Их в Принцессы выдает.

А скажи мне, мой хороший,

Кто Принцесса в слове «Лошадь»?

Хочется привести цитату из учебника по русскому языку для 2 класса: «Безударную гласную в корне слова надо прове­рять. Для этого надо изменить слово или подобрать однокорен-ное слово так, чтобы ударение падало на эту гласную». Не прав­да ли, похоже на нашу сказку? Вы видите, что из любого слож­ного правила можно сделать интересную игру.

А как же быть со словарными словами, ведь их нельзя про­верить? Конечно, их нужно запомнить, чтобы не обижать Золу­шек. Ведь в этих словах им никогда не стать Принцессами. Но даже не этого больше всего хотят Золушки. Они мечтают, что­бы их заметили и запомнили. Для этого Вы можете подклю­чить уже известные Вам приемы, описанные в нашей книге.

Для закрепления материала можно предложить ребенку сле­дующую игру (стихи Д.Фролова):

«Однажды над Страной Цветов Пронесся ураган, Один из звуков он унес С собой за океан...

И вот уж высохла р...ка, Уснули все л...са, И солнце красное уже Не светит в н...бесах!

Погибнет так Страна Цветов! Что делать? Помоги!

Найди скорей пропавший звук И Жизнь в цветы вдохни!»

Перед ребенком пустая песочница. На поверхности песка написаны слова с пропущенными буквами. Ребенок вписывает в свободное место ту гласную, которую считает похищенной. Например, в слово «Р...КА» ребенок вписывает «У». Получает­ся «РУКА». Взрослый читает соответствующую строчку инст­рукции. В нашем случае это: «И вот уж высохла РУКА». Так ли это? Та ли это буква? Если ребенок вставляет правильную гласную, слово оживает. При этом важно, чтобы он рассказал о том, как узнал Золушку, какие слова помогли ему в этом. В данной игре при правильном ответе на песке создается река. Если ребенок допускает орфографическую ошибку, можно ему напомнить сказку о Фее Ударения. Так можно играть и с дру­гими словами. Таким образом, ребенок практически усваивает курс грамматики, развивая орфографическую зоркость, а также учится комментировать свои действия.

Для обобщения и закрепления полученных знаний мы пред­лагаем Вам дидактическую игру «Секрет колдовства» со сти­хотворной инструкцией Дмитрия Фролова.

Дети приглашаются к ящику с песком. На поверхности ни­чего нет.

В одну волшебную страну Пришла беда большая — В нее прокралась в темноте Колдунья очень злая

Одну зверушку захватила, И тут же в палку превратила.

(Взрослый показывает детям палочку.) А буквы имени ее В темницу бросила на дно...

Секрет же злого колдовства С собой колдунья унесла, В горе песчаной закопала И вход туда заколдовала...

Что делать? И куда бежать? Зверушку надо выручать! А взрослым — нечего идти: Ребята могут лишь спасти.

Ну как, ребята, вы готовы? Там испытания суровы, Там буквы надо крепко знать, Чтоб колдовство то разгадать!..

Тогда вперед! Сейчас река,

(Взрослый совместно с детьми строит в песочнице реку и устанавливает через нее два мостика: один из буквы Ж, другой из буквы Ш.)

На ней для вас есть два мостка: Из буквы Ж и буквы Ш. Спокойно вспомните слова, Где буква Ж и буква Ш.

(Дети должны назвать не меньше пяти слов, кото­рые содержат отдельно буквы Ж и Ш).

Ну вот, река и позади! Но дальше нет у нас пути:

Дремучий лес перед горой Стал непролазною стеной...

(Взрослый совместно с детьми создает лес из веточек и фи­гурок деревьев.)

Лесные звери! помогите! А вы скорей их назовите!

(Дети должны назвать лесных зверей, каких они знают, взрос­лый может им помочь, показать других зверей, разнести поня­тия: домашних и диких животных.)

