Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 14. Правовой режим земель, предназначенных для разработки и использования недр. Право пользования недрамиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Самостоятельная работа
Вопросы: 1. Понятие и общая характеристика правового режима земель, предоставленных для недропользования. 2. Право пользования недрами: объекты, субъекты, виды прав пользования недрами. 3. Основания возникновения и прекращения права пользования недрами. 4. Управление в области использования и охраны недр. 5. Ответственность за нарушение законодательства о недрах.
Методические указания Согласно преамбулы Закона РФ «О недрах» недра – это часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Ресурсы недр делятся на шесть основных групп: месторождения твердых, жидких и газообразных полезных ископаемых, отвалы вскрышных и вмещающихся пород, терриконы угольных шахт, отвалы и склады забалансовых полезных ископаемых, отходы горно – обогатительного и металлургического производства, глубинные источники пресных, минеральных и термальных вод, внутреннее глубинное тепло недр Земли, природные и техногенные полости в массиве горных пород. Действующее горное законодательство классифицирует полезные ископаемые на общераспространенные и нераспространенные, балансовые и забалансовые. Недра находятся в государственной собственности. Физические и юридические лица могут получить лишь право пользование недрами. По целям пользования недра предоставляются в пользование для: – геологического изучения недр, – поиск и оценку месторождений, – разведка и добыча полезных ископаемых, – строительства и эксплуатации подземных сооружений. не связанных с добычей полезных ископаемых, – образования особо охраняемых природных объектов, – сбора минералогических, палентоологических и др. коллекционных материалов. Студентам следует изучить сроки различных видов недропользования, основания и порядок предоставления недр в пользование, порядок лицензирования недропользования и виды платы за использование недр. Кроме того, следует определиться с основными мерами правовой охраны недр, предусмотренными Федеральным законом «О недрах», раскрыть их содержание и порядок осуществления.
Нормативные правовые акты Федеральное законодательство 1. Конституция РФ // Российская газета. 1993. 25 декабря. 2. Закон РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 года № 3134-1 в ред. от 25 октября 2006 года // Собрание законодательства РФ. 1995. № 10. Ст. 823; 2006. № 44. Ст. 4538. 3. Федеральный закон «О континентальном шельфе» от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ в ред. от 4 ноября 2006 года // Собрание законодательства РФ. 1995. № 49. Ст. 4694; 2005. № 19. Ст. 1752; 2006. № 45. Ст. 4640. 4. Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 года № 225-ФЗ в ред. от 3 июня 2006 года // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 18; 2006. № 23. Ст. 2380. 5. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр" от 12 мая 2005 года № 293 // Собрание законодательства РФ. 2005. № 20. Ст.1885. 6. Постановление Правительства РФ «О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение» от 11 февраля 2005 года № 69 в ред. от 22 января 2007 года // Собрание законодательства РФ. 2005. № 8. Ст. 651; 2006. № 32. Ст. 3570; 2007. № 5. Ст. 663. 7. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о рассмотрении заявок на получение права пользования недрами для целей захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов» от 22декабря 2004 года № 827 // Собрание законодательства РФ. 2004. № 52 (часть 2). Ст. 5495. 8. Постановление Верховного Совета РФ «Положение о порядке лицензирования недрами» от 15 июля 1992 года № 3314-1 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. № 33. ст. 1917. 9. Приказ МПР РФ "Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного мониторинга недр" от 21 мая 2001 года № 433 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. № 33. 10. Приказ МПР РФ «Об утверждении Порядка государственного учета и ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр» от 21 декабря 2005 года № 346 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 11. 11. Приказ МПР РФ «Об утверждении Порядка и условий использования геологической и иной информации о недрах, являющейся государственной собственностью» от 12 декабря 2005 года № 340 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 10.
