Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика изучения величин в скш VIII вида.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В проц знакомства с ед измерения величин у уч-ся расшир-ся представления о числе. Они убежд, что числа получ не т-ко от пересчета предметных совокупностей, но и в рез-тате измерения величин. Данная тема, несмот на большую по сравнению с др разделами матем конкретность, трудна для уч-ся СКШ. У уч-ся, как мл, так и старш кл нет реальных представл о ед измерения величины, наблюд смешение ед измерения одной и той же величины (см с дм и м) и разных систем мер (м с м2, а иногда и с кг). Учащиеся путают ед изм и измерительные инструм. Плохое знание ед измерения величин и неумение различ их создают большие труд-ти при установл-и соотнош мер. Изучение единиц измерения стоимости. Понятие о стоимости - одно из трудных для учащихся СКШ. М-ду тем изучение мер стоимости имеет исключительное значение при подготовке детей к самостоятельной жизни. Кроме того, изучение мер стоимости способствует закреплению нумерации натуральных чисел. В пропедевтический период выявляются детские представления о деньгах, их назначении, достоинстве монет. Знакомство с монетами. Учащиеся лучше запоминают монеты и лучше их дифференцируют, если первое знакомство с ними происходит при изучении соответствующих чисел. Например, при изучении числа 1 учащиеся знакомятся монетами в 1 копейку, 1 рубль. Знак-во с монетами происх в след последовательности: 1. Внеш вид монет: цвет, форма, размер, цифра, которая написана на монете. 2. Отбор среди других монет указанного достоинства. 3. Отбор монет по названию. 4. Обводка монет в тетрадях. 5. Знак-во с предметами, цена которых равняется достоинству данной монеты и т. д. 6. Организация игры «Магазин», когда учащиеся покупают предметы, расплачиваясь за них одной монетой (не производя размена). 7. Размен и замена монет. Размен и замену монет лучше всего проводить во время повторения чисел 1-5, когда учащиеся уже знают состав этих чисел. Размен монет лучше всего связать с решением задачи практического содержания. Для демонстрации учитель пользуется как натуральными монетами, так и монетной кассой. С монетной кассой работает каждый ученик. Изучение единиц измерения длины. Со всеми мерами длины и их соотношениями учащиеся СКШ 8в знакомятся в мл кл (1-4-е), закрепление же этих мер проходит в течение всех лет обучения в школе. Знание мер длины, умение находить длину, ширину, высоту и т. п. необходимы учащимся и в быту, и при овладении профессией. Первое знакомство с признаками предметов: длинный - короткий, широкий - узкий, высокий, низкий учащиеся получают еще в подготовительный период. МЕТР. В 1-м классе учащиеся определяют длину и ширину сначала шагами. Дети считают количество шагов, уложившихся по ширине или длине класса, растягивают веревку и считают количество шагов от начала до конца веревки и т. д. Когда учащиеся научатся измерять расстояние шагами, учитель на многих примерах показывает им несовершенство меры длины, которую они выбрали, т. е. шага. Например, учитель просит 3-4 учеников измерить длину класса и результаты измерений, т. е. количество шагов, записать на доске. У всех получились разные числа. Чтобы все убедились, что длина шага у всех разная, учитель отмечает длину шага учеников, затем берет полоску бумаги, равную длине шага каждого, и показывает, что получились полоски разной длины, поэтому и числа разные. Если же всем взять одинаковые полоски и определить ими длину, то получатся одинаковые числа. На уроке ученик получает полоску из плотной бумаги длиной 1 м. На полоске написано: 1 м. С помощью уч-ля дети измеряют класс по плинтусу, укладывая метровые полоски и делая после каждого метра отметку мелом. Затем они сосчитывают количество метров и записывают результаты измерения на доске. У всех учеников получился один и тот же результат. Учитель заключает, что длину, ширину, высоту