Развитие и становление психологической службы за рубеж и в России на протяж XX В. Науч предпос создания псих службы в оу для детей с отк в разв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие и становление психологической службы за рубеж и в России на протяж XX В. Науч предпос создания псих службы в оу для детей с отк в разв.



Психологич служба образ или шк-я Ψсущ во многих странах, охватывая всю систему обуч и восп ребенка с дошкольного возраста и до окончания школы, и имеет почти вековую историю. Наиболее представлена эта служба в США, где она начала развив с нач 19 в. и в наст время явл одной из наиболее жизнен и действен направл современ Ψ. Первыми психологами-практиками в США были эксперимент психологи, изучавш пробл самовосп. Но очень скоро осн ф-циями шкй психологич службы стали измерение и тестир и главенствующей задачей - отбор дет для обуч по спец прогр. В сист образов выдел нес-ко уровней функционирования психологич службы. 1. производится тестир с целью выявл учащ, нуждающ в спец обуч. 2. Направ-но как на тех учащ кот необх спец обуч так и на тех, кто имеет умеренно выраж-е учеб и поведенчес пробл. 3. предполаг прямую психологич помощь всем нуждающимся в ней учащ и консультацию персонала шк по вопросам Ψ разв. Т.о., в хорошо организованной школьной психологич службе, первонач-но предназнач для отбора дет, все четче проявл новые, прогрессив тенденции, кот нах организационное воплощение и широкое практическое распростр в дет практич Ψ. Психологич служба в России. П ервые попытки практич использ Ψ в обуч и восп дет возникли еще на рубеже 19-20 в. И т-ко в конце 60 г возобновился актив поиск форм практич участия психологов в раб шк. С нач 80 г происх интенсивное становление психол службы в сист образ. Это б/ обуслов потреб-тью общ-ва, бурное соц разв кот резко повыс требов к творч и нравств потенц му речевому общению на слуховой и слухозрительной основе. Обучение имеет коррекционно-компенсаторную направленность, способствующую преодолению откло­нений в развитии учащихся. Особое внимание уделяется форми­рованию слухового восприятия и устной речи.

Для обеспечения дифференцированного подхода в обучении слабослышащих и позднооглохших детей выделены два отделения: 1-е отделение — для учеников с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, и 2-е отделение для тех, у кого выявляется глубокое недоразвитие речи, обусловленное нарушением слуха.

В зависимости от уровня общего и речевого развития, достигнутого в процессе обучения, и с согласия родителей (или их законных представителей) по заключению ПМПК учащиеся могут быть переведены из одного отделения в другое. Образовательный процесс осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней: первая - начальное общее образование, нормативный срок освоения в 1-м отделении - 4 - 5 лет, во 2-м — 4-6 лет; вторая — основное общее образование, нормативный срок для обоих отделений - 5 - 6 лет; третья - среднее (полное) общее образование, нормативный срок для обоих отделений - 2 года. На всех ступенях ведется целенаправленная работа по обучению словесной речи и языку и решается комплекс коррекционно-развивающих задач. Так, на первой ступени начального образования осуществляется коррекция словесной речи на основе использова­ния развивающейся слуховой функции и навыков слухозрительного восприятия, накопление словарного запаса, практическое овладение грамматическими закономерностями языка, навыками связной речи, развитие внятной речи, приближенной к естествен­ному звучанию. Программы второй ступени предусматривают кор­рекцию и дальнейшее развитие речи, слухового восприятия и на­выков произношения. На третьей ступени обеспечивается овладе­ние устной и письменной речью на уровне, необходимом для ин­теграции выпускников в общество слышащих людей.

Принципы образования в сурдопедагогике - это система наиболее общих, устойчивых, существенных положений, влияющих на характер и особенности организации коррекционно-образовательного процесса и управления познавательной деятельностью лиц со слуховым дефектом. Наиболее значимыми из них являются следующие: 1.Принцип педагогического оптимизма. 2.Принцип ранней педагогической помощи. 3.Принцип коррекционно-компенсирующей и реабилитации направленности образования людей, имеющих нарушения слуха. 4. Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании. 5. Принцип социально-адаптирующей направленности образования. 6. Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств образования лиц с нарушенным слухом. 7. Принцип необходимости специального педагогического руководства. 8. Овладение содержанием образования в единстве с формированием и развитием словесной речи. 9. Единство развития слухового восприятия и устной речи.

