Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Логопедагогика (ЛП) как отрасль коррекционной педагогики.

Поиск

Логопедгогика – теория и практика бучения и воспитания детей с нарушениями речи. В настоящее время наблюдается динамика развития объекта и предмета изучения логопедагогики. Расширение объекта имеет место за счет увеличения возрастного диапазона, охватываемым контингентом. Нижняя граница – 1-е месяцы жизни, верхняя – вся жизнь. Непрерывность процесса обучения и его выход за рамки школьного возраста с включением специальных мероприятий в дошкольном и даже раннем возрасте выступает требования времени. Расширение предмета детерминируется изменением условия жизнедеятельности, а также увеличение количества используемых средств в коррекции в настоящее время по сравнению с обучением и воспитанием в школах интернатах. До недавнего времени дети с ТНР воспитываются в основном в закрытых учреждениях интернатного типа. Сейчас они преимущественно обучаются в интегрированных классах, в массовых школах по месту жительства. Т.о. объектом изучения логопедагогики как самостоятельно - развивающейся науки будут речевые нарушения. Предмет – это виды, средства и способы коррекционного воздействия на имеющееся нарушение. Субъектом является человек с ТНР.

Выделяют следующие цели: 1. Реализация прав лиц с ОПФР на получение специального образования и коррекционной помощи путем обеспеченья их доступности и создания для этого специальных условий; 2. Социальная адаптация и интеграция указанных лиц в общество в том числе приобретения навыков самообслуживания, подготовка к трудовой и профессиональной деятельности и к семейной жизни.

Задачи на современном этапе ЛП:

· Разработка концепций о сущности нарушения речевого развития, путей его компенсации и коррекции;

· Обоснования и создание системы специальной организации психологопедической помощи;

· Научно – методическая поддержка действия системы учреждений обучения и воспитания (обновление содержание образования);

· Разработка образовательных маршрутов, методов педагогического изучения детей и установление оптимальных условий для их развития;

· Разработка технологий, совокупности методов, приемов, средств корекционно – педагогического воздействия на личность;

· Обеспечение психологического сопровождения в условиях интегрированного обучения;

· Разработка форм и методов изучения обобщения и внедрения в практику передового педагогического опыта.

ЛП как 1 из отраслей пед. науки тесно связана со всем блоком психологопед. наук и социальных дисциплин. Коррекция является составной частью единого педагогического процесса, опираясь на него имеет самую тесную взаимосвязь с общей педагогикой, которая определяет цели, задачи, содержание, формы и методы обучения и воспитания разностороннего развития личности. Вместе с тем ЛП вносит существенные поправки в методику и технологию применения педагогических знаний, содержание обучения и воспитания в соответствии с природой и характером дефекта, а также разрабатывает свои приемы и методы коррекционного воздействия. Без знания основ общей психологии трудно организовать эффективную коррекционную работу, тем более, что результаты исследования, закономерности развития ребенка показывают, что они идентичны как для нормы, так и для патологии. Вместе с тем для детей с особенностями в развитии характерны такие черты психики, которые не всегда можно встретить у нормальных людей. Также диалектично единство общего и особенного, обыденного и необычного в психическом состоянии подводит к констатации взаимосвязи ЛП и философии. Кропотливая коррекционная работа, повседневное педагогическое воздействие на дефект приводит к проявлению философской закономерности перехода количества в качество.

ЛП тесно связана со специальной психологией, а точнее с логопсихологией – область психологической науки, изучающая людей для которых характерно отклонение от нормы психического развития, связанного с НР. Понимание сущности языка, его функций, структуры и пути развития имеет важное значение для ЛП. Следовательно ЛП связана с психолингвистикой и лингвистикой. В ЛП прослеживается связь с социальной педагогикой, предметом которой является исследование воспитательных сил общества, государства и частных организаций в целях создания условий для развития и позитивной самореализации человека. С социальной психологией прослеживается связь в том, она изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы. Социология помогает в изучении закономерностей становления функционирования и развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей.

