Понятие земель специального назначения и их правового режима 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие земель специального назначения и их правового режима



Впервые понятие земель специального назначения появилось в «Положении о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию» от 14 февраля 1919 г. Первоначально земли специального назначения понимались весьма широко и включали городские земли, однако уже ЗК РСФСР 1922 г. городские земли выделяются в отдельную категорию земель. Современное понимание данной категории земель сложилось в «Общих началах землепользования и землеустройства» 1928 г.

В тот момент «самостоятельную категорию земель специального назначения составляли земли, предоставленные в непосредственное пользование государственных учреждений, предприятий и общественных организаций для специальных целей несельскохозяйственного характера (для транспорта, военных нужд, горных разработок, фабрик и заводов, школ, курортов и т.п.) и используемые в соответствии с целями их предоставления».[127]

Впоследствии ЗК РСФСР 1991 г. (ст.4) из категории земель специального назначения исключил земли курортов и заповедников, включив их в состав категории земель природоохранного природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.

В советской правовой науке предпринимались попытки сформулировать понятие земель специального назначения. Так, Б.В. Ерофеев понимал под землями специального назначения «земли, отведенные в особом порядке предприятиям, учреждениям и общественным организациям в их непосредственное пользование (не для сельскохозяйственного производства) и находящиеся в ведении и управлении соответствующих министерств, ведомств и учреждений, режим использования которых устанавливается особым законодательством».[128]

По мнению Н.И. Краснова, «земли специального назначения – это земельные участки, которые предоставляются в пользование не для целей сельскохозяйственного производства, не для нужд городского строительства или лесного хозяйства, а для иных целей, общим признаком которых является то, что все они – цели несельскохозяйственного характера».[129]

Действующий ЗК РФ (ст.87) понимает под землями специального назначения земли, которые расположены за чертой поселений и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным законами РФ и ее субъектов.

Из данного определения следует, что нахождение любого из указанных объектов в черте поселений означает принадлежность соответствующего земельного участка к производственной территориальной зоне, зоне инженерных и транспортных инфраструктур либо зоне военных объектов. Особенности их использования определяются градостроительными регламентами (кроме линейных объектов) и они не образуют самостоятельную категорию земель со своим правовым режимом.

Нельзя согласиться с высказанным в научной литературе мнением о том, что «земли железнодорожного транспорта могут быть отнесены одновременно к нескольким категориям, например, к землям водного фонда и землям железнодорожного транспорта или землям сельскохозяйственного назначения и землям железнодорожного транспорта, предоставленные сельскохозяйственным предприятиям железнодорожного транспорта».[130]

Данное суждение фактически отрицает деление земельного фонда на самостоятельные категории с дифференцированным правовым режимом и делает не нужной сложную процедуру перевода земель и земельных участков из одной категории в другую. Принадлежность же земельного участка только к одной категории земель прямо следует из п.2 ст.7 ЗК РФ, согласно которой «правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования…». Если согласиться с приведенной выше позицией авторов и допустить, что земельный участок может находиться в нескольких категориях земель сразу, то тогда он должен использоваться в соответствии с несколькими видами целевого назначения, что невозможно.

Категория земель специального назначения включает в себя ряд субкатегорий земель с дифференцированным правовым режимом, что обусловлено характером специальных задач, для решения которых данные земли используются или предназначены для использования в будущем. Выделяют земли промышленности; земли энергетики; земли транспорта; земли связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; земли обороны и безопасности; земли иного специального назначения. В качестве последних могут выступать, например, участки захоронения ядерных и других отходов, а также земли, занимаемые кладбищами.

Особенности правового режима этих земель устанавливаются ст.ст. 88 - 93 ЗК РФ и учитываются при проведении зонирования территорий.

Можно выделить ряд особенностей (признаков) данной категории земель, обусловивших ее самостоятельность в земельном фонде России.

