Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специальная педагогика: предмет, объект, субъект, цели, задачи.↑ Стр 1 из 26Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Педагогика как наука Своё назв П получила от греч слова «пейдагогос» (пейда дитя, гогос веду, что значит детоводитель). П – наука о восп, образовании, обуч людей. П как наука сост из объекта, предм, задач и катег. Историч-е разв-е научно-пед-го знания проходит неск-о этапов: В Китае, Индии, Египте с развитием философии появ 1ые пед обобщения. В Греции философы Демокрит, Сократ, Аристотель высоко оценивали миссию воспитателя. 2. Формирование пед взглядов и теорий в рамках философско-пед произведений. 3. Переход к концепциям, основанным на пед практике и эксперименте. Ян Амос Коменский впервые обосновал принципы обуч и восп, создал стройную систему всеобщего образования, разработал классно-урочный способ обуч в школе. Чешский педагог, автор более чем 100 произведений, первым разработал П как относительную отрасль теоретического знания. Его «Дидактика» содержит основополагающие «начала» обуч, дид.правила, разработку организационных форм учеб проц. Книги: Мир чувст-х вещей в картинках. Материнская шк. В 17-18в наметился этап генерирования новых пед идей из опытно-экспериментальных, инновационных для того врем шк. В истор разв пед мысли этот факт связан с именами Иоганна Генриха Песталоцци (основал 1ое восп учрежд, когда ему было 29л, а к более систематич раб уч-ля приступил в 52г. Тщательно наблюдал за деталями в разв дет, делал теоретич выводы. Его важная идея – школьными занятиями развить способ-ти кажд реб, подгот-ть к самост разумн жизни и д-ти. Последовательнее всего Песталоцци изложил свои пед взгляды в книге: «Как Гертруда учит своих детей». Цель восп - развивать все природные силы и способности чел. Задача: создание гармонически развитого чел. Основной принцип согласие с природой. Средства: труд, игра, обучения. Создал теорию развивающего обуч, Иоганна Фридриха Гербарта (Цель восп: формирование добродетельного чел, умеющего приспособиться к существующим отношениям, уважающего установленный правопорядок. Уделял большое внимание религиозному восп.Задачи обуч: развитие у дет многостороннего интереса, с которым связывается преподавание всех учебных предметов, их отбор и методика обуч. Высоко ценил изучение лит-ры, истории, древних языков, и матем-ки) Следующий этап в развитии пед науки связан с обогащением пед-го знания в недрах философии под влиянием пед-х трактатов, романов и сочинений. Однако к середине 19 века влияние философии на развитие П изменяется. Появляются философские концепции восп и образования. Мировую славу рус пед принесли Виссарион Григор. Белинский, Лев Никол.Толстой, Конст.Дмит. Ушинский ( Основа его пед системы - требование демократизации народного образования и идея народности восп. Пед идеи Ушинского отражены в книгах для первоначального классного чтения «Детский мир» и «Родное слово», фундаментальном труде «Человек как предмет восп. Опыт пед антропологии» и др пед работах). В конце 19 – начале 20 в. центр пед.мысли переносится в США, где американские психологи Джон Дьюи, Эдвард Торндайк разрабатывали основы гуманистической Ψ, определили пути эффективного саморазвития реб в условиях практико-ориентированного обуч. Над.Конст.Крупская исследовала проблемы новой советской школы, организации внеклас.работы, пионерского движения. Антон Семён.Макаренко разработал теорию ученического коллектива и создал основы методики. В основе системы Макаренко - не индивидуальность ученика, а организация деятельности самоуправляющего коллектива. Вас.Александр.Сухомлинский исследовал проблему творчески развивающейся деятельности, соединение физич и умст труда на частично исследовательской раб. Всю жизнь раб в сельской Павлышской шк, говорил, что успех раб возможен при знании теории и проявлении творчества, раб: «Сердце отдаю детям», «Разговор с молодым директором». Б-шое вним уделял эстет.восп. В 60-х годах 20 века выдвинул в качестве гл. цели восп – свободное развитие реб как активной лич-ти, раскрытие индивидуальности формирующейся личности как самоценности. С конца 1950-х годов в двух научно-практических коллективах, созданных Леонид.Влад. Занковым, ДенисомВас.