Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эстетическое и художественное воспитание дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.

Поиск

Эстет и худ восп дошк-ов с нр. 1.Эстет восп(ЭВ) – целенапр проц-с формир творч л-ти, способной восприним, чувствов, оценив прекрасное и созд худ ценности. Дети в дошк возр способны реагир на красивое в окр их обстановке, музыку, поэзию, предметы изо, природу, сами стремятся рис, петь, танцевать. ЭВ способст обогащ чувствен опыта, эмоц сферы л-ти, влияет на познание нравст стор действит, повыш познават активность, влияет на физ разв. Рез-том ЭВ явл Э разв. Составляющ этого проц-а явл худ восп– проц-с усвоения искусствоведческ ЗУН, разв способности к худ творчеству. 2 гр задач: 1)направ на формир эстет отнош детей к окр-развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, поним прекрасное, воспит худ вкус, потребность в познании прекрасного. 2)направ на формир худ умений в области разн искусств: обуч детей рис, лепке, конструир, пению, движ под музыку, разв словес творчества. Названные гр задач дадут положит рез-т лишь при условии их тесн взаимосвязи в проц-е реализации. 2.Для реализации задач ЭВ детей дошк возр необх спец условия: среда, в кот реб растет и развив(обстановка эстетична, красива). нужно привлек вним к красоте. Ср-вом ЭВ быт стан и тогда, когда взрослые привлек реб-а к анализу и действию на благо красоты. 3 правила: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и созд красоту вокруг себя – делают эстетику быта ср-вом ЭВ. средства ЭВ – быт, природа, искусство, деятельность – эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи. Кажд гр задач ЭВ соотв свои м-ды. Для 1ой гр задач, направ на приобщение дет к искусству, использ показ, наблюдение, Объяснение, Анализ, пример взрослого. Для 2ой, связ с формир навыков худ деят-ти, треб практич м-ды: показ, упр, объяснение, м-д поисковых сит. 3.Задачи ЭВ реш во всех разделах напрямую или косвенно реш во всех разделах реч проги. Изо(стимулир псих разв и способст кор восприятия, мышл, речи, моторики, л-ти в целом). Изо и конструкт деят-ть осущ на зан по лепке, рис, аппликации, конструир. Тематика связ с материалом зан по ознакомл с окр миром. На зан реализ задачи обуч: формир полож отнош к изо, потребности в отражении окр действит ср-вами изо; углубление и уточнение представлений детей об окр предметах и явлениях; обуч дет приемам лепки, аппликации, рис, конструир; разв творч "Я", активности и инициативы, самост и адекв самооц. Обязат условиями проведения зан-разв чувствен сферы реб-ка, созд игр сит, положит эмоц атмосферы, способст проявлению умст и реч активности детей. Приступая к обуч дет рис, лепке, определ ур-нь подготовленности кажд реб-а к овлад ими. учит наличие интереса и проявление активности к дан виду деят-ти; сост двиг ф-ии руки, зрит-мотор координации; сформир навыков изо и конструктив деят-ти. На 1ом году обуч: учат восприним готов изображения, поним содерж предметов и бытов действий, соотносить предмет с рис-ом и аппликацией. Осущ знакомство дет с материалами и инструментами для раб, их названиями, назначением, св-вами. Провод дидактич игры, в проц-е кот закрепл знания о тех предметах и признаках, кот будут предметом изображения. На след годах обуч: формир необх операцион-технич умения на основе зрит-двиг моделир (рассматр, ощуп, обведение), действий по показу, рис с натуры, по образцу, по воображению. учат самост передавать образы предметов, пользуясь разн изо ср-вами (цвет, линия, форма) и разн материалами: красками, карандашами... В проц-е изо осущ раб по обогащению и активизации слов запас дет, уточнению значений слов, закреплению грам форм слова. Закрепл умение называть предметы, их признаки, назначение, комментир выполняемые действия. Использ слова помогает реб-у в познании всех сторон изо, осмыслении проц-в изображения. Для разв речи на зан изо примен приемы: показ и обслед