Виды изобразительной деятельности в скш 8 вида. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды изобразительной деятельности в скш 8 вида.



Учебная программа по изобразительному искусству предусматривает следующие виды занятий: Упражнения с предметами: Составить из мозаики различные орнаменты, вынимать из спичечной коробки поодной спичке и склады­вать их в «колодец»; разобрать «колодец» по одной спичке; сложить спички об­ратно в коробку (головками в одну сторону); сжимать маленький мячик (комочек ваты); раскатывать на доске указательным и средним пальцем одно­временно и поочередно шарики из пластилина; прокатывать спичку или карандаш между большим, указа­тельным и средним пальцами, между большим и указательным, между большим и средним. Важно сформировать технические навыки и умения как мож­но раньше, потомучто ученик, свободно ими владеющий, не отвлекается от решения изобразительной задачи, поставленной перед ним. Однако, формирование указанных навыков и умений у умственно отсталых детей - процесс очень сложный. Поэтому первоначально следует проводить с учащимися игровые упраж­нения, имитирующие процесс рисования. Учитель показывает какой-либо предмет и рукой обводит его контур. Учащиеся следят за движением руки учителя, за­тем эти движения проделывают в воздухе, как бы рисуя пред­мет, Дети производят круговые движения, т. е. «рисуют» предметы круглой формы: мячик, шарик и т. п.; «изображают» предметы квадратной и прямоугольной формы: кубик, рамку и т. п. Эти упражнения должны проводиться в очень медленном темпе, чтобы каждый ученик научился точно воспроизводить соответствующее движение и лучше запомнил его. В связи с тем, что рука умственно отсталого ребенка еще недостаточно подготовлена к процессу рисования, технические навыки и умения следует вырабатывать постепенно, соблюдая определенную последовательность: сначала дети рисуют на бу­маге в клетку, затем используют опорные точки, которые учи­тель заранее расставляет на листе бумаги, и, наконец, выполняют рисунки в обычных тетрадях для рисования. При обучении детей, моторика которых характеризуется значительным недоразвитием мелких, дифференцированных дви­жений пальцев и кисти руки, целесообразно на первых этапах работы использовать трафареты (шаблоны) различных фигурок несложной формы, Полезным упражнением является составление из отдельных геометрических фигур и последующее обведение по контуру не­сложных предметов, таких, как домик, башня, елочка, грузо­вик, трактор, ракета, корабль, вагон и т.п. Рисование линий. Для первоклассников рисование от руки прямых линий со­пряжено с большими трудностями. Поэтому на первых порах работы целесообразно использовать бумагу в клетку. Проведение линий по клеткам значительно облегчают работу и придает учащимся уверенность в своих силах. Дети не проводят прямые линии, а «ведут поезд по рельсам», лини­ям тетради делают это осторожно, чтобы «поезд не сошел с рельсов» «останавливаются на станциях», т. е. проводят игровой момент. Интерес к рисованию значительно повышается, если каждая из проводившихся в тетрадях линий имеет определенное зна­чение. Ученики проводят не просто линии, а рисуют «дорожки», «провода», «нитки», «забор», «высокие столбы»и т. д. Для выработки точных, координированных движений детей

мин ввела Р.М. Боскис. Р.M. Боскис выделяет две основные группы детей с нарушенным слухом - глухие и слабослышащие. К первой относят детей, для которых вследствие врожденной или приобретенной в раннем возрасте глухоты невозможно самостоятельное овладение словесной речью. Ко второй - детей со сниженным слухом, на основе которого возможно самостоятельное развитие речи. Вместе с тем при одном и том же состоянии слуха может наблюдаться различный уровень речевого развития. Используя этот критерий, Р.М. Боскис доказала существование объективных различий в возможностях развития речи. В зависимости от времени наступления слухового дефекта среди глухих выделяют детей, у которых словесная речь не сформирована, и тех, речевые навыки которых распались из-за ранней (до двух-трех лет) потери слуха. Первых принято называть «глухие без словесной речи или ранооглохшие ». Детей второй группы отличает сформированность речевой деятельности и речевого поведения. По классификации P.M. Боскис это позднооглохшие дети. Основной способ общения для них - словесная речь, которая может быть в той или иной степени сохранна.

Среди слабослышащих, т.е. имеющих частичные нарушения слуха, выявляются дети, обладающие сформированной развитой речью, в которой возможны отдельные недостатки - отклонения в звуковом или грамматическом строе языка, и дети с общим недоразвитием речи, которое затрагивает всю языковую систему - ее фонетический, лексический и грамматический строй. Дети каждой из названных групп нуждаются в особых условиях обучения и имеют определенные различия, которые характеризуются рядом факторов: условиями овладения словесной речью - слабослышащие - самостоятельно и в результате специального обучения; глухие - только при специальной педагогической помощи; доминированием способов восприятия речи - слабослышащие имеют возможность самостоятельного овладения восприятием речи разговорной громкости на слух (хотя бы у самой ушной раковины) в естественном общении с окружающими; глухие овладевают восприятием речи только в условиях специального обучения, с опорой на зрительный и слухозрительный способы; возможностями общения с окружающими; употреблением специфических средств общения.

