ТОП 10:

Тема 14. Правовой режим земель, предназначенных для разработки и использования недр. Право пользования недрами



Самостоятельная работа

 

Вопросы:

1. Понятие и общая характеристика правового режима земель, предоставленных для недропользования.

2. Право пользования недрами: объекты, субъекты, виды прав пользования недрами.

3. Основания возникновения и прекращения права пользования недрами.

4. Управление в области использования и охраны недр.

5. Ответственность за нарушение законодательства о недрах.

 

Методические указания

Согласно преамбулы Закона РФ «О недрах» недра – это часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Ресурсы недр делятся на шесть основных групп: месторождения твердых, жидких и газообразных полезных ископаемых, отвалы вскрышных и вмещающихся пород, терриконы угольных шахт, отвалы и склады забалансовых полезных ископаемых, отходы горно – обогатительного и металлургического производства, глубинные источники пресных, минеральных и термальных вод, внутреннее глубинное тепло недр Земли, природные и техногенные полости в массиве горных пород.

Действующее горное законодательство классифицирует полезные ископаемые на общераспространенные и нераспространенные, балансовые и забалансовые.

Недра находятся в государственной собственности. Физические и юридические лица могут получить лишь право пользование недрами.

По целям пользования недра предоставляются в пользование для:

– геологического изучения недр,

– поиск и оценку месторождений,

– разведка и добыча полезных ископаемых,

– строительства и эксплуатации подземных сооружений. не связанных с добычей полезных ископаемых,

– образования особо охраняемых природных объектов,

– сбора минералогических, палентоологических и др. коллекционных материалов.

Студентам следует изучить сроки различных видов недропользования, основания и порядок предоставления недр в пользование, порядок лицензирования недропользования и виды платы за использование недр.

Кроме того, следует определиться с основными мерами правовой охраны недр, предусмотренными Федеральным законом «О недрах», раскрыть их содержание и порядок осуществления.

 

Нормативные правовые акты

Федеральное законодательство

1. Конституция РФ // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Закон РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 года № 3134-1 в ред. от 25 октября 2006 года // Собрание законодательства РФ. 1995. № 10. Ст. 823; 2006. № 44. Ст. 4538.

3. Федеральный закон «О континентальном шельфе» от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ в ред. от 4 ноября 2006 года // Собрание законодательства РФ. 1995. № 49. Ст. 4694; 2005. № 19. Ст. 1752; 2006. № 45. Ст. 4640.

4. Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 года № 225-ФЗ в ред. от 3 июня 2006 года // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 18; 2006. № 23. Ст. 2380.

5. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр" от 12 мая 2005 года № 293 // Собрание законодательства РФ. 2005. № 20. Ст.1885.

6. Постановление Правительства РФ «О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение» от 11 февраля 2005 года № 69 в ред. от 22 января 2007 года // Собрание законодательства РФ. 2005. № 8. Ст. 651; 2006. № 32. Ст. 3570; 2007. № 5. Ст. 663.

7. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о рассмотрении заявок на получение права пользования недрами для целей захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов» от 22декабря 2004 года № 827 // Собрание законодательства РФ. 2004. № 52 (часть 2). Ст. 5495.

8. Постановление Верховного Совета РФ «Положение о порядке лицензирования недрами» от 15 июля 1992 года № 3314-1 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. № 33. ст. 1917.

9. Приказ МПР РФ "Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного мониторинга недр" от 21 мая 2001 года № 433 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. № 33.

10. Приказ МПР РФ «Об утверждении Порядка государственного учета и ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр» от 21 декабря 2005 года № 346 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 11.

11. Приказ МПР РФ «Об утверждении Порядка и условий использования геологической и иной информации о недрах, являющейся государственной собственностью» от 12 декабря 2005 года № 340 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 10.

 

Дополнительная литература

1. Боголюбов С.А., И.Д. Горкина, Ю.Г. Жариков, Ю.Е. Кацман, Е.Г. Краюшкина, Л.Б. Шейнин. Комментарий к Закону РФ «О недрах» // Законодательство и экономика. 1999. № 4. № 5.

2. Виноградова В. П. Состояние законности в сфере рационального использования и охраны недр // Экологическое право. 2004. № 2. С. 36.

3. Вылегжанина Е. Е. Восстановление нарушенных земель: мировой правовой опыт // Журнал российского права. 2002. № 6.

4. Дудиков М. В. Проблемы правового регулирования прекращения права пользования недрами // Экологическое право. 2006. № 2. С. 25-31.

