Контроль органов законодательной (представительной) власти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контроль органов законодательной (представительной) власти



Контрольные полномочия Совета Федерации Федерального Собрания РФ реализуются:

· при утверждении указа Президента РФ о введении военного положения;

· утверждении указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;

· решении вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;

· отрешении Президента РФ от должности;

· назначении на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

· назначении на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;

· назначении на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Контрольные полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ реализуются:

ü при даче согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

ü решении вопроса о доверии Правительству РФ;

ü назначении на должность и освобождении от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

ü назначении на должность и освобождении от должности Уполномоченного по правам человека;

ü объявлении амнистии;

ü выдвижении обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности;

ü выражении недоверия Правительству РФ.

 

Контроль в системе органов исполнительной власти.

Функции го­сударственного контроля осуществляют Правительство, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, а также соответствующие органы исполнительной власти субъектов Фе­дерации.

Правительство Российской Федерации как орган общей компетен­ции наделено широкими контрольными полномочиями в отношении федеральных органов исполнительной власти и органов исполнитель­ной власти субъектов Федерации. Согласно ст. 114 Конституции и Фе­деральному конституционному закону «О Правительстве Российской Федерации», оно осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан и иные полномочия, возложенные на него Конститу­цией, федеральными законами и указами Президента В пределах своей компетенции оно организует исполнение федеральных консти­туционных законов, федеральных законов, нормативных указов Пре­зидента, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за исполнением их федеральными ор­ганами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению нарушений действующего законодательства.

Правительство вправе отменять акты федеральных органов испол­нительной власти или приостанавливать их действие. Оно направляет в законодательные (представительные) органы и органы исполнитель­ной власти субъектов Федерации проекты своих решений по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Предложения указан­ных органов по таким проектам подлежат обязательному рассмотре­нию в Правительстве РФ.

Правительство обеспечивает соблюдение федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъек­тов Федерации и способствует их взаимодействию. Оно разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами испол­нительной власти и органами исполнительной власти субъектов Феде­рации. Для этих целей создаются согласительные комиссии из предста­вителей заинтересованных сторон.

Правительство вносит предложения Президенту страны о приоста­новлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их противоречия федеральной Конституции, фе­деральным конституционным законам, федеральным законам, между­народным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнитель­ной власти могут осуществлять межотраслевой (надведомственный) и отраслевой (внутриведомственный) контроль. Среди этих органов имеются такие, основной деятельностью которых является именно межотраслевой (специализированный) контроль, например, Минис­терство по антимонопольной политике и поддержке предпринима­тельства, Министерство по налогам и сборам, Государственный тамо­женный комитет, Федеральная служба по валютному и экспортному контролю. Большинство же федеральных министерств и иных феде­ральных органов исполнительной власти осуществляют контроль по отраслям и сферам своей деятельности. Так, в финансово-экономичес­кой сфере контроль осуществляют министерства финансов, экономи­ки, государственного имущества, Центральный банк России. Жесткий контроль за целевым использованием бюджетных средств — одна из основных задач экономической политики. В связи с этим министерст­вам финансов, экономики и Центральному банку поручено ежеквар­тально докладывать Правительству о ходе выполнения федерального бюджета и сконцентрировать свои усилия на финансовой стабилиза­ции и укреплении курса рубля.

Контроль в сфере правопорядка осуществляют министерства юсти­ции, внутренних дел, в сфере природопользования, производства и реализации сельскохозяйственной продукции — Министерство при­родных ресурсов, Государственный комитет по охране окружающей среды, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Минис­терство экономики, Федеральная служба лесного хозяйства.

· Общий контроль органов исполнительной власти включает контроль за исполнением и соблюдением Конституции, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ; консолидацию, объединение подведомственных (подконтрольных) органов по направлениям деятельности; заслушивание докладов и отчетов полномочных представителей подконтрольных органов о результатах и состоянии их деятельности. Общий контроль осуществляют: Правительство РФ, правительства республик в составе РФ, администрации (правительства) иных субъектов РФ.

· Межотраслевой контроль органов исполнительной власти осуществляется в целях обеспечения единообразного решения комплексных задач, относящихся к ряду отраслей управления, органами исполнительной власти надведомственной компетенции; между субъектами и объектами контрольной деятельности отсутствует организационная подчиненность. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие межотраслевой контроль: Министерство внутренних дел РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство природных ресурсов РФ, Министерство промышленности и энергетики РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство транспорта РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство юстиции РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и др.

· Отраслевой контроль органов исполнительной власти осуществляется органами как отраслевой, так и исполнительной власти межотраслевой компетенции, по определенным вопросам внутриведомственного характера, между субъектами и объектами этого контроля существует организационная подчиненность.

Судебный контроль.