Давыдовым, стало разрабатываться развивающее обуч. Оно предложило учителям перенести акцент с изучения учениками материала по предметам на их учебную деятельности по развитию теоретического мышления, или на всестороннее развитие ученика. В 1970-е годы ярким всплеском в советских школах явилось проблем обуч, ставшее символом творческого подхода учителя в обуч. Система пробл обуч описана в раб Исаака Яковл.Лернера, Алекс.Мих.Матюшкина. Осн идея пробл обуч – построение учебной деятельности шк-ов через решение познавательных учебных задач или заданий, имеющих незаполненные места. Во 2ой половине 20 века этап развития пед.знания основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с др науками – философией, Ψ-ей, социологией, физиологией, матем-кой, политологией, экономикой (Скаткин, Лернер, Бабнский, Сластёнин и др.). Начало 21 в характеризуется появлением различных концепций личностно-ориентиров образования (Бондаревская Евг.Вас., Владис.Владисл.Сериков, Андр.Викт.Хуторской, Ирин.Серг.Якиманская), что знаменует новый этап в развитии пед.мысли. Современная П выполняет 2 ф-ции: общетеоретическую и практическую. Практика школ, учителей, творчески относящихся к своему делу, рождает новые интересные формы образовательной д-ти с детьми: форм-ся передов пед опыт, созд-ся авторск научно-практич шк. Передов опыт и достиж-я пед науки обеспеч-ют реализац прогностич ф-ции П. Объект – чел, развивающийся в рез-тате пед д-ти и отношений, складывающихся в ходе этой д-ти. Предм выступ пед проц, т.е. проц обуч и восп чел как особая ф-ция общ-ва, реализуемая в услов тех или иных пед систем. П как наука изуч сист пед явл-ий, связ-ю с разв-ем и восп-ем индивида в рез-тате сознат-ой целенаправ-ой д-ти. В самом общ виде эти явл-я опис-ся терминами «восп», «Образование», «обуч». Поэтому предмет П можно обозначить как исследование целенаправленного формирования и развития личности в образовательном процессе. Категор науки называются её предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие сущность данной науки, её устоявшиеся, типичные формы отражения действительности. В любой науке категории выполняют системообразующую функцию. Базовыми категориями П как науки явл-ся развитие, восп, образование, обуч. Восп (по Загвязинскому) - целенаправленный, организованный процесс создания условий и стимулирования развития лич-ти. Обуч (по Стефановской) часть пед процесса в котором образование, развитие и формир лич-ти происходит в познават-ой д-ти и под руководст уч-ля. Образов (по Загвязинскому) система, процесс и результат восп, обуч и развит лич-ти. Развит – процесс и рез-тат количеств и качеств изменений в организме чел. Методы научного исследования – это приёмы и средства, позволяющие получить достоверную информ, к-рая исп-ся для построения научных теорий и проверки их истин-ти. Эмпирич методы – эксперимент, наблюдение, опрос (беседа, анкетирование, интервьюирование), самонаблюдение, изучение продуктов д-ти, опыта, тестир-е, групповая дифференциация, описание. Теоретич – анализ, синтез, объяснение, обобщение, систематизация, классификация, изучение лит-ры, метод графов. Матем-е – матем-я статистика, регистрация, рейтинг, ранжирование, шкалирование. Приоритетной задачей пед науки явл-ся задача поисков закономерностей в обл-тях восп, образов, управл-я образоват-ми и воспитат-ми системами; - задача изуч-я и обобщ-я опыта пед д-ти; - задача разработки новых методов, средств, форм, систем обуч, восп, управл-я образоват-ми структурами; - прогнозир-е на ближайшее и отдалённое будущее; - задача внедрения рез-тов исслед-й в практику. цель – достиж-е развивающейся лич-ю социализации и самореализ. Обучение (по Стефановской) – часть пед.процесса в которой образование, развитие и формирование личности происходит в познавательной деятельности и под руководством учителя. Обучение – это триединый процесс, т.е. все его функции неразрывно связаны между собой (образовательная, развивающая, воспитательная). Образовательная состоит в том, что процесс обучения направлен, прежде всего, на формирование ЗУН, опыта творческой деятельности. Развивающая состоит в том, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого во всех направлениях: развитие речи, мышления, эмоц.сферы, волевой сферы, двигательной сферы. Эта функция в некоторых пед.