класса можно определить с помощью полоски длиной 1 м, т. е. с помощью метра. Так вводится единица измерения длины - метр. «Что еще можно измерить метрами?» — спрашивает учитель и отмечает, что метр - это мера длины. Слово «метр» при числах записывается так: 1 м. Далее ведётся практич раб на жизнен. сит. В 1-м классе учащиеся знакомятся также с сантиметром. Обычно учитель показывает эталон сантиметра сделанный из проволоки или из бумаги. Затем сантиметр сравнивается с шириной пальца, с длиной двух клеточек тетради. Модель 1 см ученики вырезают из гуммированной бумаги и наклеивают в тетрадь. Затем учитель знакомит с записью слова "сантиметр" при числах 1 см, 3 см, 10 см. Далее проводится такая работа: учитель раздает каждому ученику полоску длиной см (нулевое деление полоски совпадает с началом, а 10 — с концом полоски) и просит самостоятельно разделить полоску на 10 равных частей с помощью мерки длиной 1 см или с помощью линейки. Тем учащимся, которые самостоятельно не могут справиться с этим заданием, учитель дает полоски, уже разделенные на 10 равных частей. Под каждым делением ученики пишут по порядку числа от 0 до 10. Далее учащиеся знакомятся с измерением, отмериванием и черчением отрезков в сантиметрах. Первые предметы, которые дети измеряют, должны действ (глаг), назв признака (имя прил). На 2 эт изуч элементар курс практич граммат, т.е. программой предусмотр обуч тем грамматич и орфограф минимальным матер, кот нужен и будет усвоен. Грамматич знан нужны шк-кам для того, чтобы овлад грамотным письмом, разв речь и мышл. Методика формир первоначх языковых обобщ во 2-4 кл. Так, для ознаком первоклас с термином «слово» педагог предлаг уч-кам рассм предм на столе и назв их. 1 реб назыв предм, а др по заданию уч-ля повтор все слова, кот были произнес. По мере воспроизвед слов на доске появл полоски, графически изображающ слова. Класс вспомин, какое слово было назв 1-вым, 2-рым, 3-им. Над кажд полоской после произнес сл прикрепл картинка с изображ соответст предм. Уч-ки показ, где нарис предм и где напис сло, кот его обозн. След упр на вып-ся в виде игры. Уч-ль назыв ряд слов, а дет повтор их, сохраняя ту послед-ть, в кот они б/ произнес, и соотнос их с предм или предм картин. В проц многократ упр первоклас начин прав-но оперир термином «слово», самост-но подбир сл, а затем и выдел их из предлож. В рез-тате сам термин усваив чисто практич, без его опред. Изуч нов понят в мл кл чаще всего опирается на наблюд и выдел 1 признака данного языкового явл. Т-ко в 4 кл вводят темы, требующие выявл 2 призн для хар-ки понятия. Но признаки рассм-ся расчлененно, с предварит подгот, растянутой во врем. Метод формир грамматич понят в старш кл. Усвоение нов знан по граммат осущ с опорой на ранее изуч понят, сформиров-е умения. Перед тем, как дет готовы будут восприним новый матер, уч-ль д/ организ повтор-е с целью восстановить получ ранее знан и подвести к восприят нов. Приёмы: проверить д/з и связать эту провер с сообщ нов сведен по теме, провести беседу для актуализ зн учащ, организ выполн-е практич задан. Знак-во с новым матер. 1. первонач ознаком с грамм явл д/ прох на основе таких слов, в кот чётко прослеж совпадение лексич и грамматич значений; 2. языковые средства д/ыть доступны дет по значен и струк-ре; 3. при анализе матер нельзя наруш пр-п научности. 4. Учеб задача и тема ур д/ стать мотивом д-ти и интереса дет. Желат-но, чтобы постановка учеб задачи создавала подобие пробл сит или поставки?-са с отсроченным реш. При любой слож-ти матер важно, чтобы определение грамматич понятия б/ дано при непосредств участии дет. Возможен и самостоят разбор уч-ками примеров с последующ обобщен признаков, кот хар-ны для языкового явл. Но в этом случае уч-ль готовит программу, принимая во вним индивид возмож дет. Чем старш кл, тем большую самост-ть д/ проявить учащ. Определ-е грамматич категории д/б кратким и вместе с тем отраж все необх признаки понят. Развёрнутая формулировка затрудн поним сути. Кажд опред новой части речи целесообразнее предлаг так «Наречие–это слова..» т.