В сурдопедагогике, основываясь на особенностях развития, детей со слуховым дефектом и на классификации методов воспитания в общей и специальной педагогике, применяются в разный сочетаниях три ведущие группы методов. 1. Практически-действенные - приучение, упражнения, организация воспитывающей деятельности, воспитывающие ситуации. 2. Побудительно-оценочные - педагогические требования, поощрение, порицание, осуждение, наказание. 3. Информационные - разъяснение, беседа, примеры из окружающей жизни, в том числе личный пример педагога, и пр.

64.Тифлопедагогика как наука: субъект, объект, предмет, цели, задачи, разделы. Психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие, дети с нарушением зрения и интеллекта).

Тифлопедагогика это наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения. Тифлопедагогика является частью общей педагогики и одним из разделов дефектологии. Задачей тифлопедагогики как науки является разработка следующих основных проблем: психолого-педагогическое и клиническое изучение лиц с глубокими нарушениями зрения; выяснение типологии нарушений функций зрения и аномалий психического и физического развития при этих нарушениях; пути и условия компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении; изучение условий формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушения функций зрения. Важное место занимают: разработка содержания, методов и организации обучения основам наук, политехнической, трудовой и профессиональной подготовки слепых и слабовидящих; определение типов и структуры специальных учреждений для их обучения и воспитания; разработка научных основ построения учебных планов, программ, учебников, частных методик. Большое внимание уделяется: созданию специальных технических средств, способствующих расширению познавательных возможностей лиц с нарушенным зрением, повышению эффективности их обучения и подготовки к труду в современном обществе; разработке системы гигиенических мероприятий по охране и развитию неполноценного зрения (нормативов освещенности, режима зрительной нагрузки и др.); проектированию специальных зданий для обучения, воспитания и трудовой подготовки.В качестве методов исследования тифлопедагогика использует: наблюдение за процессом обучения, воспитания и развития детей; естественный, обучающий, лабораторный и психолого-педагогический эксперимент; беседы; анализ ученических работ (письменных работ, образцов различных видов изобразительной и трудовой деятельности и др.). Дети с полной потерей зрения – дети, страдающие полным отсутствием зрения либо имеющие остаточное зрение (от светоощущения до остроты зрения — 0,04 на лучше видящем глазу при обычной коррекции очками). Для них основным средством познания окружающего мира становятся осязание и слух. В связи с этим чувственные образы имеют иное, чем у зрячих, качество, иную структуру. Те дети, у которых сохранилось остаточное зрение, имеют возможность воспринимать окружающий мир в виде зрительных образов, хотя весьма обедненных и неточных. Потеря зрения обусловливает некоторые специфические особенности развития детей с полной потерей зрения. Многие признаки предметов и явлений, воспринимаемые обычно зрительно, слепыми не воспринимаются. Большие затруднения возникают у детей с полной потерей зрения в оценке пространственных признаков: местоположения, направления, рас

личн-ти. Существ этапом разв шк психологич службы стал многолет эксперимент по введ в шк Москвы должности практич психолога. Целью экспер явилось изуч теоретич и организац проблем, связ с введ в шк долж психолога, созд структуры шк-ой психол службы для послед внедрения ее в сист образ. В 1988 г вышло Пост Гос ком СССР по образ о введ ставки шк психолога во все учеб-восп учреж. Целью раб психолога явл содейст админис и пед коллек шк в создсоц сит разв, соответствующ индивидуальности учащ и обеспечив психологич условия для охраны здор и разв лич-ти учащ, их родит, пед работн и др участ образ проц. Осн направл д-ти психол корр шк явл: 1. Диагностич раб с целью составл соц-псих портр учащ; опред путей и форм оказ помощи учащ, испыт трудн в обуч, общении, психич самочув; выбор средств и форм психологич сопровожд воспит-ков в соотв-ии с присущ им особ-тями обуч и общения. После провед диагностики составл заключ, даются рекоменд для включ в раб с реб спец-ов. Рез-таты диагностик довод до свед пед шк. 2. Корр-разв раб пед-псих с учащ шк ориентир на познав, эмоц-личн и соц сферу жизни и самосозн дет. Пед-псих сост и апробир корр прогр, вкл в себя след блоки: корр познават д-ти, эмоц разв реб, повед дет и подрост, личнос разв. Продолжит-ть и интенсивность раб по прогр опред допустимыми для конкретного реба (или гр дет) нагрузками, а также тяжестью состояния реб и его возр. 3. Психоконсультир и просвещение уч-ков, пед и родит с целью созд условий для актив усвоен и использ уч-ками, пед и родит соц-психологич знан в проц обуч, общения и личност разв дет. Психолог пров как индивид, так и груп консульт со всеми участниками образо проца, как по личному желанию самого консультируемого, так и по запросу. 4. Профилактическая раб направл на разв личности учащ, повышение адаптивных возмож лич-ти, профилактика отклоняющ повед у дет и подростков шк, раб с дет гр-риска. Пед-психолог раб по запросу пед шк, следит за соблюд в шк психологич условий обуч и восп, необх-х для нормального психологич разв и формиря личн учащ на каждом возрас этапе. 5. Профориентац раб с выпуск шк, целью кот явл формир у учащ с откл в интел разв способ-ти выбора сферы профес д-ти, оптимально соответствующей личнос особ-тям. Раб д/ вкл в себя 2 комп: профориентац-й и социализ учащ.

