Общая психолого-педагогическая характеристика развития умо дет дошк возраста. Ранняя диагностика развития дошкольника с умственной отсталостью. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая психолого-педагогическая характеристика развития умо дет дошк возраста. Ранняя диагностика развития дошкольника с умственной отсталостью.



Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного психофизического развития ребенка. Особенностью этого периода является то, что именно он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков, а также овладения различными видами деятельности. Характе-ка физич (соматич) статуса дет дошк возраста с умо. У многих дет задерживается (вплоть до конца 2-го года жизни) разв прямостояния, т.е. они позже, чем обычные дет начин держ голову, сидеть, стоять, ходить. Позднее, после 3 лет у детей наблюд плохое самочувствие, общая слабость, быстрая утомляемость, истощаемость, нервнозность. Органич наруш сказ-ся на становл-и и разв отд систем, внутр органов дет. Многие из них отстают от возрас нормы в весе, росте. Чаще, чем у обыч дет встреч наруш осанки, искривл позвоноч, деформац грудн клетки и конечностей. У некот дет надолго задерж-ся проц окостенения скелета. В целом у детей не наблюд выражен наруш моторики. Иногда наблюд отклон в состоянии дыхат системы: учащение дыхания, неровный его ритм, добавочные дыхательные движения - придыхания. Как правило, такие дет жалуются на голов боли, общую слабость, сонливость, гиперутомляемость. Кроме того, сопутствующим основному дефекту м/ выступать наруш в раб зрит, слух, тактил анализаторов не выраженного хар-ра. Т.о., хар-ка физич разв де дошк возр с умо свидетельствует о своеобразии их отд систем и внутр органов, что явл следствием проявления органич пораж централ и периферич отделов коры ГМ. Психоэмоциональн и социокультур статус. Почти у всех дет с умо наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к окр-му, общая патологическая инертность, кот не исключает крикливость, раздражительность, расторможенность. В раннем возр реб не интересны игрушки, подвешенные над кроватью или находящиеся в руках взрослого. Позже - игрушки др дет, сюжетно- ролевые игры с ними. Предпосылки к разв речи формируются поздно (к 4-м г): предметное восприятие, предметные действия, общение со взросл и, в частности, доречевые средства общения. Такие рефлекторные процессы как лепет и гуление, кот в норме появл в первые месяцы жизни, м/ отсутствовать в онтогенезе реб с умо. У реб отмечается низкий уровень интереса к окр-му и недостаточная сформированность процесса восприятия, что предопределяет невозможность его самостоят ориентац в условиях задачи, потребность в детализированном ее разъяснении, затрудняет смену 1 вида д-ти др. Кроме того, нарушена связь м-ду действием и словом. Действия бывают недостат осознаны, опыт действия не фиксируется в слове, не обобщается. Связь м-ду осн-ми компонентами познания - действием, словом и образом не совершенна. Переломным годом в разв умо реб явл условно 5 год жизни. Реб начин проявл интерес к игрушкам, а след-но, получ простейш представл об их св-вах, приз-х, отнош, способен делать выбор по образцу. У подавляющего бш-ва дет к концу дошко возр доминирующим остается предметно-практич (нагл-действ) тип мышл. Игров д-ть хар-ся до 5 лет элементарны возр 6 л - в подг кл. Наполняемость: не более 12 чел. У обучающихся сохраняется возможность перехода в обыч шк по мере корр отклон в разв, устранения пробелов в знаниях после получения начального общего образ. При необходимости уточнения диагноза реб м/ обучаться в школе 7в в теч года. Спец пед помощь дет получают на инди­видх и групповых корр занятиях, а также на логопедх занятиях. Спец шк VIII в обеспечивает спец образ для дет с интел недоразв. Обуч в этой шк имеет качественно иное содержание. Осн вним удел соц адаптации и проф-труд подготовке при освоении учениками доступного им объема содержания образ по общеобразов предм. Обуч заверш экз по труд обучению. Шк-и м/б освоб от экз по сост здор. В шк реб м/б принят в 1 или подгот кл в возр 7-8 лет. Подгот кл позволяет не т-ко лучше подготовить реб к шк, но и дает возможность уточнения диагноза в ходе образ проц и псих-пед изуч возможностей реб. Наполняемость в подгот кл не выше 6-8 чел, а в ост кл - не более 12. Сроки обуч 8 лет, 9 лет, 9 лет с классом проф подг, 10 лет с кл проф подг. + 1 год с подг.кл. М/б открыты классы с углуб труд подг. Выпуск-ки этих кл успешно сдавшие квалификац экз получают документ о присвоении соответствующего квалификац разряда. М/ создаваться кл для дет с глуб умо. Наполняемость: 5-6 чел. Дет м/б направ в подг кл. В теч учеб года предварит диагноз уточн, и в завис-ти от этого на след год реб м/б либо направлен в кл для дет с тяж формами наруш интел, либо в обыч кл шк 8в. Комплектование классов для дет с тяж фор интел недоразв пров-ся по 3 ур-ням: 1 - в возр 6-9 л; 2 - 9-12 л; 3 – 13-18 л. В такие кл м/б направл дет в возр до 12 л, пребывание их в системе шк обуч до 18 л. Отчисление из шк происх в соотв-ии с рекомендациями ПМПК и по согласованию с родит. В такие кл не приним дет с психопатоподобным поведением, эпилепсией и др психич заболев, требующими активного лечения. Эти дет м/посещать консультативные группы вместе с родителями. Для детей-сирот и дет, оставшихся без попечения родит и имеющих особ образов потреб, созд-ся спец детские дома и шк-интернаты в соответствии с профилем нарушений в развитии. Преимущ-о это дет дома и шк-интернаты для дет и подростков с интел недоразв и трудностями в обуч. В случае, если реб не в состоянии посещать спец (корр) ОУ, организуется его обуч в дом усл. Для обуч, восп и соц адаптации дет и подрост со сложными, с тяж наруш в разв, с сопутств заболев, а также для оказ им комплекс помощи создаются реабилитац центры различных профилей. Занятия строятся по программам индивид или груп восп и обуч. Нередко центры оказывают консульт-диагност и методич помощь родит. Реабил центры оказ также соц и психологич помощь бывшим воспитанникам ОУ для дет-сирот и дет, ост без попеч родит. Сущ и др вар-ты спец ОУ, создаваемых сегодня энтузиастами спец П.

