Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды изобразительной деятельности в скш 8 вида.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Учебная программа по изобразительному искусству предусматривает следующие виды занятий: Упражнения с предметами: Составить из мозаики различные орнаменты, вынимать из спичечной коробки поодной спичке и складывать их в «колодец»; разобрать «колодец» по одной спичке; сложить спички обратно в коробку (головками в одну сторону); сжимать маленький мячик (комочек ваты); раскатывать на доске указательным и средним пальцем одновременно и поочередно шарики из пластилина; прокатывать спичку или карандаш между большим, указательным и средним пальцами, между большим и указательным, между большим и средним. Важно сформировать технические навыки и умения как можно раньше, потомучто ученик, свободно ими владеющий, не отвлекается от решения изобразительной задачи, поставленной перед ним. Однако, формирование указанных навыков и умений у умственно отсталых детей - процесс очень сложный. Поэтому первоначально следует проводить с учащимися игровые упражнения, имитирующие процесс рисования. Учитель показывает какой-либо предмет и рукой обводит его контур. Учащиеся следят за движением руки учителя, затем эти движения проделывают в воздухе, как бы рисуя предмет, Дети производят круговые движения, т. е. «рисуют» предметы круглой формы: мячик, шарик и т. п.; «изображают» предметы квадратной и прямоугольной формы: кубик, рамку и т. п. Эти упражнения должны проводиться в очень медленном темпе, чтобы каждый ученик научился точно воспроизводить соответствующее движение и лучше запомнил его. В связи с тем, что рука умственно отсталого ребенка еще недостаточно подготовлена к процессу рисования, технические навыки и умения следует вырабатывать постепенно, соблюдая определенную последовательность: сначала дети рисуют на бумаге в клетку, затем используют опорные точки, которые учитель заранее расставляет на листе бумаги, и, наконец, выполняют рисунки в обычных тетрадях для рисования. При обучении детей, моторика которых характеризуется значительным недоразвитием мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти руки, целесообразно на первых этапах работы использовать трафареты (шаблоны) различных фигурок несложной формы, Полезным упражнением является составление из отдельных геометрических фигур и последующее обведение по контуру несложных предметов, таких, как домик, башня, елочка, грузовик, трактор, ракета, корабль, вагон и т.п. Рисование линий. Для первоклассников рисование от руки прямых линий сопряжено с большими трудностями. Поэтому на первых порах работы целесообразно использовать бумагу в клетку. Проведение линий по клеткам значительно облегчают работу и придает учащимся уверенность в своих силах. Дети не проводят прямые линии, а «ведут поезд по рельсам», линиям тетради делают это осторожно, чтобы «поезд не сошел с рельсов» «останавливаются на станциях», т. е. проводят игровой момент. Интерес к рисованию значительно повышается, если каждая из проводившихся в тетрадях линий имеет определенное значение. Ученики проводят не просто линии, а рисуют «дорожки», «провода», «нитки», «забор», «высокие столбы»и т. д. Для выработки точных, координированных движений детей мин ввела Р.М. Боскис. Р.M. Боскис выделяет две основные группы детей с нарушенным слухом - глухие и слабослышащие. К первой относят детей, для которых вследствие врожденной или приобретенной в раннем возрасте глухоты невозможно самостоятельное овладение словесной речью. Ко второй - детей со сниженным слухом, на основе которого возможно самостоятельное развитие речи. Вместе с тем при одном и том же состоянии слуха может наблюдаться различный уровень речевого развития. Используя этот критерий, Р.М. Боскис доказала существование объективных различий в возможностях развития речи. В зависимости от времени наступления слухового дефекта среди глухих выделяют детей, у которых словесная речь не сформирована, и тех, речевые навыки которых распались из-за ранней (до двух-трех лет) потери слуха. Первых принято называть «глухие без словесной речи или ранооглохшие ». Детей второй группы отличает сформированность речевой деятельности и речевого поведения. По классификации P.M. Боскис это позднооглохшие дети. Основной способ общения для них - словесная речь, которая может быть в той или иной степени сохранна. Среди слабослышащих, т.