Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая психолого-педагогическая характеристика развития умо дет дошк возраста. Ранняя диагностика развития дошкольника с умственной отсталостью.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного психофизического развития ребенка. Особенностью этого периода является то, что именно он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков, а также овладения различными видами деятельности. Характе-ка физич (соматич) статуса дет дошк возраста с умо. У многих дет задерживается (вплоть до конца 2-го года жизни) разв прямостояния, т.е. они позже, чем обычные дет начин держ голову, сидеть, стоять, ходить. Позднее, после 3 лет у детей наблюд плохое самочувствие, общая слабость, быстрая утомляемость, истощаемость, нервнозность. Органич наруш сказ-ся на становл-и и разв отд систем, внутр органов дет. Многие из них отстают от возрас нормы в весе, росте. Чаще, чем у обыч дет встреч наруш осанки, искривл позвоноч, деформац грудн клетки и конечностей. У некот дет надолго задерж-ся проц окостенения скелета. В целом у детей не наблюд выражен наруш моторики. Иногда наблюд отклон в состоянии дыхат системы: учащение дыхания, неровный его ритм, добавочные дыхательные движения - придыхания. Как правило, такие дет жалуются на голов боли, общую слабость, сонливость, гиперутомляемость. Кроме того, сопутствующим основному дефекту м/ выступать наруш в раб зрит, слух, тактил анализаторов не выраженного хар-ра. Т.о., хар-ка физич разв де дошк возр с умо свидетельствует о своеобразии их отд систем и внутр органов, что явл следствием проявления органич пораж централ и периферич отделов коры ГМ. Психоэмоциональн и социокультур статус. Почти у всех дет с умо наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к окр-му, общая патологическая инертность, кот не исключает крикливость, раздражительность, расторможенность. В раннем возр реб не интересны игрушки, подвешенные над кроватью или находящиеся в руках взрослого. Позже - игрушки др дет, сюжетно- ролевые игры с ними. Предпосылки к разв речи формируются поздно (к 4-м г): предметное восприятие, предметные действия, общение со взросл и, в частности, доречевые средства общения. Такие рефлекторные процессы как лепет и гуление, кот в норме появл в первые месяцы жизни, м/ отсутствовать в онтогенезе реб с умо. У реб отмечается низкий уровень интереса к окр-му и недостаточная сформированность процесса восприятия, что предопределяет невозможность его самостоят ориентац в условиях задачи, потребность в детализированном ее разъяснении, затрудняет смену 1 вида д-ти др. Кроме того, нарушена связь м-ду действием и словом. Действия бывают недостат осознаны, опыт действия не фиксируется в слове, не обобщается. Связь м-ду осн-ми компонентами познания - действием, словом и образом не совершенна. Переломным годом в разв умо реб явл условно 5 год жизни. Реб начин проявл интерес к игрушкам, а след-но, получ простейш представл об их св-вах, приз-х, отнош, способен делать выбор по образцу. У подавляющего бш-ва дет к концу дошко возр доминирующим остается предметно-практич (нагл-действ) тип мышл. Игров д-ть хар-ся до 5 лет элементарны возр 6 л - в подг кл. Наполняемость: не более 12 чел. У обучающихся сохраняется возможность перехода в обыч шк по мере корр отклон в разв, устранения пробелов в знаниях после получения начального общего образ. При необходимости уточнения диагноза реб м/ обучаться в школе 7в в теч года. Спец пед помощь дет получают на индивидх и групповых корр занятиях, а также на логопедх занятиях. Спец шк VIII в обеспечивает спец образ для дет с интел недоразв. Обуч в этой шк имеет качественно иное содержание. Осн вним удел соц адаптации и проф-труд подготовке при освоении учениками доступного им объема содержания образ по общеобразов предм. Обуч заверш экз по труд обучению. Шк-и м/б освоб от экз по сост здор. В шк реб м/б принят в 1 или подгот кл в возр 7-8 лет. Подгот кл позволяет не т-ко лучше подготовить реб к шк, но и дает возможность уточнения диагноза в ходе образ проц и псих-пед изуч возможностей реб. Наполняемость в подгот кл не выше 6-8 чел, а в ост кл - не более 12. Сроки обуч 8 лет, 9 лет, 9 лет с классом проф подг, 10 лет с кл проф подг. + 1 год с подг.