Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система и структура федеральных органов исполнительной властиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Система органов исполнительной власти РФ строится на основе конституционного принципа распределения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Это еще раз свидетельствует о том, что органы исполнительной власти субъектов Федерации проводят единую политику в сфере государственного управления, исполнения федеральных законов как Правительством РФ, так и правительствами республик — субъектов РФ, а также государственной администрацией других субъектов Федерации. Конституция РФ упрочила вертикаль исполнительной власти в рамках полномочий РФ (ст. 71) и предметов совместного ведения федеральных властей и субъектов Федерации (ст. 72). Законодательное закрепление единой системы исполнительной власти в этих сферах (ст. 77 Конституции РФ) ставит Правительство РФ во главу угла как государственный орган, возглавляющий, объединяющий и координирующий деятельность всех государственных исполнительных органов, а также отвечающий за состояние управления делами общества. Обеспечение единства исполнительной власти в РФ на основе строгого соблюдения Конституции РФ, сочетания интересов Федерации и ее субъектов является одной из первостепенных задач Правительства РФ. Конституция РФ устанавливает систему органов исполнительной власти в РФ. Основным критерием систематизации этих органов является разграничение в Конституции полномочий между РФ и ее субъектами. К ведению Российской Федерации (п. "г" ст. 71 Конституции РФ) относятся установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов исполнительной власти. В совместном ведении РФ и ее субъектов находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти. На уровне Российской Федерации по данному вопросу должны приниматься федеральные законы (п. "н" ст. 72). До настоящего времени федеральный закон о системе федеральных органов исполнительной власти не принят, поэтому ее устанавливает своими указами Президент РФ (п. 2 ст. 80 и ч. 1 ст. 112 Конституции РФ). Система органов государственной власти субъектов РФ определяется этими субъектами самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, которые установлены федеральными законами.
Система федеральных органов исполнительной власти представляет собой совокупность органов государственного управления, установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными федеральными нормативными правовыми актами, имеющих свое специальное назначение, организационную структуру и нормативно определенную компетенцию для решения задач и осуществления функций управления. В систему федеральных органов исполнительной власти включаются, таким образом, все органы, которые осуществляют функции государственного управления на федеральном уровне исполнительной власти. Однако органы другой ветви государственной власти (например, законодательной), которые в определенных пределах также могут осуществлять функции государственного управления, не входят в систему федеральных органов исполнительной власти. Под структурой федеральных органов исполнительной власти согласно ст. 112 Конституции РФ понимается перечень центральных органов федеральной исполнительной власти (центральных органов управления), подведомственных Правительству Российской Федерации. Структура федеральных органов исполнительной власти — это перечисление конкретных органов федеральной исполнительной власти, действующих в конкретный период времени с указанием их подчиненности Правительству РФ или Президенту РФ. Таким образом, система органов — это необходимая совокупность органов государственного управления, а структура органов — реально действующая система органов федеральной исполнительной власти. Иначе говоря, "система органов" — это стратегическое понятие, отражающее необходимость создания конкретной совокупности государственных органов, тогда как понятие "структура" характеризует наличие определенной системы органов в тот или иной период времени. Систему органов целесообразно устанавливать в законе как относительно постоянную категорию. Структура органов может изменяться в течение деятельности даже одного состава Правительства РФ. Система органов является более широким понятием, чем их структура, ибо последняя зависит в основном от самой системы органов. Система органов — это избранная законодателем модель федеральных органов исполнительной власти, а структура органов определяет конкретное устройство, внутреннее строение, распределение функций, задач и полномочий в системе государственного управления.
