ТОП 10:

Понятие и цели охраны земель



Анализ состояния земельных ресурсов показывает, что уровень экологически допустимого воздействия на землю в ряде регионов страны превышен, существует реальная угроза полного истощения и загрязнения земель. Серьезную опасность представляют опустынивание земель (ущерб составляет 25 млрд. рублей в год), эрозия почв (эродированы 21 % всех земель сельскохозяйственного назначения, 44 % - эрозионно опасны), истощение плодородного слоя (ежегодно теряется около 0,6 тонн гумуса на 1 га, на черноземных почвах - до 0,9 тонн), засоление земель (около 20 % сельскохозяйственных угодий), заболачивание и переувлажнение земель (более 19 % всех земель сельскохозяйственного назначения), деградация пастбищ и сенокосов (около 50 % их площади), массовое подтопление земель (около 1300 городов и других поселений - в опасной зоне), техногенное загрязнение земель.[101]

Именно поэтому глава «Охрана земель» поставлена в ЗК РФ на второе, после общих положений, место, что характеризует изменение законодательных приоритетов в России. Вытекающие из положений данной главы требования, обусловленные ч.2 ст. 36 Конституции России, относятся как к органам публичной власти, так и землепользователям. В частности, ЗК РФ возлагает как на собственников земельных участков, так и на лиц - не собственников обязанности по использованию земельных участков способами, не причиняющими им вреда как природному объекту, а также осуществлению мероприятий по охране земель, соблюдению порядка пользования находящихся на участках иных природных объектов (лесов, вод и т.д.), не допущению загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий (ст.42).

Необходимость охраны земель прямо вытекает из принципов земельного законодательства, сформулированных в ст.1 ЗК РФ, включая учет значения земли как основы жизни и деятельности человека; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве над использованием земли в качестве недвижимого имущества и т.д.

Согласно п.1 ст.4 Закона об охране окружающей среды, одним из объектов охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли и почвы. В этой связи интересна позиция законодателя, разделяющего эти два объекта. Представляется, что это сделано не случайно. Охрана почв (и их плодородия) представляет интерес большей частью применительно к категориям земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда, где земля выступает в качестве средства производства. В отношении остальных категорий земель мероприятия по охране почв носят производный характер. Например, согласно п.4 ст. 13 ЗК РФ, при проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.

Законодательного определения охраны земель нет ни в ЗК РФ, ни в ином законодательном акте либо правоприменительной практике. Поэтому при рассмотрении понятия и целей охраны земель следует иметь в виду следующее обстоятельство. В связи с тем, что земельные отношения – это отношения по использованию и охране земель (п.1 ст.3), а также учитывая, что земля является важнейшим природным объектом и составной частью окружающей среды (ст.1), становится очевидным, что мероприятия по охране земель распространяются на все категории земель в земельном фонде России.

Но является ли одинаковым перечень мероприятий по охране земель для всех категорий земель в земельном фонде России? Представляется, что нет. Так, земли поселений не выступают основой обеспечения продовольственной безопасности страны, их использование не предполагает повышения их плодородия, внесения минеральных удобрений, мелиорацию и т.д. Поэтому многие природоохранные мероприятия, актуальные для земель сельскохозяйственного назначения, для земель поселений не актуальны и не нужны, например, мелиорация.

Другой пример. Различны цели лесопользования на землях лесного фонда и в городе. Учитывая, что использование городских лесов ориентировано на культурно-массовые и рекреационные мероприятия (например, в отличие от лесов III группы), различными будут цели и методы охраны лесов. Так, авиационная охрана лесов от пожаров не применима для охраны городских лесов. Намного менее актуально (по размаху и затратам) и проведение в городских лесах мероприятий по их защите от вредителей и болезней. Аналогичные отличия в целях и методах охраны земель можно обнаружить применительно к любым категориям земель в земельном фонде России. При этом нельзя упускать из виду общее сходство целей и задач охраны земель всех категорий - недопущение вредных воздействий в ходе хозяйственной деятельности на землю как составную часть окружающей среды и необходимость принятия быстрых и эффективных мер в случае, если такое вредное воздействие все же состоялось.

Кроме того, следует иметь в виду, что особенности охраны отдельных категорий земель не мыслимы без мероприятий по охране иных природных объектов, расположенных на таких земельных участках. Например, охрана земель лесного фонда невозможна без учета интересов охраны лесов; охрана земель водного фонда – без охраны водных объектов. В отношении же других категорий охрана земель (почв) имеет самостоятельное значение (земли сельскохозяйственного назначения).

