Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы диагностики познавательной и личностной сфер умо детейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Метод беседы. Беседа служит средством установления контакта с ребенком. Беседа позволяет судить о личностных качествах и поведении ребенка, помогает вскрыть причины некоторых отклонений в развитии. В ходе беседы выявляются запас сведений и точность представлений. Чтобы выполнять функции метода исследования, беседа должна быть целенаправленной. При установлении умственных способностей ребенка в беседе следует выявить: 1)точность представлений ребенка о себе, своих родителях, ближайших родственниках, друзьях (имя, отчество, фамилия, возраст) и способность дифференцировать понятия «семья», «соседи», «родственники» и т. д.; 2)характер представлений о времени (умение определять время на часах, понимание временной протяженности и т. д.); 3)представления о явлениях природы (различение времен года с учетом их признаков, наличие представлений о грозе, снегопаде и т. д.); 4) четкое овладение понятиями «справа — слева», «вверху — внизу», «ближе — дальше» и т. д.); 5) запас сведений о своей родине, о выдающихся событиях, понимание прочитанных книг, просмотренных фильмов и т. д. Вопросы должны быть четкими и понятными, а сама беседа носить непринужденный характер. Важно соблюдать педагогический такт. Не рекомендуется начинать беседу, если дети имеют дефекты речи, слуха или трудно вступают в контакт. В этих случаях можно воспользоваться наглядным материалом, который заинтересует ребенка и позволит выявить то, что требуется исследователю. Метод наблюдения является одним из ведущих при изучении детей. Оно начинается с момента появления ребенка в консультации и продолжается на протяжении всего времени обследования. Наблюдение всегда должно проводиться целенаправленно. Его материалы необходимо фиксировать. Особое значение имеет наблюдение за игровой деятельностью ребенка. Свободная игра позволяет установить контакт с ребенком, особенно когда он боится обследования. Предоставив ребенку возможность заниматься с игрушками («Возьми какие хочешь игрушки и поиграй, а я пока с мамой поговорю»), фиксируем первые сведения о нем, характер эмоциональных реакций при виде игрушек (радость, выраженная или сдержанная, безразличие), способность самостоятельно выбрать игрушки и организовать игру, разумность производимых действий с игрушками, стойкость интереса к игровой деятельности. Создавая игровые ситуации, ребенок практически проводит анализ, синтез, обобщение и классификацию, отбирая именно те игрушки, которые нужны для определенного действия (отбирает предметы одежды, чтобы организовать игру с куклой; кубики, чтобы погрузить их на машину, и т. д.). В ходе производимых ребенком манипуляций наблюдаем за координацией движений, состоянием моторики. Помимо наблюдения за свободной игровой деятельностью ребенка, в ряде случаев (если ребенок не учился, явное снижение интеллекта и др.) проводится специальное обследование с помощью игрушек. В более усложненном варианте он может быть применен и при обследовании детей школьного возраста. Метод изучения рисунков. Рисунок является важным дифференциально-диагностическим показателем при изучении детей. В тех случаях, когда рисунок, находящийся в педагогической документации ребенка, чем-то настораживает, целесообразно провести специальное исследование, предложив ребенку рисование свободное и по заданию. Способность ребенка выбрать тему, характер изображения, сам процесс рисования могут дать ценный дополнительный материал для уточнения окончательного диагноза. Как правило, умственно отсталые дети затрудняются выбрать тему, прибегая к изображению привычных однотипных предметов, не создавая сюжета. В их рисунках на свободную тему нет замысла, фантазии. Даже когда детям дается задание, что надо нарисовать, они не всегда выполняют его в соответствии с инструкцией. Бедность и нечеткость представлений проявляются в несоблюдении форм, пропорций частей предмета, в ограниченном и не всегда верном использовании цвета. Умственно отсталые затрудняются объяснить рисунок. В зависимости от степени интеллектуального снижения эти недостатки меньше или больше выражены. Своеобразны рисунки детей с психическими заболеваниями. Нелогичность, нелепость изображения; неадекватное, беспорядочное использование цвета, несообразность пропорций; сексуальная выраженность и др. могут проявляться в их рисунках. Методы экспериментально-психологического исследования играют важную роль при изучении. Они предусматривают создание определенных ситуаций, при которых актуализируются психические процессы, подлежащие специальному изучению. С помощью экспериментально-психологических методик можно вскрыть причину и механизмы