Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы текущего, промежуточного и итогового контроля и материалы для проведения контроля.

Поиск

4.1. Уровень освоения дисциплины «Методика преподавания математики (специальная)» определяется в результате текущего и итогового контроля и оценивается по:

– выполнению заданий самостоятельной работы к лекционным и лабораторным занятиям;

– активности учебно-познавательной, учебно-исследовательской деятельности студентов на лекционных и лабораторных занятиях, при обучающем тестировании;

- результатам аудиторных самостоятельных работ в процессе изучения курса;

- результатам контрольного тестирования;

- качеству ответов на вопросы экзаменационного билета на экзамене.

Текущий контроль осуществляется по всем видам самостоятельных работ, всем видам аудиторной и домашней работы. Промежуточный контроль проводится в форме тестирования. Итоговый контроль проводится в форме экзамена. К экзамену допускаются студенты, выполнившие учебный план, т. е. при отсутствии задолженностей по всем видам занятий, с условием положительной оценки за выполнение всех видов самостоятельной работы в процессе изучения курса. Заключение о выполнении учебного плана делается преподавателем по результатам работы в семестре: аудиторной работы и домашней самостоятельной работы, по результатам текущих проверочных работ. Оценка за работу в семестре влияет на экзаменационную оценку. Положительная оценка результатов усвоения курса – это подтверждение того, что требуемый объем учебной работы за семестр – аудиторной и внеаудиторной студент выполнил, результаты промежуточного контроля – текущих самостоятельных работ, в том числе результаты тестового контроля, положительны, ответ на теоретические вопросы экзаменационного билета, выполнение практического задания билета свидетельствуют о выполнении требований к уровню усвоения дисциплины, гарантирующем возможность выполнения профессиональной деятельности не ниже чем на «удовлетворительно».

Материалы для проведения контроля.

Вопросы к экзамену

по курсу «Методика преподавания математики (специальная)» «Логопедия»

1. Математика как особая область знания, как элемент культуры. Математика в обучении детей. Особенности обучения математике детей с тяжелыми нарушениями речи.

2. Методические системы обучения математике в начальной школе («Школа России» - Моро М.И. и др.; «Гармония» - Истомина Н. Б.; «Школа 2100» - Петерсон Л.Г.); особенности их использования при обучении математике учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

3. Методические системы обучения математике в начальной школе система (Л.В. Занкова - Аргинская И.И. и др.; система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова - Э. И. Александровой; «Школа ХХI века» - В.Н. Рудницкой; «Перспективная школа» - А.Л. Чекин.), особенности их использования при обучении математике учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

4. Организация деятельности учащихся с тяжелыми нарушениями речи. Урок математики: требования к современному уроку математики, виды, условия эффективности при обучении детей с тяжелыми нарушениями речи.

5. Математика в познании ребенком мира и себя. Возникновение и развитие начальных математических представлений. Смысловая, формальная и процедурная стороны представлений и понятий. Содержание обучения математике учащихся начальных классов (чему учить?). Гуманитарные аспекты содержания. Прикладные аспекты содержания обучения математике.

6. Клинико-психологическая характеристика акалькулии и дискалькулии детского возраста. Методические приемы восстановительного обучения математике детей с различными видами акалькулии и дискалькулии

7. Теоpетико-множественный и порядковый смыслы числа, число как результат измерения величины (как способ обозначения результата измерения величины), соответствующие смыслы отношений < > =. Методика формирования представлений о числе на основе смыслов числа.

8. Сложение и вычитание целых неотрицательных чисел в трех теориях натурального числа. Формирование соответствующих представлений у учащихся начальной школы с тяжёлыми нарушениями речи.

9. Умножение и деление целых неотрицательных чисел в трех теориях натурального числа. Формирование соответствующих представлений у учащихся. начальной школы с тяжёлыми нарушениями речи.

10. Табличное сложение и вычитание. Методика формирования навыков табличного сложения и вычитания у учащихся. начальной школы с тяжёлыми нарушениями речи.

11. Табличное умножение и деление. Методика формирования навыков табличного умножения и деления. у учащихся. начальной школы с тяжёлыми нарушениями речи.