8. Особенности содержания специальных образовательных стандартов.

Любой гражданин РФ имеет гарантированное право и равные возможности образования, в том числе и спец образ. Условия их осуществления определяются образоват стандартом. Сущ-ют образоват нормативы, определяемые с учетом физич и психич особ-тей и ограничений разв обучающихся, кот называются гос стандартом общ образ дет с огранич возмож здор, или спец образоват стандартом. В кач-ве гос нормы образованности в стандарте представлена система основных параметров. Она отражает, с одной стороны, представления современного общ-ва о необходимом уровне образования данной категории лиц, а с др стороны, учитывает возможности реальной лич-ти в достижении этого уровня. Стандарт спец образ применительно к каждой категории лиц с особ образоват потреб отражает треб-я к общеобразов подгот, корр-разв раб, профилактич и оздоровит раб, а также к трудов и начал проф подготовке. При разработке требований стандарта учитываются как общие для всех категорий лиц с особ образоват потреб недостатки разв, так и особ-ти, хар-ные т-ко для какой-либо определенной категории. К числу недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с особыми образовательными потребностями, относятся: - замедленное и ограниченное восприятие; - недостатки развития моторики; - недостатки речевого развития; - недостатки развития мыслительной деятельности; - недостаточная по сравнению с обычными детьми познавательная активность; - пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях; - недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоп­равданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабель­ность, эгоизм, пессимизм и заниженная или завышенная само­оценка, неумение управлять собственным поведением). Для преодоления этих недостатков вносятся изменения в содержание общеобразоватх предметов, проводится их корректировка. Напр, вводятся пропедевт разделы, позволяющ восполнить недостающ у дет с особ образ потреб знания и представления об окр мире. Для отд категорий дет, обладающих особой спецификой разв, предусматр оригинальное содерж общеобраз предм, напр для уч-ся с нарушенным интел. Для преодоления последствий первичных нарушений разв (при отсутст и неполноцен-ти зрит или слух воспр, системном недоразв речи, пораж речевых зон коры ГМ и др.) в содержание спец образ включены специфич учеб предметы, кот нет в содерж обычного шк образ. Так, в содерж образ слепых дет предусмотр занятия по обуч ориентировке в пространстве и разв мобильности; для дет с наруш слух предусмотр занят по разв остаточ слуха и формир уст речи, включ ур предметно-практич д-ти, направ-е на разв словес речи в ее коммуникат ф-ции в проц д-ти и др. Стандарт спец образ учитывает также степень выраж-ти нарушения и соответственно ограничения возможностей (напр, стандарт образ для незрячих, и отдельно -стандарт для слабовид, стандарт для неслыш, и отд - стандарт для слабослыш), а также возможность сочетания с др наруш разв (напр, сочетание наруш зрения с наруш интел или наруш слуха с наруш зрения и др.). В стандарте учит-ся не т-ко индивид особ-ти разв той или иной категории лиц с особобраз потреб, но и специфика социокультур и этнокультурных условий их проживания. Поэтому стандарт имеет 2 части: федеральную, т.е. общую для всей страны, и национально-региональную, разрабатываемую применительно к конкретным условиям и особенностям образования лиц с огранич возмож на той или иной территории России. Стандарты спец образ ориентир на рас­тущего чел с огранич возмож на протяж всего периода его становления и социализации, т. е. с 1ых мес жизни до зрел возр.