к. для умо дет абстрагир - проц слож и не всегда доступ. Типы ур рус яз: 1. Объяснения нового материала. задача – усвоение новых знаний на основе нового языкового и грамматического материала, первичное закрепление умений 1. Орг.момент. 2.Проверка д/з. 3.Психологическая подготовка к изучению новой темы: Создание проблемной ситуации, установка на запоминание и применение новых знаний. 4.Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом: Выводятся языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируется формулировка правила (понятия), данная в учебнике. Наблюдения проводятся на материале связных текстов. 5.Первичное закрепление знаний. Применение новых знаний на новом языковом материале: Выполнение аналитических упражнений. Построение устных рассуждений. 6.Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний: Овладение способами действия по правилу, алгоритмическими предписаниями, инструкциями. Выполнение аналитико-синтетических упражнений, работа со словарями. 7. Подведение итогов: Оформление знаний, полученных на уроков в виде устных или письменных заданий, повторение алгоритмов действия по распознаванию понятия по применению правила. 8. Д/з. 2. Закрепление ЗУН. задача – закрепление знаний, формирование умений и навыков. 1.Оргмомент. 2. Проверка д/з. 3.Закрепление изученного алгоритма и тренировка его применения в речи: Выполнение аналитико–синтетических упражнений, написание диктантов разных видов. Выяснение роли изучаемого явления в речи. Организация сопутствующего повторения. 4. Введение приобретенных умений в общую систему языковых и коммуникативных умений и навыков: Организация речевой практики на уроке. Углубление понимания функции изучаемого понятия в устной и письменной речи. Самостоятельное выполнение упражнений. Организация дифференцированной работы. 5. Подведение итогов. Самостоятельное формулирование учащимися выводов по теме. 6. Д/з. 3. Повторительно – обобщающий ур. задача – формирование навыков на более сложном языковом материале. 1. Оргмомент. 2. Проверка д/з. 3.Подготовка к обобщению понятий, правил: Дифференцированная работа с постоянным наращиванием трудностей. Выявление всех изученных понятий по теме, определение общих оснований и существенных признаков каждого; уточнение роли каждого. Сопоставление языковых явлений. 4.Обобщение понятий и правил темы и определение их роли в речи: Углубленная работа на уровне обобщений. Установление связей между понятиями темы, определение места изученной темы в системе русского языка. 5.Самостоятельная работа: Проверка умений находить изучаемое явление в тексте. 6.Подведение итогов урока: Формулирование основных классификационных признаков явления. 7. Д/з. 4. Комбинир ур. задача усвоение знаний, формирование умений и навыков.1.Оргмомент. 2. Проверка д/з. 3.Объяснение нового материала: Сопоставление языковых явлений. Включение небольшой доли нового материала в систему общих знаний учащихся. Наблюдения над грамматическими фактами на материале связных текстов. 4. Закрепление изученного понятия и тренировка алгоритма его применения в речи: Формирование умений применять полученные знания. Построение устных и письменных высказываний. 5.Сам раб: Проверка умений находить изучаем явл в тексте, давать ему хар-ку и определить его роль в тексте. 6. Подвед итогов ур. 7. Д/з. Контрольный ур (задача – контроль усвоения знан, сформиров-ти УН); - ур напис изложений, сочинений (задача – формирование письменной речи); - урок анализа письменных (творческих) работ учащихся (задача – развитие письменной речи на основе корректирования умений).