12. Внетабличные приемы (алгоритмы) устных вычислений: сложения и вычитания; умножения и деления. Методика изучения. Методика формирования соответствующих навыков у учащихся. начальной школы с тяжёлыми нарушениями речи.

13. Расширение множества натуральных чисел (возникновение дробей). Методика формирования представлений учащихся о дробях. у учащихся. начальной школы с тяжёлыми нарушениями речи.

14. Обозначение чисел. Понятие системы счисления. Общая характеристика позиционных систем счисления. Методика формирования представлений детей о проблемах обозначения чисел, о способах решения этих проблем, об общих свойствах позиционных систем счисления у учащихся. начальной школы с тяжёлыми нарушениями речи.

15. Способы установления отношений между числами, способы выполнения арифметических действий с числами, записанными в позиционной системе счисления. Формирование представлений о зависимости способа сравнения и способа выполнения действий от формы записи числа.

16. Десятичная система счисления, ее характеристики, свойства. Свойства чисел, выявляемые на основе десятичной записи чисел. Изучение вопросов обозначения чисел в начальной школе V типа (для детей с тяжёлыми нарушениями речи).

17. Алгоритмы школьного курса математики: общая характеристика, примеры. Алгоритмы письменного сложения и вычитания. Формирование соответствующих навыков у учащихся. начальной школы с тяжёлыми нарушениями речи.

18. Алгоритмы школьного курса математики: общая характеристика, примеры. Алгоритмы письменного умножения и деления. Формирование соответствующих навыков у учащихся. начальной школы с тяжёлыми нарушениями речи.

19. Понятия «задача», «решение задачи». Общая характеристика процесса решения задачи. Решение задач и обучение решению задач. Цели включения задач в начальный курс математики школ V типа.

20. Процесс решения задачи: интуитивное решение (свернутое, быстрое), логически развернутое решение задачи. Этапы решения задачи, их назначение, краткая характеристика. Примеры. Обучение учащихся школ V типа знаниям об этапах решения задачи (зачем, что полезно знать, как научить…).

21. Восприятие и осмысление задачи. Приемы, помогающие воспринять и понять задачу. Обучение учащихся школ V типа знаниям о приемах восприятия и осмысления задачи и обучение умению пользоваться приемами при решении задач.

22. Поиск и составление плана решения задачи. Приемы, помогающие составить план решения задачи. Обучение учащихся школ V типа знаниям о приемах и умению пользоваться ими.

23. Выполнение плана решения задачи. Формы выполнения: устное, письменное. Проблема записи задачи и ее решения. Нормативные формы записи задачи и ее решения. Обучение учащихся школ V типа умению записывать задачу и ее решение в нормативной форме и в произвольной форме в соответствии с назначением записи.

24. Проверка решения задачи: назначение проверки, приемы проверки (9 приемов). Обучение учащихся школ V типа умению проверять решение.

25. Общее умение решать задачи. Компоненты общего умения решать задачи. Методика формирования общего умения решать задачи у учащихся школ V типа. Виды заданий.

26. Частное умение решать задачи (умение решать задачи определенного вида). Компоненты этого умения. Методика формирования данного умения у учащихся школ V типа.

27. Понятие о методах решения задач. Арифметический метод решения задачи. Обучение учащихся школ V типа. умению решать задачи арифметическим методом.

28. Алгебраический метод решения задачи. Обучение учащихся школ V типа умению решать задачи с помощью уравнений.

29. Практический и геометрический методы решения задачи. Обучение учащихся школ V типа умению решать задачи этими методами

30. Табличный и логический методы решения задачи. Обучение учащихся школ V типа умению решать задачи этими методами и с помощью таблиц смешанными методами.

31. Понятие «разные способы решения». Приемы, помогающие находить разные способы решения задачи. Обучение учащихся школ V типа умению находить различные способы решения задач. Использование различных способов решения текстовых задач для формирования математических понятий,

32. Виды работы с задачами на уроке. Зависимость содержания, методов и форм работы (вида работы) с задачей от педагогической цели, от особенностей задачи.

