ТОП 10:

Тема 8. Правовая охрана земель



Самостоятельная работа

 

Вопросы:

1. Понятие охраны земель. Цели и содержание охраны земель.

2. Основные направления охраны земель в РФ.

3. Обеспечение плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

4. Обращение с пестицидами и агрохимикатами.

5. Порядок складирования и захоронения отходов производства и потребления.

6. Рекультивация нарушенных земель, мелиорация и консервация земель.

7. Правовой режим земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению.

Методические указания

Под охраной земель понимается совокупность правовых, организационных, экономических и иных мероприятий, направленных на защиту земель от негативных воздействий, истощения, засорения и иных неблагоприятных факторов.

Объектами земельных отношений является земля, земельный участок и часть земельного участка, субъектами – РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, физические и юридические лица. Студентам необходимо определиться с тем, что все права на землю подразделяются на вещные (право собственности, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования, сервитут) и обязательственные (право аренды и право безвозмездного срочного пользования).

Важными мерами охраны земель являются рекультивация земель, консервация земель, мелиорация земель и иные.

Основные направления обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения предусматриваются в Федеральном законе «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от 16 июля 1998 года № 101 – ФЗ.

В части изучения правового режима земель, подвергшихся радиационному загрязнению, следует проанализировать Федеральный закон «О радиационной безопасности» и принятые в его исполнение подзаконные правовые акты.

Нормативные правовые акты

Федеральное законодательство

1. Конституция РФ // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года в ред. от 11 апреля 2007 года // Собрание законодательства РФ. 2001. № 44. Ст. 4147; Российская газета. 2007. 10 января; Собрание законодательства РФ. 2007. № 10. Ст. 1148.

3. Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 года № 200-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. № 50. Ст. 5278.

4. Водный кодекс РФ от 4 июня 2006 года № 74-ФЗ в ред. от 4 декабря 2006 года // Собрание законодательства РФ. 2006. № 23. Ст. 2381.

5. Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 года № 150-ФЗ в ред. от 29 декабря 2006 года // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1 (ч.1). Ст. 16; 2007. № 1 (ч.1). Ст. 21.

6. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года № 7-ФЗ в ред. от 5 февраля 2007 года // Собрание законодательства РФ. 2002. № 2. Ст. 133; 2004. № 35. Ст. 3607; 2006. № 1. Ст. 10; 2006. № 52 (1 ч.). Ст. 5498; 2007. № 7. Ст. 834.

7. Федеральный закон "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" от 16 июля 1998 года № 101 – ФЗ в ред. от 22 августа 2004 года // Собрание законодательства РФ. 1998. № 29. Ст. 3399; 2004. № 35. Ст. 3607.

8. Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" от 22 мая 1998 года № 89-ФЗ в ред. от 18 декабря 2006 года // Собрание законодательства РФ.1998. № 26. Ст. 3009; 2006. № 1. Ст. 10; 2006. № 52 (1 ч.). Ст. 5498.

9. Федеральный закон "О мелиорации земель" от 10 января 1996 года № 4 – ФЗ в ред. от 18 декабря 2006 года // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 142; 2006. № 52 (1 ч.). Ст. 5498.

10.Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" от 19 июля 1997 года № 109 – ФЗ в ред. от 16 октября 2006 года // Собрание законодательства РФ.1997. № 29. Ст. 3510; 2006. № 43. Ст. 4412.

11. Федеральный закон "О радиационной безопасности населения" от 9 января 1996 года № 3 – ФЗ в ред. от 22 августа 2004 года // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 141; 2004. № 35. Ст. 3607.

12. Федеральный закон «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории» от 10 июля 2001 года № 92 – ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 29. Ст. 2947.

13. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения об осуществлении мониторинга земель" от 28 ноября 2002 года № 846 // Собрание законодательства РФ. 2002. № 49. Ст. 4882.

14. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр" от 12 мая 2005 года № 293 // Собрание законодательства РФ. 2005. № 20. Ст.1885.

15. Постановление Правительства РФ «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» от 23 февраля 1994 года № 140 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 10. Ст. 779.

16. Постановление Правительства РФ "О государственном контроле за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов" от 6 октября 2005 года № 600 в ред. от 15 ноября 2006 года // Собрание законодательства РФ. 2005. № 42. Ст. 4279; 2006. № 47. Ст. 4919.

17. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения об использовании, охране, защите лесного фонда и воспроизводства лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций" от 19 декабря 1997 года № 1601 в ред. от 21 апреля 2003 года // Собрание законодательства РФ. 1998. № 1. Ст. 121; Собрание законодательства РФ. 2003. № 17. Ст. 1613.

18. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах РФ" от 9 сентября 1993 года № 886 в ред. от 27 декабря 1994 года // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 39. Ст. 3612.

19. Постановление Правительства РФ «О порядке ведения государственного водного кадастра» от 28 апреля 2007 года № 253 // Собрание законодательства РФ. 2007. № 19. Ст. 2357.