технологиях занимает ведущую роль. Современная дид.система направлена не столько на формирование знаний, сколько на разностороннее развитие ученика. Воспитательная: в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе. Воспитывающим фактором является прежде всего содержание образования, характер общения между учителем и учащимися. ТЕОРИИ. Ассоциативная теория обучения. Ее методологические основания были заложены Дж. Локком и Я. А. Коменским. Данная теория базируется на следующих принципах: • всякое обучение опирается на чувственное познание: наглядные образцы важны постольку, поскольку обеспечивают продвижение сознания к обобщениям; • основной метод — упражнение. Основная задача ассоциативного обучения заключается в обогащения сознания обучающегося образами и представлениями. Слабость ассоциативной теории в том, что ее средствами не обеспечивается формирование творческой деятельности, не закладываются умения самостоятельного поиска новых знаний. Теория поэтапного формирования умственных действий в процессе обучения. Авторы данной теории (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина) установили, что возможности управления процессом научения значительно повышаются, если учащихся проводить через взаимосвязанные этапы: • предварительное ознакомление с действием и условиями его выполнения; • формирование действия с развертыванием всех входящих в него операций; • формирование действия по внутренней речи; • переход действия в глубокие свернутые процессы мышления. В рамках этой теории успешность обучения определяется созданием со стороны учителя и уяснением обучающимся ориентировочной основы новых действий и тщательным ознакомлением с самой процедурой выполнения действий. По мнению специалистов, эта теория дает хорошие результаты, если обучение действительно начинается с материализованных действий. Поэтому она особенно результативна при подготовке спортсменов, операторов, музыкантов, водителей. Однако обучение не всегда начинается с предметного восприятия, поэтому рамки применения этой теории также ограничены. Программированное обучение – это обучение в основе которого лежит обучающая программа, где систематизируется сам учебный процесс, действия учащегося по его усвоению, формы контроля усвоения. Основоположник прогр.обучения явился Скинер, который положил в основу 2 требования: 1. Уйти от контроля и перейти к самоконтролю; 2. Перевести пед.систему на самообучение учащихся. Опыт использования программированного обучения у нас и за рубежом выявил сильных его сторон: 1. Происходит значительное развитие информационной ёмкости обучения. Усваивается на 60-70% больше полезной информации, а в лучших образцах компьютерного программированного обучения данный показатель возрастает до 80-100%. 2. Каждый ребёнок в приемлемом для него темпе, может необходимое кол-во раз возвращаться к ключевому материалу. Под развивающим обучением понимается способ организации обучения, содержание, методы и формы организации которого прямо ориентированы на всестороннее развитие ребёнка. Основоположник Л.С. Выготский. Основа теории – идея о том, что психическое развитие личности осуществляется при реальном и неизбежном влиянии обучения и воспитания. Стержневая идея – идея об опережающем развитии мышления. Сущность процесса проблемного обучения: создание цепи проблемных ситуаций и управление деятельностью учащихся по самостоятельному решению учебной проблемы. Дистанционная теория обучения – получение образовательных услуг без посещения образовательного учреждения, с помощью использования современных информационно-образовательных технологий и средств телекоммуникации. Позволяет получить образование всем, кто по тем или иным причинам не может получить его очно. Различные виды деятельности имеют свои внутренние закономерности, принципы, правила и, соответственно, свои методы. Методы обуч - это разработанная с учетом дидактических закономерностей и принципов система приемов и соответствующих им правил педагогической деятельности, целенаправленное применение которых учителем позволяет существенно повысить эффективность управления деятельностью обучаемых в процессе решения определенного типа педагогических (дидактических) задач. Каждый метод обучения складывается из отдельных элементов (частей, деталей), которые и называются методическими приемами. Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Различные подходы к классификации методов обучения связаны с выбором разных оснований, отражающих аспекты их изучения. Виталий Александрович Сластёнин и его ученики раскрыли сущность и закономерности методов осуществления целостного педагогического процесса. В соответствии с этой концепцией предлагается следующая система общих методов обучения: 1. Методы формирования сознания в целостном пед. процессе (рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспут, работа с книгой, метод примера); 2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнение, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, инструктаж, наблюдение, иллюстрации и демонстрации, лабораторные работы, репродуктивные и проблемно-поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы); 3. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, познавательная игра, дискуссия, поощрение, наказание). 4. Методы контроля эффективности пед.процесса (специальная диагностика, устный и письменный опрос, контрольные и лабораторные работы, машинный контроль, самопроверка). Авторы данной классификации считают, что каждый из методов на каком-то этапе пед.процесса может применяться в изолированном виде, однако без взаимодействия с другими он утрачивает своё назначение, понижая эффективность учебно-воспитательного процесса. ВЫВОД: Каждый метод ориентирован на решение определённого круга пед. и учебных задач. Методы обучения сами по себе не могут быть ни хороши, ни плохи. Выбор методов обучения и логика их применения характеризует стиль деятельности участников процесса обучения.
ВОСПИТАНИЕ Целостный пед процесс предполагает единство процессов обуч и восп. Восп (по Подласому) – целенаправленный и организованный процесс формирования лич-ти. С первобытных времён восп было 1ой формой передачи опыта предшествующих поколений последующим. Каждая цивилизация рассм процесс восп с точки зрения постановки цели, отбора содержания, выбора методов, форм, средств восп. Цели восп подчиняются все составляющие воспитат процесса: содержание восп, организация восп процесса, методы и формы, средства восп. Проблема постановки цели явл-ся наиболее важной в теории и методике восп. Цель уточняет задачи восп. На протяжении столетий российс педагоги развивали идеи восп, заложенные в историч и культур наследии народа. Особенность российск воспит-ой традиции раскрывается в её нравственно-ориентированной поисковой д-ти, любви к родине, долга и ответс-ти. У Конст.Дмитр.Ушинского стрежнем концепции восп явл принцип народности. Цель восп - стремление чел к счастью, а счастье - в занятиях любимым трудом. Воспит-ю д-ть рассматривал с позиций антропологического подхода как целостный процесс, направл-ый на разв-е не т-ко сознания, чувств и воли реб, но и на совершенствование его телесных, душевных и духовных стремлений, взаимосвязанных м-ду собой. Б-шое знач-е придавал предоставлению детям возмож-ти для самост-ой, д-ти – физич-ой, умст-ой и духовной. Ант.Семён.Макаренко разраб теорию восп лич-ти в коллективе, заключающейся в необходимости формирования единого коллектива педагогов и восп-ков, жизнед-ть которого служит разв-ю лич-ти и индивидуал-ти, ориентирует морально-нравственный стиль отношений м-ду людьми. Он боролся за утверждение гуманистической П, провозглашавшей идею самоценности человеч лич-ти, её неограниченных возмож-тей и творч сил. Вас.Александр.Сухомлинский открыл мир нравственных объектов и выявил закономер-ти восп, раскрыл сущ-ть трудов д-ти и её влияние на лич-ть чел, умств-ю, физич-ю, морал-ю и эмоц-ю сферы, выявил мотивы труда и установил связь умс труда с физич, показал влияние разнообраз видов труда на восп сознательного отношения к труду и определил пути трудов восп; развил теорию восп дет 6-летнего воз-та; теорию труд-го восп; идеи восп свободы выбора, свободы воли, самоцен-ти и неповторимости каждой отд лич-ти. В заподноевропейской П особый вклад в развитие теории и практики восп внесли Жан Жак Руссо (создал теорию свобод восп, согласно кот данный процесс основ-ся на естественном праве чел на свободу, следовании и помощи его природе, устранении вредн влияний. В восп необх-мо учитывать интересы, склон-ти реб, создавать условия для самост-го выбора жизнен пути. На