ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кадастровая оценка земельных участков



Оценочная деятельность – это деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости. Субъектами оценочной деятельности признаются, с одной стороны, юридические лица и физические лица (индивидуальные предприниматели), именуемые «оценщики», а с другой - потребители их услуг – «заказчики». Объектом оценки могут выступать земельные участки различного целевого назначения.

Как отмечал В.В. Никишин, под «рыночной стоимостью земельного участка понимается наиболее вероятная цена, по которой он может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства».[80]

Проведение оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам РФ либо муниципальным образованиям, в том числе в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо в аренду; при их использовании в качестве предмета залога; при продаже или ином отчуждении, а также при возникновении спора о стоимости объекта оценки, включая споры при национализации имущества; при ипотечном кредитовании физических и юридических лиц в случаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки; при выкупе или ином предусмотренном законодательством РФ изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд и т.д. (ст.8 Закона об оценочной деятельности).

Рыночная стоимость земельного участка или права его аренды зависит от ряда факторов. Например, рыночная стоимость права аренды земельного участка определяется исходя из принципов полезности, спроса и предложения, замещения, изменения, внешнего влияния, изложенных в разделе II Методических рекомендаций по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденных распоряжением Минимущества России от 06.03.2002 № 568-р. Рыночная стоимость права аренды земельного участка зависит от правомочий арендатора, срока действия права, обременений права аренды, прав иных лиц на земельный участок, целевого назначения и разрешенного использования земельного участка. Оценщик при проведении оценки обязан использовать (или обосновать отказ от использования) затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке. Оценщик вправе самостоятельно определять в рамках каждого из подходов к оценке конкретные методы оценки. При выборе методов учитывается достаточность и достоверность общедоступной для использования того или иного метода информации.

В настоящий момент Постановлением Правительства РФ от 6 июля 2001 г. № 519 утверждены стандарты оценки, являющиеся обязательными к применению субъектами оценочной деятельности при определении вида стоимости объекта оценки, подходов к оценке и методов ее проведения. При оценке объекта на основании определения суда общей юрисдикции, арбитражного суда, третейского суда или решения уполномоченного органа по контролю за осуществлением оценочной деятельности в России, оценщик обязан использовать вид стоимости объекта оценки, указанный в определении или решении.

Кадастровая оценка земель, как и другие виды оценочных работ (определение рыночной или инвестиционной стоимости, страховой стоимости, выкупной цены, стоимости ипотеки и т.д.), призвана установить денежное выражение ценности земельного участка. Основное отличие кадастровой оценки от других видов оценки заключается в преимущественном использовании ее результатов для целей налогообложения и применении особой технологии оценочных работ - методов массовой оценки. Результатом кадастровой оценки является оценочное зонирование территории, установление показателей базовой или зональной стоимости земли по каждой из выделенных зон и кадастровая стоимость земельного участка с учетом его индивидуальных характеристик.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель определен Правительством РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Кадастровая стоимость земельного участка – это определенный процент от рыночной стоимости земельного участка, определенный на основе характеристик земельного участка с применением методов и правил статистической обработки информации. С определенной кадастровой стоимостью земельного участка ЗК РФ часто связывает и иные (кроме ставки налога) последствия. Например, п.4 ст.79 ЗК РФ устанавливает, что изъятие особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых существенно превышает среднерайонный уровень, может быть исключено законодательством субъекта РФ.

Согласно п.13 ст.3 Вводного закона, в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, применяется нормативная цена земли. Нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Нормативная цена земли вводится для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка.

При проведении государственной кадастровой оценки земель принимаются во внимание сервитуты, а также иные ограничения (обременения) прав пользования землей. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

Так, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости; кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий вне черты городских и сельских поселений и земель лесного фонда осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода; кадастровая оценка иных категорий земель вне черты городских и сельских поселений осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода или исходя из затрат, необходимых для воспроизводства и (или) сохранения и поддержания ценности их природного потенциала.

В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

Можно назвать и примерную стоимость гектара земли. Так, по некоторым оценкам, в среднем один гектар сельскохозяйственных угодий стоит 11 040 рублей, а гектар леса – 2 540 рублей.[81]

Контрольные вопросы

1. Назовите формы и виды платежей за землю. Каковы цели платности землепользования?

2. Кто является плательщиком земельного налога? Что является объектом налогообложения? Какие категории граждан и юридических лиц освобождены от взимания земельного налога?

3. Что понимается под арендной платой? Укажите особенности ее взимания.

4. Как вы понимаете кадастровую оценку земельных участков? В каких целях она производится?

Литература

1. Буер А., Порунов А. Налоговый кодекс и рекультивация земель // Закон и право. – 2002. - № 7.

2. Вайпан В., Гладких С. Спорные вопросы уплаты земельного налога // Право и экономика. – 2004. - № 7.

3. Голубева Н.В. Земельный налог: комментарий к главе 31 НК РФ // Право и экономика. – 2005. - № 8-9.

4. Ильюшихин И. Комментарий к главе 31 Налогового кодекса РФ «Земельный налог» // Хозяйство и право. – 2005. - № 5.

5. Трифонов А. Некоторые вопросы правового регулирования арендной платы за земли муниципальной собственности // Хозяйство и право. – 2005. - № 8.

6. Трифонов А. С. Арендная плата за земли промышленности // Право и экономика. – 2005. - № 5.

7. Ялбулганов А.А. Развитие законодательства о налогообложении земли в дореволюционной России // Государство и право. – 1999. - № 12.

8. Ялбулганов А. Плата за землю: механизм правового регулирования // Юрист. - 2003. - № 12.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.184.78 (0.009 с.)