Дополнительная литература 1. Боголюбов С.А., И.Д. Горкина, Ю.Г. Жариков, Ю.Е. Кацман, Е.Г. Краюшкина, Л.Б. Шейнин. Комментарий к Закону РФ «О недрах» // Законодательство и экономика. 1999. № 4. № 5. 2. Виноградова В. П. Состояние законности в сфере рационального использования и охраны недр // Экологическое право. 2004. № 2. С. 36. 3. Вылегжанина Е. Е. Восстановление нарушенных земель: мировой правовой опыт // Журнал российского права. 2002. № 6. 4. Дудиков М. В. Проблемы правового регулирования прекращения права пользования недрами // Экологическое право. 2006. № 2. С. 25-31. 5. Данилова Н. В. Конкурсы и аукционы на право пользования недрами: проблемы правового регулирования // Экологическое право. 2002. № 2. С. 40. 6. Жариков Ю. Г. О праве владельцев земельных участков пользоваться общераспространенными полезными ископаемыми // Право и экономика. 1999. № 9. 7. Краюшкина Е. П. Правовое регулирование отношений по восстановлению земель, нарушенных в процессе недропользования // Государство и право. 1998. № 12. С. 62. 8. Клюкин Б. Д. Законодательная база горного права РФ: современные проблемы и пути совершенствования // Экологическое право. 2002. № 3. С. 23. 9. Клюкин Б. Д. О развитии договорной основы права пользования недрами // Государство и право. 2004. № 9. С. 46-54. 10. Новикова Е. Совершенствование правового режима недропользования в РФ // Хозяйство и право. 2003. № 10. С. 13 Тема 15. Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов Самостоятельная работа
Вопросы: 1. Понятие и состав земель особо охраняемых территорий и объектов. 2. Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий. 3. Понятие особо охраняемых природных территорий, их виды, особенности использования и охраны. 4. Понятие, состав и особенности правового режима земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Правовой режим использования и охраны земель в округах горно-санитарной и санитарной охраны. 5. Понятие, состав и особенности правового режима природоохранных земель. 6. Понятие, состав и особенности правового режима рекреационного назначения. 7. Понятие, состав и особенности правового режима земель историко-культурного назначения. 8. Понятие, состав и особенности правового режима особо ценных земель.
Методические указания Правовую основу использования и охраны земель особо охраняемых территорий и объектов составляет глава XVII ЗК РФ. Земли особо охраняемых территорий – земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. К землям особо охраняемых территорий относятся земли: 1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; 2) природоохранного назначения; 3) рекреационного назначения; 4) историко-культурного назначения; 5) иные особо ценные земли. Правовую основу режима особо охраняемых природных территорий определяют Федеральный закон от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Федеральный закон от 07 мая 2001 года «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока». На территории отдельных субъектов РФ приняты свои законы об особо охраняемых природных территориях. Так, на территории Вологодской области действует Закон области от 30 октября 1998 года № 304-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях Вологодской области». Под особо охраняемыми природными территориями (далее – ООПТ) понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории ООПТ: государственные природные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, природные парки, дендрологические парки, ботанические сады, территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, лечебно-оздоровительные местности и курорты. ООПТ могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Заповедники и национальные парки являются ООПТ исключительно федерального значения. На территории ООПТ запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов. В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно – исследовательскими и эколого – просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Задачи государственных природных заповедников: осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов; организация научных исследований; экологическое просвещение и иные. На территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике. Национальные парки являются природоохранными, эколого – просветительскими и научно – исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. На национальные парки возлагаются следующие основные задачи: а) сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов; б) сохранение историко – культурных объектов; в) экологическое просвещение населения; г) создание условий для регулируемого туризма и отдыха; д) восстановление нарушенных природных и историко – культурных комплексов и объектов. На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко – культурных и иных особенностей. Исходя из указанных особенностей, на территориях национальных парков могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе: заповедная, особо охраняемая, познавательного туризма, рекреационная, традиционного природопользования. Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. В задачи природных парков входит сохранение природной среды, природных ландшафтов; создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов; разработка и внедрение эффективных методов охраны природы. На территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков. Могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко – культурных комплексов и объектов. Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Виды государственных природных заказников: а) комплексные (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов); б) биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях; в) палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов; г) гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем; д) геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы. Памятники природы – уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Обязательна паспортизация памятников природы. Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территории дендрологических парков и ботанических садов могут быть разделены на различные функциональные зоны: а) экспозиционную; б) научно – экспериментальную; в) административную. Территории, пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия), могут быть отнесены к лечебно – оздоровительным местностям. Правовую основу составляет Федеральный закон от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно – оздоровительных местностях и курортах». Под природными лечебными ресурсами принимаются минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха. Лечебно-оздоровительная местность – территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения. От нее необходимо отличать курорты, так как последние являются уже освоенными территориями. Около курортов и лечебно – оздоровительных местностей образуются округа санитарной (горно-санитарной) охраны – особо охраняемая природная территория с режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон. На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий. На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению. На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением. К землям природоохранного назначения относятся земли: запретных и нерестоохранных полос; защитных лесов (за исключением лесов, расположенных на землях лесного фонда и ООПТ); иные земли, выполняющие природоохранные функции. На землях природоохранного назначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность при соблюдении установленного режима охраны этих земель. К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. К землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон. К землям историко-культурного назначения относятся земли: 1) объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия; 2) достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел; 3) военных и гражданских захоронений. К особо ценным землям относятся земли, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов, редкие геологические образования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций). Основная особенность использования и охраны земель данной категории – использование их по целевому назначению с ограничением или запрещением хозяйственной деятельности и охраной земельных участков.