20. Постановление Правительства РФ «Об утверждения Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов» от 10 апреля 2007 года № 219 // Собрание законодательства РФ. 2007.

21. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов» от 25 декабря 2006 года № 801 // Собрание законодательства РФ. 2007. № 1 (2 ч.). Ст. 259.

22. Постановление Правительства РФ «О государственном земельном контроле» от 15 ноября 2006 года № 689 // Собрание законодательства РФ. 2006. № 47. Ст. 4919.

23. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинге земель в РФ» от 28 ноября 2002 года № 846 // Российская газета. 2002. 5 декабря.

24. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота» от 02 октября 2002 года № 830 // Собрание законодательства РФ. 2002. № 28. Ст. 2870.

25. Приказ МПР РФ «Об утверждении Порядка оформления результатов проверок при осуществлении государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, а также формы предписаний по устранению выявленных нарушений и актов проведения проверок» от 2 октября 2006 года № 228 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 43.

 

Земельное законодательство Вологодской области

1. Закон Вологодской области от 6 июня 2005 года № 1294-ОЗ «Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Вологодской области» // Красный Север.2005. 11 июня.

 

Дополнительная литература

1. Вылегжанина Е. Е. Восстановление нарушенных земель: мировой правовой опыт // Журнал российского права. 2002. № 6.

2. Жариков Ю. Г. О праве владельцев земельных участков пользоваться общераспространенными полезными ископаемыми // Право и экономика. 1999. № 9.

3. Краснов Н. И. О понятии рационального использования и охраны земель // Государство и право. 1999. № 10. С.38.

4. Краюшкина Е. Г. Правовое регулирование отношений по восстановлению земель, нарушенных в процессе недропользования // Государство и право. 1998. № 12. С. 62.

5. Самойлов Д. Экономико – экологические аспекты государственной политики по охране земель в США // Международный сельскохозяйственный журнал. 1998. № 4. С. 3.

6. Харьков В. Модель рационального землепользования в федеральном и региональном законодательстве // Хозяйство и право. 1999. № 12. С. 79.

7.Харьков В. Н. Рациональное использование земельных ресурсов: понятие и правовое регулирование // Государство и право. 2000. № 9. С. 28.


Тема 9. Плата за землю

Самостоятельная работа

 

Вопросы:

1. Платность землепользования. Формы платы за землю: земельный налог и арендная плата.

2. Порядок исчисления и уплаты земельного налога.

3. Порядок определения платы при аренде земельных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности.

4. Порядок исчисления и уплаты арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в частной собственности.

5. Государственная кадастровая оценка земельных участков. Кадастровая стоимость земельных участков: понятие и значение.

6. Порядок осуществления рыночной оценки земельных участков. Рыночная стоимость земельных участков.

Методические указания

В РФ платное землепользование развивалось постепенно. Вместе с тем, земля стала одним из первых объектов налогообложения в нашей стране. В советское время землепользование было бесплатным. С принятием Закона РСФСР «О плате за землю», Закона РСФСР «О земельной реформе», ЗК РФ 1991 года в РФ землепользование стало носить платный характер.

Исходя из ст. 1 ЗК РФ, в РФ платность землепользования является одним из принципов земельного законодательства, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Выделяется две формы платы за землю: земельный налог и арендная плата.

Земельный налог. Согласно статье 65 ЗК РФ земельный налог будет взиматься до введения в действие налога на недвижимость.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Поэтому правовая основа исчисления и взимания земельного налога на уровне РФ – это глава 31 Налогового кодекса РФ. Вместе с тем, земельный налог является местным налогом, поэтому порядок его исчисления и уплаты определяется также правовыми актами органов местного самоуправления, а в Москве и Санкт-Петербурге земельный налог устанавливается законами указанных субъектов Российской Федерации.

Согласно статьи 8 НК РФ, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налогоплательщики земельного налога – это организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объект налогообложенияземельные участки.

Налоговая база – кадастровая стоимость земельных участков. Она определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно. Налогоплательщикам – физическим лицам земельный налог определяется налоговой инспекцией путем оформления налогового уведомления.

Налоговый период – календарный год.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

– отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

– занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

– предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Сроки уплаты земельного налога определяются нормативными правовыми актами муниципальных образований и законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Так, согласно Решения Вологодской городской Думы от 6 октября 2005 года № 309 «Об утверждении Положения о земельном налоге», срок уплаты земельного налога – не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Полностью освобождаются от уплаты земельного налога органы местного самоуправления и бюджетные учреждения, финансируемые из городского бюджета.

Арендная плата. Размер, сроки и условия внесения арендной платы за землю устанавливается договором. При аренде земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, общие основы взимания арендной платы определяются Правительством РФ, а исполнительные органы субъекта РФ и местного самоуправления устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов. Так, например, в Вологде порядок исчисления и уплаты арендной платы регулируется Решением Вологодской городской Думы от 24 ноября 2005 года № 343 «Об установлении ставок арендной платы за землю на территории муниципального образования «Город Вологда» на 2006 год».