33. Числовые выражения, значения, порядок действий, способы чтения и записи. Смыслы числовых выражений. Формировании умения находить значения числовых выражений, определять смыслы выражений, читать и записывать, сравнивать математические выражения.

34. Числовые равенства и неравенства. Связь числовых равенств и неравенств с отношениями равенства и неравенства; верные и неверные равенства и неравенства. Свойства истинных числовых равенств. Методика рассмотрения числовых равенств и неравенств в начальной школе V типа.

35. Уравнения и неравенства. Способы решения уравнений и неравенств в начальной школе. Методика формирования представлений об уравнениях и неравенствах у учащихся начальной школы V типа.

36. Общая характеристика понятия величины. Формирование общих представлений о понятии «величина» у учащихся. Длина. Формирование соответствующих представлений у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи.

37. Площадь, объем. Изучение площади и объема в начальной школе V типа.

38. Масса, вес. Изучение в начальной школе V типа.

39. Величина угла. Время. Изучение в начальной школе V типа.

40. Скорость. Методика формирования представлений о скорости у учащихся. Задачи с понятием «скорость». Методика использования таких задач в обучении, методика обучения решению задач.

41. Геометрия как наука о форме и пространственном расположении тел. Геометрические фигуры как средства обозначения формы предметов. Методика формирования представлений учащихся о геометрических фигурах как о способах обозначения (описания) формы предметов.

42. Линии. Виды линий, свойства. Методика изучения в начальной школе V типа.

43. Поверхности, плоскости, плоскостные геометрические фигуры – треугольники, многоугольники (параллелограмм, прямоугольник, квадрат, трапеция, ромб), свойства. Методика изучения в начальной школе V типа

44. Геометрические тела: призма, параллелепипед, куб, цилиндр, конус, шар.. Их свойства. Методика изучения в начальной школе V типа.

4.2.2. Тестовые задания по курсу

 

1. Дополните

Схематический или масштабный... используется при решении задач на движение и других задач для наглядного представления отношений.

2. Метод решения задачи с помощью уравнения называется.

£ арифметическим

£ алгебраическим

£ графическим

£ практическим

£ логическим

£ геометрическим

3. Составление и решение обратной задачи относится к этапу... решения задачи.

£ поиска плана

£ оформления

£ проверки

4. К приемам этапа поиска плана решения задачи относится...

£ рассуждение от данных к вопросу

£ рассуждение от вопроса к данным

£ подстановка ответа в текст задачи

£ составление графической модели

£ чтение текста задачи

5. К приемам первичного анализа текстовой задачи относятся:...

£ чтение текста задачи

£ оформление решения

£ составление краткой записи

£ формулировка ответа

6. К приемам поиска плана решения текстовой задачи относятся:...

£анализ чертежа

£ оформление решения

£ рассуждение от данных к вопросу

£ формулировка ответа

7. К приемам выполнения решения текстовой задачи относятся:...

£ формулировка ответа

£ составление краткой записи содержания задачи

£ нахождение значения выражения

£ решение уравнения

8. Соотнесите виды простых арифметических задач и действия к ним:

на кратное сравнение сложение или вычитание
с отношением «больше на» умножение
с отношением «меньше в» деление
на нахождение остатка вычитание
  умножение или деление

9. Последовательность развернутого решения текстовой задачи арифметическим методом:

-: анализ содержания задачи

-: восприятие задачи (чтение, слушание, зрительное или тактильное восприятие)

-: проверка решения любым из приемов проверки; если решение неверно, то его корректировка; если решение верно, то формулировка окончательного ответа на вопрос задачи (вывода о выполнении требования)

-: выполнение арифметических действий

-: формулирование ответа на вопрос задачи (вывода о выполнении требования задачи)

-: поиск последовательности арифметических действий, выполнение которой позволит выполнить требование задачи

10. Последовательность шагов решения текстовой задачи алгебраическим методом (в котором искомое обозначается переменной):

А)-: перевод текста с переменной на язык математических выражений - составление словаря перевода

Б)-: нахождение двух разных выражений с одинаковыми значениями, обозначение этого факта равенством - уравнением