Согласно ст. 118 Конституции, судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Рос­сийской Федерации»* определяет виды, порядок создания судов и уп­равления ими, а также основные принципы их деятельности. Кроме ныне действующих судов, в субъектах Федерации могут учреждаться специализированные федеральные суды по рассмотрению граждан­ских и административных дел. Конституционный (уставный) Суд субъ­екта Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Федерации, нормативных правовых актов органов государст­венной власти субъекта Федерации, органов местного самоуправления субъекта Федерации конституции (уставу) субъекта Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Федерации. Мировые судьи рассматривают, кроме гражданских и административных дел, также уголовные дела.

Контрольные полномочия Конституционного Суда Российской Фе­дерации в сфере исполнительной власти и порядок их осуществления определены Конституцией и Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации»*. Деятельность этого органа призвана служить укреплению основ кон­ституционного строя Российской Федерации, защите основных прав и свобод человека и гражданина, утверждению начал законности в правотворчестве и правоприменении, обеспечению верховенства и прямо­го действия Конституции на всей территории страны.

Контрольные полномочия Конституционного Суда РФ в сфере ис­полнительной власти предусмотрены ст. 125 Конституции. Реализуя эти полномочия, суд разрешает дела о соответствии Конституции нор­мативных актов Президента, Правительства и органов исполнитель­ной власти субъектов Федерации, изданных по вопросам, относящим­ся к ведению органов государственной власти и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и ее субъек­тов, разрешает споры о компетенции, включая споры между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектами. Воз­можно разрешение и других дел, связанных с конституционным судеб­ным контролем за актами органов исполнительной власти и ее долж­ностных лиц. Акты или их отдельные положения, признанные некон­ституционными, утрачивают силу.

Конституционный Суд, выявив конкретные нарушения Конститу­ции или/и законодательства, действующего на территории России, своим представлением может обратить на это внимание органа испол­нительной власти и должностных лиц. Представление должно быть рассмотрено субъектом, которому оно адресовано, не позднее чем в месячный срок со дня его получения; Конституционный Суд незамед­лительно уведомляется о результате рассмотрения представления и мерах по его реализации.

Решение Конституционного Суда по спору о компетенции между органами исполнительной власти является основанием для отмены или изменения нормативных актов, определяющих компетенцию этих органов.

Формы контроля судов общей юрисдикции за деятельностью органов исполнительной власти имеют свои особенности. Основной задачей судов общей юрисдикции является рассмотрение уголовных, граждан­ских, административных и иных дел. Контрольная же функция осу­ществляется ими не отдельно, а в процессе рассмотрения этих дел.

При рассмотрении уголовных дел, особенно о должностных пре­ступлениях, суд исследует не только действия подсудимого как долж­ностного лица органа исполнительной власти, но и условия, способст­вовавшие возникновению дела. За совершенное преступление винов­ный привлекается к ответственности, о чем выносится приговор. Фор­мой же реагирования суда на выявленные недостатки в работе органа исполнительной власти, которые способствовали тем или иным нару­шениям и преступлению должностного лица, может быть частное оп­ределение. В нем обращается внимание соответствующего органа ис­полнительной власти, должностного лица на факты нарушения закона, причины и условия, способствовавшие совершению преступления и требующие предупредительных мер. Субъект, которому адресовано частное определение, обязан в месячный срок рассмотреть его и сооб­щить суду о принятых мерах.

При рассмотрении судами общей юрисдикции гражданских дел также осуществляется контроль за деятельностью органов исполни­тельной власти. Круг дел, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства, весьма обширный. Сюда относятся дела искового производства, производство по делам, возникающим из администра­тивных правоотношений, и особое производство. Это, например, дела о восстановлении на работе, о нарушении авторских прав, об отказе в разрешении на обмен жилой площади, о неправильности записи в книге актов гражданского состояния и др. При рассмотрении этих и других дел суд, кроме решения вопроса по существу, изучает с позиций закона правомерность действий соответствующих органов исполни­тельной власти и издаваемых ими правовых актов, тем самым осущест­вляя контроль за их деятельностью. При необходимости в выносимых судами решениях, определениях или постановлениях указывается, что суд признает акты управления незаконными. Обнаружив нарушение законности либо существенные недостатки в работе органа исполни­тельной власти, суд выносит частное определение.

По административным делам (мелкое хулиганство, мелкое хищение и др.) суд проверяет законность действий органа исполнительной влас­ти по привлечению лица к административной ответственности и при­меняет одну из возможных мер воздействия. При необходимости суд дает оценку неправомерным действиям органа исполнительной власти и устраняет допущенные нарушения (например, прекращает производ­ство по делу о мелком хулиганстве, поступившему из органа внутрен­них дел).

В условиях рыночной экономики особая роль отводится системе арбитражных судов. Этот вид правосудия позволяет установить жест­кую дисциплину договорных отношений, пресечь экономический про­извол чиновников, цивилизованно осуществлять процесс банкротства, защитить интересы предпринимателей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 673; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.013 с.)