Сущность процесса обучения глухих и слабослышащих учащ. Содержание, принципы, методы, формы и осн направления восп детей с нарушениями слуха.

В сурдопедагогике педагогические системы развиваются в со­ответствии с современными концепциями глухоты. Педагогические системы сурдопедагогики, сложившиеся в разных странах мира, включая Россию имеют следующие важнейшие принципы современной сурдопедагогики: 1. Толерантность состоит в признании права всех индивидов гражданского общества быть разными и означает уважение и правильное понимание богатого многообразия культур мира, в том числе культуры глухих, а также форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности, включая жестовый язык как один из них. 2. Восприимчивость и открытость проявляются в быстром реагировании на меняющиеся об­щественные условия, а также во взаимовлиянии и взаимообогащении теории отечественной науки на основе идей зарубежной сурдопедагогики и т.д. 3. Личностное начало выражается в том, что каждая из педагоги­ческих систем персонифицируется с именами ученых, которые привносят в нее свою убежденность, новизну научно-практиче­ских подходов. 4. Признание множественности путей речевого развития глухих. 5.Осуществление возможности как интегрированного и дифференцированного обучениядетей,имеющих нарушения слуха.

В соответствии с Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, для школьников с нарушениями слуха образуют­ся коррекционно-образовательные учреждения I и II видов, ко­торые выполняют особую роль в их социальном развитии. Специальные (коррещионные) образовательные учреждения I вида создаются для получ глухими детьми общеобразовательной, трудовой и соц подготовки к самостоятельной жизни. Кроме того, в условиях учреждений данного вида осущ их воспитание и всестороннее разв, кот ведутся в тесной взаимосвязи с формир словесной речи как средства общения и мышл на слухозрительной основе, а также корр и компенсацией отклонений в психофизическом разв. Получ глухими учащ осн общего образ возможно за 11 лет (и за 12 лет с подгот кл). Корр учреж I в осущ образоват проц в соответствии с уровнем общеобразовательных программ трех ступеней: 1 - начальное общее образование, срок освоения – 5-6 лет или 6-7 лет (с подгот кл); 2 - основное общее образование, срок освоения - 5-6 лет; 3 - среднее (полное) общее образование, нормативный срок освоения - 2 года. На 1 ступени основного общего образования в начкл ведется раб по становлению личности глухого шк-ка, выявли целостному развитию его способностей, воспитанию умения и желания учиться. Формируется речевая деятельность — умение вступать в общение с окружающи­ми, воспринимать звучащую речь на слухозрительной основе и обмениваться информацией. В средних классах продолжается работа по становлению личности школьника, совершенствованию учебной деятельности, познавательных способностей и навыков самостоятельной умственной деятельности, развитию устной и письменной речи, а также умения пользоваться языком как средством общения. На второй ступени основного общего образования работа по формированию личности глухого школьника про­должается, закладывается фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки, необходимой для дальнейшего полноцен­ного включения в жизнь общества. Все эти годы ведется система­тическая работа по развитию устной и письменной речи учащих­ся, коррекции их произношения и формированию слухового вос­приятия. На третьей ступени среднего общего образования совершен­ствуется устная и письменная речь, продолжается коррекционная работа над произношением и остаточным слухом, расширяются и углубляются навыки социально-трудовой адаптации. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения II вида созданы для обучения и воспитания слабослышащих (час­тичная потеря слуха и различная степень недоразвития речи) и позднооглохших детей (лишившихся слуха в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь). В за­дачи этих учреждений входит всестороннее развитие школьни­ков, имеющих частичные нарушения слуха, и позднооглохших на основе формирования и совершенствования их словесной речи, подготовки детей к свободно стояния и т. д., что отрицательно сказывается на ориентировании в пространстве. Процесс формирования движений у детей с полной, потерей зрения задержан. Иногда отмечаются изменения в эмоционально-волевой сфере. Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление трудностей развития детей с полной потерей зрения, на формирование у них чувственного опыта. Развитие процессов компенсации слепоты за счет усиления функций сохранных анализаторов необходимо начинать с раннего возраста. Важную компенсаторную роль в развитии ребенка играет речь. Общение с родителями и окружающими способствует развитию речи у детей с полной потерей зрения. В речевом общении с окружающими в сознании ребенка с полной потерей зрения создаются и укрепляются связи между словом и конкретным предметом, словом и действием. Словесное описание предмета, сделанное взрослым, ребенок подтверждает собственным осязательным обследованием. С помощью слуховых и осязательных ощущений дети учатся самостоятельно передвигаться. Высокого развития у детей с полной потерей зрения достигает память, т. к. им для ориентирования в пространстве, общения с людьми, усвоения знаний необходимо запомнить больше сведений, чем зрячим. В развитии основных процессов познания и мышления компенсаторную роль играют практические занятия. В процессе практической деятельности слепых детей сравнивают реально воспринимаемые предметы с существующими у них представлениями. Обучение детей с полной потерей зрения действиям, способам их выполнения достигается только в условиях общения, при котором движения слепого ребенка корригируются словом. Учебная деятельность детей с полной потерей зрения имеет свою специфику. Осязательное восприятие материала, закрепление образов в памяти и оперирование ими требует не только увеличения времени для практических решений, но и более ранней спец. подготовки — обучения детей навыкам учебной работы. Обучение детей с полной потерей зрения проводится в спец. школах, где они получают образование в объеме массовой средней школы с применением специальных методов. Их обучают письму и чтению рельефного шрифта, рельефному рисованию и черчению. Многие сложные явления, познаваемые с помощью зрения, при изучении физики, химии и др. учебных предметов усваиваются учащимися с полной потерей зрения с помощью лабораторных работ со специальными приборами, доступными осязательному восприятию или имеющими звуковую сигнализацию. Для развития зрительного восприятия у детей с полной потерей зрения с наличием остаточного зрения используются красочные картины и иллюстрации, диапозитивы, кинофильмы, замкнутые телевизионные системы. Ослепшие дети – дети, лишившиеся зрения после рождения. Особенное значение имеет время утраты зрения. У детей, ослепших в школьном или старшем дошкольном возрасте, сохраняются вследствие более позднего времени наступления слепоты зрительные представления. Утрата зрения в детском возрасте обусловливается заболеваниями или травматическими повреждениями организма. Отклонения в развитии ослепших детей можно предупредить путем применения правильно организованной системы педагогического воздействия. В связи с этим необходимо сразу после утраты ребенком зрения организовать педагогические мероприятия, связанные с развитием его сохранных функций. Ослепшие дети дошкольного возраста целесообразно помещать в специальные дошкольные учреждения. Детей школьного возраста, лишившихся зрения, следует направлять в специальные школы III вида. Слабовидение – значительное снижение зрения, при котором острота зрения на лучше видящем глазу с использованием обычных средств коррекции (очки) находится в пределах от 0,05 до 0,2 или меньшее снижение остроты зрения, сопряженное с резкими нарушениями других функций (сужение границ поля зрения, снижение цветоощущения).