В РФ осуществляется кадастровая и рыночная оценка земельных участков. Кадастровая стоимость определяется для целей налогообложения. Она исчисляется исходя из целевого назначения земельного участка, месторасположения, разрешенного использования и иных факторов. Методики проведения кадастровой оценки утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ, а общий порядок проведения кадастровой оценки земельных участков урегулирован Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года № 316 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель».

Рыночная стоимостьземельного участка определяется в соответствие с Федеральным законом «Об оценочной деятельности». Рыночная стоимость – наиболее вероятная цена, по которой объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие – либо чрезвычайные обстоятельства.

Результат оценки оформляются в письменной форме в виде отчета, который должен содержать:

– описание земельного участка,

– описание зданий и сооружений, объектов инженерной инфраструктуры,

– фотографии земельного участка и его улучшений,

– характеристика состояния рынка земли и недвижимости,

– установление варианта наиболее эффективного использования земельного участка.

Нормативные правовые акты

Федеральное законодательство

1. Конституция РФ // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года в ред. от 11 апреля 2007 года // Собрание законодательства РФ. 2001. № 44. Ст. 4147; Российская газета. 2007. 10 января; Собрание законодательства РФ. 2007. № 10. Ст. 1148.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. В ред. от 26 января 2007 года // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410; 2007. № 5. Ст. 558.

4. Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 года № 200-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. № 50. Ст. 5278.

5. Водный кодекс РФ от 4 июня 2006 года № 74-ФЗ в ред. от 4 декабря 2006 года // Собрание законодательства РФ. 2006. № 23. Ст. 2381.

6. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая в ред. от 23 марта 2007 года // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3940; 2007. № 1 (1 ч.). Ст. 20; 2007. № 13. Ст. 1465.

7. Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ в ред. от 5 февраля 2007 года // Собрание законодательства РФ. 2001. № 44.Ст. 4148; 2007. № 7. Ст. 834.

8. Федеральный закон «Об оценочной деятельности» от 29 июля 1998 года № 135 – ФЗ в ред. от 5 февраля 2007 года // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3813.; 2004. № 35. Ст. 3607; 2007. № 7. Ст. 832.

9. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» от 8 апреля 2000 года № 316 в ред. от 14 декабря 2006 года // Собрание законодательства РФ. 2000. № 16. Ст. 1709; 2006. № 52 (3 ч.). Ст. 5587.

10. Приказ Минэкономразвития России от 14 июля 2006 года № 190 «Об утверждении методики расчета арендной платы по договорам аренды государственного и (или) муниципального недвижимого имущества (зданий (их частей), сооружений), находящегося на земельных участках в пределах территорий особых экономических зон технико –внедренческого и туристко-рекреационных типов и методики расчета арендной платы по договорам аренды земельных участков, расположенных в пределах территорий особых экономических зон» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 35.

11. Приказ Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года № 222 «Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 43.

12. Приказ Минэконоразвития России «Об утверждении методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов» от 15 февраля 2007 года № 39 // Российская газета. 2007. 15 мая.

 

Земельное законодательство Вологодской области

1. Закон Вологодской области от 30 апреля 2002 года № 778-ОЗ в ред. от 17 июля 2006 года «О цене земли» // Красный Север.2004. 7 мая; 2006. 25 июля.

2. Постановление Правительства Вологодской области от 24 апреля 2006 года № 393 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Вологодской области» // Красный Север. 2006. 6 мая.

3. Постановление Правительства Вологодской области от 31 июля 2006 года № 744 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений» // СПС «КонсультантПлюс».

4. Постановление Правительства Вологодской области от 31 июля 2006 года № 736 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов области»в ред. от 26 февраля 2007 года // Красный Север. 2006. 18 августа; 2007. 17 марта.

5. Решение Вологодской городской Думы от 6 октября 2005 года № 309 в ред. от 27 февраля 2007 года «О земельном налоге» // Вологодские новости. 2005. 19 октября; 2007. 14 марта.

6. Решение Вологодской городской Думы от 24 ноября 2005 года № 343 «Об установлении ставок арендной платы за землю на территории муниципального образования «Город Вологда» на 2006 год» в ред. от 24 апреля 2006 года // Вологодские новости. 2005. 14 декабря; 2006. 3 мая.

7. Удельные показатели кадастровой стоимости земель в кадастровых кварталах города Вологды по видам функционального использования земли» от 15 февраля 2006 года // Вологодские новости. 2006. 15 февраля.

Дополнительная литература

1. Добрачев Д. В. Размер арендной платы как существенное условие договора аренды земельного участка // Журнал российского права. 2005. № 7. С. 66.

2. Ялбулганов А. А. Развитие законодательства о налогообложении земли в дореволюционной России // Государство и право. 1999. 12.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.240.35 (0.013 с.)