кл. М/б открыты классы с углуб труд подг. Выпуск-ки этих кл успешно сдавшие квалификац экз получают документ о присвоении соответствующего квалификац разряда. М/ создаваться кл для дет с глуб умо. Наполняемость: 5-6 чел. Дет м/б направ в подг кл. В теч учеб года предварит диагноз уточн, и в завис-ти от этого на след год реб м/б либо направлен в кл для дет с тяж формами наруш интел, либо в обыч кл шк 8в. Комплектование классов для дет с тяж фор интел недоразв пров-ся по 3 ур-ням: 1 - в возр 6-9 л; 2 - 9-12 л; 3 – 13-18 л. В такие кл м/б направл дет в возр до 12 л, пребывание их в системе шк обуч до 18 л. Отчисление из шк происх в соотв-ии с рекомендациями ПМПК и по согласованию с родит. В такие кл не приним дет с психопатоподобным поведением, эпилепсией и др психич заболев, требующими активного лечения. Эти дет м/посещать консультативные группы вместе с родителями. Для детей-сирот и дет, оставшихся без попечения родит и имеющих особ образов потреб, созд-ся спец детские дома и шк-интернаты в соответствии с профилем нарушений в развитии. Преимущ-о это дет дома и шк-интернаты для дет и подростков с интел недоразв и трудностями в обуч. В случае, если реб не в состоянии посещать спец (корр) ОУ, организуется его обуч в дом усл. Для обуч, восп и соц адаптации дет и подрост со сложными, с тяж наруш в разв, с сопутств заболев, а также для оказ им комплекс помощи создаются реабилитац центры различных профилей. Занятия строятся по программам индивид или груп восп и обуч. Нередко центры оказывают консульт-диагност и методич помощь родит. Реабил центры оказ также соц и психологич помощь бывшим воспитанникам ОУ для дет-сирот и дет, ост без попеч родит. Сущ и др вар-ты спец ОУ, создаваемых сегодня энтузиастами спец П. 8. Особенности содержания специальных образовательных стандартов. Любой гражданин РФ имеет гарантированное право и равные возможности образования, в том числе и спец образ. Условия их осуществления определяются образоват стандартом. Сущ-ют образоват нормативы, определяемые с учетом физич и психич особ-тей и ограничений разв обучающихся, кот называются гос стандартом общ образ дет с огранич возмож здор, или спец образоват стандартом. В кач-ве гос нормы образованности в стандарте представлена система основных параметров. Она отражает, с одной стороны, представления современного общ-ва о необходимом уровне образования данной категории лиц, а с др стороны, учитывает возможности реальной лич-ти в достижении этого уровня. Стандарт спец образ применительно к каждой категории лиц с особ образоват потреб отражает треб-я к общеобразов подгот, корр-разв раб, профилактич и оздоровит раб, а также к трудов и начал проф подготовке. При разработке требований стандарта учитываются как общие для всех категорий лиц с особ образоват потреб недостатки разв, так и особ-ти, хар-ные т-ко для какой-либо определенной категории. К числу недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с особыми образовательными потребностями, относятся: - замедленное и ограниченное восприятие; - недостатки развития моторики; - недостатки речевого развития; - недостатки развития мыслительной деятельности; - недостаточная по сравнению с обычными детьми познавательная активность; - пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях; - недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм и заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением). Для преодоления этих недостатков вносятся изменения в содержание общеобразоватх предметов, проводится их корректировка. Напр, вводятся пропедевт разделы, позволяющ восполнить недостающ у дет с особ образ потреб знания и представления об окр мире. Для отд категорий дет, обладающих особой спецификой разв, предусматр оригинальное содерж общеобраз предм, напр для уч-ся с нарушенным интел. Для преодоления последствий первичных нарушений разв (при отсутст и неполноцен-ти зрит или слух воспр, системном недоразв речи, пораж речевых зон коры ГМ и др.) в содержание спец образ включены специфич учеб предметы, кот нет в содерж обычного шк образ. Так, в содерж образ слепых дет предусмотр занятия по обуч ориентировке в пространстве и разв мобильности; для дет с наруш слух предусмотр занят по разв остаточ слуха и формир уст речи, включ ур предметно-практич д-ти, направ-е на разв словес речи в ее коммуникат ф-ции в проц д-ти и др. Стандарт спец образ учитывает также степень выраж-ти нарушения и соответственно ограничения возможностей (напр, стандарт образ для незрячих, и отдельно -стандарт для слабовид, стандарт для неслыш, и отд - стандарт для слабослыш), а также возможность сочетания с др наруш разв (напр, сочетание наруш зрения с наруш интел или наруш слуха с наруш зрения и др.). В стандарте учит-ся не т-ко индивид особ-ти разв той или иной категории лиц с особобраз потреб, но и специфика социокультур и этнокультурных условий их проживания. Поэтому стандарт имеет 2 части: федеральную, т.