Охрана земель – это совокупность предусмотренных нормами права организационных, экологических, экономических и иных мер, направленных на сохранение, восстановление и улучшение качества земель всех категорий как составной и неотъемлемой части окружающей среды в интересах обеспечения ее благоприятного состояния. Данное определение прямо вытекает из международных природоохранных документов и конституционной нормы о том, что земля является основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В самом общем виде система землеохранных мероприятий состоит из трех направлений: сохранение земли, т.е. недопущение ухудшения ее качественных показателей; восстановление качества земель (посредством рекультивации); улучшение состояния земель (посредством мелиорации).[102]

Рассматривая понятие «охрана земель», нельзя обойти вниманием проблему соотношения «охраны» и «использования» земель, тем более что данному вопросу посвящен абзац второй п.1 ст.12 ЗК РФ. Действующее законодательство указывает на один правомерный вариант такого соотношения – рациональное использование земель, которое в ГОСТе определено как «обеспечение всеми землепользователями в процессе производства максимального эффекта в достижении цели землепользования с учетом охраны земель и оптимального взаимодействия с природными факторами».[103] Необходимость точного уяснения данного термина прямо вытекает из действующего законодательства, связывающего с рациональным или нерациональным использованием земель различные правовые последствия вплоть до изъятия земельного участка (ст. 285 ГК РФ).

В научной литературе за последние годы сформировалось два принципиальных подхода к соотношению понятий «рациональное использование» и «охрана» земель. По мнению одной группы авторов, рациональное использование и охрана земель представляют собой самостоятельные группы общественных отношений, то есть это различные явления в сфере взаимодействия общества и природы. Другая группа авторов полагает, что рациональное землепользование включает также и охрану земли в процессе ее использования. Иными словами, землепользование является рациональным при выполнении землепользователем комплекса мероприятий по охране земли.[104] Так, В.Н. Харьков пишет, что «под рациональным использованием земель следует понимать эффективное, целевое (либо с соблюдением иного правового режима) использование земель, осуществляемое с соблюдением публичных интересов, с учетом экологических связей в окружающей природной среде и в сочетании с охраной земли как основы жизни и деятельности человека».[105]

К.Х. Ибрагимов и А.К. Ибрагимов считают, что понятие «правовая охрана земель» имеет полное право на существование, однако употребляться оно должно в тех случаях, когда речь идет о неиспользуемых земельных участках. В тех же случаях, когда мы имеем дело с земельными участками, используемыми в качестве средства сельскохозяйственного производства, целесообразно, на наш взгляд, ограничиться термином «рациональное использование земель».[106] Представляется, что охрану земель не следует сводить лишь к случаям их неприкосновенности. Наоборот, охрана сочетается с интенсивным использованием земельных ресурсов и является необходимым условием их длительного и эффективного использования. В тоже время, использование и охрана земель находятся в сложном соотношении.

На наш взгляд, охрана земель любой категории и их рациональное использование являются двумя сторонами одной медали, поскольку отражают две формы взаимодействия общества и природы: природопользование и охрану природы. Когда мы говорим о рациональном использовании земель, то предполагаем соблюдение экологических, градостроительных и иных требований в процессе использования земельных участков. В этом случае не возникает необходимости в применении мер по охране земель, следовательно, в определенном смысле требования рационального использования и охраны земель сливаются. Однако в случае, если предусмотренные законодательством требования в процессе эксплуатации земель не соблюдаются, происходит ухудшение качества земель, и, соответственно, окружающей среды. В этом случае мероприятия по охране земель будут нацелены на обеспечение соблюдения природопользователями установленных законодательством норм и правил по охране земель.

Представляется, что охрана земель только в двух случаях не будет никак связана с проблемой рационального использования земель. Это произойдет, во-первых, при создании особо охраняемых природных территорий (например, государственных природных заповедников), полностью изъятых из любого хозяйственного использования и законсервированных в естественном состоянии для будущих поколений людей, и, во-вторых, на землях запаса.

Общими целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нару­шения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйствен­ной деятельности, а также обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградация, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной и иной деятельности. Однако данные цели, как справедливо отмечалось в научной литературе, носят декларативный характер и не соответствуют сложившимся экологическим условиям, а также носят ярко выраженную сельскохозяйственную направленность. Между тем количество и качество земель иных категорий в равной мере нуждаются в правовом обеспечении усиления их охраны.[107] Полностью соглашаясь с этой справедливой оценкой, тем не менее, попробуем разобраться с содержанием указанных понятий.