содержать целое число сантиметров. Измерения производятся сначала сантиметровой полоской, а затем линейкой. Важно обратить внимание учащихся на технику измерения. В 3—4-х классах надо учить детей измерять не только от нулевого, но и от любого другого деления. Соотношение мер закрепляется в практических работах. Знакомство с новой единицей измерения длины - дециметром - следует связать с нумерацией в пределах 20 (2-й класс). Сначала учитель показывает модель в 1 дм, а затем 1 дм сравнивает с 1 см. Чтобы учащиеся лучше запомнили протяженность 1 дм, надо, чтобы каждый изготовил из плотной бумаги дециметр, вырезал его, измерил им ленту, бечевку и другие предметы. Учащихся знакомят с обозначением дециметра при числах 1 дм, 2 дм и т. д.С самого начала необходимо учить детей определять не только длину, но и ширину, высоту, глубину. При этом важно следить, чтобы ученики при измерении меняли положение линейки, а не измеряемого объекта. Ознакомившись с единицами измерения длины — сантиметром, дециметром, метром, школьники учатся выражать длину не одной, а двумя единицами измерения. Соотношение единиц мер закрепляется на практических работах, включающих измерения в дециметрах метровой полоской, разделенной на дециметры, метровой линейкой, разделенной на дециметры и сантиметры. Миллиметр — единица измерения длины, которая имеет исключительно большое практическое значение для учащихся коррекционно школы 8 вида, особенно для тех, кто занимается в слесарной, столярной мастерских. Вначале учитель показывает, что для большей точности измерения необходимо иметь более мелкую единицу измерения длины, чем сантиметр. Для этого он предлагает, например, сначала измерить толщину листа картона. Затем он раздает учащимся карточки, на которых начерчены два отрезка друг под другом, один длиной 4 см, а другой длиной 4 см 5 мм, и спрашивает, одинаковые ли отрезки, какой отрезок длиннее, какой короче. Затем учитель предлагает измерить отрезки и спрашивает: «Какова длина верхнего отрезка? Какова длина нижнего отрезка?». При определении длины нижнего отрезка получилось 4 см и остаток меньше 1 см. «Можно ли измерить остаток? - спрашивает учитель. - Какими единицами измерения длины его можно измерить?» Некоторые учащиеся знают единицу измерения длины - миллиметр. Учитель показывает учащимся миллиметр на миллиметровой бумаге, на линейке и просит измерить остаток полоски в миллиметрах. Учащиеся производят также измерение и черчение отрезков в миллиметрах. Слово «миллиметр» записывается на доске и в тетрадях, учитель знакомит с обозначением этого наименования при числах 1 мм, 5 мм и т. д. Необходимо связать изучение новой единицы измерения с уроками труда. Соотношение сантиметра и миллиметра учащиеся устанавливают сами, подсчитывая по линейке, сколько миллиметров содержится в 1 см. Затем на миллиметровой бумаге они отсчитывают 10 мм и отмечают отрезок длиной 1 см. Километр - единица измерения длины, с которой учащиеся знакомятся после изучения более мелких единиц измерения длины (1 м, 1 дм, 1 см, 1 мм). Учитель выясняет, какие единицы измерения длины уже знают учащиеся, какие величины можно измерить каждой из известных им единиц, спрашивает, какими единицами измерения длины можно измерить расстояние между городами, селами и т. д. Большинство учащихся правильно называют единицу измерения. Однако почти никто не имеет реального представления об этой единице измерения длины. Представление о километре учащиеся получают лишь тогда, когда они увидят расстояние в 1 км, пройдут этот путь, сами установят связь между расстоянием в 1 км и временем, необходимым, чтобы пройти это расстояние. Все это говорит о том, что понятие о километре нельзя дать учащимся в классе. Урок, на котором учитель знакомит учащихся с новой единицей измерения длины - километром, должен проходить вне школы. Учитель заранее намечает, где ему удобнее познакомить учащихся с километром. Намечает объект, который находится от школы на расстоянии 1 км. Желательно, чтобы путь проходил по прямой линии. Учитель строит учащихся парами и сообщает, что сейчас они пройдут путь, равный 1 км. Он замечает время, которое потребуется, чтобы пройти