Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Полномочия органов общей и специальной компетенцииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Федеральные органы государственной власти в сфере решения вопросов использования и охраны земель могут быть классифицированы по нескольким критериям. Если, например, исходить из характера и объема присущих им властных полномочий, то следует разграничивать органы общей и органы специальной компетенции. К федеральным органам общей компетенции относятся Президент РФ и Правительство РФ. Данные органы выделены в особый вид федеральных органов государственной власти потому, что решение вопросов использования и охраны земель не является их специальной и единственной функцией, а осуществляется наряду с решением иных задач. Так, конкретные полномочия Правительства РФ в области использования и охраны земель определяются ЗК РФ (см. ст.ст. 2,8,13,14,22,38,54,57,58,60,65 и т.д.), а также другими федеральными законами. Например, согласно ст. 8 ЗК РФ, Правительство РФ осуществляет отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую применительно к землям, находящимся в федеральной собственности. Органами специальной компетенции называются органы государственной власти, специально уполномоченные Правительством РФ или Президентом РФ выполнять определенные функции в области использования и охраны земель. При этом следует различать понятия «система» и «структура» федеральных органов исполнительной власти. Такой вывод проистекает из Указа Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. (ред. от 23 декабря 2005 г.). В структуру специально уполномоченных федеральных органов в области использования и охраны земель входят органы отраслевой и межотраслевой компетенции. Межотраслевые органы специальной компетенции осуществляют свои полномочия по отношению к земельным участкам всех форм собственности и категорий по вопросам, указанным в положениях об этих органах (землеустройство, мониторинг, ведение земельного кадастра и т.д.). В их число входят следующие органы: 1) Министерство природных ресурсов РФ. Действует на основании Постановления Правительства РФ от 22 июля 2004 г. № 370 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации» (с изменениями от 30 июля 2004 г.). Деятельность данного министерства носит природоохранный характер, а поскольку земля является составной и неотъемлемой частью окружающей среды, данные полномочия будут представлять для нас интерес. Землеохранные полномочия данного органа заключаются в проведении мероприятий по охране и защите лесов (которые произрастают на землях лесного фонда), водных объектов, включая разработку методических документов по проектированию водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов и по ведению государственного мониторинга водных объектов (расположены на землях водного фонда), а также полномочия в сфере управления особо охраняемыми природными территориями (располагаются на землях особо охраняемых территорий и объектов). 2) Министерство здравоохранения и социального развития (в его ведении находится Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека, выполняющая функции санитарно-эпидемиологического надзора). Действует на основе Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека». Одна из функций данной службы заключается в проведении государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением санитарного законодательства в пределах всех категорий земель не зависимо от форм собственности. 3) Министерство регионального развития РФ (в его ведении - Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству). Действует на основании Постановления Правительства РФ от 16 июня 2004 г. № 286 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству» (с изменениями от 19 августа 2004 г., 26 января 2005 г.). В числе основных функций – управление строительством, градостроительством, жилищно-коммунальным хозяйством. В свете предусмотренных ст.9 ГрадК РФ мероприятий по территориальному планированию, распространяющихся на земли всех категорий, функции данной службы приобретают особую актуальность. 4) Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (в его ведении - Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом). Действует на основе Постановления Правительства РФ от 27 августа 2004 г. № 443 «Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации». Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществляет следующие полномочия: а) организует создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра; проведение территориального землеустройства; подготовку землеустроительных материалов для установления государственной границы, границ субъектов РФ и муниципальных образований. б) осуществляет государственную кадастровую оценку земель; ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства; государственный мониторинг земель; создание и ведение государственного кадастра объектов недвижимости; утверждение заключений экспертных комиссий при проведении экспертизы землеустроительной документации; государственный земельный контроль; утверждение карт (планов) и материалов межевания объектов землеустройства. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет следующие полномочия: а) предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в государственной собственности; рассматривает предложения об установлении публичных сервитутов на земельные участки; предложения об утверждении перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности. б) принимает решение о проведении торгов и определяет на основании отчета независимого оценщика начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы, величину их повышения («шаг аукциона») при проведении аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, а также размер задатка; определяет существенные условия договоров купли-продажи земельных участков, заключаемых по результатам аукциона; заключает договоры аренды земельных участков по результатам торгов. в) осуществляет предоставление земельных участков органу государственной власти Российской Федерации (его территориальному органу), государственному унитарному предприятию, а также государственному учреждению, другой некоммерческой организации, созданным органами государственной власти Российской Федерации; прекращения прав указанных органов, юридических и физических лиц на земельные участки; предоставления в собственность или аренду земельных участков, средства от продажи или аренды которых поступают в федеральный бюджет. г) принимает решение о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность юридическими и физическими лицами из федеральной собственности; осуществляет разграничение государственной собственности на землю и т.д. К органам отраслевой компетенции относятся федеральные органы исполнительной власти, наделенные отдельными функциями либо в области использования и охраны отдельных категорий земель либо в рамках определенной отрасли хозяйства (промышленность, транспорт, оборона и т.д.). Например, как следует из Постановления Правительства РФ от 28 июня 2004 г. № 315 «Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации», данный орган осуществляет ряд функций в сфере использования и охраны одной категории земель – земель сельскохозяйственного назначения, в том числе устанавливает требования к нормативной документации по проектированию и строительству мелиоративных систем; правила и нормы в области мелиорации земель; утверждает планы проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных и иных мероприятий в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, планы проведения мероприятий по реабилитации земель сельскохозяйственного назначения, загрязненных радионуклидами, тяжелыми металлами, другими вредными веществами и т.д. В ведении Министерства транспорта РФ находится федеральное дорожное агентство, действующее на основе Положения о Федеральном дорожном агентстве (утв. постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 г. № 374). Данный орган организует в установленном порядке работу по изъятию, в том числе путем выкупа, закреплению и резервированию земельных участков для государственных нужд в целях развития федеральной сети автомобильных дорог, а также по регистрации соответствующих прав на них; осуществляет согласование решений органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков в пределах придорожных полос федеральных автомобильных дорог или земельных участков, находящихся вне этих полос, но требующих специального доступа к ним, а также земельных участков под стоянки и остановки. 3. Понятие, виды и содержание земельного контроля Земельный контроль как правовая мера выполняет три основные функции: предупредительную, направленную на предотвращение еще не начавшегося противоправного воздействия на земельные участки; информационную, направленную на сбор сведений о подконтрольных объектах и карательную, направленную на привлечение нарушителей земельного законодательства к юридической ответственности. Классификацию видов земельного контроля можно производить по нескольким критериям. По критерию субъекта, осуществляющего земельный контроль, следует выделить государственный, муниципальный, производственный и общественный земельный контроль. При этом необходимо иметь в виду, что государственный земельный контроль может осуществляться только федеральными органами власти. Возможность проведения государственного земельного контроля субъектами РФ ЗК РФ не предусматривает. По критерию направленности контроля, следует различать внешний (надведомственный) и внутренний (внутриведомственный) земельный контроль. Внутренний земельный контроль осуществляется самим хозяйствующим субъектом (соответствующими структурными подразделениями) и носит название производственного. Земельный контроль в отношении организационно не подчиненных объектов проявляется в форме государственного, общественного и муниципального земельного контроля. Государственный земельный контроль – это система мер, проводимых органами государственной власти Российской Федерации, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений федеральных законов и иных нормативных правовых актов, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований в области использования и охраны земель. Государственный земельный контроль следует подразделить на общий, который осуществляется органами общей компетенции (Президент РФ, Правительство РФ и т.д.), и специальный, осуществляемый специально уполномоченными органами исполнительной власти, главным образом, Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости. Государственный земельный контроль как элемент механизма управления земельными ресурсами имеет ряд особенностей. Первая особенность полномочий органов государственного земельного контроля состоит в том, что их деятельность носит надведомственный характер, охватывает все категории земель, а также деятельность любых хозяйствующих субъектов не зависимо от форм собственности. Вторая особенность государственного земельного контроля заключается в содержании мер административного принуждения, применяемым государственными инспекторами к нарушителям земельного законодательства. К числу таких мер относятся меры административной ответственности (предупреждение, штраф), административного пресечения (например, меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдача предписаний) и т.