ТОП 10:

Тема 3. Нормы земельного права и земельные правоотношения



Самостоятельная работа

 

Вопросы:

1. Земельные правовые нормы: понятие и виды.

2. Земельные правоотношения: понятие, виды.

3. Объекты земельных правоотношений. Земля как объект земельных отношений.

4. Субъекты земельных правоотношений.

5. Содержание земельных правоотношений.

6. Основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений.

Методические указания

Земельная правовая норма – это неперсонифицированное правило поведения, применяемое неоднократное количество раз и обеспечиваемое принудительной силой государства.

Правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Особенностью земельно-правовой нормы является то, что санкция, как правило, содержится в нормах иных отраслей права (уголовного, административного и др.).

Земельные правоотношения – общественные отношения, урегулированные нормами земельного права.

Исходя из основных институтов земельного права, земельные правоотношения подразделяются на:

– правоотношения собственности на землю,

– правоотношения землепользования,

– правоотношения государственного управления землями,

– правоотношения в области охраны земель,

– правоотношения юридической ответственности.[11]

Каждое правоотношение необходимо охарактеризовать с точки зрения объекта, объектов, содержания, оснований возникновения и прекращения.

Объектами земельных отношений являются земля, земельные участки, части земельных участков, земельные доли.

Земля является важным природным ресурсам, природным объектом и средством производства.

Особенности земельных отношений обуславливаются спецификой их объекта – земли, состоящей в следующем:

– земля – это основа жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ (статья 9 Конституции РФ),

– земля одновременно признается природным объектом, природным ресурсом и недвижимым имуществом,

– земля не является продуктом труда человека, поэтому она ограничена и неперемещаема в пространстве, не подлежит количественному увеличению,

– земля является основным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, поскольку обладает плодородием,

– земля обладает природной неоднородностью, что обуславливает деление земель на семь основных категорий, исходя из их целевого назначения (ст. 7 ЗК РФ),

– земля – это недвижимое имущество (ст. 130 ГК РФ).

Земля выполняет несколько функций:

– геополитическую,

– социальную,

– экологическую,

– функцию территориального базиса,

– экономико-производную функцию.[12]

Исходя из целевого использования, земельный фонд делиться на сеть категорий: земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности и иного специального назначения, земли водного фонда, земли лесного фонда, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли запаса.

Согласно ст. 8 ЗК РФ отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Согласно ст. 6 ЗК РФ земельный участок – это часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Часть земельного участка может являться самостоятельным объектом отношений при условии делимости земельного участка. По общему правилу, установленному ГК РФ, неделимость участка означает невозможность деления имущества без ухудшения его сущности. Относительно земельного участка при возможности его деления образуется самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории.

Неделимость земельного участка определяется законом (например, земельный участок КФХ) и судебным решением.

Совершение сделок с земельными участками и государственная регистрация прав на земельные участки возможны только при условии их кадастрового учета.

Участниками земельных правоотношений являются РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, физические и юридические лица.

Специфическим правовым статусом обладают иностранные граждане, апатриды, иностранные юридические лица. Так, они не могут быть собственниками земельных участков, расположенных в приграничных территориях (п. 3 ст. 15 ЗК РФ), а также земельных участков сельскохозяйственного назначения (Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

Субъекты земельных правоотношений должны обладать правосубъектностью, складывающейся из правоспособности, дееспособности и деликтоспособности.

Содержание земельных правоотношений составляют права и обязанности участников земельных отношений. Например, права и обязанности собственников земельных участков определены в ст. ст. 40 и 42 ЗК РФ, землевладельцев, землепользователей и арендаторов в ст. ст. 41, 42 ЗК РФ.

Основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений – это юридические факты, то есть обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений на землю. Юридические факты классифицируются на действия и события.

Основания возникновения земельных правоотношений напрямую связаны с видом правоотношений. Так, управленческие земельные правоотношения возникают на основании актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, актов применения права и т. д. Отношения права частной собственности на земельные участки возникают на основании договоров и иных сделок с земельными участками, актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, судебных решений, приобретательной давности, в порядке наследования, приватизации земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Основания прекращения земельных правоотношений закреплены действующим земельным законодательством, а в отношении имущественных земельных отношений – гражданским и земельным законодательством. Например, основания прекращения прав на землю предусмотрены в главе VII ЗК РФ.

Нормативные правовые акты

1. Конституция РФ.