предмета, демонстрация приемов изображения, словес объяснение, комментир действия, анализ раб, сличение раб с образцом, сравн, вопросы и др. На кажд зан реализ соц направленность дет изо, поощряется стремление дет изображать себя среди людей, животных, природы, поддерж проявление самост и инициативы, желание рассказ о своих раб. В проц-е изо большое вним удел разв ориентированию в пространстве, на бумаге, подгот руки к выполнению движ, необх для рис, лепки, а в дальнейшем - письма. Муз восп(МВ) направ на разв физ, сенсор, интел, муз способностей детей. на разв интереса к музыке, формир у дет способности эмоц восприним музыку различ хар-ра; разв слуха; формир умения участв в различ видах муз деят-ти, проявлять инициативу и творчество. Раб по МВ на зан осущ по направлениям: слуш музыки, пение, муз-ритмич движ, муз-дидактич игры; игры на детских муз инструментах. У дет с тнр отмеч своеобразие формир муз способностей: многие из них плохо запомин тексты песен, не поют, а проговар его, невнятно произнос слова; недостат точно согласовыв движ с музыкой, пением, словом; затрудн в передаче ритмич рисунка; испыт сложности при распознавании хар-ра муз произведения и др. На зан использ упр, способст разв осн движ, мелких мышц руки; активизации вним; восп чувства муз ритма, ориентир в пространстве. Особ вним удел танц движ, хороводным играм в сочетании со словом, пением. Кор направленность имеют муз-дидактич игры; ритмич игры с заданиями на ориентир в пространстве; упр на различение муз звуков по высоте; распевки, в проц-е кот автоматизир звуки, изучаемые на логоп зан; игры на детских муз инструментах (ударных и шумовых). Эл-ты муз-ритмич зан могут использ учитель-деф и воспитатель гр в проц-е подгр и инд кр с дет- муз сопровождение режимных моментов, продуктивной деят-ти, муз минутки, викторины, конкурсы. Для реш постав задач муз руководитель использ произведения, указ в проге, и др по собст выбору с учетом возм-тей детей, их подготовленности к восприятию материала. Худ лит-ра. Чтение худ произведений, рассказ сказок и др произведений уст нар творчества, заучив наизусть стихов играют важн роль в умст, нравств, эстет разв детей. Програм материал предусматр возм-ть использ его в завис от задач, условий и времени проведения зан, интересов, коммуник возм-тей и инд особ-тей дет. На 1ом-2ом годах обуч появл предпосылки для худ-реч деят-ти дет. В этот пер заклад основы худ восприятия, появл 1ые проявления сопереживания и содействия персонажам сказок, рассказов. У дет формир способность слушать худ текст, проявлять эмоц отзывчивость на воспринятое; восп интерес к книге, поддерж желание рассматр иллюстрации. На зан дет побужд к воспроизведению отд слов, выражений из воспринимаемых худ произведений. В проц-е зан, режимн моментов дет знакомят с потешками, коротк стихами, рассказами, сказками. На 3ем году обуч учитыв более широкие возм-ти худ-реч деят-ти воспитанников: приобщаем их к нац и миров культуре с пом худ лит-ры, малых форм фольклора. У дет развив способность восприним лит произведения разн жанров: потешки, стихи, сказки, рассказы, чистоговорки; поддерж желание к пересказу отрывков лит текстов. Различ произведения использ для реш кор-развив задач: закрепления кол-ных числительных, запомин детьми числов ряда, упр в согласовании слов и др. продолж учить вслушив в звучание слов, прав их произнос, четко отвечать на вопросы, польз различ интонацией. Худ-реч деят-ть примен для кор личност разв дет. На 4ом году обуч содержание худ произведений усложн. Продолж раб по разв худ восприятия детей, восп эмоц отзывчив, чутья языка. Различ произведения использ для разв фонемат слуха, восп чувства ритма и рифмы, закрепления умения выделять удар слог. Пословицы, поговорки, загадки примен как ср-во разв мышления, чистоговорки – как ср-во закрепления прав звукопроизнош. Формир умение говор четко, интонационно выразит, восп худ вкус детей. На разн этапах обуч одни и те произведения использ для реш разн задач: для разв восприятия речи, формир диалогич формы общения, для образца при сост описат рассказов, выработки нравст ориентиров и др. 5.