1) основным целевым назначением данной категории земель является то, что эти земли служат пространственным базисом для размещения объектов и сооружений разного хозяйственного назначения. Поэтому законодательством выделяются особые тре­бования к данным землям как относительно их размера, так и в части особенностей их качественного состояния и хозяйственного ис­пользования. Можно сказать, что это единственная категория земель, которая пространственно построена по «ленточно-островному» принципу. В состав данной категории земель входят как земли под объектами инфраструктуры (дороги, линии связи и т.д.), так и земельные участки под промышленными энергетическими и иными объектами. При этом, в отличие от других категорий земель, по землям рассматриваемой категории не принято не одного специального закона, который бы непосредственно определял ее правовой режим (в отличие, например, от земель водного или лесного фонда, по которым приняты ВК РФ и ЛК РФ). Поэтому правовой режим данной категории определяется в основном подзаконными актами.

Единое целевое назначение данной категории земель уточняется применительно к каждой субкатегории, так что разница между ними может быть весьма ощутима. Например, мы обнаружим много сходных положений в правовом режиме земель транспорта и связи, однако сравнение правового режима земель промышленности и обороны может привести к выводу, что отличий между ними куда больше, чем сходства.

2) В отличие от других категорий земель, использование земель специального назначения связано с вредным характером производственной деятельности расположенных на них объектов, что в ряде случаев требует принятия специальных защитных мер (создание охранных, санитарно-защитных и иных зон, санитарных разрывов). Санитарно-защитные зоны призваны создать барьер между жилой заст­ройкой и хозяйственными объектами, являющимися источниками негативных воздействий на окружающую среду.

Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у их правообладателей не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон. Необходимость установления санитарно-защитных зон вытекает из п.3 ст.42, п.3 ст.44, п.2 ст.52 и ряда иных норм Закона об охране окружающей среды. Порядок их создания будет определяться техническими регламентами, а до их принятия - санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиНами).

В ГрадК РФ данные зоны определены как зоны с особыми условиями использования территорий. Границы данных зон отображаются на картах (схемах), содержащихся в схемах территориального планирования РФ (ч.6 ст.10 ГрадК РФ), а также на картах (схемах) ограничений, утверждаемых в составе документов территориального планирования субъектов РФ и документов территориального планирования муниципальных образований, причем как в части существующего их состояния, так и планируемого в будущем

Границы зон с особыми условиями использования территории в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, которая является составной частью правил землепользования и застройки (ч.5 ст.30 ГрадК РФ), причем границы зон с особыми условиями использования территорий могут не совпадать с границами территориальных зон. В отличие от иных территорий и расположенных на них земельных участков, для которых градостроительный регламент устанавливается или не устанавливается по общей процедуре, для рассматриваемых зон действует особый порядок установления градостроительных регламентов (ч.5 ст.36 ГрадК РФ).

Схема границ зон с особыми условиями использования территорий включается и в состав материалов по обоснованию проекта планировки территории в графической форме (ч.4 ст.42 ГрадК РФ), а также границы данных зон отображаются на чертежах межевания территории (ч.5 ст.43 ГрадК РФ).

В соответствии с подп.2 п.1 ст.9 ЗК РФ, к полномочиям РФ в области земельных отношений относится установление ограничений прав собственников и иных правообладателей земельных участков. Разновидностью таких ограничений является установление зон с различными условиями использования земли (ст.56 ЗК РФ). Между тем, как следует из п.5 ст.87 ЗК РФ, установление зон с особыми условиями использования земель промышленности, энергетики, транспорта, связи и иного специального назначения осуществляется Правительством РФ только в отношении земель указанной категории, находящихся в федеральной собственности. В отношении земель этой категории, находящихся в собственности субъектов РФ и муниципальной собственности, такие полномочия осуществляют соответственно органы исполнительной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления.[131] Налицо внутренняя несогласованность норм ЗК РФ.

3)многие расположенные на землях данной категории объекты сами нуждаются в защите от воздейс­твия окружающей среды (оползней, снежных заносов и т.д.), в связи с чем создаются специальные охранные зоны, размеры и харак­тер использования которых определяются особенностями охраняемых объек­тов. Земельные участки, попавшие в пределы охранных зон, у их правообладателей, как правило, не изымаются, но на них вводится режим ограничения или полного запрещения отдельных видов деятельности.