д. Утверждены и перечни должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. Законодательством предусматривается ряд гарантий интересов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц от произвола со стороны контрольных органов посредством уточнения взаимных прав, обязанностей и ответственности, а также установления правовых процедур контроля. Такие гарантии, в частности, предусматривает Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ (ред. от 31 декабря 2005 г.) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований по охране и использованию земель осуществляется в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. № 833 «О государственном земельном контроле». Так, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы осуществляют государственный земельный контроль за соблюдением порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих право на землю; соблюдением порядка переуступки права пользования землей; предоставлением достоверных сведений о состоянии земель; своевременным выполнением обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации и т.д.[39] Государственные инспекторы по использованию и охране земель при выполнении возложенных на них обязанностей имеют право: посещать в порядке, установленном законодательством РФ, при предъявлении служебного удостоверения организации и объекты, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, а также участки, занятые военными, оборонными и другими специальными объектами (с учетом установленного режима посещения); давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения требований земельного законодательства, а также об устранении нарушений, выявленных в ходе проведения проверок; составлять протоколы о нарушениях земельного законодательства и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях с целью привлечения виновных лиц к ответственности и т.д. Муниципальный земельный контроль – это деятельность, осуществляемая органами местного самоуправления в целях обеспечения земельного правопорядка посредством принятия мер по предотвращению, выявлению и пресечению нарушений земельного законодательства в границах муниципальных образований, обеспечения соблюдения правообладателями земельных участков требований в области использования и охраны земель. При определении объекта муниципального земельного контроля следует иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, при его осуществлении органы местного самоуправления не могут присваивать себе функции специально уполномоченных органов государственного земельного контроля. Во-вторых, если государственный земельный контроль (п.1 ст.71 ЗК РФ) и общественный земельный контроль (п.3 ст.72 ЗК РФ) осуществляется за использованием и охраной земель, то муниципальный земельный контроль – только за использованием земель. Такой подход можно объяснить тем, что контроль за охраной земель является разновидностью экологического контроля, который с 1 января 2006 г. органы местного самоуправления не осуществляют. Закон о местном самоуправлении выделяет несколько разновидностей муниципальных образований, причем по замыслу законодателя, муниципальный земельный контроль осуществляется в поселениях, муниципальных районах и городских округах. В муниципальных образованиях городов федерального значения перечень вопросов местного значения определяется законами субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства (п.3 ст. 79). Порядок ведения муниципального земельного контроля определяется нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Например, на территории города-героя Волгограда действует Постановление Администрации города Волгограда от 26 июля 2004 г. № 996 «Об утверждении Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Волгограда», согласно которому муниципальный земельный контроль на территории Волгограда осуществляет Департамент муниципального имущества администрации Волгограда в лице своего структурного подразделения - отдела муниципального земельного контроля. Правообладатели земельных участков по требованию специалиста отдела муниципального земельного контроля обязаны: обеспечивать свое присутствие или присутствие своих представителей при проведении мероприятий по муниципальному земельному контролю; представлять документы о правах на земельные участки, об установлении сервитутов и особых режимов использования земель, проектно-технологические и другие материалы, регулирующие вопросы использования и охраны земель; оказывать содействие в организации мероприятий по муниципальному земельному контролю и обеспечении необходимых условий специалистам отдела муниципального земельного контроля при выполнении указанных мероприятий. Общественный земельный контроль – это деятельность граждан и их объединений по осуществлению проверки соблюдения установленного порядка подготовки и принятия исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления решений, затрагивающих права и законные интересы граждан и юридических лиц, а также за соблюдением требований использования и охраны земель. Осуществляется общественный земельный контроль, исходя из буквального толкования