Особ место в с-ме восп дет с рн заним утренники и развлечения. Высокий эмоц подъем, ожидание торжествен события обостряют чувства детей, они лучше восприним и усваивают содержание песен, стихов, что делает кор-восп раб более эф. Планир и подбор материалов для утренников и развлечений осущ совместно музруком, учит-деф и воспитателем. учит возр дет, ур-нь реч разв и инд особ-ти. В провед праздников для дет с тнр есть своя специфика. На нач этапах обуч детей с ТНР на утреннике осн исполнителями явл взрослые, дети приним лишь посильн участие. у дет 1го года обуч ко времени провед новогод утренника речь оказ еще крайне огранич, страд ее лексико-грам строй и звукопроизнош. Поэтому на этом празднике стихи и песни, доступ поним детей, исполн взрослые или старш ребята. Можно показ на празднике кукольн спектакль. Дети же приним участие в танцах, играх с несложн движ, хороводах. •Дети могут участв в небольших сценках, где их действия будут сопровожд комментариями воспитателя •Для активизации речи возм-ны хоров однослож ответы дет при отгадыв загадок, ответы на вопросы героев сказок. • могут подпевать мелодию песни, произнося слогов ряды «та-та-та» или «ля-ля-ля» •В дальнейш при сост сценариев необх подбир материал, доступ дет по содерж. Кажд реб-у след дать возм-ть выступить на празднике и продемонстрир свои успехи. •Сценарии утренников и развлечений должны быть занимат по форме, с обязат наличием сюрприз моментов, и непродолжит по врем (от 20 до 45мин.) •К утреннику в гр для дет с ТНР готов не более 4 песен и 2-3 танцев. При подборе текстов песен стар избег тех звуков, кот дети еще не умеют произнос прав и сложн по ст-ре слов, а также нежелат для исполнения песни в быстром темпе. Небольш по объему и мелодич произведения в спокойн темпе легче всего запомин и заучив детьми. При подгот праздников и развлечений музруку и воспитателю необх помнить, что начин разучив песни, стихи, инсценировки следует после провед тщательн словар работы, когда тексты станут понятны кажд реб-у. Дети с тнр с трудом усваив нов материал, у них недостат разв произвол вним, заучен наизусть быстро забыв. Детям треб для прочного запомин многократ повтор стихов, песен и др реч материала. следует избег механич повтор, необх созд разнообр сит, побужд реб-а воспроизвести заучен стихи, песни, сопровожд их движ, пантамимикой. Не следует включ в репертуар реч материал, построения, танцы, песни, кот треб усилен тренировки, большого физ напряж детей. Дополнит репетиции накануне праздников сильно утомляют и истощают детей. При подгот праздников и развлечений: •учитель-деф, музрук и воспитатель совместно подбир стихи, песни, инсценировки и др реч материал; •учитель-деф первонач отрабат тексты, добиваясь прав звукопроизнош; •воспитатель провод словар раб, закрепл реч материал; •музрук разучив танцы, хороводы, осущ пропевание с дет под музыку. Для провед празднич утренников даже на 1ом-2ом году обуч рекоменд объед дет из мас и спец гр. Не след опасаться, что дети с выраж нр будут поставлены при этом в нерав условия. Они могут наравне со сверстниками приним участие в играх, соревнов, танцах. Команды и гр играющ могут быть смешан. Желат заранее познаком дет из различ гр. допустимо объед дет 2х возр, посещх гр для дет с тнр. Объед на празднич утренниках и досугах дет 3го-5го годов обуч с норм развив сверстниками способст интеграции и социализ дет с рн. С дошк-ми провод разнообр развлечения: *инсценировки сказок с использ игрушек, фланелеграфа, шапочек-масок; *кукольн, теневой театр; *муз-лит развлеч; *игры, викторины; *концерты. Праздники дух обогащ реб-а, расшир его представления об окр мире, способст закрепл знаний и умений, получ на различ видах зан, побужд реб-а к творчеству и общению.

21. Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.

2 ветви восп: сем и об-ное. Семья –среда, куда реб попад с момента рож, она п1ая формир тело, душу, разум, волю реб-а. Я.А. Коменский подчерк важность материнск школы. Фак-ры, определ силу и стойкость св(Т.А. Маркова): 1.Восп в семье отлич глубок эмоц, интим хар-ром. В основе св леж родит любовь к детям и ответ чувства дет к родит. Семья дает реб-у чувство защищ от неизвестности, опасностей окр мира. 2.Восп в семье отлич постоянством и длит восп воздействий матери, отца, др членов семьи в самых разнообр жизнен сит, их повторяемостью изо дня в день. 3.Семья облад объектив возм-тями для включ реб-а с 1ых лет жизни в разнообр виды деят-ти. 4.Именно в семье реб овлад формами повед, способами общения и взаимод с окр людьми. «Дети - зеркало семьи». классиф типов семей: 1.Патриархальная –авторитар восп, молодое поколение приуч на себя не надеяться, собств инициатива не развив, реб надеется на родит. Дети малоинициатив, неэнерг, неспособны отстаивать себя. 2.Неустойчивая – приучает дет не надеяться на свои силы чел – приспособленец в жизни. Дети пассивны, безынициатив и неустойч в повед. 3.Индивидуалистическая – дети приучаются надеяться только на себя, к себе относ как по взрослому, знают свои права и обязанности. Дети самост, энергичны. др деление: 1.Благоприят семья: Имеющ пед обр; Позитив настроен семьи, но не имеют пед знаний; Формально-благополуч семьи (на людях – идиллия, а в быту неурядицы). 2.Неблагополуч (дают большой % труд дет): Конфликты (пед несост): Аморальные 3.Неполн семья (недостаток общения с одним из родит, нет хорошей психол атмосферы). Восп воздейст семьи на дет оказ наиб эф при наличии опредусловий: 1.осознание родит ответств за восп дет. 2.наличие пед знаний. 3.прав организация сем жизни: равноправие супругов, доброжелат тон, прав отнош к реб-у, единство треб. 4.авторитет и личный пример родит. В раб ду с семьей выдел 2 направления: 1.Индивидуальная – строится на диф подходе к разн типам семей и членам семей. Воспитателю важно иметь общ представление о семье. Очень важен авторитет педагога: чтобы родит были увер в хорош отнош педагога к их реб-у; чувств компетентность педагога в вопросах восп, ценили его личност кач-ва. Наряду с инд беседами, консульт, применяется такая форма сотруд – посещ семьи, но это не должно быть формальным. Необх заранее соглас с родит время посещ, определ цель визита. 2.раб с коллективом родит: гр консульт –часть родит нужд в консульт по различ вопросам (планов и внеплан, эпизодич и регуляр). собрание - осн форма. знаком с целями, задачами восп раб в саду и семье. Заслуш сообщения родит. Приглаш специалисты (врач, логопед). Обычно провод 1 раз в квартал: октябрь, май. На 1ом собрании – необх соблюд целей и задач восп дома и в саду. Подробно рассказ родит о детях, их трудностях, их особ-тях. важно тактично обсужд сем вопросы. Провод темат собрания. На итог собрании – характериз всех дет в личност, реч плане. Даются рекоменд на будущ. Общ собрания родит - вынос общ, совмест темы: мед, хоз вопросы. родит конференции. цель – обмен передов сем опытом. Созд ассоциаций дет-инвалидов. дни открх дверей-родит могут поприсут на зан. памятки для родит; сем бюллетени; уголок; тематиче выставки. В дет саду для дет с рн: на 1ом собрании логопед дает хар-ку реч и общ психо разв кажд реб-а. Намеч пути раб, знаком с ее организацией. Нацелив родит на сотруд, на посещ консульт и т.д., на активное посещ зан, режим моментов. В теч года провод тематич консульт. Ответст за восп и образов несет семья (Закон РБ об обр). Родит допуск ошибки в восп дет-логопатов. Кор раб необх начин с 1ых дней жизни. большинство тнр возник у дет на фоне ослаблен нс. повед родит стан постоян психотравмой для реб-а может привести к возникнов рн, а в др случ ведет к патологич формир л-ти. Неблагоприят фак-ры восп: пьянство, алкоголизм родит, родственников; ссоры, драки, авторитарность, деспотизм родит; раздражит, груб, вспыльч в отнош с реб-ом + непоследоват; гиперопека; гипоопека. Рекомендации родит: -родит оказ влиян на реб-а, не только тогда, когда поучают или разговар с ним, но и всем своим повед; -важно соблюд приветлив, сдерж, спокойн тон в восп; -все спор вопросы, конф реш в отсут реб-а; в присут реб-а подавл вспыльч, не раздраж, не грубить; неразумн запреты, резк осуждения вредно действ на реб-а, так как треб внезап торможения его активности; без особ необх не огранич свободу реб-а, не злоупотреб запретами, угрозами, нравоучениями. Чтобы добиться от реб-а выполн распоряж, восп дисциплинир, важно соблюд треб: быть увер в справедлив и обоснов своих приказов; быть последоват в своих распоряж; не предъявл непосильн треб; внешне спокойно относ к упрямству, негативизму реб-а, помочь ему выйти из создавш полож; не дел распоряж, запретов в раздраж сост, с криком, злостью; -очень болезнен дети восприним физ наказ; -наиб отрица влиян оказ непоследоват, противореч, несогласован родит в восп; наиб эф ср-ва –ласка, любовь, забота. Но любовь к реб-у должна быть разумной, сочет с треб. Прав отнош к недостатку в психофиз разв реб-а. Нельзя все вним сосредотач на болезни. В присут реб-а говор о его деф-те. Приуч реб-а к выполн посильн раб по дому (ДЦП). Постеп у реб-а появл чувство радости, увер в успехе. Терпение, организованность и выдержка – гл условия восп в семье. Знать интересы своего реб-а, опир на положит черты л-ти. Внушить, что болезнь – одна из сторон его л-ти, нужно развив др кач-ва. У род реб заимств оценку и представление о своей л-ти. Приним реб-а таким, какой он есть. Не след разговар о деф-те речи реб-а, в его присут, рис мрачные картины будущ, не след демонстрир плохую речь реб-а родствен, знакомым. Не стыд своего реб-а, не огранич его соц контакты со сверст.

