Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Методика обучения детей с речевыми нарушениями решению текстовых задач Лк. 9 и 10 (4 ч) лб. Пр. 5 (2 ч) срс 4 ч

Поиск

Понятие задача как психологическое и педагогическое понятия. Структура задачи. Решение задачи как деятельность, цель которой – выполнение требования задачи (ответ на вопрос(ы) задачи. Решение задач как основной вид человеческой деятельности, как основной способ познания. Отношения между понятиями математическая задача, учебная задача (компонент учебной деятельности), педагогическая задача. Учебные и педагогические задачи, включающие в себя или связанные с математическими задачами.

Обучение решению задач, решение задач и развитие речи. Решение задач и обучение решению задач, отношения и связи между ними. Отождествление понятий «решение задач» и «обучение решению задач» как одна из основных причин неэффективности обучения решению задачи и неэффективности обучения математике. Задачи как цель и средство обучения. Общее умение решать задачи. Формирование общего умения решать задачи. Умение решать задачи определенного вида. Формирование умения решать задачи определенного вида.

Процесс решения задач. Действия и приемы решения задачи. Действия по решению задачи: восприятие и осмысление задачи, поиск и составление плана решения, выполнение плана решения, формулировка ответа на вопрос задачи, проверка решения, исследование решения. Назначение каждого действия, его необходимость для успешного решения, для обоснования решения перед собой и другими, для объяснения и передачи другим способа решения. Приемы выполнения каждого действия и обучение им учащихся с нарушениями речи. Исследование проведенного решения Методика обучения учащихся действиям и приемам решения задач.

Методы и способы решения задач. Арифметический, алгебраический, геометрический, физический, практический (предметный), графический, графовый (с помощью графов), логический, табличный, смешанный и др. методы решения текстовых задач. Методика обучения решению задач различными методами и способами. Методика использования решения задач разными методами и способами в математическом образовании детей. Методика использования задач различных видов в начальном обучении математике. Методика обучения решению задач различных видов, определенных действующими программами, требованиями Государственного образовательного стандарта, индивидуальными особенностями учащихся. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) и развитие творческих способностей детей.

Виды работы с задачами при обучении математике, педагогические возможности каждого вида.

 

Тема 9. Методика обучения геометрии детей с нарушениями речи Лк. 11 (2 ч) Лб. Пр. 6 (2 ч) СРС 3 ч

Форма и пространство. Геометрия как наука и область знания о мире. Вопросы о мире, ответы на которые дает геометрия. Речь в освоении формы и пространства, геометрии. Влияние изучения геометрии на общее развитие детей. Возникновение и развитие геометрических представлений у дошкольников.

Точка, линии в математическом образовании дошкольников и младших школьников. Основные виды линий: неограниченные – прямая и кривая (последняя – как плоскостная, лежащая в одной плоскости, так и пространственная, не "помещающаяся" в одной плоскости); линии, ограниченные с одной стороны (луч, часть кривой, угол как линия, составленная из двух лучей); линии, ограниченные с двух сторон (отрезок, ломаная незамкнутая линия). Замкнутые и незамкнутые линии: многоугольники, окружность, эллипс Взаимное расположение, ориентация на плоскости и в пространстве. Способы обозначения, описания. Формирование и развитие соответствующих представлений и умений у учащихся.

Поверхности, их виды. Геометрические фигуры на плоскости. Методика формирования представлений о них у детей с нарушениями речи. Простейшие геометрические преобразования в математическом образовании младших школьников. Симметрия как свойство мира.. Симметрия в математическом образовании младших школьников: постановка проблемы, возможные подходы и пути решения.

Системы геометрического образования в начальной школе. Геометрическое мышление – сочетание образного (чувственного) и логического мышления. Изучение геометрии как средство приобщения учащихся к культуре, как средство развития образного, чувственного и логического мышления — подходы, методы, приемы. Использование геометрии и геометрических образов при изучении других разделов математики, других областей знания.

Тема 10. Методические системы обучения математике в начальной школе, особенности их использования при обучении математике учащихся с тяжелыми нарушениями речи. Лк. 12 (2 ч) СРС 3 ч

Федеральные государственные требования к основной образовательной программе дошкольного образовательного учреждения (ФГТ) и Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО) о педагогических подходах к образованию в целом, о математическом образовании, об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья. Представление образовательной области «математика» в ФГТ и ФГОС НОО. Отличие концепция дошкольного и начального образования, задаваемых ФГТ и ФГОС НОО от существующих прежде. Ориентация на деятельность, на личностное развитие, требование создания условий для достижения планируемых результатов. ФГТ о математическом образовании (математика отнесена в образовательную область «Познание», интегративно-тематический подход к образованию, воспитанию и развитию, непрерывность образовательного процесса и его надпредметность.) ФГОС НОО: требование достижения планируемых результатов при обучении математике трех групп: личностные (ценностные установки, гражданственност, духовно-нравственное воспитание, личностные основы мотивации ученбно-познавательной деятельности и изучения учебных предметов – личностные универсальные учебные действия), метапредметные (универсальные учебные действия (УУД) – познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные) и предметные (научится, получит возможность научиться). Личностно-ориентированное обучение математике в начальных классах: ключевые идеи, методы, примеры реализации. Идеи гуманизации и гуманитаризации в современных программах, учебниках и системах обучения математике. Краткий обзор методических систем обучения математике, представленных в учебных комплектах по математике для начальной школы, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки РФ на 2012-2013 учебный год.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ,