Весьма важное значение имеет установление конкретной структуры федеральных органов исполнительной власти, которая должна соответствовать принципам организации и функционирования исполнительной власти. При определении структуры федеральных органов исполнительной власти должностным лицам следует непременно учитывать многие факторы построения эффективного государственного управления, как то: целесообразность создания того или иного органа в конкретных экономических и политических условиях; его пригодность к деятельности в сложившихся условиях; учет новых достижений в сфере технологии и техники управления; обязательность осуществления органами исполнительной власти всех важнейших функций государственного управления и наделения этих органов соответствующей компетенцией; учет функционального и территориального принципов управления, а также федеративного устройства государства; наличие особых горизонтальных связей между органами управления; важность традиционных связей в системе российского государственного управления; осуществление компетенции органов управления только на основе законов и во исполнение законов; разработка и утверждение организационной структуры каждого органа исполнительной власти. В отличие от законодательной и судебной властей, органы которых работают в автономном режиме, подчиняясь только закону, исполнительная власть всегда действует в режиме жесткого порядка, в системе с определенной административной субординацией и последовательностью внутренней организации, что позволяет в рамках закона осуществлять управленческие функции и оперативно проводить в жизнь принимаемые решения. Федеральные органы исполнительной власти осуществляют государственное управление, руководство и регулирование в следующих сферах: — экономика (например, Министерство промышленности, науки и технологий РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство энергетики РФ); — социально-культурная сфера (например, Министерство образования РФ, Министерство культуры РФ,); — административно-политическая сфера (например, Министерство юстиции РФ, Министерство обороны РФ, Министерство иностранных дел РФ). В основные функции федеральных органов исполнительной власти входят анализ состояния, разработка программ, прогнозирование, моделирование главных направлений развития сфер и отраслей деятельности; определение наиболее благоприятных условий для работы соответствующих предприятий, учреждений и организаций; анализ информации о деятельности органов исполнительной власти; направление главных усилий для перспективного руководства; лицензирование деятельности. Федеральные органы исполнительной власти занимаются подготовкой проектов решений Президента и Правительства РФ по основным направлениям своей деятельности. Однако они вправе и самостоятельно принимать по некоторым вопросам нормативные правовые акты: инструкции, положения и др. Таким образом, органы федеральной исполнительной власти могут оказывать непосредственное воздействие на предприятия, учреждения и организации. Однако возможности распорядительства (распорядительных функций и полномочий) федеральных органов исполнительной власти должны быть строго ограничены законами и иными принятыми на основе законов нормативными правовыми актами. С другой стороны, непосредственное распорядительство должно всегда исключать вмешательство федеральных органов исполнительной власти, которые функционируют в сфере производства и социальной сфере, в производственную и социально-финансовую деятельность предприятий, учреждений и организаций.
Федеральные органы исполнительной власти выполняют множество функций, которые присущи управлению в целом: планирование, оперативное распорядительство, применение мер административного принуждения (административной, финансовой ответственности и т. д.); разработка и принятие нормативно-правовых актов; осуществление контроля и надзора; обобщение информации, обработка статегических данных и информации; учет; разработка программ и прогнозов в системе управления; развитие кадрового персонала управления и т. д. Федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне, т. е. сведениями в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной и оперативно-розыскной деятельности государства, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Соответствующие государственные органы наделяются полномочиями по распоряжению сведениями отраслевой (ведомственной) принадлежности в рамках их компетенции, определенной положением о конкретном государственном органе. В зависимости от характера функций и полномочий федеральные органы исполнительной власти можно классифицировать следующим образом: 1) органы, осуществляющие руководство отраслями либо их однородными комплексами; 2) органы, осуществляющие межотраслевое регулирование и координацию; 3) органы контроля и надзора, осуществляющие в пределах предоставленной им компетенции специализированные функции вневедомственного значения; 4) органы по определенным общегосударственным социально-экономическим проблемам; 5) иные органы, выполняющие специфические по своему характеру функции. Федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, государственные комитеты и др.) образуют специальные коллегии (например, коллегия Государственного комитета РФ по охране окружающей среды).
