ТОП 10:

Государственный земельный кадастр



В международной практике земельный кадастр понимается в широком и узком смысле. В узком смысле земельный кадастр представляет собой систематически поддерживаемый публичный реестр сведений о недвижимости на территории страны и региона, основанный на топографической съемке границ участков собственности, которым присваиваются надлежащие обозначения. В настоящее время в зарубежной практике сформировалось и более широкое определение земельного кадастра, утвержденное ООН совместно с Международной федерацией геодезистов в Богорской (1996 г.), а затем и в Бафертской (1999 г.) декларациях.

Согласно данному определению, земельный кадастр – это основанная обычно на земельных участках современная земельная информационная система, содержащая записи о правах на недвижимость (например, о правах, ограничениях и обязательствах). Он включает геометрическое описание земельного участка, связанное с другими записями, описывающими сущность прав, собственность или управление в отношении данных прав, часто стоимость земельного участка и его улучшений. Кадастр может быть предназначен для фискальных целей (налогообложения), правовых целей (регистрации прав на недвижимость), помощи в управлении и использовании земли и создает возможность для устойчивого развития и охраны окружающей среды.

Таким образом, современное понятие земельного кадастра во многих странах мира постепенно сближается с понятием земельной информационной системы, включающей в себя: земельный кадастр (в узком смысле), систему регистрации прав, систему управления землепользованием. Под ведением земельного кадастра в зарубежной практике понимаются последовательные действия по сбору, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках, а также предоставление сведений о земельных участках пользователям земельного кадастра.[43]

В России вопросам ведения государственного земельного кадастра посвящен Закон о государственном земельном кадастре и принятые в соответствии с ним иные нормативно-правовые акты. Под государственным земельным кадастром понимается систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов.

Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения государственного и муниципального управления земельными ресурсами; государственного контроля за использованием и охраной земель; мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель; государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; землеустройства; экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов; установления обоснованной платы за землю и иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.

Государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, расположенные на территории России, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков. Кроме данных о земельных участках, государственный земельный кадастр содержит сведения о территориальных зонах; землях и границах территорий, на которых осуществляется местное самоуправление; землях и границах субъектов РФ; землях и границах Российской Федерации.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы (организации), осуществляющие специальную регистрацию или учет отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов и территориальных зон, бесплатно в 10-дневный срок представляют информацию о зарегистрированных правах, наличии объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками, и территориальных зонах органам, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра.

Документы государственного земельного кадастра подразделяются на основные, вспомогательные и производные документы, и их ведение осуществляется на русском языке. К основным документам государственного земельного кадастра относятся Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы).

К вспомогательным документам государственного земельного кадастра относятся книги учета документов, книги учета выданных сведений и каталоги координат пунктов опорной межевой сети. К производным документам относятся документы, содержащие перечни земель, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, доклады о состоянии и об использовании земельных ресурсов, статистические отчеты, аналитические обзоры, производные кадастровые карты, иные справочные и аналитические документы.

В целях присвоения земельным участкам кадастровых номеров осуществляется кадастровое деление территории Российской Федерации. Единицами кадастрового деления территории Российской Федерации являются кадастровые округа, кадастровые районы, кадастровые кварталы. Кадастровый номер земельного участка состоит из номера кадастрового округа, номера кадастрового района, номера кадастрового квартала, номера земельного участка в кадастровом квартале, и является, таким образом, уникальным, не повторяющимся на территории России номером, индивидуализирующим земельный участок и объекты недвижимости на нем.

В результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков заявителям выдаются удостоверенные в установленном порядке кадастровые карты (планы) земельных участков. Плата за проведение государственного кадастрового учета земельных участков с заявителей не взимается. Сведения государственного земельного кадастра носят открытый характер, кроме сведений категории ограниченного доступа.

Максимальная плата за предоставление сведений государственного земельного кадастра об определенном земельном участке установлена в размере 100 рублей. Столько же составляет и размер платы (для физических лиц) за предоставление информации органами юстиции о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества (в том числе земельный участок).

Установив в Законе о государственном земельном кадастре, что объектом кадастрового учета являются не только земли, но и находящиеся на них объекты, законодатель тем самым предопределил проведенную в 2004 г. реформу системы органов ведения кадастрового учета объектов недвижимости. Распределенные ранее по нескольким органам объекты кадастра недвижимого имущества, теперь объединены в один орган.

Данный орган возьмет на себя функции по учету всей земли, лесов, воды, трубопроводов, зданий, строений и сооружений, подземных коммуникаций. В перспективе будет разработан единый кадастр таких объектов (после разработки и принятия соответствующего федерального закона), который будут использовать в своей работе представители федеральной налоговой службы, учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, иные государственные и муниципальные органы, граждане и юридические лица. Соответственно, сведения о праве собственности на земельный участок и объекты недвижимости на нем можно будет получать в Росрегистрации (подведомственном министерству юстиции), а сведения о стоимости, площади земельного участка, параметрах построенного объекта – в федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости.

Несмотря на развитие системы законодательства о государственном земельном кадастре, по данным на конец 2004 г. в единый государственный реестр земель было внесено всего 13% земельных участков. Поэтому говорить об окончании процедуры кадастрового учета земельных участков, равно как и окончании процедуры кадастровой оценки земельных участков еще рано. Надлежащее финансирование работ по ведению государственного земельного кадастра и последующее окончание ведения кадастровых работ является одной из стратегических целей земельной реформы ближайшего десятилетия.

Контрольные вопросы

1. Сформулируйте определение управления земельным фондом. Какие виды управления вы знаете?

2. Перечислите органы общей и специальной компетенции в области использования и охраны земель. Разъясните их земельные полномочия.

3. Что следует понимать под землеустройством? Назовите его виды?

4. Дайте определение мониторинга земель.

5. Назовите виды и раскройте содержание земельного контроля?

6. Разъясните цели и задачи ведения земельного кадастра.

Литература

1. Галиновская Е.А. Комментарий к Закону «О государственном земельном кадастре» (Постатейный). - М., 2002.

2. Жариков Ю.Г. Новое в российском земельном контроле // Законодательство и экономика. – 2004. - № 1.

3. Иванова Т.Г. Правовое регулирование межевания // Экологическое право. - 2003. - № 2.

4. Карамышева О.В., Герасимова Е.Л. Некоторые правовые аспекты создания и ведения государственного земельного кадастра РФ в условиях рынка. // Государство и право. - 1998. - № 3.

5. Кузнецов Д. Правовые проблемы применения законодательства о государственном земельном кадастре // Хозяйство и право. - 2004. - № 1.

6. Прохорова Н.А. Понятие «управление» в земельном праве // Государство и право. - 2003. - № 6.

7. Сидоренко В.Н. Земельный кадастр: зарубежный опыт ведения // Экологическое право. - 2003. - № 4.

8. Уваров А. Некоторые аспекты регулирования земельных отношений органами местного самоуправления // Хозяйство и право. - 2003. - № 6.

9. Ялбулганов А.А. Комментарий к Федеральному закону «О землеустройстве» (постатейный). - М.: Юстицинформ, 2003.

10. Ялбулганов А.А. Российское законодательство о землеустройстве: основные этапы развития // Правоведение. - 2005. - № 2.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.60.226 (0.005 с.)