22. Преемственность коррекционно-воспитательной работы дошкольного учреждения и начальной школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Одной из задач ДУ явл подгот дет к школе. Переход реб-а в школу – кач-но нов этап в его разв. Рез-т подготовки-готовн к школе. готовн к школе непосредст завис от кач-ва подготовки. Педагоги и психологи выдел общ и спец готов к обуч в школе. Спец подгот-приобретение реб-ом З и У, кот обеспеч ему успешн овлад содержанием обуч в 1ом кл школы по осн предметам. общ подгот-психол, нравст-волев, физ готовн. Знания сост основу для начала обуч по спец предметам. При перех в школу меняются образ жизни реб-а, его соц позиция. Нов соц позиция треб умений самост и ответстве выполн учеб обязанности, быть организован и дисциплинир, произвольно управлять своим повед и деят-тью, знать и соблюд правила культ повед, уметь общаться с дет и взросл. Физ готовность-общ крепкое здоровье, низк утомл, работоспособн, выносливость. соц-психол, нравст-волев готовн-готовн к обуч и готовн к нов образу жизни. Готовн к обуч -наличие определ ур-ня разв самост. наличие интереса к знаниям, способность к произвол действиям. Готов к нов образу жизни-умение устанавлив положит взаимоотнош со сверстн, знание норм повед и взаимоотнош, умение общаться с дет и взросл. Психол готовность-сформир мотива учения. Относит дет с НР полноцен подгот к школе необх реш ряд задач: выработ навык продуктив учеб деят-ти, устранить фонетико-фонемат недостат, сформир навыки звук анализа, а затем и послог чтения, разв связ речь, предупредить нар письма и чтен, вероятность проявления кот особ велика у дет дан категории. Осущ такой объем раб можно лишь при условии квалифицир, комплекс и систематич спец обуч дошк-ов. Переход к нач обуч обусловлен, прежде всего, неудовлетворит сост здоровья шк-ов. У этих дет сниж учеб возм-ти и

работоспособ, повыш утомл, в рез-те чего они испыт чрезмер напряж ведущ фун-ных с-м. Все это резко сниж адаптац возм-ти орг-ма, затруд проц-с и особ-ти фун-ной адаптации дет в шк. гл задача-подгот дет с онр и перевести на нов образоват ступень, в шк. Готов выхода дет из ду и поступ в школу на

ур-не преемственности всегда будет обусл треб школы к дан готовн реб-а. В.В.Давыдов: Реб – л-ть, как нам известно, - псих, дух сущность чела, выступ в разнообр с-мах кач-в: 1.Совокуп соц значим св-в чела; 2.С-ма отнош к миру; 3.С-ма деят-ти, соц ролей, повед; 4.С-ма потребностей; 5.Совокуп способностей, творч возм-тей; 6.Совокуп реакций на внеш условия; 7.Ст-ра кач-в л-ти. Ду выпуск дет, кот самост: - управл своим повед; -знают границы дозволен; -выполн треб взросл; -участв в различ деят-ти; -умеют прав произнос все звуки род яза; -способны делать звук анализ слов; -разв память, произв вним, зрит-прост восприятие; -разв зрит-мотор и слух-мотор координация. Параметры готов к обуч в шк легко провер с пом различ мет-ов диаг-ки. Способы диагностир были определены

параметрами дан готовн и сост из тестов: 1.Умение ориентир в окр мире, запас знаний, отнош к школе; 2.Исслед умст и реч разв; 3.Проверка памяти, особ-тей мышл; 4.Образн представление; 5.Анализ образа; 6.Разв движ; 7.Тест на разв самооц (самоконтр); 8.Исслед аф-потребн сферы. Чем раньше будет начато кор-разв обуч дет, тем выше будет его рез-т. В ду ведется целенапр раб по установл преемственности м\у ДС и школой. Эта раб имеет направления: содержание, м-ды, формы обуч. Дет сад и школа состав ед план, целью кот и явл конкретизация раб по назван трем линиям. План включв себя 2 части: содержание совмест раб воспитателя и учителя; ознакомл дет со школой. Воспитатель и учитель нач школы знаком с раб др др, с условиями, в кот нах и будут нах дети. Воспитатель помог учителю узнать дет, их инд особ-ти, интересы. может посовет учителю, какие м-ды восп и обуч приемлемы по отнош к тому или иному реб-у, расскаж о + и – сторонах сем восп. Учителю полезно у понаблюд за дет еще в тот период, когда они посещ ду, соотнести свои впечатления с мнением воспитателя. Планом совмест раб могут предусматр взаим посещ школы и ду учителем и воспитателем с целью ознакомл с формами, м-ми раб, участие в пед советах, взаимн консультир, совмест проведение родито собрания учителем и воспитателем, организация конференций, изуч прог восп и обуч ДУ и проги 1го кл школы и др. очень полезно посещ воспитателем школы в тот период, когда его бывш воспитанники уже станут 1классниками. 2ая часть плана – ознакомл дет со шк. Воспитатель намеч посещ детьми той школы, в кот они предположит будут учиться. 1ое посещ можно провести 1 сентября. После посещ школы можно поговор с дет о том, что такое событие ждет их в след году. Нов посещ школы может уже быть связ с содержанием учеб раб в школе. необязат сразу вести дет на урок, лучше познаком их с библиотекой, посетить спорт зал, актовый зал. зайти в пустой класс, разреш им посидеть за партой. В кон учеб года полезно пригласить учителя школы для беседы с дет. Вся рабо по преемств должна распредел равномерно в теч года, ее не должно быть много. Нужно оставить детям возм-ть что-то еще узнать и потом. Реб не должен бояться нов здания, но и не должен настолько привыкнуть к нему, чтобы пропал эффект неожиданности, привлекательности.

