ТОП 10:

Тема 17. Правовой режим земель водного фонда. Право водопользования



Семинар (1 час)

 

Вопросы:

1. Понятие и состав земель водного фонда.

2. Водные объекты: понятие и виды. Водные объекты общего пользования.

3. Формы собственности на водные объекты.

4. Водопользование: понятие и виды. Договор на водопользование. Разрешение на водопользование.

5. Правовой режим земель водного фонда.

6. Особенности использования и охраны земель в водоохранных зонах и зонах санитарной охраны.

 

Методические указания

К землям водного фонда относятся земли:

1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;

2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется формирование земельных участков. В целях строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов осуществляется резервирование земель. Порядок резервирования земель для указанных целей устанавливается федеральными законами. Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется ЗК РФ и ВК РФ.

Согласно Водного кодекса РФ водный объект – природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. В зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на:

– поверхностные водные объекты,

– подземные водные объекты.

К поверхностным водным объектам относятся:

1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);

2) водотоки (реки, ручьи, каналы);

3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);

4) болота;

5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);

6) ледники, снежники.

К подземным водным объектам относятся:

1) бассейны подземных вод;

2) водоносные горизонты.

Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Водопользование подразделяется на:

1) совместное водопользование;

2) обособленное водопользование.

По способу использования водных объектов водопользование подразделяется на:

1) водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты;

2) водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты;

3) водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

Основанием возникновения водопользования является либо договор водопользования, либо решение о предоставление водного объекта в пользование

На основании договоров водопользования водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;

2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;

3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

1) обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) сброса сточных вод и (или) дренажных вод;

3) размещения причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;

4) размещения стационарных и (или) плавучих платформ и искусственных островов;

5) размещения и строительства гидротехнических сооружений (в том числе мелиоративных систем), мостов, подводных и подземных переходов, а также трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, подводных коммуникаций;

6) разведки и добычи полезных ископаемых;

7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;

8) подъема затонувших судов;

9) сплава леса в плотах и с применением кошелей;

10) забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);

11) организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов.

Договор водопользования – это договор, по которому одна сторона – исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне – водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату. К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Водным кодексом РФ. Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.

Договор водопользования должен содержать:

1) сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование;

2) цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов);

3) срок действия договора водопользования;

4) размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы;

5) порядок прекращения пользования водным объектом или его частью;

6) ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий.

Максимальный срок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования – двадцать лет.

Решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать:

1) сведения о водопользователе;

2) цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов);

3) сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование;

4) срок водопользования.

Основной единицей управления в области использования и охраны водных объектов являются бассейновые округа, которые состоят из речных бассейнов и связанных с ними подземных водных объектов и морей.

В Российской Федерации устанавливаются двадцать бассейновых округов.

В целях обеспечения рационального использования и охраны водных объектов создаются бассейновые советы, осуществляющие разработку рекомендаций в области использования и охраны водных объектов в границах бассейнового округа.

Основными функциями государственного управления использованием и охраной водного фонда являются:

– планирование рационального использования водных объектов, включая установление лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения);

– ведение государственного мониторинга водных объектов, государственного водного кадастра и осуществление государственного учета поверхностных и подземных вод;

– осуществление государственного контроля за использованием и охраной водных объектов и соблюдением режима использования территорий их водоохранных зон и др.

К основным мерам правовой охраны водных объектов можно отнести:

1. Разработка государственных программ для планирования и осуществления рационального использования, восстановления и охраны водных объектов на основе водохозяйственных балансов, схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, данных государственного водного кадастра

2. Осуществление государственного мониторинга водных объектов.

3. Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов

4. Нормирование в области использования и охраны водных объектов

Кроме того, студентам необходимо проанализировать порядок охраны водных объектов от засорения, истощения, правовой режим водоохранных зон.

Нормативные правовые акты

Федеральное законодательство

1. Конституция РФ // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года в ред. от 11 апреля 2007 года // Собрание законодательства РФ. 2001. № 44. Ст. 4147; Российская газета. 2007. 10 января; Собрание законодательства РФ. 2007. № 10. Ст. 1148.

3. Водный кодекс РФ от 4 июня 2006 года № 74-ФЗ в ред. от 4 декабря 2006 года // Собрание законодательства РФ. 2006. № 23. Ст. 2381.

4. Постановление Правительства РФ «О порядке ведения государственного водного кадастра» от 28 апреля 2007 года № 253 // Собрание законодательства РФ. 2007. № 19. Ст. 2357.

5. Постановление Правительства РФ «О порядке создания и деятельности бассейновых советов» от 30 ноября 2006 года № 727 // Российская газета. 2006. 6 декабря.

6. Постановление Правительства РФ «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование» от 30 декабря 2006 года № 844 // Собрание законодательства РФ. 2007. № 1 (2 ч.). Ст. 295.

7. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов» от 25 декабря 2006 года № 801 // Собрание законодательства РФ. 2007. № 1 (2 ч.). Ст. 259.

8. Постановление Правительства РФ «О порядке разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы» от 30 декабря 2006 года № 883 // Собрание законодательства РФ. 2007. № 5. Ст. 651.

9. Постановление Правительства РФ «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности» от 30 декабря 2006 года № 876 // Собрание законодательства РФ. 2007. № 1 (2 ч.). Ст. 324.

10. Постановление Правительства РФ «О гидрографическом и водохозяйственной районировании территории РФ и утверждении границ бассейновых округов» от 30 ноября 2006 года № 728 // Российская газета. 2006. 6 декабря.

11. Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил резервирования источников питьевого водоснабжения» от 20 ноября 2006 года № 703 // Собрание законодательства РФ. 2006. № 48. Ст. 5034.

12. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов» от 16 июня 2004 года № 282 в ред. от 20 декабря 2006 года // Собрание законодательства РФ. 2004. № 25. Ст. 2564; 2006. № 52 (3 ч.). Ст. 5598.

13. Постановление Правительства РФ «О договоре водопользования, право на заключении которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона» от 14 апреля 2007 года № 230 // Собрание законодательства РФ. 2007. № 17. Ст. 2046.

 

Дополнительная литература

1. Калиниченко Т. Г. Договоры в водных отношениях // Экологическое право. 2006. № 1. С. 16-20.

2. Сиваков Д. О. О правовом регулировании водно-земельных отношений // Журнал российского права. 2002. № 1. С. 74.

3. Хаустов Д. В. Проблемы соотношения водного законодательства и законодательства о недрах при регулировании добычи подземных вод // Экологическое право. 2005. № 1. С. 45-54.

4. Хаустов Д. И. Публично-правовые договоры в сфере использования и охраны вод // Экологическое право. 2005. № 3. С. 8-14.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.208 (0.008 с.)