Нам помогли лесные звери, И мы недалеко от цели! Гора возникла на пути — (Дети строят гору из песка) Ни обскакать, ни обойти, Как научиться нам летать? Пора на помощь птичек звать! Кричите птичек всех подряд, Они к нам сразу прилетят, Нас над горою пронесут И нам погибнуть не дадут!

(Дети называют известных им птиц, взрослый мо­жет дополнить их знания.)

И птички помогли нам в горе, Теперь на берегу вы моря.

(Дети строят на переднем плане море, за ним Песчаную гору.)

За ним — Песчаная гора, Где скрыта сила колдовства.

Но как же переплыть нам море? Ведь это — не широко поле... Давайте рыбок хором звать, Морских животных всех скликать!

Кто помнит их всех имена, Зовите к нам скорей сюда!

(Дети называют известных им морских жителей, взрослый их может дополнять.)

Вы молодцы! Отлично звали! Все рыбки сразу подплывали, И переплыть нам помогли... Теперь мы с вами — у Горы... Здесь буквы бедные томятся, Колдуньи злой они боятся, Их надо нам освободить И имя правильно сложить! Как только имя расшифруем, Зверька мы этим расколдуем, Так злые чары рухнут в пыль, И мы узнаем, кто там был. В волшебной книге есть заданья, Для вас, ребята, испытанья, Как букву каждую найти, Из плена мрачного спасти.

(Взрослый берет большую книгу и «читает по ней».): Как только буква прояснится, Так рухнет вмиг ее темница.

* * *

Итак, заданье к первой букве: Найдите общий звук в словах «Машина», «Музыка» и «Мак». Вы отгадали, или — как?..

Все верно — это буква М,

Не испугаешь вас ничем!

(Взрослый выкладывает на песок букву М)

Вторая буква, вам на страх,

Есть сразу даже в трех словах:

«Шары», и «Крыша», и «Столы».

Ну как? Теперь узнали вы?

Что ж угадали букву Ы,

Прекрасно знаете все вы!

(Взрослый выкладывает на песок букву Ы)

А третья есть в словах: «Шалаш»

И «Шуба», «Шапка», «Ералаш».

Вы «зашипели» все так дружно,

Что и подсказывать не нужно!

Да, это буква Ш, конечно,

Вы все сегодня так прилежны!

(Взрослый выкладывает на песок букву Ш)

Ну, а четвертую сейчас

Вы отгадаете за раз!

Слова здесь: «Кукла», «Лук» и «Кошка».

Ну как? Подумайте немножко...

Была задача нелегка,

Но вы решили — буква К!

(Взрослый выкладывает на песок букву К)

Ну а последнюю, друзья,

Не отгадать никак нельзя:

«Арбуз», «Акула», «Ананас» —

Здесь буква спрятана от нас!

Вы — молодцы все! Как всегда!

Вы отгадали букву А!

(Взрослый выкладывает на песок букву А)

Кого же мы расколдовали?

Какое имя мы узнали?

(Дети складывают буквы в слово)

Все верно! Это наша МЫШКА!

Небось, дрожит еще трусишка!

(Взрослый ставит в песочницу фигурку мышки)

В волшебной маленькой стране

Теперь на праздник вышли все!

Пошел такой веселый пир,

Какого и не видел мир!

(Дети строят в песочнице страну, дом для мышки и других фигурок.)

А все, ребята, только вы! Вы мышку бедную спасли! И все животные, друзья, Вас полюбили навсегда!

Итак, Вы познакомились с идеей проведения об­разовательных игр в песочнице. По такому же прин­ципу, уже самостоятельно, Вы сможете придумать аналогичные игры с цифрами, арифметическими действиями, геометрическими фигурами, используя,

к примеру, дидактический материал к играм М. Монтессори. Используя принципы наших игр, можно начинать изучение иностранного языка.

Но главное — Ваше сотворчество с ребенком. Вы и он — единое целое. И нет для него «мук учения», потому что ВЫ — рядом!

