Административное правонарушение: юридический состав 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Административное правонарушение: юридический состав



Легальное определение сформулировано в ст. 2.1 КоАП: административным правонарушением признается противоправное, виновное действие(бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Признаки правонарушения:

1. Это деяние (действие или бездействие)

2. Общественно опасное деяние (любое административное правонарушение посягает на установленный порядок, причиняет ему тот или иной вред, нарушает упорядоченность, согласованность, гармоничность управленческих отношений)

3. Противоправное деяние (противоправность деяния заключается в нарушении или невыполнении юридическим лицом, должностным лицом или гражданином установленных правил, норм, стандартов и требований. При этом противоправное деяние не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности обычно достаточно самого факта нарушения требований, предписанных правовой нормой, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний)

4. Виновное деяние (вина это психическое отношение правонарушителя к совершенному общественно опасному, противоправному действию или бездействию, его последствиям в форме вины или неосторожности. Вина юридически лиц как в ГП.)

5. Наказуемое деяние (конкретное действие или бездействие может быть признано административным правонарушением только в том случае, если за его совершение законодательством предусмотрена административная ответственность).

В теории административного права под составом административного правонарушения понимается единство установленных КоАПом объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как административное правонарушение.

К объективным элементам относятся: объект посягательства, т.е. регулируемые и охраняемые административным правом общественные отношения, и объективная сторона административного правонарушения, внешние признаки, характеризующие противоправное действие или бездействие, результат посягательства, причинную связь между деянием и наступившими последствиями, место, время, обстановку, способ, орудия и средства совершенного административного правонарушения.

К субъективным элементам состава относятся признаки, характеризующие субъекта административного правонарушения(возраст, вменяемость, особенности административно-правового статуса), вина в форме умысла или неосторожности, мотив и цель.

1.Объект.

общим объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области исполнительно-распорядительной деятельности и регулируемые нормами административного (конституционного, экологического, таможенного, трудового и др.)

в качестве родового объекта административного правонарушения выступают: личность, права и свободы граждан, общественная безопасность, собственность, государственный и общественный порядок, отношения в сфере экономики, установленный порядок управления.

Каждое конкретное правонарушение имеет видовой, т.е. непосредственный, объект посягательства.

2. Объективная сторона.

Объективная сторона состава характеризует правонарушение как антиобщественный акт внешнего поведения нарушителя норм права, влекущий административную ответственность и выражающийся в действии или бездействии и наступившем результате.

Квалифицирующие признаки:

· Повторность (совершение одним лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному наказанию)

· Неоднократность (совершение более двух однородных правонарушений)

· Злостность (четко выраженное нежелание правонарушителя подчиняться неоднократно предъявляемым законным требованиям, предупреждениям полномочного должностного лица, представителя власти)

· Систематичность (правонарушение, совершаемое в течение года несколько раз, причем в какой-нибудь сфере, одними и теми же субъектами)

· Продолжаемые административные правонарушения – совершение одним и тем же лицом нескольких тождественных правонарушений, за каждое из которых нарушитель должен привлекаться к административной ответственности

· Длящимся административным проступком является длительное невыполнение требований правовой нормы в виде действия или бездействия (хранение).

3.Субъект

Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица.

Общим субъектом административного правонарушения признаются вменяемые, достигшие 16 лет граждане России.

Специальным субъектом административного проступка выступают должностные лица, родители несовершеннолетних детей, находящихся на территории нашей страны иностранные граждане, не пользующие дипломатическим иммунитетом, и лица без гражданства.

Существенными особенностями в качестве субъектов административных правонарушений характеризуются должностные лица. Они несут административную ответственность не только за собственные действия(бездействие), но и за действия подчиненных им работников, нарушающих соответствующие правила.

Под должностными лицами, согласно КоАПу, понимаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти, т.е. наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости.

Как должностные лица несут ответственность и индивидуальные предприниматели, а также руководители и служащие юридических лиц(организаций) независимо от формы собственности, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением в своих структурах управленческих функций.

Субъективная сторона.

Представляет собой вину и может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

Действуя с умыслом, правонарушитель сознает противоправный характер своего действия или бездействия, предвидит возможность или неизбежность наступления вредных последствий противоправного результат и желает его наступления (прямой умысел) или не желает, но предвидит и сознательно его допускает либо относится к нему безразлично – косвенный умысел.

Содержание умышленной вины определяется характером административного правонарушения, состав которого может быть формальным или материальным.

Формальным признается такой состав административного правонарушения, который не предусматривает наступления в результате его совершения какого-либо общественно опасного, вредного последствия.

Материальный состав административного правонарушения включает в себя помимо противоправного действия или бездействия обязательное наступление в результате их совершения общественно опасных последствий.

Административный проступок может быть совершен и по неосторожности. Неосторожная вина проявляется в двух формах легкомыслие и неосторожность.

Легкомыслие состоит в том, что лицо предвидит возможность наступления противоправного результата, но самонадеянно рассчитывает его предотвратить.

Небрежность состоит в непредвидении возможности противоправных последствий, хотя при данных обстоятельствах лицо должно было и могло их предвидеть.

Субъективную сторону могут характеризовать мотив и цель правонарушения. В некоторых слкчаях цель выступает в качестве признака состава, а ее отсутствие исключает возможность признаниях названных действий административными правонарушениями.

Виды административных правонарушений:

· Административные правонарушения, посягающие на права граждан

· Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность

· Административные правонарушения в области охраны собственности

· Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования

· Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике

· Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель

· Административные правонарушения на транспорте

· Административные правонарушения в области дорожного движения

· Административные правонарушения в области связи и информации

· Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности

· Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг

· Административные правонарушения в области таможенного дела

· Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти

· Административные правонарушения в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ

· Административные правонарушения против порядка управления

· Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность

· Административные правонарушения в области воинского учета

 

2. 2. Государственное управление таможенным делом

Таможенное дело – совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Функции государства в области таможенного дела возложены на Федеральную таможенную службу РФ. Общее руководство таможенным делом в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

 

Таможенные органы выполняют следующие основные функции (обязанности):

  • проводят таможенный контроль
  • содействуют развитию внешней торговли Российской Федерации, внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, ускорению товарооборота;
  • взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;
  • обеспечивают на территории Российской Федерации с облюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза;
  • обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав на объекты интеллектуальной собственности;
  • выявляют, предупреждают, пресекают преступления и административные правонарушения, отнесенные законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов,
  • осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.157.186 (0.013 с.)