Можно отметить, что коррекционно педагогическая деятельность будет эффективнее тогда, когда она будет опираться на знания в области детской психиатрии, невропатологии и др. медицинских наук. С мед. т.зр. базой для коррекционной педагогики является педиатрия, которая изучает здоровье ребенка, процессы его развития, физиологию, патологию, методы профилактики лечения заболеваний. Источником для многих отклонений в развитии является состояние НС, поэтому педагогу необходимо владеть данными неврологии, т.е. науки о структуре и функциях НС человека. А чтобы соотнести норму и патологию состояния НС требуется взаимосвязь с невропатологией, т.е. областью медицины, изучающую заболевания НС и ее роль в патологии других органов и систем. При коррекции нарушения психических функций не обойтись без планомерных психологических воздействий на человека, т.е. без психотерапии, которая выступает как комплекс психологических воздействий на больного, направленных на повышение его сил в борьбе с болезнью, на создание охранительного восстановительного режима, исключающего психологическую травматизацию.

Понятийно – категориальный аппарат

Специальное образование – процесс обучения и воспитания лиц с ОПФР, включающий специальные условия для получения соответствующего образования, оказание коррекционной помощи, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Лицо с ОПФР – лицо, имеющее физ и (или) психическое нарушение, препятствующее получение образования без создания для того специальных условий.

Ребенок с ОПФР – лицо с ОПФР в возрасте до 18 лет.

Физическое и (или) психическое нарушение – отклонение от нормы, ограничивающее социальную деятельность и подтвержденное в порядке законодательством.

Множественное физическое и (или) психическое нарушение – 2 и более физ и (или) псих нарушения, установленных в порядке законодательством.

Тяжелое физ и (или) псих нарушение – нарушение, выражающееся в такой степени, что получение образования в соответствии с образовательным стандартом (в том числе специальном) является недоступным и возможности обучения ограничивают получение основных знаний об окружающем мире, приобретение навыков самообслуживания, элементарных трудовых навыков и профессиональной подготовки.

Ранняя комплексная помощь – система мер, включающая выявление, обследование, коррекцию физ и псих нарушений, индивидуальное обучение ребенка с ОПФР в возрасте до 3-ех лет с психолого-педагогическим сопровождением в условиях семьи, УО и организации здравоохранения.

Коррекция – система психолого-педагогических и медико-социальных мер, направленных на исправление или ослабление физ и псих нарушения.

Психолого-медико-педагогическое обследование – изучение с использованием специальных методов и методик индивидуальных особенностей личности ребенка, развитие его познавательной и эмоциональной сфер, потенциальные возможности и состояния здоровья в целях определения специальных условий для получения образования.

Специальные условия для получения образования – это условия обучения и воспитания без которых не возможно или затруднено освоение соответствующих учебных программ лицам с ОПФР.

Специальные УО – это УО, созданное для обучения и воспитания лиц с ОПФР.

Интегрированное обучение и воспитание – организация специального образования, при котором обучение и воспитание лиц с ОПФР осуществляется в условиях УО общего типа, создание специальных условий для пребывание и получение образования такими лицами.

Обучение на дому - организация специального образования, при котором усвоение соответствующих учебных программ лицам с ОПФР по состоянию здоровья временно или постоянно непосещающих УО осуществляется на дому.

Компенсация – возмещение, выравнивание, развитие нарушенных или недоразвитых функций, перестройка сохранных функций для замещения нарушенных; приобретение в обучении и воспитании способов деятельности и поведения, способствующие социальной адаптации и интеграции.

Абилитация – формирование и развитие функциональной системы организма и способностей индивида, естественное становление которых затруднено имеющимися физ нарушениями в развитии; применение к детям раннего возраста с отклонениями в развитии, т.к. в отношении раннего возраста речь может идти не о возвращении способностей к чему – либо, а о первичном ее формировании.

Социализация – процесс вхождения индивида в социальную среду, его владение навыками практической и теоретической деятельности, преобразование реально существующих отклонений в качества личности.

Адаптация – в широком смысле – процесс приспособления строения и функций организма к изменившимся условиям существования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.130.96 (0.007 с.)