реб воздействуют 3 фактора восп: природа, люди, общ-во, поэтому задача восп – привести в гармонию действие этих сил), Иоганн Генрихович Песталоцци (восп рассм как многообразный соц процесс и утверждал, что обстоятельства формируют чел, но и чел формирует обстоятельства. Его концепция вошла в истор, как теория развивающ обуч во взаимодействии с физич, нравств и трудов восп-ем реб), Иоганн Фридрих Гербарт (ввёл в П понятие воспитывающее обуч. Осн цель восп - формирование нравственного чел), Мария Монтессори (основала систему, которая была основана на идеях свобод восп. Говорила о том, что развитие органов чув-в реб осущ-ся с помощью объектов окр мира и при создании благоприятной эмоц атмосферы. Особое вним уделяла личному контакту педагога с воспит-ками. Призывала отказаться от методов наказания, опираясь на принцип «Помоги мне это сделать самому»), Януш Корчак (цель восп - свободное, гармоничное развитие каждого реб, формир-е его личности с позиций идеалов истины, добра, красоты, свободы. Основа воспит системы - создание демократически организованного коллектива, в котором пробуждается стремление к самовыражению, самооценке, самосовершенствованию. Важное условие восп - создание атмосферы взаимопонимания, доверия, где ему гарантирована защита от обид и насилия). Каждая историч эпоха трансформировала цели, идеалы восп, создавала неповторимый механизм восп и вырабатывала критерии эффектив-ти -го процесса, в основе кот - знания о чел-е и его развитии. Теории восп. Умств восп ориентир-о на разв-е интеллект-х способ-тей чел, интереса к познанию окр мира и себя. Предполагает:• разв-е силы воли, памяти и мышления как осн условий познават-го и образоват-го процессов;• формир-е культуры учеб и интеллект-го труда;• стимулир-е интереса к раб с книгой и новыми информац-ми технологиями;• разв-е личност-х кач-в - самост-ти, широты кругозора, способ-ти к творч-ву. Задачи реш-ся средствами обуч и образов-я, спец психологич-ми тренингами и упр, беседами об ученых, гос деятелях разных стран, викторинами и олимпиадами, вовлечением в процесс творч-го поиска, исследования и эксперимента. Этика составляет теоретич основу нравст-го восп. Задачи и содержание определяются посредством этических требований общ-ва. Задачи:• накопление нравст-го опыта и знаний о правилах обществ поведения;• разумное использование свободного врем и разв-е нравств кач-в лич-ти, таких как внимат-го и заботливого отнош к людям; честности, терпимости, скромности и деликатности; организованности, дисциплинир-ти и ответс-ти, чувства долга и чести, уважения человеч достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отнош к национальному достоянию. Гл задачами трудового восп явл: разв-е и подготовка, добросовес-го, ответственного и творческого отношения к разным видам трудов д-ти, накопление профес-го опыта как условия выполнения важнейшей обязанности чел. Приемы и средства:• организация совмест труда воспитателя и воспитанника;• объяснение значимости определенного вида труда на пользу семьи, коллектива, Отечества;• материальное и моральное поощрение производительного труда и проявления творчества;• знакомство с трудовыми традициями семьи, коллектива, страны;• кружковые формы организации труда по интересам; • упр по выработке трудовых навыков при выполнении конкретных операций (навыков чтения, счета, письма, пользования ПК; различных ремонтных работ; изготов-я изделий из дерева и металла);• творческие конкурсы и соревнования, выставки творческих раб и оценка их кач-ва;• временные и постоянные домаш поручения, дежурства по классу в шк, выполнение возложенных обязанностей в трудовых бригадах;• систематич-е участие в общественно-полезном труде, обуч-е технологиям и приемам организации профес д-ти; • спец профес подготовка к трудовой д-ти. Целью эстетического восп явл развитие эстетич отношения к действит-ти. Эстетич отношение предполагает способность к эмоц-му восприятию прекрасного. Оно может проявляться не т-ко по отношению к природе или произведению искусства. В процессе эстетич восп используют художественные и литературные произведения: музыку, искусство, кино, театр, народный фольклор. Этот процесс предполагает участие в худ, музыкал, литерат творчестве, организацию лекций, бесед, встреч и концертных вечеров с художниками и