4) четвертая особенность данной категории земель заключается в том, что входящие в ее состав земельные участки (за некоторым исключением) изъяты или ограничены в обороте и не могут предоставляться в частную собственность, а некоторые также и в муниципальную.

Как следует из п.4 ст.87 ЗК РФ, земли специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы России, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции России, являются федеральной собственностью. При этом в силу ст.24 ЗК РФ, из состава некоторых субкатегорий земель специального назначения земельные участки могут предоставляться гражданам – работникам этих организаций в безвозмездное срочное пользование (служебные земельные наделы).

Указанные особенности обусловили установление ст.9 Закона о переводе земель из одной категории в другую двух специальных требований. Во-первых, перевод земель специального назначения или земельных участков в составе таких земель, которые нарушены, загрязнены или застроены зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу (в том числе подземными), в другую категорию допускается при наличии утвержденного проекта рекультивации земель. Во-вторых, перевод земель специального назначения или земельных участков в составе таких земель, на которых осуществлялась связанная с нарушением почвенного слоя деятельность, в другую категорию допускается только после восстановления нарушенных земель в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель, кроме случаев, если такой перевод осуществляется по ходатайству исполнительных органов государственной власти или местного самоуправления.

 

Земли промышленности

Землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ (п.1 ст.88 ЗК РФ).

В составе земель промышленности различают две разновидности земель с дифференцированным правовым режимом: а) земельные участки, которые используются или предназначены для размещения производственных, административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности; б) для разработки полезных ископаемых, предоставляемые организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности.

В составе обеих разновидностей при необходимости устанавливаются санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования. На данных землях располагаются предприятия металлургической, химической, нефтеперерабатывающей, горнодобывающей промышленности, а, соответственно, заводы, шахты, рудники, прииски и т.д. Размеры земельных участков, предоставляемых для указанных целей, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией. Например, нормы отвода земель для нефтяных и газовых скважин утверждены Госстроем СССР 25 марта 1974 г.

Для разработки полезных ископаемых в соответствии с лицензией участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр. При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.

Предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляются после утверждения проекта работ по недропользованию.

Действующее законодательство предусматривает ряд экологических требований к функционированию хозяйственных и иных объектов, расположенных на землях промышленности, которые можно обозначить как общие и специальные. В качестве общих требований можно выделить установление санитарно-защитных зон (далее - СЗЗ) для объектов, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ и других вредных факторов. Санитарная классификация предприятий, производств и объектов устанавливает такие размеры СЗЗ: предприятия первого класса - 1000 м; второго класса - 500 м; третьего класса - 300 м; четвертого класса - 100 м; пятого класса - 50 м.

Специальные требования распространяются лишь на отдельные категории промышленных предприятий, конкретизируя в сторону ужесточения экологические требования для них. Так, при эксплуатации опасных производственных объектов дополнительно действуют правила и требования, установленные Законом о промышленной безопасности. Такими опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении № 1 к названному закону, например, объекты, на которых производятся, используются, перерабатываются взрывчатые, токсичные, высокотоксичные вещества, характеристики которых приведены в данном Приложении.

Примечательно, что п.4 ст. 88 ЗК РФ устанавливаются особенности землепользования организаций горнодобывающей и нефтегазовой промышленности, которым земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья предоставляются в соответствии со ст. 79 ЗК РФ после отработки других сельскохозяйственных угодий, расположенных в границах горного отвода.

Однако использование особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, включенных законами субъектов РФ в специальный перечень, для других целей не допускается (п.4 ст. 79 ЗК РФ). В данном случае мы видим непоследовательность законодателя, делающего исключения из принципа приоритетности охраны особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий для субъектов горнодобывающей и нефтегазовой промышленности (т.е. не всегда для государственных, а в том числе и частных нужд) в ущерб интересам охраны окружающей среды в целом и охраны сельскохозяйственных земель в частности. Саму же данную коллизию следует, по всей видимости, толковать таким образом, что указанным организациям могут предоставляться особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, не попавшие в список, утвержденный субъектом Российской Федерации.