е. имеющих частичные нарушения слуха, выявляются дети, обладающие сформированной развитой речью, в которой возможны отдельные недостатки - отклонения в звуковом или грамматическом строе языка, и дети с общим недоразвитием речи, которое затрагивает всю языковую систему - ее фонетический, лексический и грамматический строй. Дети каждой из названных групп нуждаются в особых условиях обучения и имеют определенные различия, которые характеризуются рядом факторов: условиями овладения словесной речью - слабослышащие - самостоятельно и в результате специального обучения; глухие - только при специальной педагогической помощи; доминированием способов восприятия речи - слабослышащие имеют возможность самостоятельного овладения восприятием речи разговорной громкости на слух (хотя бы у самой ушной раковины) в естественном общении с окружающими; глухие овладевают восприятием речи только в условиях специального обучения, с опорой на зрительный и слухозрительный способы; возможностями общения с окружающими; употреблением специфических средств общения. Сущность процесса обучения глухих и слабослышащих учащ. Содержание, принципы, методы, формы и осн направления восп детей с нарушениями слуха. В сурдопедагогике педагогические системы развиваются в соответствии с современными концепциями глухоты. Педагогические системы сурдопедагогики, сложившиеся в разных странах мира, включая Россию имеют следующие важнейшие принципы современной сурдопедагогики: 1. Толерантность состоит в признании права всех индивидов гражданского общества быть разными и означает уважение и правильное понимание богатого многообразия культур мира, в том числе культуры глухих, а также форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности, включая жестовый язык как один из них. 2. Восприимчивость и открытость проявляются в быстром реагировании на меняющиеся общественные условия, а также во взаимовлиянии и взаимообогащении теории отечественной науки на основе идей зарубежной сурдопедагогики и т.д. 3. Личностное начало выражается в том, что каждая из педагогических систем персонифицируется с именами ученых, которые привносят в нее свою убежденность, новизну научно-практических подходов. 4. Признание множественности путей речевого развития глухих. 5.Осуществление возможности как интегрированного и дифференцированного обучениядетей,имеющих нарушения слуха. В соответствии с Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, для школьников с нарушениями слуха образуются коррекционно-образовательные учреждения I и II видов, которые выполняют особую роль в их социальном развитии. Специальные (коррещионные) образовательные учреждения I вида создаются для получ глухими детьми общеобразовательной, трудовой и соц подготовки к самостоятельной жизни. Кроме того, в условиях учреждений данного вида осущ их воспитание и всестороннее разв, кот ведутся в тесной взаимосвязи с формир словесной речи как средства общения и мышл на слухозрительной основе, а также корр и компенсацией отклонений в психофизическом разв. Получ глухими учащ осн общего образ возможно за 11 лет (и за 12 лет с подгот кл). Корр учреж I в осущ образоват проц в соответствии с уровнем общеобразовательных программ трех ступеней: 1 - начальное общее образование, срок освоения – 5-6 лет или 6-7 лет (с подгот кл); 2 - основное общее образование, срок освоения - 5-6 лет; 3 - среднее (полное) общее образование, нормативный срок освоения - 2 года. На 1 ступени основного общего образования в начкл ведется раб по становлению личности глухого шк-ка, выявли целостному развитию его способностей, воспитанию умения и желания учиться. Формируется речевая деятельность — умение вступать в общение с окружающими, воспринимать звучащую речь на слухозрительной основе и обмениваться информацией. В средних классах продолжается работа по становлению личности школьника, совершенствованию учебной деятельности, познавательных способностей и навыков самостоятельной умственной деятельности, развитию устной и письменной речи, а также умения пользоваться языком как средством общения. На второй ступени основного общего образования работа по формированию личности глухого школьника продолжается, закладывается фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки, необходимой для дальнейшего полноценного включения в жизнь общества. Все эти годы ведется систематическая работа по развитию устной и письменной речи учащихся, коррекции их произношения и формированию слухового восприятия. На третьей ступени среднего общего образования совершенствуется устная и письменная речь, продолжается коррекционная работа над произношением и остаточным слухом, расширяются и углубляются навыки социально-трудовой адаптации. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения II вида созданы для обучения и воспитания слабослышащих (частичная потеря слуха и различная степень недоразвития речи) и позднооглохших детей (лишившихся слуха в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь). В задачи этих учреждений входит всестороннее развитие школьников, имеющих частичные нарушения слуха, и позднооглохших на основе формирования и совершенствования их словесной речи, подготовки детей к свободно стояния и т. д., что отрицательно сказывается на ориентировании в пространстве. Процесс формирования движений у детей с полной, потерей зрения задержан. Иногда отмечаются изменения в эмоционально-волевой сфере. Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление трудностей развития детей с полной потерей зрения, на формирование у них чувственного опыта. Развитие процессов компенсации слепоты за счет усиления функций сохранных анализаторов необходимо начинать с раннего возраста. Важную компенсаторную роль в развитии ребенка играет речь. Общение с родителями и окружающими способствует развитию речи у детей с полной потерей зрения. В речевом общении с окружающими в сознании ребенка с полной потерей зрения создаются и укрепляются связи между словом и конкретным предметом, словом и действием. Словесное описание предмета, сделанное взрослым, ребенок подтверждает собственным осязательным обследованием. С помощью слуховых и осязательных ощущений дети учатся самостоятельно передвигаться. Высокого развития у детей с полной потерей зрения достигает память, т. к. им для ориентирования в пространстве, общения с людьми, усвоения знаний необходимо запомнить больше сведений, чем зрячим. В развитии основных процессов познания и мышления компенсаторную роль играют практические занятия. В процессе практической деятельности слепых детей сравнивают реально воспринимаемые предметы с существующими у них представлениями. Обучение детей с полной потерей зрения действиям, способам их выполнения достигается только в условиях общения, при котором движения слепого ребенка корригируются словом. Учебная деятельность детей с полной потерей зрения имеет свою специфику. Осязательное восприятие материала, закрепление образов в памяти и оперирование ими требует не только увеличения времени для практических решений, но и более ранней спец. подготовки — обучения детей навыкам учебной работы. Обучение детей с полной потерей зрения проводится в спец. школах, где они получают образование в объеме массовой средней школы с применением специальных методов. Их обучают письму и чтению рельефного шрифта, рельефному рисованию и черчению. Многие сложные явления, познаваемые с помощью зрения, при изучении физики, химии и др. учебных предметов усваиваются учащимися с полной потерей зрения с помощью лабораторных работ со специальными приборами, доступными осязательному восприятию или имеющими звуковую сигнализацию. Для развития зрительного восприятия у детей с полной потерей зрения с наличием остаточного зрения используются красочные картины и иллюстрации, диапозитивы, кинофильмы, замкнутые телевизионные системы. Ослепшие дети – дети, лишившиеся зрения после рождения. Особенное значение имеет время утраты зрения. У детей, ослепших в школьном или старшем дошкольном возрасте, сохраняются вследствие более позднего времени наступления слепоты зрительные представления. Утрата зрения в детском возрасте обусловливается заболеваниями или травматическими повреждениями организма. Отклонения в развитии ослепших детей можно предупредить путем применения правильно организованной системы педагогического воздействия. В связи с этим необходимо сразу после утраты ребенком зрения организовать педагогические мероприятия, связанные с развитием его сохранных функций. Ослепшие дети дошкольного возраста целесообразно помещать в специальные дошкольные учреждения. Детей школьного возраста, лишившихся зрения, следует направлять в специальные школы III вида. Слабовидение – значительное снижение зрения, при котором острота зрения на лучше видящем глазу с использованием обычных средств коррекции (очки) находится в пределах от 0,05 до 0,2 или меньшее снижение остроты зрения, сопряженное с резкими нарушениями других функций (сужение границ поля зрения, снижение цветоощущения). Слабовидение дает возможность, в отличие от остаточного зрения, использовать зрительный анализатор как ведущий для чтения, письма и других работ при условии соблюдения требований охраны зрения таким слухом, который позволяет им на основе слухового восприятия речи окружающих накопить минимальный запас слов, хотя и не полноценных по своему фонетическому оформлению. Содержание, принципы, методы, формы и основные направления воспитания детей с наруш зрения. Сущность проц обуч слепых и слабовидящих учащ. В соответствии с Типовым положением о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушением зрения организуются следующие дошкольные учреждения: детские дома для слепых и слабовидящих, включая детей с амблиопией и косоглазием; детские сады и ясли с круглосуточным и дневным (12-часовым) пребыванием для слабовидящих детей, а также для детей с косоглазием и амблиопией; дошкольные группы для слабовидящих детей, а также для детей с косоглазием и амблиопией при детских садах и яслях-садах общего типа; дошкольные группы при школах-интернатах для слабовидящих и слепых. В детских домах и дошкольных группах при школах для слепых воспитываются дети с наиболее тяжелыми нарушениями зрения, т. е. совершенно слепые, или же дети со столь незначительным остаточным зрением, что его нельзя использовать для непосредственной зрительной работы. Кроме обычных образовательно-воспитательных задач, работа детского дома (дошкольных групп) направлена на коррекцию отклонений в развитии, восстановление остаточных функций зрения, оздоровление детей. Значительное внимание уделяется развитию всей компенсирующей системы, прежде всего слуха, осязания, мобильности и ориентировки в пространстве, а также формированию навыков самообслуживания. Проводится работа по гигиене, охране, развитию остаточного зрения, коррекции познавательной, личностной и двигательной сферы детей, по формированию навыков ориентировки в пространстве и самообслуживания. Дошкольные учреждения для детей с нарушением зрения являются государственными учреждениями общественного воспитания слепых и слабовидящих детей, а также детей с косоглазием и амблиопией в возрасте