музыкантами, посещение музеев и худ выставок, изучение архитектуры города. Воспит-ое значение имеет эстетич-я организация труда привлекательное оформление классных комнат, худ вкус, проявляющийся в стилистике одежды учеников и уч-лей. Осн задачами физического восп явл: правильное физич развитие, тренировка двигат-х навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания организма, а также восп силы воли и хар-ра, направленное на повышение работоспособ-ти чел. Организация физич восп осущ-ся посредством занятий физ упр дома, в школе, в спорт секциях. Она предполагает наличие контроля за режимом учеб занятий, труда и отдыха и врачебно-мед профилактики заболеваний подрастающего поколения. Гражданское восп предполагает формир-е у чел ответст-го отнош-я к семье, к др людям, к своему народу и Отечеству. Гражданин должен добросовестно выполнять не т-ко конституционные законы, но и профессиональные обяз-ти, вносить свой вклад в процветание страны. В тоже время он может чувствовать ответст-ть за судьбу всей планеты, которой угрожают военные или экологич катастрофы, и становиться гражданином мира. Экономическое восп - это система мер, направл-я на развитие экономич-го мышления современного чел в масштабах своей семьи, производства, всей страны. Данный процесс предполагает не только формир-е деловых качеств - бережливости, предприимчивости, расчетливости, но и накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономич-ой рентабельности, налогового обложения. Экологическое восп основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Оно ориентир-т чел на береж-е отнош-е к природе, ее ресурсам и ПИ, флоре и фауне. Каждый чел должен принять посильное участие в предотвращении экологич катастрофы. Правовое восп предполагает знание своих прав и обязанностей и ответс-ть за их несоблюд. Оно ориентир-о на восп уважит-го отнош-я к законам и Конституции, правам чел и на критич отнош-е к тем, кто преступает. МЕТОД ВОСП - это конкрет путь влияния на сознание, чув-ва повед-я воспитанников с целью решения задач воспитания в совмест д-ти воспитанников и воспитателей. Классификация: в зависимости от оснований сущ-ют различные классификации. Классиф Ильина-Огородникова: в основании – структура процесса восп. 1. Методы формировя сознания: этич-ябеседа (метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – воспитателя и воспитанников. Цель- углубление, упрочнение нравств-х понятий, обобщ-е и закрепл-е знаний, формир-е системы нравств-х взглядов и убежд-й), рассказ на этич тему (это яркое излож-е конкрет-х фактов и событий, имеющих нравств-е содержание. Р-з помогает понять и усвоить смысл моральных оценок и норм повед-я. Ф-ции: служить источ-ком знаний, обобщать нравств опыт лич-ти опытом др людей), разъяснение (метод эмоционально-словесного воздействия на воспит-ков. Важная черта – ориентир-ть на данную гр или отд-ю лич-ть. Применение этого метода основ-ся на знании особ-тей класса и личностных кач-в дет), внушение (характерно некретическое восприятие шк-ком слов учителя. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на лич-ть в целом, создавая нужные мотивы. Исп-ся тогда, когда воспит-к долж принять опред-е установки, для усиления воздействия др методов восп), убеждения, просьба, пример (Основ-ся на законом-ти: явл-я, воспринимаемые зрением быстро и без труда запоминаются в речевом обосновании. Психологич-я основа: подражание. Благодаря ей дети овладевают соц нормами и нравств опыт. 2. Методы организации д-ти: упр (многократ-е выпол-е требуемых действий, доведение их до автоматизма. Рез-тат: устойчивое кач-во лич-ти), требования (метод, кот направлен на торможение или на стимулир-е д-ти воспит-ка. Бывают прямые и косвенные: игра, доверие, просьба), воспитывающая сит (организованная д-ть воспит-ков в спец созд-х условиях. Сит могут возникать случайно, а могут организовываться спец), приучение (интенсивно выполняемые упр. Применяется когда необх-мо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое кач-во), поручение (направ на разв-е необходим кач-в, связан с возложением обяз-тей). 