67. Концепция специальной психологической помощи в системе образования. Современное сост (цель, предмет, объект, пр-пы и задачи) шк псих службы.

Псих служба образ – 1 из существеннейших компонентов целостной сист образ. Целью псих служ образ явл обеспеч психич и психологич здор дет дошк и шк возр. На соврем этапе сущ 2 направл д-ти шк псих службы: Актуальное направ ориентир на реш пробл, связ с теми или иными трудн в обуч и восп шк-ков, наруш в их повед, общении, формир личн-ти. Перспект направ нацел на разв индивид-ти кажд реб, на формир его психологич готов-ти к созидательной жизни в общ-ве. Психолог вносит в д-ть пед коллектива осн психологич идею – возмож-ть гармонического разв лич-ти кажд шк-ка - и содействует ее реализации в практич раб. При этом его основ задача - созд психологических условий для разв способностей всех и каждого. Конечно, уровень развития способностей у детей будет различным, различными будут и задачи, кот реш психолог по отнош к кажд реб. Эти 2 направления неразрывно связаны между собою: психолог, решая перспективные задачи, оказывает конкретную помощь нуждающимся в ней ученикам, их родителям, учителям. Гл цель шк-ой психологич службы связ с перспективным направл ее д-ти. Начальная цель взаимодействия психолога с реб - это определ его готовности к школе, выявл индивид особ-тей на любом уровне их разв как основы поиска оптимальных для дан реб способов обуч и восп. Конечная цель взаимод психолога со школьником - формир его психологич готовности к жизнен самоопредел, включающ личностное, соц и профессиональное самоопред. Задачи. - выявлять психологическую готовность детей к школьному обучению, совместно с учителем намечать программу индивидуальной работы с ними с целью лучшей адаптации младших школьников к школе; - разрабатывать и осуществлять совместно с учителями или родителями развивающие программы с учетом индивидуальных особенностей школьников и задач их развития на каждом возрастном этапе; - держать под особым контролем переходные, переломные моменты в жизни школьников; - осуществлять диагностико-коррекционную работу с неуспевающими и недисциплинированными школьниками; - диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности учащихся, препятствующие нормальному протеканию процесса обучения и воспитания, и осуществлять их коррекцию; - выявлять и устранять психологические причины нарушений межличностных отношений учащихся с учителем, со сверстниками, с родителями и другими людьми; - консультировать администрацию школы, учителей, родителей по психологическим проблемам обучения и воспитания детей, развития их внимания, памяти, мышления, характера и пр.; - проводить индивидуальные и групповые консультирования учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; - вести профориентационную работу, которая не может быть приурочена только к выпускным классам. В рамках школьной психологической службы профориентация выступает как итог длительной постоянной работы с учащимися по выявлению и развитию их способностей, интересов, формирования адекватной самооценки, ценностных ориентации, жизненных перспектив и пр. Вся эта работа должна подводить учащихся к самопрофориентации, т. е. к их осознанному, самостоятельному и желанному выбору будущей профессии или сферы профессиональной деятельности. Из такого объемного, но все-таки еще неполного перечня задач ясно, что только постоянные профессиональные наблюдения за детьми, глубокое знание школьной ситуации, в которой находится ребенок (или группа детей, класс, параллель и пр.), возможность длительного контакта и проведения неоднократных, в случае надобности, обследований одного и того же ребенка, изучение результатов собственных рекомендаций делают работу практического психолога эффективной.

68. Понятие специальной психологической помощи. Сопровождение как основная стратегия деятельности психолога образования.

В специальном коррекционном образовательном учреждении осуществляется формирование службы сопровождения, в задачу которых входит не только помощь в преодолении трудностей в обучении, но и работа по сохранению



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.194.39 (0.008 с.)