Нормативные правовые акты Федеральное законодательство 1. Конституция РФ // Российская газета. 1993. 25 декабря. 2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года в ред. от 11 апреля 2007 года // Собрание законодательства РФ. 2001. № 44. Ст. 4147; Российская газета. 2007. 10 января; Собрание законодательства РФ. 2007. № 10. Ст. 1148. 3. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года № 7-ФЗ в ред. от 5 февраля 2007 года // Собрание законодательства РФ. 2002. № 2. Ст. 133; 2004. № 35. Ст. 3607; 2006. № 1. Ст. 10; 2006. № 52 (1 ч.). Ст. 5498; 2007. № 7. Ст. 834. 4. Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 года № 33 – ФЗ в ред. от 23 марта 2007 года // Собрание законодательства РФ. 1995. № 12. Ст. 1024; 2004. № 35. Ст. 3607; 2007. № 13. Ст. 1464. 5. Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно – оздоровительных местностях и курортах» от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ в ред. от 29 декабря 2006 года // Собрание законодательства РФ. 1995. № 30. Ст. 713; 2007. № 1 (ч. 1). Ст. 21. 6. Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» от 7 мая 2001 года № 49 – ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 20. Ст. 1972. 7. Постановление Правительства РФ от 26 января 2007 года № 47 «О подготовке и заключении договора аренды земельного участка национального парка» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 6. Ст. 758. 8. Постановление Правительства РФ «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» от 19 октября 1996 года № 1249 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 44. Ст. 5014. 9. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территории национальных парков» от 3 августа 1996 года № 916 в ред. от 3 октября 2002 года // Собрание законодательства РФ. 1996. № 33. Ст. 3992; 2002. № 41. Ст. 3983. 10. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно – оздоровительных местностей и курортов федерального значения» от 7 декабря 1996 года № 1425 в ред. от 19 июля 2006 года // Собрание законодательства РФ. 1999. № 51. Ст. 5798; 2006. № 30. Ст. 3408. 11. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 года № 400 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 22 июля 2004 года № 370» в ред. от 20 декабря 2006 года // Собрание законодательства РФ. 2004. № 32. Ст. 3347; 2006. № 52 (3 ч.). Ст. 5597. 12. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов РФ» от 22 июля 2004 года № 370 в ред. от 20 декабря 2006 года // Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3260; 2006. № 52 (3 ч.). Ст. 5597. 13. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового концессионного соглашения в отношении объектов культуры, спорта, организации отдыха граждан и туризма и иных объектов социально-культурного назначения» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 8. Ст. 1009. Земельное законодательство Вологодской области 1. Закон Вологодской области от 30 октября 1998 года № 304-ОЗ в ред. от 14 июля 2005 года «Об особо охраняемых природных территориях Вологодской области» // Красный Север. 1998. 13 ноября; 2005. 19 июля. 2. Закон Вологодской области от 24 июля 2001 года № 705-ОЗ в ред. от 23 июня 2006 года «Об охране и использовании объектов исторического и культурного наследия (памятников истории и культуры»» // Красный Север. 2001. 28 августа; 2006. 10 июня.
Дополнительная литература 1. Кузнецова О. Н. Региональное законодательство об особо охраняемых природных территориях // Экологическое право. 2004. № 2. С. 24. 2. Кичигин Н. В. Каким быть новому закону об особо охраняемых природных территориях? // Журнал российского права. 2003. № 3. С. 68. 3. Крассов О. И. Правовая охрана памятников истории, культуры и особо охраняемых природных территорий // Адвокат. 2001. № 7. С. 66. 4. Никитин В. В. Понятие и правовой режим особо охраняемых природных территорий // Журнал российского права. 2004. № 5. С. 147-154.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.252.191 (0.013 с.) |