3. Методы стимулир-я: поощрение (положит оценка воспит-ков, закрепл-е положит навыков и привычек. Осн-н на возбужд положит эмоц. Виды: похвала, одобр-е, награжд-е. Формы: уст и письм), наказ-е (метод возд-я, направл на предупрежд-е нежелат поступ, вызывание ч-ва вины, нежелания повтор-го выполнения действия. Виды: наложение доп обяз-тей, лиш-е или огранич-е прав, выраж-е морал-го пориц-я, осужд-я), соревнование (основ-о на стремл-ии чел к соперничеству. Потреб-ть сопернич-ва направляет на восп нужных чел св-в). Выбор мет восп осущ-ся в завис-ти от: индивид и возраст особ-тей, мастерства педаг, задач реш-ых педаг, конкрет сит, от уровня воспит-ти уч-ся. Содержание географии как учебного предмета в СКШ 8 вида. Особенности формирования географических представлений и понятий умо детьми. География - предмет увлекательный, возбуждающий интерес, развивающий мышление, память, речь учеников, углубляющий понимание ими окружающих явлений, общественных событий. При изучении элементарного курса географии в коррекционной школе 8 вида учащиеся приобретают определенную сумму знаний, которые в свою очередь состоят из представлений, понятий и суждений. Как самостоятельный предмет география изучается с V класса. В I-IV классах учащиеся получают некоторые географические знания на предметных уроках и экскурсиях. Программой предусмотрена повторяемость материала в разных формах и объеме. Ряд тем усложняется и расширяется от 5 к 8 классу. В процессе изучения всего курса привлекается краеведческий материал, прививается любовь к природе. Курс элементарной географии в коррекционной школе 8 вида представляет широкие возможности коррекции психики умственно отсталого ученика, его познавательной деятельности, воспитания. Задача учителя - реализовать эти возможности. Основная задача обучения географии умственно отсталых учащихся состоит в том, чтобы проводить систематическую работу над формированием представлений и понятий. Представления – чувственно наглядные образы предметов, явлений окружающего мира, в данный момент не воспринимаемые. Представления, получаемые в курсе географии делятся на 2 типа: 1) общие (относятся у группе сходных предметов и явлений и характеризуется значительной степенью обобщения. Например: холм, река, ураган). 2) единичные (образы конкретных географических объектов и территорий. Они отражают конкретную реку, определённый город или другие географические объекты. Например: город Оренбург, река Урал). Начальный этап процесса усвоения географических знаний - восприятие отдельных природных явлений. Один из важнейших моментов активизации восприятия - использование учителями знаний, полученных детьми ранее. Умственно отсталые учащиеся в процессе практических работ, наблюдений подмечают внешние, незначительные признаки. Цель учителя — научить детей видеть наиболее важные, существенные черты, характеризующие предметные явления. Образованию географических представлений способствует карта. Только на основе карты учащиеся могут воссоздать пространственное расположение объекта как составного элемента географического представления. Географические представления могут быть образованы и на основе устного рассказа и чтения текста книги. Учитель должен научить детей распознавать географические объекты по их существенным признакам. Называя один или несколько существенных признаков предмета, учитель предлагает учащимся узнать сам предмет: большая впадина на поверхности земли, заполненная водой (Озеро). Таким образом, характерные признаки предмета помогли учащимся правильно определить сам предмет. Только систематическая работа по выяснению существенных признаков и свойств приводит к тому, что у детей формируются осознанные представления об отдельных природных объектах. Поэтому важную роль в психической деятельности детей-олигофренов играют зрительные, слуховые, двигательные (моторные), осязательные, обонятельные, вкусовые и другие представления, являющиеся образами предметов. Наличие у детей-олигофренов отчетливых и точных, представлений дает возможность формировать понятия. Коррекционно-воспитательиая работа по формированию и уточ нота, тип и хар-р умств д-ти дет, а значит и степени ее влияния на развитие умств способностей каждого шк-ка зависят от содержания и организации этой деятельности, от требований, кот учитель предъявляет ученикам. Чтобы успешно руководить этим процессом, уч-ль д/ знать важнейшие этапы умственного развития детей и уметь применять их в своей практической д-ти. Овладевая знаниями, учащ применяют их при выполнении различ практических работ, используя выработанные умения и навыки. Психологическую сущность всех умений и навыков составляют приемы умственной деятельности - анализ, синтез, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных связей и т. д. Учитывая цели развивающего обучения в коррекционной школе 8 вида, необходимо формировать не только умения и навыки, но и приемы умственной деятельности, выделять эти приемы, объяснять, в каких условиях они применяются, какое имеют значение, из каких действий состоят, упражнять учащихся в их выполнения. В процессе обучения географии учащихся нужно познакомить с основными приемами умственной деятельности. При первоначальном ознакомлении пятиклассников, например, с приемом сравнения учитель объясняет и показывает, как надо сравнивать два географических объекта; сначала выделить признаки, по которым будет проводиться сравнение, затем сопоставить эти признаки и, наконец, сделать выводы об общих признаках. Постепенно работа усложняется: учитель демонстрирует большее число объектов, а учащиеся устанавливают большее число признаков этих объектов по сходству и различию выясняют причины, обусловливающие эти различия. Развитию учащихся во многом способствует формирование у них интереса к географии. Познават интерес к предм проявл в положит отнош к географ знан, к изуч самого предм. Познават интерес активизир проц мышл у учащ, усилив раб памяти. Он стимулируется содержанием обуч, разнообразием методов излож материала уч-лем, новизной учеб матер, демонстрац различ средств нагляд. Если уч-ль постепенно вводит в объясн-е новое, использует занимательный материал, кот вызывает познават интерес, то учащ активно воспринимают объяснение и сознательно его усваивают. 59. Изобразительная деятельность и эстетическое воспитание. Содержание коррекционно-образовательных программ по ИЗО. Эстетическое воспитание это формирование и развитие у учащихся целенаправленной изобразительной деятельности, эстетического восприятия и эстетических чувств, оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства и самостоятельно выполненным рисункам. Задачи эстетического воспитания. 1. Формировать эстетическое восприятие; 2. Расширять сферу чувственного познания, 3. Углублять эмоциональные переживания школьников; 4. Развивать интеллектуальную регуляцию чувств; 5. Вырабатывать адекватную реакцию при восприятии картин, узоров, изделий прикладного искусства. Занятия по изобразительному искусству играют значительную роль и в развитии эстетического восприятия. Умственно отсталые школьники в силу своего интеллектуального и эмоционального недоразвития первоначально воспринимают только элементарные проявления красоты. Под влиянием коррекционно-воспитательной и общеобразовательной работы, проводимой на уроках изобразительного искусства, а также на уроках по другим учебным предметам и во внеклассное время расширяется сфера их чувственного познания. На основе развития мышления и речи создаются предпосылки для формирования элементарных эстетических суждений. Особое значение для развития эстетического восприятия умственно отсталых детей имеет систематическая демонстрация нa уроках изобразительного искусства доступных для их понимания художественных произведений (репродукций картин, скvльптур, декоративно-прикладных изделии и т. п.), через эмоциональное восприятие которых учащиеся вспомогательной, школы постепенно подводятся к доступной их сознанию эстетической оценке явлений окружающей действительности. Содерж корр–разв прогр: Изо как шк учеб предм им важное корр-разв знач. Ур изо при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек. Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основные задачи: - способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве; - находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие; - содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать; - ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка; - исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала; - дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования; - знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним; - развивать у учащихся речь, художественный вкус, инте
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.18.73 (0.014 с.) |