Деградация почв представляет собой совокупность процессов, приводящих к изменению функций почвы как элемента природной среды, количественному и качественному ухудшению ее свойств и режимов, снижению природно-хозяйственной значимости земель.

Захламление земель - размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов (металлолом, стеклобой, строительный мусор, древесные остатки и др.).

Загрязнение земель - ухудшение в результате антропогенной деятельности (включая аварии) качества земель, в том числе лишенных плодородного слоя почвы (карьеры, каменистые поверхности и т.д.), характеризующиеся увеличением (появлением) химических веществ или уровня радиации по сравнению с их ранее существовавшими значениями (фоновыми или на начало сравниваемого периода).

Нарушенные земли - земли, утратившие свою хозяйственную ценность или являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного покрова, гидрологического режима и образования техногенного рельефа в результате производственной деятельности человека.

Соответственно, под восстановлением земель следует понимать возврат землям существующего ранее плодородия, нарушенного прошлой деятельностью человека или природными процессами.[108]

За нарушение предусмотренных ЗК РФ обязанностей по охране земель, собственники, владельцы, пользователи и арендаторы могут быть привлечены к юридической ответственности. Так, например, в соответствии со ст.8.6. КоАП РФ виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности за порчу земель; ст. 8.8 предусматривает административную ответственность за использование земель не по целевому назначению и т.д. В случае повышенной общественной опасности деяния, к виновным могут быть применены и меры уголовной ответственности (ст.254 УК РФ). Наконец, за нарушение норм и правил по охране земель предусмотрены меры земельно-правовой ответственности (п.2 ст. 45 ЗК РФ).

Содержание охраны земель

Предусмотренные ст.13 ЗК РФ обязанности собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков являются важным землеохранным дополнением обязанностей указанных лиц, предусмотренных ст.42 ЗК РФ. Такие мероприятия можно разделить на три группы. Во-первых, это профилактические мероприятия, проведение которых позволит предотвратить в будущем вред земельным участкам. В их числе - сохранение достигнутого уровня мелиорации, защита сельскохозяйственных угодий и других земель от заражения бактериально-паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарниками и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель, а также защита земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.

Во-вторых, это ликвидация последствий уже свершившегося ухудшения качества земель, включая ликвидацию последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, захламления земель и рекультивацию нарушенных земель, восстановление плодородия почв, своевременное вовлечению земель в оборот. Последняя норма ст.13 ЗК РФ сформулирована, на наш взгляд, не совсем удачно, поскольку допускает двоякое толкование: как гражданского оборота (в части возможностей по распоряжению земельным участком) и как сельскохозяйственного оборота (например, севооборота). Только из контекста данной статьи становится ясно, что речь идет о последнем.

Третья группа обязанностей направлена на обеспечение сохранения плодородия почв в момент их использования при проведении работ, связанных с нарушением земель.

В случае выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям, проведение землеустройства является обязательным (ст.3 Закона о землеустройстве).

Часть предусмотренных п.1 ст.13 ЗК РФ мероприятий распространяется на все категории земель и актуальна для них в одинаковом объеме, например, в части предотвращения загрязнения земель радиоактивными и химическими веществами либо биогенного загрязнения. Действительно, радиационное загрязнение опасно для здоровья человека и на землях обороны, и на землях поселений, и на землях водного фонда и на любых других категориях земель.

Однако большинство указанных мероприятий нацелено на охрану земель сельскохозяйственного назначения, где в качестве самостоятельного объекта охраны выступают почвы. Почвы - поверхностный слой земли, представляющий собой природное образование, состоящее из минеральных и органических веществ, воды, воздуха, почвенных организмов и продуктов их жизнедеятельности, обладающее особым составом, строением и свойствами в зависимости от природно-климатических условий почвообразования, обеспечивающее среду обитания и жизнедеятельности человека, животных и растений, и выполняющее экологические, санитарно-гигиенические и хозяйственные функции.

Как справедливо отмечал Н.Т. Разгельдеев, почвы «являются самостоятельным природным телом для обеспечения биологической жизни и как ресурс выступают главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве. В этом качестве почвенный фонд и становится объектом права в природоохранительных правоотношениях. По поводу почв уже сложились особые общественные отношения, порождающие иной способ и характер деятельности, чем деятельность по поводу вод, лесов, недр и т.д.».[109]

Задача охраны почв решается законодателем двумя путями. Во-первых, в ряде статей Закона об охране окружающей среды и ЗК РФ на природопользователей и органы государственной власти (местного самоуправления) возлагаются общие обязанности на охране и рациональному использованию почв. Такие требования можно продемонстрировать на примере п.3 ст. 40, ст. 42-43, п.2 ст. 51 и ряда других статей Закона об охране окружающей среды и ст.42,45,46,56,58,62 и ряде других статей ЗК РФ. При этом характерно, что в ряде статей названных законов наблюдается разграничение «охраны земель» и «охраны почв», что объясняется экологическими особенностями данного компонента природной среды.

Во-вторых, охрана почв осуществляется посредством установления на отдельных земельных участках или территориях особого режима охраны уникальных почв посредством ведения Красной книги почв РФ и Красной книги почв субъектов РФ (ст.62 Закона об охране окружающей среды). Почвы, представляющие по своим характеристикам особую ценность для Российской Федерации или ее субъекта, подлежат внесению в такие книги, с установлением режима особой охраны и выведению из активного хозяйственного использования. На наш взгляд, такая мера должна применяться в тех случаях, когда размер территории или иные обстоятельства не влекут придание ей статуса особо охраняемой природной территории. Для ее реализации необходима разработка ряда законов РФ и субъектов РФ, а также подзаконных актов обоих уровней, которыми должен предусматриваться порядок и критерии отнесения почв к редким и находящимся под угрозой исчезновения, а также порядок установления режимов использования земельных участков, почвы которых отнесены к редким и находящимся под угрозой исчезновения и занесены в Красную книгу почв РФ или субъекта РФ.

Мероприятия по охране почв и земель предусмотрены рядом специальных законов Российской Федерации и ее субъектов. Например, такие мероприятия предусматриваются Законом об охране окружающей среды. Так, ст. 43 посвящена природоохранным мероприятиям при осуществлении мелиорации земель; ст. 49 устанавливает перечень экологических требований при проведении химизации и т.д. Другие нормативные акты экологического и земельного законодательства конкретизируют и дополняют указанные направления почвоохранных мероприятий:

а) установлением обязанности сельских товаропроизводителей соблюдать требования в области повышения плодородия земель, проводить мероприятия по охране почв и земель. Под плодородием земель сельскохозяйственного назначения понимается способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений. Обеспечение плодородия земель предполагает осуществление производства сельскохозяйственной продукции способами, которые создают условия для воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключают или ограничивают неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду в целях предотвращения деградации земель.

В ходе ведения сельскохозяйственного производства землепользователи обязаны соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных и противоэрозионных мероприятий, а также представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов и т.д. (ст.1 и ст. 8 Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ (ред. от 22 августа 2004 г.) «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»).

б) Порядок применения пестицидов и агрохимикатов определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами с учетом фитосанитарной, санитарной и экологической обстановки, потребностей растений в агрохимикатах, состояния плодородия земель (почв), а также с учетом рационов животных. Безопасность применения пестицидов и агрохимикатов обеспечивается соблюдением установленных регламентов и правил применения пестицидов и агрохимикатов, исключающих их негативное воздействие на здоровье людей и окружающую природную среду. Пестициды и агрохимикаты применяются только при использовании специальной техники и оборудования. Применение пестицидов ограниченного использования должно осуществляться на основании разрешений специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти только гражданами, имеющими специальную профессиональную подготовку.[110]

в) Закон о мелиорации понимает под мелиорацией земель коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий. Граждане и юридические лица, которые эксплуатируют мелиоративные системы, отдельно расположенные гидротехнические сооружения и защитные лесные насаждения, обязаны содержать указанные объекты в исправном (надлежащем) состоянии и принимать меры по предупреждению их повреждения.

г) Согласно ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ред. от 31 декабря 2005 г.), в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

д) Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 31 декабря 2005 г.) запрещает захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Наряду с требованиями о соблюдении запретов и нормативов, ст.13 ЗК РФ предписывает субъектам земельных отношений и совершение активных действий, направленных на охрану земель, в том числе проведение рекультивации земель. Рекультивация земель - комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды.

Рекультивации подлежат земли, нарушенные при разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа; прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геологоразведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова; ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений; складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов; строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.); ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы; проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов.[111]

Согласно п.2 ст.13 ЗК РФ, в целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий. Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований.