от 2-3 до 7 лет. Деятельность этих учреждений направлена на воспитание, лечение, восстановление и коррекцию нарушенных функций зрения у детей, подготовку их к обучению в школе. Педагогическая работа направлена на гармоническое развитие ребенка в той степени, в которой это позволяет сделать уровень нарушения зрения в каждом отдельном случае, а также психическое и физическое развитие ребенка. Педагогическая работа исходит из программ обучения и воспитания в массовых детских садах, на основе которых разрабатываются специальные программы. Дети обучаются основным навыкам гигиены зрения, а также, если это необходимо, и пользования очками. У детей развиваются все элементы зрительного восприятия: способность видеть вблизи и вдали, наблюдать за движущимися предметами, различать форму предметов, цвета, рассматривать картинки, ориентироваться в пространстве. Развитие зрительных функций дополняется также развитием слуха и осязания. Дети подготав здесь к систематич занятиям в шк. Спец шк III и IV в предназн для образования незрячих (IIIвид), слабовид и поздноослеп (4в) дет. Вследст незначит числа таких шк при необход-ти м/б организ-о совмест (в одном учрежд) обуч незряч и слабовид дет, а также дет с косоглм и амблиоп. В спец шк III в приним незряч дет, а также дет с остаточ зрен и более высок острот зр при наличии слож сочетаний нарушений зрительных ф-ций, с прогрессирующими глазными заболев, ведущ к слепоте. В 1 класс спец шк IIIвида приним дет 6-7 л, а иногда и 8-9 л. Наполняемость до 8 чек. Общ срок обуче в шк IIIв 12 лет, за кот уч-ки получ сред (полн) общ образ. В спец шк IV в приним слабовид дет. М/б приняты дет и с более высок острот зрен при прогрессир заболев зрен, при налич астенич явл-й, возник при чтении и письме на близком расст. Так же приним дет с косогл и амблиоп, имеющ более высок остроту зр. В 1 кл шк IV в принимдет 6-7 л. Наполняем до 12 че. За 12 л обуч в шк дет получ сред (полн) общ образ. Содержание обуч школе соответствует содержанию обуч в массовой школе. Кроме общеобраз задач реш задачи по корр, компенсации и преодолению отклонений в разв дет. Требования к занятиям и умениям учащихся, оканчивающих специальную (основную) школу, соответствуют требованиям программ массовой общеобраз школы. Методы обучения детей с нарушением зрения имеют свою специфику. В тифлопедагогике используются как общие методы обучения, так и специальные, направленные на коррекцию и компенсацию отклонений в развитии детей. Необходимость применения общих и специальных методов определяется характером и спецификой познавательной деятельности детей. Так, при первоначальном обучении обращается внимание на преодоление нарушенного соотношения чувственных и словесных систем связей. Поэтому для глубокого усвоения знаний детьми рекомендуется сочетать при объяснении учебного материала слово, образ и практическое действие, давать их в тесной связи и взаимодействии друг с другом, чтобы знания служили руководством к действию, а словесные приемы обучения при этом играли регулирующую, направляющую роль и способствовали коррекции нарушенных функций. Кратко охарактеризуем традиционные методы обучения (словесные, наглядные, практические) и специфику их применения. Словесные методы обучения являются основными. К числу наиболее распространенных словесных методов обучения и получения информации относятся: беседа, рассказ учителя, работа с учебником, печатными текстами и иллюстрациями, письменные и устные самостоятельные работы, учебные радио- и телепередачи, «говорящие» книги, школьные лекции. Наглядным методам обучения слабовидящих уделяется особое внимание. Эти методы способствуют обогащению сенсорного опыта путем развития приемов и способов восприятия, развития наблюдательности, формирования образов памяти. К числу наглядных методов обучения относятся наблюдения окружающих предметов и явлений, восприятие материализованных средств наглядности (натуральные предметы, макеты, муляжи, модели и т. п.). Практические методы обучения предусматривают целенаправленную самостоятельную деятельность учащихся, связанную с овладением знаниями и умениями. В школах для слепых и слабовидящих в целях предупреждения формализма в усвоении знаний, обусловленного бедностью непосредственно чувственного опыта, использование в учебной работе действенных способов овладения знаниями приобретает весьма актуальное значение. Практические методы способствуют формированию целостных и содержательных представлений о предметах, процессах и явлениях окружающей действительности, об эстетической картине мира, отношениях человека к природе. По своим целям и задачам воспитание детей с нарушением зрения совпадает с общими принципами педагогики. Дети с нарушением зрения, насколько это возможно, должны быть приобщены к различным видам деятельности. В этой связи, прежде всего, следует воспитать у них самостоятельность, навыки самообслуживания и культурного поведения, приучать их жить и работать в коллективе. При этом необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности развития ребенка. В содержание воспитания детей с нарушением зрения входит духовно- нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.55.42 (0.01 с.) |