Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие и становление психологической службы за рубеж и в России на протяж XX В. Науч предпос создания псих службы в оу для детей с отк в разв.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Психологич служба образ или шк-я Ψсущ во многих странах, охватывая всю систему обуч и восп ребенка с дошкольного возраста и до окончания школы, и имеет почти вековую историю. Наиболее представлена эта служба в США, где она начала развив с нач 19 в. и в наст время явл одной из наиболее жизнен и действен направл современ Ψ. Первыми психологами-практиками в США были эксперимент психологи, изучавш пробл самовосп. Но очень скоро осн ф-циями шкй психологич службы стали измерение и тестир и главенствующей задачей - отбор дет для обуч по спец прогр. В сист образов выдел нес-ко уровней функционирования психологич службы. 1. производится тестир с целью выявл учащ, нуждающ в спец обуч. 2. Направ-но как на тех учащ кот необх спец обуч так и на тех, кто имеет умеренно выраж-е учеб и поведенчес пробл. 3. предполаг прямую психологич помощь всем нуждающимся в ней учащ и консультацию персонала шк по вопросам Ψ разв. Т.о., в хорошо организованной школьной психологич службе, первонач-но предназнач для отбора дет, все четче проявл новые, прогрессив тенденции, кот нах организационное воплощение и широкое практическое распростр в дет практич Ψ. Психологич служба в России. П ервые попытки практич использ Ψ в обуч и восп дет возникли еще на рубеже 19-20 в. И т-ко в конце 60 г возобновился актив поиск форм практич участия психологов в раб шк. С нач 80 г происх интенсивное становление психол службы в сист образ. Это б/ обуслов потреб-тью общ-ва, бурное соц разв кот резко повыс требов к творч и нравств потенц му речевому общению на слуховой и слухозрительной основе. Обучение имеет коррекционно-компенсаторную направленность, способствующую преодолению отклонений в развитии учащихся. Особое внимание уделяется формированию слухового восприятия и устной речи. Для обеспечения дифференцированного подхода в обучении слабослышащих и позднооглохших детей выделены два отделения: 1-е отделение — для учеников с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, и 2-е отделение для тех, у кого выявляется глубокое недоразвитие речи, обусловленное нарушением слуха. В зависимости от уровня общего и речевого развития, достигнутого в процессе обучения, и с согласия родителей (или их законных представителей) по заключению ПМПК учащиеся могут быть переведены из одного отделения в другое. Образовательный процесс осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней: первая - начальное общее образование, нормативный срок освоения в 1-м отделении - 4 - 5 лет, во 2-м — 4-6 лет; вторая — основное общее образование, нормативный срок для обоих отделений - 5 - 6 лет; третья - среднее (полное) общее образование, нормативный срок для обоих отделений - 2 года. На всех ступенях ведется целенаправленная работа по обучению словесной речи и языку и решается комплекс коррекционно-развивающих задач. Так, на первой ступени начального образования осуществляется коррекция словесной речи на основе использования развивающейся слуховой функции и навыков слухозрительного восприятия, накопление словарного запаса, практическое овладение грамматическими закономерностями языка, навыками связной речи, развитие внятной речи, приближенной к естественному звучанию. Программы второй ступени предусматривают коррекцию и дальнейшее развитие речи, слухового восприятия и навыков произношения. На третьей ступени обеспечивается овладение устной и письменной речью на уровне, необходимом для интеграции выпускников в общество слышащих людей. Принципы образования в сурдопедагогике - это система наиболее общих, устойчивых, существенных положений, влияющих на характер и особенности организации коррекционно-образовательного процесса и управления познавательной деятельностью лиц со слуховым дефектом. Наиболее значимыми из них являются следующие: 1.Принцип педагогического оптимизма. 2.Принцип ранней педагогической помощи. 3.Принцип коррекционно-компенсирующей и реабилитации направленности образования людей, имеющих нарушения слуха. 4. Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании. 5. Принцип социально-адаптирующей направленности образования. 6. Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств образования лиц с нарушенным слухом. 7. Принцип необходимости специального педагогического руководства. 8. Овладение содержанием образования в единстве с формированием и развитием словесной речи. 9. Единство развития слухового восприятия и устной речи. В сурдопедагогике, основываясь на особенностях развития, детей со слуховым дефектом и на классификации методов воспитания в общей и специальной педагогике, применяются в разный сочетаниях три ведущие группы методов. 