В): преобразование текста задачи в повествовательный текст с переменной

Г): восприятие задачи и анализ ее содержания

Д): обозначение искомого переменной (буквой)

Е): проверка решения задачи и его коррекция, если это необходимо

Ж): интерпретация найденного значения переменной на языке текста задачи и формулировка ответа на вопрос задачи (вывода о выполнении требования)

З): решение уравнения

11. Задаче "При ремонте дома нужно покрасить 120 рам. Два мастера, работая вместе, выполняют эту работу за 4 дня. Первый мастер работает в 2 раза быстрее второго. Найдите производительность труда второго мастера" соответствуют уравнения...

£ 120 х 4 = 2а + а

£ 120: 4 = 2а

£ 120: 4 = 3а

£ 4а + 4 х 2а = 120

£ 120: (а + 2а) = 4

12. Решение задачи: "В классе 34 ученика. Для уроков труда закупили 240 цветных карандашей в коробках, по 6 штук в каждой. Сколько коробок останется, если каждому учащемуся дать по 1 коробке карандашей?" можно записать с помощью выражений...

£ (240 - 34 х 6): 6

£ 240: 6 - 34

£ 240 - 34 х 6

£ (240 -34): 6

13. Соответствие между понятием и его характеристикой

задача сформулированный словами вопрос, ответ на который можно дать с помощью арифметических действий  
решить задачу преобразовывать условие задачи для получения ответа на ее вопрос, для выполнения требования
решать задачу выполнение учащимися разнообразных видов работы с задачей для овладения компонентами умения решать задачи
обучение решению задач ответить на ее вопрос, выполнить ее требование
  содержит условие и требование  

14. Соответствие между числовым выражением, составленным по данной задаче, и его смыслом. Задача: Один переплетчик переплетал по 5 книг в день и переплел 150 книг. Второй работал то же время, переплетая по 7 книг. Сколько книг они переплели всего?

7: 5 Производительность труда второго переплетчика, если производительность труда первого принять за 1.
7 - 2 Время работы каждого переплетчика
150: 5 На сколько больше в день переплетал 2-ой переплетчик, чем 1-ый
5 + 7 Количество книг переплетенных 2-ым переплетчиком
  Производительность совместного труда

16. В основе формирования понятия числа по программе... лежит теория величин.

£ Н.Б. Истоминой

£ В.В. Давыдова

£ И.И. Аргинской

£ Л.Г. Петерсон

17. Обучение математике в первом классе по программе... начинается с интегрированного курса "Грамота"

£ В. Н. Рудницкая

£ И. И. Аргинской

£ Л. Г. Петерсон

£ М. А. Моро

18. Формирование теоретического мышления на основе содержательных обобщений - цель обучения математике, заявленная в программе...

£ И.И. Аргинской

£В.В. Давыдова

£ М.А. Моро

£ Л.Г. Петерсон

19. Компонентами методической системы обучения математике являются

£ арифметические задачи;

£ цели обучения математике

£ результаты обучения математике

£ диагностические задания

£ содержание обучения математике

£ контроль и оценка

20. Методика обучения математике как наука исследует

£ виды и формы уроков в начальной школе;

£ содержание обучения математике;

£ способы организации деятельности учащихся на уроке математики;

£ психологические особенности восприятия учащимися начальной школы математиче-ских объектов.

£способы организации деятельности младших школьников на уроке математики;

21. Процесс обучения математике - это … исследования методики обучения математике.

22. Обучение математике младших школьников - это...

£ решение примеров и задач;

£ использование языка математики;

£ организация выполнения учащимися заданий учителя;

£ обучение младших школьников математической деятельности;

23. В предмет исследования методики обучения математике могут входить:

£ методические приемы организации деятельности учащихся, адекватной целям обучения математики;

£ психологические особенности учащихся начальных классов; отражающие математические способности;

£ общие требования к учебникам математики для начальной школы;

£ система учебных заданий для формирования учебных навыков..

24. Цели методики обучения математике в начальной школе дать ответы на вопросы:

£ Как решать задачи?