23.Коррекционно-педагогический процесс в специальной общеобразовательной школе для детей с ТНР.

Положение о спец общеобр школе (школе -интернате) для детей с опфр: Образовательный проц-с: коррекцинная направленность(реализ на уроках, кор занятиях, внекл зан); реализуется на ур-не общего среднего и базового образования; на ступени общего нач образования организуется психол-мед-пед изучу уч-ся. Особ-ти организации обр проц-са в спец школе(шкрле-интернате) для дет с тнр: спец школа для дет с тнр созд для обуч и восп уч-ся с нр согласно приложению к положению о спец обр школе (школе-интернате) для дет с опфр, оказания спец помощи, способств преодол нр и связ с ними опфр; наполняемость класса(группы) 12 чел; выпускники, получившие общ баз обр, могут продолж обуч в учр общ типа. Участники обр проц-са: пед и мед работники спец школы, уч-ся и их родители(закон представители); мед работники руководствуются нормат актами мин зравоохр; врач школы явл членом пед совета; Права и обязанности работников специальной школы (школы-интерната) определяются Законом Республики Беларусь "Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)", другими нормативными правовыми актами, в том числе данным Положением, уставом учреждения образования, должностными инструкциями. Должностные инструкции разрабатываются и утверждаются директором специальной школы (школы-интерната) на основании квалификационных характеристик. Учащиеся имеют право на:

получение образования в соответствии с образовательными стандартами общего среднего и специального образования; создание специальных условий при получении образования с учетом имеющихся особенностей психофизического развития; на обучение по индивидуальным учебным планам и программам; бесплатное пользование учебным оборудованием, учебниками и учебными пособиями; выбор учреждения образования с учетом состояния здоровья и рекомендаций ЦКРОиР; бесплатную психолого-медико-педагогическую коррекцию физических и (или) психических нарушений в государственной специальной школе (школе-интернате); питание в государственной специальной школе (школе-интернате) в порядке, установленном актами законодательства Республики Беларусь. Учащиеся обязаны: соблюдать устав и правила внутреннего распорядка специальной школы (школы-интерната); выполнять требования учебных планов и программ. Иные права и обязанности учащихся специальной школы

(школы-интерната) определяются законодательством и уставом специальной школы (школы-интерната). Законные представители учащихся создают благоприятные условия для развития, воспитания, укрепления здоровья ребенка, подготовки его к самостоятельной независимой жизни в семье и в обществе. Законные представители учащихся обязаны выполнять устав специальной школы (школы-интерната) в части, которая содержит их права и обязанности. Общие противопоказания к обучению в условиях специальной школы (школы-интерната): 1.Все острые болезни до выздоровления. 2.Хронические болезни - в период обострения. 3.Хронические болезни с явлениями дыхательной, сердечной, легочной, печеночной, почечной недостаточности. 4.Инфекционные и паразитарные заболевания до окончания срока изоляции. 5.Бациллоносительство (инфекционные и паразитарные болезни). 6.Злокачественные новообразования всех локализаций в период выраженных клинических проявлений. 7.Активный туберкулез различной локализации до выздоровления и окончания срока изоляции. 8.Неактивный туберкулез различной локализации по заключению фтизиатра. Кор-разв раб осущ во всех сферах деят-ти. Спец учреждение обр-способст получ общ сред и баз образования дет с тнр. Осуществляется приемственность всего персонала учреждения и родителей. Данное образование является цензовым. Кор-пед проц-с-пед проц-с, способствующий получению ЗУН дет с тнр. Осн задачи спец школы: обеспеч обр ур-ня в соотв с треб обр стандартов общ сред и спец обр; организция диффер и инд обуч, соц напраленность; восп жизнеспособ личности; обеспеч получ общ сред образования. Пед работники должны иметь спец проф-пед подготовку. Организация обр, кор и восп проц-а: 1.уч-восп проц-с, логоп коррекция явл главными в деят-ти школы. Вся деят-ть строится в соотв с учеб планом, прогами и реализ, в осн, в форме урока, а так же во внеклас и внешк раб. В центре нах личность уч-ка. 2.уч-восп проц-с имеет кор направленность: макс повыш реч активности, недостатков звукопроизнош; познав проц-ы; фонемат слух, мелк моторика. Кор-пед проц-с имеет оммуникатив направленность. Необходимо соблюдать речевой охранительный режим.

