Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. История развития земельного права↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Самостоятельная работа
Вопросы: 1. Этапы развития земельного права в РФ. 2. Развитие земельных отношений до 1917 года. 3. Регулирование земельных отношений в советское время. 4. Современная земельная реформа Методические указания Прежде чем изучить основные направления развития правового регулирования земельных отношений в РФ, студенты должны понять периодизацию этапов развития земельных отношений. Наиболее признанной периодизацией является выделение трех этапов: до 1917 года, советское время и современная земельная реформа. В X-XVIII веках регулирование всех общественных отношений, в том числе по использованию земель, осуществлялось едиными правовыми актами: Русской Правдой, Судебниками, соборным Уложением. До аграрной реформы 1861 крестьяне не обладали самостоятельными правами на землю. С 1861 г. крестьяне или единолично, или в рамках земельных общин выступают в качестве носителей прав и обязанностей на землю по законодательству. Положения 19 февраля 1861 г. (Общее положение о крестьянах, Положение о выкупе и др.) провозгласили отмену крепостной зависимости, установили право крестьян на земельный надел, определили порядок осуществления выкупных платежей за землю.[10] Субъектом земельных отношений являлась крестьянская семья. Основными субъектами владения землями сельскохозяйственного назначения, использовавшихся по своему целевому профилю, являлись крестьянские общины, внутри которых земли делились на подворные наделы, закреплявшиеся в пользовании отдельных семей. В 1882 году бы создан Крестьянский поземельный банк. Его задачей являлось кредитование крестьян для выкупа ими своих надельных земель под залог этих земель. Однако отсутствие частной собственности негативно сказывалось на развитие сельского хозяйства и экономики Российской Империи в целом, поэтому к 1905 году сложились объективные предпосылки аграрной реформы П. А. Столыпина. По мнению А. Б. Решетникова, можно выделить два основных направления формирования правовых норм, составивших основу реформы: – законодательство об изменении характера землевладения и землеустройства (Указ "О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования" от 9 ноября 1906 г., Закон "Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении" от 14 июня 1910 г.); – законодательство о государственной поддержке переселения на добровольных началах сельских жителей в неосвоенные либо малонаселенные регионы Российской Империи (Временные Правила о добровольном переселении сельских обывателей и мещан-земледельцев (1904 г.). Результат столыпинской реформы – закрепление и распространение права личной собственности на землю среди крестьян. В советский период времениправовую основу земельных отношений составлял Декрет «О земле» от 26 октября 1917 г., который объявил всю землю народным достоянием, отменил частную собственность на землю, запретил сдавать ее в аренду и в залог. Земля передавалась в распоряжение земельных комитетов. Декрет «О социализации земли» от 1918 года предусматривал, что собственность на землю и другие природные ресурсы отменяется навсегда и распоряжение ими передается органам государственной власти. В период НЭПа в законодательстве было закреплено право трудового землепользования. Оно было предусмотрено Законом о трудовом землепользовании и Земельным кодексом РСФСР от 30 октября 1922 г. Право трудового землепользования предоставлялось всем гражданам РСФСР для ведения сельского хозяйства и желающим обрабатывать землю своим трудом. Этого права не мог быть лишен никто, кроме случаев, прямо указанных в законе, а место расположения земельного участка, предоставленного по этому праву, могло быть изменено лишь при лесоустройстве, а также при земельных переделах в тех обществах, где существовал общинный порядок землепользования. Право трудового землепользования было бессрочным. В рамках его права гражданин мог: вести хозяйственное использование земли способом, избранным по своему усмотрению; возводить, устраивать и использовать на земле строения и сооружения для хозяйственных и жилищных нужд. Покупка, продажа, завещание, дарение, залог земли пользователям запрещались. В дальнейшем для правового регулирования земельных отношений были характерны: целевой характер права землепользования; устойчивость права землепользования; бесплатность права землепользования. Единственная форма собственности на землю – государственная собственность на землю. Правовую основу землепользования составляли: Основы законодательства СССР о земле 1968 года и Земельный кодекс РСФСР 1970 года. Принятые в 1990 году Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле предусматривали: деление земельного фонда на семь категорий, виды прав на землю: бессрочное пользование, временное пользование, аренда и пожизненное наследуемое владение, компетенцию органов местного самоуправления в сфере регулирования земельных отношений, основные функции государственного управления землей (государственный земельный контроль, землеустройство, земельный кадастр), порядок разрешения земельных споров (административный и судебный). Начиная с 1990 года, в РФ осуществляется земельная реформа. Основным нормативным правовым актом, закрепившим основы реформирования, являлся Закон РСФСР «О земельной реформе» от 23 ноября 1990 года. Кроме того, было приняты Постановление Правительства РФ от 18 января 1991 года «Об утверждении Республиканской программы проведения земельной реформы на территории РФ», Указ Президента «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы» от 27 декабря 1991 года, Указ Президента «О регулировании земельных отношений и развитии земельной реформы в РФ» от 27 октября 1993 года и др. В 1990-1993 гг. целями земельной реформы являлись: – перераспределение земли, – равноправное развитие различных форм хозяйствования на земле, – обеспечение рационального использования и охраны земель, – наделение землей физических и юридических лиц с закреплением их прав на землю. Законодательно в 1990 – 1993 гг. закреплены два направления земельной реформы: 1) разграничение государственной собственности на федеральные земли и земли субъектов РФ, выявление потребностей в земле граждан и юридических лиц, формирование специального фонда земель перераспределения, установление ставок земельного налога и цены за землю. 