Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности личности и эмоционально-волевой сферы лиц с ТНР

Поиск

2. Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются устойчивыми свойствами, определяют нравственные поступки, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Среди немногочисленных работ, посвященных исследованию особенностей эмоционально-волевой сферы и личностного развития при речевых нарушениях, можно назвать работы таких ученых, как В.М.Шкловский, В.И.Селиверстов, Л.А.Зайцева, Л.Е Гончарук, Л.С.Волкова.

В отличие от детей с нормой многим детям сТНР свойственна пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению.

Исследование самооценки с помощью теста «полярный профиль» позволило установить наиболее значимые различия в самооценке девочек и мальчиков с № и нарушенной речью. Учащиеся младших классов для детей с ТНР недостаточно критично оценивают свои возможности, чаще переоценивая их. В большинстве случаев объективная личностная характеристика не совпадает с самооценкой, многие из своих черт характера дети не отмечают и не оценивают. Чаще всего не фиксируется внимание на негативных чертах характера, а положительные качества несколько переоцениваются. Исследования уровня притязаний детей с ТНР выявили, что в большинстве случаев реакция этих детей на неуспех отличается от той, которая наблюдается в норме. Это выражается в том, что после удачно выполненного задания часть детей переходит не к более трудному, а к более легкому заданию.

Личностные свойства человека с нарушением речи зависят от особенностей его характера, его отношения к своему дефекту. Выделяют несколько типов формирования личности.

Социально ориентированный (конформный). Данный тип демонстрирует конъюнктурное подчинение любым авторитетам в группе. Склонны к морализаторству и консерватизму, главное жизненное кредо «быть как все».

Доминирующий. Характеризуются стремлением к лидерству, жаждой похвалы, демонстрируют высокую приспособляемость, обнаруживают склонность к интригам. Имеют высокие притязания к себе и другим, провоцируют конфликты, при этом активно защищаются.

Чувствительный. Повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, огорчает, пугает. Робкие и застенчивые при посторонних, не любят больших компаний, азартных игр. Отличаются послушанием, обнаруживают большую привязанность к родителям. В юношестве усиливаются трудности адаптации в связи с осознанием своей отличности от других, возникает комплекс неполноценности. Обнаруживаются высокие мо ральные требования к себе и окружающим. Часто выбирают сложные виды деятельности.

Тревожный. Свойственна низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение, усугубляющееся нарушением речи. Редко вступают в конфликты, играют в основном пассивную роль, в сложных ситуациях ищут поддержки и опоры.

Интровертируемый. Характеризуются низкой контактностью, замкнутостью, оторванностью от реальности, любят одиночество, избегают конфликтов с окружающими, протестуют только при попытках вмешательства в их личную жизнь. Часто представляют собой эмоционально холодных идеалистов, слабо привязанных к людям. Имеют на все свою точку зрения, которую, вследствие неуверенности в своих силах, не отстаивают в спорах.

Гармоничный. Этот тип у людей с речевыми нарушениями встречается редко. Дети, развивающиеся гармонично, адекватно реагируют на свой речевой дефект. Активны в деятельности, стремятся к общению. При хороших способностях обнаруживают недостаточную дисциплинированность. Иногда переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенны, переживают свои ошибки, но стремятся их исправить.

Расстройства в эмоционально-волевой, личностной сферах детей с нарушениями речи не только снижают и ухудшают их работоспособность, но и могут приводить к нарушению поведения и явлениям социальной дезадаптации, в связи с чем особую значимость приобретает дифференциальная психопрофилактика и психокоррекция имеющихся у этих детей особенностей эмоционально-личностного развития.

 

11. Правовые основы системы специального образования и социальной защиты детей с ТНР

На государственном уровне специальная помощь в РБ оказывается в рамках Министерства образования, Министерства Здравоохранения, Министерства труда и социальной защиты. Это вызывает определенные трудности, т.к. межведомственные барьеры парой мешают созданию целостной слаженной и действенной системы. Для координации усилий этих и других структур при Совете Министров создался межведомственны Совет по проблемам инвалидов. Система учебно – образовательных учреждений для детей с ТНР в РБ существует и развивается в соответствии с кодексом РБ, в соответствии с концепцией реформирования специального образования, положением о специальной общеобразовательной школе для детей с ОПФР и рядом других законодательных актов и документов. Под специальным образованием понимается процесс обучения и воспитания лиц с ОПФР, включая специальные условия для получения соответствующего образования, оказание коррекционной помощи, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Принципы построения системы специального образования:

- государственный характер

- общедоступность образования

- приоритет общечеловеческим ценностям

- опора на наследие национальной культуры

- адаптивность системы образования к уровню и особенностям развития и подготовки учащихся

- коррекционно – компенсаторная направленность учебно – воспитательного процесса

- личностно – ценностное ориентирование обучения и воспитания

- преемственность в работе всех звеньев системы образования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 745; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.255.116 (0.008 с.)