Основная цель, которую ставит перед собой учитель-дефектолог в коррекционной работе с детьми – подготовить их к восприятию того материала, который преподносится на общеобразовательных уроках и внеклассных занятиях. В рамках развивающего обучения учитель-дефектолог ставит перед собой следующие коррекционные задачи: •формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться своим нарушенным зрением; •формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов; •обучение использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной деятельности, в пространственной ориентировке. В соответствии с Программами специальных образовательных учреждений учитель-дефектолог проводит специальные коррекционные занятия: •по коррекции восприятия пространства (ориентирование и мобильность); •по развитию познавательной деятельности; •по обучению чтению и письму по Брайлю; •по коррекции звукопроизношения и письменной речи. Школа гарантирует не только цензовое образование в объеме стандартов общего среднего образования, но и специальное образование, т.е. обязательное вооружение учащихся комплексом коррекционно-компенсанторных навыков, позволяющих выпускникам успешно строить самостоятельную жизнь. Причем реабилитационная работа у нас непрерывна, т.е. осуществляться все годы пребывания в школе. В начальной школе проводятся корекционные занятия: «Ориентирование и мобильность», «Социальное ориентирование», «Развитие познавательной деятельности», «Развитие зрительного восприятия», «Ритмика и танец». Одним из направлений коррекционной работы является применение информационных технологий при проведении специальных коррекционных занятий, направленных на формирование и развитие коррекционно-компенсаторных умений и навыков ребёнка. Специальное образование – процесс обучения и воспитания учащихся с ОПФР, включающий специальные условия для получения соответствующего образования, оказание коррекционной помощи, социальную адаптацию и интеграцию указанных лиц в общество. Содержание специального образования – педагогически адаптированный социальный опыт (в составе системы знаний, умений, навыков, способов деятельности, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений), использование и переработка которого ориентированы на формирование ценностей национальной и общечеловеческой культуры, коррекцию имеющихся физических и (или) психических нарушений, обеспечение самоопределения и самореализации учащихся с ОПФР, повышение качества жизни и адаптацию их в обществе. Учебный план специального образования – нормативный технический документ, устанавливающий перечень обязательных для изучения учебных предметов по классам, количество учебных часов на их изучение, количество учебных часов на проведение коррекционных и факультативных занятий, общее количество учебных часов, финансируемых из республиканского или местных бюджетов. Коррекционные занятия – форма организации образовательного процесса во внеурочное время, которая обеспечивает исправление или ослабление имеющихся у учащихся физических и (или) психических нарушений. Целью специального образования является повышение качества жизни учащихся с ОПФР через реализацию их права на получение образования или коррекционно-педагогической помощи в соответствии с их познавательными возможностями и состоянием здоровья. Задачи специального образования: обеспечение специальных условий для овладения учащимися с ОПФР основами наук, навыками умственного и физического труда, различными видами познавательной, творческой и коммуникативной деятельности в соответствии с их познавательными возможностями и состоянием здоровья; формирование у учащихся с ОПФР готовности к трудовой деятельности, самостоятельному жизненному выбору и активной адаптации в социуме, созидательному и ответственному участию в жизнедеятельности семьи, общества и государства; сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся, воспитание бережного и ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью других граждан, формирование гигиенических навыков, опыта здорового образа жизни и безопасного поведения. для учащихся с тяжелыми нарушениями речи, обучающихся на ступенях общего среднего образования по учебному плану второго отделения специальной общеобразовательной школы (школы-интерната)срок обучения 5 лет. Показатель качества кор проц-а: сохранение здоровья уч-ся; получение нов ЗУН, повыш реч активности; повыш познавательных качеств.

24. Средовый подход в образовании детей с ТНР.