этот путь, а также обращает внимание ребят на объекты, мимо которых они проходят. Когда пройден путь в 1 км, учитель снова отмечает время и сообщает: «Мы прошли 1 км, нам понадобилось для этого 15 мин». На следующем уроке учащиеся должны (по вопросам учителя) вспомнить, какое расстояние они вчера прошли, сколько времени затратили на путь длиной 1 км. Учитель называет еще ряд объектов, которые находятся на расстоянии 1 км от школы. Затем дети подсчитывают число шагов в 1 км. Учитель отмечает, что если этот путь измерить метрами, то окажется, что в 1 км содержится 1000 м. Путь в 1 км учащиеся должны проходить неоднократно. На прогулке, экскурсии учитель и воспитатель должны заметить время выхода учащихся из школы, а через 12-15 мин сказать им: «Вы идете уже 15 мин. Какое расстояние за это время вы прошли?» К концу четвертого года обучения учащиеся познакомятся со всеми единицами длины. В старших классах систематически проводится работа по дифференциации мер длины. Эталоны линейных мер 1 мм, 1 см, 1 дм, 1 м и таблица их соотношений должны постоянно быть в классе. Учащиеся должны уметь применять эту таблицу для выражения найденного результата в различных единицах измерения и для решения практических и учебных задач. Изучение единиц измерения емкости. Еще в пропедевтический период, развивая количественные представления учащихся, учили детей измерять песок, воду ложками, формочками, кружками, выясняли, в какую формочку песка входит меньше (больше). Во 2-м классе эта работа продолжается: учащиеся сравнивают емкость, или вместительность различных сосудов. Вначале сравнение проводится на глаз (сосуды значительно отличаются по своей емкости). Например, предлагается сравнить, куда войдет воды больше: в банку или в кастрюлю. Перед учащимися ставятся пол-литровая банка и кастрюля емкостью 2—3 л, измеряется, сколько банок воды входит в кастрюлю. Выявляя имеющийся у учащихся опыт, учитель, предъявляет и стандартные банки вместимостью 1 л, 2 л, 3 л. Некоторые ребята знают вместимость этих банок, некоторые же не имеют о ней никакого представления. Учитель выясняет также, знают ли учащиеся, какими мерами измеряют молоко, керосин, бензин, растительное масло, вообще жидкости. Затем он показывает детям литровую кружку, бутылку, банку, наливает воду в кружку, а затем поочередно переливает воду из нее в бутылку и банку. Так учащиеся подводятся к выводу, что в банку вмещается столько же воды, сколько в кружку, и столько же, сколько в бутылку, т. е. равное, одинаковое количество воды — 1 л. Чтобы этот р: «К 1 приб 1, получ 2». На эт же ур учащ знак с реш и зап пр-ров на (-). Учащ наблюд переместительное св-во (+). Далее учащ знак с приемом (+) и (-), опирающ на св-во натур ряда чисел. Они учатся этим приемом прибав и вычит 1 из числ, т.е. присчит и отсчит по 1, далее по 2. Очень важно отметить, что складыв м/ любые числ, а вычит – т-ко из большего числа меньшее. Если не обрат вним на это, то будут ошибки и при реш и при составл примеров на вычит: вычит из меньш числ больш, составл пр-ры вида 5-7=2. При изучении каждого числа первого десятка учащиеся получают представления и о составе этих чисел. Он усваив-ся учащ при объединении 2 предмет совокупностей, а также разлож их на 2 гру и определении кол-ва предметов в каждой гр. Знак-во с нулем провод после изуч чис в пределах 5. Подгот ведется на предмет пособ, потом на картинках и, наконец, на числ. Напр, 3 реб строят у доски. С-ко уч-ков стоит у доски? За парту сядет Надя. С-ко ост? (Ост 2) За парту сядет Леня. С-ко уч-ков ост? (Ост 1) Сядет за парту Сережа. Ско ост у доски? (Не осталось ни 1 уч-ка.)». Уч-ль объясн, что когда не ост ни 1 уч-ка, то м/ сказать, что ост 0 уч-ков. Запишем 1-1=0 (отсутст предм обознач цифрой 0). Реш еще пр-ры, когда разность равна 0. Нуль сравнив с ед. Ввод чис 0 в кач-ве вычитаем, а потом и слагаем след на большом чис упр. ОБУЧЕНИЕ НУМЕРАЦИИ В ПРЕДЕЛАХ 20. След использ все те пособия, кот использ при изуч чисел первого 10, но число предм и их изображ д/б увелич до 20. Основой в понимании нумерац чис втор 10 явл выдел-е десятка и ясное представление, что десяток - это 10 ед и в то же время это новая ед счета, кот м/ счит так же, как единицами, добавляя к числам 1, 2 и т.