2) передача и закрепление земель физическим и юридическим лицам в собственность. Основное направление в земельной реформе этого периода – передача земли в собственность граждан для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, организации крестьянского (фермерского) хозяйства, индивидуального жилищного строительства. Граждане получали землю в собственность как безвозмездно (в пределах нормы бесплатной передачи земли по району), так и за плату. Собственники земельных долей имели право: на выдел земельного участка в натуре для ведения фермерского хозяйства, на сдачу земли в залог, на сдачу земли в аренду, обмен земельной доли на имущественный пай, предавать земельную долю по наследству, внести в качестве взноса в уставной капитал сельскохозяйственных организаций. В 1996-1999 годах основными правовыми актами, регулирующими земельные преобразования, были: Указ Президента РФ от 7 марта 1996 года № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю», Указ Президента РФ от 14 февраля 1996 года № 198 ««О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности», Указ Президента РФ от 16 мая 1997 года № 485 «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами», Постановление Правительства РФ от 1 февраля 1995 года № 96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев» и др. Основное направление земельной реформы на этом этапе – передача в собственность граждан и юридических лиц земли, находящейся под объектами недвижимости и приватизированными предприятиями. Граждане и юридические лица, получившие в собственность здания, сооружения, иные объекты недвижимости в сельских населенных пунктах и на землях сельскохозяйственного назначения получили разрешения приобретать в собственность земельные участки, на которых располагаются данные объекты недвижимости, как за плату, так и бесплатно. Также закреплялось, что физические и юридические лица – собственники приватизированных предприятий имеют преимущественное право на приобретение в собственность земельного участка, на котором находится приватизированное предприятие. В этот период законодательно были закреплены следующие правомочия собственников земельных долей: передать земельную долю по наследству, использовать земельную долю для ведения фермерского хозяйства и личного подсобного хозяйства, продать земельную долю, обменять земельную долю на имущественный пай или земельную долю в другом хозяйстве, передать земельную долю или право пользование земельной долей в уставной капитал сельскохозяйственных организаций, предать земельную долю в аренду, передать земельную долю на условиях договора ренты и пожизненного содержания. С 1999 года реформирование земельных отношений осуществляется на основе Постановления Правительства РФ от 26 июня 1999 года «О федеральной целевой программе «Развитие земельной реформы в РФ на 1999 – 2002 годы». К основным направлениям земельной реформы можно отнести: – укрепление гарантий конституционных прав граждан на землю, – развитие рыночного оборота земли, – развитие ипотечного кредитования, – совершенствование системы земельных платежей, – обновление земельного законодательства, – усиление контроля за использованием и охраной земель, – дальнейшая приватизация земель. Нормативные правовые акты 1. Декрет ВЦИК «О земле» 1917 года. 2. Декрет ВЦИК «О социализации земли» 1918 года. 3. Земельный кодекс РСФСР 1922 г. 4. Закон РСФСР «О трудовом землепользовании» от 22 мая 1922 года. 5. Земельный кодекс РСФСР 1970 г. 6. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик "О земле" от 28 февраля 1990 года. 7. Закон РСФСР «О земельной реформе» от 23 ноября 1990 года. 8. Указ Президента РФ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы» от 27 декабря 1991 года. 9. Указ Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии земельной реформы в РФ» от 27 октября 1993 года. 10. Указ Президента РФ О реализации конституционных прав граждан на землю» от 7 марта 1996 года № 337. 11. Указ Президента РФ «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности» от 14 февраля 1996 года № 198. 12. Указ Президента РФ «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами» от 16 мая 1997 года № 485. 13. Постановление Правительства РФ «Республиканская программа проведения земельной реформы на территории РФ» от 18 января 1991 года. 14. Постановление Правительства РФ «О порядке приватизации и реорганизации предприятий АПК» от 4 сентября 1992 года № 708. 15. Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Развитие земельной реформы в РФ на 1999 – 2002 годы» от 26 июня 1999 года № 694 // Собрание законодательства РФ. 1999. № 27. Ст. 3379.
Дополнительная литература 1. Анисимов А.П., Черноморец А.Е. Некоторые вопросы теории земельного права в свете нового земельного кодекса РФ // Новая правовая мысль. 2002. № 1. С.21 – 29. 2. Бакунина Т. С. Новый Земельный кодекс РФ: проблемы применения // Государство и право. 2003. № 5. С. 101-107. 3. Быстров Г. Е. Залог сельскохозяйственных земель в российском праве XX веке // Государство и право. 1999. № 5. С. 12-36. 4. Быстров Г. Е. Международный конгресс по правовым проблемам аграрной и земельной реформы // Государство и право. 2000. № 12. С. 102. 5. Быстров Г. Е. Земельная реформа в России: правовая теория и практика // Государство и право. 2000. № 4. С. 46-58. 6. Земельный вопрос. Под ред. Е. С. Строева. М, 1999. 7. Копылов А.В. Вещные права на землю. М.: «Статут», 2000 – 255 с. 8. Крассов О.И. Право частной собственности на землю. М.: «Юрист», 2000. 377с. 9. Коловангин П.М. Собственность на землю в России. История и современность. Санкт – Петербург. 2003.– 700с. 10. Коробейников М.А. Методы эффективного развития земельных отношений в России./Уроки прошлого. Мифы и реальность будущего. Земельный вопрос в российской исторической традиции. М.: «Издательский дом «Экономическая литература»». 2005. 256с. 11. Решетников А. Б. Законодательная база аграрной реформы в 1906 – 1911 годах в России // Государство и право. 2002. № 12. С. 88.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.90 (0.009 с.) |