е. общую для всей страны, и национально-региональную, разрабатываемую применительно к конкретным условиям и особенностям образования лиц с огранич возмож на той или иной территории России. Стандарты спец образ ориентир на растущего чел с огранич возмож на протяж всего периода его становления и социализации, т. е. с 1ых мес жизни до зрел возр. ми манипуляц с игруш, после 5 лет - появл процессуальные действ. В игре наблюд стереотипность, формальность действий, отсут замысел, э-ты сюжета. Дет не использ предм-заместители, м/ проявл-ся агрессив наклон-ти. Продуктив д-ть (конструктивные умения, рис-е) у таких дет вне спец организ псих-пед проц отсут-т. Навыки самообслуж формир т-ко к концу дошк периода, причем м/ встречаться случаи когда дет так и не поним послед-ть и логику действий, входящих в навык. Примерно, у 60% дет наблюд специфич расстр речи по типу алалии - это систем недораз речи при кот страдают фонет-фонем и лекс-грамматич её стороны идизартрии- это наруш произносит стороны речи, обусловл органич недостаточ-ю иннервации мышц речев аппарата (каша во рту). В целом, большинство дошк - олигофренов овладевают элементарной речью только к 4-5 годам. Звукопроизношение нарушено. Фразовая речь изобилует фонетическими и грамматическими искажениями. Недосформирована семантическая сторона речи. Регулирующая и, главное, коммуникативная функции речи развиваются только в рамках специально организованного образовательного процесса. Речевой дефект отрицательно влияет на все развитие ребенка, затрудняет общений детей между собой и со взрослыми, а также подготовку к обучению грамоте. Несовершенство коммуникативной речевой функции не компенсируется у дошкольников с нарушенным интеллектом, как это имеет место у детей, например, с нарушением слуха, другими средствами общения, в частности мимико-жестикуляторными. Это обусловливает наличие случаев отвержения таких детей в коллективах обычных сверстников. Ранняя диагн отклонений в развитии относится к периодам от рожд до 3 лет. Тенденции постоянного увеличения числа новорожд дет с недост разв выдвигают проблему ран выявл и ран корр наруш в разв на перед план и в теории, и в практике психодиагностики. 1 год жизни. Обычно психодиагностическое изучение дет начин после 1,5 - 2 мес. Объектами такого изучения станя дет с признаками ран органич пораж ГМ или находящиеся в условиях соц или эмоц депривации, напр в усл дома реб или при эмоц отвержении реб матерью. Сущ-ет нес-ко методик изуч психофизич разв дет 1г жизни. Широкую популярность у нас в стране получили Шкала развития Гезелла, Денверовская скрининговая методика и некот др. Среди отечест мет м/ отметить работы Пантюхиной, Баженовой, Журбы, Мастюковой. И отечеств, и зарубеж методики построены по 1 пр-пу: они вкл наборы заданий, направл-х на изучение моторной, речевой, познават, соц сфер. По мере увеличения возр эти задания усложняются. Рез-ты изуч реб оценив-ся путем сравнения их с нормативом. Методики позволяют решать, находится ли формирование психики реб в пределах нормы, а если отстает, то какие сферы наиболее страдают. Следует отмет, что требов-я, предъявляемые в отечеств методиках, нес-ко выше, чем в зарубеж, особ-о при оценке речевого разв, способов взаимодействия со взросл, эмоц-х реакций. Психологич исслед психич разв реб 1 года жизни традиц-о завершается составлением заключения о его состоянии. Наряду с общ оценкой тяжести и хар-ра нарушений в заключении д/б указаны психич ф-ции, разв кот нарушено, и степень этого наруш, а также ф-ции, развивающиеся нормально. Кроме того, следует дать развернутую хар-ку каждой ф-ции на основании получ-х при обследовании рез-тов, сгруппировав их по сферам: - двигат-я; - сенсор-я; - эмоц-я; - голосовая активность; - практические действия; - способы взаимодействия со взрослыми. 1-3 г. Для успеш реш диагностич задач исслед дет ранн возр треб-ся опред-я тактика проведения обслед. Прежде всего, необх отметить, что рез-ты обслед будут иметь цен-ть т-ко в тех случ, когда с реб был установлен доброжелат контакт и он был достаточно заинтересов в вып-ии заданий. Тактика провед обслед во мног опред-ся возр и сост реб, кот оказ-ет заметное влиян на его продукт-ть при обслед. Поэт важно акцентир вним на общ фоне настроения реб и на создании отношений доверия м-ду ним и исследователем. Осн целью псих-пед изуч реб ран возр явл получение данных, характеризующих: - познав проц; - эмоц-волев сферу; - предречевое и речевое разв; - двигат разв. Прежде чем приступать к диагностике психич разв реб, обязат-но след убедиться, что у него нет грубых дефектов слуха и зрения. Психодиагностич исслед психич разв реб дан возр периода заверш составл заключ, в кот содержатся обобщ дан, отражающ разв его эмоц, познават, речев и мотор сфер, хар-ки психологич стр-ры отд действий и систем действий по вып-ю заданий, а также наблюдаемые характерологические особ-ти реб. В случ выявл-я наруш психич разв в заключ даются хар-ка его психич стр-ры и рекоменд по корр или компенс с целью оптимизац путей дальнейш психич разви.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.13.192 (0.009 с.) |