Нам представляется, что предусмотренная данной нормой оценка состояния земли не может проводиться «с учетом экологической экспертизы». Подобный вывод очевиден в контексте ст.1 Федерального закона «Об экологической экспертизе» (ред. от 31 декабря 2005 г.). Согласно указанной статье, экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой (курсив наш)хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Следовательно, экологическая экспертиза проводится на стадии планируемой деятельности и состоит в оценке представленных проектных документов, из которых текущая или последующая «оценка состояния земель» не вытекает. Такую оценку можно дать по результатам текущего государственного экологического контроля, руководствуясь при этом установленными законодательством санитарно-гигиеническими и иными нормами и требованиями (например, нормативами ПДК), на смену которым в ближайшем будущем придут технические регламенты.

Совсем другое дело – предусмотренная тем же пунктом оценка «эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель», наличие которых в проектной документации является обязательным.

В качестве отдельной разновидности санитарно-гигиенических и экологических требований, направленных на обеспечение, в том числе, и охраны земель, следует назвать установление санитарно-защитных зон и очистных сооружений. Санитарно-защитная зона – это установленный в соответствии с санитарной классификацией для экологически опасных предприятий и иных объектов участок земли, прилегающий к их территории, в целях создания «барьера» между предприятием и жилой застройкой для обеспечения права граждан на благоприятную окружающую среду. В большинстве случаев экологическое и природоресурсовое законодательство прямо запрещает ввод в эксплуатацию, например, животноводческих ферм и других производственных комплексов, не имеющих очистных сооружений и санитарно-защитных зон (ст. 105 ВК РФ).

В соответствии с п.4 ст.13 ЗК РФ при проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель. Указанный комплекс работ по снятию, транспортировке и нанесению плодородного слоя почвы и потенциально плодородных пород на малопродуктивные угодья с целью их улучшения получил название «землевание».

Нормы снятия плодородного слоя почвы, потенциально плодородных слоев и пород (лесс, лессовидные и покровные суглинки и др.) устанавливаются при проектировании в зависимости от уровня плодородия нарушаемых почв с учетом заявок и соответствующих гарантий со стороны потребителей на использование потенциально плодородных слоев и пород. Снятый верхний плодородный слой почвы используется для рекультивации нарушенных земель или улучшения малопродуктивных угодий. Использование плодородного слоя почвы для целей, не связанных с сельским и лесным хозяйством, допускается только в исключительных случаях, при экономической нецелесообразности или отсутствии возможностей его использования для улучшения земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда.

Для озеленения и благоустройства территорий населенных пунктов и других целей, не связанных с сельским и лесным хозяйством, преимущественно используются соответствующие санитарно-гигиеническим и экологическим требованиям потенциально плодородные слои и породы, а также плодородный слой почвы, снимаемый в черте населенных пунктов при проведении строительных и иных работ.

В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель, порядок проведения которой определяется Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 830 «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота». В соответствии с данным нормативно-правовым актом, допускается консервация земель, подвергшихся негативным (вредным) воздействиям, в результате которых происходят деградация земель и ухудшение экологической обстановки, а также загрязненных земель, использование которых приводит к негативному воздействию на здоровье человека, в том числе:

а) земель, подвергшихся водной и ветровой эрозии, воздействию селей, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, а также земель в районах Крайнего Севера, занятых оленьими пастбищами, с сильно нарушенным почвенно-растительным покровом;

б) земель, имеющих просадки поверхности вследствие использования недр или естественных геологических процессов;

в) земель, загрязненных радиоактивными веществами, нефтью и нефтепродуктами, тяжелыми металлами и другими токсичными химическими веществами, биологическими веществами и микроорганизмами свыше предельно допустимых концентраций вредных веществ (микроорганизмов), включая земли, на которых в результате радиоактивного, химического или биогенного загрязнения не обеспечивается производство продукции, соответствующей требованиям, установленным законодательством РФ.

Предложения по консервации земель, находящихся в федеральной собственности, рассматриваются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, земель, находящихся в собственности субъектов РФ - органами исполнительной власти субъектов РФ, земель, находящихся в муниципальной собственности - органами местного самоуправления, которые принимают решения о консервации земель в пределах своей компетенции.

Решения о консервации земель, находящихся в частной собственности, принимаются в отношении земель сельскохозяйственного назначения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а в отношении земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.

Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с принятым решением об их консервации, сохраняются за их правообладателями либо переводятся в земли запаса в случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Органы исполнительной власти Российской Федерации, ее субъектов, и органы местного самоуправления, принявшие решение о консервации земель, информируют о принятом решении органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.60.226 (0.013 с.)