£ Как обеспечить процесс обучения математике наглядными пособиями?

£Чему учить в процессе обучения математике?

£Какие методы решения текстовых задач целесообразно изучать в начальной школе?

£ Каким требованиям должен удовлетворять урок в начальной школе?

25. Процесс обучения младших школьников математике исследуют, используя методы:

£ педагогический эксперимент

£ причинно-следственные связи

£ анализ литературы

£ математическое моделирование

26. Полный и широкий педагогический эксперимент в области методики обучения математике осуществляется в следующей последовательности:

-: Поисковый эксперимент

-: Констатирующий эксперимент

-: Контрольный эксперимент

-: Формирующий эксперимент

27. Целью педагогического эксперимента по проблемам обучения решению задач может быть:

£ обучение учащихся разным методам и способам решения задач

£ разработка методов решения задач на движение

£ проверка эффективности разработанной системы методических приемов работы с задачей на уроке математики

28. Правильная последовательность действий при проектировании урока математики на педагогической практике

-: Изучение, актуализация знаний об особенностях учащихся класса

-: Определение темы урока

- Логико-педагогический анализ учебного материала учебника по теме.

-: Определение способов диагностики результатов достижения целей;

-: Определение и формулирование образовательных, воспитательных и развивающих целей урока для учителя и для учащихся

-: Оформление сценария урока

-: Выбор педагогических действий, адекватных педагогическим целям урока и особенностям учащихся: подбор и конструирование вопросов, заданий и форм организации их выполнения учащимися.

-: Актуализация собственных математических и методических знаний по теме урока.

29. Организация обучения математике в начальной школе на уровне системы образования задается ….. учебным планом

30. Организация обучения математике в начальной школе на уровне образовательного учреждения задается учебным планом........

31. Организация обучения математике в начальной школе в течение учебного года и четверти на уровне учебного предмета задается....... планом.

32. Для того чтобы самостоятельная работа по математике соответствовала индивидуальным возможностям учащихся можно регламентировать время выполнения заданий и не регламентировать … заданий.

33. Деятельность учащегося на уроке математики, главной целью которой является изменение самого себя называют "........ деятельность".

34. Автор комплекта учебников по математике для начальной школы, в который включены темы "Множества", "Операции над множествами" "Алгоритмы".…….

35. Наука ….. поставляет содержание обучения математике и является гуманитарной наукой, языком, учебным предметом, частью культуры.

36. Основной формой организации обучения математике, является …..

37. Цели изучения курса "Методика преподавания математики"

£ научиться решать школьные математические задачи;

£ научиться проводить уроки на педагогической практике;

£овладеть педагогической деятельностью обучения математике;

£ узнать определение понятия "методическая система обучения"

38. Методика обучения математике использует следующие методы исследования:

£ индуктивные;

£ дедуктивные;

£ педагогический эксперимент;

£ изучение и анализ литературы;

39. дополните

... - это логическая операция, позволяющая выявить сходства и различия объектов, способствует формированию первых математических представлений и понятий.

40. В основе формирования смысла понятия "сложение" могут лежать предметные действия …

£ Увеличение некоторого множества на несколько объектов

£ Выделение подмножества из некоторой группы предметов

£ Распределение объектов множества по классам

£ Составление целой совокупности из нескольких групп предметов

41. Предметное действие "выделение части множества из некоторой группы предметов" может лежать в основе формирования смысла действия …

£ деления

£ сложения

£ вычитания

£ умножения

42. В основе формирования у учащихся умения считать предметы лежит установление взаимно-однозначного соответствия между множеством предметов и …

£ отрезком натурального ряда чисел

£ множеством натуральных чисел

£ множеством числительных

43. Обязательными видами заданий по формированию смысла математических понятий в начальной школе являются …

£ выполнение предметных действий, лежащих в основе понятия

£ формулирование определения понятия

£обозначение предметного действия соответствующим термином

£ выполнение заданий "с окошками"