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года в ред. от 11 апреля 2007 года // Собрание законодательства РФ. 2001. № 44. Ст. 4147; Российская газета. 2007. 10 января; Собрание законодательства РФ. 2007. № 10. Ст. 1148.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. В ред. от 5 февраля 2007 года // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2007. № 7. Ст. 1148.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. В ред. от 26 января 2007 года // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410; 2007. № 5. Ст. 558.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья. В ред. от 29 декабря 2006 года // Собрание законодательства РФ. 2001. № 49. Ст. 4552; 2006. № 1. Ст. 21.

 

Дополнительная литература

1. Волков Г. А. Правовые проблемы разграничения земель на категории по целевому назначению // Экологическое право. 2005. № 2. С. 29-32.

2. Галиева Р. Субъекты и объекты земельных прав // Российская юстиция. 2002. № 10. С. 27-28.

3. Дамбиева Т. В. Земля как объект права собственности РФ // // Журнал российского права. 2005. № 11. С. 71

4. Минаева А. А. Понятие «правовой режим земель» и его значение в земельном праве // Экологическое право. 2005. № 1. С. 40-45.

5. Минаева А. А. Правоотношения собственности как основной и обязательный элемент правового режима земельного участка // Экологическое право. 2005. № 6. С. 2-6.

6. Объекты гражданских правоотношений в новом Земельном кодексе РФ и Кодексе Республики Беларусь о земле // Экологическое право. 2002. № 1. С. 46.

7. Проблемы экологического, земельного права и законодательства в современных условиях // Государство и право. 1999. № 2. С. 39; 2000. № 5. С. 103; 2001. № 6. С. 107.

8. Сыродоев Н.А. Земля как объект гражданского оборота // Государство и право. 2003. № 8. С. 27-34.

 

 

Тема 4. Источники земельного права

Самостоятельная работа

 

Вопросы:

1. Источники земельного права: понятие и виды.

2. Конституционные основы земельного права.

3. Роль международных договоров РФ в регулировании земельных отношений.

4. Федеральные конституционные и федеральные законы как источники земельного права.

5. Земельный кодекс РФ как важнейший кодифицированный источник земельного права.

6. Подзаконные акты как источники земельного права.

7. Земельное законодательство субъектов РФ.

8. Иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

9. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления как источники земельного права.

10. Роль судебной практики в регулировании земельных отношений.

Методические указания

В науке земельного права принято различать источники земельного права в материальном и формальном смыслах. В формальном смысле под источником земельного права понимается внешняя форма выражения земельно-правовых норм. Для них характерны документальная форма закрепления и особая форма закрепления.

Классификация нормативных правовых актов может быть проведена по различным основаниям: по территории (федеральные, акты субъектов РФ, акты органов местного самоуправления, локальные акты), кругу лиц (нормативные и индивидуальные), по времени действия (без указания срока действия и с указанием срока действия).

Исходя из юридической силы, основным источником земельного права является Конституция РФ. Конституционные нормы обладают высшей силой, прямым и общеобязательным действием. К их числу можно отнести ст. ст. 9, 36, 42, 58, 72 Конституции РФ. Студенты должны тщательно проанализировать эти важнейшие конституционные начала.

В условиях мировой интеграции важную роль приобретают международные договоры РФ. Согласно ст. 15 Конституции РФ общепризнанные нормы и принципы ратифицированных правовых актов имеют приоритет над национальными нормами российского законодательства.

Важную роль играют федеральные конституционные законы, принятие которых обладает спецификой, предусмотренной в Конституции РФ. К числу конституционных законов относят: Федеральный конституционный закон "О Правительстве РФ" от 16 декабря 1997 года № 2-ФКЗ, Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде РФ» от 21 июля.1994 года № 1-ФКЗ в ред. от 5 апреля 2005 года.

Среди федеральных законов основное значение имеет Земельный кодекс РФ 2001 года, вступивший в юридическую силу с 30 октября 2001 года. В регулировании использования и охраны земель лесного фонда и водного фонда важную роль имеют Лесной кодекс РФ 2006 года и Водный кодекс РФ 2006 года. Кроме того, студенты должны проанализировать также отдельные федеральные законы, содержащие земельно-правовые нормы: Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 года № 101 – ФЗ в ред. от 18 июля 2005 года, Федеральный закон от 2 января 2000 года «О государственном земельном кадастре» и др.