Земли энергетики

Землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. «и» ст. 71 Конституции России, федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы относятся к предметам исключительного ведения Российской Федерации. Следовательно, только федеральные органы государственной власти могут обладать полномочиями в данной сфере, что, впрочем, не исключает возможности передачи отдельных полномочий в сфере энергетики от федерации субъекту РФ и наоборот. При этом речь идет именно о передаче полномочий федерации (полностью или частично, на определенный срок и т.д.), а не об изъятии данных полномочий из федерального ведения. Эти обстоятельства обусловливают нахождение энергетических объектов в федеральной собственности и их изъятие (ограничение) из гражданского оборота (ст.27 ЗК РФ).

В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для: размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов; размещения воздушных линий электропередачи, наземных сооружений кабельных линий электропередачи, подстанций, распределительных пунктов, других сооружений и объектов энергетики.

Вопросы размещения и эксплуатации объектов энергетики следует рассматривать в контексте экологического законодательства. Так, для защиты населения от экологических последствий работы энергетических объектов, санитарные правила предусматривают установление санитарно-защитных зон (далее – СЗЗ), например, вокруг ТЭС, размер которых в каждом конкретном случае зависит от мощности (а, следовательно, и уровня экологической опасности) такой ТЭС. Так, тепловые электростанции эквивалентной электрической мощностью 600 мВт и выше, использующие в качестве топлива уголь и мазут, относятся к предприятиям первого класса и должны иметь СЗЗ не менее 1000 м, работающие на газовом и газо-мазутном топливе, относятся к предприятиям второго класса и должны иметь СЗЗ не менее 500 м. и т.д.

Одной из особенностей размещения ГЭС является требование ст.40 Закона об охране окружающей среды о необходимости учитывать при их размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации реальные потребностив электрической энергии соответствующих регионов, а также особенности рельефов местностей. Смысл последнего требования следует понимать как запрет дальнейшего строительства ГЭС на реках равнинной части территории России, поскольку такие стройки влекут за собой повышенные экологические последствия. Более обоснованным будет постройка ГЭС в горной местности, поскольку данное строительство не приведет к затоплению огромных территорий.

Согласно ст.31 закона РФ от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (ред. от 22 августа 2004 г.), в целях защиты населения в районе размещения ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения устанавливаются особые территории - СЗЗ и зона наблюдения. В СЗЗ запрещается размещение жилых и общественных зданий, детских учреждений, а также не относящихся к функционированию ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения лечебно-оздоровительных учреждений, объектов общественного питания, промышленных объектов, подсобных и других сооружений и объектов, не предусмотренных утвержденным проектом СЗЗ. В зоне наблюдения органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора могут вводиться ограничения на хозяйственную деятельность в соответствии с федеральным законодательством.

Для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов энергетики могут устанавливаться охранные зоны электрических сетей. Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, утверждены постановлением Правительства РФ от 11 августа 2003 г.

Обеспечение сохранности электрических сетей напряжением до 1000 В определены Правилами охраны электрических сетей напряжением до 1000 В (утв. постановлением СМ СССР от 11 сентября 1972 г.), предусматривающими, что в пределах охранных зон линий электропередачи напряжением до 1000 В без письменного согласия организации, эксплуатирующей эти линии, запрещается: осуществлять строительные, монтажные, взрывные и поливные работы, производить посадку и вырубку деревьев, устраивать спортивные площадки и площадки для игр, складировать корма, удобрения, топливо и другие материалы; устраивать причалы для стоянки судов, барж и плавучих кранов, производить погрузочно-разгрузочные, дноуглубительные и землечерпальные работы, бросать якоря, проходить с отданными якорями и тралами, выделять рыбопромысловые участки, вести добычу рыбы, а также водных животных и растений придонными орудиями лова, устраивать водопой, производить колку и заготовку льда (в охранных зонах подводных кабельных линий электропередачи); производить земляные работы на глубине более 0,3 м и планировку грунта с помощью бульдозеров, экскаваторов и других землеройных машин (в охранных зонах кабельных линий электропередачи).