Слабовидение дает возможность, в отличие от остаточного зрения, использовать зрительный анализатор как ведущий для чтения, письма и других работ при условии соблюдения требований охраны зрения таким слухом, который позволяет им на основе слухового восприятия речи окружающих накопить минимальный запас слов, хотя и не полноценных по своему фонетическому оформлению.

Содержание, принципы, методы, формы и основные направления воспитания детей с наруш зрения. Сущность проц обуч слепых и слабовидящих учащ.

В соответствии с Типовым положением о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушением зрения организуются следующие дошкольные учреждения: детские дома для слепых и слабовидящих, включая детей с амблиопией и косоглазием; детские сады и ясли с круглосуточным и дневным (12-часовым) пребыванием для слабовидящих детей, а также для детей с косоглазием и амблиопией; дошкольные группы для слабовидящих детей, а также для детей с косоглазием и амблиопией при детских садах и яслях-садах общего типа; дошкольные группы при школах-интернатах для слабовидящих и слепых. В детских домах и дошкольных группах при школах для слепых воспитываются дети с наиболее тяжелыми нарушениями зрения, т. е. совершенно слепые, или же дети со столь незначительным остаточным зрением, что его нельзя использовать для непосредственной зрительной работы. Кроме обычных образовательно-воспитательных задач, работа детского дома (дошкольных групп) направлена на коррекцию отклонений в развитии, восстановление остаточных функций зрения, оздоровление детей. Значительное внимание уделяется развитию всей компенсирующей системы, прежде всего слуха, осязания, мобильности и ориентировки в пространстве, а также формированию навыков самообслуживания. Проводится работа по гигиене, охране, развитию остаточного зрения, коррекции познавательной, личностной и двигательной сферы детей, по формированию навыков ориентировки в пространстве и самообслуживания. Дошкольные учреждения для детей с нарушением зрения являются государственными учреждениями общественного воспитания слепых и слабовидящих детей, а также детей с косоглазием и амблиопией в возрасте от 2-3 до 7 лет. Деятельность этих учреждений направлена на воспитание, лечение, восстановление и коррекцию нарушенных функций зрения у детей, подготовку их к обучению в школе. Педагогическая работа направлена на гармоническое развитие ребенка в той степени, в которой это позволяет сделать уровень нарушения зрения в каждом отдельном случае, а также психическое и физическое развитие ребенка. Педагогическая работа исходит из программ обучения и воспитания в массовых детских садах, на основе которых разрабатываются специальные программы. Дети обучаются основным навыкам гигиены зрения, а также, если это необходимо, и пользования очками. У детей развиваются все элементы зрительного восприятия: способность видеть вблизи и вдали, наблюдать за движущимися предметами, различать форму предметов, цвета, рассматривать картинки, ориентироваться в пространстве. Развитие зрительных функций дополняется также развитием слуха и осязания. Дети подготав здесь к систематич занятиям в шк.

