Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Логопедагогика (ЛП) как отрасль коррекционной педагогики.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Логопедгогика – теория и практика бучения и воспитания детей с нарушениями речи. В настоящее время наблюдается динамика развития объекта и предмета изучения логопедагогики. Расширение объекта имеет место за счет увеличения возрастного диапазона, охватываемым контингентом. Нижняя граница – 1-е месяцы жизни, верхняя – вся жизнь. Непрерывность процесса обучения и его выход за рамки школьного возраста с включением специальных мероприятий в дошкольном и даже раннем возрасте выступает требования времени. Расширение предмета детерминируется изменением условия жизнедеятельности, а также увеличение количества используемых средств в коррекции в настоящее время по сравнению с обучением и воспитанием в школах интернатах. До недавнего времени дети с ТНР воспитываются в основном в закрытых учреждениях интернатного типа. Сейчас они преимущественно обучаются в интегрированных классах, в массовых школах по месту жительства. Т.о. объектом изучения логопедагогики как самостоятельно - развивающейся науки будут речевые нарушения. Предмет – это виды, средства и способы коррекционного воздействия на имеющееся нарушение. Субъектом является человек с ТНР. Выделяют следующие цели: 1. Реализация прав лиц с ОПФР на получение специального образования и коррекционной помощи путем обеспеченья их доступности и создания для этого специальных условий; 2. Социальная адаптация и интеграция указанных лиц в общество в том числе приобретения навыков самообслуживания, подготовка к трудовой и профессиональной деятельности и к семейной жизни. Задачи на современном этапе ЛП: · Разработка концепций о сущности нарушения речевого развития, путей его компенсации и коррекции; · Обоснования и создание системы специальной организации психологопедической помощи; · Научно – методическая поддержка действия системы учреждений обучения и воспитания (обновление содержание образования); · Разработка образовательных маршрутов, методов педагогического изучения детей и установление оптимальных условий для их развития; · Разработка технологий, совокупности методов, приемов, средств корекционно – педагогического воздействия на личность; · Обеспечение психологического сопровождения в условиях интегрированного обучения; · Разработка форм и методов изучения обобщения и внедрения в практику передового педагогического опыта. ЛП как 1 из отраслей пед. науки тесно связана со всем блоком психологопед. наук и социальных дисциплин. Коррекция является составной частью единого педагогического процесса, опираясь на него имеет самую тесную взаимосвязь с общей педагогикой, которая определяет цели, задачи, содержание, формы и методы обучения и воспитания разностороннего развития личности. Вместе с тем ЛП вносит существенные поправки в методику и технологию применения педагогических знаний, содержание обучения и воспитания в соответствии с природой и характером дефекта, а также разрабатывает свои приемы и методы коррекционного воздействия. Без знания основ общей психологии трудно организовать эффективную коррекционную работу, тем более, что результаты исследования, закономерности развития ребенка показывают, что они идентичны как для нормы, так и для патологии. Вместе с тем для детей с особенностями в развитии характерны такие черты психики, которые не всегда можно встретить у нормальных людей. Также диалектично единство общего и особенного, обыденного и необычного в психическом состоянии подводит к констатации взаимосвязи ЛП и философии. Кропотливая коррекционная работа, повседневное педагогическое воздействие на дефект приводит к проявлению философской закономерности перехода количества в качество. ЛП тесно связана со специальной психологией, а точнее с логопсихологией – область психологической науки, изучающая людей для которых характерно отклонение от нормы психического развития, связанного с НР. Понимание сущности языка, его функций, структуры и пути развития имеет важное значение для ЛП. Следовательно ЛП связана с психолингвистикой и лингвистикой. В ЛП прослеживается связь с социальной педагогикой, предметом которой является исследование воспитательных сил общества, государства и частных организаций в целях создания условий для развития и позитивной самореализации человека. С социальной психологией прослеживается связь в том, она изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы. Социология помогает в изучении закономерностей становления функционирования и развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей. Можно отметить, что коррекционно педагогическая деятельность будет эффективнее тогда, когда она будет опираться на знания в области детской психиатрии, невропатологии и др. медицинских наук. С мед. т.