наиб успешно формир жизнен компетенции реб-а с опфр осущ в условиях соц интеграции. Она обеспеч возм-ть макс приближения к реал жизни, разворач разнообр модели взаимод и об-ных отнош. Кажд обр учр должно реш вопрос: как и за счёт каких пед ср-в обеспеч реализацию осн целей образования дет с опфр и необх для этого модификацию учеб-восп взаимод. Особ вним необх уделить вопросам созд обр среды, компенсирующ кажд реб-у имеющ у него отстав в разв. Обр среда обеспеч: -реализ потребностей и возм-тей реб-а в соотв с социокульт нормами и задачами возр разв; -самост упорядочение реб-ом инд картины мира; -раскрытие творч потенциала, самореализ и свобод самоопределение. Изменение окр среды при включ дет с о псфр в актив совмест жизнедеят-ть со здор дет предполаг, что спец адаптации подверг предмет-пространст зона (в ней реб должен чувств себя в безопасн, хорошо ориентир и свобод передвиг) и определ изменения адаптац хар-ра произойдут в соц среде. Задача спец-ов, работ в условиях интегр обуч – обеспеч безбарьер, адаптив, развив, личност ориентир образов среду для всех уч-ся, модифицируя кажд гр средов ресурсов применит к дет с ОПФР. Отбор средов ресурсов осущ как с учётом обр целей (ф-ий среды), так и возр дет. «Обр среда школы – зона жизнедеят-ти различ возр гр. М.В.Бушнова, И.И.Зубкова, Т.В.Озерова, О.Б.Рудченко выдел 4 ур-ня шк обр среды: нач школа (1-3 кл), младш подрост возр (4-5 кл), подрост возр (7-9 кл), старш шк и ран юнош возр (10-11 кл). для кажд возр сущ своя концепция наполнения и организации обр среды». Особ-тью обр среды младш шк-ов явл организация исследоват деят-ти в доступ форме, младш подростков – организация помощи по избеж кризис явлений дан периода, по формир самооц уч-ся, подростков – раскрытие личност смысла обуч ч\з познание своих способностей, созд возм-тей для взаимод и общения, старш шк возр – управление самоопределением и саморазв. Пр-пы, реализ развив, личност ориентир модель обуч: уваж к потребностям реб-а, уваж к мнению реб-а, функциональности, опережающ хар-ра содержания обуч, динамичности». реализация средов подхода при обуч и восп дет с опфр в условиях обр интеграции предполаг: -акцентир вним всех специалистов на обр среде; -структурир обр среды, вычленение в ней актив средов ресурсов; -анализ обр потенциала отдельных средов ресурсов, модификацию их с учётом возр, психофиз и инд особ-тей дет; -объед сред ресурсов с учётом общ и специф пр-пов в действен комплексы, обеспеч реш конкр обр задач; -анализ обр потенциала среды, поиск возм-тей оптимизации её ресурсов» Гр для дет с тнр в своей раб использ эл-ты технологии М. Монтессори. осн положений с-мы М. Монтессори: 1.Реб активный, а не пас ученик. 2. Центром в Монтессори-гр явл реб, а не педагог, все идет от реб-а. 3. Взрослый может и должен помогать реб-у, но только после того, как сам реб его об этом попросит. 4. Метод - презентации. 5. Гр разновозр (от 3- до 6 лет) 6. Инд раб, хотя гр нах в одном помещении. 7. Реб учится в проц-е собст деят-ти и учит др. 8. Не подгонять реб-а под прогу, а гибко подстраиваться под кажд, учитывая збр 9. Предмет-развив среда как необх условие разв кажд реб-а. В гр созд спец подготов развив среда, в кот кажд реб нах все необх для своего разв на дан конкр этапе, получ богатые сенсор впечатления, осваив способы обращения с различ предметами. При организации кор-разв среды учит: - возр дет; - ст-ру первич деф-та и проблемы, возник у дет при ориентации и взаимод с окрм; -обеспеч комплекс подхода. Развив предмет-игр среда подчин ряду треб: -Соотв возм-тям реб-а на границе перехода к след этапу его разв, т.е. ч\з предмет среду должны быть сформир збр и аур. -Соотв ст-ре когнитив сферы и реб-а, т.е. должна содерж как консерватив (уже извест реб-у) комп-ты, так и проблемные, подлежащие исслед. -Быть функционально комфортной как для реб-а, так и для взрослого. Предмет-развив среда гр меняется в завис от возр особ-тей детей, периода обуч, обр проги. Микросреда, включ оформление конкр зан, определ его содержанием и явл специфичной для кажд из дет. Монтессори-среда имеет четкую логику построения, в основе кот - познавате и др психол потребности реб-а. Весь материал раздел на области. Благодаря упр в области практич жизни реб стан самостоят и независ. Зона сенсор разв явл одной из самых важн для дет дошк возр. Цель-разв и совершенст сенсор чувствит реб-а, утончать и разв соотв нерв клетки гм. Развив способность наблюдать, анализир и синтезир. В зоне сенсор разв реб утончает свое восприятие, развивт вообр, память и наблюдательность. Реш ряд реч задач: расшир словаря су



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 574; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.247.170 (0.013 с.)