д. названия этой счет ед, напр-р 1 десяток 2 десятка. Раб над нумерац чис в пред 20 склад из неск-х этап: 1) получ 1 десят; 2) получ чис второг десят от 11 до 19 путем присчит к 1 десятку нес-ких ед; 3) получ чис 20 из 2х десят; 4) письм нумер чис от 11 до 20; 5) получ чис втор десят путем присчит к предыдущ числу 1 ед и отсчит от последующ чис 1 ед. 6) Счет в пред 20. Сложение и вычитание в пределах 20. Действ + и (-) целесообраз изуч параллельно - после знак-ва с опред случ + изучать соответ случ (-) в сопоставл со +. I. Приемы + и (-), основан на знаниях десятич состава числа (10+3, 13-3, 13-10) и нумерации чис в предел 20 (16+1, 17-1). II. + и (-) без перехода через десяток. а) к двузнач чис прибавл однознач. Из двузн чис вычит однозн. Сначала нужно рассм случ, когда кол-во ед в двузнач чис больше, чем во 2-ом слагаем (13+2, 14+3) и т-ко потом включ случ вида 11+6, 13+5, хотя приемы их реш одинак. б) получ суммы 20 и вычит однознач чис из 20: 15+5, 17+3, 20-5, 20-3. в) вычит из двузнач чис двузнач: 15-12; 20-15. Реш: 1) разлож уменьш и вычит на десятки и ед и вычит десят из десят, ед из ед; 2) разлож вычитаемое на десят и ед. Вычит из уменьшаем десятки, а из получ чис - ед. III. + и (-)с перех ч-з разряд представл наибольшие трудн. 5+9= 5+(5+4)= 10+4=14 12-5= 12-(2+3)= 10-3=7. Составл табл сложения и вычитания, кот заучив наизусть. Изучение нумерации чисел 21—99. Лучше всего начать с образов любого двузнач чис из десятков и ед. Надо показ общ принцип образов этих чис. Напр, взяли 2 дес палочек и еще 5 палочек; получ число 25. Числительные образ из 2 слов. Снач произнос десятки, а затем ед. Это чис откладя на счетах. Так из десят и ед на конкрет счетн материале учащ д/ науч образовыв любое двузн чис и назыв его. Одноврем они учатся обознач эти числа письменно с помощью цифр. Знак-во с письм нумерац лучше всего проводить с помощью абака. Важно постоян обращ вним на образование каждо нов десят. Напр, после образов чис 99 прибав еще 1 ед - получилось 9 десят и 10 ед. 10 ед заменим 1 десят, получ 10 десят, или 100. При изуч нумерац в пределах 100 учащ знаком с разряд табл. Вводится нов термин «разряд», сообщая, что ед относ к 1-у разр и пиш в чис на 1 месте справа, десят - ко 2-му разр и пиш в чис на 2-ом месте справа, а сотни - к 3у разр и пиш в чис на 3-ем месте справа. Далее учащ знаком с чет и нечет числ. СЛОЖ И ВЫЧИТ В ПРЕД 100. Соблюд все требов, кот предъявл к обуч выполнению действий в пределах 20. Послед-ть изуч дейст + и (-) обусловлена нарастанием степени труд-ти при рассмотр-ии различ случаев. 1. + и (-) кругл десят. 2. + и (-) без перех ч-з разр. 3. + двузно чис с однозн, когда в сумме получ круг десят. (-) из кругл дес однознач и двузнач чис. 4. + и (-) с перех ч-з разр. Все действ с пример 1, 2 и 3-й гр вып приемами устн вычисл. Запись примеров производится в строчку. + и (-)е с перех ч-з разряд (2-я гр пр) вып приемами письм вычислений, запись дается в столбик. МЕТОДИКА ИЗУЧ ОБЫКН ДРОБЕЙ. Получение дробей. В 5 кл первое представление о доле получ путем делен целого предм на равн части. Созд сит, при кот учащ д/ убедиться в необх-ти выполнения деления на равные части. Напр, дав уч-ку 1 яблоко, учит гов: «У тебя т-ко 1 ябл. К тебе приш товарищ, и ты хоч вместе с ним съесть ябл. Как в этом случ ты поступ?» Уч-к отв: «Ябл нужно раздел пополам». Учит поясн: «Разрез попол - это знач разрез на 2 равн части». В рез-те такого делен получ 2 половины, или 2 вторые доли. Далее надо, чтобы учащиеся сами производили деление на 2 равн части. Половины 1 предм не т-ко сравнив, но и прикладыв др к др, в рез-тате чего учащ убежд, что при этом снова