2 Административно правовой статус высшего учебного заведения Особого внимания государства заслуживает высшее профессиональное образование, которое имеет целью готовить специалистов с высшим образованием для всех отраслей и сфер жизни страны. Высшие учебные заведения также активно участвуют в развитии науки, поскольку здесь сосредоточена половина научных кадров страны. В России имеется 595 государственных и 334 негосударственных вуза*, в которых учатся около 3 млн. студентов. Вузы приобрели значительную административную и хозяйственную самостоятельность. Академические свободы (возможность создавать кафедры, учебные программы и т.д.) были подкреплены экономически. вузы получили в пользование землю, сооружения, будучи свободными от налогов на нее. На основании Порядка приема в государственные вузы, утвержденного приказом Министра образования РФ от 16 марта 1999 г., вузы разрабатывают собственные правила приема, не противоречащие этому документу*. В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»* гражданам России гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в государственных, муниципальных высших учебных заведениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.Установлены три ступени высшего профессионального образования — высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр», «дипломированный специалист», «магистр». Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют соответственно не менее чем 4, 5 и 6 лет. Соответственно этому различаются и дипломы об образовании. Различаются государственные вузы, находящиеся в ведении Российской Федерации, субъектов Федерации, а также муниципальные вузы. Законом определен порядок приема в вуз и подготовки специалистов с высшим и послевузовским профессиональным образованием (аспирантура, докторантура). Управление вузом осуществляется в соответствии с законодательством РФ, типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) и уставом вуза на принципах единоначалия и коллегиальности. Общее руководство государственным или муниципальным вузом возлагается на выборный представительный орган — ученый совет. Его состав, полномочия, порядок выборов и деятельности определяются уставом вуза. Непосредственное управление вузом осуществляет ректор. Ректор государственного или муниципального вуза в порядке, установленном уставом вуза, избирается тайным голосованием на общем собрании (конференции) на срок до пяти лет и утверждается в должности органом управления образованием, в ведении которого находится вуз.
Согласно Положению о статусе ректора государственного вуза Российской Федерации федерального подчинения, утвержденному постановлением Правительства от 11 июня 1996 г.*, ректор несет ответственность за подготовку высококвалифицированных специалистов, руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью государственного вуза, исполнение законодательства РФ, реализацию решений органов государственной власти и в части обеспечения выполнения указанных задач осуществляет функции представителя государства в учебном заведении. Факультет возглавляет декан, избранный ученым советом из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов соответствующего профиля, имеющих ученую степень или ученое звание. Основным звеном вуза является кафедра во главе с ее заведующим. Кафедра ведет учебную, методическую и научную работу по соответствующим дисциплинам, проводит воспитательную работу среди студентов, осуществляет подготовку научно-педагогических кадров. Образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) создается в целях повышения профессиональных знаний специалистов, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций. Положение о нем утверждено постановлением Правительства от 26 июня 1995 г.* В интересах использования научного потенциала вузов и улучшения материального положения профессорско-преподавательского состава формируется новая сфера бизнеса — образовательные услуги, которые во всем мире считаются одной из самых прибыльных отраслей. В Москве создан Международный технологический университет (МТУ). В мире аналогов этому пока нет. Основное назначение МТУ — использование и распространение уникального дидактического и методического опыта российской инженерной школы для повышения квалификации специалистов учебных заведений зарубежных стран по их заявкам, прежде всего по дисциплинам, связанным с авиастроением, космонавтикой, машиностроением, металловедением, композиционными материалами. Новым явлением стала подготовка управленческих кадров высшего и среднего звена для организаций народного хозяйства Российской Федерации в российских образовательных учреждениях и за рубежом, предусмотренная Указом Президента от 23 июля 1997 г* и постановлением Правительства от 15 сентября 1997 г.** Специальными положениями определены порядок и условия участия в конкурсном отборе специалистов и требования, предъявляемые к российским образовательным учреждениям, для участия в реализации государственного плана подготовки таких кадров.Образовательные учреждения должны иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности в области высшего профессионального и(или) дополнительного образования по экономическим и управленческим специальностям, пройти аккредитацию, дающую право на выдачу документов государственного образца о профессиональной переподготовке и(или) повышении квалификации, а также иметь опыт реализации программ подготовки управленческих кадров высшего и среднего звена не менее трех лет.
Билет 18.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.224.116 (0.014 с.) |