1. Практически-действенные - приучение, упражнения, организация воспитывающей деятельности, воспитывающие ситуации. 2. Побудительно-оценочные - педагогические требования, поощрение, порицание, осуждение, наказание. 3. Информационные - разъяснение, беседа, примеры из окружающей жизни, в том числе личный пример педагога, и пр. 64.Тифлопедагогика как наука: субъект, объект, предмет, цели, задачи, разделы. Психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие, дети с нарушением зрения и интеллекта). Тифлопедагогика это наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения. Тифлопедагогика является частью общей педагогики и одним из разделов дефектологии. Задачей тифлопедагогики как науки является разработка следующих основных проблем: психолого-педагогическое и клиническое изучение лиц с глубокими нарушениями зрения; выяснение типологии нарушений функций зрения и аномалий психического и физического развития при этих нарушениях; пути и условия компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении; изучение условий формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушения функций зрения. Важное место занимают: разработка содержания, методов и организации обучения основам наук, политехнической, трудовой и профессиональной подготовки слепых и слабовидящих; определение типов и структуры специальных учреждений для их обучения и воспитания; разработка научных основ построения учебных планов, программ, учебников, частных методик. Большое внимание уделяется: созданию специальных технических средств, способствующих расширению познавательных возможностей лиц с нарушенным зрением, повышению эффективности их обучения и подготовки к труду в современном обществе; разработке системы гигиенических мероприятий по охране и развитию неполноценного зрения (нормативов освещенности, режима зрительной нагрузки и др.); проектированию специальных зданий для обучения, воспитания и трудовой подготовки.В качестве методов исследования тифлопедагогика использует: наблюдение за процессом обучения, воспитания и развития детей; естественный, обучающий, лабораторный и психолого-педагогический эксперимент; беседы; анализ ученических работ (письменных работ, образцов различных видов изобразительной и трудовой деятельности и др.). Дети с полной потерей зрения – дети, страдающие полным отсутствием зрения либо имеющие остаточное зрение (от светоощущения до остроты зрения — 0,04 на лучше видящем глазу при обычной коррекции очками). Для них основным средством познания окружающего мира становятся осязание и слух. В связи с этим чувственные образы имеют иное, чем у зрячих, качество, иную структуру. Те дети, у которых сохранилось остаточное зрение, имеют возможность воспринимать окружающий мир в виде зрительных образов, хотя весьма обедненных и неточных. Потеря зрения обусловливает некоторые специфические особенности развития детей с полной потерей зрения. Многие признаки предметов и явлений, воспринимаемые обычно зрительно, слепыми не воспринимаются. Большие затруднения возникают у детей с полной потерей зрения в оценке пространственных признаков: местоположения, направления, рас личн-ти. Существ этапом разв шк психологич службы стал многолет эксперимент по введ в шк Москвы должности практич психолога. Целью экспер явилось изуч теоретич и организац проблем, связ с введ в шк долж психолога, созд структуры шк-ой психол службы для послед внедрения ее в сист образ. В 1988 г вышло Пост Гос ком СССР по образ о введ ставки шк психолога во все учеб-восп учреж. Целью раб психолога явл содейст админис и пед коллек шк в создсоц сит разв, соответствующ индивидуальности учащ и обеспечив психологич условия для охраны здор и разв лич-ти учащ, их родит, пед работн и др участ образ проц. Осн направл д-ти психол корр шк явл: 1. Диагностич раб с целью составл соц-псих портр учащ; опред путей и форм оказ помощи учащ, испыт трудн в обуч, общении, психич самочув; выбор средств и форм психологич сопровожд воспит-ков в соотв-ии с присущ им особ-тями обуч и общения. После провед диагностики составл заключ, даются рекоменд для включ в раб с реб спец-ов. Рез-таты диагностик довод до свед пед шк. 2. Корр-разв раб пед-псих с учащ шк ориентир на познав, эмоц-личн и соц сферу жизни и самосозн дет. Пед-псих сост и апробир корр прогр, вкл в себя след блоки: корр познават д-ти, эмоц разв реб, повед дет и подрост, личнос разв. Продолжит-ть и интенсивность раб по прогр опред допустимыми для конкретного реба (или гр дет) нагрузками, а также тяжестью состояния реб и его возр. 3. Психоконсультир и просвещение уч-ков, пед и родит с целью созд условий для актив усвоен и использ уч-ками, пед и родит соц-психологич знан в проц обуч, общения и личност разв дет. Психолог пров как индивид, так и груп консульт со всеми участниками образо проца, как по личному желанию самого консультируемого, так и по запросу. 