5. Данилова Н. В. Конкурсы и аукционы на право пользования недрами: проблемы правового регулирования // Экологическое право. 2002. № 2. С. 40.

6. Жариков Ю. Г. О праве владельцев земельных участков пользоваться общераспространенными полезными ископаемыми // Право и экономика. 1999. № 9.

7. Краюшкина Е. П. Правовое регулирование отношений по восстановлению земель, нарушенных в процессе недропользования // Государство и право. 1998. № 12. С. 62.

8. Клюкин Б. Д. Законодательная база горного права РФ: современные проблемы и пути совершенствования // Экологическое право. 2002. № 3. С. 23.

9. Клюкин Б. Д. О развитии договорной основы права пользования недрами // Государство и право. 2004. № 9. С. 46-54.

10. Новикова Е. Совершенствование правового режима недропользования в РФ // Хозяйство и право. 2003. № 10. С. 13

Тема 15. Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов

Самостоятельная работа

 

Вопросы:

1. Понятие и состав земель особо охраняемых территорий и объектов.

2. Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий.

3. Понятие особо охраняемых природных территорий, их виды, особенности использования и охраны.

4. Понятие, состав и особенности правового режима земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Правовой режим использования и охраны земель в округах горно-санитарной и санитарной охраны.

5. Понятие, состав и особенности правового режима природоохранных земель.

6. Понятие, состав и особенности правового режима рекреационного назначения.

7. Понятие, состав и особенности правового режима земель историко-культурного назначения.

8. Понятие, состав и особенности правового режима особо ценных земель.

 

Методические указания

Правовую основу использования и охраны земель особо охраняемых территорий и объектов составляет глава XVII ЗК РФ.

Земли особо охраняемых территорий – земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

К землям особо охраняемых территорий относятся земли:

1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

2) природоохранного назначения;

3) рекреационного назначения;

4) историко-культурного назначения;

5) иные особо ценные земли.

Правовую основу режима особо охраняемых природных территорий определяют Федеральный закон от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Федеральный закон от 07 мая 2001 года «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока». На территории отдельных субъектов РФ приняты свои законы об особо охраняемых природных территориях. Так, на территории Вологодской области действует Закон области от 30 октября 1998 года № 304-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях Вологодской области».

Под особо охраняемыми природными территориями (далее – ООПТ) понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории ООПТ: государственные природные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, природные парки, дендрологические парки, ботанические сады, территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, лечебно-оздоровительные местности и курорты.

ООПТ могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение.

Заповедники и национальные парки являются ООПТ исключительно федерального значения.

На территории ООПТ запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов. В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно – исследовательскими и эколого – просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Задачи государственных природных заповедников: осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов; организация научных исследований; экологическое просвещение и иные.

На территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.

Национальные парки являются природоохранными, эколого – просветительскими и научно – исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

На национальные парки возлагаются следующие основные задачи:

а) сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;

б) сохранение историко – культурных объектов;

в) экологическое просвещение населения;

г) создание условий для регулируемого туризма и отдыха;

д) восстановление нарушенных природных и историко – культурных комплексов и объектов.

На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко – культурных и иных особенностей. Исходя из указанных особенностей, на территориях национальных парков могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе: заповедная, особо охраняемая, познавательного туризма, рекреационная, традиционного природопользования.

Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

В задачи природных парков входит сохранение природной среды, природных ландшафтов; создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов; разработка и внедрение эффективных методов охраны природы.

На территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков. Могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко – культурных комплексов и объектов.

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

Виды государственных природных заказников:

а) комплексные (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);

б) биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;

в) палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;

г) гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;

д) геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

Памятники природы – уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Обязательна паспортизация памятников природы.

Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.

Территории дендрологических парков и ботанических садов могут быть разделены на различные функциональные зоны:

а) экспозиционную;

б) научно – экспериментальную;

в) административную.

Территории, пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия), могут быть отнесены к лечебно – оздоровительным местностям.

Правовую основу составляет Федеральный закон от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно – оздоровительных местностях и курортах».

Под природными лечебными ресурсами принимаются минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха.

Лечебно-оздоровительная местность – территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения. От нее необходимо отличать курорты, так как последние являются уже освоенными территориями.

Около курортов и лечебно – оздоровительных местностей образуются округа санитарной (горно-санитарной) охраны – особо охраняемая природная территория с режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения.