зр. базой для коррекционной педагогики является педиатрия, которая изучает здоровье ребенка, процессы его развития, физиологию, патологию, методы профилактики лечения заболеваний. Источником для многих отклонений в развитии является состояние НС, поэтому педагогу необходимо владеть данными неврологии, т.е. науки о структуре и функциях НС человека. А чтобы соотнести норму и патологию состояния НС требуется взаимосвязь с невропатологией, т.е. областью медицины, изучающую заболевания НС и ее роль в патологии других органов и систем. При коррекции нарушения психических функций не обойтись без планомерных психологических воздействий на человека, т.е. без психотерапии, которая выступает как комплекс психологических воздействий на больного, направленных на повышение его сил в борьбе с болезнью, на создание охранительного восстановительного режима, исключающего психологическую травматизацию. Понятийно – категориальный аппарат Специальное образование – процесс обучения и воспитания лиц с ОПФР, включающий специальные условия для получения соответствующего образования, оказание коррекционной помощи, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Лицо с ОПФР – лицо, имеющее физ и (или) психическое нарушение, препятствующее получение образования без создания для того специальных условий. Ребенок с ОПФР – лицо с ОПФР в возрасте до 18 лет. Физическое и (или) психическое нарушение – отклонение от нормы, ограничивающее социальную деятельность и подтвержденное в порядке законодательством. Множественное физическое и (или) психическое нарушение – 2 и более физ и (или) псих нарушения, установленных в порядке законодательством. Тяжелое физ и (или) псих нарушение – нарушение, выражающееся в такой степени, что получение образования в соответствии с образовательным стандартом (в том числе специальном) является недоступным и возможности обучения ограничивают получение основных знаний об окружающем мире, приобретение навыков самообслуживания, элементарных трудовых навыков и профессиональной подготовки. Ранняя комплексная помощь – система мер, включающая выявление, обследование, коррекцию физ и псих нарушений, индивидуальное обучение ребенка с ОПФР в возрасте до 3-ех лет с психолого-педагогическим сопровождением в условиях семьи, УО и организации здравоохранения. Коррекция – система психолого-педагогических и медико-социальных мер, направленных на исправление или ослабление физ и псих нарушения. Психолого-медико-педагогическое обследование – изучение с использованием специальных методов и методик индивидуальных особенностей личности ребенка, развитие его познавательной и эмоциональной сфер, потенциальные возможности и состояния здоровья в целях определения специальных условий для получения образования. Специальные условия для получения образования – это условия обучения и воспитания без которых не возможно или затруднено освоение соответствующих учебных программ лицам с ОПФР. Специальные УО – это УО, созданное для обучения и воспитания лиц с ОПФР. Интегрированное обучение и воспитание – организация специального образования, при котором обучение и воспитание лиц с ОПФР осуществляется в условиях УО общего типа, создание специальных условий для пребывание и получение образования такими лицами. Обучение на дому - организация специального образования, при котором усвоение соответствующих учебных программ лицам с ОПФР по состоянию здоровья временно или постоянно непосещающих УО осуществляется на дому. Компенсация – возмещение, выравнивание, развитие нарушенных или недоразвитых функций, перестройка сохранных функций для замещения нарушенных; приобретение в обучении и воспитании способов деятельности и поведения, способствующие социальной адаптации и интеграции. Абилитация – формирование и развитие функциональной системы организма и способностей индивида, естественное становление которых затруднено имеющимися физ нарушениями в развитии; применение к детям раннего возраста с отклонениями в развитии, т.к. в отношении раннего возраста речь может идти не о возвращении способностей к чему – либо, а о первичном ее формировании. Социализация – процесс вхождения индивида в социальную среду, его владение навыками практической и теоретической деятельности, преобразование реально существующих отклонений в качества личности. Адаптация – в широком смысле – процесс приспособления строения и функций организма к изменившимся условиям существования.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.130.96 (0.007 с.) |