получ целый предм. Аналогич рассматр получ четвертых, восьмых и др долей. Одноврем необх показ и обознач дробей на письме. Дроби обозн 2-мя числ: 1 из них пиш под горизонт чертой, а др - над ней. Чис, кот запис под черт, показ, на с-ко равн долей раздел целое, - это знаменат дроби. Числ, кот запис над черт, показ, с-ко таких частей взяли, - это числитель дроби. Необходимо проводить упр на закрепл образов, чтения и записи дробей. На этом же этапе обуч надо показ, что числ, получ при измер, м/б запис обыкновен дробью. Объяснить получение обыкнов дроби путем делен целого на целое необх путем реш задачи жизненно-практич содерж. Напр, нужно раздел 2 конф м-у 3 мальч. 1 конф раздел на 3 равн части. Каждый получит по 1/3доле. Затем 2 конф раздел тоже на 3 равн части. Кажд получ еще по 1/3доле.Кажд мальч получ по 2/3конф. Зап: 2:3=2/3. Со сравнением дробей м/ познак учащ, широко использ их знания и опыт в получ дробей путем деления целого предм на равн части. Берем яблоко, делим его на 4 равные доли. Сравним ¼ долю ябл и 2/4 Что больше: ¼ или 2/4 Учащ нагляд убежд в том, что 2/4>1/4. Сократить дробь - это знач числитель и знаменатель дроби раздел на 1 и то же чис. Но делителем д/б такое чис, кот дает в отв несократим дробь. Привед дробей к наименьш общ знаменателю. Слож и вычит обыкн дробей. 1. + и (-) дробей с одинак знаменателями. 2. + и (-) дробей с разн знамен. Умножение и деление обыкн дробей. МЕТОДИКА ИЗУЧ ДЕСЯТИЧ ДРОБ. Получениедесят дроби целесообразнее всего сформировать, использ знания учащ о соотношениях метрической системы ед измер длины. В кач-ве нагляд пособия использ метр, разделен на дм, см и мм. Учащ вспомин, что в 1 м содерж 10 дм, 100 см и 1000 мм. Теперь м/ установ, какую часть метра составл 1 дм, 1 см, 1 мм, и записать: 1 дм=1/10м, 1 см = 1/100 м, 1мм=1/1000м, 1 м = 1/1000км. Учитель просит учащ запис подряд без наименован все дроби. Учащ на основе наблюд устанавлив, что у всех дробей знаменатели 10, 100, 1000, т. е. ед с одним или неск 0. Учит формулир вывод: дробь, у кот знаменатель - ед с одним или неск нулями, назыв десятич дробью. Далее учащ предлаг запис под диктовку неск дробей и объяснить, как получ кажд из дроб, а затем назвать и напис т-ко десятич дроби. При знакомстве с письм нумер десятич дроб необх обратить вним учащ на то, что после запят в десят дроб д/ стоять ст-ко знаков, с-ко 0 в знаменателе дроби. Напр, надо запис дробь 7 целых 8 сотых. Знаменат дроби 100, т. е. имеет 2 нуля. Следоват, после запят д/б 2 знака, произносится же т-ко 1 знак (число 8), значит, сразу после запят надо напис нуль: 7,08. Сравн десят броб след начит с дроб со знамен 10, напр 0,3 и 0,5. Снач нуж кажд из этих дроб показ на метров линейк, раздел на дм. Легко сравн эти дес дроб, если запис их со знамен. После рассм еще неск пар десят дроб на конкрет пр-рах м/ подвести учащ к выводу: из сравниваемых дес дроб та дроб б-ше, у кот числ цел б-ше; если же цел равн, то сравнив десятые доли, и тогда та дроб б-ше, у кот числ десят долей б-ше. Сокращ. Слож и вычит десят дроб. 1. + цел чис с десятич дроб: 3+0,5. 2. (-) цел чис из десятич дроби: 7,5-4. Действ в обоих случ выполн устно. Целые складыв с цел или из целого чис вычит целое, а дроб часть не измен. В этом случ м/ сопостав + целого чис с обыкн дроб. 3. + и (-) дес дроб с одинак числ знак без перех ч-з разр: 3,124+7,835. 4. + и (-)с разн числ знак без перех ч-з разрд: 3,7+1,21. 5. + и (-) с перех ч-з разр: а) + десятич др, когда в рез-тате + десятых долей получ ед: 0,8+0,2; б) (-) дес дроби из ед (1-0,8). в) + и (-) дес др с перех ч-з разр в 1 разр: 4,800-5,235. г) + и (-) дес др с перех ч-з разр в 2 и более разр: 0,735-1,870. Умнож дес дроби на 10, 100, 1000. Делен дес дроби на 10, 100, 1000. Умнож и дел дес др на целое чис. Зап дес др в виде обыкн и наобор
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 476; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.90 (0.018 с.) |