Спец шк III и IV в предназн для образования незрячих (IIIвид), слабовид и поздноослеп (4в) дет. Вследст незначит числа таких шк при необход-ти м/б организ-о совмест (в одном учрежд) обуч незряч и слабовид дет, а также дет с косоглм и амблиоп. В спец шк III в приним незряч дет, а также дет с остаточ зрен и более высок острот зр при наличии слож сочетаний нарушений зрительных ф-ций, с прогрессирующими глазными заболев, ведущ к слепоте. В 1 класс спец шк IIIвида приним дет 6-7 л, а иногда и 8-9 л. Наполняемость до 8 чек. Общ срок обуче в шк IIIв 12 лет, за кот уч-ки получ сред (полн) общ образ. В спец шк IV в приним слабовид дет. М/б приняты дет и с более высок острот зрен при прогрессир заболев зрен, при налич астенич явл-й, возник при чтении и письме на близком расст. Так же приним дет с косогл и амблиоп, имеющ более высок остроту зр. В 1 кл шк IV в принимдет 6-7 л. Наполняем до 12 че. За 12 л обуч в шк дет получ сред (полн) общ образ.

Содержание обуч школе соответствует содержанию обуч в массовой школе. Кроме общеобраз задач реш задачи по корр, компенсации и преодолению отклонений в разв дет. Требования к занятиям и умениям учащихся, оканчивающих специальную (основную) школу, соответствуют требованиям программ массовой общеобраз школы.

Методы обучения детей с нарушением зрения имеют свою специфику. В тифлопедагогике используются как общие методы обучения, так и специальные, направленные на коррекцию и компенсацию отклонений в развитии детей. Необходимость применения общих и специальных методов определяется характером и спецификой познавательной деятельности детей. Так, при первоначальном обучении обращается внимание на преодоление нарушенного соотношения чувственных и словесных систем связей. Поэтому для глубокого усвоения знаний детьми рекомендуется сочетать при объяснении учебного материала слово, образ и практическое действие, давать их в тесной связи и взаимодействии друг с другом, чтобы знания служили руководством к действию, а словесные приемы обучения при этом играли регулирующую, направляющую роль и способствовали коррекции нарушенных функций.

Кратко охарактеризуем традиционные методы обучения (словесные, наглядные, практические) и специфику их применения. Словесные методы обучения являются основными. К числу наиболее распространенных словесных методов обучения и получения информации относятся: беседа, рассказ учителя, работа с учебником, печатными текстами и иллюстрациями, письменные и устные самостоятельные работы, учебные радио- и телепередачи, «говорящие» книги, школьные лекции. Наглядным методам обучения слабовидящих уделяется особое внимание. Эти методы способствуют обогащению сенсорного опыта путем развития приемов и способов восприятия, развития наблюдательности, формирования образов памяти. К числу наглядных методов обучения относятся наблюдения окружающих предметов и явлений, восприятие материализованных средств наглядности (натуральные предметы, макеты, муляжи, модели и т. п.). Практические методы обучения предусматривают целенаправленную самостоятельную деятельность учащихся, связанную с овладением знаниями и умениями. В школах для слепых и слабовидящих в целях предупреждения формализма в усвоении знаний, обусловленного бедностью непосредственно чувственного опыта, использование в учебной работе действенных способов овладения знаниями приобретает весьма актуальное значение. Практические методы способствуют формированию целостных и содержательных представлений о предметах, процессах и явлениях окружающей действительности, об эстетической картине мира, отношениях человека к природе.

По своим целям и задачам воспитание детей с нарушением зрения совпадает с общими принципами педагогики. Дети с нарушением зрения, насколько это возможно, должны быть приобщены к различным видам деятельности. В этой связи, прежде всего, следует воспитать у них самостоятельность, навыки самообслуживания и культурного поведения, приучать их жить и работать в коллективе. При этом необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности развития ребенка. В содержание воспитания детей с нарушением зрения входит духовно- нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.011 с.)