3.1. Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения курса студент будет способен решать следующие профессиональные задачи:

готов реализовывать профессиональные задачи коррекционно-развивающих программ обучения математике учащихся с нарушением речи;

способен осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в обучении математике;

способен осуществлять взаимодействие с семьей, педагогами и психологом образовательного учреждения по вопросам обучения математике детей с нарушениями речи.

способен проводить диагностику уровня освоения детьми математики с помощью стандартных предметных заданий с учетом особенностей нарушения речи;

способен участвовать в построении и изменении индивидуальной образовательной траектории учащегося в математическом развитии в соответствии с нарушением речи;

готов создавать условия, облегчающие адаптацию детей к обучению математике с учетом нарушения речи;

готов взаимодействовать с психологом и педагогом ДОУ или учителем начальных классов по профилактике трудностей обучения математике детей с нарушениями речи;

способен дать квалифицированные рекомендации учителю по использованию логопедических приемов при обучении математике.

В результате изучения студент будет

знать:

· методологические, психофизиологические и психолого-педагогические основы математического образования детей с нарушениями речи;

· психофизиологические характеристики нарушений речи, влияющих на процесс математического развития детей: акалькулии и дискалькулии различных видов;

· принципы восстановительного обучения детей с нарушениями речи, методы и приемы обучения математике;

· содержание обучения математике в начальной школе V типа;

· языковую составляющую основных содержательных направлений математического образования дошкольников и младших школьников

· содержание, способы и средства диагностики диагностики нарушений речи, влияющих на математическое развитие.

уметь:

· решать типовые задачи профессиональной деятельности учителя-логопеда по обеспечению логопедического сопровождения обучения математике детей с нарушениями речи;

· осуществлять логопедическую помощь педагогу дошкольного образовательного учреждения и учителю начальной школы по преодолению нарушений речи, акалькулии и дискалькулии в процессе обучения детей математике;

· проводить или помогать проводить учебные занятия по математике с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с особенностями нарушения речи;

· планировать и проводить все виды логопедической поддержки учащихся с нарушениями речи при изучении ими математики;

· использовать современные научно обоснованные приемы, методы и средства обучения, в том числе технические средств обучения, информационные и компьютерные технологии при оказании логопедической помощи учащимся и консультативной помощи учителям при обучении математике учащихся с тяжелыми нарушениями речи;

· выполнять научно-методическую работу по проблемам математического развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи и логопедической помощи им;

· организовывать речевого развития в части, связанной с обучением математике, результатами логопедической работы по коррекции речи в процессе математического развития учащихся с нарушениями речи.

3.2. Тематический план изучения учебной дисциплины при очной форме обучения

    Наименование разделов и тем Количество часов
Лекции Лб. пр. занятия Самостоят. работа Всего
7семестр        
лк. 1 Тема 1. Цели и задачи начального обучения математике детей с тяжелыми нарушениями речи.        
пр. –
лк 2 Тема 2. Клинико-психологическая характеристика акалькулии и дискалькулии детского возраста Принципы восстановительного обучения математике учащихся с речевыми нарушениями.        
пр. 1
лк. 3 Тема 3. Содержание, методы и средства обучения математике учащихся с нарушениями речи.        
пр.2
лк. 4 Тема 4. Организация учебной деятельности учащихся с речевыми нарушениями.        
пр. 2
лк. 5-6 Тема 5. Методика формирования понятий числа, отношений между числами, арифметических действий        
пр. 3  
лк.7 Тема 6. Формирование вычислительных навыков в начальной школе V типа        
пр. 3
лк.8 Тема 7. Величины в обучении математике детей с нарушениями речи        
пр. 4
лк.9 лк. 10 Тема 8. Методика обучения решению текстовых задач детей с нарушениями речи        
пр. 5
лк. 11 Тема 9. Методика обучения геометрии детей с речевыми нарушениями        
пр. 6
лк. 12 Тема 10. Методические системы обучения математике, особенности их использования при обучении математике учащихся с нарушениями речи.        
           

Тематический план изучения учебной дисциплины при заочной форме обучения

    Наименование разделов и тем Количество часов
Лекции Семин.-практич. занятия Самостоятельная работа Всего
лк. Раздел 1. Общие вопросы методики обучения математике детей с нарушениями речи        
лк. Методика формирования понятий числа и арифметических действий. Формирование вычислительных навыков у детей с нарушениями речи        
лк. Методика изучения величин Методика обучения решению текстовых задач Методика изучения геометрического материала учащимися с нарушениями речи        
           

 

Остальные темы – самостоятельно по заданиям для дневного отделения. На лекциях даются только смысловые и организационные установки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 505; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.102 (0.013 с.)