тех или иных состояний. Изучение документации и продуктов деятельности детей, беседа, наблюдение чаще всего выявляют те или иные особенности в развитии ребенка. Объяснить эти факты, понять их структуру помогает специальное экспериментальное задание, моделирующее соответствующую психическую функцию. Если в построении экспериментальной методики и в процессе самого обследования соблюдается принцип обучающего эксперимента, то есть возможность не просто констатировать состояние ребенка и дать характеристику изучаемой психической функции, но и сделать некоторый прогноз в его развитии, а также дать рекомендации для работы с ребенком. Качественный анализ процесса деятельности наряду с учетом определенных количественных показателей является обязательным условием при оценке выполнения детьми экспериментально-психологических заданий. При обследовании детей в психодиагностических целях используется и метод тестов. Наиболее широкое применение получил адаптированный детский вариант теста Д. Векслера. Особенно полезен этот тест при отграничении легких степеней умственной отсталости от задержек психического развития. Исследования ряда авторов свидетельствуют о достаточной надежности этого теста в плане дифференциальной диагностики, о возможности с его помощью понять структуру интеллекта при задержках психического развития. Тест Д. Векслера включает набор диагно организованной работы по развитию речи. Дидактический принцип – основное исходное положение процесса обучения. Реализация дидактических принципов на уроках русского языка осуществляется с учетом содержания предмета и психологических особенностей его усвоения умственно отсталыми детьми. Принцип воспитывающего обучения. Уроки русского языка создают оптимальные условия для формирования положительных привычек, стойких нравственных качеств. К.Д. Ушинский назвал родной язык «великим педагогом и наставником». Учитель в своей практической деятельности опирается на эмоциональный настрой детей, на их небогатый опыт жизни, обогащает его, воспитывая любовь к Родине, людям, честность, трудолюбие, дисциплинированность, культуру. Нарушения связей между предметно – образным и логическим мышлением, словом и делом обязывают учителя использовать такие приемы работы, которые повышают воспитательное воздействие. Принцип сознательности и активности учащихся в усвоении учебного материала. Процесс обучения школьника должен обеспечить ему полное понимание материала, сознательное отношение к учебному труду, развитие самостоятельности и творческого мышления, умения активно использовать полученные знания и навыки в практической деятельности. Принцип наглядности в сочетании со словесными средствами. Неполноценность чувственного опыта, вызванного интеллектуальной недостаточностью и нарушением аналитико – синтетической деятельностью анализаторов приводит к слабому усвоению знаний, неумению их практически использовать. Такие знания либо быстро забываются, либо становятся словесным штампом, косным стереотипом. Наглядные средства обогащают образный мир ребенка, упрощают понимание и создают тот каркас, на основе которого будет формироваться языковая и речевая деятельность. Пр-п доступн и прочн зн. С целью обеспеч доступ учеб матер исп след критерии: а) новые правила, опред-я, выводы не д/ содерж более 2 абстракт призн; б) связь с жизнью дет; в) расчленение сложн сист связей, неоднократ возвращ к ранее пройден дел доступ усвоение относит-но трудных понятий, знаний; г) обязат-я предварит-ая подгот к усвоен и восприят нов матер. Прочн усвоен материала обеспеч-ся: а) осознан-ю усвоен; б) многократ-ть закрепл; в) видовое разнообраз упр; г) обязательным для уч-ся творч-им и самост раб. Пр-п науч и систематич обуч. Нарушение абстракт мышл вынуждает огранич полноту и глубину сообщаем сведен, но их науч достовер-ть не д/ искажаться. Точность сформир-х представл-й дает возмож-ть хотя и на элементар уровне, но достоверно раскрыть перед шк-ом причинную обусловленность тех или иных природ закономер-тей. Система зн обеспеч-ся прежде всего программой, ее концентрическим хар-ром. Достижение учеб цели ур обеспеч-ся системным, последоват-м и логич выстраиванием уч-лем цепочки мыслительных и практич действий без разрывов. Пр-п дифф и индивид подходов. Дифф учащ д/ определяться: - возможн в усвоении, однородностью трудностей, прич, лежащими в основе этих трудн; - видов д-ти и хар-ра трудностей уч-ка. Состав меняется от динамики преодоления дефекта. Дифф подход сочет с индивид приемами раб, пос-ку даже сходные дефекты проявл в дти по – разному. Оба подх постоян сочет с фронт раб кл. Искусное владение уч-ля тем и др подходом приведут к выравниванию уч-ся и включ всех в коллект д-ть.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.221 (0.007 с.) |