4. Профилактическая раб направл на разв личности учащ, повышение адаптивных возмож лич-ти, профилактика отклоняющ повед у дет и подростков шк, раб с дет гр-риска. Пед-психолог раб по запросу пед шк, следит за соблюд в шк психологич условий обуч и восп, необх-х для нормального психологич разв и формиря личн учащ на каждом возрас этапе. 5. Профориентац раб с выпуск шк, целью кот явл формир у учащ с откл в интел разв способ-ти выбора сферы профес д-ти, оптимально соответствующей личнос особ-тям. Раб д/ вкл в себя 2 комп: профориентац-й и социализ учащ. 67. Концепция специальной психологической помощи в системе образования. Современное сост (цель, предмет, объект, пр-пы и задачи) шк псих службы. Псих служба образ – 1 из существеннейших компонентов целостной сист образ. Целью псих служ образ явл обеспеч психич и психологич здор дет дошк и шк возр. На соврем этапе сущ 2 направл д-ти шк псих службы: Актуальное направ ориентир на реш пробл, связ с теми или иными трудн в обуч и восп шк-ков, наруш в их повед, общении, формир личн-ти. Перспект направ нацел на разв индивид-ти кажд реб, на формир его психологич готов-ти к созидательной жизни в общ-ве. Психолог вносит в д-ть пед коллектива осн психологич идею – возмож-ть гармонического разв лич-ти кажд шк-ка - и содействует ее реализации в практич раб. При этом его основ задача - созд психологических условий для разв способностей всех и каждого. Конечно, уровень развития способностей у детей будет различным, различными будут и задачи, кот реш психолог по отнош к кажд реб. Эти 2 направления неразрывно связаны между собою: психолог, решая перспективные задачи, оказывает конкретную помощь нуждающимся в ней ученикам, их родителям, учителям. Гл цель шк-ой психологич службы связ с перспективным направл ее д-ти. Начальная цель взаимодействия психолога с реб - это определ его готовности к школе, выявл индивид особ-тей на любом уровне их разв как основы поиска оптимальных для дан реб способов обуч и восп. Конечная цель взаимод психолога со школьником - формир его психологич готовности к жизнен самоопредел, включающ личностное, соц и профессиональное самоопред. Задачи. - выявлять психологическую готовность детей к школьному обучению, совместно с учителем намечать программу индивидуальной работы с ними с целью лучшей адаптации младших школьников к школе; - разрабатывать и осуществлять совместно с учителями или родителями развивающие программы с учетом индивидуальных особенностей школьников и задач их развития на каждом возрастном этапе; - держать под особым контролем переходные, переломные моменты в жизни школьников; - осуществлять диагностико-коррекционную работу с неуспевающими и недисциплинированными школьниками; - диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности учащихся, препятствующие нормальному протеканию процесса обучения и воспитания, и осуществлять их коррекцию; - выявлять и устранять психологические причины нарушений межличностных отношений учащихся с учителем, со сверстниками, с родителями и другими людьми; - консультировать администрацию школы, учителей, родителей по психологическим проблемам обучения и воспитания детей, развития их внимания, памяти, мышления, характера и пр.; - проводить индивидуальные и групповые консультирования учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; - вести профориентационную работу, которая не может быть приурочена только к выпускным классам. В рамках школьной психологической службы профориентация выступает как итог длительной постоянной работы с учащимися по выявлению и развитию их способностей, интересов, формирования адекватной самооценки, ценностных ориентации, жизненных перспектив и пр. Вся эта работа должна подводить учащихся к самопрофориентации, т. е. к их осознанному, самостоятельному и желанному выбору будущей профессии или сферы профессиональной деятельности. Из такого объемного, но все-таки еще неполного перечня задач ясно, что только постоянные профессиональные наблюдения за детьми, глубокое знание школьной ситуации, в которой находится ребенок (или группа детей, класс, параллель и пр.), возможность длительного контакта и проведения неоднократных, в случае надобности, обследований одного и того же ребенка, изучение результатов собственных рекомендаций делают работу практического психолога эффективной. 68. Понятие специальной психологической помощи. Сопровождение как основная стратегия деятельности психолога образования. В специальном коррекционном образовательном учреждении осуществляется формирование службы сопровождения, в задачу которых входит не только помощь в преодолении трудностей в обучении, но и работа по сохранению
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.5.161 (0.009 с.) |