Земельная площадь охранных зон линий электропередачи напряжением до 1000 В не подлежит изъятию у землепользователей, но используется ими с обязательным соблюдением требований настоящих Правил. Почти аналогичный режим имеют охранные зоны, которые устанавливаются для охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 В. Режим этих зон урегулирован в Правилах охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 В, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 26 марта 1984 г.

 

Земли транспорта

Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В рамках данной субкатегории земель специального назначения выделяют особенности правового режима земель железнодорожного транспорта; автомобильного транспорта; водного транспорта; трубопроводного транспорта; воздушного транспорта.

Земли железнодорожного транспорта - земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах (ст.2 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ (с изм. от 7 июля 2003 г.) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»).

Данные земли включают в себя земельные участки для размещения железнодорожных путей; земельные участки для размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции зданий, строений, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; полосы отвода и охранные зоны железных дорог.

Как отмечалось в одном из обобщений судебной практики, до завершения инвентаризации земель железнодорожного транспорта и получения государственного акта на постоянное пользование земельных участков, находящихся в пользовании железных дорог, они считаются закрепленными за ними в пределах фактически сложившихся границ. [132]

По делу № Ф08-3620/01 предприниматель обратился в арбитражный суд с иском к главе администрации города о признании недействительными пунктов постановления, предусматривавших изъятие соответствующих лицензий и паспортов объектов, расположенных на привокзальной площади, и предписывающих владельцам павильонов освободить привокзальную площадь. Арбитражный суд в иске отказал в полном объеме.

Кассационная инстанция решение и постановление апелляционной инстанции отменила в части отказа в признании недействительным пункта постановления, предписывающего истцу освободить занимаемый им в соответствии с договором аренды земельный участок на привокзальной площади, и удовлетворила исковые требования в этой части. В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О федеральном железнодорожном транспорте» земли железнодорожного транспорта относятся к землям федерального значения, порядок использования этих земель определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом требований земельного законодательства РФ. Порядок использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог утвержден приказом МПС России от 15.05.99 № 26-Ц.

Поскольку спорный участок находился в постоянном (бессрочном) пользовании железной дороги, администрация города не вправе принимать постановления в отношении земельных участков привокзальной площади, расположенной в полосе отвода железной дороги, поскольку распоряжение федеральными землями и осуществление контроля за их использованием принадлежит железной дороге. Аналогичный вывод сделан в постановлении ФАС Волго-Вятского округа по делу № А31-1480/143.

В научной литературе выделяют следующие особенности использования земель железнодорожного транспорта: 1) земли федерального железнодорожного транспорта служат пространственным базисом для размещения объектов и сооружений, имеющих специальное назначение по обслуживанию железнодорожного транспорта; 2) правовой режим данных земель может распространяться не только на земельные участки, предоставляемые организациям железнодорожного транспорта, но и на соседние, смежные участки; 3) в целях создания условий для строительства и реконструкции объектов железнодорожного транспорта осуществляется резервирование земель; 4) земли железнодорожного транспорта ограничены в обороте; 5) определенная специфика правового режима использования земель устанавливается в зависимости от хозяйственного назначения этих земель, т.е. земель полосы отвода железных дорог; охранных зон; земель, занятых защитными лесными насаждениями; служебных земельных наделов.[133]

Земли железнодорожного транспорта классифицируются по следующим основаниям: «а) по собственности; б) в зависимости от хозяйственного назначения земель, предоставляемых железнодорожному транспорту; в) в зависимости от категорий земель, из которых предоставляются земельные участки организациям железнодорожного транспорта».[134]

По вопросу собственности следует отметить, что в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта создано ОАО «Российские железные дороги», учредителем которого является Российская Федерация. Земельные участки, за исключением земельных участков, предоставленных для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте, а также земельных участков, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, вносятся в уставный капитал данного ОАО и переходят, таким образом, в частную собственность.