п.2, лишь тремя категориями субъектов: органами территориального общественного самоуправления, общественными организациями (объединениями), гражданами. Характерно отличие субъектов общественного экологического контроля и субъектов земельного контроля: согласно ст.12 Закона об охране окружающей среды, в осуществлении общественного экологического контроля участвуют общественные и иные некоммерческие объединения. ЗК РФ определяет участие общественности в этом смысле более узко (без иных некоммерческих объединений). С другой стороны, в качестве субъекта общественного экологического контроля в Законе об охране окружающей среды не указаны органы территориального общественного самоуправления, что вполне логично, учитывая их зависимость от муниципальных органов власти. Согласно ст.27 Закона о местном самоуправлении под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Правовую основу участия общественности в контроле за состоянием земель составляют Конституция России, Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ред. от 10 января 2006 г.), ЛК РФ, ВК РФ, ЗК РФ и иные нормативные правовые акты. Особым субъектом общественного земельного контроля, не указанным ЗК РФ, являются коренные малочисленные народы и их объединения. Как следует из подп.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (с изменениями от 22 августа 2004 г.), данные субъекты вправе участвовать в осуществлении контроля за использованием земель различных категорий, необходимых для осуществления традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами малочисленных народов. Результаты общественного земельного контроля могут быть отражены в форме обращений, жалоб или иных предусмотренных законодательством формах, и представлены в органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также органы местного самоуправления. Они подлежат обязательному рассмотрению. Например, граждане вправе обратиться в орган местного самоуправления, в котором высказать предложения по совершенствованию его работы в области учета мнения населения при предоставлении земель для строительства, либо о своевременном информировании граждан о намечающемся строительстве. Должностные лица органа местного самоуправления обязаны в течение месяца дать письменный ответ гражданам по существу обращения. В противном случае в соответствии с законом соответствующего субъекта РФ, такие должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности (ст. 32 Закона о местном самоуправлении). Сегодня система общественного земельного контроля еще продолжает формироваться. Наиболее перспективная сфера, которую он может занять – это создание дополнительных информационных возможностей для работы государственного и муниципального земельного контроля. Дублирование функций публичного земельного контроля представляется малоэффективной задачей. В то же время, при налаженном взаимодействии с государственными и муниципальными контрольными органами, общественные объединения и граждане могли бы оперативно предупреждать компетентные органы о существующих земельных правонарушениях во дворе, микрорайоне, квартале (например, о самовольных постройках гаражей, свалках и т.д.). Производственный земельный контроль осуществляется специальной службой (отдельным работником) юридических лиц или индивидуальным предпринимателем на своих земельных участках и имеет задачей проверку соблюдения и исполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности требований законодательства в области использования и охраны земель. Как следует из п.1 ст.73 ЗК РФ, производственный земельный контроль может осуществляться всеми субъектами вещных прав на землю (кроме обладателей сервитута), а также некоторых обязательственных прав (права аренды и права безвозмездного срочного пользования). Естественно, нет никакого смысла организовывать производственный земельный контроль на дачном земельном участке шесть соток. Речь идет об организации производственного контроля на территории крупных землепользователей. Появление таковых на землях сельскохозяйственного назначения является неизбежным в силу п.2 ст.4 Закона об обороте земель, предполагающей появление крупных латифундий размером как минимум 10 % всей площади сельскохозяйственных угодий административно-территориального образования и больше. Не менее актуальным является создание системы производственного земельного контроля юридическими лицами, использующими земли специального назначения (например, в сфере недропользования), либо землях лесного фонда. Остается не совсем ясным, почему согласно п.2 ст.73 ЗК РФ лицо, использующее земельный участок, обязано представить сведения об организации производственного земельного контроля только в специально уполномоченный орган государственного земельного контроля. В этом случае, орган местного самоуправления, не будет располагать необходимой информацией о создании и существовании производственного земельного контроля на своей территории, что едва ли обосновано. Отдельно следует поставить и вопрос о том, какова будет эффективность работы производственного земельного контроля в свете п.2 ст.73 ЗК РФ, согласно которой лицо обязано представить сведения об организации контроля на территории своего земельного участка, и, соответственно, о выявленных недостатках в его использовании. В этом случае органы государственного земельного контроля будут просто обязаны применить к такому лицу меры юридической ответственности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.98.29 (0.015 с.) |