К числу федеральных подзаконных актов относятся указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и акты федеральных органов исполнительной власти.

Учитывая, что земельное законодательство – это предмет совместного ведения РФ и субъектов РФ, субъекты РФ могут принимать свои нормативные правовые акты в пределах своей компетенции. Так, согласно Закона Вологодской области от 17 января 2001 года № 647-ОЗ в ред. от 25 декабря 2004 года «Об областных нормативных правовых актах» к числу нормативных правовых актов Вологодской области относятся: Устав области, законы области, нормативные постановления Законодательного Собрания области, нормативные постановления губернатора области, нормативные постановления правительства области, нормативные акты избирательной комиссии области, нормативные правовые акты руководителей органов исполнительной государственной власти области. Законы области могут приниматься в виде кодексов. Кодекс области – закон, обеспечивающий комплексное регулирование определенной сферы общественных отношений. В регулировании земельных отношений в Вологодской области важную роль играют Устав Вологодской области (ст. ст. 4, 25, 44, 63 и др.), Законы Вологодской области (Закон Вологодской области от 30 октября 1998 года № 304-ОЗ в ред. от 14 июля 2005 года «Об особо охраняемых природных территориях Вологодской области»; Закон Вологодской области от 30 апреля 2002 года № 778-ОЗ в ред. от 17 июля 2006 года «О цене земли», Закон Вологодской области от 6 июня 2005 года № 1294-ОЗ «Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Вологодской области» и др.), Постановления Правительства Вологодской области.

Правовые коллизии между нормативными правовыми актами РФ и субъекта РФ решаются в порядке ст. 76 Конституции.

На уровне муниципальных образований в регулировании земельных отношений источниками являются устав муниципального образования, решения представительного органа местного самоуправления, акты главы местного самоуправления.

В теории права достаточно спорным является вопрос об отнесении судебной и арбитражной практики к источникам земельного права.

Значение судебной практики состоит в толковании действующего законодательства. Исключительное право толкования Конституции РФ принадлежит Конституционному Суду РФ. Толкованием иного законодательства занимаются высший Арбитражный Суд РФ и верховный Суд РФ. Кроме того, через постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ осуществляется единообразное применение действующего законодательства.

Отдельные ученые, например, С. А. Боголюбов, считают, что важную роль в регулировании земельных отношений играют правовые обычаи. Например, традиционное землепользование коренных малочисленных народов, раздел земельного участка пропорционально сложившемуся порядку землепользования (п. 1 ст. 35 ЗК РФ).

 

Нормативные правовые акты

Федеральное законодательство

1. Конституция РФ.

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года в ред. от 11 апреля 2007 года // Собрание законодательства РФ. 2001. № 44. Ст. 4147; Российская газета. 2007. 10 января; Собрание законодательства РФ. 2007. № 10. Ст. 1148.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. В ред. от 5 февраля 2007 года // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2007. № 7. Ст. 1148.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. В ред. от 26 января 2007 года // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410; 2007. № 5. Ст. 558.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья. В ред. от 29 декабря 2006 года // Собрание законодательства РФ. 2001. № 49. Ст. 4552; 2006. № 1. Ст. 21.

6. Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 года № 200-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. № 50. Ст. 5278.

7. Водный кодекс РФ от 4 июня 2006 года № 74-ФЗ в ред. от 4 декабря 2006 года // Собрание законодательства РФ. 2006. № 23. Ст. 2381

8. Федеральный конституционный закон "О Правительстве РФ" от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ в ред. от 2 марта 2007 года // Собрание законодательства РФ. 1997. № 51. Ст. 5712; 2005. № 23. Ст. 2197; 2007. № 10. Ст. 1147.

9. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде РФ» от 21 июля.1994 года № 1-ФКЗ в ред. от 5 февраля 2007 года // Собрание законодательства РФ. 1994. № 13. Ст. 1447; 2005. № 15. Ст. 1273; 2007. № 7. Ст. 829.

10. Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ в ред. от 5 февраля 2007 года // Собрание законодательства РФ. 2001. № 44.Ст. 4148; 2007. № 7. Ст. 834.

11. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года № 7-ФЗ в ред. от 5 февраля 2007 года // Собрание законодательства РФ. 2002. № 2. Ст. 133; 2004. № 35. Ст. 3607; 2006. № 1. Ст. 10; 2006. № 52 (1 ч.). Ст. 5498; 2007. № 7. Ст. 834.

12. Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11 июня 2003 года № 74 – ФЗ в ред. от 4 декабря 2006 года // Собрание законодательства РФ. 2003. № 24. Ст. 2249; 2006. № 50. Ст. 5279.

13. Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. № 28. Ст. 2881.

14. Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ в ред. от 30 июня 2006 года // Собрание законодательства РФ. 1998. № 16. Ст. 1801; 2006. № 27. Ст. 2881.

15. Указ Президента РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" от 9 марта года № 314 в ред. от 15 февраля 2007 года // Собрание законодательства РФ. 2004. № 11. Ст. 945; 2006. № 14. ст. 1509; 2007. № 8. Ст. 978.

16. Указ Президента РФ «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» от 20 мая 2004 года № 649 в ред. 12 марта 2007 года // Собрание законодательства РФ. 2004. № 21. Ст. 2023; 2006. № 27. Ст. 2920; 2007. № 12. Ст. 1374.

 

Законодательство Вологодской области

1. Закон Вологодской области от 17 января 2001 года № 647-ОЗ в ред. от 25 декабря 2004 года «Об областных нормативных правовых актах» // Красный Север. 2001. 13 февраля; 2004. 29 декабря.

2. Закон Вологодской области от 30 октября 1998 года № 304-ОЗ в ред. от 14 июля 2005 года «Об особо охраняемых природных территориях Вологодской области» // Красный Север. 1998. 13 ноября; 2005. 19 июля.

3. Закон Вологодской области от 30 апреля 2002 года № 778-ОЗ в ред. от 17 июля 2006 года «О цене земли» // Красный Север.2004. 7 мая; 2006. 25 июля.

4. Закон Вологодской области от 6 июня 2005 года № 1294-ОЗ «Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Вологодской области» // Красный Север.2005. 11 июня.

Судебная практика

1. Постановление Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 года № 8-П «По делу о проверке конституционности Земельного кодекса РФ в связи с запросом Мурманской Областной Думы» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 19. Ст. 1923.

2. Постановление Конституционного Суда РФ от 13 декабря 2001 года № 16-П « По делу о проверке конституционности части второй ст. 16 закона города Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве» в связи с жалобой гражданки Т.В. Близинской»// Российская газета. 2001. № 250.

3. Постановление № 11 Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2005. № 5.

4. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2001 года № 61 «Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2001. № 5.

 

Дополнительная литература

1. Адиханов Ф. Х. Соотношение норм гражданского права и норм земельного права в регулировании земельных отношений // Государство и право. 2001. № 1. С. 32.

2. Бакунина Т. С. Новый Земельный кодекс РФ: проблемы применения // Государство и право. 2003. № 5. С. 101-107.

3. Гусев Р. К. Общие положения Земельного кодекса РФ // Закон. 2002. № 3. С. 5 – 10.

4. Грось Л. А. О сопоставлении понятий «гражданское законодательство», «гражданское право», и «земельное законодательство» и вещных правах на земельные участки» // Журнал российского права. 2002. № 9. С. 42 – 51.

5. Иконицкая И. А. Новый Земельный кодекс РФ: некоторые вопросы теории и практики применения // Государство и право. 2002. № 6. С. 5.

6. Кичигин Н. В. Каким быть новому закону об особо охраняемых природных территориях? // Журнал российского права. 2003. № 3. С. 68

7. Минина Е.Л. О некоторых проблемах развития земельного законодательства на современном этапе // Государство и право. 1997. № 3. С. 32 – 63.

8. Объекты гражданских правоотношений в новом Земельном кодексе РФ и Кодексе Республики Беларусь о земле // Экологическое право. 2002. № 1. С. 46.

9. Проблемы экологического, земельного права и законодательства в современных условиях // Государство и право. 1999. № 2. С. 39; 2000. № 5. С. 103; 2001. № 6. С. 107.

10. Сыродоев Н.А. О соотношении земельного и гражданского законодательства // Государство и право. 2001. № 4. С.28-35.

11. Сыродоев Н. А. Новый Земельный кодекс РФ // Правоведение. 2002. № 1. С. 4.

12. Чекунов С. А. Процедура ратификации международных договоров в РФ // Адвокат. 2002. № 8. С. 72.

13. Чубаров В. В. Некоторые проблемы взаимодействия гражданского и земельного законодательства и пути их решения // Журнал российского права. 2005. № 9. С. 52.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.237.51.159 (0.016 с.)