Полоса отвода железных дорог - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.

Ширину земельных участков полосы отвода определяют следующие условия и факторы: конфигурация земляного полотна; размеры искусственных сооружений; рельеф местности; особые природные условия (участки пути, расположенные на болотах, с подтоплением от временных водотоков и водохранилищ, на оползнях и т.д.), необходимость создания защиты путей от снежных или песчаных заносов; залесенность местности, зона риска (дальность «отлета» с насыпи подвижного состава и груза при аварии).

Для обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом, безопасности населения, нормальной эксплуатации инженерных сооружений и других объектов федерального железнодорожного транспорта, их владельцы обязаны: соблюдать установленный порядок использования полосы отвода; содержать земельные участки в пределах полосы отвода способами, которые не должны наносить ущерб земле как природному объекту; не допускать загрязнения окружающей среды производственными стоками и другими отходами; принимать меры по защите земли от эрозии, осуществлять агро-лесо-мелиоративные, противопожарные и иные необходимые мероприятия по охране земель от неблагоприятных природных явлений и т.д.

В полосе отвода в местах прилегания к сельскохозяйственным угодьям не допускается разрастание сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительности. В полосе отвода в местах прилегания к лесным массивам не допускается скопления сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов. Выполнение работ по удалению сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительности в пределах полосы отвода производится соответствующими подразделениями железных дорог.

В пределах полосы отвода разрешается на условиях договора размещать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на откосах выемок, постоянных заборах, строениях, устройствах и других объектах федерального железнодорожного транспорта наружную рекламу юридических и физических лиц, которая не должна служить препятствием для нормального функционирования железнодорожного транспорта, ухудшать видимость, снижать уровень безопасности движения и экологическую чистоту объектов железнодорожного транспорта.

Охранные зоны - земельные участки, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, земельные участки с подвижной почвой, прилегающие к земельным участкам, предназначенным для размещения объектов железнодорожного транспорта и обеспечения защиты железнодорожного пути от снежных и песчаных заносов и других негативных воздействий.

В пределах охранных зон запрещается: строительство капитальных зданий и сооружений, устройство временных дорог, вырубка леса и кустарника, удаление дернового покрова, вспашка целины, закладка огородов, выпас скота, земляные работы, которые могут ухудшить устойчивость склонов, и выпуск поверхностных и хозяйственно-бытовых вод.

Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях железнодорожного транспорта, предназначена для защиты железнодорожных магистралей от неблагоприятных природных явлений, предотвращения загрязнения окружающей среды, снижения шумового воздействия железнодорожного транспорта (ст.135 ЛК РФ).

Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами (п.2 ст. 90 ЗК РФ).

Относительно оборота земель железнодорожного транспорта примечательно следующее дело. Государственное унитарное предприятие «Санкт-Петербургское отделение Октябрьской железной дороги Министерства путей сообщения Российской Федерации» обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к территориальному управлению Выборгского района города Санкт-Петербурга, Комитету по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга и ООО «Ямса» о признании недействительными распоряжения территориального управления о передаче в аренду земельных участков и договора аренды земельных участков, заключенного между КУГИ и ООО «Ямса».

При рассмотрении спора было установлено, что спорные земельные участки находятся в полосе отвода Октябрьской (ранее Николаевской) железной дороги. Это обстоятельство никем не оспаривалось, в том числе и после выдачи Санкт-Петербургскому отделению Октябрьской железной дороги временного свидетельства о фактическом землепользовании, на основании которого оно производило платежи за землю. КУГИ и территориальным управлением не представлены доказательства выделения указанных земель иному пользователю и наличия спора между ним и Санкт-Петербургским отделением Октябрьской железной дороги.

В соответствии со ст. 5 Закона РФ «О федеральном железнодорожном транспорте» земли полосы отвода железных дорог относятся к землям железнодорожного транспорта, которые являются землями федерального значения, предоставляемыми безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач. При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал недействительными распоряжение территориальн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.221.113 (0.063 с.)