В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.

На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий. На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению. На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

К землям природоохранного назначения относятся земли: запретных и нерестоохранных полос; защитных лесов (за исключением лесов, расположенных на землях лесного фонда и ООПТ); иные земли, выполняющие природоохранные функции. На землях природоохранного назначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность при соблюдении установленного режима охраны этих земель.

К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. К землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон.

К землям историко-культурного назначения относятся земли:

1) объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия;

2) достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел;

3) военных и гражданских захоронений.

К особо ценным землям относятся земли, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов, редкие геологические образования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций).

Основная особенность использования и охраны земель данной категории – использование их по целевому назначению с ограничением или запрещением хозяйственной деятельности и охраной земельных участков.

 

Нормативные правовые акты

Федеральное законодательство

1. Конституция РФ // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года в ред. от 11 апреля 2007 года // Собрание законодательства РФ. 2001. № 44. Ст. 4147; Российская газета. 2007. 10 января; Собрание законодательства РФ. 2007. № 10. Ст. 1148.

3. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года № 7-ФЗ в ред. от 5 февраля 2007 года // Собрание законодательства РФ. 2002. № 2. Ст. 133; 2004. № 35. Ст. 3607; 2006. № 1. Ст. 10; 2006. № 52 (1 ч.). Ст. 5498; 2007. № 7. Ст. 834.

4. Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 года № 33 – ФЗ в ред. от 23 марта 2007 года // Собрание законодательства РФ. 1995. № 12. Ст. 1024; 2004. № 35. Ст. 3607; 2007. № 13. Ст. 1464.

5. Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно – оздоровительных местностях и курортах» от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ в ред. от 29 декабря 2006 года // Собрание законодательства РФ. 1995. № 30. Ст. 713; 2007. № 1 (ч. 1). Ст. 21.

6. Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» от 7 мая 2001 года № 49 – ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 20. Ст. 1972.

7. Постановление Правительства РФ от 26 января 2007 года № 47 «О подготовке и заключении договора аренды земельного участка национального парка» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 6. Ст. 758.

8. Постановление Правительства РФ «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» от 19 октября 1996 года № 1249 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 44. Ст. 5014.

9. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территории национальных парков» от 3 августа 1996 года № 916 в ред. от 3 октября 2002 года // Собрание законодательства РФ. 1996. № 33. Ст. 3992; 2002. № 41. Ст. 3983.

10. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно – оздоровительных местностей и курортов федерального значения» от 7 декабря 1996 года № 1425 в ред. от 19 июля 2006 года // Собрание законодательства РФ. 1999. № 51. Ст. 5798; 2006. № 30. Ст. 3408.

11. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 года № 400 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 22 июля 2004 года № 370» в ред. от 20 декабря 2006 года // Собрание законодательства РФ. 2004. № 32. Ст. 3347; 2006. № 52 (3 ч.). Ст. 5597.

12. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов РФ» от 22 июля 2004 года № 370 в ред. от 20 декабря 2006 года // Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3260; 2006. № 52 (3 ч.). Ст. 5597.

13. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового концессионного соглашения в отношении объектов культуры, спорта, организации отдыха граждан и туризма и иных объектов социально-культурного назначения» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 8. Ст. 1009.

Земельное законодательство Вологодской области

1. Закон Вологодской области от 30 октября 1998 года № 304-ОЗ в ред. от 14 июля 2005 года «Об особо охраняемых природных территориях Вологодской области» // Красный Север. 1998. 13 ноября; 2005. 19 июля.

2. Закон Вологодской области от 24 июля 2001 года № 705-ОЗ в ред. от 23 июня 2006 года «Об охране и использовании объектов исторического и культурного наследия (памятников истории и культуры»» // Красный Север. 2001. 28 августа; 2006. 10 июня.

 

Дополнительная литература

1. Кузнецова О. Н. Региональное законодательство об особо охраняемых природных территориях // Экологическое право. 2004. № 2. С. 24.

2. Кичигин Н. В. Каким быть новому закону об особо охраняемых природных территориях? // Журнал российского права. 2003. № 3. С. 68.

3. Крассов О. И. Правовая охрана памятников истории, культуры и особо охраняемых природных территорий // Адвокат. 2001. № 7. С. 66.

4. Никитин В. В. Понятие и правовой режим особо охраняемых природных территорий // Журнал российского права. 2004. № 5. С. 147-154.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.210.23.15 (0.017 с.)