44. Заданиями на формирование смысла понятия "умножение" являются …

£ Замена суммы одинаковых слагаемых умножением

£ Объединение нескольких равночисленных множеств в одну совокупность

£ Составление таблицы умножения однозначных чисел

£ Выполнение письменного умножения многозначных чисел

45. При формировании математических понятий необходимо рассматривать … свойства понятий

£ только существенные (общие)

£ только несущественные (вариативные)

£ существенные и вариативные

46. Установите последовательность этапов формирования понятий в начальной школе

: ощущение

: понятие

: представление

: восприятие

48. Способом непосредственного сравнения поверхностей и геометрических фигур по площади является …

£ измерение площадей с помощью палетки

£ нахождение площадей с помощью формул

£ наложение одной поверхности на другую

49. В основе формирования смысла понятия "величина" лежат …

£ Изучение общепринятых единиц измерения

£Сравнение объектов по разным признакам

£Выделение общего свойства у нескольких объектов или явлений

£ Измерение величин

50. Последовательность этапов изучения площади фигуры в начальной школе:

-: введение общепринятой единицы измерения

-: выполнение действий со значениями площади

-: сравнение фигур по площади через фигуру-посредника

-: измерение площади фигуры с помощью произвольной мерки

-: визуальное сравнение фигур площади

-: сравнение путем наложения

51. Величина "масса" обладает свойствами:...

£ существует единственная единица измерения данной величины

£значение массы целого объекта равно сумме значений масс частей

£ любые два физических объекта могут быть сравнимы по массе

£ любой материальный объект обладает массой

52. В основе вычислительного приема могут лежать...

£ переместительное свойство сложения

£ правило умножения разности на число

£ способы написания цифр

£ построение геометрической фигуры

53. Прием письменного деления основан на...

£ ассоциативности деления

£ правиле деления произведения на число

£ свойствах деления с остатком

£ правиле умножения суммы на число

54. Прием письменного умножения основан на...

£ переместительном свойстве сложения

£ правиле умножения суммы на число

£ ассоциативности умножения

55. На осознание учащимися основного свойства позиционных систем счисления направлены задания...

£ сосчитать предметы

£ заменить числа 32 и 320 суммой разрядных слагаемых

£записать с помощью цифр 1, 2 и 3 несколько разных числа

£ найти значение выражения

56. Усвоению позиционного принципа построения десятичной системы счисления способствуют...

£ рассмотрение систем счисления с основанием, отличным от 10

£ сравнение множеств по количеству элементов

£ изучение классов и разрядов чисел

£ изучение числительных

57. Знание позиционного принципа записи чисел помогает младшим школьникам.

£ выполнять алгоритмы письменного сложения и умножения

£ решать текстовые задачи на нахождение части числа

£ читать и записывать многозначные числа

£ запомнить таблицу умножения

58. При решении уравнений учащимися младших классов целесообразно использовать...

£ замену переменных

£ зависимость между компонентами и результатами арифметических действий

£ подбор

£ метод интервалов

59. В начальном обучении математике понятие "уравнение" целесообразно рассматривать как...

£ любое буквенное равенство

£ выражение с переменной

£ равенство с переменной, значение которой нужно найти

60. Последовательность учебных действий для формирования представлений о понятии "выражение"

-: Обозначение предметных действий с помощью чисел, имен и знаков арифметических действий

-: Действия с предметами, группами предметов: объединения, удаления части целого, деления целого на равные по определенному признаку части, объединения равных частей и др.

-: Введение термина "выражение" как обозначение записей вида 2 + 3, а + b, 7 - Введение терминов - названий каждого вида выражений, названий компонентов действий

- Введение термина "выражение" как обозначение записей вида 2 + 3, а + b, 7 - 4 и т.п.

5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины, включая ее технологическое обеспечение.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины включает УМКД в электронном виде, электронный банк работ (хрестоматию) по всем темам курса, ресурсы библиотеки НГПУ, компьютерные классы с выходом в Интернет и возможностью использовать интерактивную доску, проектор, программы Word, Excel,Power Point и другие программы, ресурсы ДОУ и школ, с которыми заключены договора о сотрудничестве, в частности Доу 414, гимназия № 4.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 642; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.12.102 (0.018 с.)