Познавательные игры

Окружающий Мир многогранен и удивителен. Многие меч­тают побывать в разных уголках планеты, совершить путеше­ствие во времени, исследовать другие миры... Не у каждого из нас есть реальная возможность воочию увидеть альпийские луга, жизнь под водой, Египетские Пирамиды и другие красоты все­ленной. Эти потребности и желания человек реализует, читая фантастические романы и исторические книги, сопереживая героям приключенческих фильмов, посещая музеи... Для нас так важно во всем принять непосредственное участие. В связи с этим появляются виртуальные компьютерные игры, создаю­щие иллюзию реальности. Однако, современные ученые и фан­тасты все чаще предупреждают о негативных последствиях по­добных экспериментов с психикой человека. Что же делать? Ведь так хочется побывать везде и поучаствовать во всем! Без риска для здоровья, сохраняя душевное равновесие, мы — моде­лируем в песочнице.

Именно на песке мы можем создавать разные миры: путешествовать во времени, по разным стра­нам и планетам. При этом мы не только вообража­ем, представляем, фантазируем, но и реально созда­ем и проживаем. Например, используя фигурки до­исторических животных и людей, мы знакомим ребенка с жизнью Древней Земли. Выкладывая в песочнице красивые ракушки, кораллы, фигурки

морских жителей, совместно с ребенком мы отправляемся в «Подводную Одиссею», как Ж.-И.Кусто. Побывать на Марсе или других планетах нам помогут камни, детали конструкторов (на­пример, «Лего»), фигурки трансформеров или космонавтов.

Но мы можем путешествовать и по нашей истории: созда­вать селения древних славян из соломок и палочек, рисовать и вырезать фигурки жителей первых русских городов, строить крепости, защищать свой город от врагов, воссоздавать быт ко­чевых и оседлых племен. В песочнице мы можем защищать Новгород и Полтаву, закладывать Санкт-Петербург, побывать на первых верфях Петра Первого, поучаствовать в Ассамблеях.

Игры на знакомство с окружающим миром.

Через них мы познаем то, что рядом с нами: животных (ди­ких и домашних), насекомых, леса, поля, реки, озера, моря, остро­ва, профессии, город, транспорт, быт и пр.

Географические игры

Здесь мы узнаем, как живут люди в разных уголках планеты. Моделируем в песочнице различные климатические зоны и жизнь в них. Например, часто детям непросто представить себе жизнь в тропических многоярусных лесах. Фотографии недостаточно чет­ки, изображение — плоское. Создадим «живые» картинки на пес­ке. Ставим фигурки экзотических деревьев и кустов по ярусам (помните, чего нет в «коллекции» — заменяем природным мате­риалом), обвиваем их «лианами» — веревочками, раз­мещаем на них фигурки обезьян, птиц, фруктов и вос­производим «тропический ливень». Между строк от­метим, что даже дети с проблемами развития надолго запоминают материал, проигранный в подобных иг­рах. Если Вы будете совершать путешествие на Се­верный полюс, запаситесь солью, пенопластом, ватой и пр. На поверхности песка это будет символизиро-

вать «вечные снега». Также можно поступать, создавая горные вершины.

Фантастические игры

В песочнице имитируется жизнь на других планетах: лун­ный ландшафт, поверхность Марса и пр. Это уникальная воз­можность для нас — использовать современную детскую суб­культуру (трансформеров, роботов и пр.) в «мирных», познава­тельных целях.

После просмотра мультфильмов Вы можете предложить ре­бенку воспроизвести на песке наиболее запомнившуюся кар­тинку, проиграть еще раз волнующую ситуацию, придумать к ней альтернативное продолжение.

Разыгрывая «звездные войны» на песке, реализуя желание быть супергероем и вечно живым, ребенок освобождается от внутреннего напряжения и получает от Вас много интересной информации о космических телах, кораблях, исследованиях.

Исторические игры

Мы восхищаемся диорамами сражений, представленных в крупных музеях, а ведь это ничто иное, как застывшая песочная картина. Только в песочнице ребенок может все САМ построить и проиграть, став участником исторических событий. Наверное, мы не раскроем секрет, сказав, что профессиональ­ные военные используют игры на песке, изучая стра­тегию боевых действий...



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.16.13 (0.057 с.)