ми манипуляц с игруш, после 5 лет - появл процессуальные действ. В игре наблюд стереотипность, формальность действий, отсут замысел, э-ты сюжета. Дет не использ предм-заместители, м/ проявл-ся агрессив наклон-ти. Продуктив д-ть (конструктивные умения, рис-е) у таких дет вне спец организ псих-пед проц отсут-т. Навыки самообслуж формир т-ко к концу дошк периода, причем м/ встречаться случаи когда дет так и не поним послед-ть и логику действий, входящих в навык. Примерно, у 60% дет наблюд специфич расстр речи по типу алалии - это систем недораз речи при кот страдают фонет-фонем и лекс-грамматич её стороны идизартрии- это наруш произносит стороны речи, обусловл органич недостаточ-ю иннервации мышц речев аппарата (каша во рту). В целом, большинство дошк - олигофренов овладевают элементарной речью только к 4-5 годам. Звукопроизношение нарушено. Фразовая речь изобилует фонетическими и грамматическими искажениями. Недосформирована семантическая сторона речи. Регулирующая и, главное, коммуникативная функции речи развиваются только в рамках специально организованного образовательного процесса. Речевой дефект отрицательно влияет на все развитие ребенка, затрудняет общений детей между собой и со взрослыми, а также подготовку к обучению грамоте. Несовершенство коммуникативной речевой функции не компенсируется у дошкольников с нарушенным интеллектом, как это имеет место у детей, например, с нарушением слуха, другими средствами общения, в частности мимико-жестикуляторными. Это обусловливает наличие случаев отвержения таких детей в коллективах обычных сверстников.

Ранняя диагн отклонений в развитии относится к периодам от рожд до 3 лет. Тенденции постоянного увеличения числа новорожд дет с недост разв выдвигают проблему ран выявл и ран корр наруш в разв на перед план и в теории, и в практике психодиагностики. 1 год жизни. Обычно психодиагностическое изучение дет начин после 1,5 - 2 мес. Объектами такого изучения станя дет с признаками ран органич пораж ГМ или находящиеся в условиях соц или эмоц депривации, напр в усл дома реб или при эмоц отвержении реб матерью. Сущ-ет нес-ко методик изуч психофизич разв дет 1г жизни. Широкую популярность у нас в стране получили Шкала развития Гезелла, Денверовская скрининговая методика и некот др. Среди отечест мет м/ отметить работы Пантюхиной, Баженовой, Журбы, Мастюковой. И отечеств, и зарубеж методики построены по 1 пр-пу: они вкл наборы заданий, направл-х на изучение моторной, речевой, познават, соц сфер. По мере увеличения возр эти задания усложняются. Рез-ты изуч реб оценив-ся путем сравнения их с нормативом. Методики позволяют решать, находится ли формирование психики реб в пределах нормы, а если отстает, то какие сферы наиболее страдают. Следует отмет, что требов-я, предъявляемые в отечеств методиках, нес-ко выше, чем в зарубеж, особ-о при оценке речевого разв, способов взаимодействия со взросл, эмоц-х реакций. Психологич исслед психич разв реб 1 года жизни традиц-о завершается составлением заключения о его состоянии. Наряду с общ оценкой тяжести и хар-ра нарушений в заключении д/б указаны психич ф-ции, разв кот нарушено, и степень этого наруш, а также ф-ции, развивающиеся нормально. Кроме того, следует дать развернутую хар-ку каждой ф-ции на основании получ-х при обследовании рез-тов, сгруппировав их по сферам: - двигат-я; - сенсор-я; - эмоц-я; - голосовая активность; - практические действия; - способы взаимодействия со взрослыми. 1-3 г. Для успеш реш диагностич задач исслед дет ранн возр треб-ся опред-я тактика проведения обслед. Прежде всего, необх отметить, что рез-ты обслед будут иметь цен-ть т-ко в тех случ, когда с реб был установлен доброжелат контакт и он был достаточно заинтересов в вып-ии заданий. Тактика провед обслед во мног опред-ся возр и сост реб, кот оказ-ет заметное влиян на его продукт-ть при обслед. Поэт важно акцентир вним на общ фоне настроения реб и на создании отношений доверия м-ду ним и исследователем. Осн целью псих-пед изуч реб ран возр явл получение данных, характеризующих: - познав проц; - эмоц-волев сферу; - предречевое и речевое разв; - двигат разв. Прежде чем приступать к диагностике психич разв реб, обязат-но след убедиться, что у него нет грубых дефектов слуха и зрения. Психодиагностич исслед психич разв реб дан возр периода заверш составл заключ, в кот содержатся обобщ дан, отражающ разв его эмоц, познават, речев и мотор сфер, хар-ки психологич стр-ры отд действий и систем действий по вып-ю заданий, а также наблюдаемые характерологические особ-ти реб. В случ выявл-я наруш психич разв в заключ даются хар-ка его психич стр-ры и рекоменд по корр или компенс с целью оптимизац путей дальнейш психич разви.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.66.13 (0.006 с.)